Научная статья на тему 'Выездная налоговая проверка - практические рекомендации налогоплательщику'

Выездная налоговая проверка - практические рекомендации налогоплательщику Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Выездная налоговая проверка - практические рекомендации налогоплательщику»

ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА -ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКУ"

Ю.М.ЛЕРМОНТОВ, советник налоговой службы IIранга

Любое предприятие за время своей финансово-хозяйственной деятельности сталкивается с проведением в отношении него процедуры выездной налоговой проверки, которая проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждаете я федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. В настоящее время она утверждена приказом МНС России от 08.10.1999 № АП-3-16/318 (в ред. от 07.02.2000 № АП-3-16/34) «Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок».

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика, в отношении которого принято решение о проведении проверки. Зачастую возникают ситуации, когда у проверяемого налогоплательщика отсутствует возможность для приема и представления документов проверяющим. В таком случае проверка может быть проведена в помещении налогового органа, но по правилам проведения выездных проверок.

Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Однако в исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев: - при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц для проверки каждого филиала и представительства; налоговые органы вправе проверять филиалы и представительства нало-

* Статья впервые опубликована в журнале «Все для бухгалтера». - 2005. 18(162).

гоплателыцика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора); — налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, плательщика сбора и налогового агента, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки. Вышеперечисленные ограничения не распространяются на выездные налоговые проверки, осуществляемые в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Включение налогоплательщиков в план проверок осуществляется в соответствии с приказом МНС России от 17.11.2003 N9 БГ-3-06/627® «Об утверждении единых требований к формированию информационных ресурсов по камеральным и выездным налоговым проверкам», согласно которому налогоплательщики, включаемые в план проведения выездных налоговых проверок, должны отвечать одному или нескольким нижеперечисленным признакам:

• налогоплательщик относится к категории крупнейших и (или) основных налогоплательщиков;

• имеется поручение правоохранительных органов;

• имеется поручение вышестоящего налогового органа;

• организация представляет «нулевые балансы»;

• организация не представляет налоговую отчетность в налоговый орган;

• необходимость проверки вытекает из мотивированного запроса другого налогового органа;

• налогоплательщик отобран по результатам камеральной налоговой проверки и анализа налоговой и бухгалтерской отчетности (контрольных соотношений показателей форм налоговой и бухгалтерской отчетности, деклараций (расчетов) по налогам и другим обязательным платежам в бюджет);

• налогоплательщик отобран на основании анализа основных финансовых показателей деятельности налогоплательщика по отраслевому принципу;

• налогоплательщик отобран на основании анализа иной информации, результаты которого позволяют сделать вывод о возможности обнаружения налоговых правонарушений;

• организация ликвидируется.

Доступ должностных лиц налоговых органов на территорию проверяемой организации осуществляется только при предъявлении решения о проведении выездной налоговой проверки и служебных удостоверений.

В решении должны содержаться следующие реквизиты:

1) наименование налогового органа;

2) номер решения и дата его вынесения;

3) наименование налогоплательщика или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка;

4) идентификационный номер налогоплательщика;

5) период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, за который проводится проверка;

6) вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка);

7) Ф.И.О., должности и классные чины (специальные звания) лиц, входящих в состав проверяющей группы, в том числе сотрудников правоохранительных и контролирующих органов; подпись лица, вынесшего решение, с указанием его Ф.И.О., должности и классного чина. Особое внимание необходимо обращать на

правильность заполнения всех реквизитов в решении о проведении проверки. Если какой-либо из них отсутствует либо указан неверно, сотрудников налогового органа можно не пускать на территорию предприятия.

Кроме того, отсутствие необходимых реквизитов, некорректное оформление решения о проведении проверки может повлечь отмену всех результатов проверки.

Если предъявленные проверяющими документы (решение о проведении проверки или служебные удостоверения проверяющих) вызвали сомнение, необходимо связаться с налоговой инспекцией и попросить подтвердить факт направления своих сотрудников на проверку. Телефон налоговой инспекции должен быть указан в решении о проведении проверки.

После предъявления служебных удостоверений и решения о проведении проверки сотрудники налогового органа проводят собеседование проверяющих с руководителем организации, главным бухгалтером

и иными должностными лицами проверяемой организации. Им предоставляется общая информация о деятельности проверяемого налогоплательщика, а также решение отдельных вопросов организации проверки (размещение проверяющих и т. д.).

В ходе выездной налоговой проверки проверяющие вправе осуществлять следующие мероприятия налогового контроля: проводить инвентаризацию имущества, производить осмотр территорий, помещений, документов и предметов, привлекать экспертов, специалистов, истребовать необходимые для проверки документы, изымать по акту при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или иного обязанного лица документы, свидетельствующие о совершении налоговых правонарушений, проводить встречные проверки. Подробно данные процедуры регламентируется в ст. 90 — 98 НК РФ. Проанализируем основные мероприятия налогового контроля:

• истребование документов;

• инвентаризация имущества;

осмотр;

выемка (изъятие) документов.

Истребование документов. Истребование документов производится при всех видах налоговых проверок. Налогоплательщику вручается требование о представлении документов по установленной форме.

Форма требования преведена в приложении № 2 к инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах», утвержденной приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138.

В течение пяти дней со дня получения данного требования проверяемый обязан представить истребованные документы или надлежаще заверенные их копии. Отказ налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента от представления истребованных налоговым органом документов или непредставление их в пятидневный срок влечет ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ.

Налоговый кодекс РФ не дает ответа на принципиальный вопрос: как исчисляется срок, предусмотренный ст. 93 НК РФ, - в рабочих или календарных днях?

Арбитражная практика дает свой ответ на этот вопрос: в соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов). Соответственно, срок следует исчислять в календарных днях.

Инвентаризация имущества. Распоряжение о проведении инвентаризации имущества налогопла-

телыдика при выездной налоговой проверке, порядке и сроках ее проведения, составе инвентаризационной комиссии принимает руководитель налогового органа (его заместитель) по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и транспортных средств.

Инвентаризации могут быть подвергнуты следующие виды имущества: • основные средства;

нематериальные активы; финансовые вложения; производственные запасы; готовая продукция; товары; прочие запасы; денежные средства; кредиторская задолженность; иные финансовые активы. При этом в перечень имущества, подлежащего инвентаризации, может быть включено любое имущество налогоплательщика независимо от его местонахождения.

Инвентаризация имущества организации производится по его местонахождению и по каждому материально ответственному лицу. В ходе ее проведения сотрудники налоговых органов выявляют фактическое наличие имущества и по неучтенных объектов, подлежащих налогообложению; сопоставляют фактическое наличие имущества с данными бухгалтерского учета; проверяют полноту отражения в учете обязательств.

Порядок проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при налоговой проверке утвержден приказом Минфина России и МНС России от 10.03.1999 № 20н/ГБ-3-04/39.

Осмотр. В целях выяснения обстоятельств, имеющих значение для полноты проверки, проверяющие вправе проводить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых проверяемым для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Осмотр производится для определения соответствия фактических сведений документальным данным, представленным налогоплательщиком.

В осмотре производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты. В необходимых случаях при осмотре производятся фото- и киносъемка, видеозапись, снимаются копии с документов или другие действия.

Налогоплательщику необходимо обратить внимание на два момента:

осмотр производится в присутствии понятых; о производстве осмотра составляется протокол.

Выемка. Если у проверяющих имеются достаточные основания полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка документов. При проведении выездной налоговой проверки необходимо знать следующие аспекты о процедуре выемки документов:

выемка документов и предметов осуществляется на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего выездную налоговую проверку. Такое постановление подлежит утверждению руководителем (его заместителем) соответствующего налогового органа; не допускается производство выемки документов и предметов в ночное время; выемка документов и предметов осуществляется в присутствии понятых и лиц, у которых производится выемка документов и предметов; до начала выемки должностное лицо налогового органа предъявляет постановление о производстве выемки и разъясняет присутствующим лицам их права и обязанности; должностное лицо налогового органа предлагает лицу, у которого производится выемка документов и предметов, добровольно вьшать их, а в случае отказа производит выемку принудительно; при отказе лица, у которого производится выемка, вскрыть помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, должностное лицо налогового органа вправе сделать это самостоятельно, избегая причинения не вызываемых необходимостью повреждений запоров, дверей и других предметов;

не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки;

о производстве выемки, изъятия документов и предметов составляется протокол; • изъятые документы и предметы перечисляются и описываются в протоколе выемки либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности - стоимости предметов;

если при проведения контрольных мероприятий недостаточно выемки копий документов налогоплательщиков и у налоговых органов есть достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты,

исправлены или заменены, должностное лицо налогового органа вправе изъять подлинные документы; при изъятии таких документов с них изготавливают копии, которые заверяются должностным лицом налогового органа и передаются налогоплательщику, у которого они изымаются; при невозможности изготовить или передать изготовленные копии одновременно с изъятием документов налоговый орган передает их лицу, у которого документы были изъяты, в течение пяти дней после изъятия; все изымаемые документы и предметы предъявляются понятым и другим лицам, участвующим в производстве выемки, и в случае необходимости упаковываются на месте выемки; копия протокола о выемке документов и предметов вручается под расписку или высылается лицу, у которого эти документы и предметы были изъяты.

Оформление результатов проверки. По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Датой окончания проверки считается дата, указанная в этой справке.

Форма справки утверждена приказом МНС России от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «Об утверждении Инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах».

Не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке должностные лица налогового органа обязаны составить в установленной форме акт налоговой проверки. Акт подписывается должностными лицами налогового органа, проводившими проверку, и руководителем проверяемой организации либо его представителями. В случае отказа представителей организации подписать акт в нем делается соответствующая запись.

В акте налоговой проверки должны быть приведены документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения должностных лиц налогового органа по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи НК РФ, предусматривающие ответственность заданный вид налоговых правонарушений.

Разногласия по акту выездной налоговой проверки. Если налогоплательщик не согласен с фактами, изложенными в акте, он вправе в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным по-

ложениям. При этом налогоплательщик прикладывает к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передает налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В течение не более двух недель руководитель (заместитель руководителя) налогового органа рассматривает акт налоговой проверки, а также документы и материалы, представленные налогоплательщиком.

В соответствии с п. 1 ст. 101 НК РФ в случае представления налогоплательщиком письменных объяснений или возражений по акту налоговой проверки материалы проверки рассматриваются в присутствии должностных лиц организации-налогоплательщика или их представителя. О времени и месте рассмотрения материалов проверки налоговый орган извещает налогоплательщика заблаговременно. Если налогоплательщик, несмотря на извещение, не явился, то материалы проверки, включая представленные налогоплательщиком возражения, объяснения, другие документы и материалы, рассматриваются в его отсутствие.

Если налогоплательщик не подает возражений на акт проверки, то материалы проверки будут рассмотрены в его отсутствие.

Пример. В случае, если налогоплательщик не представил возражений по итогам налоговой проверки, рассмотрение материалов проверки без уведомления налогоплательщика и в его отсутствие не будет являться нарушением положений ст. 101 НК РФ и не может служить безусловным основанием для отмены судом решения налогового органа по п. 6 ст. 101 НК РФ (постановление ФАС УО от 07.08.2003 № Ф09-2330/03-АК).

Вынесение решения по результатам проверки. По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит одно из нижеследующих решений:

1) о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения;

2) об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения;

3) о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Согласно п. 4 ст. 101 НК РФ на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени. В соответствии с п. 5 ст. 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование вручаются налогопла-

телыдику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения копии решения налогоплательщиком либо его представителем. Если вышеуказанными способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.

Выездная проверка, проводимая вышестоящим органом. Сотрудники вышестоящего налогового органа (как правило, Управления ФНС по субъекту федерации) выездные проверки проводят в целях контроля работы сотрудников нижестоящего органа.

Вышестоящий орган утверждает план контрольной работы. В нем перечисляются налоговые инспекции, которые будут проверяться. Как правило, каждую инспекцию проверяют раз в три года.

Проверяющие сами выбирают, какое предприятие, из ранее проверенных, посетить. Причиной повторного визита могут быть ошибки инспекторов в оформлении актов проверок, решений и других документов.

Кроме того, вышестоящий орган может назначить такого рода проверку, если налогоплательщик добился отмены решения по выездной проверке, проведенной инспекцией. Это объясняется тем, что если решение отменено, то нижестоящий орган до-

пустил ошибку, и его работу нужно проверить.

Поэтому, обжалуя решение инспекции в вышестоящий орган, следует помнить о вероятности повторного визита.

Приостановление проверки. По решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа выездная налоговая проверка может быть приостановлена. В акте налоговой проверки приводятся дата и номер названного решения, а также период, на который данная проверка была приостановлена.

Налоговое законодательство не содержит прямого указания на возможность приостановления выездной проверки, но сложившаяся судебная практика подтверждает правомерность приостановления проверки в силу имеющихся в конкретных случаях объективных причин невозможности проведения (например, при затоплении, пожаре на проверяемом предприятии и т.д.).

Однако в ряде случаев арбитражная практика несколько ограничивает права налогового органа на приостановление проверки.

Пример. Необоснованное приостановление проверки нарушает права налогоплательщика, поскольку лишает его возможности обжалования результатов проверки, «искусственно» продляет сроки, установленные ст. 70, 89, 100; 101, 113, 115 НК РФ (постановление ФАС Уральского округа от 22.10.2003 № Ф09-3500/03-АК).

нн^^маии'мии^.' iwp" 'K'jjui

11 и 12 ноября, 2005 г.

Мое мил Виноградове, Holiday Inn

ФОРУМ

"£lNAI\ICIAL DIRECTOR"

БОНУСНАЯ ПРОГРАММА:

• ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ЛИЧНОСТНЫЕ ТРЕНИНГИ

• ДЕЛОВАЯ ИГРА

Деловой клуб для финансовых (CFO), генеральных (GM) м исполнительных (СЕО) директоров эффективных компаний

КЛУБ СГО АНАЛИЗИРУЕТ ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ В ПОИСКЕ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ:

^СТРАТЕГИЯ «РОСТ РАДИ РОСТА» ТЕРЯЕТ ЭФФЕКТИВНОСТЬ, ВЫБОР НОВОЙ СТРАТЕГИИ • 'КОРРЕКЦИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ КОМПАНИИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГОСУДАРСТВА КОМПЕНСАЦИОННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ, ФИНАНСОВЫЙ АУТСОРСИНГ И КОНТРОЛЛИНГ

РАБОЧИЕ ГРУППЫ:

A. «СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ»

B. «ТЕХНОЛОГИИ И ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ» С «ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ СЕКЦИЯ: я^—шшш^^—шяш

0. «ФИНАНСЫ ДЛЯ GM И СЕО»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подробная информация на сайте оргамигатора: www.b2bp9.com BBPG. CONVENTIONS ten /фикс: (095) 263-99-30, 26S-6G-40; e-mail. pibkunovaia>libpg.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.