Научная статья на тему 'ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
взаимоотношения / преподаватель / студент / вовлеченность / эффективность / учебный процесс / роль преподавателя / relationships / teacher / student / involvement / efficiency / learning process / role of a teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баранов Андрей Юрьевич

Проблема взаимоотношений преподавателей и студентов всегда представляла большой интерес как для педагогов, так и для исследователей в области педагогики. От уровня взаимопонимания в общении между участниками образовательного процесса зависит не только успешность освоения студентами учебного материала, но и в целом улучшение академических навыков, повышение мотивации, приобретение уверенности в себе. Благоприятная, доброжелательная, искренняя атмосфера, создаваемая преподавателями, положительно воздействует на студентов, открывает широкие возможности для развития их интеллектуальных и творческих способностей. В статье рассматриваются некоторые факторы, которые могут оказать влияние на установление плодотворного межличностного общения и конструктивного взаимодействия между преподавателями и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of the relationships between teachers and students has always been of great interest for both educators and researchers in the field of pedagogy. The level of mutual understanding between the participants in the educational process depends not only on the success of the students' mastering of educational material, but also in general improving academic skills, increasing motivation, gaining self-confidence. Favorable, friendly and sincere atmosphere created by teachers has positive impact on students, opens wide opportunities for the development of their intellectual and creative abilities. The article considers some factors that can influence the establishment of fruitful interpersonal communication and constructive interaction between teachers and students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

УДК 378.14

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

БарановАндрей Юрьевич кандидат технических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (г. Санкт-Петербург)

Постановка проблемы. Психологический и эмоциональный контакт преподавателя с аудиторией играет важную роль в повышении вовлеченности студентов в учебный процесс, то есть выступают в качестве одного из решающих факторов обеспечения высокого качества обучения. Грамотно выстроенные отношения позволяют педагогу эффективно решать проблемы управления учебным коллективом и создания в нем здорового климата, способствуют повышению мотивации обучающихся и помогают добиться успехов в учебной деятельности, являются стимулом для их развития в академическом и социальном плане. Положительное влияние, которое педагог оказывает на студентов, на их личностный и образовательный потенциал, трудно переоценить. Таким образом, задача каждого преподавателя приложить максимум усилий для построения доверительных и долгосрочных отношений с обучающимися.

Изложение основного материала исследования. Основой для построения действительно прочных отношений с обучающимися является искреннее желание преподавателя сделать это, без которого любые попытки «подружиться» со студентами выглядят неловко и обречены на неудачу. Рассмотрим некоторые факторы, которые способны повлиять на установление успешного межличностного общения и конструктивного взаимодействия между преподавателем и студентами.

Авторитет. Наиболее важным качеством личности педагога и инструментом косвенного воздействия на обучающихся является его авторитет. В основе авторитета преподавателя, несомненно, лежит его профессионализм и компетентность, эрудированность и интеллект, моральные качества и коммуникабельность, оптимизм и справедливость. Авторитет преподавателя отличается своей неповторимостью и складывается из множества факторов, в том числе свойств характера, особенностей личности, профессиональной культуры, имиджа и т.д. Именно авторитет преподавателя во многом определяет уровень доверия и степень эмоциональной насыщенности отношений со студентами, влияет на восприятие справедливости требований, предъявляемых к ним со стороны педагога.

Энтузиазм. Один из эффективных способов заинтересовать студентов - это проявлять энтузиазм и энергичность в отношении собственной профессиональной деятельности и ее содержания. Когда педагог демонстрирует уверенность в себе и заинтересованность в том, что он преподает, этот энергетический посыл мотивирует студентов, дает им импульс к активизации учебной деятельности, позволяет им почувствовать себя полноправными участниками процесса собственного образования, ответственными за его результат. Позитивный настрой педагога является прекрасным стимулом для обучающихся, настраивает их на успех, создает условия, при которых студенты чувствуют себя более свободными и удовлетворенными.

Уважение. Чрезвычайно важно проявлять уважение к студентам и их личным границам, к их мнению, интересам и учебным потребностям. Педагог должен всегда предоставлять обучающимся возможность высказывать свою точку зрения, проявлять инициативу и самостоятельность. Обсуждение разных точек зрения критически важно для развития навыков рефлексивного мышления. Уважение также означает, что преподаватель ко всем должен относиться одинаково и предъявлять ко всем единые требования.

Обратная связь. Предоставление своевременной конструктивной обратной связи оказывает значительное влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса и на мотивацию студентов. Обратная связь становится не просто средством контроля успеваемости, но и, что значительно важнее, средством управления познавательной активностью студентов и регулятором межличностных отношений между преподавателем и студентами. Именно наличие полноценного творческого контакта со студентами может дать положительные результаты в реализации целей и задач обучения. «Обратная связь должна носить воспитательный характер, а ее важными функциями являются функция содействия процессу рефлексии и функция создания ситуации успеха» [2, С. 104].

Поддержка. Одной из распространенных ошибок, которую допускают преподаватели, это слишком строгая дисциплина и недостаточное количество слов поддержки. Известно, что положительное подкрепление является отличным инструментом для повышения мотивации студентов, способом показать заинтересованность педагога в их успехах. Именно поддержка со стороны преподавателя стимулирует обучающихся к дальнейшей учебной деятельности, к преодолению трудностей на пути достижения желаемого ими результата.

Личные встречи. Практика организации непродолжительных, но регулярных индивидуальных бесед с обучающимися позволяет педагогу установить личный контакт со студентами, особенно, если речь идет о проблемах с усвоением учебного материала. При личной встрече, когда студент находится в центре внимания педагога, у него есть возможность выяснить, с какими проблемами и трудностями столкнулся студент, посоветовать способы их преодоления, дать рекомендации по самостоятельной работе. Важно, чтобы беседа носила позитивный, конструктивный характер, чтобы студент не испытывал дискомфорта. Подобные встречи способствуют укреплению связи между педагогом и студентами и являются для преподавателя достоверным источником информации о студенте.

Интерес. Очень важно, чтобы студенты чувствовали, что они сами, как личности, и их проблемы действительно интересны преподавателю. Причем речь идет не только об академических вопросах, не менее ценно проявлять заинтересованность в том, что волнует студентов помимо учебы. Это могут быть их хобби и увлечения, музыка и спорт, планы на будущее и т.д. В конечном итоге все, что происходит со студентами за пределами аудитории, влияет на их учебу. Такая простая вещь, как комментарий к надписи на футболке студента может открыть дверь в доверительные отношения, став поводом для непринужденной беседы, обмена мнениями и даже рассказа преподавателя о своих увлечениях и интересах. Даже самая маленькая деталь, демонстрирующая неподдельный интерес педагога к студенту, может естественным образом растопить лед, установить между ними связь и стать основой для прочных отношений.

Юмор. Известно, что использование юмора является действенным инструментом для повышения эффективности обучения. Исследователи отмечают, что «интеграция юмора в обучение позволяет быстрее обрабатывать информацию,

эффективнее решать сложные задачи, запоминать и удерживать в памяти полученные знания, преодолевать стресс и тревогу, поддерживать позитивный настрой, сохранять интерес и вовлеченность в учебную деятельность» [1, С. 254]. Юмор не менее важен и для построения доверительных отношений между педагогом и обучающимися. Умение пошутить, рассказать смешную историю, когда это уместно, всегда воспринимается как проявление непринужденности и уверенности в себе. Юмор преподавателя в общении со студентами приносит желаемый эффект, если он лишен фамильярности, не ранит их чувств и не носит саркастического характера. Студенты ценят преподавателей, которые могут и умеют посмеяться над собой. Юмор сокращает дистанцию между участниками учебного процесса, помогает им почувствовать себя более комфортно и безопасно.

Участие. Очень важно, чтобы преподаватель находил время посещать студенческие мероприятия, это один из эффективных способов завоевать доверие и уважение со стороны студентов. Когда они видят своего преподавателя среди зрителей на концерте, среди болельщиков на соревнованиях или среди слушателей на студенческой конференции, между ними возникает мгновенную связь, результатом которой становится чувство признательности со стороны студентов. Демонстрируя интерес и уважение к внеаудиторным активностям студентов, преподаватель создает атмосферу близости и заинтересованности в их успехах, что в дальнейшем положительно влияет на учебный процесс.

Выводы. Наличие устойчивого контакта со студентами определяет профессиональный уровень и настоящий авторитет преподавателя. Доверительные отношения между преподавателем и студентами, построение которых требует значительных усилий и времени, оказывают значительное влияние на всех участников образовательного процесса. Только установив добрые, устойчивые и долгосрочные взаимоотношения, преподаватель может максимально плодотворно осуществлять свою профессиональную деятельность, помогать студентам в эффективном освоении учебного материала, реализовывать свой творческий потенциал, оказывать влияние на достижение ими поставленных целей. Успешное установление взаимодействия с обучающимися позволяет педагогу эффективнее планировать учебный процесс с учетом личностных особенностей студентов, корректировать ход формирования их умений и навыков.

Аннотация. Проблема взаимоотношений преподавателей и студентов всегда представляла большой интерес как для педагогов, так и для исследователей в области педагогики. От уровня взаимопонимания в общении между участниками образовательного процесса зависит не только успешность освоения студентами учебного материала, но и в целом улучшение академических навыков, повышение мотивации, приобретение уверенности в себе. Благоприятная, доброжелательная, искренняя атмосфера, создаваемая преподавателями, положительно воздействует на студентов, открывает широкие возможности для развития их интеллектуальных и творческих способностей. В статье рассматриваются некоторые факторы, которые могут оказать влияние на установление плодотворного межличностного общения и конструктивного взаимодействия между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: взаимоотношения, преподаватель, студент, вовлеченность, эффективность, учебный процесс, роль преподавателя.

Annotation. The problem of the relationships between teachers and students has always been of great interest for both educators and researchers in the field of pedagogy. The level of mutual understanding between the participants in the educational process depends not only on the success of the students' mastering of educational material, but also in general improving academic skills, increasing motivation, gaining self-confidence. Favorable, friendly and sincere atmosphere created by teachers has positive impact on students, opens wide opportunities for the development of their intellectual and creative abilities. The article considers some factors that can influence the establishment of fruitful interpersonal communication and constructive interaction between teachers and students.

Key words: relationships, teacher, student, involvement, efficiency, learning process, role of a teacher.

Литература:

1. Малкова, T.B. Использование юмористического дискурса как средства повышения эффективности обучения / Т.В. Малкова, Н.В. Хисматулина, С.А. Пугачева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2022. - № 7(209). -С. 252-255

2. Малкова, Т.В. К вопросу о повышении педагогического эффекта обратной связи / Т.В. Малкова, А.Ю. Баранов // Вопросы педагогики2021,- № 2-1. -С. 101-104

УДК 378.2

ФОРМИРОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЩАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

ПЕЙЗАЖА

Захарченко Екатерина Анатольевна студентка 4 курса ПО-ИЗО-20.01 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень);

Бакиева ОльгаАфанасьевна кандидат педагогических наук, доцент Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. В современном российском образовании происходят изменения содержаний учебных предметов в соответствии с государственными образовательными стандартами, которые направлены на вариативность, развитие функциональной грамотности, единство воспитания и обучения [6].

Однако, в документах не акцентируется внимание на процесс формирования мышления как необходимого условия становления гармонично развитой, творческой личности.

Благоприятные условия для развития мышления на этапе перемен в образовании сохраняются в дополнительном образовании, где есть возможность развивать различные виды мышления через творческую деятельность.

Для художественно-творческой деятельности характерно художественный вид мышления. Этот вид мышления необходим для успешного обучения различным видам изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.