педагогические науки
Вахитов Роман Ренатович, Вахитова Елена Сергеевна, Хабибулин Денис Асхатович ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ...
УДК 371.3
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0010
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
© 2020
SPIN-^:9367-9653
AuthorID:741003
ORCID: 0000-0002-3806-6254
ScopusID:57202984081
Вахитов Роман Ренатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Спортивного совершенствования» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455023, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: [email protected]) SPIN-код: 3868-1886 AuthorID:1070412 ORCID: 0000-0003-4044-4880
Вахитова Елена Сергеевна, учитель истории и обществознания Средняя образовательная школа № 33 с углубленным изучением английского языка (455044, Россия, Магнитогорск, улица Суворова, 117/2, e-mail: vа[email protected]) SPIN-код: 9012-9440 AuthorlD: 463474 ORCID: 0000-0002-5488-0635 ScopusID: 57205681790
Хабибулин Денис Асхатович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Психологии» Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова (455023, Россия, Магнитогорск, проспект Ленина, 38, e-mail: [email protected]) Аннотация. В статье рассмотрена проблема организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях как важного компонента реализации Федерального государственного образовательного стандарта на примере Муниципального образовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы № 33 с углубленным изучением английского языка» города Магнитогорска. В образовательных учреждениях в настоящее время реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и основного общего образования. Многим школам только предстоит реализация Федерального государственного стандарта среднего общего образования. Были проанализированы возможные системные трансформации модели организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении с началом реализации Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования. Учебно-исследовательская и проектная деятельность позволяют сформировать универсальные учебные действия у обучающихся, которые являются основным показателем освоения образовательных программ. Поэтому организация учебно-исследовательской и проектной деятельности является ключевым элементом к освоению программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. Определен ряд рекомендационных требований к комплексному решению задачи по улучшению организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении, исходя из требований стандарта.
Ключевые слова. Федеральный государственный образовательный стандарт, учебно-исследовательская деятельность, проектная деятельность, индивидуальный проект, наставник, универсальные учебные действия.
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS WITHIN THE FRAMEWORK OF THE IMPLEMENTATION OF THE FEDERAL STATE BUDGET
© 2020
Vakhitov Roman Renatovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the Department of "Sports improvement" Nosov Magnitogorsk State Technical University (455023, Russia, Magnitogorsk Lenin Avenu 38, e-mail: [email protected]) Vakhitova Elena Sergeevna, teacher history and social studies Secondary school № 33 with profound studying of English language (455044, Russia, Magnitogorsk, Suvorova street117/2, e-mail: vа[email protected]) Khabibulin Denis Askhatovich, candidate of pedagogical Sciences, associate Professor
of the Department of Psychology Nosov Magnitogorsk State Technical University (455023, Russia, Magnitogorsk Lenin Avenu 38, e-mail: [email protected]) Abstract. The article deals with the problem of organizing educational research and project activities in educational institutions as an important component of the implementation of the Federal state educational standard on the example of the Municipal educational institution "Secondary school No. 33 with profound studying of English language " in the city of Magnitogorsk. The Federal state educational standard for primary General education and basic General education is currently being implemented in educational institutions. Many schools have yet to implement the Federal state standard of General secondary education. The possible system transformations of the model of organization of educational research and project activities in an educational institution with the beginning of implementation of the Federal state educational standard of secondary General education were analyzed. Educational research and project activities allow students to form universal educational actions, which are the main indicator of the development of educational programs. Therefore, the organization of educational research and project activities is a key element to the development of programs of primary General, basic General and secondary General education. A number of recommendation requirements for a comprehensive solution to the problem of improving the organization of educational research and project activities in an educational institution, based on the requirements of the standard, are defined.
Keywords. Federal state educational standard, educational and research activities, project activities, individual project,
mentor, universal educational activities._
Vakhitov Roman Renatovich, Vakhitova Elena Sergeevna, Khabibulin Denis Askhatovich ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES ..
pedagogical sciences
ВВЕДЕНИЕ
Образование - процесс, результаты которого строится на связи учителя и обучающегося. В этом процессе и учитель и обучающийся являются субъектами. Следовательно, качество образовательного процесса, как отмечает А.В. Ильина в статье «Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта», зависит от того, в какой степени обучающийся является субъектом познания, проявляя в процессе обучения активность и познавательную самостоятельность [1]. Следовательно, основной задачей образовательного учреждения (под образовательным учреждением мы подразумеваем школы) является повышение познавательной активности обучающихся и развитие необходимых умений для осуществления самостоятельной познавательной активности. Учебно-исследовательская и проектная деятельность в школе призвана решить эти задачи [2, С. 97].
МЕТОДОЛОГИЯ
В современной науке под исследовательской деятельностью принято понимать деятельность обучающихся, которая связана с решением творческих, исследовательских задач с заранее известным решением; предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. При этом проектная деятельность обучающихся рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата [1].
Учебно-исследовательская и проектная деятельность
- это один из элементов осуществления Федерального государственного стандарта образования (ФГОС). В настоящее время можно четко представить модель осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности в образовательном учреждении (ОУ) в рамках реализации ФГОС начального общего образования (НОО) [3] и ФГОС основного общего образования (ООО) [4]. Изменится ли эта модель при осуществлении ФГОС среднего общего образования (СОО) [5], который будет реализовываться в большинстве школах в 2020
- 2021 учебном году. Этим вопросом задаются многие учителя, имеющие учебную нагрузку в старших классах.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Компетенцией образовательного учреждения является разработка программы «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» [6], которая может являться отдельным документом или же составным элементом программы формирования планируемых результатов [7, С. 1592]. В каждом образовательном учреждении процесс организации учебно-исследовательской деятельности устроен по-разному, но, так или иначе, имеет схожую структуру. На рисунке 1 представлена модель организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 с углубленным изучением английского языка» (МОУ «СОШ №33 с УИАЯ») г. Магнитогорска.
Нужно отметить, что в начальной и средней школе ежегодно обучающиеся защищают проекты. Проекты обучающихся бывают групповыми и индивидуальными, исследовательскими, информационными, социальными, творческими, прикладными и т.д. Помощь обучающимся в выполнении проекта оказывает наставник, которым, как правило, является учитель начальных классов или учитель-предметник. В 7-м классе обучающиеся выполняют индивидуальный проект в рамках региональной оценки качества образования (РИКО). Осуществление проектной деятельности обучающимися позволяют определить уровень сформированности универсальных
учебных действий (УУД) [8-10].
Согласно представленной модели, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности регламентирована ФГОС. Во главе осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности стоит учебная часть, а именно заведующий учебной частью. Деятельность учебной части в ОУ делится на три крупных блока.
В первом блоке осуществляется исследовательская работа в рамках действия Научного общества учащихся ОУ, участники которого участвуют в научно-практических конференциях.
Второй блок заключается в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности на уроках, курсах внеурочной деятельности, а также курсах дополнительного образования, которое осуществляют методические объединения (МО) учителей.
Третий блок - организация проектной деятельности обучающихся, которая заключается в реализации проектной деятельности в рамках ФГОС по итогам учебного года, а так же в организации работы при проведении регионального исследования оценки качества образования.
ФГОС ООО и НОО [руководитель учебном частью)
Ж
Положение по исследовательской деятельности (руководитель НОУ)
Л
ж
Учебны и план ОУ
План работы по исследовательски деятельности
П
Ж
План работы МО (руководители МО)
Положение по проектной
деятельности <рукободитегк проектной деятельности в ОУ)
План работы по проектной деятельности
Участие в шучно-исследовательских конференциях
Работа с одаренными детьми в области чаучно-исследоватвльскои деятельности
Рабочие программы по предметам
Программы внеурочной деятельности
Программы дополнительного обра*ованич
:
Курирование РИКО
Эрганизация и кураторство осуществления проектной деятельности в рамках «проектных недель»
Формирование УУД у обучающихся
Рисунок 1 - Модель организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 с УИАЯ» г. Магнитогорска
Все три блока способствуют формированию УУД у обучающихся, что является результатом освоения образовательных программ [11, С. 61]. Так же все три блока обеспечивают участие в научно-практических конференциях и городских конкурсах проектов, согласно календарю городских мероприятий Центра повышения квалификации и информационно-методической работы (ЦПКИМР) для одаренных детей в г. Магнитогорске, что позволяет выстраивать индивидуальную образовательную траекторию и поддерживать одаренных детей [12].
Таким образом, организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в МОУ «СОШ №33 с УИАЯ» г. Магнитогорска имеет разветвленную структуру. Представленная выше структура обеспечивает осуществления ФГОС ООО [4] и НОО [3] в образовательном учреждении. Данная структура обеспечивает учебно-исследовательскую и проектную деятельность на уроках, курсах внеурочной деятельности, кружковых занятиях. Так же в структуре выделена отдельно работа с одаренными детьми, которая позволяет совершенствовать полученные навыки и приобретать соревновательный опыт. Так же существует отдельный блок, позволяющий обеспечить проведение РИКО и организовать ежегодную защиту проектов обучающимися школ [13].
В следующем году большинство школ перейдут на реализацию ФГОС СОО [5], который придет на смену Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта (ФКГОС). Так, ФГОС СОО по срав-
педагогические науки
Вахитов Роман Ренатович, Вахитова Елена Сергеевна, Хабибулин Денис Асхатович ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ...
нению с ФКГОС имеет вариативную образовательную программу, которая направлена на профилизацию образования в старшей школе. Так же подразумевается осуществление курсов внеурочной деятельности в старших классах [14, С. 63]. Подразумевается, что и ученическая активность в рамках реализации ФГОС СОО снижаться не будет, поскольку обучающиеся старшей школы в течение 1-2 лет будут работать над индивидуальным проектом, выполнение которого основывается на организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в ОУ. Образовательный стандарт позволяет направить курсы внеурочной деятельности не только на профилизацию образования, но и на дополнительные возможности по осуществлению учебно-исследовательской и проектной деятельности [15-21]. Например, предполагается, что в старшей школе будет введен курс внеурочной деятельности «Индивидуальный проект».
Таким образом, блок, связанный с составлением и реализацией рабочих программ по учебным предметам, курсам внеурочной деятельности, программ дополнительного образования не будет терять своей актуальности. Кроме того, защиту индивидуальных проектов будет осуществлять блок, связанный с организацией проектной деятельности в школе.
Важной идеей ФГОС СОО является создание преемственности осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе и в высших учебных заведениях. Так, университетами организуются научно-практические конференции для обучающихся, где принимаются исследовательские работы, социальные, творческие проекты и т.д. Участие старшеклассников в научно-практических конференциях, которые проводят университеты, очень важно [22, С. 228]. Дело в том, что оценку, работ и проектов осуществляют преподаватели, которые непосредственно занимаются научной деятельностью. Они могут указать на ошибки в сложных этапах выполнения проекта [23, С. 44]. Например, в выборе методологии исследования не ошибиться без специальных знаний очень сложно. Наставники проектов в школах, которые не так активно занимаются научной деятельностью, не всегда могут верно подсказать обучающемуся в выборе методологии и методов исследования. Сложность возникает еще и в том, что проекты обучающихся являются метапредметными [24, С. 36], и здесь наставнику сложно разобраться в специально-научных методах. На научно-практических конференциях члены жюри могут указать на недостатки, посоветовать, в каком направлении можно продолжить исследование. Так, участие в научно-практических конференциях, фестивалях проектов обучающихся, обучающийся и наставник получают возможность улучшить свой проект, получить консультацию у специалистов, которые непосредственно осуществляют научно-преподавательскую деятельность. В школе участие в научно-практических конференциях, фестивалях проектов обеспечивает Научное общество учащихся.
Таким образом, при реализации ФГОС СОО все три блока, представленных на рисунке 1 будут задействованы в работе. Как мы видим, реализация ФГОС СОО в рамках осуществления учебно-исследовательской и проектной деятельности существенно не отличается. Однако стоит добавить, что проекты обучающихся в старшей школе должны качественно отличаться от проектов на этапе реализации ФГОС ООО [25, С. 58]. Исследование обучающегося должно соответствовать общему алгоритму осуществления научных исследований, проекты должны обладать высокой практической значимостью. Индивидуальный проект является результатом сформированности УУД в результате освоения программы СОО [26, С. 29], то есть является результатом всего обучения в школе.
Наставникам необходимо повышать квалификацию по овладению информационно-коммуникативными компетенциями, а также компетенциями по осуществле-
нию исследовательской и проектной деятельности [27, С. 26]. Существует множество курсов по повышению информационно-коммуникативных компетенций, а в условиях перехода на дистанционное обучение это стало срочной необходимостью. Но, по повышению компетенций в осуществлении исследовательской и проектной деятельности дела обстоят иным образом, особенно в возможности повышения компетенций связанных с исследовательской деятельностью. Для того чтобы наставникам была оказана помощь в вопросе повышения квалификации, необходимо увеличить предложение на рынке дополнительных образовательных услуг курсов повышения квалификации, связанных с осуществлением учебно-исследовательской деятельности. Необходимо чаще организовывать методические семинары с участием в них работников высшей школы. Еще одной рекомендацией является получение академической степени магистра, поскольку образовательная программа магистратуры включает в себя подробное изучение вопроса организации исследовательской деятельности, а также позволяет наставнику в процессе обучения заняться научной деятельностью.
ВЫВОДЫ
Реализация ФГОС СОО не вносит коренных изменений в модель организации учебно-исследовательской и проектной деятельности в ОУ. Она будет подобна той модели, которая существует в ОУ при реализации ФГОС НОО и ООО. Это связано, прежде всего, в сохранении преемственности между ступенями обучения в школе [28, С. 117]. Однако осуществление учебно-исследовательской и проектной деятельности в старшей школе требует более основательного подхода. Так, основной рекомендацией по улучшению осуществления учебно-исследовательской и проектной работы в школе является активное взаимодействие школ не только с центрами повышения квалификации, но и с университетами. Это взаимодействие может отражаться в участии научно-практических конференциях, которые организуют университеты, участие наставников в обучающих семинарах, тренингах, которые проводят центры повышения квалификации совместно с высшими школами. Еще одной рекомендацией является повышения уровня квалификации наставников связанной с осуществлением учебно-исследовательской и проектной деятельностью. Так, проекты обучающихся приобретут другое качество, что позволит выпускникам старшей школы успешно продолжить обучение на следующей ступени образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ильина А. В. Организация проектной и исследовательской деятельности обучающихся в условиях введения нового образовательного стандарта //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. — 2011. - №2(7) — С. 127 — 132 [Электронный ресурс] //Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-proektnoy-i-issledovatelskoy-deyatelnosti-obuchayuschihsya-v-usloviyah-vvedeniya-novogo-obrazovatelnogo-standarta
2. Поздеева С.И. Инновационное развитие современной начальной школы: построение открытого совместного действия педагога и ребенка: Монография. Томск: ТГПУ. 2013. 167 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/197127/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb 4с33/
4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb 4с33/
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be16ce9bafc6e0/
6. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
7. Гущина Е.Ю. Организация учебно-исследовательской и проектной деятельности в условиях реализации стратегии развития воспитания // Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития Сборник материалов VI Международной научно-практической конференции. 2017. С. 1591-1597.
8. Трунцева Т. Н., Черникова О. О. Возможности проектно-
Vakhitov Roman Renatovich, Vakhitova Elena Sergeevna, Khabibulin Denis Askhatovich
ORGANIZATION OF EDUCATIONAL RESEARCH AND PROJECT ACTIVITIES .
pedagogical sciences
исследовательской деятельности в развитии личностных результатов школьников// Научная школа Т. И. Шамовой: Методолого-теоретические и технологические ресурсы развития образовательных систем. Сборник статей X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях. - Том. Часть 2. С. 15-20.
9. Ходос Ю.В., Шкляр Н.В. Формирование познавательных универсальных учебных действий школьников с ограниченными возможностями здоровья //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 38-40.
10. Терентьева Е.В. Роль игры в формировании предпосылок универсальных учебных действий // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 3 (24). С. 307-310.
11. Шибзухова Л.А. Образовательная программа основного общего образования. Из опыта работы МОУ СОШ № 4 //Инновационные проекты и программы в образовании. 2014. № 1. С. 59-75.
12. Календарь городских мероприятий для одаренных детей 2019 — 2020 учебный год [Электронный ресурс] // Режим доступа: http:// cpkimr.ru/index.php/deyatelnost/odarennye-deti/olimpiady
13. Савва Л. И. Историография проблемы взаимосвязи обучения и воспитания в общеобразовательных школах // Актуальные проблемы современного общего и профессионального образования сборник статей по материалам III Всероссийской заочной научно-практической конференции с международным участием. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, Институт гуманитарного образования. 2018. С. 7-11.
14. Кащеева С.К. Проектная и учебно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности для учащихся начальной школы //Вестник ТОГИРРО. 2015. № 2 (32). С. 63.
15. Краснов С.В. Использование смешанного обучения как средства построения индивидуальной образовательной траектории школьника // Преподавание информатики и информационных технологий в условиях модернизации педагогического образования. Сборник статей по материалам Открытой Всероссийской научно-практической Интернет-конференции. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. 2016. С. 48-52.
16. Васьковская Г.А. Особенности реализации педагогических технологий профильного обучения // Балканское научное обозрение. 2018. № 1. С. 76-79.
17. Ясаревская О.Н. Проектная деятельность - один из способов развития коммуникативной компетенции студентов (на примере иностранного языка) // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 3. № 6 (28). С. 170-173.
18. Рябова О.В. Исследовательская деятельность как средство формирования познавательно-аналитических умений у младшего школьника //Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 297-301.
19. Семенов А.А., Яицкий А.С., Панфилова Л.В., Павловский В.А. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся биоэкологической направленности //Самарский научный вестник. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 352-360.
20. Одарич И.Н. Проектная деятельность в образовательном процессе вуза //Научный вектор Балкан. 2017. № 1. С. 18-21.
21. Николаева Э.Ф., Ковалева М.А. Роль профориентационных игр в решении задач профессионального самоопределения подростков // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 40-42.
22. Полякова В.Я. Научно-исследовательская деятельность — высшая форма организации самостоятельной учебной деятельности учащихся старшей школы //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2013. № 9. С. 227-230.
23. Поздеева С.И., Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности как совместной образовательной деятельности в начальной школе // Наука молодым. XXI век Материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2014. С. 42-47.
24. Якушева Н.М. Поисково-исследовательская деятельность в школе. Как правильно организовать поисково-исследовательскую деятельность в школе? //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 2. С. 34-38.
25. Цыбикова Т.С. Организация проектно-исследовательской деятельности школьников с использованием информационно-коммуникационных технологий //Вестник Бурятского государственного университета. 2014. № 15. С. 57-60.
26. Хромова О.В., Яковлева Т.А., Багинская Т.П. Модель организации профильно-ориентированной исследовательской деятельности старшеклассников на основе проективного подхода Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. 2017. № 4 (42). С. 22-35.
27. Брыксина О.Ф., Калинкина М.В. Дидактика высшей школы: инструментальное обеспечение современных педагогических технологий // Вестник Самарского государственного технического университета 2014. № 4 (24). C. 26-34.
28. Андреева Н.В., Рожественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М: Буки Веди. 2016. 280 с.
Статья поступила в редакцию 12.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020