Научная статья на тему 'Профессиональное педагогическое общение в деятельности преподавателя иностранных языков'

Профессиональное педагогическое общение в деятельности преподавателя иностранных языков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
745
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ / СТУДЕНТ / ВУЗ / PEDAGOGICAL COMMUNICATION / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / TEACHER OF FOREIGN LANGUAGES / STUDENTS / TEACHING STAFF / HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабашёва Ирина Владимировна

Исследуются проблемы, с которыми преподаватель вуза сталкивается в процессе профессионального педагогического общения, отражены сложности во взаимоотношениях педагога с коллегами, администрацией, студентами, а также предложены возможные варианты урегулирования возникающих конфликтов. Особое внимание уделено затруднениям в педагогическом общении, специфичным для преподавателей иностранных языков. Кроме аналитического обзора результатов исследований по проблеме педагогического общения представлены результаты опроса, проведенного среди студентов и магистрантов вузов г. Новосибирска, в ходе которого участники пытались создать модель идеального преподавателя иностранных языков, опираясь на собственный опыт общения с педагогами своего учебного заведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Барабашёва Ирина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHERS’ ACTIVITY

The article studies the problems that face higher school lecturers in the course of professional pedagogical communication, it reflects the complexity of the relationship between lecturers and their colleagues, administration, students, and suggests possible options for settling conflicts that arise. Particular attention is paid to the pedagogical communication difficulties specific to foreign language teachers. In addition to the analytical review of research on pedagogical communication, the author describes the results of the experiment conducted among students and graduates of universities in Novosibirsk, during which the participants tried to create a model of the ideal teacher of foreign languages, based on their own experience of communication with the teaching staff of the educational institution.

Текст научной работы на тему «Профессиональное педагогическое общение в деятельности преподавателя иностранных языков»

УДК 378.016:811

И. В. Барабашёва

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ

Исследуются проблемы, с которыми преподаватель вуза сталкивается в процессе профессионального педагогического общения, отражены сложности во взаимоотношениях педагога с коллегами, администрацией, студентами, а также предложены возможные варианты урегулирования возникающих конфликтов. Особое внимание уделено затруднениям в педагогическом общении, специфичным для преподавателей иностранных языков. Кроме аналитического обзора результатов исследований по проблеме педагогического общения представлены результаты опроса, проведенного среди студентов и магистрантов вузов г. Новосибирска, в ходе которого участники пытались создать модель идеального преподавателя иностранных языков, опираясь на собственный опыт общения с педагогами своего учебного заведения.

Ключевые слова: педагогическое общение, профессиональное развитие, педагогический коллектив, преподаватель иностранных языков, студент, вуз.

Человеческая деятельность характеризуется многими компонентами жизненной активности, однако общение является ее важнейшей составляющей. В процессе общения действия людей приобретают осмысленность и целенаправленность. Это происходит через достижение ими взаимопонимания путем вербального и невербального согласования целей поступков, способов и средств их реализации. В общении формируется сознание человека, его внутренние качества, он познает себя, окружающий мир, становится полноценным членом общества.

Согласно Е. А. Климову [1, с. 58], в профессиях типа «человек - человек» общение является крайне важным элементом, сопровождающим трудовую деятельность, а в педагогической деятельности оно приобретает первостепенное значение и становится профессионально значимой категорией.

В течение долгого времени многими учеными изучаются проблемы, связанные с педагогическим общением, так, в научной психолого-педагогической литературе представлены исследования В. А. Кан-Калика, А. А. Леонтьева, Н. В. Кузьминой, А. А. Реана, А. А. Бодалева, Л. М. Митиной, М. В. Булановой-Топорковой и многих других педагогов и психологов, исследующих сферу деятельности школьного учителя. Так как настоящее исследование касается деятельности преподавателя вуза, оно будет опираться на работы И. Ф. Исаева, В. Ф. Шарипова, И. А. Зимней, В. В. Молчанов-ского, С. Д. Резника, Ю. В. Сорокопуд, Е. А. Ма-слыко, Е. А. Мелехиной и др.

Существует множество трактовок понятия «педагогическое общение», в которое каждый ученый вкладывает свое понимание этого термина. Так, традиционно считается, что в основе педагогического общения лежит эффективное взаимодействие преподавателей и студентов, направленное на реализацию определенных целей и задач воспитания и об-

учения и обеспечивающее профессионально-личностное развитие обеих сторон (И. Ф. Исаев, Ю. В. Сорокопуд, М. В. Кочетков и др.), однако некоторые ученые под этим термином понимают еще и взаимодействие педагогов между собой, их общение с администрацией учебного заведения, с родителями обучающихся и т. д. (А. К. Маркова, С. Д. Резник, Т. Л. Шабанова и др.)

В исследованиях этих ученых отмечается, что не только молодые педагоги сталкиваются с проблемами в области профессионального педагогического общения, но и их уже опытные коллеги. В данной работе представлена попытка разобрать типичные проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели в процессе педагогического общения, а также трудности, специфичные для преподавателей иностранных языков.

Как отмечалось ранее, педагогическое общение преподавателя вуза, оказывающее влияние на его трудовую деятельность и профессиональное развитие, происходит в трех направлениях: преподаватель - коллеги, преподаватель - администрация, преподаватель - студенты. Рассмотрим подробнее каждое из них.

Преподаватель - коллеги. Принимая во внимание тот факт, что любой преподаватель является частью коллектива, а любой руководитель помимо того, что он является представителем управленческого аппарата вуза, выполняет еще учебную нагрузку и в этой функции встает в одну линейку с основной массой преподавателей, являясь им коллегой, имеет смысл начать исследование именно с взаимоотношений педагогов внутри коллектива.

Коллектив - это группа людей, которую характеризуют наличие общей социальной деятельности, общность целей, установок, интересов [2, с. 276-278], непосредственное личное общение, подразумевающее наличие эмоциональной составляющей, а также возникновение внутригрупповых норм и процессов [3, с. 190].

Успешное профессиональное общение внутри педагогического коллектива обусловлено групповой сплоченностью его членов, поддержанием корпоративного духа внутри кафедры, факультета, вуза в целом. Лишь когда преподаватель предан идеалам, целям, нормам поведения, ценностям учебного заведения, когда он идентифицирует себя с образом вуза, именно тогда и формируется нормальный социально-психологический климат, так необходимый для успешного взаимодействия и плодотворной деятельности всего педагогического коллектива. Формирование благоприятного социально-психологического климата внутри коллектива способствует повышению интереса к работе, росту творческой активности педагогов, нормализации их трудовой дисциплины, росту чувства удовлетворенности достигнутыми результатами, развитию таких личностных качеств, как доброжелательность, взаимоуважение к человеку, терпимость, толерантность по отношению друг к другу, ответственность, принципиальность и т. д. [2, с. 276-282].

Однако нередки случаи, когда создание положительного социально-психологического климата в коллективе затруднено из-за разных причин: очень высокого или низкого уровня профессиональной подготовки отдельных работников, их трудовой квалификации, высоких социальных потребностей некоторых сотрудников, гиперактивности одних педагогов либо пассивности других, личных психологических особенностей некоторых членов коллектива и т. д. [4, с. 248]. В своем исследовании Т. Л. Шабанова представляет мнения самих педагогов в отношении причин возникновения проблем в общении внутри коллектива [5, с. 80-81]:

- необщительность, замкнутость некоторых преподавателей;

- непринятие мотивов поведения своих коллег;

- недоброжелательность, зависть;

- некомпетентность, непрофессионализм некоторых педагогов;

- консервативность, безынициативность;

- взяточничество, карьеризм.

Разрешение этих проблем в основном ложится на плечи руководителя соответствующего учебного подразделения - заведующего кафедрой, декана факультета, ректора университета, которым рекомендуется укомплектовывать коллектив и организовывать работу в нем, принимая во внимание возрастные и психологические особенности сотрудников, таким образом, чтобы достоинства одного могли компенсировать недостатки другого [4, с. 252].

Однако и сами преподаватели могут помочь себе в разрешении конфликтов внутри коллектива, следуя следующим несложным правилам:

- попробовать понять своего коллегу вместо того, чтобы осуждать его;

- постараться признавать что-то хорошее в других педагогах;

- взять за привычку ставить себя на место другого [6, с. 75].

Стоит отметить, что и своевременное определение уровня общительности педагога как одного из ведущих профессионально значимых качеств позволяет в случае необходимости корректировать и развивать коммуникативные способности, призванные обеспечить успешное участие преподавателя в педагогическом процессе, обеспечивая высокий уровень педагогической общительности, а следовательно, и его профессиональное становление и развитие [7, с. 390-391].

Преподаватель - администрация. Как правило, деятельность руководителя подразделения состоит из двух аспектов: социально-поведенческого и организационно-технического, причем первый занимает приоритетную позицию, поскольку исследователями выявлено, что около 65 % рабочего времени руководитель тратит на улаживание проблем профессиональной коммуникации [2, с. 114-118]. Эффективность работы подразделения напрямую зависит от уровня подготовки его руководителя, от его специальных и профессиональных навыков, а также от его умений создавать и поддерживать благоприятный социально-психологический климат внутри коллектива. В сплоченном, дружном коллективе сотрудники относятся к руководителю с должным уважением, стараются защищать и повышать его авторитет, оказывают посильную помощь в качественном выполнении просьб и поручений, поддерживают его в сложных жизненных ситуациях и т. д. Однако едва ли найдется такой руководитель, которому удалось избежать проблем во взаимодействии с подчиненными. Конфликтные ситуации, возникающие между сотрудниками учебного заведения и администрацией, часто обусловлены разногласиями сторон в отношении стратегических целей вуза и путей их достижения. Суммируя результаты исследований некоторых ученых, среди трудностей в профессиональном общении с руководителями, с точки зрения преподавателя, немаловажную роль играют и проблемы личного характера [4, с. 246-252; 5, с. 78-79]:

- несправедливость и необъективность в отношении к сотрудникам и в оценке их труда со стороны администрации;

- отсутствие помощи в начинаниях;

- неуважительная форма обращения со стороны руководителей;

- замечания (часто бестактные) в форме приказов;

- формализм руководителей в отношении собственных обязанностей;

- игнорирование проблем личного характера у рядового педагога и т. д.

Чтобы оптимизировать свою деятельность в разрешении возникших проблем в профессиональном педагогическом общении и способствовать созданию более благоприятного социально-психологического климата, руководителю следует тщательно изучать и оценивать квалификацию своих подчиненных, их личные качества и индивидуально-психологические и возрастные особенности и на основе полученного анализа координировать деятельность коллектива, применяя адекватные методы и приемы воздействия на отдельных подчиненных, распределяя обязанности и контролируя их успешное исполнение, своевременно осуществляя оценку и стимулирование труда сотрудников и т. д.

Преподаватель - студенты. При изучении литературных источников и результатов исследований по проблеме педагогического общения выявлено, что взаимодействие со студентами считается ключевым в деятельности преподавателя. Передача знаний и опыта, умение заинтересовать студента, привлечь его к научной исследовательской деятельности, организация полезного сотрудничества с обучающимися - это лишь некоторые из функций, которые несет в себе педагогическое общение. Умения строить доверительные отношения со студентами, стать для них авторитетом - качества, необходимые любому преподавателю, работающему в вузе.

В характеристике профессионально компетентного преподавателя подчеркивается обязательное наличие у него следующих коммуникативных умений, способствующих высокому уровню профессионально-педагогического общения [2, с. 147148; 8, с. 23-24]:

- понимание и принятие позиции студента, проявление заинтересованности в его личности;

- умение слушать и слышать собеседника;

- умение с юмором относиться к отдельным ситуациям;

- умение понимать внутреннее состояние собеседника по оттенкам поведения, мимике и жестам;

- принимать во внимание его точку зрения на те или иные вопросы;

- умение создавать доверительную обстановку в беседе;

- одинаково относиться ко всем студентам;

- умение благодарить студента и извиняться перед ним в случае необходимости;

- умение развивать собственную педагогическую память (запоминать имена студентов, их личностные особенности, черты характера и т. д.) для создания более эмоциональной атмосферы общения, для поиска максимально эффективного подхода к обучающимся в каждом конкретном случае;

- поддерживать обратную связь с обучающимися;

- хорошо развитые рефлексивные умения.

Поскольку в сфере научных интересов автора лежат профессиональная деятельность и развитие преподавателя иностранных языков, попробуем рассмотреть особенности педагогического общения в контексте деятельности преподавателя иностранных языков.

Прежде всего необходимо отметить, что педагогическое общение для преподавателя иностранного языка имеет более важное значение, чем для преподавателя любой другой дисциплины, поскольку в процессе преподавания ИЯ именно речевая деятельность и межкультурная коммуникация становятся объектами обучения и овладения [9, с. 73-74].

Профессионально-педагогическое общение преподавателя-лингвиста со студентами, с точки зрения В. В. Молчановского, представляет собой форму коммуникативной деятельности на иностранном языке, т. е. общение сторон в процессе обучения происходит в специально организованных условиях. Для реализации такого вида деятельности педагог-лингвист должен строго соответствовать определенным специфичным требованиям и нормам, отличным от других типов взаимодействия, а высокий уровень его профессионально-педагогической подготовки должен способствовать успешному достижению поставленных целей и задач [10, с. 265-268].

По мнению Е. А. Маслыко [11, с. 48-58], кроме уже упомянутых элементов педагогического общения преподавателя и студента лингвистическая составляющая этого процесса включает в себя:

- создание образцов иноязычной речи в условиях обучения речевой деятельности;

- собственный пример как постоянное подкрепление обучения (образец иноязычного речевого поведения в учебном процессе);

- управление иноязычным общением обучающихся на занятиях (ролевая игра, дискуссия, этюд и т. д.), а также в педагогических ситуациях в реальной жизни;

- стимулирование и развитие лингвистического мышления студентов.

Выделяемые С. В. Сорокиной принципы педагогического общения на ИЯ призваны помочь преподавателю подойти творчески к построению педагогического процесса, способствовать росту мотивации студентов в изучении ИЯ, создавать атмосферу общения, максимально приближенную к реальной коммуникации носителей языка и т. д. Автор подчеркивает, что принципы аутентичности, эмоциональности, лингвокультурной адекватности, социолингвистического соответствия, вариативности, политкорректности способны формировать у учащихся адекватное восприятие и отношение к иноязычной культуре, а также уважение к окружающим [12, с. 67-74].

Е. А. Мелехина дополняет перечисленные принципы профессионального педагогического общения необходимостью использования активных методов в обучении студентов посредством включения в изучаемый курс заданий, имитирующих реальные профессиональные ситуации, что, безусловно, призвано способствовать росту положительной мотивации к изучению ИЯ, а совместный поиск решения поставленной задачи - укрепить доброжелательные взаимоотношения обучающихся с педагогом [13, с. 141].

Актуальность данного исследования подтверждается не только результатами теоретического анализа психолого-педагогической литературы по вопросам профессионального педагогического общения, но также и результатами опроса в виде анкетирования, в котором приняли участие 300 студентов и магистрантов вузов г. Новосибирска в 2014 г. Магистрантам и студентам 1-5-го курсов Новосибирского государственного технического университета, Новосибирского государственного аграрного университета, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации было предложено создать мо-

дель идеального преподавателя иностранных языков , наделив его (идеального преподавателя) необходимыми характеристиками. Стоит отметить, что участники опроса, приняв во внимание собственный опыт общения с педагогическим составом кафедр ИЯ и проанализировав проблемы, с которыми им приходится сталкиваться в процессе обучения, постарались дать подробное описание качеств, необходимых педагогу, чтобы максимально эффективно реализовывать свои профессиональные функции как преподавателя вуза.

Опрос показал, что модель идеального преподавателя иностранных языков содержит 160 характеристик, из них 102 затрагивают коммуникативную составляющую профессиональной компетентности. Своевременное выявление причин возникновения этих проблем, а также определение уровня общительности педагога как одного из ведущих профессионально значимых качеств позволяют в случае необходимости корректировать и развивать его коммуникативные способности для эффективного поиска решений в улаживании конфликтов и обеспечения успешного участия преподавателя в педагогическом процессе.

Список литературы

1. Климов Е. А. Пути в профессионализм. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2003. 320 с.

2. Шарипов Ф. В. Менеджмент общего и профессионального образования. М.: Логос, 2014. 432 с.

3. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 1999. 375 с.

4. Резник С. Д. Преподаватель вуза: технологии и организация деятельности. М.: ИНФРА-М, 2010. 389 с.

5. Шабанова Т. Л. Тревожность педагога и способы ее регуляции. Саратов: Вузовское образование, 2014. 177 с.

6. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М.: Евро-пресс, 2004. 594 с.

7. Сорокопуд Ю. В. Педагогика высшей школы. Ростов н/Д: Феникс, 2011. 541 с.

8. Жигалев Б. А. Культура педагогического взаимодействия как фактор повышения качества образования в вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (ТБРи ВиНейп). 2009. Вып. 10 (88). С. 22-25.

9. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991. 222 с.

10. Молчановский В. В. Преподаватель русского языка как иностранного: опыт функционального анализа. М., 1998. 302 с.

11. Маслыко Е. А. Проблемы обучения педагогическому общению в языковом вузе // Иностранные языки в высшей школе. 1987. Вып. 19. С. 48-58.

12. Модернизация содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя в свете компетентностного подхода. Ставрополь: Изд-во СГУ, 2008. 195 с.

13. Мелехина Е. А. Отношения «преподаватель - студент» в обучении иностранному языку для специальных целей. Управление инновационным развитием современного общества: тенденции, приоритеты: экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные закономерности: материалы междунар. науч.-практ. конф. (10 октября 2014 г.): в 3 ч. Саратов: Академия управления, 2014. Ч. 2. С. 139-142.

Барабашёва И. В., старший преподаватель. Новосибирский государственный технический университет.

Пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073. E-mail: airen@ngs.ru

Материал поступил в редакцию 13.05.2015.

EecmHUK Wm (TSPUBulletin). 2015. 12 (165)

I. V Barabasheva

PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COMMUNICATION IN FOREIGN LANGUAGE TEACHERS' ACTIVITY

The article studies the problems that face higher school lecturers in the course of professional pedagogical communication, it reflects the complexity of the relationship between lecturers and their colleagues, administration, students, and suggests possible options for settling conflicts that arise. Particular attention is paid to the pedagogical communication difficulties specific to foreign language teachers. In addition to the analytical review of research on pedagogical communication, the author describes the results of the experiment conducted among students and graduates of universities in Novosibirsk, during which the participants tried to create a model of the ideal teacher of foreign languages, based on their own experience of communication with the teaching staff of the educational institution.

Key words: pedagogical communication, professional development, teacher of foreign languages, students, teaching staff, higher educational institution.

References

1. Klimov E. A. Puti v professionalizm [Ways leading to professionalism]. Moscow, Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut; Flinta Publ., 2003. 320 p. (in Russian).

2. Sharipov F. V. Menedzhment obshchego iprofessional'nogo obrazovaniya [Management of general and vocational education]. Moscow, Logos Publ., 2014. 432 p. (in Russian).

3. Andreeva G. M. Sotsial'nayapsikhologiya [Social psychology]. Moscow, Aspekt Press Publ., 1999. 375 p. (in Russian).

4. Reznik S. D. Prepodavatel' vuza: tekhnologii i organizatsiya deyatel'nosti [University lecturer: technology and organization of work]. Moscow, INFRA-M Publ., 2010. 389 p. (in Russian).

5. Shabanova T. L. Trevozhnost' pedagoga i sposoby eyo regulyatsii [Teacher's anxiety and ways of its regulation]. Saratov, Vuzovskoye obrazovaniye Publ., 2014. 177 p. (in Russian).

6. Carnegie D. How to Win Friends and Influence People (Russ. ed.: Karnegi D. Kak zavoevat' druzey I okazyvat' vliyaniye na lyudey. Moscow, Evro-press Publ., 2004. 594 p.) (in Russian).

7. Sorokopud Yu. V. Pedagogika vyssheyshkoly[Higher School Pedagogy]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2011. 541 p. (in Russian).

8. Zhigalev B. A. Kul'tura pedagogicheskogo vzaimodeystviya kak faktor povysheniya kachestva obrazovaniya v vuze [The culture of pedagogical interaction as a factor increasing university education quality]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2009, vol. 10 (88), pp. 22-25 (in Russian).

9. Zimnyaya I. A. Psikhologiya obucheniya inostrannym yazykam v shkole [Psychology of teaching foreign languages at school]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 1991. 222 p. (in Russian).

10. Molchanovskiy V. V. Prepodavatel' russkogo yazyka kak inostrannogo: opyt funktsional'nogo analiza [The teacher of Russian as a foreign language: the experience of functional analysis]. Moscow, 1998. 302 p. (in Russian).

11. Maslyko E. A. Problemy obucheniya pedagogicheskomu obshcheniyu v yazykovom vuze [Problems in teaching pedagogical communication at language higher school]. Inostrannye yazyki v vysshey shkole - Foreign Languages in Tertiary Education, 1987, no. 19, pp. 48-58 (in Russian).

12. Modernizatsiya soderzhaniya professional'noy podgotovkilingvista-prepodavatelya vsvete kompetentnostnogo podkhoda [Modernization of the content of language teacher vocational training in the light of the competence approach]. Stavropol', SGU Publ., 2008. 195 p. (in Russian).

13. Melekhina E. A. Otnosheniya "prepodavatel' - student" v obuchenii inostrannomu yazyku dlya spetsial'nykh tseley [Relationship "teacher-student" in teaching foreign language for specific purposes.] Upravleniye innovatsionnym razvitiem sovremennogo obshchestva: tendentsii, prioritety: ekonomicheskiye, sotsial'nye, filosofskiye, politicheskiye, pravovye obshchenauchnye zakonomernosti: materialy mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii (10 oktyabrya 2014): v 3 chastyakh [Management of innovative development of modern society: trends, priorities: economic, social, philosophical, political, legal, general scientific laws: Materials of the International scientific and practical conference (October 10. 2014): in 3 vol.]. Saratov, Akademiya upravleniya Publ., 2014. Vol. 2. Pp. 139-142 (in Russian).

Barabasheva I. V.

Novosibirsk State Technical University.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russia, 630073. E-mail: airen@ngs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.