4. Busier, Jessica, Kirk, Claire, Keeley Jared, Buskist William What Constitutes Poor Teaching? A Preliminary Inquiry Into the Misbehaviors of Not-So-Good Instructors / Jessica Busler, Claire Kirk, Jared Keeley, William Buskist // Teaching of Psychology.
- 2017. - Vol. 44. - Issue 4. - pp. 330-334.
5. Garner, R.L. Humor in pedagogy: How ha-ha can lead to aha! // R.L. Garner // College Teaching. - 2006. - 54(1). -pp. 177-180.
6. Huss, John, Eastep, Shannon The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65.
7. Kirby, Lauren A.J., Busler, Jessica N., Keeley, Jared W., Buskist, William A Brief History of the Teacher Behavior Checklist / A.J. Lauren Kirby, Jessica N. Busler, Jared W. Keeley, William Buskist // New Directions for Teaching And Learning. -2018. - No. 156. - pp. 21-29.
8. Schaeffer, Gerald, Epting, Kim, Zinn, Tracy, Buskist, William Student and Faculty Perceptions of Effective Teaching: A Successful Replication // Gerald Schaeffer, Kim Epting, Tracy Zinn, William Buskist. - Teaching of Psychology. - 2003. - Vol. 30.
- No. 2. - 133-136.
9. Strean, William B. Creating Student Engagement? HMM: Teaching and Learning with Humor, Music, and Movement // William B. Strean. - Creative Education. - 2011. - Vol. 2. - No.3. - pp. 189-192.
10. Wanzer, M.B., Frymier, A.B., Irwin, J. An explanation of the relationship between instructor humor and student learning: Instructional humor processing theory // M.B. Wanzer, A.B. Frymier, J. Irwin. - Communication Education. - 2010. - 59(1). -pp. 1-18.
Педагогика
УДК 373.3
кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Маяцкая Валентина Александровна
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Журавлева Вера Викторовна
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь); кандидат филологических наук, заведующий кафедрой начального образования Стрельникова Людмила Николаевна
ГБУ ДПО «Ставропольский краевой институт развития образования, повышения квалификации и переподготовки работников образования» (г. Ставрополь)
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ИНИЦИАТИВЫ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В РАМКАХ
ТРЕБОВАНИЙ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС НОО
Аннотация. В условиях реализации обновленного ФГОС НОО (2021) появляется необходимость рассмотрения вопросов субъектности и личностного развития младших школьников в рамках учебной деятельности. В статье последовательно прослеживается взаимосвязь правильной организации развернутой учебной деятельности обучающихся с развитием их познавательной инициативы и исследовательской активности. Авторы раскрывают условия, направления и содержание деятельности педагога и обучающихся при организации обучения в начальной школе по индивидуальной образовательной траектории.
Ключевые слова: учебная деятельность, предметные и метапредметные результаты, универсальные учебные действия, познавательная инициатива, исследовательская активность, индивидуальная образовательная траектория.
Annotation. In the context of the implementation of the updated Federal State Educational Standard (2021), there is a need to consider the issues of subjectivity and personal development of younger schoolchildren in the framework of educational activities. The article consistently traces the relationship of the correct organization of the expanded educational activities of students with the development of their cognitive initiative and research activity. The authors reveal the conditions, directions and content of the activity of the teacher and students in the organization of primary school education on an individual educational trajectory.
Key words: educational activity, subject and meta-subject results, universal educational actions, cognitive initiative, research activity, individual educational trajectory.
Введение. Согласно концептуальным положениям о деятельности человека, где определено соотношение деятельность-личность (Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, П.Я. Гальперина и др.) системно-дeятельностный подход призван одним из ведущих подходов, лежащих в основе ФГОС общего образования и определяет вектор направленность в педагогической деятельности учителей и всех работников образования.
Модернизация отечественной системы образoвания направлена на изменение статуса учащихся, постановку их в субъектную позицию, предполагающую реализацию личностной активности и сознательности, приобщение к проектированию индивидуального образовательного пути с учетом специфических особенностей и потребностей каждого учащегося.
Способность личности к самоуправлению и саморазвитию являются базовыми способностями учащихся на начальной ступени обучения, которые связаны с субъектным началом каждого ребенка и определяются Стандартом в качестве системы планируемых результатов (личнoстных, метапредмeтных и прeдметных). При этом развитая личность выступает критерием результативности образовательного процесса.
Изложение основного материала статьи. Спецификой предыдущего (2009г.) и обновленного (2021 г.) ФГОС НОО является их деятeльностный характер. На практике это определяется тем, что ведущая цель образования - развитие личности каждого учащегося в соответствии с их индивидуальными особенностями.
Тем самым в законодательном документе (ФГОС НОО) чётко определено, что система образования отказывается от традиционных подходов к представлению результатов обучения в виде ЗУШв, а формулировки предыдущего (2009 г), так и обновленного ( 2021 г.) ФГОС НОО, указывают на различные виды деятельности, которыми учащиеся должны овладеть к оюнчанию обучения в на ступени начальной школы.
Только при достижении достаточного уровня личностных, метапредметных и предметных результатов в рамках обновленного ФГОС, обучающиеся будут готовы создавать личностные траектории при дальнейшем образовании на следующих ступенях.
Важной составляющей фундамента обновленных ФГОС HOO (2021) являются универсальные учебные действия (УУД). В рамках данной статьи рассмотрим универсальные учебные действия, характеризующие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и как ведущие средства, которые способствуют достижению учащимися необходимых результатов, обозначенных в ФГОС НОО.
Рассматривая универсальные учебные действия как важную категорию современной педагогики, можно выделить их важнейшие функции. Которые реализуются в образовательном процессе начальной школы.
Направляющая, которая проявляется в том, что педагог при организации образовательного процесса руководствуется основными компонентами учебной деятельности учащихся.
Развивающая, которая реализуется в том, что определённый уровень сформированности универсальных учебных действий создает условия для всестороннего развития личности учащихся.
Формирующая, которая заключается в том, что достаточный уровень достижения метапредметных результатов обеспечивает учащимся эффективное усвоение определённой системы знаний, а так же необходимых умений и навыков, компетенций в любой предметной области.
Оценивающая - достижение определенного уровня развития универсальных учебных действий у школьников начальных классов позволяет всесторонне и объективно оценивать процесс и результаты их деятельности.
Создавая программу формирования универсальных учебных действий у школьников начальных классов, по мнению авторов нормативно-правового сопровождения обновленного ФГОС НОО (Виноградовой Н.Ф., Кузнецовой М.И., Рыдзе О.А. и др.), педагогу необходимо осознавать их предназначение.
Это должно выражаться в следующем:
Во-первых, достаточно высокий уровень их сформированности позволит младшим школьникам успешно овладевать всеми учебными предметами.
Во-вторых, система общеучебных умений, благодаря которым учащиеся начальных классов усваивают программный материал, обеспечивает появления новообразования в их психическом развитии, что, в конечном итоге предопределяет способность учащихся к дальнейшему самообразованию.
В-третьих, определённая доля самостоятельности в познании конкретной предметной области будет способствовать углублению познавательных интересов учащихся.
В-четвертых, в век информационно-коммуникационных технологий сформированные способы деятельности у учащихся существенно влияют на на успешное овладение необходимыми навыками работы с разнообразными цифровыми ресурсами, прежде всего, учебного назначения, на освоение информационной безопасности.
В п. 4 общих положений обновленного ФГОС НОО отмечается, что «в основе ФГОС лежат представления <...> о профессиональных качествах педагогических работников <...>, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов учащихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации» [1].
Ряд педагогов [2 и др.] отмечают, что в период обучения учащихся на начальной ступени образования у них происходит активное формирование познавательных потребностей, в следствии чего они приобретают возможности инициативной преобразующей активности.
Термин «познавательная инициатива» употребляется в трудах Д.Б. Богоявленской, Н.Л. Менчинской, А.В. Брушлинского, но само понятие не раскрывается. Рассмотреть взаимосвязь учебных мотивов и деятельности помогут научные исследования А.К. Марковой. Автор утверждает, что ребенку при формировании внутренней мотивации необходима его познавательная инициатива. Опыт работы школ по развивающим технологиям позволяет констатировать, что, уже в ходе самой учебной деятельности формируются учебно-познавательные мотивы. Исследования приводят к выводу, что познавательная инициатива обучающегося зависит специфики осуществления учебной деятельности.
В рамках данной статьи рассмотрим три основных этапа организации образовательной деятельности учащихся начальных классов на различных уроках с учетом ведущей деятельности: мотивационный, операционно-познавательный и рефлексивно-оценочный (см. табл. 1).
Таблица 1
Алгоритм изучении обучающимися каждого раздела учебной программы в рамках учебной деятельности
Этапы организации образовательной деятельности обучающихся Учебные действия обучающихся Методические приемы
мотивационный - создание учебно-проблемной ситуации, вводящей в содержание предстоящей темы; - формулирование основной учебной задачи как итога обсуждения проблемной ситуации; - определение самоконтроля и самооценки возможностей по изучению данной темы. - система упражнений (анализ ситуаций), позволяющая выйти на проблему, которую нельзя решить в данный момент; - совместное определение практической и теоретической значимости предлагаемой темы; - дидактические материалы, позволяющие определить логику решения предстоящей темы в истории науки (по необходимости).
операционно-познавательный - овладение учебными действиями и операциями; - осуществление самоконтроля на каждом этапе решения учебной задачи; - осознание связи между частными решениями учебной задачи и основной. - организация активных методов обучения; - создание условий, обеспечивающих комфортные условия в научном познании; - организация технологий командной работы обучающихся.
рефлексивно-оценочный - осуществление контрольно-оценочной деятельности (сопоставление полученного результата с предполагаемым; уровень и оценка его выполнения); - анализ работы по плану (качество выполнения, изменения и их причины). - организация индивидуальных, групповых и коллективных форм оценивания; - осуществление рефлексии собственной педагогической деятельности.
На мотивационном этапе обучающиеся определяют границы знания и незнания, позволяющие им ставить перед собой конкретные задачи, а также побуждающие к проведению преобразования предмета, что в свою очередь развивает познавательную инициативу и исследовательскую активность.
На втором этапе младшие школьники начинают действовать самостоятельно, приобретают первые исследовательские навыки и приемы при условии создания преподавателем учебно-развивающей среды с обязательным использованием методов активного обучения.
Рефлексивнo-oценочный этап подразумевает осуществление тщательного анализа проделанной работы и рефлексию.
Г.А. Цукерман, Н.С. Лейтес, А.Г. Ривин, А.С. Границкая и др., изучая природу познавательной активности детей шести-десяти лет, отмечают, что познавательная инициатива и самостоятельность мышления младших школьников развиваются в полной мере не в индивидуальной работе под руководством учителя, а в группе совместно работающих детей, где параллельно приобретаются способы сотрудничества и умения работать в команде. Благодаря коллективной мыследеятельности обучающиеся приобретают опыт деятельности, специфический для каждой предметной области и способы деятельности, так необходимые для дальнейшего научного познания [3].
Процесс освоения младшим школьником ООП (основной образовательной программы) на основе индивидуальной образовательной траектории возможен, если устанавливаются связь и взаимодействие между освоением содержания обучения и достижениями учащимися в области метапредметных результатов [4].
На рисунке представлена схема процесса преобразования предмета (учебного материала).
Рисунок 1. Cхема процесса преобразования учебного материала
На схеме видно, что чем больше операций необходимо обучающимся для преобразования программного (учебного) материала, тем более сложный характер будет носить задание. Не обнаруживая и не устанавливая внутренние связи, обучающиеся не смогут в полной мере исследовать предмет и получить верный результат.
Логика изложения учебных материалов должен представлять для учащихся путь, который привел ученых в своё время к открытию и представлению в науке научных понятий. Тем самым учащиеся, осуществляя «квазиисследование»,
осваивают способы универсальных учебных действий и операций, которые необходимы для дальнейшего познания в различных сферах.
В процессе первого этапа, на котором происходит включение учащихся в определённую учебную деятельность, учащиеся должны научиться выстраивать логику, а так же определять пути познания (планировать, регулировать действия, зависящие от результата).
Учебное экспериментирование позволяет учащимся начальных классов проследить все взаимосвязи внутреннего и внешнего в содержании программного материала по отдельным дисциплинам. Чтобы преобразовать изучаемый материал обучающемуся потребуется весь спектр сформированных личностных качеств, умений, а так же различных способов деятельности.
Исследуя природу учебной деятельности, В.В. Давыдов [4] раскрывает ее развернутую структуру. По его мнению, на первом этапе у обучающихся тогда возникает потребность, когда она обоснована личным отношением к предмету познания. На втором этапе одновременно с постановкой учебной задачи формируются мотивы учебной деятельности. Далее планируются последовательные действия для ее выполнения. И на последнем этапе развернутой учебной деятельности выполняется в соответствии с планированием ряд действий и операций с обязательным осуществлением действий контроля и оценкой собственной деятельности.
В таблице 2 систематизированы виды деятельности субъектов учебно-воспитательного процесса, позволяющие успешно осуществлять обучение посредством индивидуальной образовательной траектории (см. таблицу 2).
Таблица 2
Направления и содержание деятельности учителя и учащихся на основе индивидуальной образовательной
траектории
Направления деятельности Деятельность педагога Деятельность учащихся
Содержательн ый Корректировка учебного плана. Определение методики преподавания с учётом планируемых результатов. Разработка психолого-педагогических диагностических методик (тесты, опросники, срезы знаний). Разработка индивидуальных программ с учетом особенностей развития каждого учащегося, его обученности. Составление заданий повышенного уровня сложности, а также заданий творческой направленности: поисковых, исследовательских, пробуждающих интерес к предмету его глубокому познанию. Разработка тем исследовательских изысканий учащихся (по выбору учащихся в соответствии с их интересами и запросами, природными задатками). Совместно с педагогом определение смысла изучения учебных дисциплин (личностный мотив). Овладение универсальными учебными действиями. Определение вместе с учителем необходимого дополнительного материала для изучения для построения индивидуальной траектории.
Психолого-педагогический Диагностические исследования: наблюдения, беседы, тестирование, экспертные оценки. Составление психолого-педагогического сопровождения в период обучения в школе на основе школьной прикладной психодиагностики. Организация психологической коррекции. Экспертная оценка, прогнозирование. Организация консилиумов (научные работники, учителя, психологи) по вопросам развития, обученности, творческого достижения детей. Анализ образовательных запросов родителей. Консультирование по вопросам воспитания и развития ребенка. Просвещение родителей (система семинаров, необходимых консультаций). Овладение универсальными учебными регулятивными действиями. Совместно с педагогом определение при изучении тем своего подхода познания: углубленное или энциклопедическое, образное или логически выстроенное, ознакомительное, выборочное или расширенное. Консультации с педагогом по затрудняющим ребёнка вопросам. Коллективное обсуждение тем, вызывающих затруднение.
Технологический Составление технологических карт, определение их блоков и разделов на основе содержания реализуемых программ, а также приоритетов образования, включая индивидуальную деятельность учащихся. Формирование основ рефлексии (самоанализа, самооценки, самоопределения личности). Организация эвристического и проблемно-поискового методов обучения [6]. Включение в образовательный процесс адаптивной системы обучения. Овладение универсальными учебными познавательными, коммуникативными и регулятивными действиями. Выбор оптимальных формы и темпов обучения. Выбор тех способов познания, которые наиболее соответствуют его индивидуальным особенностям. Формирование оценочной самостоятельности.
Выводы. Алгоритм движения обучающихся по индивидуальной образовательной траектории заключается в следующем: от цели к плану, от плана к деятельности, сопровождающейся рефлексией на каждом этапе. Надо иметь в виду, что каждый цикл реализуется многократно и учитель на каждом из этих циклов должен быть равноправным партнером, помощником, готовым ответить на запрос младших школьников в познании учебной дисциплины. В ходе организации такого вида обучения учителю важно поддерживать познавательную инициативу обучающихся, как одного из условий сформированности познавательной потребности детей. На данном этапе важно фиксировать уровень продвижения личностных достижений младших школьников в рамках системы планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных).
Индивидуализированное познание программного материала по предметам учебного плана позволит обучающимся, уже в начальной школе, иметь возможность быть полноправными субъектами в образовательном процессе, выстраивать индивидуальную картину мира, формировать личностный жизненный опыт в рамках обсуждения полученных результатов.
Литература:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» // [Электронный ресурс] URL: https://base.garant.ru/197127/.
2. Алдушкина, Е.В. Особенности формирования универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития / Е.В. Алдушкина // сайт www.prodlenka.org - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/269438-osobennosti-formirovanija-universalnyh-uchebn (дата обращения: 01.06.2022).
3. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность: введение в систему Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова / А.Б. Воронцов, Е.В. Чудинова - М.: Рассказов, 2018. - 300 с.
4. Давыдов, В.В. Что такое учебная деятельность? / В.В. Давыдов // Возрастная и педагогическая психология. - М.: Просвещение, 2015. - С. 66-97.
5. Суртаева, Н.Н. Педагогические технологии. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / Н.Н. Суртаева. -2-е изд., испр. и доп. - М.: ЮРАЙТ, 2019 - 250 с.
6. Хуторской, А.В. Развитие одаренности школьников. Методика эвристического обучения. Пособие для учителя / А.В. Хуторской. - М.: Центр дистанционного образования "Эйдос", 2020. - 217 с.
Педагогика
УДК 378
доктор физико-математических наук, доцент Милинский Алексей Юрьевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); студент Шкарина Ольга Михайловна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАБОРА АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ LEXSOLAR-NEWENERGY READY-TO-GO В ЛАБОРАТОРНОМ ПРАКТИКУМЕ ОБЩЕГО КУРСА ФИЗИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
Аннотация. Содержание и структура высшего педагогического образования на сегодняшний день является предметом активных дискуссий в связи с внедрением единого подхода к осуществлению подготовки будущих учителей педагогическими университетами страны в рамках «Ядра высшего педагогического образования». Объявленное Президентом РФ «Десятилетие науки и технологий» требует повышенного внимания к подготовке учителей физики, поскольку физика является научной основой всей техники. Для реализации усиленной подготовки будущих учителей физики и других естественнонаучных дисциплин в государственных педагогических университетах в рамках проекта «Учитель будущего поколения России» созданы межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций - современные образовательные пространства. Технопарк в частности содержит оборудование для изучения альтернативных источников энергии - набор leXsolar-NewEnergy Ready-to-go. Основной целевой аудиторией данного набора являются обучающиеся средних школ. Для его использования при обучении будущих учителей физики общему курсу физики необходимо разработать ряд лабораторных работ, соответствующих высшему педагогическому образованию. В настоящей статье предлагается лабораторная работа с методическими рекомендациями по определению коэффициента полезного действия реверсивного водородного топливного элемента.
Ключевые слова: лабораторный практикум, физика, педагогический университет, топливный элемент, анкетирование.
Annotation. The content and structure of higher pedagogical education today is the subject of active discussions in connection with the introduction of a unified approach to the training of future teachers by the country's pedagogical universities within the framework of the "Core of Higher Pedagogical Education". The Decade of Science and Technology announced by the President of the Russian Federation imposes increased requirements on the training of physics teachers, since physics is the scientific basis of all technology. To implement the enhanced training of future teachers of natural sciences at state pedagogical universities, within the framework of the project "Teacher of the Future Generation of Russia", interfaculty technoparks of universal pedagogical competencies have been created - modern educational spaces. The technopark, in particular, contains equipment for studying alternative energy sources - the leXsolar-NewEnergy Ready-to-go kit. The main target audience of this set are secondary school students. For its use in teaching future physics teachers the general course of physics, it is necessary to develop a number of laboratory works corresponding to higher pedagogical education. This article proposes a laboratory work with guidelines for determining the efficiency of a reversible hydrogen fuel cell.
Key words: laboratory workshop, physics, pedagogical university, fuel cell, questioning.
Введение. Высшее педагогическое образование, его содержание, структура и организация являются предметом активных дискуссий. В последние годы обсуждение резко оживилось в связи с переходом педагогических университетов в ведомство Министерства Просвещения и с переходом с 2022 года государственных педагогических университетов (ГПУ) страны на «Ядро высшего педагогического образования». Принимая во внимание недавний указ Президента Российской Федерации (№ 231 от 25 апреля 2022 года) «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия науки и технологий», необходимо отметить усиление роли учителей физики в подготовке школьников, которые в ближайшие годы станут молодыми специалистами [1, 2].
При подготовке будущих учителей физики особое внимание уделяется натурному эксперименту [3, 4]. Однако в некоторых педагогических университетах материально-техническая база, оснащение лабораторным и демонстрационным физическим оборудованием на протяжении многих лет уступали школьной. Для устранения этой проблемы в рамках Федерального проекта «Учитель будущего поколения России» во всех педагогических университетах страны созданы современные технологически насыщенные образовательные пространства - межфакультетские технопарки универсальных педагогических компетенций (Технопарки).
В Благовещенском ГПУ Технопарк содержит оборудование по робототехнике, технологиям дополненной и виртуальной реальности, фундаментальной физике, рентгенографии, нейрофизиологи и т.д. Имеется оборудование для