Научная статья на тему 'Полномочия органов внутренних дел при проведении налоговых проверок'

Полномочия органов внутренних дел при проведении налоговых проверок Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
340
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Полномочия органов внутренних дел при проведении налоговых проверок»

ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРОВЕДЕНИЮ

НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК

Дьяконов В.В. г. Краснодар

Главным субъектом противодействия преступлениям в сфере налогообложения после упразднения органов налоговой полиции являются органы внутренних дел в лице подразделений по налоговым преступлениям. За 2005 г. подразделениями по налоговым преступлениям органов внутренних дел было выявлено 4085 фактов уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (что на 46,8 % больше по сравнению с 2004 г.), 4806 - уклонения от уплаты налогов и (или) сборов с организаций (+ 36,7 %). Установленная сумма материального ущерба (по оконченным производством уголовным делам) по преступлениям, связанным с уклонением от уплаты налогов составила 47,5 млрд. рублей1.

В целях выявления и пресечения указанных преступлений органы внутренних дел наделены определенными полномочиями, в том числе правом проводить или участвовать в проведении налоговых проверок.

Пункт 35 статьи 11 Закона Российской Федераци «О милиции» предоставляет органам внутренних дел проводить проверки организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, которые указывают на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Порядок проведения самостоятельных проверок органами внутренних дел установлен Инструкцией о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденной Приказом МВД России от 16 марта 2004 г. № 177.

Проверку назначают уполномоченные на то должностные лица органов внутренних дел, указанные в приложении № 2 к указанному Приказу МВД России «О порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах». Ими являются строго установленные должностные лица от министра внутренних дел до начальника оперативно-розыскной части по налоговым преступлениям.

При назначении проверки выносится мотивированное постановление, регистрируемое в специальном журнале. Постановление должно содержать следующие реквизиты:

наименование органа внутренних дел;

номер и дату его вынесения;

полное наименование налогоплательщика или Ф.И.О. индивидуального предпринимателя, в отношении которого назначается проверка;

идентификационный номер налогоплательщика;

вопросы проверки (виды налогов, по которым проводится проверка и т. д.);

конкретные проверочные действия, предусмотренные пунктом 25 статьи 11 Закона РФ «О милиции», которые будут осуществлены в ходе проверки.

Ф.И.О., должности и специальные звания лиц, входящих в состав проверяющей группы;

подпись лица, вынесшего постановление, с указанием его Ф.И.О., должности и специального звания.

Проверки проводятся сотрудниками подразделений органов внутренних дел по налоговым преступлениям, в должностные обязанности которых входит предупреждение, пресечение, выявление и документирование указанных преступлений и административных правонарушений.

В случаях, требующих применения научных, технических или иных специальных знаний, для участия в проверках привлекаются специалисты, а также сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел.

Проверка организаций и физических лиц проводится в срок, установленный уголовнопроцессуальным законодательством для проверки сведений о совершенном либо готовящемся

1 Состояние преступности в России за 2005 г М., 2006. С. 20, 65.

РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ преступлении - статья 144 УПК Российской Федерации (от 3 до 30 суток).

Началом срока проведения проверки является день предъявления руководителю (представителю) организации или физическому лицу (его представителю) постановления о проведении проверки, окончанием проверки - день подписания акта проверки.

Состав сотрудников милиции, проводящих проверку, указывается в постановлении на проведение данной проверки. При изменения состава лиц, осуществляющих проверку, выносится постановление о внесении дополнений (изменений) в постановление о проведении проверки.

Конкретные проверочные действия, осуществляемые в ходе проведения органами внутренних дел налоговых проверок (пункт 25 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции»):

осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;

досмотр транспортных средств в присутствии двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, в отсутствие указанного лица;

изучение документов организаций и граждан на материальные ценности, на денежные средства, временное изъятие данных документов с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов для установления их подлинности. При наличии оснований полагать, что документы могут быть уничтожены, сокрыты, заменены или изменены, изъятые документы изучаются сотрудниками органов внутренних дел в течение семи суток. Если изъятие таких документов приведет к приостановлению деятельности организации, то срок их изучения должен быть не более 48 часов;

проведение проверок и ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности;

изъятие образцов сырья и продукции; опечатывание касс, помещений и мест хранения документов, денег и товарно-материальных ценностей на время проведения проверок, ревизий производственной и финансово-хозяйственной деятельности или инвентаризации материальных ценностей на срок не более чем 7суток. В случае если эти действия приведут к приостановлению деятельности организации - на срок не более 48 часов.

Перечисленные проверочные действия должны быть проведены в присутствии двух понятых, а также представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя либо его представителя, которым вручаются копия постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных действий.

Если проведение данных действий предусмотрено в постановлении о проведении проверки организации или физического лица при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, вынесение специального постановления об их проведении не требуется1.

При проверке изучаются документы, предметы, фактические данные, свидетельствующие о совершении преступлений, а также выслушиваются необходимые объяснения.

Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются налогоплательщиком (его законным представителем), у которого производится изъятие, и заверяются печатью налогоплательщика (в случае, если налогоплательщик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель).

О производстве изъятия копий документов составляется акт.

Изъятые копии документов перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых к нему описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков документов. Все изымаемые копии документов предъявляются понятым и налогоплательщику (его законному представителю), у которого произведено изъятие, о чем делается запись в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц органа внутренних дел, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и налогоплательщиком (его законным представителем). Копия акта об изъятии вручается налогоплательщику (его законному представителю), у которого производится изъятие под расписку.

В тех случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что подлинники документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов в том же порядке, который предусмотрен для изъятия копий документов.

При изъятии подлинных документов с них изготавливаются копии, передаваемые

1 Платонова Л.В. ОВД проверяют налогоплательщиков: организационно-правовые аспекты. СПб., 2005. С. 20-22.

22

ОБЩЕСТВО ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА налогоплательщику (его законному представителю), у которого они изымаются.

По результатам проведения проверки проверяющими составляется акт проверки организации или физического лица по установленной форме.

В акте отражаются все выявленные нарушения законодательства, а также иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного и обоснованного решения по результатам проведения проверки.

Акт составляется также и тогда, когда правонарушения в результате проведения проверки не установлены.

Акт составляется в трех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. Первый и второй экземпляр акта вместе с прилагаемыми к ним материалами остаются на хранении в подразделениях органов внутренних дел. Третий экземпляр акта вручается представителю организации или физическому лицу (его представителю) под расписку (с отметкой в первом экземпляре акта).

В случае отказа от получения акта, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и другими обстоятельствами), об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию или физическому лицу для ознакомления по почте заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

По результатам проверки организации или физического лица при подтверждении имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, материалы проверки направляются для рассмотрения в порядке статей 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в следственные подразделения органов внутренних дел1.

Помимо проведения самостятельных проверок сотрудники органов внутренних дел привлекаются к проведению налоговых проверок совместно с налоговыми органами.

Выездные налоговые проверки проводятся должностными лицами налоговых органов с участием сотрудников органов внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Налогового кодекса Российской Федерации и пунктом 33 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции».

Сотрудники органов внутренних дел принимают участие в выездных налоговых проверках на основании мотивированного запроса налогового органа, подписанного руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.

Основанием для проведения выездной налоговой проверки является решение руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о ее проведении. В случае если сотрудники органа внутренних дел привлекаются к проведению ранее начавшейся выездной налоговой проверки, руководителем (заместителем руководителя) налогового органа выносится решение о внесении дополнений в принятое решение (постановление) о проведении данной проверки, предусматривающее соответствующее изменение состава проверяющей группы.

При назначении выездных налоговых проверок на основании постановления следователя, вынесенного по находящимся в его производстве уголовным делам, в решении о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки должны учитываться содержащиеся в постановлении следователя предложения по характеру, сроку и объему проверки и поставленные вопросы.

Акт выездной налоговой проверки, проводимой налоговым органом с участием органа внутренних дел, подписывается всеми участвовавшими в проверке должностными лицами налогового органа и сотрудниками органа внутренних дел, за исключением сотрудников органа внутренних дел, которые привлекались для участия в проведении конкретных действий по осуществлению налогового контроля в качестве специалистов и (или) для обеспечения мер безопасности в целях защиты жизни и здоровья должностных лиц налогового органа, проводящих проверку, а также руководителем проверяемой организации, индивидуальным предпринимателем или физическим лицом (их представителями).

Акт выездной налоговой проверки составляется в трех экземплярах, из которых один из которых хранится в налоговом органе, второй - вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю либо физическому лицу (их представителям), третий - направляется органу внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя)

Платонова Л.В. Указ. соч. С. 25.

23

РЕАЛИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

налогового органа выносит соответствующее решение, копия которого вручается руководителю организации, индивидуальному предпринимателю или физическому лицу (их представителям) в установленном порядке, а также направляется в трехдневный срок с момента вынесения решения в орган внутренних дел, сотрудники которого участвовали в проведении проверки1.

1Платонова Л.В. Указ. соч. С. 9-13.

24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.