Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / TEACHER OF PRESCHOOL AND PRIMARY GENERAL EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Загороднюк Анастасия Николаевна, Хромова Алина Олеговна

Происходящие изменения в современном мире диктуют обществу новые требования к подготовке специалистов в области педагогического образования. Подготовка профессионалов своего дела - задача не из простых. В целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности будущего педагога вызовам современного общества необходимо обеспечить подготовку на этапе обучения в университете. В статье рассматривается становление профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального общего образования, описаны теоретические аспекты изучения сущности данной проблемы. На основании проведенного исследования путем анкетирования в работе анализируются основные составляющие успешного формирования у будущих педагогов дошкольного и начального общего образования профессиональной компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Загороднюк Анастасия Николаевна, Хромова Алина Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

The changes taking place in the modern world dictate to society new requirements for the training of specialists in the field of teacher education. Training professionals in their field is not an easy task. In order to ensure the professional competence of the future teacher meets the challenges of modern society, it is necessary to provide training at the stage of study at the university. The article discusses the formation of professional competence of future teachers of preschool and primary general education, describes the theoretical aspects of studying the essence of this problem. On the basis of the study, by means of a questionnaire survey, the main components of the successful formation of future professional competence in future teachers of preschool and primary general education are analyzed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

вич П Экологическое образование в интересах устойчив ого развития: материалы Ежегодной научно-практической конференции. 2019. - Т, 2. -С. 184-192.

9. Николайкин Н.И. и др. Экология : учеб, для вузов/ Н.И. Николайкин, Н.Е. Николайкина, О.П. Ме-

лехова. - 2 изд., перераб, и доп. -М,: Дрофа, 2019. -624 с.

Ю.Раянов Ф.М. Концепция устойчивого развития и российская государственно-правовая действительность / Раянов Ф.М. // Право и политика. -2019. ■■ №12.-С.5-10.

LH

S

о

LH

< et

LH

# * *

234

FORMA TION OF PROFESSIONAL COMPETENCE iN FUTURETEACHERS OF PRESCHOOL AND ELEMENTARY GENERAL EDUCATION

Zagorodnyuk Anastasia Nfkotaevna, Postgraduate student Khromova A Una Olegovna, Postgraduate student

Northern (Arctic) Federal University named after M.V, Lomonosov, Archangelsk

The changes taking place in the modern world dictate to society new requirements for the (raining of specialists in the field of teacher education. Training professionals in their field is not an easy task In order to ensure the professional competence of the future teacher meets the challenges of modern society, it is necessary to provide training at the stage of study at the university The article discusses the formation of professional competence of future teachers of preschool and primary general education, describes the theoretical aspects of studying the essence of this problem. On the basis of the study, by means of a questionnaire survey, the main components of the successful formation of future professional competence in future teachers of preschool and primary general education are analyzed.

Keywords: teacher ofpreschool andprimary general education; professional competence; formation ofprofessional competence.

DO! 10.24923/2222-243X.2020-35.48

УДК 378

ВАК РФ 13,00,08

5 ЗагороднюкА.Н., 2020 D Хромова А.О., 2020

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО И НА ЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Происходящие изменения в современном мире диктую т обществу новые требования к подготовке специалистов в области педагогического образования. Подготовка профессионалов своего дела ■задача не из простых. В целях обеспечения соответствия профессиональной компетентности будущего педагога вызовам современного общества необходимо обеспечить подготовку на этапе обучения в университете. В ста тье рассматривае гея становление профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного и начального общего образования, описаны теоретические аспекты изучения сущности данной проблемы. На основании проведенного исследования путем анкетирования в работе анализирую тся основные составляющие успешного формирования у будущих педагогов дошкольного и начального общего образования профессиональной компе тенции.

Ключевые слова: педагог дошкольного и начального общего образования; профессиональная компетентность; формирование профессиональной ком пегенгносги.

ЗАГОРОДНЮК Анастасия Николаевна, аспирант

ХРОМОВА Алина Олеговна, аспирант

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Архангельск

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что в настоящее время подготовка специалистов 8 области дошкольного и младшего школьного образования обусловлена изменениями экономическими и социокультурными. В современном обществе назревает необходимость в такой подготовке педагогов, которая бы позволила соединить фундаментальность профессиональных базовых знаний с практико-ориентированным подходом в осуществлении педагогической деятельности.

Для дальнейшего развития современной системы дошкольного и начального общего образования немаловажным является овладение и совершенствование профессиональной компетентностью педагогами.

Целью настоящего исследования является выявление условий формирования профессиональных компетенций у будущих педагогов дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе университета.

Профессиональная компетентность - это совокупность характеристик педагога, в которые входитспособность реализовывать современные программы и технологии; проявление творческого подхода; умение проектировать и решать профессиональные задачи и находить правильные пути их решения; умение действовать в нестандартных ситуациях.

В работе представлена попытка осуществления поиска условий, которые будут способствовать формированию профессиональных компетенций у будущих педагогов дошкольного и начального общего образования в образовательном процессе университета.

Компетентный педагог - это такой педагог, который способен создавать условия для успешного развития каждого ребенка, учитывая индивидуальные способности и особенности детей; видящий и предоставляющий возможности для дальнейшего развития; понимающий и принимающий новые вызовы современного общества. Поэтому, считаем, что подготовка таких педагогов в стенах университета должна носить комплексный характер.

Такие ученые, как В.Н. Веденский, А.8. Хуторской и др., рассматривая вопросы подготовки компетентного педагога, отмечают необходимость овладения будущими педагогами ключевыми и операционными компетентное -тями, необходимыми для успешной профессиональной работы [1 ].

Российскими учеными и исследователями, такими как Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя, A.B. Хуторской и др., данная проблема рассматривается с точки зрения формирования профессиональных требований к специалисту и совершенно нового подхода к конструированию образовательных стандартов.

Э.Ф. Зеер, Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.И. Щербаков идр., исследуя профессиональную компетентность, выделяют основные составляющие: наличие специальных знаний, умений и навыков; значимость личностных свойств и ценностных ориентаций специалиста. Но на сегодняшний день существует проблема в подготовке к профессиональной деятельности будущих воспитателей и учитепей начальных классов, так как необходимые составляющие студенты получают самостоятельно путем проб и ошибок. Анализируя иссле-

дования последних лет, ученые В.И. Логинова, Г.Г, Петроченкоидр. наблюдают отсутствие разнообразных средств решения педагогических задач, недостаточную сформированностъ педагогических умений и механизмов понимания другого человека.

По мнению Б.Ф. Исаева, профессиональная компетентность - это "интегральная характеристика деловых и личностных качеств специалистов, отражающая уровень знаний, умений и навыков, опыта, достаточных для осуществления определенного рода деятельности, которая связана с принятием решений" [4, 37].

И.Л. Торгунская раскрывает профессиональную компетентность как знания, умения и навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. Иными словами, под профессиональной компетентностью понимается гармоничное сочетание элементов дея-тельностной и коммуникативной (культура общения, навыки социального поведения) подструктур [8).

Модель структуры профессиональной компетентности педагога является образцом цепочки действий, обеспечивающих единство его теоретической и практической способности осуществления профессиональной деятельности, предопределенных социальным заказом общества [6].

Профессиональные компетенции в процессе обучения в университете формируются у студентов через активные формы обучения, например, кейс-метод, метод проектирования, деловые игры и др. "Знание реальных ситуаций, навыки их анализа, апробирование собственной компетентности в решении деловых проблем существенно дополняют теорию того или иного предмета, повышают его усвояемость" (2. с. 296]. Также вышеперечисленные формы позволяют и диагностировать уровень компетентности студента на начальном уровне.

В.А. Исаев в своей работе отмечает, что в русле компегентностного подхода становление профессиональной компетентности выступает целеполагающим и воплощается, преимущественно за счет методических и педагогических подходов, а не за счет "обучения" на предметно-содержательном уровне. Из этого следует, что необходимо создать специальные психолого-педагогические условия для формирования профессиональной компетентности, а именно:

1. Трансформация роли преподавателя: от преподнесения знаний к конструирова-

ш S

О ш

<

С[ ш

# * *

236

нию личностного разбития каждого из студентов.

2. Укоренение инновационных формомоти-еирования учебной деятельности через действия, обмен опытом, изучение опыта, постановки и творческого решения реальных проблемных ситуаций.

3. Применение методов обучения, благоприятствующих становлению всех частей профессиональной компетентности студентов в зависимости от их личных особенностей. Приоритетными используемыми методами выступают: метод позитивного совершения ошибок, различные игровые методы, изучение и анализ ролевых моделей, социальное взаимодействие, разработка и презентация своих идей, проектный метод.

4. Ориентир студентов на разнообразное количество профессиональных и жизненных ситуаций, обеспечение обоснованной взаимной связи между образовательными целями с ситуациями востребованности на рынке труда,

5. Применение различных оценочных мероприятий, соответствующих особенностям осваемого бакалаврами опыта - набор компетенций, с учетом индивидуальных особенностей студентов [3],

Для определения уровня сформированно-сти профессиональной компетентности было проведено исследование. В исследовании приняли участие 60 студентов четвертых курсов САФУ им. М.В. Ломоносова, осваивающих учебные программы "Начальное образование" и "Дошкольное образование". Им было предложено ответить на вопросы анкеты исследования формирования профессиональной компетентности.

1. Понимаете ли вы разницу между понятиями "компетенция" и "компетентность"?

2. Дайте определение понятиям "компетентность" и "компетенция",

3. Понятна ли вам сущность понятия "профессиональная компетентность"?

4. Дайте определение понятию "профессиональная компетентность".

5. Какие компетенции, на ваш взгляд, важны в выбранной профессии?

6. Какие составляющие части компетентности, на ваш взгляд, являются приоритетными для профессиональной деятельности?

7. Осваиваете ли вы указанные выше компетенции во время обучения в университете?

8. Что мешает вам в освоении необходимых компетенций?

Анализ исследования особенностей формирования профессиональной компетентности показал, что большинство студентов правильно понимают суть понятий "Компетентность", "Компетенция" и "Профессиональная компетентность" Понимают разницу в указанных понятиях. Среди компетенций, отмеченных в образовательных стандартах по специальностям, наиболее важными, по мнению студентов, являются;

- ИКТ-компетенция (ИКТ-компетентность является составляющей профессиональной компетентности, подразумевает целенаправленное и эффективное применение технических знаний и умений в реальной образовательной деятельности);

- методическая компетенция (совокупность методических и предметных знаний, умений, навыков, личного опыта, мотивации для качественного выполнения профессиональных обязанностей);

- коммуникативная компетенция (отражает умение вести вербальный и невербальный обмен информацией, осуществлять диагностику личных свойстви качеств собеседника, умение разрабатывать алгоритм, стратегию, маршрут сопровождения, взаимодействие с детьми и педагогами, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей);

- регулятивная компетенция (умение педагога контролировать свое поведение, управлять эмоциями, способность к самоанализу, стрессоустойчивость).

Данные результаты свидетельствуют о том, что студентам важно знать, понимать и активно формировать основные компетенции для успешного профессионального развития.

При этом среди приоритетных частей профессиональной компетентности у большинства студентов фигурировали:

- готовность реализовывать образовательные программы в рамках с требованиями государственных образовательных стандартов;

- способность использовать инновационные методы и технологии обучения, воспитания и диагностики детей;

- умение решать задачи духовно-нравственного развития и воспитания;

- способность организовывать сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса;

- способность педагога к рефлексии;

- умение применять полученные знания для решения теоретических и практических задач.

Анализ ответов показал, что будущие педагоги понимают всю важность своей будущей педагогической деятельности и готовы к изменениям и самосовершенствованию. Также, 95% опрошенных студентов считают, что они приобретают вышеперечисленные компетенции во время обучения в университете. Данный факт является немаловажным для успешного формирования профессиональной компетенции на этапе обучения в университете.

Среди основных факторов, мешающих усвоению необходимых компетенций, студенты отмечают личную пассивность и не заинтересованность, перенасыщенность учебных программ, неверно выбранное направление для обучения.

Исходя из проведенного исследования студентов четвертых курсов, обучающихся по программам "Дошкольное образование" и "Начальное образование", можно сделать вывод о том, что формирование профессиональной компетентности в стенах университета осуществляется в полном объеме в соответствии с образовательными стандартами.

Из возможных рекомендаций, отмеченных студентами, можем выделить оптимизацию нагрузки во время освоения отдельных дисциплин, во избежание перенасыщения учебной программы.

Таким образом, можно сформулировать следующие выводы: большое значение для формирования профессиональной компетенции у педагогов имеют профессиональные качества, которые требуют постоянного развития. Достичь этого можно путем самосовершенствования.

Единство теоретической и практической подготовленности к реализации педагогической деятельности является неотъемлемой частью формирования профессиональной компетентности педагога. Компетентный педагог -это профессионал,специалист,который имеет необходимые знания в области педагогики и смежных с ней наук, способный грамотно спроектировать собственную деятельность, эффективно управлять педагогическим процессом и чутко реагировать на любые изменения в системе образования.

Чтобы усилить практическую направленность в подготовке выпускников университета и повышения их профессиональной компетентности, необходимо использовать в течение учебной деятельности активные

методы обучения, направленные на совершенствование и формирование навыков системного мышления, и решение реальных проблемных педагогических ситуаций [7].

Для формирования профессиональной компетентности, позволяющей педагогу достигать высоких результатов в собственной педагогической деятельности, необходимо непрерывное профессиональное развитие.

По мнению студентов, выпускников университета, наиболее эффективными составляющими профессиональной компетентности являются: знания и умения в области ИКТ, методическая подкованность, коммуникация и саморегуляция.

Для достижения высоких результатов в педагогической работе педагогу необходимо постоянно изучать себя, знать свои достоинства и недостатки, постепенно формировать в себе тот внутренний стержень, на котором будет строиться не только профессиональное, но и личностное развитие. В этом случае педагог, давая оценку своему труду, сопоставляет тенденции, которые происходят в окружающем мире, со своей деятельностью. Профессиональная подготовка педагога не заканчивается после получения диплома. Она продолжается на протяжении всей его профессиональной деятельности.

Литература:

1. Веденский Ё.Н. Профессиональная компетент ность педагога: пособие ДЛЯ учителя.- СПб.: Просвещение, 2004,- 158 с.

2. Дроздова Н.П., Ёфимова £.("., Колесников М.Ф. Актиеныс методы обучения / под общей ред. Ф.И. Кайзера, Г.Г, Богомазова, ЗА. Сабаева, - СПб.: СП6ГУ, 2002.-296 с

3. Исаев 6.А.Образование взрослых: компетентности ый подход. - Великий Новгород, 2005. - 237 с.

4. Исаев ИФ. Профессионально педагогическая культура преподавателя ; учебное пособие. - М. г Академия, 2015. - 102 с.

5. Колесникова И.А. Педагогическая реальность о зеркале межпарадигмальной рефлексии. - СПб., 2017.-80 с.

6. Красикова E.H. Кейс-метод & структуре и содержании методической компетенции лингвиста-преподавателя ; дис____канд. иед. наук. ■ Ставрополь,2009.- 160 С.

7. Решетова И.С. Красикова E.H. Психолого-педа гогические условия формирования профессиональной компетентности // Вестник КГУ им. H.A. Некрасова.- 2014. - №20. -1102-105.

8. Торгунская Н.Л. Личностное знание как механизм развития педагогических инноваций // Знание. Понимание. Умение. - 2016. №1, - С. 15-19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.