Научная статья на тему 'Проведение выездных налоговых проверок с участием милиции'

Проведение выездных налоговых проверок с участием милиции Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — И. И. Горленко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проведение выездных налоговых проверок с участием милиции»

ВЫЕЗДНЫЕ

НАЛОГОВЫЕ ПРОВЕРКИ

ПРОВЕДЕНИЕ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

С УЧАСТИЕМ МИЛИЦИИ*

И. И. ГОРЛЕНКО, советник налоговой службы Российской Федерации III ранга

Указом Президента Российской Федерации от 11.03.2003 № 306 «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации» с 1 июля 2003 г. МВД России переданы функции упраздняемой Федеральной службы налоговой полиции Российской Федерации по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений и правонарушений. В структуре центрального аппарата МВД России образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России, возглавляемая заместителем министра внутренних дел Российской Федерации. Указанная Федеральная служба подчинена непосредственно министру внутренних дел Российской Федерации, а функции по координации ее деятельности осуществляет первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации — начальник Службы криминальной милиции.

Учитывая произошедшие изменения в полномочиях названных федеральных органов исполнительной власти, внесенные данным Указом Президента Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 N° 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», внесены изменения в НК России и Закон Российской Федерации «О милиции».

* Статья была впервые опубликована в журнале «Все для бухгалтера». № 15(135), 2004 г.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О милиции» милиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляется право:

• участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов;

• получать сведения, составляющие налоговую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

• проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии со ст. 36 НК России по запросу

налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых выездных налоговых проверках.

Порядок и форма взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках изложены в совместном приказе МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2004 № 5588), был опубликован в «Российской газете», № 46 от 06.03.2004.

Данным приказом утверждены: Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок; Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к пол-

номочиям налоговых органов, для принятия по ним решения; Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок устанавливает порядок организации и проведения налоговыми органами с участием органов внутренних дел выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

В соответствии со ст. 89 НК России выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Решение о проведении повторной выездной налоговой проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью нижестоящего налогового органа оформляется в виде мотивированного постановления.

Решение и постановление должны быть оформлены в соответствии с Порядком назначения выездных налоговых проверок, утвержденным Приказом МНС России от08.10.1999 № АП-3-16/318 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15.11.1999 N9 1978).

При привлечении сотрудников органов внутренних дел для решения совместных задач в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения: наименование налогового органа; номер решения и дата его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф. И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика - организации, помимо ее наименования указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный номер налогоплательщика; период финан-сово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф. И. О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым провер-

кам в установленном порядке); подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф. И. О., должности и классного чина. В том случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящий проверку, может вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки) с указанием Ф. И. О., должности и классного чина (специального звания) проверяющего лица.

Если выездная налоговая проверка назначена на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы.

Если в ходе проведения выездной налоговой проверки возникает необходимость проверки налогов (сборов), не включенных в принятое решение (постановление) о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки, то руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о назначении новой выездной (повторной выездной) налоговой проверки по указанным налогам (сборам), с учетом требований статей 87 и 89 НК РФ.

Срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать двух месяцев, если иное не установлено статьей 89 НК РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность такой проверки до трех месяцев. При проведении налоговым органом выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства, т. е. может превышать общеустановленный срок. К двухмесячному сроку проведения проверки прибавляется по 1 месяцу на каждое обособленное подразделение организации.

Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), так и независимо от него, т. е. самостоятельно.

Для участия сотрудников органа внутренних

дел в выездных налоговых проверках налоговый орган до проведения проверки или в процессе ее проведения направляет в орган внутренних дел мотивированный запрос, подписанный руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Срок направления мотивированного запроса Инструкцией не установлен, поэтому он определяется налоговым органом самостоятельно, исходя из конкретных обстоятельств проведения выездной налоговой проверки.

Запрос налогового органа должен содержать: полное наименование организации (ИНН/ КПП), фамилию, имя, отчество физического лица (ИНН - при наличии), адрес местонахождения организации, место жительства физического лица); вопросы проверки (виды налогов и сборов, по которым проводится проверка); период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика -плательщика сбора, налогового агента, за который проводится проверка;

изложение обстоятельств, вызывающих необходимость участия сотрудников органа внутренних дел в выездной (повторной выездной) налоговой проверке: описание формы, характера и содержания предполагаемого нарушения законодательства о налогах и сборах, основанное на имеющейся у налогового органа информации;

обоснование привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

В случае, если проверка назначена по результатам рассмотрения материалов о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, вместо указанных данных приводится ссылка на номер и дату письма органа внутренних дел, с которым были представлены эти материалы;

предложения по количеству и составу сотрудников органа внутренних дел, привлекаемых для участия в выездной (повторной выездной) налоговой проверке;

предполагаемые сроки проведения проверки. Налоговый орган направляет мотивированный запрос в орган внутренних дел в следующих случаях:

а) наличие у налогового органа данных, свидетельствующих о возможных нарушениях налогоплательщиками, плательщиками сборов, налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах, и необходимости проверки указанных данных с участием специалистов-ревизоров и (или) сотрудников оперативных подразделений;

б) назначение выездной (повторной выездной) налоговой проверки на основании материалов

о нарушениях законодательства о налогах и сборах, направленных органом внутренних дел в налоговый орган, для принятия по ним решения в соответствии с п. 2 ст. 36 Налогового кодекса;

в) необходимость привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля;

г) необходимость содействия должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, в случаях воспрепятствования их законной деятельности, а также обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья указанных лиц при исполнении ими должностных обязанностей.

Указанный запрос должен содержать весь имеющийся у налогового органа спектр информации, подтверждающий необходимость участия сотрудников органов внутренних дел. Например, если участие сотрудника органа внутренних дел необходимо для обеспечения мер безопасности проверяющих сотрудников налогового органа, то в мотивированном запросе должны быть изложены все имеющиеся у налогового органа факты, подтверждающие наличие возможности применения со стороны налогоплательщика действий, угрожающих жизни и здоровью проверяющих.

Орган внутренних дел, рассмотрев мотивированный запрос, обязан не позднее пяти дней со дня поступления запроса направить налоговому органу информацию о сотрудниках, назначенных для участия в выездной налоговой проверке, или мотивированный отказ от участия в указанной проверке.

Основаниями для отказа по запросу налогового органа об участии органа внутренних дел в выездной налоговой проверке могут являться:

• отсутствие в запросе налогового органа фактов, свидетельствующих о возможных нарушениях организациями и физическими лицами законодательства о налогах и сборах;

• несоответствие изложенной в запросе налогового органа цели привлечения сотрудников органа внутренних дел для участия в проверке компетенции органов внутренних дел;

• отсутствие обоснования необходимости привлечения сотрудников органа внутренних дел в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

При принятии органом внутренних дел решения об участии в проверке налогоплательщика непосредственно перед ее началом должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, назначенными для участия в ее

проведении, проводится рабочее совещание, на котором вырабатываются и согласуются основные направления проведения предстоящей проверки, составляется аналитическая схема выявления нарушений налогоплательщиком, плательщиком сборов, налоговым агентом законодательства о налогах и сборах, по которым имеется соответствующая информация, а также вопросы организации и тактики осуществления мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья проверяющих.

Участие сотрудника органа внутренних дел в проверке возможно не только на постоянной основе, но и в определенных ситуациях. Например, при осуществлении налоговым органом конкретных мероприятий налогового контроля: осмотр территорий, помещений налогоплательщика, выемка документов и т. д. При такой форме участия в выездной налоговой проверке сотрудника органа внутренних дел также обязательно его включение в решение (постановление) о проведении проверки и осуществление всего комплекса предварительных мероприятий.

Сотрудники органов внутренних дел участвуют в проведении выездной налоговой проверки путем осуществления полномочий, предоставленных им Законом Российской Федерации «О милиции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае, если проверкой установлены факты нарушения законодательства о налогах и сборах, проверяющими должны быть приняты необходимые меры по сбору доказательств. В установленном порядке производится снятие копий с документов и файлов, свидетельствующих о совершении нарушения законодательства о налогах и сборах, истребование недостающих документов, выемка документов и предметов, в том числе электронных носителей информации, проведение встречных проверок, допросы свидетелей и другие действия, предусмотренные Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах Российской Федерации», Законом РФ «О милиции» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Проведение выездной налоговой проверки у налогоплательщика начинается непосредственно после прибытия на объект проверки. Проверяющие обязаны предъявить руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителю) служебные удостоверения, а также решение (постановление) руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Факт предъявления решения (постановления) удостоверяется подписью руководителя организации, индивидуального пред-

принимателя либо физического лица (их представителя) на экземпляре данного решения (постановления) после слов «С решением (постановлением) на проведение выездной (повторной выездной) налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

В случае отказа руководителя организации, индивидуального предпринимателя либо физического лица (их представителя) от подписи на экземпляре решения (постановления) о проведении проверки, должностным лицом налогового органа, возглавляющим проверяющую группу, в конце указанного документа производится запись о том, что решение (постановление) предъявлено указанным лицам и от подписи, удостоверяющей предъявление данного решения (постановления), эти лица отказались, заверенная подписью указанного должностного лица налогового органа.

При воспрепятствовании законной деятельности проверяющих сотрудники органа внутренних дел, привлекаемые для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налоговых органов, принимают меры по пресечению противоправных деяний.

Истребование необходимых для проверки документов производится в соответствии с п. 1 ст. 93 Налогового кодекса РФ. Форма требования о представлении документов приведена в инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 07.06.2000, № 2259) (далее - Инструкция МНС России от 10.04.2000 № 60). Требование подписывается руководителем проверяющей группы и вручается руководителю проверяемой организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям) под расписку с указанием даты вручения данного требования. Копия требования остается у проверяющих.

При выявлении проверкой фактов неуплаты (неполной уплаты) сумм налогов (сборов) проверяющими производится исчисление сумм неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов (сборов) и пеней, а также формируются предложения о привлечении к налоговой, уголовной и административной ответственности.

В случаях направления материалов проверки в орган внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, предусмотренных ст. 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, производятся расчеты сумм неуплаченных налогов (сбо-

ров) по их видам, налоговым периодам и финансовым годам (финансовый год соответствует календарному году).

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Оформление и реализация результатов выездной налоговой проверки осуществляются в порядке, установленном ст. 100 и 101 Налогового кодекса РФ и Инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке составляется в установленной форме акт налоговой проверки.

Согласно Инструкции акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, должен быть подписан всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (их представителями).

При наличии разногласий между проверяющими по содержанию акта окончательное решение по данному вопросу принимается руководителем проверяющей группы. По спорному вопрЬсу указанные лица вправе изложить свое мнение в заключении, которое должно быть приобщено к материалам проверки, остающимся в налоговых органах и органах внутренних дел.

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, один из которых хранится в налоговом органе, второй — в установленном порядке вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий — направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае, если сотрудники органов внутренних дел привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, акт выездной налоговой проверки и прилагаемые к нему документы в орган внутренних дел не направляются.

В случае представления организацией, индивидуальным предпринимателем либо физическим лицом возражений по акту проверки, документов, подтверждающих обоснованность возражений, их копии в трехдневный срок со дня представления передаются налоговым органом в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в выездной налоговой проверке.

В соответствии со ст. 101 НК России материалы проверки рассматриваются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. В случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика либо индивидуального предпринимателя или их представителей. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился на рассмотрение, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В орган внутренних дел, сотрудники которого принимали участие в проверке, решение налогового органа направляется в трехдневный срок с момента его вынесения.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения должны быть изложены обстоятельства совершенного налогоплательщиком налогового правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей Налогового кодекса РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Далее на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственнос-

ти за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени.

Копия решения налогового органа и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящей статьи может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

По выявленным проверяющими нарушениям, за которые налогоплательщики — физические лица или должностные лица налогоплательщиков-организаций подлежат привлечению к административной ответственности, должностными лицами налоговых органов и сотрудниками органов внутренних дел возбуждается дело и осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в соответствии с подведомственностью и в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вышесказанное распространяется также на плательщиков сбора и налоговых агентов.

В случае выявления фактов уклонения от уплаты налогов (сборов) в крупных и особо крупных размерах, неисполнения обязанностей налогового агента, сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов (сборов), налоговые органы направляют материалы проверки в орган внутренних дел в соответствии с Инструкцией о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

В течение трех дней копия постановления по делу об административном правонарушении направляется налоговым органом или органом внутренних дел соответственно в орган внутренних дел или в налоговый орган, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

В случае, если в выявленном правонарушении содержатся признаки состава преступления, предус-

мотренного ст. 198,199,199.1,199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа или органа внутренних дел выносится мотивированное постановление о прекращении производства соответствующего дела об административном правонарушении.

О принятом в соответствии со ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации процессуальном решении орган внутренних дел уведомляет налоговый орган в трехдневный срок с момента вынесения указанного решения.

В случае принятия органом предварительного следствия при органе внутренних дел решения о прекращении уголовного дела орган внутренних дел в трехдневный срок уведомляет об этом налоговый орган.

На основании указанного уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа отменяет ранее принятое постановление о прекращении дела об административном правонарушении и привлекает нарушителя к административной ответственности согласно действующему законодательству.

Следует учесть, что при проведении выездной налоговой проверки не допускается причинение неправомерного вреда налогоплательщику, плательщику сбора, налоговому агенту или их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

Убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц, а также органов внутренних дел и их сотрудников при проведении мероприятий налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход).

За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий налоговые органы и их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Действия сотрудников налоговых органов и органов внутренних дел могут быть обжалованы организациями и физическими лицами в вышестоящие налоговые органы и органы внутренних дел, прокуратуру и суд.

Если убытки были причинены налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям правомерными действиями должностных лиц налоговых органов и сотрудников внутренних дел, то они возмещению не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.