формирования смыслового чтения у младших школьников в процессе изучения народных сказок; охарактеризованы методические приемы формирования смыслового чтения у младших школьников на уроках литературного чтения.
Литература:
1. Жанровые особенности народных сказок и методика изучения их в школе // Русская литература в общеобразовательной школе. - 2012. - № 2. - 226 с.
2. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей // Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6.
3. Народная сказка как эффективное средство воспитания // Русская литература в общеобразовательной школе. - 2012. - № 4. - 258 с.
4. Проблема русской сказки в литературоведческих источниках // Русская литература в общеобразовательной школе. - 2014. - № 1. - 342 с.
5. Сказка как эффективное средство обогащения нравственного опыта школьников // Нравственное воспитание и согласие / Под ред. В.А. Тишкова. - 2014. - № 4. - 228 с.
6. Соболева О. Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст: пос. для учителей нач. классов / О. Соболева. - М.: Баласс, 2010.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогического мастерства учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений Кот Тамара Алексеевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация. Статья посвящена проблеме формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования. В работе проведен анализ подходов к определению сущности понятия «профессиональная компетентность воспитателя дошкольного учреждения». В работе обоснована потребность учета комплекса принципов при реализации процесса формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольного образования; реализована классификация принципов по группам и проведен их краткий анализ.
Ключевые слова: принципы, дидактические принципы, психологические принципы, методологические принципы, культурологические принципы, компетентностный подход, профессиональная компетентность воспитателя дошкольного учреждения, профессиональная подготовка педагогов дошкольного образования.
Annotation. The article is devoted to the problem of formation of professional competence of future teachers of preschool education. In the work the analysis of approaches to definition of essence of concept "professional competence of the teacher of the preschool". The paper substantiates the need to take into account a set of principles in the process of formation of professional competence of future teachers of preschool education; implemented the classification of principles into groups and conducted a brief analysis.
Keywords: principles, didactic principles, psychological principles, methodological principles, cultural principles, competence approach, professional competence of preschool teacher, professional training of preschool teachers.
Введение. Концептуальной основой реализации высшего профессионального педагогического образования на современном этапе его развития признан компетентностный подход. Сущность реализации данного подхода заключается в формировании всех компонентов профессиональной компетентности у выпускников педагогического вуза.
В данном исследовании интерес представляет процесс профессиональной подготовки будущих педагогов дошкольного образования.
Процесс формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей учреждений дошкольного образования предполагает изучение сущности и положений компетентностного подхода, особой организации учебно-воспитательного процесса, что отражается внедрением изменений в систему его содержания, технологий, форм, методов и средств реализации.
Кроме того, процесс формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования подразумевает учет тенденций развития современного общества и прогнозирования дальнейших этапов прогресса, а также достижений современной педагогической науки.
Все вышеизложенное актуализирует проблему изучения принципов реализации процесса формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений в контексте их профессионального образования в высшей школе. По нашему мнению, эффективность процесса формирования анализируемой в данном исследовании компетентности педагогов дошкольного образования подразумевает знание, учет и применение комплекса принципов различного типа, что требует осуществления их отбора, классификации и детального анализа.
Изложение основного материала статьи. Прежде чем перейти к указанию и рассмотрению педагогических принципов формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования, обратимся к определению сущности изучаемого профессионально значимого личностного образования.
Профессиональная компетентность воспитателя дошкольного учреждения рассматривается в педагогической литературе с разных позиций:
- как необходимое условие повышения качества педагогического процесса;
- как совокупность деятельностно-ролевых и личностных характеристик педагога, которые позволяют ему на высоком уровне формировать у дошкольника основы жизненной позиции как системы ценностных отношений к природе, рукотворному миру (культуре), людям и самому себе;
- интегративное качество специалиста, объединяющее общепедагогические, психологические, методические и организационные знания и компетенции [1].
На основе анализа различных определений термина «профессиональная компетентность педагога дошкольного учреждения» данное понятие будем понимать как личностное интегративное качество специалиста, выражающееся в способности и готовности к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемой требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности.
Эффективность формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования требует такой организации образовательного процесса, при которой бы специалисты ориентировались на выбор оптимальной образовательной траектории в контексте прогностического видения собственной жизнедеятельности, цели подготовки квалифицированного работника образовательной сферы, конкурентоспособного к получению качественного образования в пределах ориентации на рынке труда, ответственного, компетентного в смежных областях знаний, способного к эффективной работе по специальности, готового к профессиональному профессионального роста, владение социальной и профессиональной мобильностью [3].
Сформированность профессионально-педагогической компетентности воспитателя дошкольного учреждения характеризуется владением профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками [9].
Формирование профессиональной компетентности будущего воспитания дошкольного учреждения подразумевает организацию сложной системной и продолжительной деятельности, основанной на целом комплексе принципов различного типа.
Принципы реализации процесса формирования профессиональной компетентности будущих педагогов дошкольного образования в рамках данного исследования, по нашему мнению, целесообразно классифицировать на такие группы:
- методологические принципы;
- дидактические принципы;
- культурологические принципы;
- психологические принципы.
К методологическим принципам формирования профессионально-педагогической компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений отнесем следующие:
- принцип фундаментализации высшего образования;
- принцип гуманизации образования;
- принцип гуманитаризации учебно-воспитательного процесса.
К дидактическим принципам формирования профессионально-педагогической компетентности будущих воспитателей в контексте их профессиональной подготовки в высшей школе отнесем:
- принцип научности;
- принцип профессионализма;
- принцип профессиональной направленности учебных дисциплин;
- принцип осознанности и основательности знаний;
- принцип моделирования профессиональной деятельности в обучении;
- принцип интерактивности.
Систему культурологических принципов формирования профессионально-педагогической компетентности будущих педагогов дошкольного образования составляют:
- принцип духовности профессионала;
- принцип формирования ценностных ориентаций специалиста.
К психологическим принципам формирования профессионально-педагогической компетентности будущих воспитателей в рамках их профессиональной подготовки в вузе отнесем:
- принцип целенаправленности и мотивированности;
- принцип личностного подхода;
- принцип единства социализации и индивидуализации в процессе развития личности;
- принцип профессионального саморазвития.
Обратимся к реализации краткой характеристики указанных принципов.
Принцип фундаментализации высшего образования заключается в углубленном изучении «классических» дисциплин - дисциплин естественнонаучного цикла, предусматривает переход от дисциплинарно-информационного подхода к междисциплинарному знанию, к овладению методологией предмета, интеллектуальных основ будущей профессиональной деятельности; включение высоких интеллектуальных и новых информационных технологий; получение фундаментально качественных результатов [7].
Принцип гуманизации образования направлен на использование методов обучения и воспитания, которые обеспечивают развитие познавательных процессов обучаемого и его личностных качеств [2]. Принцип гуманитаризации образования предполагает не только насыщение образования гуманитарными предметами, но и воспитание специалиста, способного к сопереживанию, готового к свободному, гуманистически ориентированному выбору, интеллектуальному усилию [5].
Принцип научности предполагает организацию учебно-воспитательного процесса в соответствии и с применением достижений современной науки. Принцип профессионализма регулирует соотношение фундаментального и прикладного (профессионального) в содержании целостного профессионального образования. Принцип профессиональной направленности учебных дисциплин предполагает выбор учебных дисциплин для подготовки будущих специалистов таким образом, чтобы показать значимость каждой из них в будущей профессиональной деятельности. В контексте данного исследования к таким дисциплинами необходимо отнести педагогику, психологию и методику обучения и воспитания. Принцип осознанности и основательности знаний предусматривает организацию обучения таким образом, чтобы студенты не только усваивали определенную совокупность необходимых знаний, а понимали их сущность и процесс их
получения. Принцип моделирования профессиональной деятельности в обучении предполагает описание требований к деятельности специалиста, функций, которые он будет выполнять в процессе реализации будущей профессиональной деятельности. На практике данный принцип реализуется путем применения методов контекстного обучения. Принцип интерактивности предусматривает использование современных, интерактивных методов взаимодействия субъектов учебно-воспитательного процесса [4; 6].
Культурологические принципы формирования профессионально-педагогической компетентности будущих воспитателей в рамках их профессиональной подготовки в высшей школе предусматривают формирование у будущего специалиста системы морально-духовных ценностей в условиях духовного кризиса, развитие культуры личности и компонентов педагогической культуры.
Обратимся к изучению психологических принципов формирования профессионально-педагогической компетентности будущих воспитателей. Принцип целенаправленности и мотивированности предусматривает формирование соответствующих мотивов учебной и практической деятельности, должны способствовать решению поставленных задач и достижению целей.
Принцип личностного подхода подразумевает учет преподавателями вуза особенностей психологической структуры личности студента, их индивидуального опыта, потребностей в самореализации и самовыражении; поиск путей развития и реализации личностных возможностей будущих специалистов.
Принцип единства социализации и индивидуализации в процессе развития личности предусматривает поиск и соблюдение преподавателем оптимального баланса между личностным и социально-профессиональным развитием студента.
Принцип профессионального саморазвития предусматривает организацию педагогического взаимодействия студентами с целью побудить их к личностному и профессиональному росту с максимальным задействованием собственного потенциала [8].
Выводы. Таким образом, резюмируя вышеизложенное, заключим, что формирование профессиональной компетентности понимается нами как обязательное условие и основная цель профессионального образования будущих педагогов дошкольного образования в высшей школе. Для реализации данной цели в контексте образовательного процесса вуза необходим учет ряда методологических, дидактических, культурологических и психологических принципов, изложенных в данном исследовании.
Литература:
1. Асаева И.Н. Развитие профессиональных компетенций воспитателей дошкольных учреждений разного вида в процессе повышения квалификации: автореферат диссертации на соискание учёной степени к.п.н./ Асаева Ирина Николаевна. [Электронный ресурс]. URL:http://www. nauka- pedagogika.com >... 13...razvitie-professюnalnyh...(дата обращения 27.10.14)
2. Берулава М.Н. Некоторые аспекты концепции гуманизации образования // Гуманизация образования - императив XXI века. - М.: Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, 1996. - Вып. 1. -С. 30-41.
3. Борисенков В.П. Вызовы современной эпохи и приоритетные задачи педагогической науки // Педагогика. - 2004. - № 1. - С. 8-12.
4. Исаев Е.И., Слободчиков В.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах: Учебное пособие. Сер. «Основы психологической антропологии». - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. - 432 с.
5. Исмаилова З.К., Худайкулов Х.Д. Принципы гуманитаризации в процессе образования // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). -Челябинск: Два комсомольца, 2013. - С. 158-159. - URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/98/4657/ (дата обращения: 07.04.2019).
6. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения. Дидактика и методика: учебник. - М.: Академия, 2008.
7. Новиков А. Принципы фундаментализации образования // Специалист. - 2005. - № 1.
8. Сериков В.В. Сможем ли мы подготовить компетентного педагога? Парадоксы и перспективы педагогического образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. -2012. - № 11 (75). - С. 30-33.
9. Сластенин В.А. Профессиональная деятельность и личность педагога // Педагогическое образование и наука. - 2000. - № 1. - С. 51.
Педагогика
УДК 371
кандидат педагогических наук, доцент Кочемасова Любовь Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ КАК
РАЗВИВАЮЩЕГО ФАКТОРА ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Данное исследование посвящено изучению теоретических основ социально-природной среды как развивающего фактора личности. На основе анализа теоретических аспектов в исследовании определены различные позиции, раскрыты основные подходы отечественных и зарубежных ученых к определению сущности социально-природной среды.
Ключевые слова: среда, социально-природная среда, средоведение, пространство, мегафакторы, макрофакторы, мезофакторы, микрофакторы, молекулярная, факторная модель среды, воспитание.
Annotation. This study is devoted to the study of the theoretical foundations of the socio-natural environment as a developing factor of personality. Based on the analysis of theoretical aspects, the study identified various positions, revealed the main approaches of domestic and foreign scientists to the definition of the essence of the socio-natural environment.
Keywords: Environment, socio-natural environment, environmental studies, space, mega-factors, macro factors, mesofactors, micro factors, molecular, factor model of the environment, education.