ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Чекан Оксана Ивановна,
ассистент кафедры педагогики и методики дошкольного и начального образования, Мукачевский государственный университет, г. Мукачево, Украина chekan.o@mail.ru
Аннотация. В статье обоснованы роль и место информационных технологий по формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Проведен анализ психолого-педагогической литературы по информационным технологиям в образовании. Изучены теоретические основы формирования профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста. Определены основные цели и задачи. Выявлен уровень готовности воспитателей детей дошкольного возраста к использованию компьютерных технологий. Проанализированы учебные предметы, в рамках которых можно осуществлять подготовку будущих воспитателей к использованию информационных технологий. Определен объем учебных часов, выделенных на изучение предметов информационного направления в высшем педагогическом учебном заведении. Проанализирована концепция использования учебных информационных технологий и способы использования компьютерных технологий с целью повышения профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
Ключевые слова: информационные технологии, информационно-коммуникационные технологии, информационное общество, компетенция, компетентность, профессиональная компетентность.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Постановка проблемы. На современном этапе информатизация образования рассматривается как система взаимосвязанных организационно-правовых, социально-экономических, учебно-методических, научно-технических, производственных и управленческих процессов, направленных на удовлетворение образовательных, информационных, вычислительных и телекоммуникационных потребностей участников учебно-воспитательного процесса [1].
В современном образовании результат профессиональной подготовки рассматривается в категориях «компетенция» и «компетентность». Под «компетенцией» понимают заранее заданное требование к образовательной подготовке (стандарт), описание полномочий, определение сферы деятельности, потенциальную возможность личности (Е. Зеер, И. Зимняя, А. Дорофеев, Н. Копылова, Н. Кузьмина, А. Маркова, Н. Печенюк, Н. Талызина, Л. Хихловський, В. Шадриков, Р. Шакуров, К. Шапошников, В. Шепель и др.). «Компетентность» определяется как подготовленность и реализованная способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей повседневной деятельности. В ее структуре традиционно выделяют знания, умения, ценности, отношения и опыт поведения [2].
Профессиональная компетентность - вид компетентности, характеризует личность в контексте выполнения ею профессиональных обязанностей.
Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста
f\j ■Л f\j
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Анализ последних исследований и публикаций. Компетентностный подход к подготовке будущих специалистов дошкольного образования исследовали
B. Байденко, Н. Бибик, Е. Зеер, И. Зимняя, А. Маркова, А. Овчарук, В. Петрук, А. По-метун, С. Раков, Н. Розов, О. Савченко, А. Хуторской и др.
Пути модернизации образования на компетентностной основе разрабатывались Б. Гершунским, Б. Элькониным, И. Зимней, Н. Кузьминой, А. Марковой, В. Сериковым, И. Фруминым, А. Хуторским, В. Шадриковым, С. Шишовым и др. [3]
Внедрению компетентностного подхода в профессиональную подготовку специалистов большое внимание уделяют А. Алексюк, В. Бондарь, А. Камская,
C. Козак, Н. Лазарев, А. Мармоза, В. Олейник, А. Романовский, Т. Сорочан и др.
Уровень готовности будущих воспитателей детей дошкольного возраста к использованию новых информационных технологий является одним из звеньев формирования профессиональной компетентности. Остановимся на уровне оснащенности общеобразовательных дошкольных учреждений Украины компьютерной техникой, уровне владения воспитателями компьютерными навыками, на структуре использования этой техники. Поскольку подготовка к такому использованию осуществляется в высших учебных педагогических заведениях, то вторым направлением исследования должен быть анализ учебных планов соответствующих учреждений, который будет заключаться в изучении перечня учебных предметов, в рамках которых можно осуществлять информатическую подготовку, объема учебных часов и содержания этих предметов.
Формулирование целей статьи
Цель - обосновать роль и место информационных технологий по формированию профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста.
- выявить уровень готовности воспитателей детей дошкольного возраста к использованию КТ;
- проанализировать учебные предметы, в рамках которых можно осуществлять подготовку будущих воспитателей к использованию информационных технологий;
- определить объем учебных часов, отведенных на изучение предметов инфо-рматического направления в высших педагогических учебных заведениях Украины.
Изложение основного материала исследования. Отметим, что первый из приведенных критериев - критерий готовности будущего воспитателя детей дошкольного возраста к использованию новых информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Но для более глубокого анализа учебных планов мы добавили другие критерии, которые позволят определить дидактические подходы к подготовке будущих воспитателей дошкольных учреждений Украины разных уровней аккредитации.
С целью выявления уровня информатической подготовки воспитателей детей дошкольного возраста нами в течение 2012-2013 гг. было проведено анкетирование воспитателей Мукачево, Винницы, Киева, Ровно и Ужгорода.
Опрос показал недостаточные возможности педагогов реализовывать стремление к информатизации своей профессиональной деятельности. 55,6% воспитателей вообще не имеют возможности систематически пользоваться компьютерной техникой. В дошкольных учреждениях имели доступ к компьютерной технике 19,3% опрошенных.
Задачи:
«VI О nj
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Слабая обеспеченность воспитателей детей дошкольного возраста современными средствами труда отразилась на их оценке собственного уровня владения компьютером. Большинство из них считают, что не владеют КТ (57,6%), или отмечают низкий уровень владения (23,6%). Аналогичные результаты получены в исследованиях О. В. Кравчук [4]. Они свидетельствуют о недостаточной готовности педагогов к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. В общем, результаты опроса в разных регионах имеют некоторые отличия. Однако даже в экономически более развитых регионах, лучше обеспеченных компьютерными средствами, количество воспитателей, довольных собственным уровнем умений, невелико. Например, в Киеве этот показатель составляет лишь 15,4%.
Интересной для анализа является периодичность использования компьютерных средств воспитателями детей дошкольного возраста. Она указывает не только на их активность, но и на их творческий потенциал и уровень готовности к использованию ИКТ. Анализировались анкеты тех воспитателей, которые используют компьютерные средства в своей профессиональной деятельности. Заметим, что среди опрошенных не было ни одного, кто бы ежедневно использовал компьютерную технику. Нельзя считать этот результат отрицательным, поскольку необходимости в постоянном применении КТ для воспитателей детей дошкольного возраста нет. Но большое количество ответов «не использую» (71,4%) указывает на недостаточную подготовленность воспитателей к работе с КТ. Анализ ответов на вопрос, какие возможности компьютерной техники они используют, указывает на недостаточные знания возможностей КТ. Вместе с тем следует отметить весьма существенную ориентацию воспитателей детей дошкольного возраста на свою профессиональную деятельность. Но одновременно обнаружены довольно значительные пробелы в знаниях и умениях педагогов по поиску информации и работы с системами управления базами данных. Некоторые из воспитателей используют компьютерные средства для различных видов деятельности.
Среди опрошенных только 12,1% воспитателей используют КТ на занятии в дошкольных учреждениях. При этом учтем разную периодичность такого использования.
Заметим, что санитарные правила и нормы использования компьютерной техники знают только 11,3% опрошенных. Правда, как показал опрос, те, кто применяет КТ на занятиях, эти правила в основном знают и соблюдают их.
Считая свою подготовку недостаточной, 47,3% опрошенных выразили желание посещать курсы повышения квалификации, которые были бы ориентированы на улучшение их подготовки в области информационно-коммуникационных технологий. Еще 31,2 % отметили, что в настоящее время не имеют возможности посещать курсы. Такой высокий показатель желающих посещать курсы позже свидетельствует о недостаточной готовности педагогов и об определенном страхе перед КТ.
Итак, подавляющее большинство современных воспитателей детей дошкольного возраста некомпетентны в компьютерных средствах вообще или используют их не полностью. Нужно отметить, что даже молодые воспитатели детей дошкольного возраста, которые недавно закончили обучение в высших педагогических учебных заведениях, имеют недостаточное представление о возможностях компьютерной техники для решения их профессиональных задач. Очевидно, что определенные пробелы в информатической подготовке имеют место уже во время обучения в вузах. Как показал анализ, в высших педагогических учебных заведениях можно выделить три основные дисциплины, которые позволяют осуществлять формирование
PU о 'V
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием информационных технологий. Это «Основы информатики», «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» и «Современные информационные технологии в образовании».
Нами были проработаны учебные планы педагогических училищ и университетов, которые готовят будущих воспитателей детей дошкольного возраста по образовательно-квалификационному уровню - «младший специалист», «бакалавр» и «специалист». В условиях обучения на ОКР предмет «Основы информатики» является общеобразовательным и обязательным для получения среднего образования. Кроме того, заметно довольно сильное влияние школьной программы по информатике. Как следствие, наблюдаем лишь незначительные различия в объеме учебных часов в различных учебных заведениях. Наименьшее количество часов, выделенных на этот предмет, наблюдается в Мукачевском гуманитарно-педагогическом колледже, Красноармейском педагогическом училище (по 78 часов) и Харьковском педагогическом колледже (81 час). Наибольший объем учебных часов (по 117) выделен в Международном экономико-гуманитарном университете имени академика Степана Демьянчука и Мукачевском государственном университете. Однако есть незначительные расхождения в аудиторных часах и разница в количестве часов, которые даются на самостоятельную работу студентов при изучении информатики. Как видим, объем именно аудиторных занятий во всех учебных заведениях составляет 76-78 часов.
Общий объем аудиторных занятий, который приходится на предметы «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» и «Современные информационные технологии в образовании», в Харьковском педагогическом колледже составляет 108 часов. Можно сделать вывод о том, что в этом заведении подготовка будущих воспитателей к использованию информационных технологий несколько обеднена вследствие недостаточного внимания к вышеуказанным предметам.
По нашему мнению, слишком большой уклон в сторону изучения компьютерной техники будущими воспитателями детей дошкольного возраста не оправдан.
Обслуживание компьютерной техники и технических средств требует прежде всего технического, а не педагогического образования. И изучение, например, предмета «Радиотехника» в объеме 43 аудиторных часов может происходить только после определенной подготовки по физике, электротехнике, электронике. Также возникает вопрос, будет ли выпускник подготовлен к преподаванию информатики. Очевидно, что при отсутствии в учебном плане предмета «Методика применения компьютерной техники в дошкольном учебном заведении» утверждать этого нельзя. Объем учебных часов, выделенных на предметы, в рамках которых осуществляется подготовка к использованию технических средств обучения и компьютерной техники, а также полученные знания по профильным предметам (психологии, педагогики, методики) позволят выпускнику, который имеет такую специализацию, не только использовать информационные технологии в своей профессиональной деятельности, но и проводить занятия по компьютерной поддержке в дошкольном учреждении. Однако присвоение вышеупомянутой специализации все же остается сомнительным.
Заметим, что среди всех проанализированных учебных планов нет предмета, в рамках которого можно было бы осуществлять эффективное формирование про-
ГУ r\J
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
фессиональной компетентности будущего воспитателя с использованием информационных технологий в своей деятельности. При изучении предмета «Новые информационные технологии и современные технические средства обучения» такая подготовка, на наш взгляд, не может осуществляться в достаточном объеме. Содержание этого предмета является достаточно традиционным и мало чем отличается от аналогичного предмета, который преподается в общеобразовательной школе. Безусловно, студенты получают необходимые знания, умения и навыки, которые касаются непосредственного использования компьютерной техники. Но это является лишь одним из направлений, необходимым для эффективного формирования профессиональной компетентности будущего воспитателя. В учебных программах не учитывается будущая профессиональная деятельность студента.
Анализ содержания предметов информатического направления указывает на два основных подхода, характерных для его построения. Первый заключается в глубоком усвоении навыков пользователя компьютерной техники. Безусловно, он является важным, но недостаточным для обеспечения готовности будущего воспитателя к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Второй подход заключается в изучении методики использования компьютерной техники в дошкольном учреждении. Он в большей степени отвечает современным требованиям к специалисту. Однако, по нашему мнению, сосредоточение на нем приводит к некоторому сужению информатической подготовки, которое заключается в полном или частичном отказе от обучения использовать КТ в подготовке к занятию, для диагностики, в организационной деятельности и т. п.
Анализ учебных планов и результатов анкетирования преподавателей информатики высших педагогических учебных заведений Западного региона свидетельствует о том, что выпускники высших педагогических учебных заведений получают неодинаковую подготовку по предметам, которые формируют их профессиональную компетентность, готовят их к использованию информационных технологий. Значительные расхождения между количеством часов, выделенных на изучение соответствующих предметов, отражают разное видение стратегии информатизации средней и высшей школы. Хотя определение приоритетов использования компьютерных средств в дошкольном учреждении вызывает споры, однако специалист должен обладать этими средствами не только для того, чтобы научить детей работать с ними, но и, умело используя их, повысить эффективность своей работы, способствовать развитию ребенка, приобретению им новых знаний, умений и навыков, обучать воспитанников самостоятельно приобретать новые знания.
Значительные расхождения в учебных планах высших педагогических учебных заведений затрудняют миграцию студентов, препятствуют осуществлению ступенчатого образования. Как показал анализ, некоторые предметы вообще отсутствуют в учебных планах одних учреждений и имеются в других. Таким образом, студенты, которые решили продолжить обучение и получить высшее образование в пределах педагогических институтов и университетов, будут в неравных условиях. Такая дифференциация усложняет учебный процесс, поскольку требует от преподавателя учета уровня знаний всех студентов и, как следствие, в большинстве случаев приводит к снижению его эффективности.
Трудно согласованно осуществлять формирование профессиональной компетентности и информатическую подготовку будущего воспитателя детей дошкольного возраста при условии значительной дифференциации объема учебных часов, что характерно для учебных планов высших педагогических заведений Украины. И если
(V Г (V
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 7749965. - ISSN 2304-120X.
изучение «Основ информатики» в различных заведениях основывается на одинаковых подходах и имеет примерно одинаковый объем учебных часов, то практически полное отсутствие во многих из них предметов, позволяющих студентам получить профессиональную подготовку для эффективного использования компьютерных средств в будущей деятельности в информационном обществе, недопустимо.
Различия во взглядах на место новых информационных технологий в дошкольном учреждении также негативно влияют на уровень компетентности будущих воспитателей и состояние их подготовки. Это отражается на внедрении дополнительных специализаций, связанных с использованием компьютерной техники. Понятно стремление некоторых заведений вводить специализации, которые сегодня достаточно популярны. А использование компьютерных средств - одно из самых популярных направлений подготовки. Однако несогласованность в определении названий предметов и их содержании (а иногда и откровенные просчеты) сводит на нет попытки подготовки специалистов к соответствующей деятельности.
Учебный процесс в высших учебных заведениях - это система организационных и дидактических мероприятий, направленных на реализацию содержания образования на определенном образовательно-квалификационном уровне в соответствии с государственными стандартами образования [5]. Однако государственного стандарта подготовки воспитателя детей дошкольного возраста с учетом требований информационного общества пока не существует.
Выводы. Итак, важной является потребность в определении подходов к использованию компьютерных средств в дошкольном учреждении, а это требует согласования содержания подготовки специалистов, формирования их профессиональной компетентности. Нужно также обеспечить не унификацию учебных планов, а их сущностное и смысловое сближение, а это возможно лишь при условии сближения структуры учебных планов различных учреждений и разработки государственного стандарта подготовки воспитателя детей дошкольного возраста, где была бы отражена необходимость подготовки будущих воспитателей к использованию информационных технологий в своей профессиональной деятельности.
Анализируя психолого-педагогическую литературу, изучая теоретические основы исследуемой проблемы, опыт специалистов дошкольного образования, утверждаем, что профессиональная компетентность будущего специалиста дошкольного образования является комплексной характеристикой способности квалифицированно обсуждать и решать вопросы в сфере своей профессиональной деятельности, обладать профессиональными знаниями, умениями и навыками, решать различные проблемные ситуации. Важным является тот факт, что каждый педагог должен осознать, что его деятельность требует непрерывного совершенствования, формирования собственного профессионализма.
Педагогические аспекты формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием современных информационных технологий свидетельствуют о том, что важным условием информатизации образования является готовность воспитателей к использованию информационных технологий обучения детей дошкольного возраста, что означает постоянное, непрерывное самообразование будущих педагогов. Информатическая компетентность воспитателя является компонентом его общей педагогической культуры, важнейшим показателем его профессионального мастерства.
ART 14162
научно-методический электронный журнал
УДК 371.132:004.9 49965. - issn 2304-120X.
Чекан О. И. Роль информационных технологий в формировании профессиональной компетентности будущих воспитателей детей дошкольного возраста // Концепт. - 2014. - № 06 (июнь). -ART 14162. - 0,5 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2014/14162.htm. - Гос. рег. Эл № ФС 77-
Итак, решение проблемы формирования профессиональной компетентности будущих специалистов дошкольного образования с использованием современных информационных технологий требует изменения содержания существующей системы подготовки педагогических кадров, унификации учебных планов и создания благоприятных организационно-педагогических условий для внедрения современных компьютерных технологий в образовательный процесс высших учебных заведений.
Ссылки на источники
1. Давиденко А. А. Використання цифровоТ фототехшки у наукових дослщженнях. - К.: 1нформ.си-стеми, 2009. - С. 159-170.
2. Кононець Н. В. Аспекти педагопчноТ майстерност викладача: розробка електронних шдручнимв // Витоки педагопчноТ майстерносл : зб. наук. праць. - 2009. - № 6. - С. 202-210.
3. 1нформатиза^я осв^и - провщний напрям пщвищення результативност навчального процесу // Комп'ютер у ш^ i ам'Т. - 2011. - № 1(89). - С. 3-6.
4. Кононець Н. В. Указ. соч. - С. 142-146.
5. Дроздова I. П. Методика викладання, педагопка та психолопя вищоТ осв^и. - Хармв: ХНАМГ, 2008. - 140 с.
Oksana Chekan,
Assistant of a Lecturer at the chair of pedagogy and methods of preschool and primary education, Mukachevo State University, Mukachevo chekan.о @ mail.ru
Role of information technologies in formation of professional competence of future educators of preschool children
Abstract. The author proves the role and place of information technologies to build professional competence of future teachers of preschool children. The author analyzes the disciplines and curriculum of future teachers and use of information technologies in formation of professional competence of future teachers of preschool children.
Key words: information technology, information and communication technology, information society,
expertise, competence, professional competence.
References
1. Davidenko, A.A. (2009) Vikoristannja cifrovoï fototehniki u naukovih doslidzhennjah, Inform.sistemi, Kiev, pp. 159-170 (in Ukrainian).
2. Kononec', N. V. (2009) "Aspekti pedagogichnoï majsternosti vikladacha: rozrobka elektronnih pidruch-nikiv",' Vitoki pedagogichnoï majsternosti : zb. nauk. prac', № 6, pp. 202-210 (in Ukrainian).
3. (2011) "Informatizacija osviti - providnij naprjam pidvishhennja rezul'tativnosti navchal'nogo procesu", Kompjuter u shkoli i sim'i, № 1(89), pp. 3-6 (in Ukrainian).
4. Kononec' N. V. Op. cit., pp. 142-146
5. Drozdova, I. P. (2008) Metodika vikladannja, pedagogika ta psihologija vishhoïosviti, HNAMG, Harkiv, 140 p. (in Ukrainian).
Рекомендовано к публикации:
Ясинским А. М., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
ISSN 2304-120Х
M 7 ru
977230412014206