Научная статья на тему 'Технология «Профессионально-педагогическое содействие» (классификационные параметры)'

Технология «Профессионально-педагогическое содействие» (классификационные параметры) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
863
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ВУЗА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / UNIVERSITY TEACHING STAFF / PEER COACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабашёва Ирина Владимировна

Исследуются проблемы использования педагогических технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов. Представлена классификационная характеристика образовательной технологии «Профессионально-педагогическое содействие» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей вуза, рассмотрены варианты ее использования в профессиональной деятельности преподавателей вуза, отражены трудности, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования, предложены методические рекомендации по внедрению представленной технологии в образовательный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“PEER COACHING” TECHNOLOGY (CLASSIFICATION PARAMETERS)

The paper presents the analytical review and gives classification parameters of the educational technologyPeer Coaching” (aims and goals, steps, forms of activity, etc.), it offers variants of its effective implementation in the work of high school teachers, shows some difficulties they might face while working with the technology and offers some practical guidelines of the most appropriate and efficient ways how to implement it in the teaching process of Russian Federation higher education. The study proves that “Peer Coaching” is one of the most successful technologies for the development of university teaching staff, that has the goal to advance the professionalism of teachers by training them to facilitate frequent, informal, helpful observations by one professional educator to another, to provide necessary rationale feedback and coach each other. The article shows that this is a simple, nonthreatening structure designed for peers to help each other to recognize their professional needs, improve instruction, learning situations or other teachers’ professional activity including even scientific research. “Peer Coaching” technology promotes not just the culture of collegiality among university teaching staff, it also offers many opportunities for their own professional development, which will do much to improve the quality of university education, restore friendly classroom environment and contribute to their own professional success.

Текст научной работы на тему «Технология «Профессионально-педагогическое содействие» (классификационные параметры)»

ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГА В ВУЗЕ

УДК 378. 1

DOI: 10. 23951/2307-6127-2017-4-132-141

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ» (КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ПАРАМЕТРЫ)

И. В. Барабашёва

Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск

Исследуются проблемы использования педагогических технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов. Представлена классификационная характеристика образовательной технологии «Профессионально-педагогическое содействие» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей вуза, рассмотрены варианты ее использования в профессиональной деятельности преподавателей вуза, отражены трудности, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования, предложены методические рекомендации по внедрению представленной технологии в образовательный процесс.

Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное развитие, преподаватель вуза, профессионально-педагогическое содействие.

В научно-методической литературе представлен широкий обзор различных педагогических технологий, направленных на формирование и развитие определенных компетенций у обучающихся (учеников, студентов). Однако ряд исследователей [1-3] отмечают нехватку и недостаточную проработанность технологий, способных обеспечить высокое качество профессиональной подготовки и непрерывное развитие учителей и преподавателей в рамках реализации компетентностного подхода современной системы образования. Опираясь на результаты изучения справочно-энциклопедической и научно-методической литературы на русском и английском языках, проведения опросов в виде анкетирования и бесед среди профессорско-преподавательского состава вузов [4, с. 79-80], обсуждения полученной информации на кафедральных семинарах, посвященных профессиональному развитию педагогов на международных и всероссийских научно-методических конференциях [5, с. 84-91; 6, с. 89-90], авторы предприняли попытку адаптировать широко известную за рубежом технологию «Профессионально-педагогическое содействие» (Peer Coaching) к использованию в условиях российской действительности. Технология описана в соответствии с системой классификационных параметров анализа и описания педагогических технологий, предложенной Г. К. Селевко [7], с учетом особенностей деятельности преподавателя вуза, а также исходя из требований профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [8], для ее использования педагогами российских вузов в процессе их профессионального развития.

Название технологии «Профессионально-педагогическое содействие» (группа технологий профессионального развития) отражает главную решаемую ею проблему: содействие профессиональному развитию педагога.

Идентификация - в основу идентификации технологии положены наиболее характерные для нее аспекты и признаки:

- уровень и характер применения - метатехнология;

- философская основа - гуманистическая;

- методологический подход - личностно-деятельностный, андрагогический, компетент-ностный;

- ведущие факторы развития личности профессионала - комплексные: социогенные, психогенные;

- научная концепция освоения опыта - развивающая;

- ориентация на личностные сферы и структуры - самоуправляющий механизм личности, сфера действенно-практических качеств, общие и специальные профессиональные и личностные компетенции;

- характер содержания - гуманитарный, профессионально ориентированный;

- вид социально-педагогической деятельности - педагогическая поддержка;

- тип управления - самоуправление, взаимоуправление, система «консультант»;

- преобладающие методы - коммуникативные;

- организационные формы - индивидуальные, коллективные, открытые и закрытые;

- преобладающие средства - аудиовизуальные, действенно-практические;

- подход и характер взаимодействий - личностно-деятельностный, субъект-субъектное взаимодействие, сотрудничество;

- направление модернизации - на основе эффективности организации и управления педагогическим процессом;

- категория объектов - массовая и продвинутая.

Целевые ориентации технологии направлены:

- на создание единого сообщества педагогов, которые убеждены в необходимости постоянного педагогического самосовершенствования и профессионального роста;

- улучшение взаимоотношений внутри коллектива подразделения образовательного учреждения (кафедры, факультета, университета);

- развитие у педагогов понимания необходимости коллегиального приобретения новых знаний и навыков, а также систематической переработки и обновления учебных планов, программ обучения, методов преподавания, эффективность которых может быть достигнута с помощью наиболее компетентных коллег;

- предоставление педагогам возможности диагностировать и корректировать свой уровень развития профессионализма;

- предоставление возможности преподавателям через взаимное содействие и рефлексивную дискуссию определять проблемы и находить максимально эффективные решения в отношении конкретных элементов собственной профессиональной педагогической деятельности (занятия, исследовательская деятельность и т. д.), возможность взаимной помощи в решении профессиональных задач;

- предоставление возможности получить отзыв наиболее компетентных коллег в отношении методов, методических приемов, технологий, используемых в собственной профессиональной деятельности;

- предоставление возможности совершенствовать собственные методические навыки (вывести их из подсознательного уровня на уровень осознанности), а также структурировать тщательную отработку только что приобретенных профессиональных навыков, новых педагогических методов, технологий и т. д. для их успешного внедрения в процесс преподавания [9, с. 43-44].

Концептуальная основа педагогической технологии включает в себя как краткое описание руководящих идей, гипотез, принципов, так и трактовку ее построения и функционирования:

- технология «Профессионально-педагогическое содействие» помогает преподавателям успешно решать актуальные педагогические проблемы и профессиональные задачи без отрыва от учебного процесса в течение учебного года;

- способствует постоянному профессиональному развитию:

- через взаимную помощь и обмен опытом в решении задач, улаживании проблем, возникающих в процессе трудовой деятельности, в прояснении профессиональных целей, средств и путей их достижения;

- изучение теоретических основ нового педагогического метода/технологии;

- наблюдение за процессом использования нового метода/технологии довольно опытным педагогом, уже освоившим этот метод и успешно применяющим его в собственной практике преподавания;

- апробирование и отзывы в «защищенных» условиях (апробация метода педагогами сначала в своем коллективе, затем в сильной группе учащихся);

- оказание помощи друг другу непосредственно на занятии в процессе внедрения нового метода/технологии в обучение (помощь в поиске подходящих ответов на вопросы учащихся, в оптимальном выборе и корректном использовании метода в рамках определенного тематического занятия, поиске новых идей и предоставлении отзывов о проделанной работе);

- принципы неразглашения, некритичности и оценки исключительно по просьбе педагога, нуждающегося в помощи, со стороны консультирующего преподавателя (коуча) становятся решающими и определяют успех технологии;

- педагогическая технология не требует больших финансовых вложений;

- возможность использования технологии в других видах профессиональной деятельности.

Содержание учебно-воспитательного процесса (особенности организации) раскрывает

особенности педагогической деятельности участников технологии в соответствии с поставленными целями и социальным заказом. Так, например, использование технологии «Профессионально-педагогическое содействие» может быть обусловлено возникновением необходимости оценивания уровня профессиональной квалификации преподавателя как для официальных целей (при приеме на работу, при участии в конкурсном отборе - продление трудового договора, участие в конкурсе на замещение/получение более высокой должности и т. д.), так и по собственной инициативе педагога, исходя из его внутренних потребностей. Представленная технология носит циклический характер и в зависимости от поставленных целей может быть использована на различных уровнях профессионального развития преподавателя. Для получения высоких результатов вследствие успешной реализации технологии «Профессионально-педагогическое содействие» педагогам следует внимательно ознакомиться с технологией ее использования, изучить ее структуру, правила, этапы, стараться точно следовать предложенным инструкциям и рекомендациям.

Целевая группа - на начальном этапе эта технология эффективна для преподавателей различных возрастных категорий, преподающих один и тот же предмет, возраст и уровень подготовки студентов, с которыми работает педагог, может существенно отличаться, позже «Профессионально-педагогическое содействие» можно использовать и для преподавателей разных дисциплин.

Участники технологии: преподаватель-консультант (коуч) - опытный педагог, обладающий высоко развитыми профессиональными компетенциями, пользующийся авторитетом

и доверием в педагогическом коллективе, помогающий своему коллеге реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения; преподаватель, нуждающийся в профессиональном содействии, - специалист, имеющий определенный опыт работы в образовательном учреждении, нуждающийся в помощи и консультировании по ускоренной передаче социального и профессионального опыта непосредственно на рабочем месте с целью формирования и развития необходимых профессиональных компетенций.

Формальные (профессиональные) компетенции коуча: глубокие знания в области психологии, педагогики, методики, лингвистики, а также наличие собственного богатого опыта в преподавании.

Личностные компетенции коуча: жизненный опыт; адекватная самооценка (знание своих сильных и слабых сторон); многолетний, богатый опыт преподавания; регулярная рефлексия собственной профессиональной деятельности; непрерывное профессиональное развитие; способность уметь слушать; умения давать экспертную оценку, исключительно по просьбе педагога, нуждающегося в помощи; внимательность; интересы на стороне коллеги; нейтральность, независимость и открытость; авторитет; искренность, безупречность, согласованность; неразглашение, абсолютное сокрытие содержания профессионального содействия и т. д. [4, с. 77-79].

Методические особенности технологии включают мотивационные аспекты деятельности ее участников, описание особенностей выбора конкретных педагогических методов и средств, обоснование использования тех или иных форм ее организации и управления. Необходимо отметить, что в технологии «профессионально-педагогическое содействие» выделяется несколько ее разновидностей:

«Техническое содействие» - актуально для педагогов, только что прошедших обучение на курсах повышения квалификации, освоивших какой-либо новый педагогический метод, прием или технологию и пытающихся внедрить их в собственную практику преподавания, в этом случае преподаватель может обратиться за помощью к своему более опытному коллеге, который уже освоил и успешно использует данные нововведения в своей профессиональной деятельности, либо совместно с другими преподавателями, обучавшимися по этой же программе, вести поиск решения возникающих трудностей через групповое обсуждение, наблюдение и консультирование.

«Коллегиальное содействие» - ориентировано на двух педагогов, поставивших перед собой цель усовершенствовать собственные методики преподавания предмета через взаимопосещение занятий. В основе данной модели лежит фиксирование происходящего на занятии приглашенным педагогом, совместное выявление существующих педагогических проблем, поиск наиболее эффективных решений. Данную модель характеризуют уважительное общение «на равных», обязательное отсутствие критической оценки и осуждения со стороны приглашенного преподавателя, доверительные взаимоотношения.

«Проблемное содействие» - сконцентрирован на решении какой-то одной конкретной проблемы, задача приглашенного консультирующего преподавателя или группы консультантов (в данном случае это может быть коллега, представитель администрации учебного заведения, психолог, конфликтолог и т. д.): в процессе наблюдения за ходом занятия проанализировать причины возникшей проблемы и предложить свои варианты ее решения.

«Командное содействие» - по своей сути данная модель очень близка к технологии Team teaching: совместная подготовка к занятию двумя педагогами, совместное определение целей, задач, предвосхищение возможных затруднений, одновременное присутствие преподавателей в аудитории, распределение ролей и действий на занятии и т. д., отличие

заключается в том, что один педагог более опытный в каком-то вопросе и через совместное занятие обучает менее опытного преподавателя определенным тонкостям какого-то метода или технологии, делится с ним своим опытом. Важно помнить о том, что занятие должно быть организовано таким образом, чтобы студенты не смогли понять, кто из педагогов более опытный, а кто менее.

«Когнитивное содействие» - особый вид технологии, направленный на самосовершенствование преподавателя через формирование и корректировку его собственного мышления, а также его способностей в решении возникающих профессиональных проблем. Данный вид технологии позволяет педагогу разобраться в собственных мыслях, осознать, что происходит в голове, помогает осознать эффективность и неэффективность методов и технологий, используемых в профессиональной деятельности. Коуч, присутствующий на занятии, является своего рода посредником между самим педагогом и его мышлением. Побуждая своего коллегу рефлексировать в отношении того, что происходило на занятии, коуч помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, а также открыто размышлять и высказывать предположения о том, как что-то исправить или улучшить [10, с. 145-148].

Процессуальная характеристика представляет структуру и алгоритм деятельности участников технологии в комплексе с применением и взаимодействием всех методических средств, исходя из поставленных целей и задач, а также в соответствии с индивидуальными особенностями ее субъектов.

Этапы технологии «профессионально-педагогическое содействие»:

Коллегиальное наблюдение. Этап наблюдения во время посещения занятия выполняет очень важную функцию: он помогает педагогу (преподавателю, нуждающемуся в профессиональном содействии), во-первых, избавиться от нервозности из-за присутствия в аудитории постороннего человека и чувствовать себя более комфортно, во-вторых, дает ему возможность посмотреть на себя со стороны. На этом этапе приглашенный преподаватель (коуч) только проводит наблюдение, которое может быть сплошным, т. е. обычное наблюдение за происходящим в аудитории, либо выборочным - наблюдение за определенными составляющими занятия (например, отслеживание эффективности использования аудиовизуальных средств или степени освещенности кабинета, наблюдение за поведением учащихся и т. д.). Коуч не может вмешиваться в ход занятия, делать какие-то оценочные, осуждающие или хвалебные замечания, как-то реагировать на происходящее. Во время обучения использованию технологии на данном этапе коуч, как правило, наблюдает за собой: за собственными мыслями, действиями, чувствами, эмоциями и т. д. (разработчики представленной технологии неоднократно подчеркивают, что ее успех обуславливается именно рефлексивными процессами, направленными на профессиональное развитие всех ее участников).

Коллегиальная обратная связь. Данный этап состоит:

- из приглашения на занятие;

- непосредственно самого посещения занятия, во время которого коучем ведется запись происходящего в аудитории (аудиозапись, видеосъемка, документальное протоколирование);

- изучения записей занятия, предоставленных коучем;

- общего обсуждения происходящего на занятии на основе полученных записей, констатация фактов, возможна оценка коучем по инициативе приглашающего педагога;

- фактического обсуждения процессуальной стороны наблюдения (никаких предложений и рекомендаций по улучшению и оптимизации педагогического процесса на данном этапе не дается).

Коллегиальная практическая помощь. На заключительном этапе, если педагог изъявляет желание получить какие-то рекомендации, советы, коуч высказывает собственные мысли в отношении посещенного занятия, проводит его методический анализ, перечисляет выявленные проблемы и предлагает варианты их решения. Коллегиальная практическая помощь оказывается только в случае готовности педагога воспринимать внешние советы и рекомендации и исключительно по его личной просьбе [11, с. 31-33].

Задачи, которые стоят перед коучем, определяются из содержания перечисленных этапов технологии:

- содействовать исследованию потребностей, мотиваций, навыков, мыслительных процессов;

- способствовать реальным, прочным положительным изменениям;

- наблюдать, слушать, задавать вопросы;

- использовать методы опроса и анкетирования для принятия решений;

- оказывать помощь в постановке целей и задач занятия, а также в разработке критериев оценки;

- поощрять стремление к действию;

- придерживаться позитивной, непредвзятой точки зрения;

- обеспечить формирование, развитие и совершенствование личностных компетенций, исключить зависимость от коуча;

- работать для совершенствования личных компетенций;

- координировать взаимоотношения внутри команд/проектных групп;

- поддерживать друг друга.

Успех технологии, по мнению ее разработчиков, обусловлен строгим соблюдением правил и четким выполнением своих функций ее участниками, причем решающая роль отводится деятельности коуча. В рамках технологии «профессионально-педагогическое содействие» коуч обязан:

- сохранять конфиденциальность;

- внимательно слушать;

- делать паузы для рефлексии;

- стараться формулировать нейтральные вопросы для того, чтобы инициировать рефлексивные процессы у педагога;

- стараться, чтобы большую часть времени во время беседы говорил сам педагог;

- позволять педагогу самому заполнять затянувшиеся паузы в беседе;

- обсуждать только записанную информацию;

- предложить собрать информацию по занятию другими методами;

- давать какую-либо оценку увиденному исключительно по просьбе самого педагога;

- подвести беседу к следующему посещению или взаимопосещению.

Кроме того, коучу запрещается:

- хвалить, осуждать, винить;

- приводить себя или собственный опыт в пример (во избежание возникновения излишне эмоционально окрашенного отношения к коучу рекомендуется приводить примеры из профессиональной жизни незнакомых коллег);

- предлагать решения проблемы, основанные на собственной интуиции (исключительно на основании проведенного научного или практического исследования);

- заполнять затянувшиеся паузы в беседе;

- обсуждать моменты занятия, не зафиксированные документально;

- затрагивать те аспекты занятия, которые не оговаривались в предварительной беседе во время приглашения;

- под любым предлогом нарушать правила технологии «профессионально-педагогическое содействие».

Кроме описания структуры технологии и алгоритма деятельности ее участников, процессуальная характеристика технологии «Профессионально-педагогическое содействие» включает и практические рекомендации ее разработчиков в отношении некоторых особенностей ее внедрения в педагогический процесс:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- технология «профессионально-педагогическое содействие» обеспечивает поддержку сообществу преподавателей, которые пытаются развить новые, только что приобретенные навыки, оптимизировать педагогический процесс путем внесения изменений в рабочую программу по предмету, а также усовершенствовать планирование, разработку и проведение непосредственно самих занятий. По мнению авторов, принципы неразглашения, некритичности и безоценочности со стороны коуча становятся решающими и определяют успех данной технологии [12, с. 74];

- использование технологии «профессионально-педагогическое содействие» должно быть заранее тщательно продумано, спланировано и организовано таким образом, чтобы избежать грубого вмешательства в трудовую деятельность своих коллег ввиду их большой занятости выполнением своих прямых обязанностей;

- несмотря на возможность неофициального использования данной технологии, педагогов следует официально обучать ее внедрению в процесс преподавания, с тем чтобы сохранить целостность технологии и избежать утраты ее важных составляющих [11, с. 5];

- для воплощения в жизнь технологии «Профессионально-педагогическое содействие», ввиду сильной загруженности педагогов подготовкой к занятиям и их проведением, рекомендуется:

- объединять студентов в укрупненные группы для какого-то определенного вида деятельности, совместного выполнения заданий, разработки проектов и т. д., тем самым освобождая время преподавателей для посещения занятия коллеги;

- если имеется возможность и это не запрещено правилами учебного заведения, наделять полномочиями преподавателя одного из студентов и позволять ему вести занятие (под присмотром любого педагога, не занятого в данный момент преподавательской деятельностью);

- организовать замену преподавателя на время, посвященное посещению занятия коллеги;

- внедрять в практику и активно развивать технологию коллективного преподавания предмета (Team teaching), когда два или более преподавателя работают в аудитории вместе, сообща ведут занятие, что позволяет наблюдать и анализировать действия коллеги со стороны и обсуждать их после занятия, эффективно планировать дальнейшие обучающие действия;

- ввиду невозможности посещения занятия коллегами, делать видеозапись учебного занятия для последующего совместного просмотра и обсуждения в свободное от преподавания время.

Программно-методическое обеспечение технологии включает в себя дополнительную профессиональную программу повышения квалификации «Профессионально-педагогическое содействие в деятельности преподавателя вуза». Программа соответствует методическим рекомендациям по разработке дополнительных профессиональных программ [13] и учитывает требования профессионального стандарта «педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»

[8] и может быть использована педагогическими работниками высших учебных заведений (ассистентами, преподавателями, старшими преподавателями, доцентами, профессорами), желающими развивать (совершенствовать) собственные профессиональные и личностные компетенции, исходя из внутренних потребностей, а также ввиду необходимости эффективного выполнения трудовых функций профессионального стандарта.

Диагностика технологии «профессионально-педагогическое содействие». Принимая во внимание, что в основе технологии лежат рефлексивные процессы, направленные на выявление затруднений в профессиональной деятельности преподавателя, причин их возникновения, определение собственных внутренних резервов, поиск путей дальнейшего саморазвития и т. д., диагностический материал технологии разработан на основе методик для анализа собственной педагогической деятельности [14] (где затрагиваются предметные, методические, коммуникативные, организационные, рефлексивные и другие виды компетенций) и позволяет преподавателю самостоятельно проводить полноценный анализ, давать объективную оценку собственной профессиональной деятельности, определять уровень и отслеживать динамику развития своей профессиональной компетентности, планировать свое дальнейшее профессиональное развитие.

Выполнение критериев технологичности:

- системность - тесная взаимосвязь научного (знания о процессе, методология, классификация, зона развития), деятельностного (целеполагание, планирование, организация, реализация целей, анализ результатов) и формально-описательного (цели, концепция, содержание, модель-алгоритм, учебно-методическое обеспечение) аспектов обеспечивает комплексность и целостность технологии;

- научность - технология основывается на достижениях отечественных и зарубежных педагогов-теоретиков и практиков в области профессионального развития преподавателя вуза;

- структурированность - технология представлена в виде модели с описанием целей, задач, содержания, системы методов и средств, последовательного алгоритма действий, направленных на достижение планируемых результатов; характеризуется логичностью, алго-ритмичностью, процессуальностью, преемственностью, вариативностью и гибкостью;

- управляемость - технология характеризуется диагностичностью, прогнозируемо-стью, эффективностью, оптимальностью, воспроизводимостью.

Экспертиза. В экспертном заключении на анализ и описание педагогической технологии «профессионально-педагогическое содействие» подтверждается оригинальность и актуальность разработанной технологии с точки зрения тенденций развития педагогики современной высшей школы, подчеркивается ее соответствие критериям технологичности. Экспертами отмечается комплексность теоретико-методологической основы технологии, подтверждается целесообразность использованных методологических подходов, позволяющих провести ее исчерпывающий психолого-педагогический анализ и раскрыть предоставляемые ею (технологией) возможности психолого-педагогического и методического сопровождения деятельности преподавателя в условиях современного вуза. Согласно экспертному заключению, технология «профессионально-педагогическое содействие» является завершенной, логически непротиворечивой разработкой, обладающей высокой методической ценностью, и рекомендуется к внедрению в учебный процесс вуза через систему повышения квалификации преподавательского состава.

Список литературы

I. Гурье Л . И . Технологии развития профессиональной компетентности преподавателя вуза . Казань: Школа, 2010 . 256 с .

2 . Зеер Э . Ф . Психология профессионального развития . М . : Академия, 2006 . 240 с .

3 . Левина М . М . Технологии профессионального педагогического образования: учеб. пособие для студентов высш . пед .

учеб . заведений . М . : Академия, 2001. 272 с .

4 . Барабашёва И . В . Роль «наставничества» и «профессионального содействия» в профессиональном развитии препо-

давателя иностранного языка // Сибирский педагогический журнал . 2012 . № 7 . С . 76-80 .

5 . Барабашёва И . В . Пути профессионального развития преподавателя иностранного языка в вузе // Межкультурная ком-

муникация: лингвистические и лингводидактические аспекты: сб . материалов 3-й междунар . науч . -метод . конф . Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012 . С . 84-91.

6 . Барабашёва И . В . Технология «Peer Coaching» в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Наука . Тех-

нологии . Инновации: сб . науч . тр . : в 9 ч . Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015 . Ч . 8 . С . 89-90 .

7 . Селевко Г . К . Традиционная педагогическая технология и ее гуманистическая модернизация . М . : Школьные техноло-

гии, 2005. 144 с .

8 . Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополни-

тельного профессионального образования» . URL: http://www. consultant . ru/document /cons_doc_LAW (дата обращения: 20 . 02 .2017) .

9 . Showers B . Teachers coaching teachers // Educational Leadership . April . 1985. Vol . 42 . P 43-49.

10 . Richards C . J . , Farrell T. S . C . Professional development for language teachers: strategies for teachers learning . NY: Cambridge

University Press, 2005. 202 p .

II. Gottesman L . B . Peer coaching for educators . 2nd ed . Lanham; Maryland; London: The Scarecrow Press, Inc . Technomic Books, 2000 . 162 p .

12 . Joyce B . , Showers B . Student achievement through staff development . VA: ASCD, 2002 . 230 p .

13 . Методические рекомендации по разработке основных профессиональных образовательных программ и дополнитель-

ных профессиональных программ с учетом соответствующих профессиональных стандартов . URL: http://docs . cntd . ru/ document/420264612 (дата обращения: 15.04. 2017) .

14 . Лебедева Е . А . Методики для анализа собственной педагогической деятельности: учебно-методическое пособие для

преподавателей . Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2006 . 42 с .

Барабашёва Ирина Владимировна, старший преподаватель, аспирант, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: airen@ngs.ru

Материал поступил в редакцию 23.05.2017

DOI: 10.23951/2307-6127-2017-4-132-141

"PEER COACHING" TECHNOLOGY (CLASSIFICATION PARAMETERS)

I. V Barabasheva

Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation

The paper presents the analytical review and gives classification parameters of the educational technology "Peer Coaching" (aims and goals, steps, forms of activity, etc.), it offers variants of its effective implementation in the work of high school teachers, shows some difficulties they might face while working with the technology and offers some practical guidelines of the most appropriate and efficient ways how to implement it in the teaching process of Russian Federation higher education. The study proves that "Peer Coaching" is one of the most successful technologies for the development of university teaching staff, that has the goal to advance the professionalism of teachers by training them to facilitate frequent, informal, helpful observations by one

professional educator to another, to provide necessary rationale feedback and coach each other. The article shows that this is a simple, nonthreatening structure designed for peers to help each other to recognize their professional needs, improve instruction, learning situations or other teachers' professional activity including even scientific research. "Peer Coaching" technology promotes not just the culture of collegiality among university teaching staff, it also offers many opportunities for their own professional development, which will do much to improve the quality of university education, restore friendly classroom environment and contribute to their own professional success.

Key words: educational technology, professional development, university teaching staff, Peer Coaching.

References

I. Gur'ye L . I. Tekhnologii razvitiya professional'noy kompetentnosti prepodavatelya vuza [Technology of development of professional competence of the university teacher] . Kazan', Shkola Publ . , 2010 . 256 p . (in Russian) .

2 . Zeer E . F. Psikhologiya professional'nogo razvitiya [Psychology of professional development] . Moscow, Akademiya Publ . ,

2006 . 240 p . (in Russian) .

3 . Levina M . M . Tekhnologii professional'nogo pedagogicheskogo obrazovaniya: ucheb . posobiye [Technologies of professional

teacher education: textbook] . Moscow, Akademiya Publ . , 2001. 272 p . (in Russian) . 4. Barabasheva I . V. Rol' "nastavnichestva" i "professional'nogo sodeystviya" v professionalem razvitii prepodavatelya inostrannogo yazyka [The role of "mentoring" and "peer coaching" in foreign language teacher professional development] . Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal - Siberian Pedagogical Journal, 2012, no . 7, pp . 76-80 (in Russian) .

5 . Barabasheva I. V Puti professional'nogo razvitiya prepodavatelya inostrannogo yazyka v vuze [Ways of professional

development of a foreign language teacher in higher education] . Mezhkul'turnaya kommunikatsiya: lingvisticheskiye i lingvodidakticheskiye aspekty: sb. materialov 3-y mezhdunar. nauch.-metod. konf. [Intercultural communication: linguistic and linguodidactic aspects: collection of materials of the 3rd Intern . scientific-method . conf. ] . Novosibirsk, NSTU Publ . , 2012 . Pp . 84-91 (in Russian) .

6 . Barabasheva I . V. Tekhnologiya "Peer Coaching" v professional'noy deyatel'nosti prepodavatelya vuza [Technology "Peer

Coaching" in the professional activity of the university teacher] . Nauka. Tekhnologii. Innovatsii [Science . Technologies . Innovations: collection of scientific works: 9 parts] . Novosibirsk, NSTU Publ . , 2015, part 8, pp . 89-90 (in Russian) .

7 . Selevko G . K . Traditsionnaya pedagogicheskaya tekhnologiya i eye gumanisticheskaya modernizatsiya [Traditional pedagogical

technology and its humanistic modernization] . Moscow, Shkol'nyye tekhnologii Publ . , 2005. 144 p . (in Russian) .

8 . Professional'nyy standart "Pedagog professional'nogo obucheniya, professional'nogo obrazovaniya i dopolnitel'nogo

professional'nogo obrazovaniya" [Professional standard "Teacher of vocational training, vocational education and additional vocational education"] . URL: http://www. consultant. ru/document/cons_doc_LAW (accessed 20 February 2017) (in Russian) .

9 . Showers B . Teachers coaching teachers. Educational Leadership. April, 1985, vol . 42, pp . 43-49.

10 . Richards C . J . , Farrell T. S . C . Professional development for language teachers: strategies for teachers learning. NY, USA,

Cambridge University Press, 2005. 202 p .

II. Gottesman L . B . Peer coaching for educators. 2nd ed . Lanham, Maryland and London, The Scarecrow Press, Inc . Technomic Books, 2000 . 162 p .

12 . Joyce B . , Showers B . Student achievement through staff development. VA, ASCD, 2002 . 230 p .

13 . Metodicheskiye rekomendatsii po razrabotke osnovnykh professional'nykh obrazovatel'nykh programm i dopolnitel'nykh

professional'nykh programm s uchetom sootvetstvuyushchikh professional'nykh standartov [Methodical recommendations for the development of basic professional educational programs and additional professional programs, according to the relevant professional standards] . URL: http://docs . cntd . ru/document/420264612 (accessed 15 April 2017) (in Russian) .

14 . Lebedeva E . A . Metodiki dlya analiza sobstvennoy pedagogicheskoy deyatel'nosti: uchebno-metodicheskoye posobiye dlya

prepodavateley [Methods for analyzing one's own pedagogical activity: a teaching aid for teachers] . Novosibirsk, NSTU Publ . , 2006 42 p (in Russian)

Barabasheva I. V., Novosibirsk State Technical University (pr. Karla Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073). E-mail: airen@ngs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.