Научная статья на тему 'СПОСОБНОСТЬ К САМОАНАЛИЗУ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ'

СПОСОБНОСТЬ К САМОАНАЛИЗУ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
293
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / САМОАНАЛИЗ / ПЕДАГОГИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПЕДАГОГИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хромова Алина Олеговна, Загороднюк Анастасия Николаевна, Дружинина Мария Вячеславовна

Статья посвящена исследованию связи между формированием игровой компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования и готовностью к самоанализу профессиональной деятельности в арктическом регионе. В данной статье представлены теоретические аспекты игровой компетенции и самоанализа. Обозначены условия формирования эффективных игровых компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования. Проблема и цель. Целью данной статьи является решение проблемы развития игровой компетентности будущих учителей дошкольных и начальных классов на основе проведения самоанализа их профессиональной. Авторы формулируют гипотезу о том, что без грамотного самоанализа профессиональной деятельности у будущих педагогов дошкольного и начального образования невозможно сформировать востребованный в практике учебной деятельности уровень игровой компетентности. Предмет исследования - готовность будущего педагога дошкольного и начального образования проводить самоанализ своей профессиональной деятельности как готовность к развитию игровой компетенции. В связи с этим основной целью исследования является исследование взаимосвязи между умением проводить самоанализ и процессом развития игровой компетентности будущих учителей дошкольных и начальных классов. Методы. Для проведения исследования использовались такие методы, как отбор и анализ научной литературы, анкетирование, опросы, наблюдение, различные игровые методы и др. Полученные результаты. Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что на момент исследования, в котором обучались бакалавры 3, 4 и 5 (двойного бакалавриата) курсов (всего 59), уровень развития игровой компетенции в преобладающей части. респондентов (40 человек было средним и составило 68 %. При этом установлено, что уровень сформированности самоанализа у большинства студентов (61 %) также относится к средним значениям. Результаты исследования подтверждают, что успешное выполнение условий, описанных в статье, будет способствовать эффективному развитию игровой компетенции будущих учителей. Таким образом, данные исследования подтверждают, что развитие умения проводить самоанализ является ведущим условием эффективного развития игровой компетенции. будущих учителей дошкольного и начального образования. Заключение. Данные исследования показали, что существует реальная потребность в проведении самоанализа профессиональной деятельности для успешного формирования игровой компетентности будущих учителей дошкольного и начального образования в Арктическом регионе. Полученные результаты могут служить отправной точкой для учителей при проведении самоанализа своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хромова Алина Олеговна, Загороднюк Анастасия Николаевна, Дружинина Мария Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ABILITY TO INTROSPECT AS ONE OF THE COMPONENTS OF THE FORMATION OF GAME COMPETENCE IN BACHELORS OF PRESCHOOL AND PRIMARY EDUCATION

The article is devoted to the study of the link between the formation of play competence of future preschool and primary education teachers and the readiness for self-analysis of professional activity. This paper presents the theoretical aspects of play competence and self-analysis. The conditions for the effective play competence formation of future preschool and primary education teachers are outlined. Problem and purpose. The purpose of this article is to solve the issue of play competence development of future preschool and primary education teachers based on conducting the self-analysis of their professional activity. The authors formulate a hypothesis that without a well-done self-analysis of professional activity, it is not possible for future teachers of preschool and primary education to form the level of play competence that is in demand in the educational activity practice. The subject of the research is the readiness of the future preschool and primary education teacher to conduct the self-analysis of their professional activity as the readiness for the play competence development. In this regard, the main objective of the study is to investigate the correlation between the ability to conduct a self-analysis and the process of play competence development of future preschool and primary education teachers. Methods. To conduct the research there were used such methods as selection and analysis of scientific literature, questionnaires, surveys, observation, various game methods, etc. Results. The data obtained during the experimental work showed that at the time of the study, which was attended by bachelor students of 3, 4, and 5 (double bachelor) courses (59 in total), the level of play competence development in the prevailing part of the respondents (40 people was average and amounted to 68 %. At the same time, it was determined that the level of self-analysis formation in the majority of students (61 %) also belongs to the average values. The research results prove that successful compliance with the conditions described in the article will contribute to the effective play competence development of future teachers. Thus, the study data confirms that the development of the ability to conduct a self-analysis is a leading condition for the effective play competence development of future preschool and primary education teachers. Conclusion. The research data have shown that there is a real need for conducting self-analysis of professional activity for the successful play competence formation of future preschool and primary education teachers in the Arctic region. The obtained results can serve as a starting point for teachers in terms of conducting the self-analysis of their professional activity.

Текст научной работы на тему «СПОСОБНОСТЬ К САМОАНАЛИЗУ КАК ОДИН ИЗ КОМПОНЕНТОВ ФОРМИРОВАНИЯ ИГРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У БАКАЛАВРОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЙ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki. com 2021, №3, Том 9 / 2021, No 3, Vol 9 https://mir-nauki.com/issue-3-2021.html URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN321.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Хромова А.О., Загороднюк А.Н., Дружинина М.В. Способность к самоанализу как один из компонентов формирования игровой компетенции у бакалавров дошкольного и начального образований // Мир науки. Педагогика и психология, 2021 №3, https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN321.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Khromova A.O., Zagorodnuk A.N., Druzhinina M.V. (2021). The ability to introspect as one of the components of the formation of game competence in bachelors of preschool and primary education. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(9). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/43PSMN321.pdf (in Russian)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-313-90053

Хромова Алина Олеговна

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия

аспирант кафедры перевода и прикладной лингвистики МО «Город Архангельск», Архангельск, Россия МБУ «Спортивная школа «Юность» Заместитель директора по спортивной работе E-mail: alinakhromova@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2650-1658 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1045542

Загороднюк Анастасия Николаевна

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия

МО «Город Архангельск», Архангельск, Россия МБОУ «Средняя школа № 22» Аспирант кафедры «Перевода и прикладной лингвистики»

Учитель начальных классов E-mail: ermoanastasiya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1487-7271

Дружинина Мария Вячеславовна

ФГАОУ ВО «Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова», Архангельск, Россия

Профессор кафедры «Перевода и прикладной лингвистики» Доктор педагогических наук, профессор E-mail: m.druzhinina@narfu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3445-6757

Способность к самоанализу как один из компонентов формирования игровой компетенции у бакалавров дошкольного и начального образований

Аннотация. Статья посвящена исследованию связи между формированием игровой компетентности будущих педагогов дошкольного и начального образования и готовностью к самоанализу профессиональной деятельности в арктическом регионе. В данной статье представлены теоретические аспекты игровой компетенции и самоанализа. Обозначены условия формирования эффективных игровых компетенций будущих педагогов дошкольного и начального образования.

https:// mir-nauki. com

Проблема и цель. Целью данной статьи является решение проблемы развития игровой компетентности будущих учителей дошкольных и начальных классов на основе проведения самоанализа их профессиональной. Авторы формулируют гипотезу о том, что без грамотного самоанализа профессиональной деятельности у будущих педагогов дошкольного и начального образования невозможно сформировать востребованный в практике учебной деятельности уровень игровой компетентности.

Предмет исследования — готовность будущего педагога дошкольного и начального образования проводить самоанализ своей профессиональной деятельности как готовность к развитию игровой компетенции. В связи с этим основной целью исследования является исследование взаимосвязи между умением проводить самоанализ и процессом развития игровой компетентности будущих учителей дошкольных и начальных классов.

Методы. Для проведения исследования использовались такие методы, как отбор и анализ научной литературы, анкетирование, опросы, наблюдение, различные игровые методы и др.

Полученные результаты. Данные, полученные в ходе экспериментальной работы, показали, что на момент исследования, в котором обучались бакалавры 3, 4 и 5 (двойного бакалавриата) курсов (всего 59), уровень развития игровой компетенции в преобладающей части. респондентов (40 человек было средним и составило 68 %. При этом установлено, что уровень сформированности самоанализа у большинства студентов (61 %) также относится к средним значениям. Результаты исследования подтверждают, что успешное выполнение условий, описанных в статье, будет способствовать эффективному развитию игровой компетенции будущих учителей. Таким образом, данные исследования подтверждают, что развитие умения проводить самоанализ является ведущим условием эффективного развития игровой компетенции. будущих учителей дошкольного и начального образования.

Заключение. Данные исследования показали, что существует реальная потребность в проведении самоанализа профессиональной деятельности для успешного формирования игровой компетентности будущих учителей дошкольного и начального образования в Арктическом регионе. Полученные результаты могут служить отправной точкой для учителей при проведении самоанализа своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: игровая компетенция; самоанализ; педагоги дошкольного образования; педагоги начального образования; профессиональное образование; компетенция; профессиональная деятельность

Изменения в педагогической профессии находят свое отражение в процессах получения педагогического образования будущими педагогами. Профессиональное образование педагогов рассматривается как процесс личностно-профессионального становления. В связи с этим особый смысл приобретают процессы самопознания и самосознания студента, целенаправленное «строительство себя» как личности, самоутверждение и самореализация в осваиваемой деятельности. Личность, способная к самоанализу, стремится к самореализации, обогащению своего потенциала, готова и может в полной мере создать условия как для собственной самореализации, таки для развития личности детей, что изложено в трудах, таких известных педагогов, как: А.Г. Асмолов, Б.С. Гершунский, В.В. Сериков, С.Д. Смирнов, С.Ю. Степанов, И.Г. Татур, А.П. Тряпицына и др.

Введение

Целью данной статьи является изучение взаимосвязи между способностью к самоанализу и формированием игровой компетенции у будущих педагогов дошкольного и начального образования.

Тема исследования является актуальной, так как в педагогической науке не выявлены условия формирования игровой компетенции, не изучено и не раскрыто влияние способности к самоанализу на формирование игровой компетенции. В то же время проведенный нами анализ практики образовательной деятельности убеждает в том, что формирование игровой компетенции у будущих педагогов будет неэффективным, если в процессе обучения в университете у студентов не будет развита способность к самоанализу. Таким образом, педагогической наукой и практикой образовательной деятельности востребовано изучение заявленной темы исследования.

Гипотезой исследования является предположение о том, что если эффективность формирования игровой компетенции зависит от способности к самоанализу у будущих педагогов дошкольного и начального образования, то развитие способности к самоанализу педагога необходимо для успешной профессиональной деятельности педагога.

Тeoритические основы

Основой формирования игровой компетенции педагогов является самоанализ, что базируется на следующих педагогических теориях: игровые умения педагога (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, Н.С. Новоселова и др.); игровая позиция как личностное образование (Н.П. Аникеева, Е.В. Груздова, О.В. Солнцева, А.И. Тимонин и др.); направленность педагога на игру (Е.А. Панько, Е.О. Смирнова и др.); компетентность во взаимодействии с ребенком (Т.Л. Корженевич и др.), формирование игровой компетенции у студентов (Е.И. Рзаева, О.В. Лещинская-Гурова). С точки зрения интеракционизма игровую компетенцию педагогов рассматривают зарубежные коллеги [2].

По мнению И.А. Комаровой [10] игровая компетенция педагога является результатом теоретико-концептуального и деятельностного обучения, обеспечивающего подготовленность педагога к реализации задач образования детей в соответствии с современными тенденциями в социокультурном пространстве и учётом психолого-педагогических особенностей развития ребёнка как субъекта культуры. В этой связи в образовании предпочтение отдаётся следующим направлениям деятельности с целью формирования игровой компетенции студента: научно-методологическому и теоретико-практическому осмыслению понятийного аппарата игровой культуры студентами, анализу социального игрового опыта; внедрению в процесс обучения комплекса игротехники, эффективных игровых методов работы со взрослыми и детьми для реализации личностно-деятельностного подхода в современной практике вуза; развитие личностных качеств и способности к профессиональной деятельности будущего педагога [3].

Исходя из теории Е.О. Смирновой, игровая компетенция педагога — это готовность и способность организовывать различные виды игровой деятельности, соответствующие возрастным особенностям дошкольников, а также принятие педагогом поддерживающей позиции по отношению к детской игре. Поддержание инициативности детей в игре — одна из немаловажных задач в работе педагога. Умение незаметно для детей руководить игрой является ведущим в осуществлении игровой деятельности с дошкольниками. В данном случае педагог реализует двойную роль, является и партнером по игре, и наставником, что, несомненно, активизирует и оптимизирует организацию игры [4].

Одним из условий формирования игровой компетенции педагогов, выделяемое Е.Е. Кравцовой [5], касается проблемы оценки результатов обучения и профессиональной деятельности. Общеизвестно, что взрослые люди имеют собственную оценку себя и своей

https:// mir-nauki. com

профессиональной деятельности. Оценка, даваемая профессиональной деятельности студента или уже состоявшегося педагога старшим наставником (заведующим, преподавателем, коллегами), часто служит для студента критерием, с помощью которого он утверждается в правильности самоанализа и собственной самооценки. В этой связи студенту часто более интересен процесс оценивания, чем его результат. Следует побуждать будущих педагогов разрабатывать и анализировать критерии оценки, например качества целеполагания при создании условий для развития игры, игрового взаимодействия педагога с детьми. Это будет способствовать развитию способности не только адекватно контролировать процесс обучения, но и рефлексировать как собственную профессиональную деятельность, так и профессиональную деятельность других педагогов [6].

Обратим внимание, что в рамках нашего исследования, особенно важно мнение Е.И. Рзаевой о том, что одним из критериев сформированности игровой компетенции у студентов педагогических направлений является способность к самоанализу, что предполагает осмысление и оценку собственной деятельности [7; 8].

А.М. Крулат в своих научных трудах, опирается на позицию Г.К. Селевко [9], которая представляет собой освоение профессиональных умений как действие конкретной компетенции. Так, одним из представленных автором компонентов профессионально-игровой компетенции, является рефлексивный. Он заключается в умении осознанно контролировать свою профессиональную деятельность, формировать качества и свойства, которые необходимы педагогу в профессиональной деятельности (креативность, инициативность, сотрудничество, готовность к самоанализу профессиональной деятельности) [1].

Таким образом, мы установили, что самоанализ является действительно неотъемлемым условием формирования игровой компетенции. Далее более подробно раскроем суть самоанализа.

Теоретические основы самоанализа базируются на следующем постулате в педагогике: познание личностью и преобразование самой себя в деятельности является определяющей стороной ее целей и задач [10]. В соответствии с этим утверждением в педагогических работах часто затрагивается замысел разработки специальных технологий с рефлексивной направленностью, используемых в развитии личностно-профессионального становления студентов, осваивающих педагогическую профессию (Л.Н. Бережнова, Р.У. Богданова, Б.З. Вульфов, С.И. Заир-Бек, И.Г. Татур, A.B. Христева и др.).

Решению задач по определению места самоанализа в структуре личности посвящены психологические работы многих зарубежных и отечественных ученых (Б.Г. Ананьев, Р. Берне, Л.И. Божович, У. Джеймс, И.С. Кон, У. Кули, К. Роджерс, С.Л. Рубинштейн, С.С. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон и др.).

Анализ психологической литературы показывает, что понятие самоанализа рассматривается в контексте самосознания личности (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, Р. Бернс, Г. Олпорд, Г.С. Никифоров, С.Л. Рубинштейн, И.И. Чеснокова и др.).

Готовность к самоанализу в процессе обучения в университете, основывается на формировании потребности узнать, что такое самоанализ и умении проводить его. Самоанализ содержит в себе психологическую составляющую, которая предполагает приобретение рефлексивного самосознания, внутренней саморегуляции, которая, по мнению Г.К. Селевко, порождает мотив к осуществлению самоанализа профессиональной деятельности [9].

Проведенный анализ трудов ученых позволил сделать вывод о том, что педагог рассматривается как субъект, нуждающийся в постоянном самосовершенствовании, в развитии личности, реализации себя как профессионала.

https:// mir-nauki. com

Отметим, что самоанализ является средством взаимоотношений между педагогом и обучающимися, между педагогом и родителями детей, между педагогом и его коллегами по работе. На основании этого, педагогу необходимо уделять особое внимание в своей профессиональной деятельности способам и приемам проведения самоанализа, осознанности использования средств и методов для достижения желаемых результатов. В данном случае самоанализ рассматривается как целенаправленный процесс установления педагогом взаимосвязей между использованием мотивов, средств и действий в своей профессиональной деятельности [11].

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из мнения А.С. Рубинштейна о том, что в своей профессиональной деятельности педагог, познающий мир, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом [12].

Выявление педагогом несоответствия между тем, что есть, и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень — определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяет перейти к поиску путей устранения этих проблем. Опорой для осознания противоречий, определения проблем служит готовность педагога к проведению самоанализа и умение адекватно его использовать.

Использование самоанализа в профессиональной деятельности поможет педагогу выявить затруднения, с помощью полученной актуальной оперативной информации, осознавать противоречия и проблемы, принимать позитивные решения, саморазвиваться.

Таким образом, согласно проанализированным трудам, самоанализ есть условие формирования игровой компетенции педагогов дошкольного и начального образования, но вопрос о том, как реализовать данную взаимосвязь на практике остается открытым.

В работе предпринимается попытка исследовать взаимосвязь между сформированностью способности студентов к самоанализу и уровнем сформированности у них игровой компетенции. Интерес к данному вопросу вызван тем, чтобы изучить и представить действительную зависимость между способностью студентов к самоанализу и эффективностью формирования игровой компетенции у будущих педагогов дошкольного и начального образования. Немаловажным является и тот факт, что развитие способности педагога к самоанализу является одной из основных составляющих успешной профессиональной деятельности специалиста.

Данное исследование основано на изучении зарубежных и отечественных научных трудов и анализе педагогической практики в Северном Арктическом федеральном университете имени М.В. Ломоносова (САФУ им. М.В. Ломоносова).

Для оценки уровня сформированности таких показателей, как игровая компетенция и готовность к самоанализу в игровой деятельности, за основу мы взяли методику, предложенную Е.И. Рзаевой [7; 8]. Данная методика базируется на выявлении у респондентов уровня сформированности умений в соответствии с критериями, которые являются составляющими игровой компетенции.

Критерии, представленные автором, были адаптированы нами для оценки уровня сформированности игровой компетенции и представлены в таблице 1.

Материал и методы исследования

Таблица 1

Методика изучения и оценки игровой компетенции студентов САФУ им. М.В. Ломоносова

Критерии оценки игровой компетенции Измеряемые показатели Методы измерения показателей

Ценностное отношение студента к игре Знание содержания понятия: психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности Анкетирование

Знание целей и задач психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности Экспресс-опрос

Представление о значении сюжетно-ролевой игры для психического развития ребенка Мониторинг выполнения индивидуальных дополнительных заданий студента

Знание общей теории игры Знание теоретических основ игровой деятельности: понятия сюжетно-ролевой игры, происхождения игры, условий ее развития, структуры игры, уровней и этапов развития, закономерностей развития игровой деятельности Анализ практической деятельности студентов, направленной на определение уровней и этапов развития игры детей

Рейтинговая оценка самостоятельной работы студента

Развитие способности к созданию игрового пространства Развитие диалектического мышления Наблюдение за деятельностью студентов при выполнении заданий по преобразованию реальных предметов в игровые и оценка рефлексии студента после выполнения им задания

Интеграция игрового пространства Деловая игра в микро-группах, направленная на реализацию возможности максимальной интеграции в заранее обусловленных группах

Интерпретация игровых контекстов Оценка анализа студента поведения игровых партнеров и их предметов игровой деятельности в процессе деловой игры

Готовность студентов к игровой деятельности Знание методов, приемов, технологий осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности детей Выполнение практических заданий по количественному и качественному анализу игровой деятельности дошкольников

Решение конкретных ситуаций (кейсов)

Способность к расширению опыта организации и поддержки игры Интеграция воображаемых ситуаций Беседа со студентом

Интерпретация реального пространства в игровом смысле Решение конкретных ситуаций (кейсов)

Поддержка и преобразование стихийной деткой игры в заранее запланированном направлении сюжетной линии Наблюдение за поведением студента в процессе выполнения задания

Готовность к самоанализу в игровой деятельности Умение определять проблемы и причины их возникновения Решение конкретных ситуаций (кейсов)

Критическая оценка педагогической проблемы и умение прогнозировать результаты своего успешного труда Беседа со студентом, наблюдение за студентом в процессе выполнения задания

Составлено/разработано авторским коллективом

Представленные критерии явились материалом для оценки уровня сформированности игровой компетенции студентов, которые представлены в таблице 2.

Страница 6 из 13

43PSMN321

Таблица 2

Уровни формирования игровой компетенции студентов

Критерии оценки

Уровни формирования игровой компетенции

низкий (репродуктивный)

средний (исследовательский)

высокий профессиональный

1

Отсутствует понимание значения сюжетно-ролевой игры для психического развития детей_

Имеют представление о сюжетно-ролевой игре как ведущей деятельности детей

Четкое знание возможностей игровой деятельности для формирования психических новообразований возраста_

Студенты не знают теоретических основ игры

Студенты имеют представление основных понятий теории игры_

Студенты имеют собственный взгляд на теоретические основы игры_

Студенты не умеют делать диалектические преобразования, игровое пространство замкнуто, испытывают затруднения при интерпретации реальных ситуаций в игровом смысле

При диалектических

преобразованиях испытывают затруднения, границы игрового

пространства подвижны, в реальных ситуациях

улавливают игровой смысл

Свободно делают диалектические преобразования, границы игрового пространства динамичны, готовы к объединению, в реальной ситуации улавливают несколько игровых смыслов

Не могут осуществлять переход от знания «как руководить игрой» к реальным действиям в конкретной ситуации

Испытывают затруднения при осуществлении перехода от знания «как руководить игрой» к реальным действиям в конкретной ситуации_

Свободно осуществляют переход от знания «как руководить игрой» к реальным действиям в конкретной ситуации

Отсутствуют умения по развитию сюжета игры. Отличаются небогатым игровым опытом

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Умеют оперировать элементами сюжетно -ролевой игры в контексте осуществления косвенного психолого-педагогического сопровождения игрой_

Имеют богатый игровой опыт, что проявляется в умении развивать сюжетные линии, в обогащении содержания детских игр через собственное ролевое поведение

Студенты не знают особенностей влияния арктических условий на психоэмоциональное развитие детей. Не владеют знаниями о профилактических и терапевтических функциях игры_

Имеют общие

представления об

особенностях развития детей в арктическом регионе и

профилактических и

терапевтических функциях игры

У студентов сформировано четкое представление об особенностях развития детей в арктическом регионе и профилактических и терапевтических функциях игры

Студенты испытывают

серьезные проблемы в осуществлении самоанализа своей деятельности

Студенты умеют осознавать результаты своей

деятельности и определять проблемы и выявлять причины их возникновения

Студенты умеют выявлять причины возникших проблем и давать критическую оценку своей деятельности, а также искать пути устранения данных проблем_

2

3

4

5

6

7

Составлено/разработано авторским коллективом

Далее мы соотнесли полученные показатели между собой для того, чтобы отследить взаимосвязь сформированности готовности к самоанализу в игровой деятельности и сформированности игровой компетенции.

По-нашему мнению, успешное соблюдение представленных критериев будет являться условием для формирования игровой компетенции. Соответственно, каждый критерий в отдельности является условием для формирования. А так как в основных образовательных программах бакалавриата первыми для усвоения являются универсальные компетенции (среди них и готовность к самоанализу), значит, готовность к самоанализу является первоочередным условием для успешного формирования игровой компетенции.

Для того, чтобы сформировать игровую компетенцию будущих педагогов, следует выстраивать работу со студентами с формирования готовности к самоанализу, соблюдая определенную этапность работы. На 1-2 курсах формируем готовность к самоанализу и частично формируем игровую компетенцию. На 3-4 курсах формируем готовность к игровой деятельности. При этом способность к самоанализу продолжает динамично совершенствоваться.

Таким образом, формирование способности к самоанализу — это условие, необходимое для формирования игровой компетенции будущих педагогов. Чтобы соблюдать это условие, следует соблюдать этапы формирования и отслеживать процесс в соответствии с критериями и показателями работы с будущими педагогами.

Результаты исследования

На основе изучения российских и зарубежных научных работ, анализа и обобщения полученных результатов, мы пришли к выводу о том, что сформулированная нами гипотеза, нашла свое подтверждение в следующем:

• формирование игровой компетенции у будущих педагогов в условиях Арктического региона является актуальной задачей университетского образования;

• эффективность формирования игровой компетенции будущих педагогов дошкольного и начального образования зависит от развития способности к самоанализу, в том числе к самоанализу игровой деятельности;

• способность педагога выполнять самоанализ является необходимой для успешной профессиональной деятельности специалиста;

• полученные нами данные в исследовании являются законченными, но не отрицают нацеленность на перспективу дальнейшего исследования по заявленной проблематике.

Проведенный теоретический анализ подтвердил наши предположения о том, что ведущей составляющей формирования игровой компетенции будущих педагогов дошкольного и начального образования является самоанализ (Е.Е. Кравцова, Е.И. Рзаева, А.М. Крулат). Данный факт подтверждается работами зарубежных исследователей, которые утверждают, что самоанализ занимает одно из приоритетных мест в формировании игровых умений и по отношению к игровой деятельности педагогов (K. Clark) [13-16].

В ходе работы мы подтвердили наличие лакуны в науке и практике в определении условий формирования игровой компетенции у будущих педагогов дошкольного и начального образования.

Наше исследование проводилось с 2019-2020 гг. Для представления результатов нами были адаптированы условия, которые являлись актуальными для данного исследования, представленные в методике изучения и оценки игровой компетенции студентов, описываемой Е.И. Рзаевой. Респондентами нашего исследования выступили студенты-бакалавры 3, 4 и 5 (двойной бакалавриат) курсов, обучающихся по очной форме, направление подготовки «Начальное образование и дошкольное образование». Всего в исследовании приняли участие 59 студентов, у которых оценивалась сформированность игровой компетенции по заранее заданным критериям, одним из которых является способность анализировать собственную деятельность. Полученные результаты представим в таблице 3.

Таблица 3

Уровни формирования игровой компетенции студентов

Количество человек Процентное соотношение

Репродуктивный 32 54,23 %

Исследовательский 40 67,79 %

Профессиональный 8 13,56 %

Составлено/разработано авторским коллективом

На основании представленных данных мы делаем вывод, что на момент проведения исследования уровень сформированности игровой компетенции у большинства студентов оказался средним и составил 68 %.

Для визуализации сформированности готовности к самоанализу в игровой деятельности представим результаты в таблице 4 «Готовность к самоанализу в игровой деятельности».

Таблица 4

Уровни сформированности компонента «Готовность к самоанализу в игровой деятельности»

Количество человек Процентное соотношение

Репродуктивный 35 59,32 %

Исследовательский 36 61,02 %

Профессиональный 9 15,25 %

Составлено/разработано авторским коллективом

На основании представленных данных мы приходим к выводу, что на момент проведения исследования уровень сформированности самоанализа у большого количества студентов (61 %) оказался средним.

Таким образом, на представленных нами таблицах и диаграммах четко отслеживается, что количественный показатель сформированности готовности к самоанализу в игровой деятельности и сформированности игровой компетенции идентичен.

Нами были проанализированы результаты по всем показателям формирования игровой компетенции. Мы зафиксировали закономерность между низким уровнем сформированности готовности к самоанализу и низким уровнем сформированности игровой компетенции, аналогичное прослеживается на среднем и высоком уровнях формирования компетенции.

Полученные в ходе исследования данные подтверждают, что развитие способности к самоанализу является условием для эффективного формирования игровой компетенции у будущих педагогов дошкольного и начального образования.

Заключение

На основе изученной литературы мы пришли к следующим выводам:

• Правильно организованная игровая деятельность детей способствует созданию благоприятной атмосферы, снимает страх, тревогу и напряженность, дает возможность повысить самооценку, позволяет проверить себя и свои силы в различных ситуациях общения. Игра оказывает влияние на произвольность поведения, умственное и эмоциональное развитие детей.

• Самоанализ является неотъемлемым условием эффективного формирования игровой компетенции у будущих педагогов начального и дошкольного образования.

• Готовность к анализу своей профессиональной деятельности необходимо рассматривать как многогранный процесс изучения педагогом своего опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений, планировании перспектив для дальнейшего самосовершенствования.

Проводимое исследование открывает возможность дальнейшей научной деятельности по исследованию проблемы формирования игровой компетенции и развития готовности к самоанализу деятельности как условия эффективного формирования игровой компетенции у будущих педагогов дошкольного и начального образования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Курлат, А.М. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования / А.М. Курлат // Современные тенденции развития дошкольного образования и профессиональной подготовки кадров — 2017 — С. 52-56.

2. Sandberg A., Play competence as a window to preschool teachers' competence. / A. Sandberg, A. Lillvist., S. Sheridan, P. Williams // International Journal of Play Therapy. 2017 — № 2(2). С. 184-196.

3. Комарова, И.А., Здорикова, Н.Г. Исследование феномена профессионально-игровой компетентности будущих специалистов ДОУ / И.А. Комарова, Н.Г. Здорикова // Вектор науки ТГУ 2015 — № 3 — С. 64-67.

4. Смирнова, Е.О. Формирование игровой компетентности педагога / Е.О. Смирнова // Тенденции развития образования: кто и чему учит учителей: — 2017 — С. 264-272.

5. Кравцов, Г.Г., Кравцова Е.Е. Психология игры (культурно-исторический подход): Москва. — 2017.

6. Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: М.: Форум. — 2010.

7. Рзаева, Е.И. Критерии оценки игровой компетентности будущих воспитателей / Е.И. Рзаева // Приволжский научный журнал — 2014 — № 4 — С. 69-72.

8. Рзаева Е.И. Критерии и показатели уровня развития игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Е.И. Рзаева // Ярославский педагогический вестник — 2016 — № 3 — С. 170-174 — URL: https://cyberleninka.ru, (дата обращения: 03.04.2021).

9. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: М.: Народное образование — 1998.

10. Иванова, Е.М. Познавательная деятельность как условие самоопределения личности и профессионального становления Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке — 2013 — № 2 — С. 36-45.

11. Корепанова, Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н.В. Корепанова // Педагогика — 2010 — № 3 — С. 66-71.

12. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: СПб. — 2010.

13. Katelyn, С. Play Then and Now: A Narrative Study of Early Childhood Teachers' Play Histories and Practices — 2019.

14. Хазыкова Т.С. Готовность будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности / Т.С. Хазыкова, Д.М. Тобомбаева // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. — 2016. — № 2(8). — С. 86-89. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26396779, (дата обращения: 25.02.2021).

15. Тимофеева, Н.Б. Особенности формирования профессиональной компетентности учителя начальных классов / Н.Б. Тимофеева // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 10(88). — С. 9194. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=13035138, (дата обращения: 25.02.2021).

16. Теуважуков, А.С. Развитие готовности будущих учителей начальных классов к профессиональной деятельности / А.С. Теуважуков // Проблемы и перспективы развития образования в России. — 2014. — № 27. — С. 21-26. — URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21511394, (дата обращения: 25.02.2021).

Khromova Alina Olegovna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

«City of Arkhangelsk», Arkhangelsk, Russia «Sports School «Youth» E-mail: alinakhromova@list.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2650-1658 РИНЦ: https://www.elibrary.ru/author_profile.asp?id=1045542

Zagorodnuk Anastasia Nikolaevna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

«City of Arkhangelsk», Arkhangelsk, Russia «Secondary school № 22» E-mail: ermoanastasiya@mail.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1487-7271

Druzhinina Maria Vyacheslavovna

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia

E-mail: m.druzhinina@narfu.ru ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3445-6757

The ability to introspect as one of the components of the formation of game competence in bachelors of preschool and primary education

Abstract. The article is devoted to the study of the link between the formation of play competence of future preschool and primary education teachers and the readiness for self-analysis of professional activity. This paper presents the theoretical aspects of play competence and self-analysis. The conditions for the effective play competence formation of future preschool and primary education teachers are outlined.

Problem and purpose. The purpose of this article is to solve the issue of play competence development of future preschool and primary education teachers based on conducting the self-analysis of their professional activity. The authors formulate a hypothesis that without a well-done self-analysis of professional activity, it is not possible for future teachers of preschool and primary education to form the level of play competence that is in demand in the educational activity practice.

The subject of the research is the readiness of the future preschool and primary education teacher to conduct the self-analysis of their professional activity as the readiness for the play competence development. In this regard, the main objective of the study is to investigate the correlation between the ability to conduct a self-analysis and the process of play competence development of future preschool and primary education teachers.

Methods. To conduct the research there were used such methods as selection and analysis of scientific literature, questionnaires, surveys, observation, various game methods, etc.

Results. The data obtained during the experimental work showed that at the time of the study, which was attended by bachelor students of 3, 4, and 5 (double bachelor) courses (59 in total), the level of play competence development in the prevailing part of the respondents (40 people was average and amounted to 68 %. At the same time, it was determined that the level of self-analysis formation in the majority of students (61 %) also belongs to the average values. The research results prove that successful compliance with the conditions described in the article will contribute to the effective play competence development of future teachers. Thus, the study data confirms that the development of the ability to conduct a self-analysis is a leading condition for the effective play competence development of future preschool and primary education teachers.

Conclusion. The research data have shown that there is a real need for conducting self-analysis of professional activity for the successful play competence formation of future preschool and primary education teachers in the Arctic region. The obtained results can serve as a starting point for teachers in terms of conducting the self-analysis of their professional activity.

Keywords: game competence; introspection; teachers of preschool education; teachers of primary education; professional education; competence; professional activity

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.