Научная статья на тему 'РОЛЬ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

РОЛЬ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
102
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ЗАПОМИНАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

В настоящее время ведется активный поиск новых способов оптимизации образовательного процесса с целью достижения высоких результатов обучения, максимального вовлечения студентов в процесс освоения новых знаний. Педагогическое воздействие юмора в преподавании и обучении не стоит недооценивать. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием юмора, анализируются преимущества применения этой педагогической технологии для процессов преподавания и обучения, приводятся результаты исследований по этой проблеме. Юмор влияет на процесс обучения двумя способами: с одной стороны, юмор привлекает внимание, что непосредственно стимулирует и влияет на умственные способности обучающихся, ответственные за память и обучение, позволяет им с большей эффективностью усваивать учебный материал и дольше сохранять его в памяти, с большей настойчивостью решать поставленные перед ними сложные учебные задачи. С другой стороны, юмор создает непринужденную и позитивную атмосферу, повышает мотивацию и выступает как средство установления более доверительных отношений между преподавателями и студентами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF HUMOR AS A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY IN INCREASING THE EFFECTIVENESS OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Currently, an active search is underway for new ways to optimize the educational process in order to achieve high learning results, maximize the involvement of students in the process of learning new knowledge. The pedagogical impact of humor in teaching and learning should not be underestimated. The article discusses issues related to the use of humor, analyzes the benefits of applying this pedagogical technology for teaching and learning processes, provides the results of research on this problem. Humor affects the learning process in two ways: on the one hand, humor attracts attention, which directly stimulates and affects the mental abilities of students responsible for memory and learning, It enables them to assimilate the teaching material with greater efficiency and to retain it for a longer period of time, with greater determination to solve the complex educational tasks assigned to them. On the other hand, humor creates a relaxed and positive atmosphere, increases motivation and acts as a means of establishing a more trusting relationship between teachers and students.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

Чтобы убедиться в эффективности применения интерактивного тренажера провели экспериментальное исследование. В ходе опытно-экспериментальной работы проведены уроки по теме «Логарифмические уравнения и неравенства» в 10-11 классах с использованием интерактивного тренажера LeamingApps. Чтобы эффект был более заметен, мы взяли два класса, первый класс - экспериментальная группа, второй класс - контрольная группа. В экспериментальной группе уроки проведены с применением тренажера LearningApps.org, а в контрольной группе традиционным учебником. В начале и в конце эксперимента проведены входной и выходной контроли.

Для наглядности сравнение результатов входного и выходного контроля в экспериментальной и контрольной группах приведено в диаграмме (рис. 5).

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

Высокий уровень ■ Средний уровень ■ Низкий уровень 58,82%

50,36%

48,15%

48,15%

з то/ 3118%

~ Г тДт

Входной Выходной Входной Выходной

контроль контроль контроль контроль

Экспериментальная группа

Входной Выходной

контроль контроль

Контрольная группа

Рисунок 5. Сравнительная диаграмма результатов входного и выходного контроля в экспериментальной и

контрольной группах

Из диаграммы видно, что учебный материал лучше усвоили учащиеся экспериментальной группы, увеличился процент учащихся с высоким и средним уровнем, и уменьшилось с низким уровнем. В контрольной группе перемещение учеников по уровням не так значительна, как в экспериментальной группе.

Выводы. Таким образом, в ходе педагогического эксперимента выявили, что технология применения интерактивного тренажера LeamingAppsна уроках отработки умений и рефлексии позволит освоить планируемые предметные результаты.

Литература:

1. Баева, Л.И. Рефлексия как основа самостоятельности / Л.И. Баева // Директор школы. - 2004. - № 5. - С. 68-72.

2. Баландин, И.А. Об направлениях использования интерактивных средств обучения на уроках математики в старших классах / И.А. Баландин // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. - 2010. - №18 (22). - С. 216-219.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогический энциклопедический словарь / Б.М. Бим-Бад. - Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 528 с.

4. Векслер, В.А. Интерактивные тренажеры и их значение в учебном процессе / В.А. Векслер, Л.Б. Рейдель // Novainfo. - 2016. - № 41. - С. 205-211.

5. Ефимов, П.П. Интерактивные методы обучения - основа инновационных педагогических технологий / П.П. Ефимов, И.О. Ефимова // Инновационные педагогические технологии: материалы I Междунар. науч. конф. - Казань: Бук, 2014. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6326/ (дата обращения: 04.05.2022).

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

РОЛЬ ЮМОРА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ В ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация. В настоящее время ведется активный поиск новых способов оптимизации образовательного процесса с целью достижения высоких результатов обучения, максимального вовлечения студентов в процесс освоения новых знаний. Педагогическое воздействие юмора в преподавании и обучении не стоит недооценивать. В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием юмора, анализируются преимущества применения этой педагогической технологии для процессов преподавания и обучения, приводятся результаты исследований по этой проблеме. Юмор влияет на процесс обучения двумя способами: с одной стороны, юмор привлекает внимание, что непосредственно стимулирует и влияет на умственные способности обучающихся, ответственные за память и обучение, позволяет им с большей эффективностью усваивать учебный материал и дольше сохранять его в памяти, с большей настойчивостью решать поставленные перед ними сложные учебные задачи. С другой стороны, юмор создает непринужденную и позитивную атмосферу, повышает мотивацию и выступает как средство установления более доверительных отношений между преподавателями и студентами.

Ключевые слова: юмор, педагогический процесс, преподавание, обучение, эффективность, мотивация, педагогическая технология, запоминание.

Annotation. Currently, an active search is underway for new ways to optimize the educational process in order to achieve high learning results, maximize the involvement of students in the process of learning new knowledge. The pedagogical impact of humor in teaching and learning should not be underestimated. The article discusses issues related to the use of humor, analyzes the benefits of applying this pedagogical technology for teaching and learning processes, provides the results of research on this problem. Humor affects the learning process in two ways: on the one hand, humor attracts attention, which directly stimulates and affects the mental abilities of students responsible for memory and learning, It enables them to assimilate the teaching material with greater efficiency and to retain it for a longer period of time, with greater determination to solve the complex educational tasks assigned to them. On the other hand, humor creates a relaxed and positive atmosphere, increases motivation and acts as a means of establishing a more trusting relationship between teachers and students.

Key words: humor, pedagogical process, teaching, training, efficiency, motivation, pedagogical technology, memorization.

Введение. Личностно-ориентированная образовательная парадигма является наиболее перспективной для модернизации и обновления современной системы образования. Основным приоритетом сегодня является личность обучающегося, что объясняет столь пристальное внимание со стороны представителей научно-педагогического сообщества к вопросам применения альтернативных способов обучения, методов и приемов, позволяющих оптимизировать учебно-воспитательный процесс, обеспечить автономию и независимость обучающихся с целью достижения планируемых результатов обучения. «Принцип личностного подхода подразумевает учет преподавателем особенностей психологической структуры личности студента, индивидуального опыта будущего специалиста, его потребностей в самореализации. Данный принцип обосновывает направленность педагога на поиск путей развития и реализации личностных возможностей студентов с учетом возрастных, социально-психологических, деятельностных закономерностей развития личности [1]».

За последние годы учеными, педагогами и педагогами-психологами проводено множество исследований, направленных на изучение современных педагогических инструментов и их влияния на качество процессов преподавания и обучения, совершенствование взаимодействия обучающихся и педагогов, создание условий для раскрытия творческого потенциала и самостоятельности обучающихся, повышение уровня их удовлетворенности процессом обучения и собственными образовательными достижениями. Одним из решающих факторов, которые помогают создать атмосферу, способствующую эффективному обучению, является личность преподавателя, то, как он общается со студентами, и в частности его открытость, эмпатия, энтузиазм и чувство юмора. Чувство юмора рассматривается как ценный навык и мощный инструмент, способный повысить эффективность преподавания и вовлеченность обучающихся в процесс познания.

Цель данной работы: выявить и обобщить значение юмора как педагогической технологии, проанализировать, какое воздействие он может оказывать на эффективность образовательного процесса.

Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности.

Предмет исследования: особенности использования юмора в преподавании и обучении, степень влияния данной педагогической технологии на эффективность преподавания и обучения.

Методы исследования: анализ литературных источников, педагогическое наблюдение, обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. В условиях постоянно возрастающих требований к качеству преподавания, непрерывно обновляющихся объемов информации, которые необходимо освоить студентам, чтобы соответствовать реалиям современного рынка труда, а также с учетом интенсификации образовательного процесса особенно остро встает вопрос поиска средств, способных вдохновить и вовлечь обучающихся в процесс собственного образования, создать благоприятную для обучения среду.

Для решения этой задачи преподаватели включают в педагогический процесс визуализацию учебного материала, игровые методики, практикуют смену видов деятельности и различные интерактивные формы работы, но порой игнорируют такой эффективный инструмент удержания внимания обучающихся, как юмор. Юмор оказывает сильное влияние на людей, многочисленные исследования доказывают, что когда люди находят что-то забавным, они, как правило, обращают на это больше внимания, лучше воспринимают информацию, легче ее запоминают и дольше сохраняют в памяти. Кроме того, бодрящее воздействие юмора вызывает у людей больший интерес к происходящему и прилив энергии. Именно эти преимущества позволяют предположить, что юмор может быть ценным инструментом для использования в педагогической практике, причем как педагогами, которые стремятся повысить эффективность преподавания, так и студентами, которые стремятся повысить продуктивность своего обучения.

Философская энциклопедия определяет юмор как «особый вид комического, переживание противоречивости явлений, соединяющее серьезное и смешное и характеризующееся преобладанием позитивного момента в смешном. Как форма переживания юмор, в отличие от иронии и остроумия, интеллектуальных по своей природе, относится не только к сфере сознания, но ко всему душевному строю человека, выступает как свойство его характера [2]». В широком смысле юмор это действие или событие, вызывающее улыбку и смех, то есть положительные эмоции, которые привлекают внимание и запоминаются. Основная цель использования юмора в образовательном контексте это облегчение понимания и усвоения учебного материала. В качестве примера приведем результаты исследования [12], в ходе которого изучалось, как использование юмора во время лекций влияет на успеваемость студентов. В исследовании приняли участие две группы студентов колледжа, изучавших курс статистики. В течение семестра в одной из групп лектор периодически шутил во время лекций (юмор всегда использовался для объяснений конкретных концепций курса, понятий или проблем), а в другой - не делал этого. Результаты показали, что в конце семестра средняя оценка у студентов группы, где использовался юмор, была примерно на 14% выше, чем у обучающихся контрольной группы, где лектор воздерживался от шуток. Воспроизведя этот эксперимент со студентами колледжа, изучавшими курс психологии, исследователи получили аналогичные результаты. Это позволило им сделать вывод о том, что использование шуток, юмористических примеров, оригинальных мнемотехнических приемов, связанных с изучаемой дисциплиной, помогло студентам лучше понять и запомнить учебный материал, то есть привело к улучшению результатов обучения.

Юмору и его влиянию на обучение посвящен целый ряд исследований. В [10] приводится обобщение литературных источников, анализирующих более чем сорокалетний опыт применения юмора как педагогической технологии в колледжах и университетах. В [4] - [12] и др. описываются основные преимущества использования юмора в образовательном процессе. Исследователи [4], [7], [11] признают, что передача знаний с помощью неформальных методов, таких как юмор, помогает вызывать и поддерживать интерес со стороны обучающихся, а также способствует более глубокому изучению материала. Кроме того, проведенные исследования показывают, что при правильном использовании юмор может способствовать обучению как напрямую, помогая лучше усвоить и запомнить материал, так и косвенно, способствуя улучшению общей атмосферы в учебном коллективе, созданию более позитивной учебной среды. В связи с этим студенты отмечают

повышение мотивации и степени удовлетворенности процессом обучения, а также более позитивно и высоко оценивают преподавателей, использующих юмор на занятиях. Это означает, что юмор, если он уместен и непосредственно связан с изучаемой темой или проблемой, может быть полезным инструментом, как в преподавании, так и в обучении.

Наличие чувства юмора не является непременным условием для того, чтобы эффективно преподавать. Вместе с тем, преподавателю не обязательно быть серьезным (т.е. лишенным чувства юмора), чтобы быть эффективным. Исследователи [5], [9], [8], которые изучали качества, характеризующие преподавателей-профессионалов высочайшего уровня, выяснили, что хорошее чувство юмора и его демонстрация являются одной из характеристик эффективных педагогов, способствующих установлению взаимопонимания между студентами и преподавателями. Проведенные исследования показали, что обучающиеся не только многому учились у преподавателей, использующих юмор в педагогической практике, лучше запоминали содержание изучаемого материала, но и получали удовольствие от процесса обучения. В качестве примеров поведения преподавателей, которое способствовало созданию доброжелательной и непринужденной атмосферы на занятиях, студенты приводили учебные ситуации, когда педагоги шутили, рассказывали анекдоты и забавные истории, смеялись вместе с ними, использовали интересные и соответствующие контексту личные примеры, чтобы подчеркнуть важные моменты изучаемой темы. Исследование [6] показало, что отсутствие у педагога чувства юмора студенты воспринимали как признак недостаточного профессионализма, в качестве примера они отмечали, что такие преподаватели никогда или крайне редко шутят или рассказывают анекдоты, все время очень серьезны, не улыбаются и не умеют всети себя весело и непринужденно в присутствии обучающихся.

Однако отдельного внимания заслуживает еще одна группа выводов, к которым пришли исследователи [5]. Они сравнили то, как высоко студенты и преподаватели оценивают взаимопонимание, которому способствует позитивный настрой преподавателей, использующих юмор в обучении, и обнаружили, что 47% студентов и лишь 7% преподавателей назвали взаимопонимание одним из 10 факторов, наиболее значимых для эффективности учебного процесса. Кроме того, исследователи предложили студентам и преподавателям оценить, насколько важным они считают наличие позитивной атмосферы и использование преподавателем юмора в ходе учебного процесса. Разница оказалась еще больше: 49% студентов и только 6% преподавателей определили это качество/поведение как наиболее важное.

Эти выводы были тщательно проанализированы [3] и позволили сделать предположение о том, почему преподаватели уделяют такое незначительное внимание и подобным образом оценивают юмор в обучении и роль юмора в улучшении взаимопонимания между студентами и педагогами. По его мнению, одна из возможных причин заключается в том, что преподаватели не в полной мере осознают, насколько велико влияние юмора на студентов, как много отклика и положительных эмоций его использование в учебном процессе может вызывать у обучающихся. В противном случае, как считает исследователь, многие преподаватели с большей вероятностью отнесли бы чувство юмора и его демонстрацию к качествам, характерным для эффективных преподавателей-профессионалов, и старались бы применять на практике эту педагогическую технологию.

На основе изученных источников и педагогического опыта авторы статьи пришли к выводу о том, что юмор, снимая стресс и положительно влияя на общий эмоциональный фон занятий, стимулирует творчество и активное взаимодействие участников образовательного процесса, увеличивает продуктивность мыслительной деятельности, развивает аналитические способности. К основным преимуществам использования юмора как педагогической технологии можно отнести:

- повышение эффективности учебно-познавательной деятельности;

- развитие у обучающихся дивергентного мышления;

- повышение самомотивации;

- повышение интереса к изучаемой дисциплине и к обучению в целом;

- снижение уровня тревожности и стресса при работе со сложным материалом;

- создание позитивной социальной и эмоциональной среды обучения;

- создание более глубокой и устойчивой психологической связи между обучающимися и преподавателями;

- более высокие результаты тестирований;

- рост посещаемости занятий.

Выводы. Эффективность педагогического процесса во многом зависит от педагогического творчества преподавателя, от его способности сочетать в своей деятельности различные образовательные и психолого-педагогические технологии, применять инновационные методики и использовать свой эмоционально-интеллектуальный потенциал. Использование юмора как педагогической технологии, мощного инструмента, позволяющего оказывать многоплановое воздействие на протекание учебного процесса, с одной стороны, способствует снижению уровня стресса и напряжения, созданию положительных эмоций, связанных с изучаемым учебным материалом, а с другой стороны, обеспечивает более глубокое понимание материала, прочное его усвоение, более длительное сохранение знаний.

Юмор, оказывая влияние на внимание и настроение обучающихся, восполняет психические ресурсы, способствует творческому пониманию проблем, увеличивает способность обрабатывать информацию, помогает решать сложные задачи. Юмор приносит чувство удовольствия, удовлетворенности и признательности, создает общий положительный эмоциональный опыт, которым студенты делятся друг с другом и с преподавателем. Возникающий в результате использования юмора в педагогическом процессе благоприятный для обучения климат коррелирует с сохранением информации и с дальнейшим применением полученных знаний.

Литература:

1. Везетиу, Е.В. Принципы гуманизации профессионального образования / Е.В. Везетиу // Педагогический вестник. -2019. - № 7. - С. 26-28. - URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_38171967_67984139.pdf (дата обращения 11.05.2022).

2. Философская энциклопедия: сайт. - 2015. - URL: https://endic.ru/enc_philosophy/Yumor-3083.html (дата обращения 02.06.2022).

3. Appleby, Drew C. Using humor in the college classroom: The pros and the cons / Drew C. Appleby // Psychology Teacher Network. - 2018. - Vol. 28. - No 1. - URL: https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2018/02/humor-college-classroom (дата обращения 24.05.2022).

4. Banas, John A., Dunbar, Norah, Rodriguez, Dariela, Liu, Shr-Jie A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - 60(1). -pp. 115-144. - URL: https://www.researchgate.net/publication/262966808_A_Review_of_Humor_in_Educational_Settings_Four_Decades_of_Research (дата обращения 22.05.2022).

5. Buskist, William, Sikorski, Jason, Buckley, Tanya, Saville, Bryan K. Elements of Master Teaching / William Buskist, Jason Sikorski, Tanya Buckley, Bryan K. Saville // The Teaching of Psychology: Essays in Honor of Wilbert J. McKeachie and Charles L. Brewer. - Taylor & Francis. - 2002. - pp. 27-39. - URL: https://books.google.ru/books?hl=en&lr=&id=j5Fq_M-

uR6IC&oi=fnd&pg=PA27&ots=HfqJmEAti8&sig=9ZUB_LU64sykGYeX_Y66XUEeje8&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения 2022).

6. Busier, Jessica, Kirk, Claire, Keeley Jared, Buskist William What Constitutes Poor Teaching? A Preliminary Inquiry Into the Misbehaviors of Not-So-Good Instructors / Jessica Busler, Claire Kirk, Jared Keeley, William Buskist // Teaching of Psychology.

- 2017. - Vol. 44. - Issue 4. - pp. 330-334. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0098628317727907?journalCode=topa (дата обращения 04.05.2022).

7. Huss, John, Eastep, Shannon The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65. - URL: https://digitalcommons.buffalostate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1127&context=jiae (дата обращения 12.05.2022).

8. Kirby, Lauren A.J., Busler, Jessica N., Keeley, Jared W., Buskist, William A Brief History of the Teacher Behavior Checklist / A.J. Lauren Kirby, Jessica N. Busler, Jared W. Keeley, William Buskist // New Directions for Teaching And Learning. -2018. - No.156. - pp. 21-29. - URL: https://ur.booksc.me/book/71416239/9f2d56 (дата обращения 04.05.2022).

9. Schaeffer, Gerald, Epting, Kim, Zinn, Tracy, Buskist, William Student and Faculty Perceptions of Effective Teaching: A Successful Replication // Gerald Schaeffer, Kim Epting, Tracy Zinn, William Buskist. - Teaching of Psychology. - 2003. - Vol. 30.

- No 2. - 133-136. - URL: https://journals.sagepubxom/doi/abs/10.1207/S15328023T0P3002_11?journalCode=topa (дата обращения 22.01.2022).

10. Segrist, Dan J., Hupp, Stephen D. A. This class is a joke! Humor as a pedagogical tool in the teaching of psychology // Dan J. Segrist, Stephen. D.A. Hupp. - OTRP Online. - 2015. - 31 pp. - URL: https://teachpsych.org/Resources/Documents/otrp/resources/segrist15.pdf (дата обращения 22.05.2022).

11. Strean, William B. Creating Student Engagement? HMM: Teaching and Learning with Humor, Music, and Movement // William B. Strean. - Creative Education. - 2011. - Vol 2. - No 3. - pp. 189-192. - URL: https://www.researchgate.net/publication/259290981_Creating_Student_Engagement_HMM_Teaching_and_Learning_with_Humor _Music_and_Movement (дата обращения 22.05.2022).

12. Ziv, A. Teaching and Learning with Humor: Experiment and Replication / A. Ziv // The Journal of Experimental Education. - 1988. - Vol. 57. - No 1. - pp. 5-15. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Teaching-and-learning-with-humor%3A-Experiment-and-Ziv/39b74a21 b9dbe266316097b9d030851 ed8a9b66f (дата обращения 04.05.2022).

Педагогика

УДК 37.012.85

аспирант Малыгин Денис Вячеславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. Решение задачи формирования и развития личного качества инициативности у сотрудников трудового коллектива предлагается осуществлять, используя компетентностный подход. Проведен краткий анализ термина компетенция и компетентность. Проведен анализ современного понимания моделей развития компетенций и их актуальности для развития инициативности в трудовом коллективе. В результате анализа теоретических данных получен ряд выводов о потенциальных возможностях компетентностного подхода в формировании инициативности у сотрудников трудового коллектива. Проведен опрос управления четырех трудовых коллективов. Полученный результат позволяет утверждать, что при формировании инициативности сотрудников трудового коллектива компетентностный подход моделируемый по уровням компетентности, обладает высоким потенциалом и может выступать как основной. В качестве основных методов использовался анализ литературы из разных областей научного поиска, опрос, обобщение и систематизация полученных данных.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, инициативность.

Annotation. The solution of the problem of formation and development of the personal quality of initiative among the members of the labor collective is proposed to be carried out using a competence-based approach. A brief analysis of the term competence and competence has been carried out. The analysis of the modern understanding of the models of development of competencies and their relevance for the development of initiative in the work team is carried out. A survey of the management of four labor collectives was carried out. As a result of the analysis of theoretical data, a number of conclusions were obtained about the potential possibilities of the competence-based approach in the formation of initiative among members of the labor collective. The result obtained allows us to state that in the formation of the initiative of employees of the labor collective, the competence-based approach, modeled by levels of competence, has a high potential and can act as the main one. The main methods used were the analysis of literature from different areas of scientific research, a survey, generalization and systematization of the data obtained.

Key words: competence, competence, competence-based approach, initiative.

Введение. Личностное качество инициативность в разрезе формирования и развития профессионала, рассматривается как важнейший ресурс экономического и социального развития общества в «Модели образования 2020 для экономики, основанной на знаниях» [1, С. 34].

Резюмируя многочисленные данные из различных профессиональных источников педагогики, психологии и менеджмента, отраженные в нормативных документах различного уровня можно с уверенностью сказать о том, что личностное качество инициативность является важным для специалистов в самых различных профессиональных сферах. Необходимость, выше обозначенного личностного качества у членов трудового коллектива, диктуется еще и динамикой изменений в технологиях, на которых основан функционал как отдельно взятых специалистов, так и организаций в целом.

Несмотря на актуальность, проблема развития инициативности, как личностного качества отдельно взятого члена трудового коллектива остается слабо разработанной. Основная масса научных исследований посвящена формированию и развитию инициативности в детском или юношеском возрасте, тогда как необходимость проявлять данное личностное качество, особо актуальна в трудовой деятельности.

Очевидно, что проблематика развития инициативности находится в области, тесно связанной с профессиональными компетенциями члена трудового коллектива, как специалиста.

Все перечисленное выше позволяет предполагать о необходимости рассмотрения потенциала компетентностного подхода в формировании и развитии личностного качества инициативность у членов трудового коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.