УДК 316.6
DOI: 10.18698/2306-8477-2019-4-619
Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций
1 12 2 © Н.Н. Губанов , Л.О. Рокотянская , Н.И. Губанов , О.Н. Мальцева
1 МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия
2
Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия
Проведен обзор научных работ, посвященных вопросам компетентного использования юмора в образовании. Рассмотрены основные преимущества применения юмора в качестве активной педагогической техники. Проанализированы тонкости и риски использования различных форм юмора в учебной аудитории.
Ключевые слова: юмор, ирония, сарказм, смех, педагогическая техника
Прежде чем приступить к изучению особенностей применения юмора в педагогической деятельности, необходимо понять, в каких именно условиях он будет использоваться. Каковы основные проблемы, тенденции и потребности современной системы образования? Насколько востребованы и актуальны в ней нестандартные педагогические техники? Для поиска ответов на данные вопросы авторы решили обратиться не только к научным статьям, но и к материалам TED-конференций по различным направлениям культуры, политики, науки и бизнеса, ежегодно проходящих в США и посвященных проблемам образования. В результате был составлен список наиболее значимых и популярных педагогических идей.
Кризис системы образования. Довольно часто говорят о кризисе современной системы образования и необходимости ее фундаментальной трансформации. Английский педагог К. Робинсон отмечает: «Все без исключения системы образования находятся в настоящее время на стадии реформирования. Но этого недостаточно. Реформа уже бесполезна, потому что она призвана усовершенствовать неработающую модель. Нам нужна... не эволюция, а революция в образовании» [1].
Основным признаком нарастающего кризиса, согласно К. Робинсону, является процесс инфляции образования, характерный для многих стран мира [1]. Различные виды квалификации обесцениваются со временем, предоставляя их обладателям все меньше возможностей. Там, где раньше было достаточно диплома бакалавра, сегодня требуется степень кандидата наук. Академическая успеваемость при этом перестала быть гарантией трудоустройства. Дети начинают получать образование все раньше, а трудоустраиваться все позже. Од-
нако недовольство учителей, преподавателей и работодателей недостаточностью навыков и знаний современного поколения лишь возрастает. Отставание системы образования от технологических и социальных запросов времени при переизбытке объемов знания также требует особого внимания. Накопленные научные знания, как правило, не могут быть применены на практике или хотя бы систематизированы в силу отсутствия не только соответствующих связей между наукой и бизнесом, но и склонности к нестандартному, творческому мышлению у новоиспеченных выпускников.
Современная система образования, основы которой были заложены исходя из потребностей индустриального общества, до сих пор основывается на заучивании больших объемов информации без их практического применения. Индустриальная модель образования, как и производственный процесс, зиждется на принципах единообразия, линейности, стандартизации обучающихся. И все это несмотря на совершенно иной запрос со стороны ведущих мировых корпораций и общества в целом — запрос на гибкость мышления, развитые коммуникативные навыки, креативность, способность к самообучению и самосовершенствованию на протяжении всей профессиональной жизни [1]. Каждый работодатель желает заполучить сотрудника, подходящего к своей работе не с точки зрения известного шаблона, а способного мыслить нестандартно. В описании даже самых на первых взгляд нетворческих вакансий часто можно увидеть пожелание наличия у кандидатов креативности. Более того, темп развития всех сфер жизни настолько ускорился, что становится все труднее предсказать, к какому именно будущему следует готовить новые поколения людей. Поэтому учить нужно независимому, нестандартному подходу к анализу информации и решению нешаблонных задач.
Не менее важными компонентами образования являются воспитание разумной толерантности, открытости к новизне, социальной ответственности и гражданской активности в условиях процесса глобализации. Формирование глобалистского менталитета, согласно отечественным философам Н.Н. Губанову и Н.И. Губанову, может послужить снижению числа межцивилизационных конфликтов [2].
Н.Н. Губанов видит в кризисе образования основной вызов нашей цивилизации [3, 4]. А.Д. Тойнби использовал образное выражение «вызов Посейдона» для описания того, как цивилизации древности столкнулись с трудностями мореплавания. Те из них, кто дал сильный ответ на «вызов Посейдона» (Посейдон как символ морской стихии), не просто продолжили свое существование, но и перешли на кардинально новый уровень развития. Согласно исследованию Н.Н. Губанова, перед современными обществами стоит задача сильного ответа на так называемый вызов Аполлона (Аполлон как символ рациональ-
ного знания) — вызов, связанный с необходимостью обеспечения социально-культурных условий для адаптации и развития накапливающегося рационального знания [3, 4]. Кризис современной системы образования входит в поле влияния «вызова Аполлона». И общества, которые сумеют успешно преодолеть этот кризис, не просто продолжат свое существование, но выйдут на новые уровни технологического и культурного развития.
Роль педагога в современном образовательном процессе. Сегодня педагог — не единственный, а порой и не лучший носитель информации. Предыдущие поколения школьников и студентов были вынуждены физически посещать специальные места обучения, чтобы аккуратно записать в свои тетради информацию со слов учителя [5]. Роль учителя в подобных условиях приравнивалась к роли информационного гуру, каждое слово которого ценилось на вес золота — естественно, любое поведение, в том числе и юмористическое, отвлекающее от вслушивания в речи гуру, было недопустимо. С появлением Интернета закономерным стал вопрос: зачем детям ходить в школу или университет для получения информации, которую они могут легко найти в Интернете, книжном интернет-магазине или онлайн-библиотеке [5]? Какова роль современных школ и университетов? Широко распространенным среди родителей и педагогов является аргумент, что в местах обучения дети проходят процесс социализации. Однако большую часть учебного времени (за исключением десятиминутных перемен) ученики проводят в состоянии вымученной, обездвиженной пассивности. Значит, ходить в школу или университет нужно ради десятиминутных перемен? Или под социализацией понимается умение пассивно преклоняться перед авторитетом чужого взрослого?
Более того, современные поколения школьников и студентов намного сильнее ориентированы на виртуальное общение и интерактивные формы обучения, что также необходимо учитывать в построении учебного процесса. Не всем нужен «живой» учитель — кому-то удобнее посмотреть видеозапись урока в своем темпе, перемотать и посмотреть еще раз, если что-то не понял, вместо того чтобы поднимать руку и переспрашивать в условиях традиционного класса. Кроме того, у всех учеников есть с собой смартфоны с постоянным подключением к Интернету, и как только процесс обучения становится скучен, ученики обращаются к своим телефонам — ведь нет никакой преграды для обращения к развлечениям Интернета. Не поможет и искусственное создание таких преград. В данных условиях нет смысла винить современные технологии или неправильное мышление молодежи («мозаичное», «клиповое» и т. п.) — следует искать новые педагогические подходы.
Если говорить о школьном образовании, то роль живых человеческих отношений в процессе обучения вряд ли можно будет заменить. По крайней мере детям необходима живая привязанность к учителю для успешного обучения [6]. Однако формат этих отношений должен измениться. В первую очередь речь идет о смешанном онлайн-оффлайн-обучении [7]. Значительная часть традиционных учительских функций может быть передана интерактивным системам обучения и онлайн-программам. Современный учитель все так же необходим детям, но не для того, чтобы учить, а для того, чтобы вдохновлять на обучение, быть наставником и координатором данного процесса. При таком взгляде на процесс обучения пересмотру подвергается многое: и авторитет педагога, и попытки поддержать дисциплину в классе. Роль педагога заключается в налаживании теплых, дружественных отношений с учащимися, а также в создании атмосферы, вдохновляющей к исследованию и творчеству. По утверждению психологов Г. Ньюфелда и Г. Матэ, надежная привязанность между учителем и учениками является ключевым фактором в поддержании дисциплины — дисциплина уже встроена в систему привязанности ребенка [6].
Индийский пропагандист MOOC-систем А. Агарвал в своей TED-презентации справедливо замечает: «Вот что мы могли бы сделать. Вместо того чтобы отвозить их [учащихся] в классы, загоняя их туда в 8 утра — я ненавидел ходить на занятия к 8 утра, так почему мы заставляем нашу детвору делать это? — вместо всего этого лучше было бы дать им смотреть учебное видео и выполнять интерактивные упражнения в комфорте своих общежитских комнат или спален, столовой или в ванной комнате, в любом месте, где они более расположены к творчеству. Тогда они станут приходить в аудиторию для личного общения. Они смогут дискутировать между собой. Смогут сообща решать свои проблемы. Могут обратиться к профессору и получить от него ответы на вопросы» [7].
Интерактивный формат передачи информации помогает улучшить контроль за качеством преподавания, а также решить проблему плохих учителей. Как показывает исследование компании «МакКин-зи», основанное на статистических данных PISA, эффективность современных образовательных систем по всем миру целиком и полностью зависит от качества учителей [8]. При этом плохой учитель наносит сильнейший урон не только на уровне результатов обучения, но и на уровне общей мотивации ученика к обучению и его желания находиться в стенах школы. Более того, значительное влияние на качество преподавания до сих пор оказывает такой параметр, как удаленность, — во многих странах мира есть такие места, в которые хороший учитель не поедет вовсе. И даже в самых благополучных го-
родах уже привычно явление — чем дальше от центра уходим, тем хуже становится качество образования в школах. Учителей не должно быть много, но они должны быть хорошими. Интерактивный формат обучения позволяет отобрать лучших, способных на создание собственных занимательных программ обучения, увеличив при этом охват аудитории по-настоящему талантливых педагогов.
Интерактивное получение информации решает сразу множество проблем, с которыми сталкиваются современные педагоги и учащиеся. Это в первую очередь быстрая обратная связь. Жалобы современных учителей на необходимость проверки большого количества домашних работ решаются моментально, если передать эту функцию компьютеру. Интерактивность позволит ускорить процесс проверки домашнего задания и выставления оценки до секунды. Количество учеников, приписанных одному лектору, перестает быть проблемой — он может обучать хоть тысячу учеников. Более того, все в том же исследовании компании «МакКинзи» приведено интересное наблюдение о количестве учеников в классе: «...если исключить из рассмотрения начальную стадию обучения, уменьшение классов не оказало значительного влияния на результаты обучения. Было проведено 112 исследований, посвященных воздействию уменьшения размера класса на результаты обучения, но только в 9 из них были найдены какие-то позитивные корреляции. В 103 исследованиях либо не было обнаружено существенной связи изучаемых параметров, либо была выявлена значимая корреляция негативного характера» [8, с. 42].
Следующий важный момент — это возможность обучения в собственном темпе. Сегодня как никогда актуальны и реализуемы идеи Б. Скиннера о программируемом обучении. И повторяют их почти все выступающие TED-конференций в сфере образования. Положительные эмоции и ощущение успеха как главный мотиватор к обучению — вот, что обеспечивают интерактивные курсы. Возможность перемотать, поставить на паузу, повторить то, что не понял, проходить каждую тему на 100 %, а не на проходной балл.
Передача информационной функции учителя интерактивным он-лайн-программам — необходимый шаг, решающий сразу множество проблем современных образовательных систем. Более того, в данной ситуации по-настоящему хорошие учителя, которые способны создавать подобные программы и записывать уникальные лекции, смогут действительно реализовать себя и упрочить свой социальный статус.
Как же тогда использовать школьный класс или студенческую аудиторию? Популярной является идея проблемного обучения, а также игровых подходов в образовании. Большой потенциал также кроется и в способности детей к самообучению, когда они работают в группе над решением поставленной задачи.
Индийский ученый С. Митра с помощью серии экспериментов под названием «Дыра в стене» продемонстрировал способность детей к самостоятельному обучению в группах [9]. Первый эксперимент был проведен в 1999 г., когда С. Митра встроил компьютер с доступом в Интернет в стену дома одной из трущоб Нью-Дели. Что произошло дальше? Дети 6-13 лет, не знавшие английского и не имевшие никакого представления о том, что такое Интернет, не обучавшиеся в школах ввиду их отсутствия, стали подходить группами к компьютеру. За короткий срок они освоили компьютер и Интернет, при этом старшие дети обучали младших. Эксперимент был воспроизведен множество раз в различных вариациях. «Мы начали новый эксперимент в индийском городе Хайдарабаде, где я собрал группу детей, которые говорили по-английски с сильным телугуйским акцентом. Я дал им компьютер с такой программой, которая преобразовывает речь в печатный текст, которую сейчас Windows предоставляет бесплатно. Я попросил детей рассказать о чем-то, а компьютер все записывал абракадаброй, так что они наконец возмутились: "Эй, он вообще не понимает наших слов!" Тогда я ответил: "Хорошо, я оставлю компьютер здесь на два месяца. Сделайте так, чтобы компьютер вас понимал". Они спросили: "Но как?" А я сказал, что не знаю, и уехал». Как вы уже понимаете, через два месяца дети стали разговаривать на английском языке без акцента» [9].
Выводы Митры, по мнению ряда ученых, слишком хороши, чтобы быть правдой, и могут быть подвергнуты критике. Однако совсем необязательно абсолютизировать метод Митры, чтобы уловить важный вывод, к которому он пришел в результате своих исследований: дети способны обучаться самостоятельно, если у них есть доступ к источникам информации и они работают в группах. Это не отменяет полностью роли учителя, но данная роль видоизменяется, переходя от уровня гуру знания, авторитета и главного смотрителя дисциплины к уровню старшего наставника, по большей части не вмешивающегося в групповую работу детей.
А. Агарвал также делится своим опытом, рассказывая о том, как дети в результате обсуждения домашней работы на учебном форуме перешли к самообучению: «Однажды я сидел там [на интернет-форуме учебного курса] в 2 часа ночи и видел, что есть вопрос от студента из Пакистана, он задал свой вопрос, я сказал: "Хорошо, давай я напечатаю тебе ответ", я не так уж быстро это делаю. И начал печатать ответ, не успел я закончить, как вклинился другой студент из Египта с ответом на него, не совсем верным, я разбирался с ответом, и прежде чем я закончил, появился студент из США с другим ответом. И тогда я откинулся в кресле, зачарованный происходящим. Бум, бум, бум — студенты обсуждали, взаимодействуя друг с
другом, и к четырем утра я пришел в полный восторг, прозрев наконец. К четырем утра они нашли верный ответ. Все, что мне оставалось сделать, — благословить: "Хороший ответ". Это просто поразительно — студенты учатся друг у друга и показывают нам, что можно учиться обучая» [7].
Преподавание как форма искусства. Технологии не заменяют учителя полностью, однако позволяют переключить внимание с проблемы передачи информации на проблему взаимодействия учитель — ученик. Задача учителя в современном мире — не передать информацию с последующим контролем ее усвоения, а привить любовь к учебе, мотивировать к самообучению, развитию социальных и творческих навыков, координировать совместную работу учеников. Вместо того, чтобы заставлять учащихся физически посещать аудиторию для пассивного прослушивания информации, доступной онлайн, лучше предоставить им интерактивный доступ к видеозаписи лекций и онлайн-упражнениям. Английский педагог Кен Робинсон отмечает: «Если уметь зажечь в детях искру любопытства, очень часто они будут учиться без дальнейшего содействия. <...> Учителя являются источником успеха школ. Но учитель — это творческая профессия. Обучение, в должном понимании, — это не система доставки. Это ведь не просто передача полученной информации. Так делают и великие учителя, но великие учителя еще и являются наставниками, они стимулируют, побуждают, увлекают» [1].
Действительно, преподавание в какой-то степени есть форма искусства. Однако современное педагогическое образование совершенно не приспособлено к развитию навыков, позволяющих учителю или преподавателю вдохновлять, увлекая за собой аудиторию. Артистизм, образность речи, компетентное применение юмора, ораторское искусство — все это в современной системе образования не правило, а дело случая. Как отмечает американский педагог К. Эдмин, выступления рэперов и пасторов афроамериканской церкви куда интереснее и увлекательнее выступлений преподавателей [10].
Само педагогическое образование требует коренного переосмысления. И принцип здесь тот же, что был описан выше, — студенты педагогических вузов должны приезжать на занятия не для того, чтобы пассивно вслушиваться в теорию педагогики (эту часть они могут освоить и самостоятельно, не выходя из квартиры и даже не вылезая из-под одеяла), а для того, чтобы отрабатывать конкретные навыки публичных выступлений. Сегодня занудно читает лекцию по педагогике университетский профессор, завтра точно так же его ученики будут проводить уроки в школе. Подобное положение дел непременно порождает скуку. М.Н. Кожевникова верно замечает: «Что значит состояние "скучно"? Прежде всего — отсутствие движения как тако-
вого, при котором у обычного человека пропадает способность всяческого восприятия: и чувственного (ведь глаз сканирует объекты, ухо улавливает колебания и т. д.), и умственного (ум перестает воспринимать объект, который "не движется"). Скука — это пассивный ум, для которого невозможна активность» [11, с. 291].
Использование юмора в современных образовательных системах. В настоящее время в обновленные представления о принципах работы системы образования вписываются феномены игры и юмора. В данной статье рассмотрен только юмор, хотя оба феномена связаны между собой. В первую очередь необходимо отметить, что все педагоги так или иначе используют юмор в своей деятельности, однако чаще всего делают это неосознанно и не всегда правильно. Поэтому информация, представленная в данной статье, может быть полезна даже для тех, кто не намерен обращаться к юмористическим техникам. Так, известны замечания учителей: «Лес рук!», «А голову ты дома не забыл?», «Выйди и войди нормально!» и т. д. Однако, согласно современным научным представлениям о компетентном использовании юмора, подобные саркастические замечания представляют собой токсичные формы юмора, которым не место в учебной аудитории, особенно если речь идет о младших классах. К рассмотрению недопустимых форм юмора вернемся позже. А пока обратимся к описанию основных преимуществ использования юмора в педагогической деятельности. Итак, юмор:
• привлекает внимание. Данное свойство юмора уже давно используют специалисты рекламы и маркетинга. Активно прибегают к юмору и сами спикеры ТЕБ-конференций. Д. Зиллман отмечает: «Педагог, имеющий дело с аудиторией, внимание которой ниже уровня, необходимого для эффективной коммуникации, должен использовать юмор в самом начале взаимодействия и в форме частых коротких эпизодов» [12, с. 401]. Таким образом, в ситуациях вечной конкуренции с телефонами за внимание аудитории юмор может привлечь внимание учеников;
• улучшает запоминание материала. Мнемонические техники с использованием юмора описал израильский ученый А. Зив, который доказал их эффективность в ряде экспериментов [12, с. 396-401]. Его результат был позже дополнен следующим выводом: оптимальная частота использования юмористических стимулов, которые непременно должны быть связаны с изучаемой темой, составляет 3- 4 раза за занятие, более частое использование юмора не оказывает никакого влияния на запоминание материала [12, с. 396- 401];
• улучшает атмосферу в классе. Совместный смех учителя с учениками способствует сплочению группы, а также улучшает учебную атмосферу, делая ее более дружественной и комфортной [13]. Ис-
пользование юмора в преподавании способно не только снизить тревожность и страхи учеников, но и помочь самому педагогу получить более позитивный, вдохновляющий опыт от работы [14]. Особенно эффективен юмор в тех направлениях, где необходимо развивать разговорные навыки, навыки ведения дискуссии (например, уроки литературы или иностранного языка) [15]. Ученики, особенно если речь идет о маленьких детях, часто стесняются говорить при всем классе. Юмор помогает создать более свободную и легкую обстановку. Подобная атмосфера в учебной аудитории также способствует лучшей интеграции робких и замкнутых детей [13]. Юмор полезен еще и тем, что он развивает не только понятийное, но и образное мышление, формирует богатое воображение, умение творчески оперировать образами [16]. Однако юмор может быть использован и как инструмент дезинтеграции, например, в буллинге (травле). Педагогу нельзя использовать недопустимые формы юмора. Под ними, как правило, понимаются ирония, сарказм, черный юмор, высмеивание недостатков, слабостей, неуспеваемости или иных особенностей одного учащегося или группы [17]. Педагог является гарантом безопасности и справедливости, поэтому также должен пресекать использование подобных форм юмора со стороны учащихся. Опасность буллинга заключается не только в унижении преследуемого, но еще и в том, что он может формировать криминальные наклонности участвующих в нем учащихся [18];
• повышает привлекательность педагога. Чувство юмора — понятие сравнительно молодое. Оно появилось примерно в XIX в., но, несмотря на это, довольно быстро приобрело значимый статус в обществе. Сегодня чувство юмора является не просто желательной характеристикой личности, но почти обязательной. Отсутствие чувства юмора ассоциируется с отсталостью, глупостью и даже с патологией. Во всех сферах жизни — от личной до профессиональной — люди стремятся выбирать партнеров, обладающих хорошим чувством юмора. Р. Мартин отмечает: «Подобно тому как физическая привлекательность считается высоко ценимой и связанной со многими желательными чертами, мы склонны придерживаться положительных стереотипов о людях, у которых, на наш взгляд, есть чувство юмора. Согласно результатам исследования, люди склонны предполагать, что индивидуумы с развитым чувством юмора также характеризуются целым рядом других желательных черт, таких как дружелюбие, экстравертность, деликатность, приятность в общении, интересность, наличие богатого воображения, интеллектуальность, проницательность и эмоциональная устойчивость» [12, с. 164]. Вполне ожидаемый результат дали и опросы студентов — использование преподавателями юмора значительно повышает его рейтинги среди учащихся: «Было
обнаружено, что преподаватели, которые рассказывали в аудитории более забавные истории и шутки, получали более положительные общие оценки студентов и оценивались как более успешные и привлекательные, отличающиеся лучшей манерой подачи материала, но не обязательно рассматривались как более компетентные или умные» [12, с. 399];
• способствует развитию творческих способностей и критического мышления. Использование юмора, его включение в учебные материалы, а также поощрение самих учащихся к придумыванию шуток способно отчасти удовлетворить имеющийся запрос на развитие креативности. Дело в том, что природа юмора, согласно ряду исследований, тесно связана с научным и художественным творчеством, а также с критическим мышлением. Американский философ Д. Моррел считает юмор (или смеховую реакцию на столкновение с ситуациями несоответствия) основной причиной зарождения критического мышления. Французский философ А. Бергсон видел основную функцию смеха в разрушении любой механистичности, которая одолевает со временем любые социальные институты и процессы [19]. Таким образом, юмор позволяет людям выдвигать более креативные идеи и быть свободными от навязываемых установок и догм. Там, где запрещают шутить, по сути, запрещают мыслить самостоятельно и критиковать несовершенство навязываемых концепций. Однако данное свойство юмора вселяет страх многим учителям. Ведь юмор, по их мнению, не просто способствует снижению авторитета педагога и переводу общения с уровня старший — младший на уровень равных, но и способен подвергнуть критике весь изучаемый материал, сделав его менее однозначным. Не каждый педагог готов стойко выдержать эту зарождающуюся потребность в критическом оценивании. А.В. Дмитриев и А.А. Сычев отмечают: «Юмор в лучших своих формах воспроизводит свободную, инициативную и творческую личность, способную относиться к миру критически и непредвзято. С полным основанием можно сказать, что смех есть специфическое воспроизводство свободы» [20, с. 232].
Основные предостережения в использовании юмора сводятся к следующим правилам:
• не рекомендуется чрезмерно частое использование юмора во время проведения учебного занятия [13];
• согласно исследованию [17], имеются формы юмора, недопустимые для использования в учебной аудитории: сарказм, ирония, черный юмор, юмор на сексуальные, религиозные, расовые, этнические темы. Не рекомендуется высмеивать отдельного ученика или группу учеников на почве их умственных способностей, внешности, гендерной, расовой, этнической, политический или религиозной принадлежности. Следует также отметить, что понимание сарказма и
иронии у детей формируется позже всего — значительная доля детей младшего школьного возраста неверно интерпретируют смысл иронических и саркастических высказываний [12];
• шутить может не только педагог, но и ученики. Если их юмор корректен и уместен, то педагог не должен пресекать юмористические высказывания;
• специфике использования педагогом юмора в военных учебных заведениях посвящена статья С.С. Пинейро, в которой он делится собственным опытом преподавания в Военной академии Вест-Пойнта. В силу того что военные учебные заведения отличаются беспрекословным патриотизмом, строгой дисциплиной и иерархией, стоит избегать шуток, которые могут задеть авторитет вышестоящих чинов, а также репутацию государства и армии [21];
• нежелательно использовать педагогические техники, основанные на юморе, тем, кто не любит шутить или чувствует себя неуверенно в ситуациях, связанных с юмором. Любовь к юмору и личная предрасположенность педагога к использованию смеха в классе — главный залог эффективного использования юмора в целях преподавания [14]. К сожалению, сегодня имеется существенный дефицит тренингов, направленных на совершенствование ораторско-артистического профессионализма педагогов, что также сказывается на возможности успешного применения юмора в образовательном процессе.
Итак, юмор может стать эффективным средством решения многих актуальных педагогических задач и идей: от решения проблемы скуки на уроках до развития творческих навыков учащихся и улучшения общей атмосферы в классе. Развитие навыка компетентного использования юмора требуется не только тем специалистам, которые намерены использовать юмор в качестве целенаправленной педагогической стратегии, но и всем остальным педагогам. Связано это с тем, что недопустимые формы юмора учителя и преподаватели часто используют совершенно неосознанно.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Robinson K. How to escape education's death valley. TED: Ideas worth spreading. URL: https://www.ted.com/talks/ken_robinson_how_to_escape_education_s_death_valley (дата обращения 13.02.2019).
[2] Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Глобалистский менталитет как условие предотвращения межцивилизационных конфликтов. Социологические исследования, 2011, № 4, с. 51-58.
[3] Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как стимул развития образования. Alma Mater (Вестник высшей школы), 2014, № 5, c. 19-23.
[4] Gubanov N.N., Gubanov N.I., Rokotyanskaya L.O. Apollo's Challenge as a Driving Force in Education. International Conference on Contemporary Educa-
tion, Social Sciences and Ecological Studies. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2018, vol. 283, pp. 13-17.
[5] Laufenberg D. How to learn from mistakes? TED: Ideas worthspreading. URL: https://www.ted.com/talks/diana_laufenberg_3_ways_to_teach?referrer=playlist -how_to_learn_from_mistakes (дата обращения 13.02.2019).
[6] Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей. Почему родители должны быть важнее, чем ровесники. Москва, Ресурс, 2015, 384 с.
[7] Agarwal A. Why massive open online courses (still) matter. TED: Ideas worth spreading. URL: https://www.ted.com/talks/anant_agarwal_why_massively_ open_online_courses_still_matter (дата обращения 13.02.2019).
[8] Барбер М., Муршед М. Как добиться стабильного высокого качества обучения в школах. Уроки анализа лучших систем школьного образования мира Вопросы образования, 2008, № 3, с. 7-61.
[9] Mitra S. Kids can teach themselves. TED: Ideas worth spreading. URL: https://www.ted.com/talks/sugata_mitra_shows_how_kids_teach_themselves (дата обращения 13.02.2019).
[10] Emdin Chr. Teach teachers how to create magic.TED: Ideas worth spreading. URL:https://www.ted.com/talks/christopher_emdin_teach_teachers_how_to _create_magic (дата обращения 13.02.2019).
[11] Кожевникова М.Н. Язык педагогики. Вопросы образования, 2014, № 3, с. 283-302.
[12] Мартин Р. Психология юмора. Санкт-Петербург, Питер, 2009, 480 с.
[13] Banas J. A., Dunbar N., Rodriguez D., Liu S. A review of humour in educational settings: Four decades of research. Communication Education, 2011, vol. 60, pp. 115-144.
[14] Fuzhan N., Fereshteh M. Higher Education Lecturing and Humor: From Perspectives to Strategies. Higher Education Studies, 2015, vol. 5, pp. 25-31.
[15] Nadeem M. Teaching with humor: A Benevolent Teaching Technique For Second Language Learners in Teacher Education (A Reflective Study). International Journal of English and Literature, 2012, vol. 2, pp. 89-96.
[16] Губанов Н.И. Пространственная локализация и проекция чувственных образов. Философские науки, 1984, № 3, с. 73-81.
[17] Wanzer M.B., Frymier A.B., Wojtaszczyk A.M., Smith T. Appropriate and inappropriate uses of humor by teachers. Communication Education, 2006, vol. 55, pp. 178-196.
[18] Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Криминальное поведение: биологическая, социальная и личностная обусловленность. Вестник славянских культур, 2018, т. 48, № 2, с. 53-66.
[19] Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Вызов Аполлона как движущая сила развития образования. Вестник славянских культур, 2018, т. 50, № 4, с. 22-34.
[20] Дмитриев А.В., Сычев А.А. Смех: социофилософский анализ. Москва, Альфа-М, 2005, 592 c.
[21] Pinheiro C.C. «Laughing your way through Higher Education: the Pros and Cons of using Humor in the College Classroom» in partial fulfillment of the Master Teacher Program. Center for Faculty Excellence. United States Military Academy. NewYork, West Point Publ., 2016, 378 p.
Статья поступила в редакцию 04.07.2019
Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Губанов Н.Н., Рокотянскаяй Л.О., Губанов Н.И., Мальцева О.Н. Перспективы использования юмора в контексте современных педагогических тенденций. Гуманитарный вестник, 2019, вып. 4.
http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2019-4-619
Губанов Николай Николаевич — д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-таЛ: [email protected]
Рокотянская Людмила Олеговна — аспирант кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана. е-таЛ: [email protected]
Губанов Николай Иванович — д-р филос. наук, профессор, заведующий кафедрой «Философия и история» Тюменского государственного медицинского университета. е-mail: [email protected]
Мальцева Ольга Николаевна — канд. фармацевт. наук, доцент кафедры «Философия и история» Тюменского государственного медицинского университета. е-mail: [email protected]
Prospects for the use of humor in the context of modern pedagogical trends
© N.N. Gubanov1, L.O. Rokotyanskaya1, N.I. Gubanov2, O.N. Maltseva2
1 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia 2 Tyumen State Medical University, Tyumen, 625023, Russia
The study reviews scientific papers on the competent use of humor in education. The main advantages of using humor as an active pedagogical technique are considered, and the subtleties and risks of using various forms of humor in the classroom are analyzed.
Keywords: humor, irony, sarcasm, laughter, pedagogical technique
REFERENCES
[1] Robinson K. How to escape education's death valley. TED: Ideas worth spreading. Available at: https://www.ted.com/talks/ken_robinson_how_to_escape_education_ s_death_valley (accessed February 13, 2019).
[2] Gubanov N.I., Gubanov N.N. Sotsiologicheskie issledovaniya — Sociological Studies, 2011, no. 4, pp. 51-58.
[3] Gubanov N.N. Alma Mater (Vestnik vysshey shkoly) — Alma Mater, 2014, no. 5, pp. 19-23.
[4] Gubanov N.N., Gubanov N.I., Rokotyanskaya L.O. Apollo's Challenge as a Driving Force in Education. International Conference on Contemporary Education, Social Sciences and Ecological Studies. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 2018, vol. 283, pp. 13-17.
[5] Laufenberg D. How to learn from mistakes? TED: Ideas worthspreading. Available at: https://www.ted.com/talks/diana_laufenberg_3_ways_to_ teach?referrer=playlist-how_to_learn_from_mistakes (accessed February 13, 2019).
[6] Neufeld G., Mate G. Hold on to your kids: why parents need to matter more than peers. New York, Ballantine Books, 2005 [In Russ.: Neufeld G., Mate G. Ne upuskayte svoikh detey. Pochemu roditeli dolzhny byt vazhnee, chem rovesniki. Moscow, Resurs Publ., 2015, 384 p.].
[7] Agarwal A. Why massive open online courses (still) matter. TED: Ideas worth spreading. Available at: https://www.ted.com/talks/anant_agarwal_why_massively_ open_online_courses_still_matter (accessed February 13, 2019).
[8] Barber M., Mourshed M. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, 2008, no. 3, pp. 7-61.
[9] Mitra S. Kids can teach themselves. TED: Ideas worth spreading. Available at: https://www.ted.com/talks/sugata_mitra_shows_how_kids_teach_themselves (accessed February 13, 2019).
[10] Emdin Chr. Teach teachers how to create magic. TED: Ideas worth spreading. Available at: https://www.ted.com/talks/christopher_emdin_teach_teachers_ how_to_create_magic (accessed February 13, 2019).
[11] Kozhevnikova M.N. Voprosy obrazovaniya — Educational Studies, 2014, no. 3, pp. 283-302.
[12] Martin R. The Psychology of Humour. An Integrative Approach. Burlington, Academic Press, 2006, 464 p. [In Russ.: Martin R. Psikhologiya yumora St. Petersburg, Piter Publ., 2009, 480 p.].
[13] Banas J.A., Dunbar N., Rodriguez D., Liu S. A review of humour in educational settings: Four decades of research. Communication Education, 2011, vol. 60, pp. 115-144.
[14] Fuzhan N., Fereshteh M. Higher Education Lecturing and Humor: From Perspectives to Strategies. Higher Education Studies, 2015, vol. 5, pp. 25-31.
[15] Nadeem M. Teaching with humor: A Benevolent Teaching Technique for Second Language Learners in Teacher Education (A Reflective Study). International Journal of English and Literature, 2012, vol. 2, pp. 89-96.
[16] Gubanov N.I. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, 1984, no. 3, pp.73-81.
[17] Wanzer M.B., Frymier A.B., Wojtaszczyk A.M., Smith T. Appropriate and inappropriate uses of humor by teachers. Communication Education, 2006, vol. 55, pp. 178-196.
[18] Gubanov N.I., Gubanov N.N. Vestnik slavyanskikh kultur — Bulletin of Slavic Cultures, 2018, vol. 48, no. 2, pp. 53-66.
[19] Gubanov N.I., Gubanov N.N. Vestnik slavyanskikh kultur - Bulletin of Slavic Cultures, 2018, vol. 50, no. 4, pp. 22-34.
[20] Dmitriev A.V., Sychev A.A. Smekh: sotsiofilosofskiy analiz [Laughter: sociophilosophical analysis]. Moscow, Alfa-M Publ., 2005, 592 p.
[21] Pinheiro C. C. «Laughing your way through Higher Education: the Pros and Cons of using Humor in the College Classroom» in partial fulfillment of the Master Teacher Program. Center for Faculty Excellence. United States Military Academy. New York, West Point Publ., 2016, 378 p.
Gubanov N.N., Dr. Sc. (Philos.), Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]
Rokotyanskaya L.O., post-graduate student, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University. e-mail: [email protected]
Gubanov N.I., Dr. Sc. (Philos.), Professor, Head of the Department of Philosophy and History, Tyumen State Medical University. e-mail: [email protected]
Maltseva O.N., Cand. Sc. (Pharm.), Assoc. Professor, Department of Philosophy and History, Tyumen State Medical University. e-mail: [email protected]