Научная статья на тему 'ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА'

ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
66
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ИНИЦИАТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малыгин Денис Вячеславович

Решение задачи формирования и развития личного качества инициативности у сотрудников трудового коллектива предлагается осуществлять, используя компетентностный подход. Проведен краткий анализ термина компетенция и компетентность. Проведен анализ современного понимания моделей развития компетенций и их актуальности для развития инициативности в трудовом коллективе. В результате анализа теоретических данных получен ряд выводов о потенциальных возможностях компетентностного подхода в формировании инициативности у сотрудников трудового коллектива. Проведен опрос управления четырех трудовых коллективов. Полученный результат позволяет утверждать, что при формировании инициативности сотрудников трудового коллектива компетентностный подход моделируемый по уровням компетентности, обладает высоким потенциалом и может выступать как основной. В качестве основных методов использовался анализ литературы из разных областей научного поиска, опрос, обобщение и систематизация полученных данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малыгин Денис Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE POTENTIAL OF COMPETENCE-BASED APPROACH IN FORMING INITIATIVE EMPLOYEES OF THE WORK COLLECTIVE

The solution of the problem of formation and development of the personal quality of initiative among the members of the labor collective is proposed to be carried out using a competence-based approach. A brief analysis of the term competence and competence has been carried out. The analysis of the modern understanding of the models of development of competencies and their relevance for the development of initiative in the work team is carried out. A survey of the management of four labor collectives was carried out. As a result of the analysis of theoretical data, a number of conclusions were obtained about the potential possibilities of the competence-based approach in the formation of initiative among members of the labor collective. The result obtained allows us to state that in the formation of the initiative of employees of the labor collective, the competence-based approach, modeled by levels of competence, has a high potential and can act as the main one. The main methods used were the analysis of literature from different areas of scientific research, a survey, generalization and systematization of the data obtained.

Текст научной работы на тему «ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА»

uR6IC&oi=fnd&pg=PA27&ots=HfqJmEAti8&sig=9ZUB_LU64sykGYeX_Y66XUEeje8&redir_esc=y#v=onepage&q&f=false (дата обращения 2022).

6. Busier, Jessica, Kirk, Claire, Keeley Jared, Buskist William What Constitutes Poor Teaching? A Preliminary Inquiry Into the Misbehaviors of Not-So-Good Instructors / Jessica Busler, Claire Kirk, Jared Keeley, William Buskist // Teaching of Psychology.

- 2017. - Vol. 44. - Issue 4. - pp. 330-334. - URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0098628317727907?journalCode=topa (дата обращения 04.05.2022).

7. Huss, John, Eastep, Shannon The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65. - URL: https://digitalcommons.buffalostate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1127&context=jiae (дата обращения 12.05.2022).

8. Kirby, Lauren A.J., Busler, Jessica N., Keeley, Jared W., Buskist, William A Brief History of the Teacher Behavior Checklist / A.J. Lauren Kirby, Jessica N. Busler, Jared W. Keeley, William Buskist // New Directions for Teaching And Learning. -2018. - No.156. - pp. 21-29. - URL: https://ur.booksc.me/book/71416239/9f2d56 (дата обращения 04.05.2022).

9. Schaeffer, Gerald, Epting, Kim, Zinn, Tracy, Buskist, William Student and Faculty Perceptions of Effective Teaching: A Successful Replication // Gerald Schaeffer, Kim Epting, Tracy Zinn, William Buskist. - Teaching of Psychology. - 2003. - Vol. 30.

- No 2. - 133-136. - URL: https://journals.sagepubxom/doi/abs/10.1207/S15328023T0P3002_11?journalCode=topa (дата обращения 22.01.2022).

10. Segrist, Dan J., Hupp, Stephen D. A. This class is a joke! Humor as a pedagogical tool in the teaching of psychology // Dan J. Segrist, Stephen. D.A. Hupp. - OTRP Online. - 2015. - 31 pp. - URL: https://teachpsych.org/Resources/Documents/otrp/resources/segrist15.pdf (дата обращения 22.05.2022).

11. Strean, William B. Creating Student Engagement? HMM: Teaching and Learning with Humor, Music, and Movement // William B. Strean. - Creative Education. - 2011. - Vol 2. - No 3. - pp. 189-192. - URL: https://www.researchgate.net/publication/259290981_Creating_Student_Engagement_HMM_Teaching_and_Learning_with_Humor _Music_and_Movement (дата обращения 22.05.2022).

12. Ziv, A. Teaching and Learning with Humor: Experiment and Replication / A. Ziv // The Journal of Experimental Education. - 1988. - Vol. 57. - No 1. - pp. 5-15. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Teaching-and-learning-with-humor%3A-Experiment-and-Ziv/39b74a21 b9dbe266316097b9d030851 ed8a9b66f (дата обращения 04.05.2022).

Педагогика

УДК 37.012.85

аспирант Малыгин Денис Вячеславович

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ПОТЕНЦИАЛ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ФОРМИРОВАНИИ ИНИЦИАТИВНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТРУДОВОГО КОЛЛЕКТИВА

Аннотация. Решение задачи формирования и развития личного качества инициативности у сотрудников трудового коллектива предлагается осуществлять, используя компетентностный подход. Проведен краткий анализ термина компетенция и компетентность. Проведен анализ современного понимания моделей развития компетенций и их актуальности для развития инициативности в трудовом коллективе. В результате анализа теоретических данных получен ряд выводов о потенциальных возможностях компетентностного подхода в формировании инициативности у сотрудников трудового коллектива. Проведен опрос управления четырех трудовых коллективов. Полученный результат позволяет утверждать, что при формировании инициативности сотрудников трудового коллектива компетентностный подход моделируемый по уровням компетентности, обладает высоким потенциалом и может выступать как основной. В качестве основных методов использовался анализ литературы из разных областей научного поиска, опрос, обобщение и систематизация полученных данных.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, инициативность.

Annotation. The solution of the problem of formation and development of the personal quality of initiative among the members of the labor collective is proposed to be carried out using a competence-based approach. A brief analysis of the term competence and competence has been carried out. The analysis of the modern understanding of the models of development of competencies and their relevance for the development of initiative in the work team is carried out. A survey of the management of four labor collectives was carried out. As a result of the analysis of theoretical data, a number of conclusions were obtained about the potential possibilities of the competence-based approach in the formation of initiative among members of the labor collective. The result obtained allows us to state that in the formation of the initiative of employees of the labor collective, the competence-based approach, modeled by levels of competence, has a high potential and can act as the main one. The main methods used were the analysis of literature from different areas of scientific research, a survey, generalization and systematization of the data obtained.

Key words: competence, competence, competence-based approach, initiative.

Введение. Личностное качество инициативность в разрезе формирования и развития профессионала, рассматривается как важнейший ресурс экономического и социального развития общества в «Модели образования 2020 для экономики, основанной на знаниях» [1, С. 34].

Резюмируя многочисленные данные из различных профессиональных источников педагогики, психологии и менеджмента, отраженные в нормативных документах различного уровня можно с уверенностью сказать о том, что личностное качество инициативность является важным для специалистов в самых различных профессиональных сферах. Необходимость, выше обозначенного личностного качества у членов трудового коллектива, диктуется еще и динамикой изменений в технологиях, на которых основан функционал как отдельно взятых специалистов, так и организаций в целом.

Несмотря на актуальность, проблема развития инициативности, как личностного качества отдельно взятого члена трудового коллектива остается слабо разработанной. Основная масса научных исследований посвящена формированию и развитию инициативности в детском или юношеском возрасте, тогда как необходимость проявлять данное личностное качество, особо актуальна в трудовой деятельности.

Очевидно, что проблематика развития инициативности находится в области, тесно связанной с профессиональными компетенциями члена трудового коллектива, как специалиста.

Все перечисленное выше позволяет предполагать о необходимости рассмотрения потенциала компетентностного подхода в формировании и развитии личностного качества инициативность у членов трудового коллектива.

Изложение основного материала статьи. Изучая результаты работ И.А. Зимней, Серикова, Г.С. Сухобской, В.С. Безруковой, Е.А. Царьковой, Л.А. Ибрагимовой и других отечественных и зарубежных исследователей попробуем уточнить понятия используемые в рамках компетентностного подхода, для начала определив содержание понятий компетенция и компетентность.

Рассмотрев определения данные отечественными исследователями: Сухобской Г.С., Безруковой В.С., Царьковой В.А., мы можем говорить о компетентности, как об интегрированной характеристике личности, которая включает в себя систему знаний умений и навыков, возникающую и проявляющуюся в профессиональной и социальной реализации личности [3, С. 19], [4, С. 27], [5, С. 5].

Рассматривая определения зарубежных исследователей можно отметить мнения Parry S.B и К. Кееп. По их мнению, компетенция имеет довольно большое количество элементов: группы знаний, умений навыков, социальных контактов и отношений, контролируемых человеком с целью успеха в профессиональной деятельности. [6, С. 51], [7, С. 114].

Во первых, можно утверждать, что единого определения терминов компетенция и компетентность на данный момент в науке нет, часто два данных понятия исследователи либо отождествляют, либо указывают одинаковые элементы, составляющие содержание понятий. Во вторых, все определения показывают интегративную, системную природу компетенций и компетентности, указывая элементами системы знания, умения, личностные качества, опыт и даже личные контакты, которые имеет специалист.

Для темы нашего исследования, связанной с многообразием социальных связей, динамики в коммуникациях, мотивации и даже изменением ценностных установок членов трудового коллектива в процессе их профессионального развития важно мнение И.А. Зимней, которое подчеркивает многообразие наполнения терминов компетенции и компетентности, от знаний и личностных качеств до мотивационных тенденций и ценностных установок [8].

Дополняя приведенное выше мнение, Л.А. Перовская называет компетентность в определенной сфере свойством личности [9, С. 263], а А.Я. Кибанов в понятии компетенция осуществляет синтез характеристик необходимых для успешной деятельности, предлагая рассматривать их набор максимально широко [10, С. 87].

Профессионально-педагогическая компетентность, по Н.В. Кузьминой, включает пять элементов или видов компетентности: профессиональная компетентность преподаваемой дисциплины; методическая компетентность в области способов формирования знаний, умений учащихся; социально-психологическая компетентность в области общения; дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, способностей учащихся; аутопсихологическая компетентность в области достоинств и недостатков собственной деятельности и личности [11, С. 73].

Перечисленные выше мнения исследователей позволяют утверждать о многозначности определений компетенция и компетентность. Так же, можно прийти к выводу, что данные понятия используются применительно к определенной деятельности как обозначения некоего уровня специалиста, который достигается им в своем профессиональном развитии. Несмотря на схожесть определений отдельная компетенция, в определениях исследователей представляется частью более емкого понятия компетентности, которая определяется большинством исследователей как качество личности, которое обуславливает профессиональную актуализацию специалиста и его профессиональный уровень в целом.

Для более точного понимания вопроса обратимся к моделям компетенций. Модель Tuning Project классифицирует компетенции на системные, межличностные, социальные, инструментальные [12, С. 25]. В одном из решений Стратегического Комитета по обновлению общего образования Минобразования России от 06.03.2001 компетентность представлена как интегративная характеристика профессионала, объединяющая не просто разного рода составляющие, но и способности к профессиональному творчеству, актуализирующему специалиста [13, С. 16].

Очевидно, что понятие компетентности включает, наряду с когнитивным, еще и мотивационный, отношенческий и регулятивный компоненты. Обращаясь к содержанию компетентности, в частности к группе социальных знаний умений и навыков, можно утверждать, что в процессе их освоения идет процесс усвоения ценностных ориентиров, а так же социальных норм, в целом. В том числе в отношении к своей деятельности и к исполняемым, функциональным обязанностям.

Как можно увидеть, компетентностный подход акцентируя внимание на результате образования, учитывает сложную интергативную структуру компетентности не просто как суммы знаний, а как органичное соединение ключевых компонентов (когнитивных, мотивационных, социальных, регулятивных). Полученный, с помощью компетентностного подхода результат, создает профессионального специалиста высокого уровня, готового действовать в нестандартных ситуациях и способного самоактуализироваться в профессиональном плане, что важно для темы нашего исследования.

Схожесть понятий компетентности и инициативности прослеживается как в определении данных явлений, как личностных качеств, так и схожести в компонентах (когнитивном, социальном, ценностном, мотивационном) составляющих данные понятия. В некоторых моделях компетенций (В.И. Байденко, А.В. Хуторской, Спенсер и Спенсер, Совет Европы и других) личностное качество инициативность прямо указана как надпрофессиональная компетенция.

Рассматривая личностное качество инициативности у сотрудника трудового коллектива через призму компетентностного подхода, взяв за основу мнение И.А. Зимней можно говорить о четырех компонентах данного качества: мотивационно-ценностном, когнитивном, поведенческом, волевом [14, С. 39]. Причем, в рамках нашего исследования ценностно-смысловой компонент необходимо рассматривать как со стороны члена трудового коллектива, так и со стороны представителя управления, который входит в структуру трудового коллектива, но при этом обладает компетенциями и полномочиями по оценке функциональной деятельности своих подчиненных.

Для моделирования конкретных действий по развитию инициативности в рамках компетентностного подхода необходимо понимать, что элементы одной компетенции имеют разную динамику. Объединять в динамике освоения знания, навыки, опыт, личные контакты, представляется затруднительным. Тем более в рамках работы с трудовым коллективом, члены которого обладают разным уровнем освоения компетенций и разным уровнем компетентности. Основываясь на данном утверждении и учитывая сложную структуру инициативности, как личностного качества и компетентности как интегрированного явления обозначающего уровень профессионализма конкретного члена трудового коллектива, можно предложить основываться в действиях по формированию инициативности на уровни структуры компетентности, которые выглядят следующим образом:

1 Уровень - профессиональные знания, навыки, умения (обеспечивающие выполнение функциональных обязанностей).

2 Уровень - профессиональные контакты и социальные нормы (обеспечивающие выполнение функциональных обязанностей).

3 Уровень - поведенческие стереотипы и ценностные установки (обеспечивающие самоактуализацию как профессионала).

4 Уровень - отношение к профессии, постоянство и вариативность в решении сложных профессиональных задач (обеспечивающие самоактуализацию как профессионала и постоянство в мотивации к профессиональной деятельности).

Можно предполагать, что используя данные уровни компетентности членов трудового коллектива, можно выстраивать конкретные действия системно и адресно.

Для подтверждения части ранее сделанных нами выводов был проведен опрос управления четырех предприятий. Первое предприятие, торговля отделочными материалами, второе предприятие фитнес-центр, третье предприятие интернет - магазин с товарами широкого потребления, четвертое производство и продажа продуктов питания. В опросе участвовали 30 членов трудового коллектива, которые являются оперативными управляющими данными предприятиями. Результатом первого этапа опроса был список компетенций, который необходим для эффективной работы на предприятиях и из которых состоит компетентность члена трудового коллектива, позволяющая считать результаты его труда успешными. Компетенции интерпретировались нами таким образом, чтобы отсекать специфическую терминологию сфер деятельности. Результатом второго этапа опроса, представленный ранее список, предлагалось разделить по определенному принципу, который формулировался нами следующим образом - какие из компетенций приобретаются более просто и динамично. Ранжирование начиналось с первого уровня и далее по возрастающей сложности.

Уровни динамики компетенций Компетенции % Респондентов

1 Отдельные знания 98

2 Знания практических алгоритмов деятельности, умения, навыки 96

3 Социальные контакты и стереотипы поведения 91,5

4 Внутренние ценности и личностные качества 93,5

5 Способности преодоления возникающих трудностей. Самостоятельная мотивация и актуализация как профессионала 97

Как мы можем увидеть из таблицы, отдельные знания большинство респондентов поставили как самую легко приобретаемую компетенцию и самостоятельные мотивацию и актуализацию членов трудового коллектива как профессионала, большинством указывается как самая трудно приобретаемая и наименее динамичная компетенция. Результаты опроса подтвердили сделанные нами ранее выводы о сложной структуре компетенций и компетентности, а так же содержании уровней компетентности.

Выводы. При отсутствии единого определения компетенции и компетентности, можно утверждать об их сложной, интегративной структуре. Личностное качество инициативность и явление компетентность имеют сходство в части структурных компонентов.

Большинством исследователей отдельная компетенция, считается элементом, входящим в более широкое понятие компетентности. Понятие компетентность в профессиональном развитии членов трудового коллектива означает определенный уровень их профессионализма.

Характеристики специалиста, определяющие успешность той или иной деятельности, являются, применительно данной деятельности, компетенциями. Набор ключевых, для успеха в профессиональной деятельности, характеристик составляет компетентность специалиста.

Личностное качество инициативность может выступать, для определенной деятельности как ключевая компетенция и быть основой профессиональной компетентности. Таким образом, компетентностный подход в формировании инициативности у членов трудового коллектива обладает высоким потенциалом и может занимать основное место.

Используя предложенные уровни компетентности для выстраивания системной работы по формированию и развитию инициативности у членов трудового коллектива, компетентностный подход может приносить больший эффект за счет адресности применения.

Литература:

1. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2008. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11731970 (дата обращения: 22.05.2022) Режим доступа: для зарегистрированных пользователей

2. Новый словарь иностранных слов: более 15000 словар. ст., более 6000 слов и выражений / [гл. ред. В.В. Адамчик].

- М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005 (Минск: РУП Изд-во Белорус. Дом печати). - 1151 с.

3. Сухобская, Г.С. Психотерапевтический эффект тренингов обучения для учителя / Г.С. Сухобская, Н.М. Божко // Ин-форм. бюллетень: Проблемы непрерывного образования: педагогические кадры. СПб. - 1995. - № 4. - С. 18-20.

4. Безрукова, В.С. Образовательные технологии: ориентиры для выбора / В.С. Безрукова // Директор школы. - 1999. -№ 8. - С. 25-30.

5. Царькова, Е.А. Компетентность в контексте модернизации профобразования / Е.А. Царькова // Профессиональное образование. - 2004. - № 6. - С. 5-6.

6. Parry, S.B. The quest for competences: competency studies can help you make HR decisión, but the results are only as good as the study / S.B. Parry // Training. - 1996. - Vol. 33. - P. 48-56.

7. Keen, K. Competence: What is it and how can it be developed? / K. Keen // Instructional Design: Implementation Issues / B.J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen Eds. IBM Education Center. - 1992. - P. 111-122

8. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2006. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21956030 (дата обращения: 10.05.2022) Режим доступа: для зарегистрированных пользователей

9. Петровская, Л.А. Общение-компетентность-тренинг: избранные труды / Л.А. Петровская; ред.-сост. О.В. Соловьева. - Москва: Смысл, 2007. - 691 с.

10. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А.Я. Кибанов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -Москва: ИНФРА-М, 2007. - 445 с.

11. Кузьмина, Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н.В. Кузьмина

- Москва: ВНИИ проф.-техн. образования. - Высш. шк., 1990. - 117 с.

12. Bezanilla, María & Wagenaar, Robert & González Ferreras, Julia. Tuning Educational Structures In Europe. Final Report. Pilot project-Phase 1. Learning outcomes: Competences. Publisher: Universidad de Deusto press, Cop. 2003 -URL:https://www.researchgate.net/publication/317001773_Tuning_Educational_Structures_In_Europe_Final_Report_Pilot_projectP hase_1_Learning_outcomes_Competences (дата обращения: 12.05.2022)

13. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2002. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=15273014 (дата обращения: 18.05.2022) Режим доступа: для зарегистрированных пользователей

14. eLIBRARY.RU: научная электронная библиотека: сайт. - Москва, 2003. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=9203398 (дата обращения: 18.05.2022) Режим доступа: для зарегистрированных пользователей

Педагогика

УДК 373.2

кандидат педагогических наук, доцент Маслова Татьяна Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Габдулина Ирина Олеговна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга); студентка Ефремцева Полина Валерьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Калужский государственный университет имени К.Э. Циолковского» (г. Калуга)

ВИРТУАЛЬНАЯ ИГРА-ЭКСКУРСИЯ КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИГРОВОЕ СРЕДСТВО ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ (ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В статье рассматривается возможность осуществления краеведческого образования дошкольников. Продемонстрировано как можно организовать виртуальную экскурсию в игровой форме, в рамках которой осуществляется знакомство дошкольников с государственным музеем истории космонавтики имени К.Э. Циолковского.

Ключевые слова: краеведение, дошкольное образование, музей, игра-экскурсия, космос.

Annotation. The article considers the possibility of local history education of preschoolers. It is demonstrated how it is possible to organize a virtual excursion in a playful form, within the framework of which preschoolers are introduced to the K. E. Tsiolkovsky State Museum of the History of Cosmonautics.

Key words: local history, preschool education, museum, game-excursion, space.

Введение. В наше время дети имеют базовые знания о стране, гимне и гербе Российской Федерации, но не имеют необходимых представлений о своем городе, в котором живут. Именно поэтому в современном обществе актуально и целесообразно развивать краеведческие знания для процесса социализации и становления личности дошкольников.

В стандарте дошкольного образования указывается образовательная область, а именно, познавательное развитие, которое предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о других людях, объектах окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных праздниках, о планете Земля как общем доме людей [51.

Поэтому необходима организация соответствующей предметно-развивающей среды, специальный подбор иллюстративно-дидактических пособий, материалов и игровых средств обучения [4]. Цель исследования, представленного в данной статье, состоит в поиске эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников.

Возможности развития познавательной активности, самостоятельности дошкольников через краеведческую деятельность определяются, прежде всего, тем, что краеведение позволяет изучать культурное наследие родного края, дает им знания о жизни региона, о достижениях отечественных ученых в истории человечества [2]. Важность изучения краеведческого материала с детьми рассматривалась в работах П.Ф. Каптерева, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, Д.Д. Семенова. Ценность краеведческих знаний удалось подметить Н.В. Карамзину. По его словам, «народ, который не знает своей культуры и истории - презренен и легкомыслен». Следует заметить, Мария Монтессори также отмечала, что в словах «я люблю свой край» нет ничего поверхностного или искусственного. Напротив, они отражают существенные человеческие качества... «Местные» черты поведения человека есть таинственное отражение того, что запечатлелось в нем в годы его детства» [3]. Работа воспитателя по краеведению подразумевает использование разнообразных форм и средств организации деятельности. Основной формой является игровая, досуговая деятельность, развлечения, в которые включается соответствующая краеведческая тематика. Особое внимание следует уделить самостоятельной игровой деятельности и специальным играм-занятиям, развлечениям, викторинам и т.д. [1].

Изложение основного материала статьи. Поиск эффективных игровых средств для реализации работы по развитию краеведческих знаний у дошкольников привел нас к следующему решению. 12 апреля - это знаменательная дата в истории нашей страны. К этому событию мы разработали игру - экскурсию по «Государственному музею истории космонавтики имени К. Э. Циолковского». В данной статье будет представлена часть дидактического материла (карточки), который используется при проведении виртуальной экскурсии. Суть разработанной нами игры «Космическое путешествие» заключается в том, что дети виртуально отправляются в «Государственный музей истории космонавтики имени К.Э. Циолковского» с помощью игры - экскурсии. Каждый по очереди бросает кубик, и, делая свой ход на игровом поле, встает на «космическую станцию», обозначенную цветом (рис. 1).

Рисунок 1. Игровое поле

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.