Научная статья на тему 'Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика'

Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
144
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Налоговый контроль финансовой деятельности налогоплательщика»

Налогообложение

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА

В соответствии со ст. 82 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) налоговые органы проводят указанный контроль в форме налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим кодексом.

Налоговые проверки являются самой распространенной формой контроля, позволяющей наиболее эффективно и основательно контролировать деятельность налогоплательщика. Согласно ст. 87 НК РФ они бывают следующих видов: выездные, камеральные, встречные, дополнительные и повторные выездные налоговые проверки.

Выездные проверки

Выездная налоговая проверка налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), его филиала или представительства проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа. Форма решения должна соответствовать приложению № 2 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 08.10.1999 № АП-3-16/318.

Указанное решение должно в обязательном порядке содержать следующие сведения: наименование налогового органа; номер решения и дату его вынесения; наименование налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка (в случае назначения выездной налоговой проверки филиала или представительства налогоплательщика — организации, помимо наименования организации, указывается наименование филиала или представительства, у которого назначается проверка, а также код причины постановки на учет); идентификационный но-

И.И. ГОРЛЕНКО,

советник налоговой службы РФ III ранга

мер налогоплательщика; период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика либо его филиала или представительства, за который проводится проверка; вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка); Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников органов внутренних дел, иных правоохранительных и контролирующих органов (в случае привлечения этих лиц к налоговым проверкам в установленном порядке)'; подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф. И .О., должности и классного чина. В том случае, если в период с момента вынесения решения о проведении выездной налоговой проверки (постановления о проведении повторной выездной налоговой проверки) до момента ее окончания возникнут обстоятельства, вызывающие необходимость расширения (изменения) состава проверяющей группы, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, проводящий проверку, может вынести решение (постановление) о внесении соответствующих дополнений (изменений) в решение о проведении выездной налоговой проверки (постановление о проведении повторной выездной налоговой проверки).

При участии в выездных налоговых проверках сотрудников органов внутренних дел необходимо учитывать следующее.

Согласно ст. 11 закона РФ «О милиции» сотрудником МВД для выполнения возложенных обязанностей предоставляется право участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых орга-

1 Порядок и форма взаимодействии органов внутренних дел и налоговых органов в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках изложены в совместном приказе МВД России и МНС России от 22.01.2004 № 76/АС-3-06/37 «Обутвср-кдении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений» (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.2004 № 5588), был опубликован в «Российской газете», № 46, 06.03.2004.

нов; в соответствии с законодательством РФ получать сведения, составляющие налоговую тайну; при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц.

В соответствии со ст. 36 НК РФ по запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Порядок и форма взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов изложены в упомянутом ранее (в сноске) совместном приказе МВД и МНС России.

Данным приказом утверждены Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок; Инструкция о порядке направления органами внутренних дел материалов в налоговые органы при выявлении обстоятельств, требующих совершения действий, отнесенных к полномочиям налоговых органов для принятия по ним решения; Инструкция о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.

Инструкция о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов при осуществлении выездных налоговых проверок устанавливает порядок организации и проведения выездных налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, оформления и реализации результатов этих проверок.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Н К РФ налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. Личное участие налогоплательщика не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях. При этом необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 26 НК РФ полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с НК РФ и иными федеральными законами.

На основании указанных выше норм кодекса решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении проверки может быть вручено как руководителю организации, так и лицу, на которого возложены обязанности законного или уполномоченного представителя налогоплатель-

щика. Вручение решения другим работникам организации является неправомерным и приравнивается к невручению налогоплательщику данного решения, что в последующем повлечет его отмену по формальным основаниям.

Таким образом, налоговая проверка может быть начата в отсутствие руководителя организации, если полномочия налогоплательщика возложены на его законного или уполномоченного представителя.

Выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Следует обратить внимание, что НК РФ не содержит ограничений для налоговых органов при охвате проверкой периодов текущего календарного года. Данная позиция изложена в постановлении Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации». Согласно п. 27 этого постановления при толковании указанной нормы необходимо исходить из того, что она имеет своей целью установить давностные ограничения при определении налоговым органом периода прошлой деятельности налогоплательщика, который может быть охвачен проверкой, и не содержит запрета на проведение проверок налоговых периодов текущего календарного года.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) может проводиться как по одному виду налога, так и по нескольким видам.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Данное правило не распространяется на случаи, когда такая проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика, плательщика сбора —организации, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку. Последнее оформляется в виде мотивированного постановления с указанием обстоятельств, явившихся основаниями для назначения указанной проверки. При этих обстоятельствах выездная налоговая проверка может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом ликвидация или реорганизация филиала налогоплательщика не предоставляет налоговому органу право на повторную выездную налоговую проверку на основании ст. 87 Н К РФ, которая может иметь место только в случае реорганизации юридических лиц в соответствии со ст. 57 ГК РФ.

Срок проведения выездной налоговой проверки по общему правилу не может превышать двух месяцев, если иное не установлено ст. 89 Н К РФ. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность такой проверки до трех месяцев.

В соответствии со ст. 89 Н К РФ срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчитываются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.

Согласно п. 2.1 Инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 (далее - Инструкция), непосредственно по окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и ее сроки. Форма справки приведена в приложении N9 3 к указанной Инструкции.

Таким образом, время фактического нахождения проверяющего на территории налогоплательщика указывается в справке о проведенной проверке, которую проверяющий составляет непосредственно по окончании выездной налоговой проверки.

При проведении налоговым органом выездной налоговой проверки организации, имеющей филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства, то есть может превышать общеустановленный срок. К двухмесячному сроку проведения проверки прибавляется по 1 месяцу на каждое обособленное подразделение организации.

Выездные налоговые проверки филиалов и представительств могут проводиться налоговым органом как в рамках проверки самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора), так и независимо от него, то есть самостоятельно.

Объектом выездной проверки могут быть любые документы, находящиеся в распоряжении налогоплательщика и относящиеся к его деятельности. Состав документов, которые могут быть истребованы при проведении проверки, ограничивается предметом проверки, определенным в решении о ее проведении.

По результатам выездной налоговой проверки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными

должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт проверки по форме, установленной указанной Инструкцией.

Акт проверки составляется независимо от наличия выявленных в ходе проверки фактов налоговых правонарушений или их отсутствия. Конструкция ст. 100 НК РФ предполагает обязательное составление уполномоченными должностными лицами налогового органа акта выездной налоговой проверки. Следовательно, несоставление акта выездной налоговой проверки до истечения двух месяцев со дня ее окончания является нарушением налогового законодательства.

Акт проверки должен быть подписан лицами, проводившими проверку, и руководителем проверяемой организации (индивидуальным предпринимателем) либо их представителями. В случае отказа представителей организации подписать акт делается соответствующая запись в акте. В двухнедельный срок со дня получения акта проверки налогоплательщик вправе представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям с приложением документов (заверенных копий), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки. Двухнедельный срок по общему правилу исчисляется в соответствии со ст. 6.1 НК РФ.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели. При этом неделей признается период времени, состоящий из пяти рабочих дней, следующих подряд.

Например, двухнедельный срок для представления налогоплательщиком в соответствующий налоговый орган письменного объяснения мотивов отказа подписать полученный в понедельник (скажем, 17.05.2004) акт проверки начинается со вторника 1 8.05.2004 и истекает в понедельник 31.05.2004.

Реализация вышеназванного права позволяет налогоплательщику активно отстаивать свою позицию на стадии рассмотрения акта проверки и способствует в дальнейшем принятию налоговым органом правильного и справедливого решения.

По истечении двухнедельного срока, в течение не более 14 дней руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также представленные налогоплательщиком дополнительн ые доку менты и материалы и принимает одно из решений, предусмотренных п. 2 ст. 101 НК РФ:

• о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

• об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности;

• о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

В решении о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства правонарушения, как они установлены проведенной проверкой, документы и иные сведения, которые подтверждают указанные обстоятельства, доводы, приводимые налогоплательщиком в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности.

Следует учесть, что при подготовке решений по итогам контрольной работы налоговым органам запрещено ссылаться на Методические рекомендации, которые не являются нормативными документами, обязательными для исполнения налогоплательщиками.

Камеральные проверки

В последнее время существенно возросла роль камеральных налоговых проверок. Расширение прав налогового органа в получении необходимой информации о налогоплательщике позволило значительно увеличить результативность таких проверок (например, по обоснованности возмещения налогоплательщикам из бюджета сумм НДС по экспортным операциям).

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком, служащих основанием для исчисления и уплаты налога, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Специального решения руководителя (его заместителя) на проведение такой проверки не требуется. Налоговый орган должен провести камеральную проверку в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Периодичность проверок не установлена, соответственно частота их проведения зависит от возникновения соответствующей необходимости. Составление акта по результатам камеральной налоговой

проверки действующим законодательством не предусмотрено, в соответствии с п. 1 ст. 100 Н К РФ акт составляется только по результатам выездной налоговой проверки. Вместе с тем ст. 115 НК РФ содержит ссылку на акт как камеральной, так и выездной налоговой проверок. Такая несогласованность правовых норм дает основания налоговому органу в каждом конкретном случае принимать самостоятельное решение о необходимости составления акта проведенной камеральной проверки.

Статьей 88, п. 1 ст. 93 Н К РФ установлено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

В ходе камеральной проверки объем сведений, объяснений, документов, подтверждающих правильность и своевременность уплаты налогов, не регламентируется. Указанные документы могут быть переданы в виде заверенных подписью руководителя организаций копий с приложением печати организации и указанием даты заверения. При этом какое-либо возмещение расходов налогоплательщика на изготовление копий документов Н К РФ не предусмотрено.

На основании ст. 126 Н К РФ налогоплательщик (налоговый агент) может быть привлечен к ответственности в случае непредставления налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля.

Следует учесть, что согласно ст. 23 Н К РФ нал о-гоплателылики обязаны в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных учета доходов и расходов и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, а также документов, подтверждающих уплаченные (удержанные) налоги.

Встречные проверки

В рамках проведения выездной или камеральной налоговой проверки налоговым органом в соответствии со ст. 87 НК РФ может быть проведена встречная проверка, если у налогового органа возникает необходимость получения информации о деятельности налогоплательщика (плательщика сбора), связанной с иными лицами.

Таким образом, исходя из положений ст. 87 НК РФ, встречная проверка является самостоятельной формой налогового контроля и не относится ни к категории камеральной, ни к категории выездной проверки.

При наличии необходимости проведения встречной проверки непосредственно улица, рас-

полагающего документами, относящимися к деятельности проверяемого налогоплательщика, указанная проверка может быть проведена не иначе как в процессе выездной налоговой проверки указанного лица как налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, на основании решения о ее проведении, принятого руководителем налогового органа, на учете в котором состоит данное лицо.

Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, относящиеся к деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора), независимо оттого, в каком налоговом органе эти лица состоят на учете. Таким образом, проведение встречной проверки может осуществляться как налоговым органом, на учете которого состоит лицо, подлежащее встречной проверке, так и налоговым органом, на учете которого состоит налогоплательщик.

Налоговый орган истребует документы в порядке, установленном ст. 93 Н К РФ. Эти документы должны быть направлены или выданы налоговому органу в пятидневный срок.

В случае непредставления налоговому органу сведений о налогоплательщике в ходе проведения встречной проверки, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов л ибо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями к лицам, совершившим данное правонарушение, налоговым органом может быть применена ответственность, установленная п. 2 ст. 126 НК РФ.

В случае отказа лица, которому адресовано требование о представлении документов, должностное лицо налогового органа, проводящее выездную или камеральную налоговую проверку, производит выемку (принудительное изъятие) необходимыхдокументов. Порядок проведения выемки установлен ст. 94 Н К РФ.

Необходимо отметить, что в рамках проведения встречной проверки налоговый орган вправе истребовать только документы. Следовательно, требования налогового органа о получении каких-либо сведений или пояснений, не имеющих документальной формы, не допустимы. Вместе с тем налоговый орган вправе получить интересующую его информацию иным способом, установленным НК РФ. Так, налоговый орган в соответствии со ст. 90 Н К РФ вправе привлечь для дачи показаний свидетеля — лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значения для осуществления налогового контроля.

Дополнительные проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля назначаются и проводятся в соответствии с нормами гл. 14 НК РФ. Следует отметить, что проведение повторных выездных налоговых проверок допускается по основаниям, установленным ст. 87 Н К РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 140 НК РФ по итогам рассмотрения жалобы на акт налогового органа вышестоящий налоговый орган (вышестоящее должностное лицо) для принятия объективного решения по возникшему налоговому спору вправе назначить дополнительную проверку.

Дополнительная проверка может быть назначена только при отмене акта нижестоящего налогового органа.

О проведении дополнительных мероприятий налогового контроля руководителем налогового органа (его заместителем) выносится решение по форме, установленной приложением № 6 упомянутой Инструкции. В решении в обязательном порядке должны быть изложены обстоятельства, вызывающие необходимость проверки, указано, какие именно дополнительные мероприятия налогового контроля должны быть проведены, указан налоговый орган, осуществляющий их проведение.

В рамках дополнительных мероприятий допускается проверка представленных документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, назначение экспертизы (ст. 95 НК РФ), получение от налогоплательщика и свидетелей пояснений (показаний) по обстоятельствам, имеющим значение для осуществления налогового контроля (ст. 90 Н К РФ). При этом про-в фка может осуществляться л юбым должностиым лицом налогового органа.

В случаях, предусмотренных НК РФ, в ходе проверки составляются протоколы, которые наряду с другими документами и материалами, приобщаются к акту проверки. При этом оформление специальным актом результатов проведения дополнительных мероприятий налогового контроля НК РФ не предусмотрено.

Согласно п. Зет. НОН К РФ решение налогового органа (должностного лица) по жалобе (втом числе и о назначении дополнительной проверки) принимается в течение месяца. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу.

При проведении дополнительных мероприятий налогового контроля необходимо принимать во внимание установленный ст. 115 НК РФ срок обращения всудс иском о взыскании налоговой санкции —

не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Следовательно, налоговый орган не заинтересован в затягивании сроков, поскольку истечение шести месяцев влечет отказ суда в удовлетворении исковых требований налогового органа.

Повторные выездные проверки

Налоговый орган согласно ст. 87 Н К РФ вправе проводить выездные налоговые проверки. Запрещается проведение налоговыми органами повторных выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период, за исключением случаев, когда такая проверка проводится в связи с реорганизацией или ликвидацией организации-налогоплательщика (плательщика сбора - организации) или вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 № 154-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции).

Повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа проводится вышестоящим налоговым органом на основании мотивированного постановления этого органа с соблюдением требований указанной выше статьи НК РФ.

Проведение повторных выездных налоговых проверок за один и тот же период по одному и тому же налогу, а также по разным его составляющим или налоговой базе данного налога, за исключением случаев, указанных выше, неправомерно.

Кроме того, повторной выездной налоговой проверкой в порядке контроля за деятельностью нижестоящих налоговых органов не могут быть охвачены периоды деятельности налогоплательщика, которые не были проверены в ходе выездной налоговой проверки.

Участие в выездной налоговой проверке сотрудника вышестоящего налогового органа не ограничивает право вышестоящего налогового органа на проведение повторной выездной налоговой проверки, поскольку ее целью является контроль за деятельностью нижестоящего налогового органа.

Осмотр помещений и территорий

В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты выездной налоговой проверки, должностные лица налогового органа в соответствии со ст. 92 Н К РФ вправе производить ос-

мотр территорий, помещений налогоплательщика (производственных, складских и торговых и других, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода), его документов и предметов.

Вне рамок проверки может быть произведен только осмотр документов и предметов, если они были получены должностным лицом налогового органа либо в результате ранее произведенных действий по осуществлению налогового контроля, либо при согласии их владельца.

При осуществлении осмотра должностные лица налогового органа должны соблюдать требования ст. 91 НК РФ: предъявить служебные удостоверения и решение руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки. Осмотр вправе проводить только те должностные лица налогового органа, которые указаны в решении о проведении проверки.

Пунктом 3 ст. 92 НК РФ предусмотрено обязательное присутствие понятых при осмотре территории, помещения, документов или предметов. Участие понятых регламентировано ст. 98 Н К РФ:

• понятые вызываются в количестве не менее двух человек;

• в качестве понятых могут быть вызваны любые не заинтересованные в исходе дела физические лица;

• не допускается участие в качестве понятых должностных лиц налоговых органов;

• понятые обязаны удостоверить в протоколе факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Они вправе делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат внесению в протокол.

В случае необходимости налоговый орган или суд может опросить понятых по обстоятельствам, ставшим им известными при проведении осмотра.

В соответствии с п. 5 ст. 92 НК РФ о производстве осмотра должен быть составлен протокол с соблюдением требований, установленных ст. 99 НК РФ. В протоколе в обязательном порядке должно быть указано:

• его наименование;

• место и дата производства конкретного действия;

• время начала и окончания действия;

• должность, фамилия, имя, отчество лица, составившего протокол;

• фамилия, имя, отчество каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях - его адрес, гражданство, сведения о том, владеетли он русским языком;

• содержание действия, последовательность его проведения;

• выявленные при производстве действия, существенные для дела факты и обстоятельства. Протокол осмотра имеет доказательственную

силу и может являться одним из существенных доказательств при рассмотрении дела в судебных органах.

В соответствии с Инструкцией МНС России от 10.04.2000 № 60 протокол осмотра должен быть приложен к акту выездной налоговой проверки.

Истребование документов

При проведении камеральной или выездной налоговой проверки должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы, направив ему соответствующее требование о предоставлении документов. Форма требования установлена упомянутой Инструкцией.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Документы в виде заверенных должным образом копий должны быть направлены либо выданы налоговому органу в пятидневный срок. При этом ст. 6.1 НК РФ предусмотрено, что установленный законодательством о налогах и сборах срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, кварталами, месяцами, неделями и днями. Течение срока, исчисляемого днями, начинается наследующий день после дня, которым определено начало этого срока. При этом не принимается во внимание, являются ли включаемые в срок дни рабочими или нерабочими. Вместе с тем, если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день.

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную ст. 126 Н К РФ.

Постановлением Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодек-

са Российской Федерации» разъяснено, что при применении ответственности к налоговым агентам по п. 1 ст. 126 НК РФ необходимо исходить из того, что каждый документ (справка), касающийся конкретного налогоплательщика, является отдельным документом независимо от способа его представления в налоговый орган: на бумажном или магнитном носителе.

В случае отказа лица, обязанного предоставить необходимые для проверки документы, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном ст. 94 НК РФ.

Объяснения налогоплательщиков

В соответствии с п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать пояснения от налогоплательщика или налогового агента.

Подпунктом 7 п. 1 ст. 23 НК РФ на налогоплательщика возложена обязанность предоставлять налоговому органу необходимую информацию. Так, согласно ст. 88 Н К РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Информация может содержать сведения непосредственно о самом налогоплательщике либо о его деятельности. Также на налогоплательщика может быть возложена обязанность предоставить информацию, касающуюся третьих лиц, в том случае, если он обладает такой информацией о тех лицах, в отношении которых налоговыми органами проводится налоговая проверка.

Объяснения налогоплательщика об интересующих налоговый орган сведениях составляется в письменной форме. К объяснению могут прилагаться соответствующие документы (накладные, счет-фактуры, приказы, решения общего собрания и др.).

Сведения, ставшие известными налоговому органу, могут составлять налоговую тайну. Налоговым органам необходимо строго соблюдать требования ст. 102 Н К РФ о налоговой тайне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.