УДК 336.225 © Е. В. Иванова
Е.В. Иванова
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК В РОССИИ
Статья посвящена существенным процедурам проведения выездного налогового контроля. Порядок проведения выездных проверок строго регламентирован налоговым законодательством и, зачастую, налогоплательщики не знают тонкостей данного процесса, что приводит их к паническим настроениям и неадекватной реакции к действиям инспекторского состава Федеральной налоговой службы России.
Ключевые слова: выездная налоговая проверка, налоговый контроль, критерии отбора налогоплательщиков, налоговые органы.
В бюджетном процессе роль администраторов доходов трудно переоценить, поскольку «именно они несут ответственность за организацию оптимальной системы сбора и представление финансовым органам информации, необходимой для составления проектов бюджетов по доходам, как на краткосрочную, так и на долгосрочную перспективу, в том числе кассового плана» [4, с. 116]. Одним из главных администраторов доходов бюджета является Федеральная налоговая служба России, осуществляющая полномочия по налоговому контролю.
Эффективная организация налогового контроля является неотъемлемым фактором успешной деятельности государства, что обусловлено значимостью поступления налогов для формирования денежных фондов, которые обеспечивают введение внутренней и внешней политики, функционирование публичной власти.
В 2014 году суммы доначислений по налогам, по сравнению с 2012 годом, изменились на 7,5 %, и составили 291 050 389 тыс. руб.
С 2012 года наблюдается уменьшение проведенных ВНП по России. В 2014 году количество проведенных выездных проверок уменьшилось на 5 572 проверки, по сравнению с 2013 годом, и на 22 364 проверки, по сравнению с 2012 годом. Эффективность выездной налоговой проверки в 2012 г. составила 5468 тыс. руб., а в 2014 г. выросла на 148% и составила 8138 тыс. руб.
Самой эффективной из всех форм и методов налогового контроля, считается выездная налоговая проверка (таблица 1). Она обеспечивает непосредственно тесное соприкосновение с налогоплательщиками, имеет возможность в рамках проверки применять наиболее эффективные меры налогового контроля, такие как выемка, осмотры помещений и т.д. В рамках данного контроля налоговый орган может выявить больше налоговых правонарушений, получить больше достоверной информации, фактов недобросовестности налогоплательщиков и тем самым произвести больше начислений в бюджет страны.
Из таблицы 1, видно, что количество проведенных ВНП имеет отрицательную динамику. С 2012 года наблюдается уменьшение проведенных ВНП по России. В 2014 году количество проведенных выездных проверок уменьшилось на 5 572 проверки, по сравнению с 2013 годом, и на 22 364 проверки, по сравнению с 2012 годом.
Таблица 1
Процедура осуществления налогового контроля, а также полномочия ФНС определены в Налоговом кодексе РФ [1] и в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 [2].
Основой проведения налогового контроля является планирование выездных налоговых проверок. Сущность планирования заключается в совокупности методов, принципов и требований к
Сведения о проведении ВНП по России за 2012-2014 гг.
Показатель 2012 год 2013 год Темп роста, % Абс. откл. 2014 год Тем-проста, % Абс. откл.
Доначисленно ВНП, тыс. руб. 314 675 965 280 897 013 89,27 -33 778 952 291 050 389 103,61 10 153 376
Количество ВНП, ед. 58 122 41 330 - - 35 758 - -
из них выявивших нарушения, ед. 57 544 40 832 - - 35 315 - -
Платежи в
среднем на одну проверку, тыс.руб. 5468,44 6879,34 125,80 1410,89 8241,55 119,80 1362,22
отбору объектов для выездных налоговых проверок.
В соответствии с Приказом ФНС России от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333 [3] была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок. Согласно данной Концепции планирование выездных налоговых проверок является - открытым процессом, построенным на отборе налогоплательщиков для проведения выездного налогового контроля по общедоступным критериям риска совершения налогового правонарушения.
Любая организация имеет возможность оценить самостоятельно вероятность назначения проведения выездной налоговой проверки, на основании критериев, прописанных в Концепции планирования ВНП. А именно, риск назначения проверки возникает в случае:
1. Когда налоговая нагрузка ниже среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности). Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата.
2. В случае, когда организация ведет финансово-хозяйственную деятельность и отражает в налоговой или бухгалтерской отчетности убытки на протяжение нескольких налоговых периодов (от двух и более лет).
3. Если в налоговой отчетности отражаются значительные суммы налоговых вычетов за определенный период (доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за 12 мес.).
4. Если темп роста расходов опережает темп роста доходов от реализации товаров (работ, услуг).
5. Когда среднемесячная выплачиваемая величина заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте Российской Федерации.
6. При неоднократном приближении к предельному значению установленных Налоговым кодексом РФ величин показателей, позволяющих налогоплательщикам применять специальные налоговые режимы.
7. В случае, если ИП отражает сумму расхода, максимально приближенную к сумме дохода, полученного за календарный год (по НДФЛ доля профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных в ст. 221 НК РФ и заявленных в налоговых декларациях индивидуальных предпринимателей, в общей сумме доходов превышает 83%).
8. Когда финансово-хозяйственная деятельность построена на основе договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками (цепочки контрагентов) при отсутствии разумных экономических или иных причин (деловой цели).
9. Если налогоплательщик не предоставляет пояснений, в ответ на уведомление налогового органа о выявлении несоответствия между показателями деятельности, также непредставление на-
логовому органу запрашиваемых документов, и (или) наличие информации об их уничтожении, порче и т.д.
10. В случае, если налогоплательщик неоднократно снимался и вставал на учет в налоговых органах в связи с изменением места нахождения (миграция между налоговыми инспекциями).
11. В случае значительного отклонения уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для конкретной сферы деятельности по данным статистики.
12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.
Организация может быть внесена в план проверок как по одному критерию, так и по нескольким. Как правило, это превышение вычетов по НДС, убыточность бизнеса, выплата средней зарплаты ниже среднеотраслевого уровня и недостаточный уровень налоговой нагрузки.
Приведенный выше перечень критериев не является исчерпывающим. Налоговые органы могут использовать и иные сведения, полученные от других контролирующих органов (правоохранительных, таможенных).
Планирование должно базироваться на качественном, всестороннем и системном анализе всей информации, которой располагают налоговые органы (в том числе из внешних источников) и определении на ее основе «зон риска» совершения налоговых правонарушений.
Результатом планирования является формирование плана выездных налоговых проверок на квартал (календарный год).
Планирование и подготовка выездных налоговых проверок базируется на: информационных ресурсах о налогоплательщиках (территориальные налоговые органы); определении критериев риска налоговых правонарушений (ФНС России и УФНС России по субъектам Российской Федерации).
Составными частями процесса планирования и подготовки выездных налоговых проверок являются следующие процедуры:
1. Отбор налогоплательщиков на основе всестороннего анализа совокупности всей имеющейся у налогового органа информации о налогоплательщике с учетом критериев риска налоговых правонарушений, завершающийся определением списка налогоплательщиков, которые могут быть включены в проект плана выездных налоговых проверок;
2. Дополнительный анализ информации об отобранных налогоплательщиках, которые могут быть включены в проект плана выездных налоговых проверок и сбор всей недостающей информации с целью определения основных направлений проверки, в том числе: перечня налогов (сборов) и проверяемых периодов, необходимых мероприятий налогового контроля, а также расчета предполагаемых затрат времени и трудозатрат на проведение проверки;
3. Формирование проекта плана выездных налоговых проверок;
4. Утверждение планов выездных налоговых проверок.
Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговые органы используют информационные ресурсы ФНС России (внутренние источники), а также информацию, получаемую из внешних источников.
Информационные ресурсы о налогоплательщиках представляют собой совокупность сведений о налогоплательщиках, содержащихся как в электронном виде, так и на бумажных носителях. В электронном виде информация накапливается в государственных реестрах ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРН и др.
В части федеральных информационных ресурсов порядок их ведения устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. В части ведомственных ресурсов порядок их ведения устанавливается приказами ФНС России. На бумажных носителях информация хранится в регистрационных делах организаций и индивидуальных предпринимателей, в учетных делах организаций и физических лиц (документы, образующиеся в процессе деятельности налоговых органов при реализации положений Налогового кодекса по учету организаций и физических лиц), в делах налогоплательщиков, содержащих документы, связанные с их деятельностью (материалы налоговых проверок; неформализованная информация об осуществлении финансово - хозяйственных операций, получении дохода, причастности к совершению налоговых правонарушений и т.п.).
Работа налогового органа по формированию информационных ресурсов о налогоплательщиках должна отвечать следующим основным требованиям:
1. Непрерывность. Постоянный сбор, фиксация и обработка всей информации, которая поступает в налоговый орган о налогоплательщиках;
2. Систематизация информационных баз данных о налогоплательщиках;
3. Актуализация. Постоянное обновление информации о налогоплательщиках, с учетом поступающих данных как из внутренних, так и внешних источников;
4. Полнота. Наличие полного и достаточного объема информации о налогоплательщиках. Данное требование необходимо для принятия обоснованного решения о целесообразности их отбора для проведения выездных налоговых проверок;
5. Достоверность поступающей в налоговый орган информации, должен соответствовать реальному положению дел. Для этого производится предварительный анализ сопоставления данных со сведениями, полученными из иных источников, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (сборов);
6. Организация рациональной системы обработки и хранения информации. Данная организация включает в себя имеющуюся и поступающую информацию о деятельности налогоплательщиков
и систематизируется в программный комплекс налогового органа местного уровня.
К информации из внутренних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения ими своих функций, в частности, из информационных ресурсов.
К информации из внешних источников относится информация о налогоплательщиках, полученная налоговыми органами в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации или на основании соглашений по обмену информацией с контролирующими и правоохранительными органами, органами государственной власти и местного самоуправления и т.п., а также иная информация, в том числе общедоступная.
Источники информации о налогоплательщиках, могут быть получены налоговыми органами в соответствии с действующим законодательством или на основании соглашений по обмену информацией, а также по запросам в различные банки, государственные фонды, службы и т.д.
К иной информации относится информация, поступающая от юридических и физических лиц (письма, жалобы, заявления и т.п.), из средств массовой информации и сети «Интернет» (открытые базы данных иностранных государств; рекламные объявления, содержащие сведения о реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) юридическими и физическими лицами; публикации и т.д.).
Результатом работы по сбору и обработке информации формируются информационные ресурсы налоговых органов, которые содержат информацию о налогоплательщиках, состоящих на учете в налоговом органе.
Для отбора налогоплательщиков при планировании выездных налоговых проверок налоговыми органами используются:
1. Информация, полученная в рамках и вне рамок проведения мероприятий налогового контроля;
2. Сведения из информационных ресурсов;
3. Результаты анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Процесс отбора базируется на тщательном и постоянно проводимом, всестороннем анализе всей имеющейся у налогового органа информации о каждом объекте независимо от его организационно-правовой формы и сумм налоговых обязательств. При планировании выездной налоговой проверки анализу подлежат все существенные аспекты, как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом.
Обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат следующие налогоплательщики:
1. Организации, в соответствии со статьей 83 НК отнесенные к категории крупнейших. При этом налоговый орган обеспечивает проверку всех налогов и налоговых периодов. Налогоплательщики должны включаться в план проверок не реже одного раза в два года.
2. Индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, получившие доход по итогам предшествующего налогового периода от осуществления предпринимательской деятельности и подлежащей налогообложению налогом на доходы физических лиц - 100 млн. рублей и более;
3. Налогоплательщики, отобранные в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок на основе общедоступных критериев, опубликованных ФНС России;
4. Налогоплательщики, отобранные на основе информации, полученной из внешних источников (от органов внутренних дел и т.д.);
5. Организации, отобранные из числа рекомендованных к проверке в соответствии с решением комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Рекомендация налогоплательщика к проверке не является безусловным основанием для включения налогоплательщика в проект плана выездных налоговых проверок;
6. Организации, в отношении которых у налогового органа имеется информация о начале процедуры их реорганизации (ликвидации). Налоговый орган вправе не назначать выездную налоговую проверку организации, находящейся в стадии реорганизации (ликвидации) в случае если: организация не относится к категории крупнейших налогоплательщиков; у налогового органа отсутствует информация о налоговых правонарушениях по результатам мероприятий налогового контроля, в том числе камеральных налоговых проверок за три предшествующие календарные года.
Выше указанные обстоятельства рассматриваются в комплексе.
Налогоплательщики, не подлежащие обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок, выделяются в отдельную группу.
В целях отбора указанную группу налогоплательщиков подразделяют на:
1. Коммерческие, некоммерческие, бюджетные, общественные, религиозные и др. налогоплательщики, применяющие общую систему налогообложения.
2. Использующих специальные налоговые режимы (упрощенную систему налогообложения; систему налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции; систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).
Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, включаются в план выездных налоговых проверок когда имеются достаточные основания предполагать возможность использования способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, при этом подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля.
Выездная налоговая проверка условно проводится в несколько этапов.
Первым этапом ВНП является сопоставление данных содержащихся в налоговой декларации налогоплательщика с регистрами представленными налогоплательщиком в рамках ст. 93 НК РФ. Проводится проверка взаимосвязи показателей содержащихся в различных декларациях налогоплательщика, а также бухгалтерской отчетности. Например, декларация по налогу на прибыль (показатель выручка) с декларацией по НДС (показатель выручка), и с отчетом о прибылях и убытках. В случае выявления расхождений между показателями отчетности и регистров налоговым органом проводится допрос должностного лица налогоплательщика в рамках ст. 31 НК РФ, либо выставляется требование в рамках ст.93 НК РФ. В ходе допроса налогоплательщик поясняет причины расхождения показателей, в случае если налогоплательщик не смог представить пояснения должного содержания, налоговый орган выставляет требования имеющие более глубокий анализ с целью выявления причин расхождения, а также установления возможных нарушений налогового и бухгалтерского законодательства. В случае отсутствия расхождения отчетности регистров налоговый орган уполномочен выставлять уведомления в рамках ст. 30 НК РФ об ознакомлении с оригиналом документов имеющими значения для налогового контроля. Должностными лицами включенными в выездную налоговую проверку на основании решения вынесенного руководителем (заместителем) налогового органа проводится обзор и анализ представленных налогоплательщиком оригиналов документов. Особое внимание уделяется следующим документам:
1. Договоры с поставщиками, подрядчиками, на оказание услуг, осуществление работ заключенными с налогоплательщиком. Обозрению подлежат следующие реквизиты договора: дата, подписи руководителей, печати, а также содержание и период действия договора.
2. Счета-фактуры на поставленную продукцию. Следует отметить, что необходимо проводить анализ реквизитов: дата, номер документа; применяемая ставка НДС; подпись должностных лиц, а также объемы поставленной продукции.
3. Товарно-транспортная накладная. В ходе анализа данного вида документов особое внимание налоговые инспектора уделяют следующей информации содержащейся в ТТН: пункт погрузки, пункт разгрузки, водители на которых были выданы доверенности для транспортировки продукции, а также транспортные средства с помощью которых осуществлялась доставка продукции налогоплательщику.
Данные документы анализируются с целью выявления налогоплательщика, имеющие признаки принадлежности к проблемному контрагенту («фирм-однодневок»). Признаки отнесения налогоплательщика к проблемному контрагенту разделяются на прямые, которые позволяют отнести
контрагента к категории проблемных, и косвенные, наличие которых позволяет отнести контрагента к категории проблемных только при проведении определенного комплекса мероприятий налогового контроля.
К прямым признакам относятся: отсутствие государственной регистрации и, как следствие, отсутствие правоспособности, при этом у таких контрагентов отсутствуют расчетные счета и расчеты с ними не могут носить безналичную форму; непредставление отчетности; отказ от руководства (учреждения, участия); нахождение в розыске; «массовый» участник («массовый» заявитель, учредитель, руководитель); неоднократная схема местонахождения, частная перерегистрация в налоговых органах; отсутствие трудовых ресурсов; регистрация налогоплательщика по адресу «массовой регистрации»; разные регионы (города) местонахождение организации и ее участников (учредителей, должностных лиц); налогоплательщик имеет один расчетный счет, открытый не по месту его нахождения (в другом регионе, городе).
К косвенным признакам относится: представление нулевой отчетности; минимальная численность работников (1 -2 человека); отсутствие налогоплательщика по указанному в регистрационных документах адресу; отсутствие основных средств, какого либо другого имущества; отсутствие платежей через расчетный счет на обеспечение ведения финансово - хозяйственной деятельности (за аренду имущества, коммунальные услуги и т.д.); незначительность показателей отчетности при больших оборотах по расчетному счету; идентичность сумм поступивших на расчетный счет и списанных с расчетного счета; перечисление и списание денежных средств по расчетному счету организации осуществляется в течении 1 -3 рабочих дней (срок расчетов не является пресекатель-ным); расчетные счета проверяемого налогоплательщика и его контрагента открыты в одном кредитном учреждении; отсутствие расчетных счетов и т.д.
Количество признаков не является заключительным и может изменяться с учетом изменения законодательства и сложившейся на определенный момент арбитражной практикой.
В случае выявления взаимоотношений с подобными организациями проводится полный комплекс мер налогового контроля по сбору доказательственной базы и установлению нарушения получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в виде вычетов по НДС.
Втор этап ВНП сбор доказательственной базы (ст.86-95 НК РФ) с целью сбора доказательств вины налогоплательщика в налоговом нарушении проводятся следующие мероприятия налогового контроля:
1. Анализ расчетных счетов с целью установления финансовых потоков и выявления конечного получателя денежных средств на основании ст.86 НК РФ с использование программного комплекса. Направляются запросы в банки о движе-
нии по расчетным счетам налогоплательщика и иных лиц участвующих в операции по определенной сделке. Производится непосредственный анализ внутри самого счета с целью выявления определенных получателей. Далее подобные запросы направляются получателям с целью выявления цепочки финансового потока.
2. Поручения об истребовании докумен-тов(информации) соответствия ст.93.1. НК РФ. В налоговый орган по месту учета контрагентов налогоплательщика направляются поручения об истребовании документов с помощью программного комплекса АИС "СЭОД". Налоговый орган, где зарегистрирован контрагент, в течении 5 дней выставляет налогоплательщику требование о представлении документов. Контрагент представляет истребуемые документы в налоговый орган по месту регистрации, далее налоговый орган получивший документы перенаправляет их исполнителю поручения об истребовании документов. Должностное лицо, получившее документ от контрагента проводит анализ и сверку документов представленных налогоплательщиком в ходе выездной налоговой проверки с документами контрагента полученными в рамка ст.93.1 НК РФ. В случае выявления расхождений данных содержащихся в документах проводятся дополнительные мероприятия налогового контроля с целью установления и квалификации налогового правонарушения выявленного в ходе выездной налоговой проверки.
3. Проведение допросов свидетелей. На основании ст.90 НК РФ налоговый орган имеет полномочия вызывать в качестве свидетелей лиц имеющих либо владеющих информацией по интересующим его вопросам имеющим значения для налогового контроля. Должностное лицо налогового органа с помощью программного комплекса формирует повестку о вызове на допрос свидетеля и направляет ее по месту жительства, месту регистрации и месту работы, с указанием места, времени и должностного лица налогового органа. Перед проведением допроса свидетелю разъясняются его права и обязанности предусмотренные ст.51 Конституции РФ и ст.128 НК РФ, далее должностное лицо налогового органа задает интересующие его вопросы. В ходе допроса налоговый инспектор свои действия и показания свидетеля фиксирует в Протоколе допроса. По завершению процедуры инспектор ознакомляет допрашиваемое лицо с протоколом и данный документ удостоверяется подписью свидетеля, и должностного лица налогового органа. В случае необходимости к Протоколу допроса в качестве приложения у свидетеля могут браться образец подчерка, образец подписи, а также может производиться составление графических схем. Представленная информация свидетелем в ходе допроса подлежит обязательной проверки с целью установления фактов имеющих значения для налогового контроля (проведение доп. осмотров, допросов, технических и почерковедче-ских экспертиз).
4. Проведение осмотров. В соответствии со ст. 92 НК РФ должностные лица налогового органа имеют полномочия проводить осмотры территории, зданий, помещений. В ходе осмотра необходимо присутствие понятых в количестве не менее 2-х человек. Понятыми могут быть дееспособные лица достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории РФ. Понятые присутствуют в ходе всех действий налогового органа фиксируя порядок действий. По результатам осмотра составляется Протокол, где указываются временной промежуток проводимых действий (время начала осмотра и время окончания осмотра), подробное описание проводимых действий должностным лицом, описание осмотренных территорий, помещений, зданий, данные понятых также лица представляющих интересы собственника осматриваемой территории. Протокол подписывается всеми присутствующими лицами. В ходе осмотра инспектор содержательной части Протокола фиксирует факты имеющие значения для дальнейшего проведения контрольных мероприятий (Например: отсутствия организации по месту регистрации).
5. Выемка документов. Согласно ст.94 НК РФ проверяемого налогоплательщика может проводится выемка документов. Выемка документов проводится с целью исключения замены уничтожения либо сокрытия документов имеющих значения для налогового контроля. Выемка производится на основании Постановления о производстве выемки, вынесенного должностным лицом налогового органа осуществляющем ВНП налогоплательщика. Постановления утверждается руководителем (заместителем) налогового органа. Постановлению присваивается номер и дата с помощью программного комплекса аИс "СЭОД". Должностное обязано ознакомить налогоплательщика (представителя по доверенности) с данным постановлением, правами, обязанностями налогоплательщика и налогового органа. В ходе ознакомления инспектор составляет Протокол ознакомления с постановлением где налогоплательщик может указать замечания о нарушении его прав. Протокол подписывается в двухстороннем порядке (налогоплательщик и налоговый орган), после чего налогоплательщику вручается его копия. В Протоколе налогового органа делается отметка о получении копии налогоплательщика. Процедура выемки может осуществляться в дневное время (с 600 до 22-00 по местному времени) в обязательном присутствии понятых не менее 2-х человек и при участии налогоплательщика (его представителей по доверенности). В ходе выемки могут присутствовать иные лица не имеющие доверенность (бухгалтера, иные привлеченные специалисты). Перед началом выемки налогоплательщику предлагается добровольно представить документы необходимые для выемки и обеспечить открытый доступ в помещение где предположительно могут храниться документы подлежащие выемки. Изъятие документов оформляется по средствам Протокола изъятия (выемки) документов и предметов. В
Протоколе указывается время начала выемки, время окончания, место, основания выемки, цель и предметы выемки. В случае большого объема документов, предметов подлежащих выемки оформляется Приложение в виде описи. Опись должна отражать детальное описание документов и предметов вынимаемых у налогоплательщика, а именно дата, номер, суммы отраженные в документе (счета-фактуры), либо характерные черты вынимаемых предметов (оттиск печати). Протокол должен быть подписан должностными лицами проводящими выемку представителю налогоплательщика и понятыми присутствующими в ходе проведения выемки. Должностное лицо производящие выемку обязано представить налогоплательщику копию Протокола, при этом налогоплательщик в Протоколе инспектора должен сделать отметку о ее получении. Необходимо отметить случаи изъятия оригиналов документов должностное лицо налоговых органов обязано в течение 5 дней представить налогоплательщику копии с изъятых документов. В случае выемки большого объема документов Протокол ознакомления с Постановлением производства выемки опись изъятых документов и Протокол выемки должны составляться ежедневно.
6. Проведение экспертизы. Экспертиза проводится согласно со ст.95 НК РФ. Налоговым органом выноситься Постановление о проведении экспертизы. С Постановлением проводится ознакомление налогоплательщика. Экспертным бюро заключается государственный контракт о проведении экспертизы. Составляется опись документов по которым необходимо провести исследование, вместе с постановлением, описями документа передается эксперту. В основном налоговые органы заказывают почерковедческую экспертизу и технико-криминалистическую экспертизу.
Почерковедческая экспертиза - один из видов идентификации личности. Она основана на исследовании признаков почерка, отобразившихся в рукописных документах. Потребность в проведении по-черковедческой экспертизы возникает при наличии основания сомневаться в выполнении подписи лицом, от имени которого она значится, при необходимости установления факта выполнения записи с подражанием почерку другого лица и т.д.
В качестве объектов исследования могут выступать всевозможные документы - договора, счета-фактуры, ТТН, доверенности и т.д.
Проводится экспертиза, после чего выдается экспертное заключение. Далее должностное лицо проводящее ВНП обязан ознакомить налогоплательщика с экспертным заключением, зафиксировать данную процедуру Протоколом ознакомления.
После сбора и укрепления доказательственной базы по выявленному нарушению, с помощью методов налогового контроля указанных выше проводится обобщение и анализ полученной информации.
Завершающим этапом является написание акта выездной налоговой проверки. Налогопла-
тельщик имеет право предоставить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту. В течении 5-ти дней, после представления возражений налогоплательщика, назначается рассмотрение о возражении у заместителя начальника инспекции. В ходе рассмотрения присутствуют заместитель начальника инспекции, начальник отдела ВНП, руководитель группы проверяющих, руководитель или представитель налогоплательщика, представитель правового отдела налогового органа и представитель отдела аудита налогового органа. По итогам рассмотрения возражений составляется Протокол, в котором фиксируется суть нарушений выявленных в ходе ВНП, возражения налогоплательщика, дополнительно представленные пояснения налогоплательщика, а также могут приобщаться копии документов представленных налогоплательщиком дополнительно по факту нарушения.
Акт выездной налоговой проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов налоговых правонарушений, выявленных в процессе проверки, или указание на отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи части первой Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах, один из которых остает-
ся на хранении в налоговом органе, другой — вручается руководителю проверяемой организации либо индивидуальному предпринимателю (их представителям).
При выявлении налоговым органом обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, акт проверки составляется в трех экземплярах. В указанном случае третий экземпляр акта приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Акт выездной налоговой проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и итоговой.
Подписанный проверяющими акт выездной налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика.
Таким образом, проведение выездной налоговой проверки является сложным и трудоемким процессом. Проверка проводится в несколько этапов начиная с сопоставление данных содержащихся в налоговой декларации налогоплательщика и заканчивая написанием акта по проведенной проверке. Именно в ходе выездной налоговой проверки складывается наиболее четкое представление о деятельности организации, поэтому ВНП является наиболее эффективной формой налогового контроля.
Библиографический список
1. Налоговый кодекс. Часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 02.05.15,с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.15) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
2. Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (ред. от 03.04.2015) // Правовая справочно-информационная система «Гарант».
3. Приказ от 30.05.07 № ММ-3-06/333 «Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок» (в ред. от 10.05.2012 N ММВ-7-2/297)// Правовая справочно-информационная система «Гарант».
4. Сергиенко, Н.С. Администрирование поступлений в бюджеты: проблемы и решения / Н. С. Сер-гиенко //Теория и практика развития экономики на международном, национальном, региональном уровнях: материалы Международной научно-практической конференции; Под редакцией Т.Э. Пироговой. -Калуга, 2014. - С. 116-121. Режим доступа: http://elibrary.ru/download/79742257.htm, свободный.
References
1. Nalogovyj kodeks [Tax Code]. Chast' 2 ot 05.08.2000 № 117-FZ [Tax Code] (red. ot 02.05.15,s izm. i dop., vstup. v silu s 01.05.15) // Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Garant».
2. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 30.09.2004 N 506 «Ob utverzhdenii Polozhenija o Federanoj nalogovoj sluzhbe» [Government Decree of 30.09.2004 N 506 "On approval of the Federal Tax Service"] (red. ot 03.04.2015) // Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Garant».
3. Prikaz ot 30.05.07 № MM-3-06/333 «Ob utverzhdenii koncepcii sistemy planirovanija vyezdnyh nalogovyh proverok» [On approval of the concept of planning field tax audits] (v red. ot 10.05.2012 N MMV-7-2/297@)// Pravovaja spravochno-informacionnaja sistema «Garant».
4. Sergienko N.S. Administrirovanie postuplenij v bjudzhety: problemy i reshenija / N. S. Sergienko [Administration revenues in budgets: problems and solutions]//Teorija i praktika razvitija jekonomiki na mezhdunarodnom, nacional'nom, regional'nom urovnjah: materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. - Kaluga, 2014. s. 116-121. Rezhim dostupa: http://elibrary.ru/download/79742257.htm.
ORGANIZATION OF FIELD TAX AUDITS IN RUSSIA Elena V. Ivanova,
associate professor, Siberian Institute of Business and Information Technologies
Abstract. The article is devoted to the essential procedures of exit tax control. The procedure for conducting on-site inspections are strictly regulated by the tax legislation, and often taxpayers do not know the intricacies of the process that leads them to panic and not an adequate response to the actions of inspectors of the Federal Tax Service of Russia.
Keywords: site tax audit, tax control, the selection criteria of taxpayers, tax authorities.
Сведения об авторе:
Иванова Елена Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сибирского института бизнеса и информационных технологий (г. Омск, Российская Федерация), e-mail: iva-ev@yandex.ru.
Статья поступила в редакцию 01.06.2015.