Научная статья на тему 'Роль «Наставничества» и «Профессионального содействия» в профессиональном развитии преподавателя иностранного языка'

Роль «Наставничества» и «Профессионального содействия» в профессиональном развитии преподавателя иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
437
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / НАСТАВНИЧЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабашёва Ирина Владимировна

В рамках модернизации системы высшего образования в России основными задачами, стоящими перед преподавателями вузов, являются повышение качества преподавания предмета и обеспечение собственного непрерывного профессионального развития. В статье анализируются две модели личностного профессионального развития преподавателей иностранных языков, предложенных американскими педагогами-исследователями, «наставничество» и «профессиональное содействие» и рассматривается возможность их адаптации в Российской системе высшего образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль «Наставничества» и «Профессионального содействия» в профессиональном развитии преподавателя иностранного языка»

УДК 371.134:811

Барабашёва Ирина Владимировна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования Новосибирского государственного технического университета, [email protected], Новосибирск.

РОЛЬ «НАСТАВНИЧЕСТВА» И «ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОДЕЙСТВИЯ» В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РАЗВИТИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. В рамках модернизации системы высшего образования в России основными задачами, стоящими перед преподавателями вузов, являются повышение качества преподавания предмета и обеспечение собственного непрерывного профессионального развития. В статье анализируются две модели личностного профессионального развития преподавателей иностранных языков, предложенных американскими педагогами-исследователями, «наставничество» и «профессиональное содействие» и рассматривается возможность их адаптации в Российской системе высшего образования.

Ключевые слова: профессиональное развитие, наставничество, профессиональное содействие, индивидуальное развитие.

Barabasheva Irina Vladimirovna

Senior lecturer, Foreign Languages Department, Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University, [email protected], Novosibirsk.

«MENTORING» AND «PEER COACHING» IN LANGUAGE TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Abstract. Modernized system of Higher Education in Russia sets the following main tasks for language teachers: to raise the quality ofteaching and to ensure life-long professional self-development. The article presents the comparison of two models of in-service professional development for foreign language teachers offered by American methodologists: «Mentoring» and «Peer coaching», and the attempt to define their place in the system of Higher Education in Russia.

Keywords: professional development, mentoring, peer coaching, individual development.

Переход современной системы высшего образования на ФГОС ВПО характеризуется интеграцией не только науки и образования, но также и интеграцией теоретических достижений педагогики и обширного практического опыта, накопленного отечественными и зарубежными учителями и преподавателями. Ни для кого не секрет, что опыт работы, уровень знаний, умений и навыков педагогов, работающих в вузе, существенно отличается. Однако, в рамках возросших требований к профессиональной подготовке, и молодых, только начинающих свою профессиональную деятельность преподавателей, и уже опытных педагогов объединяет одна общая задача - повысить качество преподавания предмета и обеспечить собственное непрерывное личностное и профессиональное развитие.

Еще в 50-х годах прошлого столетия американскими педагогами исследователями

были предложены три модели профессионального развития преподавателей ИЯ (таблица): наставничество (mentoring), профессиональное содействие (peer-coaching), индивидуальное развитие (self-directed, individual development) [9, c.41].

В нашем исследовании мы не будем затрагивать модель индивидуального развития педагогов, а попытаемся раскрыть суть первой и второй моделей («наставничество» и «профессиональное содействие») и попробуем найти их место в системе профессионального развития преподавателя иностранного языка вуза.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что сегодня первая модель - «наставничество» -пользуется большой популярностью в образовательных учреждениях России (в большинстве своем это общеобразовательные школы). Органами управления народного образования разрабатываются и внедряются

положения о наставничестве, где определяются не только его цели, задачи и функции, но также прописываются квалификационные требования непосредственно к самому наставнику, а так же права и обязанности адресата наставничества (например, молодого преподавателя, не имеющего опыта работы).

Согласно теоретическим и практическим исследованиям, суть представленной модели заключается в следующем :

наставничество (mentoring) - разновидность индивидуальной методической работы с педагогическими работниками, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательном учреждении или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы;

наставник (mentor) - наиболее подготовленный педагог, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, коммуникативными навыками и гибкостью в общении, знаниями в области методики преподавания и воспитания, имеющий стабильно высокие показатели в работе, а так же пользующийся авторитетом в коллективе среди коллег, студентов и их родителей;

молодой специалист (mentee) - начинающий педагог, преподаватель первого года работы, как правило, имеющий теоретические знания в области предметной специализации и методики обучения по программе высшего или среднего специального педагогического учебного заведения, проявивший желание и склонность к дальнейшему со-

вершенствованию своих профессиональных навыков и умений.

Наставником может стать только тот педагог, который соответствует необходимым критериям и требованиям, и обладает качествами, установленными в положении о наставничестве:

• наличие личных качеств: способности к творчеству, индивидуального творческого почерка, неординарности, гуманизма, коммуникативных качеств, самокритичности, организаторских способностей; умения выслушивать других, тактичности, демократизма;

• умение анализировать и обобщать опыт своей работы;

• владение современными образовательными технологиями, в том числе, информационно-коммуникационными и умение их использовать;

• постоянное совершенствование своего профессионализма;

• умение использовать передовой и новаторский опыт, методическое новаторство, собственные новаторские находки;

• творческий подход к работе с молодыми преподавателями;

• авторитетность, признательность студентов, их родителей, коллег.

Более того, наставнику, согласно положению о наставничестве, должны быть присущи определенные профессиональные умения: перцептивные, гностические, конструктивные, проектировочные, экспрессивные, академические, дидактические, комму-

Таблица

Модели профессионального развития преподавателя ИЯ

МОДЕЛЬ № АКТОР АДРЕСАТ

Наставничество (mentoring) Mentor -наставник Mentee - преподаватель первого года работы; преподаватель, осваивающий новый учебный курс; преподаватель, осваивающий новый языковой уровень; преподаватель, вернувшийся к работе после длительного перерыва.

Профессиональное содействие (peer coaching) Peer Coach -преподаватель-консультант Peer Coachee - преподаватель, получающий консультацию (консультируемый преподаватель): преподаватель (не новичок), имеющий некоторые затруднения в решении профессиональных задач.

Индивидуально е развитие (self-directed, individual development) Experienced teacher -Опытный преподаватель Независимый преподаватель

никативные, организаторские, креативные, исследовательские и т. д.

Однако следует отметить, что в высших учебных заведениях эта модель профессионального развития преподавателей не имеет широкого распространения. Говоря об использовании представленной модели в вузе, имеет смысл отметить тот факт, что роль адресата наставничества охватывает не только специалиста первого года работы, но и уже опытного педагога, осваивающего новый учебный курс, более высокий языковой уровень, а также преподавателя, вернувшегося к работе после длительного перерыва (например, декретного отпуска).

Изучая вторую модель, мы столкнулись с проблемой нехватки литературы по данной теме на русском языке и отсутствием единства в трактовке терминов исследователями. Так в сети Интернет можно встретить следующие переводы термина peer coaching: «взаимный коучинг», «коу-чинг равных», «партнерский коучинг», «взаимное наставничество», «помощь коллеге» и т.д.

В отчете о деятельности Центра ресурсов неправительственных организаций по правам человека (CReDO) от 2006 г. peer coaching и peer trаining определяются как обмен мнениями, интерактивные дискуссии по определенной тематике [5, c. 22]. В рамках программы компании Майкрософт «Партнерство в образовании» в 2010 г. peer coaching трактуется как инновационная технология «коллегиальный коучинг» [3], целью которой является повышение мотивации профессионального развития учителя, достижение им конкретных целей повышения качества профессиональной деятельности и освоения новых образовательных технологий.

И. Калаш определяет peer coaching как «взаимное обучение коллег» — стратегию профессионального развития педагогов, которая заключается в том, что преподаватели советуются друг с другом, обсуждают педагогические методы, обмениваются ими, наблюдают за тем, как другие педагоги ведут занятия в классах, развивают коллегиальность и взаимную поддержку, помогая обеспечивать высокое качество преподавания [1, c. 165].

В процессе изучения понятийного аппарата наше внимание привлекли исследования в сфере коучинга Т. А. Никитиной и М.А. Шаталиной [4, c. 8], которые сопоставляют в английском варианте слова «сoaching» и «co-achieving» - содостиже-ние, содействие, как наиболее точное отражение понимание процесса коучинга как совместного действия акторов процесса.

Процесс совместного действия (содействия) в профессиональной сфере прослеживается также и в работах А. Робинса [10, c. 1] и Б. Готтесман [8, c. 5] , которые трактуют peer coaching как оказание педагогами друг другу взаимной помощи в решении задач, улаживание проблем, возникающих в процессе обучения, в прояснении профессиональных целей, средств и путей их до-стижения_процесс обмена опытом, расширения, обновления и приобретения новых знаний, а так же процесс педагогической рефлексии и профессионального консультирования.

Аппелируя к вышеупомянутым работам, в нашем исследовании под определением peer coaching мы будем понимать термин «профессиональное содействие».

Преподаватель-консультант (peer coach) - опытный педагог, обладающий высокими профессиональными компетенциями, пользующийся авторитетом и доверием в педагогическом коллективе, помогающий своему коллеге (не новичку) реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные, управленческие и профессиональные умения.

Консультируемый преподаватель (peer coachee) - специалист, имеющий определенный опыт работы в образовательном учреждении, нуждающийся в помощи и консультировании по ускоренной передаче социального и профессионального опыта непосредственно на рабочем месте с целью формирования необходимых компетенций [7, c. 4-11].

Модель «профессиональное содействие» (peer coaching) -не столь популярна в России, как наставничество, хотя с методической точки зрения она, кажется, не менее, а в некоторых случаях даже более эффективной для совершенствования педагогического процесса в общем и оптимизации профес-

сионального развития преподавателей ИЯ, имеющих определенный опыт работы. Данная модель позволяет преподавателю решать какую-то определенную профессиональную проблему, отрабатывать какой-либо навык или технику непосредственно на занятии, не боясь быть осужденным или раскритикованным коллегами. Суть модели «профессиональное содействие» сводится к тому, что посещая занятия, безоценочно комментируя увиденное и акцентируя внимание на моментах, вызывающих затруднения или вопросы, педагоги помогают друг другу в совместном поиске оптимального решения возникающих профессиональных проблем. На начальном этапе эта модель эффективна для преподавателей, преподающих один и тот же иностранный язык (например, английский), однако возраст и языковой уровень студентов, с которыми работает педагог, может существенно отличаться, позже «профессиональное содействие» можно использовать и для преподавателей разных дисциплин.

Сложность использования представленной модели в педагогической деятельности заключается в том, что образовательным учреждениям пока не удалось создать благоприятный климат в коллективе, который бы способствовал открытому обсуждению педагогами новых идей или сложившихся затруднений, совместному поиску выхода из сложных ситуаций в профессиональной деятельности. Как показывает практика, опасаясь критики и осуждения коллег, подавляющее большинство учителей и преподавателей работают изолированно, решая профессиональные проблемы самостоятельно, чаще полагаясь на инстинкт, нежели на результаты научных теоретических и прикладных исследований, либо совет со стороны [8, с. 2-3].

Согласно теоретическим исследованиям, преподаватель-консультант должен обладать следующими формальными (профессиональными) и личностными компетенциями [6, с. 315-318]:

Формальные (профессиональные) компетенции: глубокие знания в области психологии, педагогики, методики, лингвистики, а так же наличие собственного богатого опыта в преподавании.

Личностные компетенции: жизненный опыт; адекватная самооценка (знание своих сильных и слабых сторон); многолетний, богатый опыт преподавания; регулярная рефлексия собственной профессиональной деятельности; непрерывное профессиональное развитие; способность уметь слушать; отсутствие экспертной оценки; внимательность; интересы на стороне коллеги; безоце-ночность, нейтральность, независимость и открытость; авторитет; искренность, безупречность, согласованность; неразглашение, абсолютное сокрытие содержания профессионального содействия и т.д.

Именно эти компетенции составляют успех профессионального содействия. Чистые профессиональные знания без личностных компетенций и жизненного опыта, опыта работы и способности к саморефлексии дисквалифицируют преподавателя-консультанта. Качества, необходимые для этой деятельности — это не выученные техники и теории, а в большей степени, отражение личности.

В подтверждение вышесказанному мы можем привести результаты опроса, целью которого являлось определение профессиональных трудностей, с которыми сталкиваются преподаватели иностранных языков в вузе, а так же способов их решения (в исследовании приняли участие 80 преподавателей из 7 кафедр иностранных языков Томского государственного университета, Кемеровского государственного университета, Новосибирского государственного технического университета, Красноярского государственного педагогического университета им. В.Г. Астафьева, Российского государственного торгово-экономического университета, филиал г. Кемерово). Согласно проведенному опросу, 60% преподавателей предпочитают решать профессиональные проблемы самостоятельно, 23% обсуждают трудности с коллегами (модель «профессиональное содействие»), и только 17% обращаются за помощью к авторитетным для них педагогам (чаще всего, это молодые преподаватели с опытом работы до 10 лет, в данном случае используется модель «наставничество»). Примечателен тот факт, что, несмотря на явный страх перед «открытыми уроками» (всего 22,5% респон-

дентов считают посещение занятий - неотъемлемый элемент модели «профессиональное содействие» - предпочитаемой формой решения профессиональных проблем), анализировать педагогическую деятельность коллег готовы 34%. Данный факт, на наш взгляд, подтверждает мысль, о том что, при условии наличия благоприятного климата в коллективе, педагоги готовы совместно улаживать возникающие профессиональные трудности и тем самым повышать качество преподавания иностранных языков в вузе.

В заключение хотелось бы отметить, что и «наставничество» и «профессиональное содействие» являются ресурсными аспектами педагогической деятельности и предполагают выведение взаимоотношений между преподавателями на новый уровень межличностного взаимодействия на основе заинтересованности, сотрудничества и гибкости, разделенной ответственности за результаты профессионального развития каждого педагога в отдельности и всего профессорско-преподавательского состава в целом. Однако, несмотря на несомненную привлекательность представленных моделей профессионального развития, они, к сожалению, пока не нашли широкого распространения в отечественных педагогических исследованиях и практике.

Библиографический список.

1. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании: Аналитический обзор. - Юнеско, 2011. - 177 с.

2. Круглова И. В. Как организовать наставничество в образовательном учреждении. - М.: МГПИ, 2009. - 100 с.

3. Лидеры образования. Вступление в коу-чинг. [Электронный ресурс] URL: http://partner. apkpro.com/microsoft/it-academy/seminars/trening-seminar-lidery-obrazovaniya-vstuplenie-v-kouching (дата обращения 03.08.2012)

4. Никитина Т. А. Основы коучинга : учеб. пособие / Т.А. Никитина, М.А. Шаталина. - Самара : Самар. гос. пед. ун-т, 2007. - 184 c.

5. Отчет о деятельности Центра ресурсов неправительственных организаций по правам человека (CReDO), 2006 г [Электронный ресурс]. URL: http://credo.md/arhiva/ rapoarte/50RaportExecutiv2006_rusa.pdf (дата обращения 30.07.2012)

6. Парамонова Л. И. Критерии отбора и подготовки профессиональных коучей в России.// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - Вып. 2(25), 2011. - C. 315-318.

7. Тоболкина И. Н., Панова Е. В. Программа коучинга как инструмента повышения квалификации нового поколения специалистов в сфере образования. - Томск: Томский ЦНТИ, 2009. -88 с.

8. Barbara Gottesman. - 2nd ed. Lanham, Maryland and London. The Scarecrow Press, Inc. Tech-nomic Books, 2000. - 162 p.

9. Professional development for language teachers: implementing the Texas Essential Knowledge and Skills for Languages Other Than English. Southwest educational development laboratory. - Austin, Texas. 1997. - 96 p.

10. Robbins, P. Alexandra. How to plan and implement a peer coaching programme. - VA: ASCD, 1991. - 76 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.