ИСТОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 378.126
DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-255-259
ТЕХНОЛОГИЯ PEER COACHING (ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ)
И. В. Барабашёва
Новосибирский государственный технический университет, Новосибирск
Исследуется история становления и развития образовательной технологии Peer Coaching, направленной на профессиональное развитие педагогов. На основе анализа первоисточников представлен исторический контекст создания технологии, раскрывается оригинальная идея, лежащая в ее основе, построенная на доверительных отношениях, развивающихся между преподавателями, и основанная на взаимовыгодных условиях совместной работы с целью улучшения навыков преподавания, совершенствования профессиональных компетенций и личностных качеств ее участников.
Ключевые слова: образовательная технология, профессиональное развитие, преподаватель вуза, Peer Coaching.
Несмотря на то что в российской педагогической практике технология Peer Coaching - явление довольно новое и мало изученное, в европейских странах и на американском континенте она успешно используется в течение уже нескольких десятилетий. Во многих источниках указывается, что первое упоминание понятия coaching как технологии встречается в работах профессора Гарвардского университета Тимоти Голви (Timothy W. Gallwey) в середине 1970-х гг., официально он считается автором коучинг-технологии, направленной на «раскрытие потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности, не обучая, но помогая учиться» [1, с. 19]. Эта технология успешно используется в бизнес-практике на семинарах, посвященных профессиональному развитию высшего руководства крупных бизнес-корпораций. Однако более детальное изучение литературных источников позволяет предположить, что история возникновения этой технологии ведет еще к концу 1960-х - началу 1970-х гг. и что истоки коучинга, а точнее, его разновидности - Peer Coaching косвенно лежат в синектике (Synectics) - методике коллективного решения проблем, предложенной У. Гордоном (William Gordon).
Возникновение образовательной технологии Peer Coaching обусловлено, по большому счету, вопросами качества образования в учебных заведениях, которые вызывали и продолжают вызывать особый интерес у населения по всему миру. В 1950-х гг. этот интерес достиг своего апогея в США: множество недовольных жителей вышли на
демонстрации в поддержку повышения качества образования и предоставления равных возможностей для обучения всем слоям населения. Руководству страны пришлось принимать экстренные меры: внедрять инновационные образовательные технологии, вносить коррективы в систему подготовки и переподготовки кадрового состава учебных заведений, а также усиливать финансирование сектора образования. Однако к началу 1970-х гг. серьезных сдвигов в разрешении сложившихся проблем не произошло. Ученые объясняют этот факт отсутствием на то время исследований в области изучения стратегий профессионального развития педагогов, а также нехваткой информации об использовании инноваций и их распространения среди учебных заведений. В департаменте образования США считалось, что педагогам достаточно пройти курс обучения для повышения своей квалификации, с тем чтобы, вернувшись к своей профессиональной деятельности, они могли с легкостью внедрять полученные знания в образовательный процесс. Однако на практике оказалось, что сами учебные заведения не поддерживали идею отрывать от работы своих специалистов для их обучения с целью повышения квалификации в педагогических мастерских в течение учебного года, а также в летних педагогических школах. Провал этой идеи объяснили не плохой организацией и недостаточной разработанностью курсов обучения, а низкой мотивацией педагогов [2, с. 12-13].
В это же время на фоне продолжающегося роста национальных движений в поддержку повышения
качества академического образования и социального равенства группа американских преподавателей кафедры английского языка из г. Лазаруса штата Калифорния приняла участие в семинарах, посвященных изучению методики развития метафорического мышления «синектика», предложенной Уильямом Гордоном. Целью обучения ставилось совершенствование собственных методик преподавания, направленных на более качественное формирование и успешное развитие у студентов навыков творческого письма, а также для более глубокого и осмысленного изучения ими поэзии и прозы. Суть методики заключалась в совмещении и использовании разнородных, порой даже несовместимых элементов мозгового штурма для поиска решения проблем, активно использовались различного рода сравнения и аналогии, аллегории, метафоры, отождествления, приветствовалась активная критика оппонентов. Изучив теоретические основы синектики и, вернувшись к занятиям, в процессе использования этой методики преподаватели столкнулись с целым рядом проблем как методологического, так и психологического характера, для решения которых педагогами было принято решение посещать занятия друг друга, вести наблюдения, делать конструктивные критические замечания, после чего совместно вести поиск выхода из сложившейся ситуации [3, с. 5-6]. Можно предположить, что именно это решение и способствовало возникновению и развитию технологии Peer Coaching, призванной оказывать преподавателями профессиональное содействие в решении педагогических проблем своих коллег, тем самым способствуя взаимному профессиональному развитию.
Для решения возникающих проблем использовались следующие важные элементы, которые и легли в основу технологии Peer Coaching:
- изучение теоретических основ нового педагогического метода/технологии;
- наблюдение за процессом использования нового метода/технологии довольно опытным педагогом, уже освоившим этот метод и успешно применяющим его в собственной практике преподавания;
- апробирование и отзывы в защищенных условиях (апробация метода педагогами сначала друг на друге, затем в сильной группе учащихся);
- оказание помощи друг другу непосредственно на занятии в процессе внедрения нового метода/ технологии в обучение (помощь в ассистировании, в поиске подходящих ответов на вопросы учащихся, в оптимальном выборе и корректном использовании метода в рамках определенного тематического занятия, поиске новых идей и предоставлении отзывов о проделанной работе).
Благодаря эффективности используемой технологии ее стали применять и на других занятиях для улаживания возникающих сложностей [3, с. 7-8].
Брюс Джойс (Bruce Joyce) и Беверли Шауэрс (Beverly Showers) - американские исследователи в области проблем образования, наблюдая за лазарус-скими преподавателями, изучив более 200 литературных источников и проанализировав трудности, с которыми педагогам ежедневно приходится сталкиваться в своей работе, а также сложности в организации различных курсов повышения квалификации, пришли к идее создания образовательной технологии, которая бы не требовала больших финансовых вложений, не отрывала бы преподавателей от процесса преподавания в течение учебного года, помогала бы им успешно решать актуальные педагогические проблемы и способствовала постоянному профессиональному развитию. В 1980 г. в журнале Educational Leadsrship Б. Шауэрс и Б. Джойс публикуют результаты своего двухлетнего исследования Improving Inservice Training: The Messages of Research [4], посвященного изучению способностей преподавателей осваивать новые методы обучения и педагогические технологии, а также совершенствовать собственные, уже имеющиеся профессиональные навыки и умения. Ученые уде -лили большое внимание существующим способам эффективного формирования и развития методических компетенций педагогов и опубликовали свои первые идеи по использованию технологии Peer Coaching - коучинга для преподавателей как средства решения педагогических проблем и своего рода возможности совершенствоваться в профессиональном плане. Авторы выдвинули и последовательно подтвердили гипотезу, что образовательная технология Peer Coaching, используемая в процессе овладения преподавателем новыми навыками и умениями и их последующей отработки, приносит гораздо больше пользы, чем обычные традиционные методы, и обеспечивает эффективное получение желаемого результата. По мнению исследователей, эта технология начинает функционировать во время прохождения преподавателем обучения с целью повышения квалификации и в дальнейшем продолжает выполнять свои функции в его повседневной профессиональной деятельности. Peer Coaching обеспечивает поддержку сообществу преподавателей, которые пытаются развить новые, только что приобретенные навыки, оптимизировать педагогический процесс путем внесения изменений в рабочую программу по предмету, а также усовершенствовать планирование, разработку и проведение непосредственно самих занятий. По мнению авторов, принципы неразглашения, некритичности и безоценочности со стороны кон-
сультирующего преподавателя становятся решающими и определяют успех технологии Peer Coaching [5, c. 74].
В свет выходит целый ряд работ Б. Шауэрс и Б. Джойс (The Coaching of Teaching [3], Peer Coaching: a Strategy for Facilitating Transfer of Training [6], Teachers Coaching Teachers [7], The Evolution of Peer Coaching [8] и т. д.), которые корректируют и дополняют содержательную сторону технологии, расширяют возможности ее использования, фиксируют изменения в ней, отражают мнения многих известных педагогов, методистов, исследователей и обычных преподавателей в отношении представленной технологии.
В конце ХХ - начале ХХ1 в. образовательная технология Peer Coaching приобретает широкую известность и начинает пользоваться популярностью не только в Америке и в странах Европы, но также и на Австралийском континенте. Изучению особенностей ее (технологии) использования посвящены работы таких известных зарубежных ученых, как К. Анстром и П. Галбрейт (вопросы оптимизации образовательного процесса с целью внедрения технологии Peer Coaching [9, c. 6-7]), Б. Готтесман (вопросы процессуальной организации использования технологии Peer Coaching [10, c. 5]), Дж. Ричардс и Т. Фаррелл (разновидности технологии Peer Coaching и особенности их использования в практике преподавания [11, c. 145148]), П. Роббинс (формы деятельности участников технологии [12, с. 2-3]) и др.
Как показал анализ научно-педагогических источников, в наше время в России представленная технология практически не используется [13, с. 8990], хотя, исходя из опыта зарубежных коллег, становится очевидным, что она довольно эффективна для совершенствования педагогического процесса
в общем и оптимизации профессионального развития преподавателей, имеющих определенный опыт работы в частности. Данная технология позволяет преподавателю решать какую-то определенную профессиональную проблему, отрабатывать какой-либо навык или технику непосредственно на занятии, не боясь быть осужденным или раскритикованным коллегами - посещая занятия, безоценочно комментируя увиденное и акцентируя внимание на моментах, вызывающих затруднения или вопросы, педагоги помогают друг другу в совместном поиске оптимального решения возникающих профессиональных проблем. На начальном этапе эта модель эффективна для преподавателей, преподающих один и тот же учебный предмет, однако возраст и уровень подготовки студентов, с которыми работает педагог, может существенно отличаться, позже «Профессионально-педагогическое содействие» можно использовать и для преподавателей разных дисциплин [14, с. 87-88].
Подводя итог вышеизложенному, стоит отметить, что привлечение внимания Российского педагогического сообщества к потенциалу технологии Peer Coaching, ее целевым установкам - взаимопомощи в разработке и апробации новых стратегий профессиональной деятельности, критической оценке представлений о преподавании и обучении, развитию доверительных отношений внутри коллектива, а также созданию взаимовыгодных условий совместной работы с целью улучшения навыков преподавания и повышения успеваемости обучающихся, может не только способствовать эффективному решению профессиональных проблем, с которыми ежедневно приходится сталкиваться педагогам российских вузов, но и напрямую содействовать их непрерывному личностному и профессиональному развитию.
Список литературы
1. Gallwey T. W. The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace. Random House Trade Paperbacks, 2001. 256 p.
2. Joyce B., Showers B. The Evolution of Peer Coaching // Educational Leadership. March, 1996. Vol. 53. P. 12-16.
3. Joyce B., Showers B. The Coaching of teaching // Educational Leadership. October, 1982. Vol. 40. P. 4-16.
4. Joyce B., Showers B. Improving Inservice Training: The Messages of Research // Educational Leadership. February, 1980. Vol. 37. P. 379-385.
5. Joyce B., Showers B. Student achievement through staff development. VA: ASCD, 2002. 230 p.
6. Showers B. Peer Coaching: A Strategy for Facilitating Transfer of Training. A CEPM R&D Report. National Inst. of Education (ED), Washington, DC, 1984. 104 p.
7. Showers B. Teachers coaching teachers // Educational Leadership. April, 1985. Vol. 42. P. 43-49.
8. Joyce B., Showers B. The Evolution of Peer Coaching // Educational Leadership. March, 1996. Vol. 53. P. 12-16.
9. Galbraith P., Anstrom K. Peer Coaching: An Effective Staff Development Model for Educators of Linguistically and Culturally Diverse Students // Directions in Language and Education. Spring, 1995. Vol. l, № 3. P. 1-8.
10. Gottesman L. Barbara. Peer coaching for educators. Gottesman. 2nd ed. Lanham, Maryland and London. The Scarecrow Press, Inc. Technomic Books, 2000. 162 p.
11. Richards C. J., Farrell T. S. C. Professional development for language teachers: strategies for teachers learning. NY, USA: Cambridge University Press, 2005. 202 p.
12. Robbins P. How to plan and implement a peer coaching programme. VA: ASCD, 1991. 76 p.
13. Барабашёва И. В. Технология Peer Coaching в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр.: в 9 ч. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. Ч. 8. С. 89-90.
14. Барабашёва И. В. Пути профессионального развития преподавателя иностранного языка в вузе // Межкультурная коммуникация: лингвистические и лингводидактические аспекты: сб. материалов 3-й Междунар. науч.-метод. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. С. 84-91.
Барабашёва Ирина Владимировна, старший преподаватель, аспирант, Новосибирский государственный технический университет (пр. К. Маркса, 20, Новосибирск, Россия, 630073). E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 26.03.2018.
DOI 10.23951/1609-624X-2018-5-255-259
"PEER COACHING" TECHNOLOGY (HISTORICAL ASPECT OF DEVELOPMENT)
I. V. Barabasheva
Novosibirsk State Technical University, Novosibirsk, Russian Federation
The paper presents the historical and analytical review of the original idea of creation "Peer Coaching" technology (historical, political and social circumstances, educational needs of the society, etc.), it offers variants of its effective implementation in the work of high school teachers, shows some difficulties they might face while working with the technology and offers some practical guidelines of the most appropriate and efficient ways how to implement it in the teaching process of higher education.
The study proves that "Peer Coaching" is one of the most successful high school teaching staff development technology that has as its purpose to advance the professionalism of teachers by training them to promote frequent, informal, helpful observations by one professional educator to another, to give necessary rationale feedback and coach each other. The article shows that this is the simple, nonthreatening structure designed for peers to help each other to recognize their professional needs, improve instruction, learning situations or other teachers' professional activity including even scientific research. "Peer Coaching" technology promotes not just the culture of collegiality among higher school teaching staff, it also offers many opportunities for their own professional development, which will do much to improve the quality of university education, restore friendly classroom environment and contribute to their own professional success.
Key words: educational technology, professional development, university teaching staff, Peer Coaching.
References
1. Gallwey T. W. The Inner Game of Work: Focus, Learning, Pleasure, and Mobility in the Workplace. Random House Trade Paperbacks, 2001. 256 p.
2. Joyce B., Showers B. The Evolution of Peer Coaching. Educational Leadership. March, 1996. Vol. 53. Pp. 12-16.
3. Joyce B., Showers B. The Coaching of teaching. Educational Leadership. October, 1982. Vol. 40. Pp. 4-16.
4. Joyce B., Showers B. Improving Inservice Training: The Messages of Research. Educational Leadership. February, 1980. Vol. 37. Pp. 379-385.
5. Joyce B., Showers B. Student achievement through staff development. VA, ASCD, 2002. 230 p.
6. Showers B. Peer Coaching: A Strategy for Facilitating Transfer of Training. A CEPM R&D Report. National Inst. of Education (ED), Washington, DC, 1984. 104 p.
7. Showers B. Teachers coaching teachers. Educational Leadership. April, 1985. Vol. 42. P. 43-49.
8. Joyce B., Showers B. The Evolution of Peer Coaching. Educational Leadership. March, 1996. Vol. 53. P. 12-16.
9. Galbraith P., Anstrom K. Peer Coaching: an Effective Staff Development Model for Educators of Linguistically and Culturally Diverse Students. Directions in Language and Education. Spring, 1995, vol. l, no. 3. P. 1-8.
10. Gottesman L. Barbara. Peer coaching for educators. Gottesman. 2nd ed. Lanham, Maryland and London. The Scarecrow Press, Inc. Technomic Books, 2000. 162 p.
11. Richards C. J., Farrell T. S. C. Professional development for language teachers: strategies for teachers learning. NY, USA, Cambridge University Press, 2005. 202 p.
12. Robbins P. How to plan and implement a peer coaching programme. VA, ASCD, 1991. 76 p.
13. Barabasheva I. V. Tekhnologiya "Peer Coaching" v professional'noy deatel'nosti prepodavatelya vuza [Technology "Peer Coaching" in the professional activity of the university teacher]. Nauka. Tekhnologii. Innovatsii: sb. nauch. tr.: v 9 ch. Ch. 8 [Science. Technologies. Innovations: collection of scientific articles: in 9 parts. Part 8]. Novosibirsk, NSTU Publ., 2015. Pp. 89-90 (in Russian).
14. Barabasheva I. V. Puti professional'nogo razvitiya prepodavatelya inostrannogo yazyka v vuze [Ways of professional development of a foreign language teacher in higher school]. Mezhkul'turnaya kommunikatsiya: lingvisticheskiye i lingvodidakticheskiye aspekty: sb. materialov 3-y Mezhdunar. nauch.-metod. konf. [Intercultural communication: linguistic and linguodidactic aspects: collection of materials of the 3rd International scientific-method. conf.]. Novosibirsk, NSTU Publ., 2012. Pp. 84-91 (in Russian).
Barabasheva I. V., Novosibirsk State Technical University (pr. K. Marksa, 20, Novosibirsk, Russian Federation, 630073).
E-mail: [email protected]