Научная статья на тему 'Технология "Peer Coaching" как средство профессионального развития преподавателя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования'

Технология "Peer Coaching" как средство профессионального развития преподавателя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
561
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ ИЯ / FOREIGN LANGUAGE TEACHER / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / EDUCATIONAL TECHNOLOGY / PEER COACHING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барабашёва И.В.

В рамках модернизации системы высшего образования в России основными задачами, стоящими перед преподавателями, являются повышение качества преподавания предмета и обеспечение собственного непрерывного профессионального развития. Статья посвящена исследованию проблем использования образовательных технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов, в ней отражены трудности психологического и организационного характера, сопровождающие внедрение данного вида технологий в образовательный процесс. Автором представлена характеристика технологии «Peer Coaching» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей, рассмотрены варианты ее использования как в системе дополнительного профессионального образования, так и в практической педагогической деятельности преподавателей вуза, особое внимание уделяется трудностям, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования. В статье отражены результаты апробации технологии «Peer Coaching» на базе факультета повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета, а также представлена программа повышения квалификации, разработанная на ее основе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“Peer Coaching” Technology as a Means of Language Teachers’ Professional Development Within Advanced Professional Education

The paper presents the analytical review of the educational technologyPeer Coaching”, it offers variants of its effective implementation in the work of high school teachers and in the system of the Advanced Professional Education, it shows some difficulties that might be faced while working with the technology and offers some practical guidelines of the most appropriate and efficient ways how to implement it in the teaching process of Russian Federation higher education. The study, based on the results of the survey held in Novosibirsk State Technical University, proves that “Peer Coaching” is one of the most successful high school teaching staff development technology that has as its purpose to advance the professionalism of teachers by training them to promote frequent, informal, helpful observations by one professional educator to another, to give necessary rationale feedback and coach each other.

Текст научной работы на тему «Технология "Peer Coaching" как средство профессионального развития преподавателя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования»

УДК 378+374

Барабашёва Ирина Владимировна

Старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета гуманитарного образования, Новосибирский государственный технический университет, airen@ngs.ru, Новосибирск

технология «PEER COACHING» КАК СРЕДСТВО профессионального развития преподавателя иностранного языка в системе дополнительного профессионального образования

Аннотация. В рамках модернизации системы высшего образования в России основными задачами, стоящими перед преподавателями, являются повышение качества преподавания предмета и обеспечение собственного непрерывного профессионального развития. Статья посвящена исследованию проблем использования образовательных технологий, направленных на профессиональное развитие педагогов, в ней отражены трудности психологического и организационного характера, сопровождающие внедрение данного вида технологий в образовательный процесс. Автором представлена характеристика технологии «Peer Coaching» как эффективного способа развития профессиональной компетентности преподавателей, рассмотрены варианты ее использования как в системе дополнительного профессионального образования, так и в практической педагогической деятельности преподавателей вуза, особое внимание уделяется трудностям, с которыми педагогам приходится сталкиваться в процессе ее использования. В статье отражены результаты апробации технологии «Peer Coaching» на базе факультета повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета, а также представлена программа повышения квалификации, разработанная на ее основе.

Ключевые слова: профессиональное развитие, профессионально-педагогическое содействие, дополнительное профессиональное образование, преподаватель ИЯ, образовательная технология, peer coaching.

Введение. В свете глобальных изменений в современной системе высшего образования в России: присоединение к Болонскому процессу, переход на ФГОС ВПО, постоянно возрастающие требования к содержанию обучения, качеству профессиональной подготовки профессорско-преподавательского состава и т. д., очевидна необходимость непрерывного личностного и профессионального развития педагога. Традиционно профессиональное развитие преподавателя [4] проходит в рамках системы дополнительного профессионального образования (ДПО), представленной профессиональными программами повышения квалификации и переподготовки, как внутри учебного заведения, так и на базе кого-либо ведущего вуза страны, а также индивидуальными и групповыми стажировками на российских и зарубежных образовательных площадках. В этих случаях, как правило, после прохождения определенных аттестационных мероприятий педагог получает документ, дающий официальное подтверждение результатам его обучения/стажировки. Однако довольно часто исследователями [8, с. 18-19; 10,

с. 8-9] отмечаются нарекания со стороны педагогов в отношении несоответствия содержания пройденного обучения/стажировки их насущным целям и потребностям, а также в отношении форм и методов обучения, используемых на занятиях. Авторами подчеркивается острая потребность преподавателей в способствующих их профессиональному развитию образовательных ресурсах, которые бы отвечали актуальным профессиональным целям, позволяли оперативно диагностировать проблемы в трудовой деятельности и вести эффективный поиск способов их решения.

По мнению целого ряда ученых (М. В. Булановой-Топорковой, Л. И. Гурье, Э. Ф. Зе-ера, А. Е. Марона, Е. С. Полат, B. Joyce, Т. Farrell и др.), одним из инструментов, способствующих эффективному решению обозначенных проблем, является использование новых образовательных технологий, в том числе в системе ДПО. Однако процесс их внедрения в практическую педагогическую деятельность, согласно многим научным исследованиям (А. К. Марковой, Л. М. Ми-тиной, J. Richards, А. Robbins, B. Gottesman

и др.), сопровождается целым рядом проблем психологического и организационного характера.

Целью настоящего исследования является теоретическое и экспериментальное обоснование целесообразности использования образовательной технологии «Peer Coaching» как средства профессионального развития преподавателя иностранного языка (ИЯ) в системе дополнительного профессионального образования.

Методологическую основу исследования составили работы, в которых изучаются технологии профессионального развития педагога в целом (М. В. Булановой-Топорковой, Э. Ф. Зеера, А. Е. Марона, Е. С. По-лат, B. Joyce, Т. Farrell и др.), представлены особенности технологий, способствующих профессиональному развитию преподавателя ИЯ (И. А. Колесниковой, Е. Н. Сун-цовой, J. Richards, A. Robbins, J. Robertson, S. Evans и др.), раскрыты отличительные черты технологии «Peer Coaching» (K. Anstrom, B. Gottesman, P. Robbins, B. Showers), обоснована эффективность использования образовательных технологий в контексте профессионального развития специалиста (Г. К. Селевко, Л. И. Гурье, В. И. Подобеда и др.).

Исследовательская часть. Большинство технологий, направленных на профессиональное развитие педагога, подразумевают работу, не изолированную от коллектива, а наоборот, деятельность в команде, с регулярным профессиональным общением и периодическим присутствием коллег на занятии [11, c. 5]. Сложности психологического взаимодействия в коллективе (неуверенность в собственных силах, боязнь критики со стороны других преподавателей, страх показаться смешным, проявить некомпетентность, нежелание быть негативно оцененным), в свою очередь, вызывают напряженность, тревожность, повышение эмоционального дискомфорта и часто ведут к отказу преподавателей от использования нововведений в учебном процессе [5, c. 85]. Кроме того, существуют проблемы, связанные с освоением педагогами новых видов деятельности: нежелание отказываться от сложившихся стереотипов и устоявшихся стилей общения, негативное отношение к возникающей необходимости дополни-

тельных временных, организационных и психофизиологических затрат при перестройке процесса обучения, скептическое отношение к инновациям и т. д. [7, с. 291-292].

Поскольку любая образовательная технология - это особый вид деятельности, требующий творческого подхода, тщательного планирования и постоянного контроля, который, во-первых, должен способствовать модернизации образовательного процесса, а во-вторых, направлен на профессиональное развитие самих преподавателей, встает проблема выработки ведущих принципов совместной деятельности и учёта таких факторов, как психологическая совместимость, взаимопонимание, координированность действий, равный статус преподавателей в распределении функций и ответственности за принимаемые решения [9].

Актуальность этих утверждений находит отражение в результатах опроса в виде анкетирования 158 респондентов (преподавателей и учителей иностранных языков вузов и средних общеобразовательных школ Новосибирска и Новосибирской области, Томска, Кемерово, Красноярска и Санкт-Петербурга), проводимого в 20122016 гг. с целью выявления проблем в профессиональной деятельности и поиска способов их решения (предметный аспект педагогической деятельности участников анкетирования - иностранные языки - обусловлен научным интересом автора настоящей работы). Реальную заинтересованность в собственном профессиональном развитии, основанном на использовании нововведений в профессиональной деятельности, проявили только 36 % опрошенных, скептически настроенные преподаватели объяснили свою позицию недостаточным уровнем знаний по предмету (46 %), низким уровнем программ повышения квалификации, обучения и переподготовки, расхождением собственных потребностей с их содержанием (52 %), отсутствием условий для самообразования (48 %), неудовлетворительным нравственно-психологическим климатом в коллективе (69 %), затруднениями в использовании современных образовательных технологий в учебном процессе, в том числе ИКТ (58 %) и т. д., при этом 63 % опрошенных признают, что освоение и использование образовательных технологий на практике способно ока-

зать эффективное содействие их профессиональному развитию.

Таким образом, обусловливается необходимость поиска новых подходов в решении проблем профессионального развития педагога в общем и преподавателя иностранных языков в частности. Одним из инструментов, способствующих решению обозначенных проблем, может стать технология «Peer Coaching» («Профессионально-педагогическое содействие» [1, с. 78]), разработанная американскими методистами в конце ХХ в. Основой данной технологии является оказание преподавателями взаимной помощи друг другу в улаживании профессиональных затруднений. Построенная на доверительных отношениях между коллегами и призванная совершенствовать навыки преподавания и повышения успеваемости учащихся, технология «Peer Coaching» позволяет разрабатывать и апробировать новые стратегии, определять, какие педагогические методы работают эффективно, а какие нет, критически оценивать свои собственные представления о преподавании и обучении и т. д. [12, с. 4-5].

Технология «Peer Coaching» дает возможность преподавателю решать какую-то определенную профессиональную проблему, отрабатывать какой-либо навык или технику непосредственно на занятии, не боясь быть осужденным или раскритикованным коллегами. Суть технологии сводится к тому, что, посещая занятия друг друга, безоценочно комментируя увиденное и акцентируя внимание на моментах, вызывающих затруднения или вопросы, педагоги помогают друг другу в совместном поиске оптимального решения возникающих профессиональных проблем, а также для систематической переработки и обновления учебных планов и программ обучения. На начальном этапе технология «Peer Coaching» эффективна для преподавателей, преподающих один и тот же учебный предмет, однако возраст и уровень подготовки обучающихся, с которыми работает педагог, может существенно отличаться, позже ее могут использовать преподаватели разных дисциплин [2].

Среди этапов технологии «Peer Coaching» выделяют:

- коллегиальное наблюдение (Peer Watching);

- коллегиальная обратная связь (Peer Feedback);

- коллегиальная практическая помощь (Peer Coaching) [13, с. 145-148].

Несмотря на значительные преимущества данной технологии, ее широкое практическое применение в педагогической среде затруднено в силу следующих обстоятельств: образовательным учреждениям пока не удалось создать благоприятный климат в коллективе, который бы способствовал открытому обсуждению педагогами новых идей или сложившихся затруднений, совместному поиску выхода из сложных ситуаций в профессиональной деятельности. Как показывает практика, опасаясь критики и осуждения коллег, подавляющее большинство преподавателей работают изолированно, решая профессиональные проблемы самостоятельно, чаще полагаясь на инстинкт, нежели на результаты научных теоретических и прикладных исследований, либо совет со стороны [11, c. 2-3].

Теоретический анализ научно-методической литературы, а также результаты анкетирования, направленного на определение уровня мотивации профессионально-педагогической деятельности преподавателей ИЯ, изучение актуальных потребностей педагогов, их отношения к инновациям, выявление существующих затруднений и барьеров, позволил определить круг проблем, препятствующих эффективному профессиональному развитию преподавателя ИЯ, чем и обусловил наш выбор образовательной технологии «Peer Coaching» в качестве возможного способа их решения.

Результаты исследования. Апробация технологии проводилась на базе факультета повышения квалификации Новосибирского государственного технического университета (ФПК НГТУ) в 2013-2016 гг. в рамках дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и переподготовки «Актуальные вопросы научно-исследовательской работы по лингвистике и методике преподавания иностранных языков», разработанной для научно-педагогических работников кафедр иностранных языков с целью совершенствования их профессиональной компетентности, а также среди участников «Программы профессиональной переподготовки педагогических работников обще-

образовательных учреждений (английский язык)» (разработанной ФПК в рамках Комплекса мер по модернизации системы общего образования Новосибирской области в 2013 г. для педагогических работников общеобразовательных учреждений [6, c. 50]), в рамках дисциплины «Профессиональная компетентность учителя иностранного языка», модуль «Современные образовательные технологии» (теоретические аспекты) с возможностью ее практического использования на занятиях по дисциплинам «Английская устная и письменная речь: коммуникативно-речевой практикум» и «Методические аспекты обучения иностранным языкам». Технология «Peer Coaching» использовалась в качестве обязательного компонента методического инструментария на протяжении всего процесса обучения участников программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, включавшей в себя самонаблюдение, самоанализ, самооценку, взаимопосещение занятий, взаимонаблюдение, рефлексию, работу в режиме Microteaching и т. д. Эффективность влияния внедряемой технологии на процесс развития профессиональной компетентности преподавателей ИЯ проверялась путем сравнительного анализа динамики данного процесса на начало и конец обучения в рамках выше упомянутых программ ДПО. В процессе обобщения полученных результатов исследования была отмечена положительная динамика развития уровня всех компонентов профессиональной компетентности участников обучения. Достоверность результатов подтверждалась при помощи таких статистических методов, как Т-критерий Вилкоксона, где Т <Т (0,01), а также

' эмп кр 4 '

U-критерий Манна-Уитни, где U >U

г г ' кр эмп

(0,05). Анализ результатов индивидуальных бесед с участниками программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки подтвердил непосредственное положительное влияние используемой технологии «Peer Coaching» на их профессиональное развитие.

Принимая во внимание актуальность перечисленных проблем в освоении и ис-

пользовании преподавателями современных образовательных технологий, а также ввиду успешной апробации технологии «Peer Coaching», на ФПК НГТУ была разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессионально-педагогическое содействие в деятельности преподавателя иностранных языков» [3] с целью повышения квалификации преподавателей вуза через совершенствование профессиональных и личностных компетенций посредством мониторинга, взаимообучения и взаимопомощи. Содержание модулей программы (табл.) предоставляет участникам обучения возможность не только теоретически ознакомиться с технологией, но также отработать ее на практике сначала в защищенных условиях внутри учебной группы (на основе рефлексивного подхода), а затем на реальных занятиях с обучающимися.

В заключение необходимо отметить, что результаты опроса участников программы повышения квалификации «Профессионально-педагогическое содействие в деятельности преподавателя иностранных языков» подтвердили положительные результаты, полученные в процессе апробации технологии. Респонденты единогласно подтвердили практическую пользу представленной технологии и обозначили свое намерение использовать ее в собственной практической профессиональной деятельности в дальнейшем. Необходимо отметить, что некоторыми слушателями (27 %) были выражены и сомнения в возможности ее полноценной реализации ввиду причин, указанных ранее в настоящей работе (неготовность педагогического сообщества к открытому обсуждению проблем профессионального характера, отсутствие в российских учебных заведениях условий, способствующих распространению представленной технологии в педагогической практике и т. д.), что, однако, по их мнению, не должно служить препятствием к использованию технологии «Peer Coaching» в целях профессионального развития преподавателей ИЯ как в системе ДПО, так и в собственной профессиональной деятельности.

Содержание модулей программы

Модули программы Содержание модулей программы

1. Профессионально-педагогическое содействие. Коллегиальное наблюдение Анализ собственной педагогической деятельности как преподавателя вуза, оценка профессиональных затруднений, причины и пути выхода из сложившейся ситуации. Группа технологий профессионального развития. Развитие/формирование профессиональных компетенций с помощью представленных образовательных технологий. Технология «Профессионально-педагогическое содействие» (этапы, цели, задачи, формы деятельности и т. д.). Модель профессиональных и личностных качеств участников технологии. Рефлексия и саморефлексия как обязательная составляющая группы технологий профессионального развития

2. Профессионально-педагогическое содействие. Коллегиальная обратная связь Цели, задачи, организационные и психолого-педагогические особенности этапов технологии «Профессионально-педагогическое содействие». Этап «Взаимопосещение». Педагогическое наблюдение и самонаблюдение (рефлексивный подход). Анализ и самоанализ как обязательное условие данного этапа технологии. Метод «Micro-teaching».

3. Профессионально-педагогическое содействие. Коллегиальная практическая помощь Корректировка целей, задач, организационных и психолого-педагогических условий использования технологии «Профессионально-педагогическое содействие» в соответствии с актуальными потребностями педагогов. Практическое использование технологии в собственной профессиональной деятельности преподавателями вуза. Повторный рефлексивный анализ собственной педагогической деятельности как преподавателя вуза. Оценка произошедших изменений. Оценка влияния технологии «Профессионально-педагогическое содействие» на развитие/ формирование профессиональных компетенций педагогов

1. Барабашёва И. В. Роль «наставничества» и «профессионального содействия» в профессиональном развитии преподавателя иностранного языка // Сибирский педагогический журнал. -2012. - № 7. - С. 76-80.

2. Барабашёва И. В. Технология «Peer Coaching» в профессиональной деятельности преподавателя вуза // Наука. Технологии. Инновации: сб. науч. тр.: в 9 ч. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2015. - Ч. 8. - С. 89-90.

3. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Профессионально-педагогическое содействие в деятельности преподавателя иностранных языков» [Электронный ресурс]. - URL: http://fpk.nstu.ru/ media/uploads/editor/File/News/ann-pp-in_yaz.pdf (дата обращения: 19.09.2017).

4. Игнатович Е. В. Формы профессионального развития научно-педагогических кадров вуза [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 6. - URL: https:// science-education.ru/ru/article/view?id=7541 (дата обращения: 21.09.2017).

5. Маркова А. К. Психология труда учителя. -М.: Просвещение, 1993. - 192 с.

ескии список

6. Мелехина Е. А., Казачихина И. А., Барабашёва И. В. Профессиональная переподготовка в решении проблем учителей английского языка = Professional re-training in solving the problems of English language teachers // Инновации в образовании. - 2015. - № 4. - С. 50-59.

7. Митина Л. М. Психология труда и профессионального развития учителя. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

8. Обучение английскому языку специальности в вузах современной России. Результаты предпроектных исследований. - СПб.: Петрополис, 2002. - 156 с.

9. Сипайлова Н. Ю., Малетина Л. В. Инновационная технология: обучение в сотрудничестве // Известия ТПУ - 2006. - № 5. - C. 250-254.

10. ESP Teacher Development Course: Participant's book. - St. Petersburg, 2005. - 192 p.

11. Gottesman L. Barbara. Peer coaching for educators. - 2nd ed. - Lanham; Maryland; London: The Scarecrow Press, Inc. Technomic Books, 2000. - 162 p.

12. Joyce B., Showers B. The Coaching of teaching // Educational Leadership. - October 1982. - Vol. 40. - P. 4-16.

_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_

13. Richards C. Jack, Farrell S. C. Thomas. strategies for teachers learning. - NY, USA: Professional development for language teachers: Cambridge University Press, 2005. - 202 p.

Поступила в редакцию 23.09.2017

Barabasheva Irina Vladimirovna

Senior lecturer, Foreign Languages Department, Faculty of Humanities, Novosibirsk State Technical University, airen@ngs.ru, Novosibirsk

«PEER COACHING» TECHNOLOGY AS A MEANS OF LANGUAGE TEACHERS' PROFESSIONAL DEVELOPMENT wITHIN ADVANCED PROFESSIONAL EDUCATION

Abstract. The paper presents the analytical review of the educational technology "Peer Coaching", it offers variants of its effective implementation in the work of high school teachers and in the system of the Advanced Professional Education, it shows some difficulties that might be faced while working with the technology and offers some practical guidelines of the most appropriate and efficient ways how to implement it in the teaching process of Russian Federation higher education. The study, based on the results of the survey held in Novosibirsk State Technical University, proves that "Peer Coaching" is one of the most successful high school teaching staff development technology that has as its purpose to advance the professionalism of teachers by training them to promote frequent, informal, helpful observations by one professional educator to another, to give necessary rationale feedback and coach each other.

Keywords: professional development, advanced professional education, peer coaching, foreign language teacher, educational technology.

References

1. Barabasheva, I. V., 2012. The role of "mentoring" and "peer coaching" in foreign language teacher professional development. Siberian Pedagogical Journal, 7, pp. 76-80 (In Russ.)

2. Barabasheva, I. V., 2015. Technology "Peer Coaching" in the professional activity of the university teacher. Science. Technologies. Innovations, 8, pp. 89-90 (In Russ.)

3. Advaced professional development program "Peer Coaching in foreign language teacher's activities". Available at: http://fpk.nstu.ru/media/uploads/ editor/Fi-le/News/ann-pp-in_yaz.pdf (accessed 19 October 2017). (In Russ.)

4. Ignatovich, Ye. V., 2012. Forms of professional development of scientific and pedagogical staff of the university. Modern problems of science and education, 6. Available at: https://science-education.ru/ru/article/ view?id=7541 (accessed 21 October 2017). (In Russ.)

5. Markova, A. K., 1993. Psychology of the teacher's work. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 192 p. (in Russ.)

6. Melekhina, Ye. A., Kazachikhina, I. A., Bara-bashova, I. V., 2015. Professional re-training in solving the problems of English language teachers. Inno-

vations in Education, 4, pp. 50-59 (In Russ.)

7. Mitina, L. M., 2004. Psychology of Labor and Professional Development of Teachers. Moscow: Academy Publ., 320 p. (In Russ.)

8. Teaching English language specialties in universities of modern Russia. Results of pre-project studies. St. Petersburg: Petropolis Publ., 2002, 156 p. (In Russ.)

9. Sipaylova, N. Yu., Maletina, L. V., 2006. Innovative technology: training in cooperation. Bulletin of the Tomsk Polytechnic University, 5, pp. 250-254 (In Russ.)

10. ESP Teacher Development Course: Participant's book. St. Petersburg, 2005, 192 p.

11. Gottesman, L. Barbara, 2000. Peer coaching for educators. 2nd ed. Lanham, Maryland, London: The Scarecrow Press, Inc. Technomic Books, 162 p.

12. Joyce, B., Showers, B., 1982. The Coaching of teaching. Educational Leadership, October, 40, pp. 4-16.

13. Richards, C. Jack, Farrell, S. C. Thomas, 2005. Professional development for language teachers: strategies for teachers learning. NY, USA: Cambridge University Press, 202 p.

Submitted 23.09.2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.