Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 79-87.
УДК 371.13:373.3
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
Смирнова Н. В.
Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым
E-mail: [email protected]
В статье рассматривается современное состояние проблемы формирования профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольной образовательной организации, определяются компоненты профессиональной компетентности будущего специалиста дошкольного профиля, а также выделены основные особенности и зависимости процесса формирования профессиональной компетентности воспитателей в период их обучения в высшем учебной заведении.
Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионализм, профессиональная компетентность, профессиональная подготовка, профессиональная деятельность.
ВВЕДЕНИЕ.
Кардинальная модернизация системы образования в Российской Федерации, в связи с политическими, социально-экономическими и культурными трансформациями, появлением мировых тенденций глобализации и интеграции, а также изменением мировоззренческой парадигмы, требует
высококвалифицированного, конкурентоспособного педагога. В связи с этим возрастают требования к профессиональной подготовке будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций, которые должны обеспечивать гармоничное развитие детей, создавая прочные основы для их дальнейшего обучения и воспитания.
Анализ исследований и публикаций. Профессиональное становление будущих педагогов дошкольных организаций нашло отражение в философских работах Андрущенко В., Гершунского Г., Кременя В.; трудах таких психологов, как Бех И., Исаев И., Крутецкий В., Маркова А.; исследований педагогов Дубасенюка О., Кузьминой Н., Ничкало Н., Пехоты А., Сластенина В. Историко-педагогические основы профессионально-практической подготовки специалистов были исследованы Лукьянченко А., Панасенко Е., Чирвой Ю. Вопросы профессиональной
79
подготовки и формирования личности специалистов дошкольного образования рассмотрены в работах Артемовой Л., Богинич А., Богуш А., Гавриш Н., Косенко Ю., Кучерявого А., Лысенко Н., Танька Т. Теоретические и прикладные вопросы внедрения компетентностного подхода в систему дошкольного образования разрабатывались отечественными и зарубежными учеными: Бермусом А., Бибик Н., Ващенко Л., Зимней И., Овчарук А., Пометун А., Савченко А., Трубачевой С., Уайт Р., Хуторской А., Шорт Е. Сущность, структура и содержание профессионально-методической компетентности стали предметом исследований Беленькой Г., Глузман Н., Карпова Л., Левковского М., Машовец М., Шапаренко Х.
Цель статьи - изучить актуальность процесса формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций.
ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.
В настоящее время проблема формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольного профиля приобретает особое место в сфере дошкольного образования Российской Федерации. Актуализируются вопросы эффективного управления учебно-воспитательным процессом, а также содействия адаптации личности дошкольника в условиях современности.
В условиях высшего учебного заведения особо важным социально-психологическим условием и обязательной составляющей всего учебного процесса является педагогическая практика, которая представляет собой:
1) подсистему профессиональной подготовки будущих воспитателей дошкольных учебных заведений, которая предусматривает творческую реализацию научно-теоретических знаний и практических навыков в будущей педагогической деятельности;
2) аналог профессиональной деятельности воспитателя, где осмысливаются педагогические явления, факты, закономерности, принципы обучения и воспитания, происходит овладение профессиональными умениями и опытом практической деятельности;
3) эффективное средство формирования профессионально-методической компетентности будущих воспитателей дошкольных учреждений.
Современные условия существования образовательной системы, ориентирующие на удовлетворение запросов конкретных потребителей образовательных услуг, требуют от будущего педагога повышения профессиональной компетентности и индивидуальной мобильности. Компетентность специалиста в области дошкольного образования объективно приобретает все большую актуальность благодаря усложнению и постоянному расширению социального опыта, сферы образовательных услуг, появлению инновационных типов дошкольных образовательных организаций, авторских педагогических программ, проектов, технологий, возникновению различных форм презентации и переработки информации, возрастающему уровню запросов социума.
Современный ребенок живет в динамичной среде, в которой он постоянно развивается, именно поэтому современному воспитателю необходимы гибкость и
80
нестандартность мышления, умение адаптироваться к быстроменяющимся условиям жизни и деятельности. А это возможно лишь при условии высокого уровня профессионально-методической компетентности, наличия развитых профессиональных способностей. Достижение высокого уровня указанной компетентности представляет собой стратегическую цель профессионального педагогического образования.
Сегодня имеет место проблема роли высшего образования, определения его места в жизнедеятельности общества, что обусловлено, прежде всего, социальными потребностями, удовлетворяющими высшее образование социальными функциями, которые она выполняет. Раскрывая роль образования на современном этапе государственного развития, В. Кремень отмечает «...она воспроизводит личность, вооружает его знаниями, формирует мировоззрение и творческие способности, воспитывает как патриота и гражданина - то есть реально готовит его (общества) будущее. И от того, каким будет наше образование, без преувеличения, зависит будущее государства: народа и культуры» [8].
Основная цель образования заключается в том, чтобы подготовить студентов к активному участию в социальной жизни, создать условия для развития личности, способной не только оценивать ситуацию и адаптироваться к социальным изменениям, но и оригинально мыслить, генерировать и реализовать идеи, разрабатывать пути положительных преобразований, проявлять инициативу и творчество.
Высшее образование - важнейший социальный институт, в котором формируется система этических ценностей и норм, достойное отношение к другому человеку, к окружающей среде, что выражается в уважении к личности, ее уникальности, взглядов, прав; соблюдении принципов демократии, справедливости, толерантности; взаимопонимании между этническими, религиозными, культурными группами, отказе от насилия, жестокости и другое.
Все эти характеристики в полной мере проецируются на профессиональную подготовку будущего педагога дошкольного учреждения, ведь его профессиональная деятельность непосредственно связана с развитием общества. Подготовка будущих специалистов дошкольного образования рассматривается Н. Глузман [5] и В. Дубровой [7] как многофакторная структура, главная задача которой заключается в приобретении каждым студентом личностного смысла деятельности, формировании профессионального мастерства, постоянно растущем интересе к работе с детьми дошкольного возраста и их родителями, а также в развитии успешности в деятельности.
Процесс формирования профессиональной компетентности воспитателей в период их обучения в высшем учебном заведении имеет определенные особенности. Среди них выделяют следующие зависимости:
- отношения к учебе, качества усвоения предметных знаний и сформированности профессиональных умений от мотивации учебной деятельности;
- типа взаимоотношений будущего специалиста с субъектами профессиональной деятельности от реальных взаимоотношений, которые сложились у студента со
81
всеми участниками учебно-воспитательного процесса в высшем учебном заведении;
- процесса управления развитием личности во время обучения, который осуществляется в направлении от внешней формы к внутренней, от качества взаимодействия с участниками учебно-воспитательного процесса;
- эффективности обучения от доминирующих психических состояний: уравновешенные являются фундаментом адекватного, прогнозируемого и взвешенного поведения, неуравновешенные - основой возникновения психологических новообразований личности.
Основными условиями развития профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольного образования являются:
1. Организационно-управленческие (учебный план, семестровые графики, составление расписания, выработка критериев определения уровня компетентности).
2. Учебно-методические (отбор содержания занятий, интеграция различных курсов).
3. Технологические (контрольно-оценочные, организация активных форм обучения, определение групп умений, входящих в понятие "компетентность", использование инновационных технологий).
4. Психолого-педагогические (осуществление диагностики развития студентов, система стимулирования мотивации учения, определение критериев компетентности, рефлексивно-оценочный этап каждого занятия).
Одним из главных критериев формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения в процессе педагогической практики является результативность работы, которая проявляется в овладении знаниями и навыками, интереса к учебе, творчеству и самореализации. Следует отметить, что профессионализм воспитателя ярче всего проявляется в результатах его воспитанников.
Рассмотрим более подробно понятия «профессионализм», «компетенция», «компетентность» и «профессиональная компетентность».
В современной науке под термином «профессионализм» понимают:
- высокий уровень готовности к педагогической деятельности;
- способность педагога на высоком уровне осуществлять педагогическую деятельность, проявляя свой личностный интеллектуальный и творческий потенциал.
Профессиональная компетентность выступает при этом как отдельный обобщенный показатель профессионализма, как умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях своей профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.
Современное образование, ориентированное на профессиональную подготовку студента дошкольного профиля, оперирует категориями «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» следует понимать заданное требование к образовательной подготовке, то есть стандарт, описание полномочий, определение
82
сферы деятельности, потенциальную возможность личности. «Компетентность» же в психолого-педагогической литературе определяется как подготовленность и реализация способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. В ее структуре традиционно выделяют знания, умения, ценности, отношение и опыт поведения.
Исходя из этого, профессиональная компетентность - вид компетентности, которая характеризует личность в контексте выполнения ею профессиональных обязанностей.
Исследования И. Беха, А. Беленькой, В. Бондаря, Е. Карповой и ряда других авторов одним из ведущих условий формирования профессиональной компетентности называют наличие профессионально значимой мотивации, профессионального интереса, положительного отношения к профессии [1].
Компетентность предполагает наличие у студента внутренней мотивации, если студент хорошо осознает профессию, которую он выбрал, считает ее значимой для общества и соответствующей его личностным способностям и потребностям, то это, безусловно, влияет на успешность его обучения и становления как специалиста.
Так, формирование профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольного образовательного учреждения следует рассматривать в контексте учета принципа единства сознания и деятельности: профессиональное сознание рассматривается как теоретическая готовность будущего воспитателя к профессиональной деятельности, которая обуславливает профессиональную деятельность как практическую готовность воспитателя к выполнению профессиональных обязанностей. Системное формирование профессионального сознания в единстве с опытом профессиональной деятельности позволяет будущему специалисту самостоятельно и эффективно достигать целей своей профессиональной деятельности. Именно эти задачи и решает педагогическая практика в высших учебных заведениях.
Педагогическая практика является важной частью учебно-воспитательного процесса, в ходе которой проходит непосредственное сочетание и реализация теоретических знаний, которые получают студенты на занятиях с их практической деятельностью в качестве педагогов. Это позволяет, с одной стороны, закрепить и углубить знания теории, а с другой - приобрести умения и навыки, необходимые для будущей самостоятельной работы в сфере дошкольного образования. Подготовка качественных педагогических кадров - это задача высших учебных заведений. Практическое обучение студентов дошкольного профиля предполагает их привлечение к систематической педагогической деятельности и осуществляется с помощью различных видов практики: учебной, педагогической, производственной.
Н. Кузьмина определила основные элементы профессиональной компетентности будущего педагога дошкольного образования:
- социальная и профессиональная компетентность в сфере учебной дисциплины;
- методическая компетентность в сфере формирования знаний умений и
навыков;
- социально-психологическая компетентность в сфере общения;
83
- дифференциально-психологическая компетентность в области мотивов, направленности, способностей;
- аутопсихологическая компетентность в сфере преимуществ и недостатков своей деятельности и собственной личности [3].
Указанные основные элементы профессиональной компетентности в ходе научно-педагогической подготовки будущего дошкольного педагога требуют уточнений в соответствии с особенностями его профессиональной деятельности. Так как дошкольная дидактика предполагает формирование достоверных знаний из различных областей, развитие познавательной активности, а также социализацию ребенка дошкольного возраста, целесообразнее актуализировать такое понятие, как «специальная профессиональная компетентность в сфере дошкольного образования». Ведь современное дошкольное образование имеет целью способствовать интеграции дошкольника в социум через реализацию его задатков, склонностей, способностей, дарований и осуществление разностороннего развития, воспитания, обучения и оздоровления детей.
Анализируя сущность профессиональной компетентности, обратимся к научным выводам А. Маркова и М. Ермоленко. Эти исследователи в процесс профессиональной компетентности студента дошкольного профиля включают:
- педагогическую деятельность;
- педагогическое общение;
- личность педагога - профессиональные знания, педагогические умения, необходимые для осуществления самодиагностики и самоформирования этой составляющей деятельности, профессиональные психологические позиции, психологические качества, психологические новообразования [4].
В качестве основных компонентов профессиональной компетентности специалиста дошкольного образования следует выделить:
- знания - логическая информация об окружающем и внутреннем мире человека, зафиксированная в его сознании;
- умения - психические образования, заключающиеся в усвоении человеком способов деятельности;
- навыки - действия, сформированные в процессе повторения и доведенные до автоматизма;
- профессиональная позиция - система сложившихся установок и ориентаций, отношений и оценок внутреннего и окружающего опыта реальности и перспектив, определяющих характер действий и поведения.
Содержание современной подготовки будущего воспитателя дошкольной образовательной организации представлено в квалификационной характеристике -нормативной системе компетентности, которая отражает научно обоснованный состав профессиональных знаний, умений и навыков и специфику профессиональной деятельности. Система профессиональных знаний дошкольного педагога характеризуется:
- комплексностью, предполагающей синтез знаний из различных областей науки и практики;
84
- системностью, обеспечивающей целостность и единство развития личности ребенка дошкольного возраста;
- действенностью, которая предполагает способность перевода полученных знаний в практическую деятельность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Исследование посвящено одному из важных аспектов профессионально -практической подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждения -формированию профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования. Существенные изменения, происходящие в общественной жизни Российской Федерации, обусловливают необходимость поиска и разработки новых подходов к подготовке будущих специалистов дошкольного профиля. В условиях модернизации современной системы образования растут требования к будущему педагогу, отличающемуся высокой профессиональностью, конкурентоспособностью, творческим подходом, способностью оптимально реализовывать свой профессиональный потенциал. Интенсивное развитие общественного дошкольного воспитания вызывает необходимость совершенствования подготовки будущих специалистов, способных квалифицированно управлять сложным процессом образования и воспитания дошкольников.
Список литературы.
1. Беленькая, Г. В. Особенности формирования профессиональной компетентности у студентов дошкольного специальности в условиях уровневого образования / Г. В. Беленькая // Наука и современность. - М.: Логос, 2001. - Т. 29. - С. 26 - 33.
2. Вербицкий, А. А. Активные методы обучение в высшей школе : контекстный подход / А. А. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.
3. Галагузова, Ю. Н. Социальная педагогика. Практика / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 224 с.
4. Гершунский, Б. С. Философия образования для XXI века / Б. С. Гершунский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Пед. в-во России, 2002. - 511 с.
5. Глузман, А. В. Профессионально-педагогическая подготовка студентов университета: теория и опыт исследования : монография / А. В. Глузман. - М.: Поиск.-издат. агентство, 1998. - 252 с.
6. Глузман, Н. А. Сравнительный анализ подходов к пониманию компетентности и компетенций в профессиональном образовании / Н. А. Глузман // Научный вестник Николаевского государственного университета : сб. наук. ст. - Выпуск 23 : Педагогические науки. - Том 2. -Николаев : МГУ, 2008. - С. 67 - 79.
7. Дуброва, В. П. Педагогическая практика в детском саду : учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений / В. П. Дуброва, Е. Л. Милошевич. - М.: Академия. - 1998. - 160 с.
8. Кремень, В. Г. Философия образования XXI века / В. Г. Кремень // Педагогика и психология. -2003. - № 1. - С. 6 - 16.
85
UDC 371.13:373.3
THE CURRENT STATE OF THE PROBLEM OF FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF FUTURE TEACHERS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Smirnova N. V.
Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea
E-mail: kmndo@>maiLru
The article discusses the current state of the problem of formation of professional competence of future teacher of preschool educational organizations, defines the components of professional competence of future specialists of preschool, and also highlighted the main features and dependencies of the process of formation of professional competence of teachers in their period of studies in higher education.
Modern conditions of existence of the educational system that focus on meeting the specific requests of consumers of educational services, require the future teacher to improve the professional competence and personal mobility. The competence of the specialist in the field of preschool education is objectively becoming increasingly important due to the complexity and continuous expansion of social experience, the educational services sector, the emergence of innovative types of pre-school educational institutions, author's pedagogical programs, projects, technologies, appearance of various forms of presentation and processing of information, increasing the level of social inquiries.
Significant changes occurring in the social life of the Russian Federation, necessitated the search and development of new approaches to training future specialists in preschool. In the context of modernization of the modern education system the demands on future teachers, characterized by high professionalism, competitiveness, creativity, the ability to optimally realize their professional potential. Intensive development of public preschool education is the need of improving the preparation of future professionals, able to competently manage a complex process of education and upbringing of preschool children.
Keywords: competence, competence, professionalism, professional competence, professional training, professional activity.
86
References
1. Belenkaya, G.V. Features of formation of professional competence of students majoring in early childhood conditions of the level of education / G.V. Belenkaya // Science and modernity. - Moscow: Logos, 2001. - V. 29. - P. 26-33.
2. Verbitskiy A.A. Active methods of teaching in higher education: the contextual approach / A.A. Verbitskiy. - Moscow: High School, 1991. - 207 p.
3. Galaguzova, N. Social pedagogy. Practice / Y.N. Galaguzova, G.V. Sorvacheva, G.N. Shtinova. -Moscow: VLADOS, 2001. - 224 p.
4. Gershunsky, B.S. Philosophy of Education for the XXI century / B.S. Gershunsky. - 2nd ed., revised and ext .. - Moscow: Ped. in of Russia, 2002. - 511 p.
5. Gluzman A.V. Professional-pedagogical preparation of university students: theory and experience of research: monograph / A.V. Gluzman. - Moscow: Poisk.-izdat.agentstvo, 1998. - 252 p.
6. Gluzman, N.A. Comparative analysis of approaches to the understanding of competence and competences in vocational education / N.A. Gluzman // Scientific Bulletin of Mykolayiv State University: Sat. Sciences. Art. - Issue 23: Education. - Volume 2 - Nikolaev: Moscow State University, 2008. - P. 67-79.
7. Dubrova, V.P. Student teaching in kindergarten / V.P. Dubrova, E.L. Milosevic. - Moscow: Academy. - 1998. - 160 p.
8. Kremen, V.G. Philosophy of Education of the XXI century / V.G. Kremen // Pedagogy and Psychology. - 2003. - № 1. - S. 6-16.
87