Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ'

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
251
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

Использование юмора как компонента эффективного обучения имеет целый ряд преимуществ. С одной стороны, юмор положительно влияет на результаты обучения, облегчает усвоение учебного материала, повышает концентрацию внимания, способствует лучшему запоминанию информации и более длительному ее сохранению. С другой стороны, юмор снижает напряжение и уровень тревожности, поднимает моральный дух и повышает мотивацию, создает позитивную образовательную среду, приводит к более значимым и прочным межличностным отношениям между преподавателями и обучающимися. Многочисленные исследования вопросов, связанных с использованием юмора преподавателями, и обобщение педагогического опыта позволяют сделать вывод о том, что не стоит недооценивать педагогической роли юмора как средства, позволяющего уменьшить психологическую дистанцию между участниками образовательного процесса. Однако необходимо учитывать, что существуют определенные ограничения в использовании этого педагогического инструмента, связанные с уместностью и корректностью юмористических стимулов, их привязкой к изучаемому материалу, а также со способностью и навыками преподавателей интегрировать юмор в процесс обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIAL ASPECTS OF APPLICATION OF HUMOR AS PEDAGOGICAL TECHNOLOGY HAVING A SIGNIFICANT IMPACT ON THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Using humor as a component of effective learning has a number of advantages. On the one hand, humor has a positive effect on learning outcomes, facilitates learning material grasp, increases concentration of attention, contributes to better memorization of information and its longer-term retention. On the other hand, humor reduces tension and anxiety, raises morale and motivation, creates a positive educational environment, and leads to more meaningful and strong interpersonal relationships between teachers and learners. Numerous studies of the use of humor by teachers, and synthesis of pedagogical experience suggest that the pedagogical role of humor as a means to reduce the psychological distance between the participants in the educational process should not be underestimated. However, it must be borne in mind that there are certain limitations in the use of this pedagogical tool, related to the appropriateness and correctness of humor incentives, their attachment to the material under study, as well as the ability and skills of teachers to integrate humor into the learning process.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ»

К 2020 году РФ и КНР получилось достигнуть итогового показателя академической мобильности обучающимися в 100 тысяч человек. Следует выделить данный показатель в 2012 году составлял более 25 тысяч человек.

Приграничное сотрудничество между РФ и КНР осуществляются с субъектами федерации: Хабаровский край, Приморский край, Еврейская автономная область, Амурская область, Забайкальский край. С китайской стороны сотрудничество осуществляют провинции Хэйлунцзян и Цзилинь, Синьцзян-Уйгурский автономный район и автономный район Внутренняя Монголия.

Подписаны соглашения о создании совместного образовательного учреждения между Владивостокским государственным университетом экономики и сервиса и Чаньчуньским университеом Гуанхуа.

На данный момент, университеты уделяют особое внимание совместной образовательной приграничной интеграции. И чаще всего фокусируются на культурной составляющей, а не на профессиональных возможностях участников, поэтому предлагаем ряд мер для улучшения:

- следует уделять внимание привлечения студентов в неязыковые (гуманитарные, точные, технические и т.д.) направления;

- выражать гибкость в обучении иностранных языков и их комбинаций;

- совмещать долгосрочные и краткосрочные программы обучения;

- уделять существенное внимание раскрытию карьерных возможностей выпускников и содействия закрепления на рынке труда.

Выводы. В условиях активного международного сотрудничества между КНР и РФ возрастает потребность в высококвалифицированных специалистах для обеспечения устойчивого развития экономик стран. Следовательно, научно-образовательное сотрудничество между странами является одним из важных направлений двусторонних отношений и отвечает интересам стратегического взаимовыгодного партнерства, основываясь на огромном научно-техническом потенциале двух держав.

Литература:

1. Цзея, Л. Развитие российско-китайских отношений в области образования // Образование и наука. - 2013. - № 10. -С. 91-104.

2. Морозова, В.С. Особенности интеграции научно-образовательных практик / В.С. Морозова, Д.Д. Дондоков // Science for Education Today. - 2020. - №2. - С. 167-186.

3. Ян, Р. Преимущества и проблемы международной мобильности исследователей: опыт Китая // Глобализация, общества и образование. - 2020. - №18 (1). - С. 53-65.

4. Постановление от 11 мая 2005 года N 1. Основные направления интеграции образовательной и научной деятельности, развития вузовской науки и образовательных центров. URL: https://docs.cntd.ru/document/901952937 (дата обращения: 20.05.2022).

5. Россия и Китай достигли уровня академической мобильности в 100 тысяч человек. URL: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/?ELEMENT_ID=26080 (дата обращения: 22.05.2022).

6. Официальный сайт Министерства образования КНР. URL: http://www.crs.jsj.edu.cn/index/sort/1006 (дата обращения: 20.05.2022).

7. Министерство образования КНР. Образовательное сотрудничество со странами Европы. URL: http://en.moe.gov.cn/cooperation_exchanges/201506/t20150626_191370.html (дата обращения: 19.05.2022).

8. Отчет о мировом рынке образовательных услуг за 2022 г. URL: https://www.thebusinessresearchcompany.com/report/educational-services-global-market-report (дата обращения: 21.05.2022).

9. Китайская грамота. Какие перспективы у России на рынке образования Китая. URL: https://carnegie.ru/commentary/86097 (дата обращения: 20.05.2022).

10. Бини, П.А. Решение иностранных студентов учиться в Китае: исследование некоторых иностранных студентов из университетов Китая / П.А. Бини, М.Ю. Ченг // Открытый журнал социальных наук. - 2021. - № 9. - С. 305-325.

11. Донецкая, С.С. Интернационализация высшего образования в Китае: современные тенденции / Я. Жань // Высшее образование в России. - 2019. - № 6. - С. 63-74.

12. Шведова, И.А. Процесс интернационализации высшего образования в Китае // Вестник Томского государственного университета. - 2013. - № 1. - С. 132-138.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ, ОКАЗЫВАЮЩЕЙ ЗНАЧИТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ

Аннотация. Использование юмора как компонента эффективного обучения имеет целый ряд преимуществ. С одной стороны, юмор положительно влияет на результаты обучения, облегчает усвоение учебного материала, повышает концентрацию внимания, способствует лучшему запоминанию информации и более длительному ее сохранению. С другой стороны, юмор снижает напряжение и уровень тревожности, поднимает моральный дух и повышает мотивацию, создает позитивную образовательную среду, приводит к более значимым и прочным межличностным отношениям между преподавателями и обучающимися. Многочисленные исследования вопросов, связанных с использованием юмора преподавателями, и обобщение педагогического опыта позволяют сделать вывод о том, что не стоит недооценивать педагогической роли юмора как средства, позволяющего уменьшить психологическую дистанцию между участниками образовательного процесса. Однако необходимо учитывать, что существуют определенные ограничения в использовании этого педагогического инструмента, связанные с уместностью и корректностью юмористических стимулов, их привязкой к изучаемому материалу, а также со способностью и навыками преподавателей интегрировать юмор в процесс обучения.

Ключевые слова: юмор, педагогический процесс, преподаватель, обучение, эффективность, образовательная среда, педагогическая технология.

Annotation. Using humor as a component of effective learning has a number of advantages. On the one hand, humor has a positive effect on learning outcomes, facilitates learning material grasp, increases concentration of attention, contributes to better memorization of information and its longer-term retention. On the other hand, humor reduces tension and anxiety, raises morale and motivation, creates a positive educational environment, and leads to more meaningful and strong interpersonal relationships between teachers and learners. Numerous studies of the use of humor by teachers, and synthesis of pedagogical experience suggest that the pedagogical role of humor as a means to reduce the psychological distance between the participants in the educational process should not be underestimated. However, it must be borne in mind that there are certain limitations in the use of this pedagogical tool, related to the appropriateness and correctness of humor incentives, their attachment to the material under study, as well as the ability and skills of teachers to integrate humor into the learning process.

Key words: humor, pedagogical process, teacher, training, efficiency, educational environment, pedagogical technology.

Введение. Вопросы использования юмора в педагогической деятельности, его влияния на процесс обучения и преподавания в последнее время привлекают внимание как теоретиков в области педагогики, так и педагогов-практиков во всем мире. Результаты множества исследований и научных работ по этой теме, опросы и анкетирования обучающихся и преподавателей, а также анализ и обобщение педагогического опыта позволяют сделать вывод о том, что юмор, как педагогический инструмент, обладает огромным потенциалом. Вместе с тем существуют определенные ограничения при использовании юмора в процессе обучения, учет которых позволит, с одной стороны, максимизировать преимущества юмора, а с другой стороны, не допустить ситуаций, при которых юмор может нанести ущерб профессиональной репутации преподавателя и оказать негативное воздействие как на учебный процесс, так и на общую атмосферу в учебном коллективе.

Цели данной работы: выявить и обобщить особенности использования юмора как педагогической технологии, оказывающие негативное воздействие на эффективность обучения; сформулировать некоторые рекомендации по использованию юмора, которые позволят преподавателям использовать преимущества данной педагогической технологии.

Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности.

Предмет исследования: особенности использования юмора в преподавании и обучении, влияние рассматриваемой педагогической технологии на эффективность преподавания и обучения.

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Основная цель использования юмора в обучении это повышение эффективности учебно-познавательного процесса, создание условий для интенсификации мыслительной деятельности обучающихся. Уместное и умеренное использование юмора в учебном процессе позволяет достичь указанной цели, а также решить целый ряд сопутствующих задач. В целом большая часть преподавателей считает юмор неотъемлемой частью профессиональной деятельности, способствующей созданию комфортной учебной среды и помогающей устанавливать более прочные связи между обучающимися и учебным контентом. Однако, несмотря на возрастающее в последние годы внимание к использованию юмора в педагогической деятельности по-прежнему существует определенное недопонимание со стороны некоторых преподавателей той значительной роли, которую он может играть в обучении.

Одной из причин является восприятие некоторыми педагогами юмора как чего-то несерьезного и неуместного в контексте отношения к обучению как к чрезвычайно серьезному и ответственному процессу. С последним утверждением нельзя не согласиться, действительно, учебный процесс требует внимания и сосредоточенности, однако, обучение не должно быть при этом скучным. Каждый педагог ищет способы вызывать и удерживать внимание своей аудитории, и юмор больше, чем любой другой механизм, способствует полной вовлеченности обучающихся. Исследования в этой области [1] - [10] выявили значительную положительную связь между использованием юмора преподавателем и вниманием и интересом со стороны обучающихся. Вместе с интересом приходит мотивация и повышенная вероятность более тщательного изучения и более длительного сохранения информации. Иными словами, делая занятия более комфортными и приятными, юмор может сделать преподавание и обучение более эффективными.

Шутки и юмор во многом графичны, то есть в сознании человека возникает некий забавный, позитивный образ. Системы памяти преобразуют абстрактные идеи в знакомые образы, потому что они легче впечатываются в мозг и дольше сохраняются. Поскольку образы запоминаются легче, чем абстрактные идеи, и поскольку юмор в значительной степени визуален, его использование при объяснении учебного материала помогает обучающимся лучше и на более длительный срок его запомнить. Таким образом, использование юмора увеличивает умственную готовность обучающихся получать и усваивать информацию, позволяет дольше сохранять концентрацию, из чего можно сделать вывод о том, что педагогам целесообразно более серьезно относиться к юмору как педагогическому инструменту.

Еще одной причиной, по которой некоторые педагоги не в полной мере могут оценить преимущества юмора в обучении, является слабо развитое чувство юмора и отсутствие навыков использования юмора в учебном процессе. Известно, что наличие чувства юмора признается обучающимися как одна из важнейших характеристик профессионализма преподавателя [3], [4]. Использование юмора оказывает влияние не только на эффективность процесса обучения, но и на отношение обучающихся к дисциплине и к преподавателю, повышение их энтузиазма, мотивации и уверенности в себе, снижение уровня тревожности, формирование динамичной среды обучения. Многие исследователи [1] - [10] сходятся во мнении, что использование юмора в обучении способствует развитию коммуникативных навыков и навыков критического мышления, помогает обучающимся проявлять творческие способности и легче справляться со стрессом. В результате использования юмора значительно снижается вероятность возникновения конфликтных ситуаций, развивается чувство товарищества, создаются прочные связи внутри учебного коллектива и между обучающимися и преподавателем. Таким образом, юмор можно рассматривать как педагогический инструмент, создающий условия для позитивного обучения.

Ключевой вопрос заключается в том, чтобы преподаватели целенаправленно развивали собственное чувство юмора, для чего особое значение имеют самонаблюдение и самоанализ. Преподавателю необходимо определить характер своего чувства юмора, понять, что он находит смешным, предпочитает ли он собственные спонтанные остроумные замечания или готовые шутки и забавные истории, умеет ли он смеяться над собой и способен ли шутить в стрессовых ситуациях. Благодаря подобной самодиагностике постепенно будет вырисовываться картина уникального чувства юмора преподавателя, как и направления, в которых его следует развивать. Юмор это игра интеллекта, чувство юмора необходимо для психологического выживания, преодоления профессионального выгорания, снятия стресса и напряжения.

Говоря о развитии навыков использования юмора в учебном процессе, не следует забывать, что в некоторых случаях юмор может иметь и негативное влияние, то есть существуют определенные ограничения, которые необходимо учитывать при его использовании в педагогической деятельности [5], [2], [10]. Юмор не призван сделать обучение смешным, он используется для того, чтобы превратить учебно-познавательную деятельность обучающихся в более интересный и увлекательный процесс. Поэтому юмор в первую очередь должен иметь прямое отношение к изучаемому материалу и выполнять определенную функцию, что обеспечит более глубокое изучение и усвоение предлагаемой информации.

Использование юмора должно быть ограничено: слишком много юмора может снизить его положительный эффект, ослабить его значимость и привести в результате к тому, что обучающиеся будут больше отвлекаться. Целесообразно использовать юмор в контексте объяснения наиболее важных понятий, чтобы сделать их максимально яркими, заметными и запоминающимися.

Юмор должен быть позитивным и уместным. Следует избегать агрессивного юмора, а также шуток, направленных на конкретных обучающихся или затрагивающих культурные, расовые и иные различия. Хотя юмор является универсальным явлением, необходимо помнить, что то, что обычно считается смешным и безобидным в одной культуре, может оказаться оскорбительным и недопустимым в другой. Это чрезвычайно важно, поскольку исследования показывают, что использование подобного юмора приводит к отрицательным результатам обучения, снижает уровень доверия к преподавателям со стороны обучающихся, наносит ущерб их профессиональному имиджу. Так, в ходе опроса [1] 93 студентам колледжа в возрасте 18-19 лет было предложено описать ситуации, в которых преподаватели безуспешно пытались использовать юмор на занятиях. Результаты опроса, свидетельствующие о том, что студенты очень тонко чувствуют и реагируют на юмор преподавателей, показали, что основными причинами провала стали:

- неудачные попытки пошутить (31);

- игнорирование уровня понимания студентами предлагаемой информации (15);

- оскорбительный, грубый или саркастический юмор (12);

- слишком навязчивые попытки преподавателя быть смешными (10);

- шутки про конкретных студентов (8);

- юмор, не относящийся к теме занятия (8);

- смех над собственными шутками (4);

- шутки, которые устарели (4);

- попытки с помощью шутки скрыть собственные ошибки (1).

Таким образом, опираясь на результаты приведенного и других исследований, а также на педагогический опыт авторов статьи, можно сделать вывод, что преподавателям следует избегать использования:

- негативного юмора, который может ранить, смутить или унизить студентов;

- саркастических шуток;

- юмора, который студенты не понимают, потому что им не хватает для этого фоновых знаний;

- юмора, не имеющего отношения к изучаемой теме;

- шуток, содержащих жестокий или сексуальный контент;

- шуток, которые не могут восприниматься как юмор, поскольку подаются преподавателем в неловкой манере или звучат как отрепетированный текст;

- повторяющихся шуток;

- шуток, понятных и смешных исключительно для самого преподавателя;

- избыточного количества шуток.

Для максимально полной реализации всего спектра преимуществ использования юмора в обучении каждый преподаватель должен регулярно проводить интроспективную оценку своих собственных навыков, основываясь на прошлом опыте и с учетом того, как студенты реагируют на его шутки в процессе обучения. Адекватная оценка собственных возможностей в контексте применения в учебном процессе такого действенного педагогического инструмента как юмор, постоянная работа по развитию навыков использования юмора, креативность, воображение и изобретательность позволят преподавателю не только существенно повысить эффективность преподавания, но и получать больше удовольствия и радости от педагогической деятельности.

Выводы. Юмор является мощным инструментом, оказывающим значительное воздействие на образовательную среду, поскольку он помогает привлечь и удерживать внимание обучающихся, улучшает их способность глубже усваивать и запоминать учебный материал, повышает уровень их мотивации, а также удовлетворенность от процесса обучения. Юмор способствует развитию дивергентного мышления, повышению интереса к обучению, снижению стресса и тревоги, созданию позитивной психологической связи между обучающимися и преподавателями. Все эти преимущества юмора позволяют сделать вывод о том, что юмор может быть чрезвычайно эффективным средством обучения.

У успешного юмора есть две предпосылки: во-первых, преподаватель должен знать, что смешно, а во-вторых, уметь точно предсказывать, что именно покажется смешным конкретной аудитории. Юмор как средство обучения наиболее эффективен, когда он тщательно продуман и заранее спланирован. При этом существует целый ряд ограничений в использовании юмора в обучении, и их необходимо учитывать, чтобы избежать негативных последствий и вместе с тем максимально полно воспользоваться его преимуществами.

При использовании этой педагогической технологии преподавателю необходимо обеспечить, чтобы юмор был непосредственно связан с учебным материалом, чтобы его интеграция в учебный процесс была стратегически ограничена именно теми этапами занятия, где юмор может помочь больше всего. Следует использовать только позитивный, корректный и уместный юмор, избегая негативного юмора, который способен задеть чувства обучающихся, может носить оскорбительный характер или негативно повлиять на отношение обучающихся к дисциплине и к преподавателю. При правильном использовании юмор может способствовать обучению, как напрямую, помогая обучающимся лучше понять, усвоить и запомнить материал, так и косвенно, способствуя созданию более позитивной образовательной среды. В этой связи представляется, что педагогам на фоне существующей потребности в постоянном пересмотре педагогических стратегий, ориентированных на повышение качества преподавания, было бы целесообразно целенаправленное изучение вопросов, связанных с последовательным использованием юмора в качестве одного из компонентов эффективного обучения.

Литература:

1. Appleby, Drew C. Using humor in the college classroom: The pros and the cons / Drew C. Appleby // Psychology Teacher Network. - 2018. - Vol. 28. - No. 1. - URL: https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2018/02/humor-college-classroom (дата обращения 21.0б.2022).

2. Banas, John A., Dunbar, Norah, Rodriguez, Dariela, Liu, Shr-Jie A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - б0(1). -pp. 115-144.

3. Buskist, William, Sikorski, Jason, Buckley, Tanya, Saville, Bryan K. Elements of Master Teaching / William Buskist, Jason Sikorski, Tanya Buckley, Bryan K. Saville // The Teaching of Psychology: Essays in Honor of Wilbert J. McKeachie and Charles L. Brewer. - Taylor & Francis. - 2002. - pp. 27-39.

4. Busier, Jessica, Kirk, Claire, Keeley Jared, Buskist William What Constitutes Poor Teaching? A Preliminary Inquiry Into the Misbehaviors of Not-So-Good Instructors / Jessica Busler, Claire Kirk, Jared Keeley, William Buskist // Teaching of Psychology.

- 2017. - Vol. 44. - Issue 4. - pp. 330-334.

5. Garner, R.L. Humor in pedagogy: How ha-ha can lead to aha! // R.L. Garner // College Teaching. - 2006. - 54(1). -pp. 177-180.

6. Huss, John, Eastep, Shannon The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65.

7. Kirby, Lauren A.J., Busler, Jessica N., Keeley, Jared W., Buskist, William A Brief History of the Teacher Behavior Checklist / A.J. Lauren Kirby, Jessica N. Busler, Jared W. Keeley, William Buskist // New Directions for Teaching And Learning. -2018. - No. 156. - pp. 21-29.

8. Schaeffer, Gerald, Epting, Kim, Zinn, Tracy, Buskist, William Student and Faculty Perceptions of Effective Teaching: A Successful Replication // Gerald Schaeffer, Kim Epting, Tracy Zinn, William Buskist. - Teaching of Psychology. - 2003. - Vol. 30.

- No. 2. - 133-136.

9. Strean, William B. Creating Student Engagement? HMM: Teaching and Learning with Humor, Music, and Movement // William B. Strean. - Creative Education. - 2011. - Vol. 2. - No.3. - pp. 189-192.

10. Wanzer, M.B., Frymier, A.B., Irwin, J. An explanation of the relationship between instructor humor and student learning: Instructional humor processing theory // M.B. Wanzer, A.B. Frymier, J. Irwin. - Communication Education. - 2010. - 59(1). -pp. 1-18.

Педагогика

УДК 373.3

кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Маяцкая Валентина Александровна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Журавлева Вера Викторовна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат филологических наук, заведующий кафедрой начального образования Стрельникова Людмила Николаевна

ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ

ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС НОО

Аннотация. В условиях реализации обновленного ФГОС НОО (2021) появляется необходимость рассмотрения вопросов субъектности и личностного развития младших школьников в рамках учебной деятельности. В статье последовательно прослеживается взаимосвязь правильной организации развернутой учебной деятельности обучающихся с развитием их познавательной инициативы и исследовательской активности. Авторы раскрывают условия, направления и содержание деятельности педагога и обучающихся при организации обучения в начальной школе по индивидуальной образовательной траектории.

Ключевые слова: учебная деятельность, предметные и метапредметные результаты, универсальные учебные действия, познавательная инициатива, исследовательская активность, индивидуальная образовательная траектория.

Annotation. In the context of the implementation of the updated Federal State Educational Standard (2021), there is a need to consider the issues of subjectivity and personal development of younger schoolchildren in the framework of educational activities. The article consistently traces the relationship of the correct organization of the expanded educational activities of students with the development of their cognitive initiative and research activity. The authors reveal the conditions, directions and content of the activity of the teacher and students in the organization of primary school education on an individual educational trajectory.

Key words: educational activity, subject and meta-subject results, universal educational actions, cognitive initiative, research activity, individual educational trajectory.

Введение. Согласно концептуальным положениям о деятельности человека, где определено соотношение деятельность-личность (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др.) системно-дeятельностный подход призван одним из ведущих подходов, лежащих в основе ФГОС общего образования и определяет вектор направленность в педагогической деятельности учителей и всех работников образования.

Модернизация отечественной системы образoвания направлена на изменение статуса учащихся, постановку их в субъектную позицию, предполагающую реализацию личностной активности и сознательности, приобщение к проектированию индивидуального образовательного пути с учетом специфических особенностей и потребностей каждого учащегося.

Способность личности к самоуправлению и саморазвитию являются базовыми способностями учащихся на начальной ступени обучения, которые связаны с субъектным началом каждого ребенка и определяются Стандартом в качестве системы планируемых результатов (личнoстных, метапредмeтных и прeдметных). При этом развитая личность выступает критерием результативности образовательного процесса.

Изложение основного материала статьи. Спецификой предыдущего (2009г.) и обновленного (2021 г.) ФГОС НОО является их деятeльностный характер. На практике это определяется тем, что ведущая цель образования - развитие личности каждого учащегося в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Тем самым в законодательном документе (ФГОС НОО) чётко определено, что система образования отказывается от традиционных подходов к представлению результатов обучения в виде ЗУШв, а формулировки предыдущего (2009 г), так и обновленного ( 2021 г.) ФГОС НОО, указывают на различные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к оюнчанию обучения в на ступени начальной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.