Научная статья на тему 'ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ'

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
52
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОГРАНИЧЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

Юмор является ценным инструментом обучения и обладает целым рядом преимуществ, поскольку позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, создавать позитивную учебную среду, снимать коммуникативные барьеры, выстраивать эффективные взаимоотношения между преподавателями и обучающимися. Однако интеграция в учебный процесс юмористического дискурса сопряжена с некоторыми рисками, использовать юмор для получения положительных результатов следует с осторожностью. В статье рассмотрены вопросы, связанные с ограничениями и особенностями включения юмора в процесс преподавания, рассмотрены факторы, влияющие на результативность использования юмора как профессионально значимой составляющей педагогического мастерства преподавателя. Подчеркивается необходимость исследования преподавателями данной проблемы с целью углубления понимания особенностей преподавания с применением юмора и активной и целенаправленной реализации всех его потенциальных преимуществ в соответствии с целями обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FACTORS THAT REDUCE THE EFFECTIVENESS OF THE INTEGRATION OF HUMOROUS DISCOURSE IN THE LEARNING PROCESS

Humor is a valuable tool of learning and has a number of advantages, because it allows to activate cognitive activity of students, create positive learning environment, remove communication barriers, build effective relationships between teachers and students. However, integration of humorous discourse into the educational process involves some risks, and one should use humor with caution to get positive results. The article considers the issues related to limitations and peculiarities of inclusion of humor in the process of teaching, considers the factors that influence the effectiveness of the use of humor as a professionally significant component of a teacher’s pedagogical skills. Emphasis is placed on the need for teachers to explore this issue in order to better understand the nature of teaching by using humor and to actively and purposefully utilize all its potential benefits in accordance with the learning objectives.

Текст научной работы на тему «ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ»

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ФАКТОРЫ, СНИЖАЮЩИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ

Аннотация. Юмор является ценным инструментом обучения и обладает целым рядом преимуществ, поскольку позволяет активизировать познавательную деятельность обучающихся, создавать позитивную учебную среду, снимать коммуникативные барьеры, выстраивать эффективные взаимоотношения между преподавателями и обучающимися. Однако интеграция в учебный процесс юмористического дискурса сопряжена с некоторыми рисками, использовать юмор для получения положительных результатов следует с осторожностью. В статье рассмотрены вопросы, связанные с ограничениями и особенностями включения юмора в процесс преподавания, рассмотрены факторы, влияющие на результативность использования юмора как профессионально значимой составляющей педагогического мастерства преподавателя. Подчеркивается необходимость исследования преподавателями данной проблемы с целью углубления понимания особенностей преподавания с применением юмора и активной и целенаправленной реализации всех его потенциальных преимуществ в соответствии с целями обучения.

Ключевые слова: юмор, преподаватель, ограничения, эффективность, образовательная среда, педагогическое средство, негативное влияние.

Annotation. Humor is a valuable tool of learning and has a number of advantages, because it allows to activate cognitive activity of students, create positive learning environment, remove communication barriers, build effective relationships between teachers and students. However, integration of humorous discourse into the educational process involves some risks, and one should use humor with caution to get positive results. The article considers the issues related to limitations and peculiarities of inclusion of humor in the process of teaching, considers the factors that influence the effectiveness of the use of humor as a professionally significant component of a teacher's pedagogical skills. Emphasis is placed on the need for teachers to explore this issue in order to better understand the nature of teaching by using humor and to actively and purposefully utilize all its potential benefits in accordance with the learning objectives.

Key words: humor, teacher, limitations, effectiveness, educational environment, pedagogical tool, negative influence.

Введение. Юмор это мощный инструмент, который люди используют инстинктивно, но многие могут применять целенаправленно. Юмор, являясь элементом неформальной коммуникации, облегчает социальное взаимодействие. Наличие у преподавателя чувства юмора и умение им пользоваться, бесспорно, является большим преимуществом. Юмор помогает решить множество педагогических задач, сделать процесс обучения более эффективным и создать благоприятную учебную среду. Многочисленные исследования проблем включения юмора в обучение [1] - [13] подтверждают его способность мотивировать обучающихся и помочь им чувствовать себя более комфортно. Использование юмора в качестве инструмента обучения, взаимодействия и/или управления может привести к повышению концентрации внимания, увеличению способности воспринимать и обрабатывать информацию, эффективно решать сложные задачи, преодолевать тревожность и неуверенность в себе, раскрывать творческие способности обучающихся. Юмор рассматривается как одно из качеств эффективного преподавателя и высоко оценивается обучающимися, о чем свидетельствуют результаты исследований [6], [9]. Юмор помогает выстраивать более доверительные взаимоотношения между преподавателем и студентами.

Цель данной работы: обобщить ограничения в использовании юмора в обучении, обозначить факторы, которые могут оказывать негативное воздействие на результаты и эффективность обучения и преподавания.

Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности.

Предмет исследования: факторы, снижающие результативность интеграции юмористического дискурса в процесс обучения и влияющие на эффективность преподавания и обучения.

Методы исследования: анализ литературных источников, психолого-педагогическое наблюдение, педагогический анализ и обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Исследователи разделяют юмор на позитивный и негативный. Позитивный юмор это такой тип юмора, который объединяет людей, позволяет им чувствовать себя частью группы единомышленников. Он способствует взаимопониманию, повышает самооценку и раскрывает творческий потенциал. Позитивный юмор не задевает достоинство, не обесценивает личность, а подчеркивает и уважает индивидуальность человека, его право на собственную точку зрения и позволяет мягко и безопасно признавать общие человеческие слабости. Позитивный юмор не возвеличивает одного человека за счет унижения других людей, ему свойственна эмпатия и открытость.

Отрицательный юмор это юмор, который высмеивает и унижает одних людей за счет демонстрации исключительности других. Негативный юмор основан на стереотипах, он не подразумевает возможности наличия какой-либо другого мнения. Негативному юмору чуждо сострадание, он агрессивен и принижает людей, раня их чувства и не уважая их достоинство. Такой тип юмора негативно влияет на творчество и инициативу, подавляет и разъединяет людей. Негативный юмор может нанести ущерб профессиональному имиджу преподавателя, сделать его менее компетентным в глазах обучающихся. Исследователи подчеркивают, что если юмор воспринимается негативно, он не является учебным [1], и преподавателям следует избегать негативного юмора [12]. Кроме того, существует юмор, который можно легко неправильно истолковать, несмотря на намерения говорящего, например, поддразнивания, сатира, розыгрыши и т.п. Негативный и неуместный юмор могут создать враждебную атмосферу в учебном коллективе, вызвать отчуждение, разобщить обучающихся.

Поскольку студенты могут многое узнать о том, что смешно, а что нет, наблюдая за преподавателем, очень важно, чтобы педагог объяснил им различие между негативным и позитивным юмором, а также сам внимательно относился к юмору, который он включает в структуру занятия. Преподаватели могут смоделировать правильное использование юмора, тем самым помогая студентам развить собственное чувство юмора и понимание, когда шутки уместны, а когда следует остановиться [8]. Исследователи и педагоги единодушны в том, что преподаватель несет ответственность за то, чтобы юмор не был деструктивным, и что к любому типу юмора следует относиться с осторожностью. Существуют некоторые особенности и ограничения в использовании юмора в обучении, знание которых позволит повысить эффективность интеграции юмористического дискурса в учебный процесс и избежать его возможных негативных последствий.

В использовании юмора в обучении, как в принципе и во всем остальном, необходимо иметь чувство меры, то есть понимание должных границ, должной степени в применении юмористического дискурса. Если юмора на занятии слишком много, это может отразиться на дисциплине, затруднить контроль и управление учебным коллективом, нарушить ход учебного процесса. Необходимо четко понимать границу между дружескими отношениями со студентами и излишне забавным поведением преподавателя, которое может быть неверно интерпретировано обучающимися и поставит под сомнение его авторитет. Еще одним недостатком чрезмерного включения юмористического дискурса в обучение являются возможные проблемы с удержанием внимания обучающихся на содержании материала [8]. Это приводит к тому, что студенты могут быть ложно удовлетворены обучением, при этом, не достигнув или достигнув незначительных успехов в учебе.

Не стоит забывать и о том, что преподаватель, являясь примером для подражания, может невольно транслировать свои предубеждения посредством юмора, что может нанести ущерб обстановке на занятии и самому процессу обучения [8]. Использование юмора должно быть очень избирательным, соответствовать уровню развития студентов и их готовности воспринимать шутки. Если не все студенты обладают необходимыми базовыми знаниями, ведущими к пониманию юмористического дискурса, это может привести к разочарованию, замешательству и даже расколу учебного коллектива [2].

Совершенно недопустимым является юмор, который носит пренебрежительный, оскорбительный, провокационный или агрессивный характер, манипулирует, унижает или высмеивает других людей, особенно в отношении деликатных вопросов, таких как расовые, религиозные, культурные различия, политические взгляды и темы, содержащие сексуальный контекст. Кроме того, преподаватели должны знать, как разные типы юмора могут быть интерпретированы в разных культурах. Определенная шутка может блестяще сработать с одной группой студентов, но полностью провалиться с другой или даже с той же группой, но в другом контексте.

Известно, что изложение критики в форме шутки может уменьшить ее воздействие. Критические замечания, высказанные в форме шутки, воспринимаются как более безобидные. Однако, поскольку критика, сопровождающаяся юмором, смягчает обратную связь, юмор может помешать донести суть, если проблема не очевидна. Например, если преподаватель шутит о снижении успеваемости студента, студент может подумать, что либо его успеваемость не снижается, либо ситуация не имеет большого значения и нет необходимости принимать меры для решения проблемы. Поэтому важно, чтобы шутки были тщательно продуманы с учетом возможного недопонимания, а также соответствовали возрасту и жизненному опыту обучающихся. Не следует применять юмористические приемы для негативного отзыва, когда есть малейший шанс, что получатель, то есть студент, недооценит срочность или важность сообщения.

Категорически не следует использовать юмор, когда студент допускает ошибку или затрудняется с ответом. Более того, преподаватель не должен позволять обучающимся иронизировать по этому поводу или высмеивать друг друга. Насмешки и сарказм, направленные на сверстников, являются проявлениями негативного юмора, который может смутить или обидеть студентов и снизить эффективность преподавателя, и подобный юмор необходимо пресекать. Если педагог не делает этого или смеется над негативным юмором, он молчаливо соглашается с инициатором шутки, то есть принимает его точку зрения. Такое поведение педагога может иметь крайне негативные последствия. Во-первых, оно неизбежно ведет к потере доверия и уважения со стороны большинства студентов и может нанести вред его репутации. Во-вторых, что касается студентов, то молчаливое поощрение преподавателем негативного юмора может привести к снижению их самооценки, возникновению неуверенности в себе, беспокойству, утрате мотивации, а в дальнейшем обернуться потерей чувствительности, способности проявлять сочувствие и сострадание. Когда люди подшучивают над чужим достоинством или ценностями, они непреднамеренно создают деструктивную, враждебную атмосферу.

Необходимо помнить, что в студенческом возрасте люди особенно чувствительны ко всему, что может даже в общих чертах быть воспринято как критика [11]. С воспитательной точки зрения преподавателю необходимо объяснить обучающимся, что не нужно большого таланта, чтобы быть критиком и высмеивать других, и это касается не только учебной среды. Конструктивный диалог требует больших навыков, энергии, интеллекта и проницательности. Каждый человек должен уметь слышать смысл за пределами слов, сопереживать другим и выходить за рамки личных позиций, предубеждений и жизненного опыта. Вдумчивые, уважительно относящиеся к окружающим люди подвергают сомнению мнение других таким образом, чтобы не сбрасывать со счетов их самих, их мотивы или их способность мыслить, а скорее сосредотачиваться на предположениях, логике или основе их утверждений. Такой подход является основой здоровой, позитивной учебной среды. Быть непосредственным и шутить в контексте уважительного диалога - это искусство, раскрывающее высокие нравственные качества личности, интеллект и эмоциональную зрелость. Использование юмора само по себе может быть важным социальным навыком, а также может способствовать развитию других социальных компетенций, таких, как способность инициировать социальные взаимодействия, оказывать эмоциональную поддержку и управлять конфликтами.

Довольно часто преподаватели прибегают к такому приему, как самоирония. Самоирония это достаточно простой способ создать безопасную среду, в том числе для признания собственных ошибок. Если преподаватель корректно и аккуратно использует примеры из реальной жизни и своей педагогической деятельности, сопровождая их уместной долей юмора, этот юмористический дискурс вполне может быть милым и забавным и может принести желаемый эффект. Интересные и смешные истории из опыта педагога всегда находят отклик у обучающихся и способствуют построению более доверительных отношений. Вместе с тем, излишние усмешки над собой и принижение собственной личности, чрезмерная самоирония и самоуничижительный юмор могут иметь негативные последствия. Они могут быть восприняты как признаки заниженной самооценки и соответственно могут повлиять на авторитет преподавателя в глазах обучающихся.

Говоря о факторах, снижающих результативность интеграции юмористического дискурса в процесс обучения, нельзя не сказать собственно о наличии у педагогов чувства юмора, необходимости его развития и желании/готовности применять в учебном процессе. В контексте высшего образования хорошее чувство юмора является одной из характеристик эффективного преподавателя [4], [5]. Одна из причин, по которой некоторые педагоги не используют юмор, заключается в том, что в процессе профессиональной подготовки их просто этому не обучают [13]. Некоторые преподаватели намеренно не включают юмор в обучение, считая, что учебный процесс это слишком серьезное дело, чтобы шутить, и что шутки негативно влияют на их авторитет как преподавателей [3].

По мнению авторов, отказ от юмора ради поддержания имиджа профессионала и эффективного педагога лишь подчеркивает важность уместного использования юмора. При интеграции юмора в обучение необходимо учитывать личность педагога. Согласно результатам исследований педагоги с «более серьезным» характером не всегда могут эффективно включать юмор в обучение, а их попытки сделать это довольно часто воспринимаются студентами как «фальшивые» или «нелепые» [8]. Кроме того, необходимо учитывать еще и тот факт, что поиск юмористических материалов для занятий, как и планирование включения юмора в канву занятий, требуют значительных дополнительных затрат времени и сил. Таким образом, с одной стороны, преподавателей, которым некомфортно применять юмор, не следует принуждать к этому, а само использование юмора не должно подвергаться формальной оценке. С другой стороны,

поскольку юмор играет важную роль в межличностных отношениях как метод усиления позитивного взаимодействия, чуткий настрой со стороны преподавателя и умелое введение в обучение юмористического дискурса являются одними из решающих факторов, которые помогают создать в аудитории позитивную атмосферу, способствующую обучению.

Выводы. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что преподавателей следует поощрять к тому, чтобы они изучали вопросы использования юмора. Это откроет для них новые методы обучения и управления учебным процессом, приведет к мышлению более высокого порядка и повышению креативности как необходимого компонента педагогической деятельности. Исследование проблем применения юмора как педагогического средства повышения эффективности обучения и профессионально значимой составляющей педагогического мастерства преподавателя, будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагога. Знание и понимание особенностей и ограничений в использовании юмора в обучении позволит избежать возможного негативного воздействия юмористического дискурса на образовательный процесс.

Литература:

1. Banas, John A. A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - No 60(1). - pp. 115-144.

2. Chabeli, M. Humor: A pedagogical tool to promote learning / M. Chabeli // Curationis. - 2008. - pp. 51-59.

3. Deiter, R. The use of humor as a teaching tool in the college classroom / R. Deiter // NACTA journal. - 2000. - No 44(2). -20-27.

4. Delaney, J.G. Students' perspectives of effective teaching in higher education / J.G. Delaney, A.N. Johnson, T.D. Johnson, D.L. Treslan // St. John's: Distance Education and Learning Technologies/ - 2010.

5. Feldman, K.A. Effective college teaching from the students' and faculty's view: Matched or mismatched priorities? / K.A. Feldman // Research in Higher Education. - 1988. - No 28(4). - pp. 291-344.

6. Horng, J.S. Creative teachers and creative teaching strategies / J.S. Horng, J.C. Hong, L.J. ChanLin, S.H. Chang, H.C. Chu // International Journal of Consumer Studies. - 2005. - No 29. - pp. 352-358.

7. Huss, John. The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65.

8. Lovorn, Michael, Holaway, Calli Teachers' perceptions of humour as a classroom teaching, interaction, and management tool / Michael Lovorn, Calli Holaway // European Journal of Humour Research. - 2015. - Vol. 3 No. 4. - pp. 24-35.

9. Richmond, A. a + (b1) Professor-Student Rapport + (b2) Humor + (b3) Student Engagement = (Y) Student Ratings of Instructors / A. Richmond, M. Berglund, V. Epelbaum, E. Klein // Teaching of Psychology. - 2015. - No 42(2). - pp. 119-125.

10. Torok, S.E. Is humor an appreciated teaching tool? Perceptions of professors' teaching styles and use of humor / S.E. Torok, R.F. McMorris, W.C. Lin // College Teaching. - 2004. - No 52. - pp. 14-20.

11. Wagner, M. The use of humor in the foreign language classroom: Funny and effective? / M. Wagner, E. Urios-Aparisi. -Humor. - 2011. - No 24 (4). - pp. 399-434.

12. Wanzer, M. Appropriate and inappropriate uses of humor by teachers / M. Wanzer, A. Frymier, A. M. Wojtaszczyk, T. Smith // Communication Education. - 2006. - No 55(2). - pp. 178-196.

13. Ziyaeemehr, A., Kumar, V., & Abdullah, M. Use and Non-use of Humor in Academic ESL Classrooms / A. Ziyaeemehr, V. Kumar, M. Abdullah // English Language Teaching. - 2011. - No 4(3). - pp. 111-119.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Исследование вопросов, связанных с применением юмора в обучении, а также обобщение педагогического опыта авторов работы позволяют сделать вывод о его многочисленных преимуществах как уникального педагогического инструмента, способствующего повышению эффективности обучения и преподавания. Использование юмора, как и применение любой другой педагогической технологии, должно быть методически обосновано и целесообразно, а юмористический дискурс должен преследовать конкретную педагогическую цель. Однако существуют определенные ограничения в использовании юмора в учебном процессе, понимание которых позволит преподавателям избежать или минимизировать возможные отрицательные последствия интеграции юмора в обучение. Целью исследования является выявление и обобщение особенностей использования юмористического дискурса, которые могут оказывать негативное воздействие на процесс обучения, на взаимоотношения его участников, на восприятие студентами преподавателя и учебной среды, и, соответственно, отрицательно сказаться на результатах и эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: юмор, преподаватель, восприятие, негативное влияние, обучение, эффективность, образовательная среда, педагогическая технология.

Annotation. The study of issues related to the application of humor in teaching, as well as the summary of pedagogical experience of the authors allow to draw a conclusion about its numerous advantages as a unique pedagogical tool, which contributes to more effective teaching and learning. The use of humor, as well as the use of any other pedagogical technology, should be methodically justified, functional and meaningful, and humorous discourse should pursue a specific pedagogical goal. However, there are certain limitations in the use of humor in the educational process, understanding of which will allow teachers to avoid or minimize possible negative consequences of integrating humor into training. The aim of the study is to identify and generalize the special aspects of the use of humorous discourse, which can have a negative impact on the learning process, on the relationships of its participants, on students' perception of a teacher and learning environment, and consequently negatively affect the results and effectiveness of the educational process.

Key words: humor, teacher, perception, negative influence, training, efficiency, educational environment, pedagogical technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.