Научная статья на тему 'Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми в ДОУ'

Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми в ДОУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
980
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПЕДАГОГ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ / ВЫПУСКНИКИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА / QUALITY OF EDUCATION / PROFESSIONAL COMPETENCE / TEACHER OF PRESCHOOL EDUCATION / MODEL OF METHODICAL HELP / GRADUATES OF PEDAGOGICAL COLLEGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Умарова Аида Мустафаевна

В статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых воспитателей через реализацию модели методической помощи. Раскрыты этапы формирования профессиональной компетентности, которая включает в себя: развитие профессиональной компетенции воспитателя, работу в методических объединениях, творческих группах, исследовательскую деятельность, инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий, активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях, трансляцию собственного педагогического опыта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зотова Ирина Васильевна, Умарова Аида Мустафаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN WORKING WITH CHILDREN IN PRESCHOOL

The article deals with the problem of improving the professional competence of preschool teachers, presents the experience of the formation of professional competence of young teachers through the implementation of the model of methodological assistance. The stages of the formation of professional competence, which includes: the development of professional competence of the teacher, work in methodical associations, creative groups, research activities, innovation, development of new educational technologies, active participation in educational competitions, scientific and practical conferences, broadcasting their own educational experience

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми в ДОУ»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ В ДОУ 1 2 Зотова И.В. , Умарова А.М. Email: Zotova665@scientifictext.ru

1Зотова Ирина Васильевна - кандидат педагогических наук, доцент;

2Умарова Аида Мустафаевна - студент-магистр, кафедра дошкольного образования и педагогики, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь, Республика Крым

Аннотация: в статье рассматривается проблема совершенствования профессиональной компетентности воспитателей дошкольного образования, представлен опыт работы по формированию профессиональной компетентности молодых воспитателей через реализацию модели методической помощи. Раскрыты этапы формирования профессиональной компетентности, которая включает в себя: развитие профессиональной компетенции воспитателя, работу в методических объединениях, творческих группах, исследовательскую деятельность, инновационную деятельность, освоение новых педагогических технологий, активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях, трансляцию собственного педагогического опыта.

Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, педагог дошкольного образования, модель методической помощи, выпускники педагогического колледжа.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE TEACHER IN WORKING WITH CHILDREN IN PRESCHOOL Zotova I.V.1, Umarova A.M.2

1Zotova Irina Vasilievna - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor;

2Umarova Aida Mustafaevna - Master-Student, DEPARTMENT OF PRESCHOOL EDUCATION AND PEDAGOGY, CRIMEAN ENGINEERING-PEDAGOGICAL UNIVERSITY, SIMFEROPOL, REPUBLIC OF CRIMEA

Abstract: the article deals with the problem of improving the professional competence of preschool teachers, presents the experience of the formation of professional competence of young teachers through the implementation of the model of methodological assistance. The stages of the formation of professional competence, which includes: the development of professional competence of the teacher, work in methodical associations, creative groups, research activities, innovation, development of new educational technologies, active participation in educational competitions, scientific and practical conferences, broadcasting their own educational experience

Keywords: quality of education, professional competence, teacher of preschool education, model of methodical help, graduates ofpedagogical College.

УДК 37.011.31

Постановка проблемы. Профессиональная компетентность современных воспитателей дошкольных организаций является совокупностью профессиональных, а также общечеловеческих установок, за счет которых появляется возможность не только эффективного управления образовательным процессом, но и успешного решения трудностей, которые возникают в процессе выполнения задач

профессиональной деятельности. Безусловно это влияет на совершенствование профессиональной педагогической компетентности и развитие педагогических способностей.

На данном этапе развития образования компетентностный подход представляет собой ведущее направление в деятельности воспитателей ДОУ. Профессиональная компетентность этих воспитателей является совокупностью опыта, навыков знаний, владения приемами и способами, которые необходимы для четкого выполнения должностных обязанностей педагогов-воспитателей.

Анализ литературы. Вопросами совершенствования профессиональной компетентности педагогов занимались такие ученые, как Л.Л. Тимофеева, Д.И. Фельдштейн, Е.В. Клюева, М.Н. Корешкова.

Цель статьи - изучить формирование профессиональной компетентности педагога в работе с детьми в ДОУ.

Изложение основного материала. Профессионально-педагогическая подготовка обладает двумя составляющими: первая является системой мер, которая направлена на познание педагогической профессии, а также тех областей знания, которые образуют ее теоретическую основу, а также практическую реализацию навыков, умений и знаний; вторая является системой мер, которая направленная на познание студентов самих с собой, а также на саморазвитие личности до того момента, как она обретет уверенность, которая позволит заняться педагогической деятельностью.

Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования представляет собой комплекс компетенций: методологическую, психолого-педагогическую, коммуникативную, исследовательскую, презентационную, Икт — компетентность, эмоциональную компетентность [3].

На пути совершенствования и развития профессиональной компетентности молодому педагогу придется пройти следующие этапы:

Развитие профессиональной компетенции воспитателя

Работа в методических объединениях, творческих группах

Исследовательская деятельность +

Инновационная деятельность, освоение новых

педагогических технологий +

Активное участие в педагогических конкурсах, научно-практических конференциях

Трансляция собственного педагогического опыта

Рис. 1. Этапы формирования профессиональной компетентности

Практика показывает, что в обоих указанных выше направлениях профессиональной подготовки существуют свои проблемы. С одной стороны, отмечается недостаток практических умений студентов и выпускников в организации мер и процедур педагогического взаимодействия. В частности, дошкольному педагогу

достаточно сложно погрузить ребенка в новый для него мир вещей, событий, вовлечь в интересные дела, сделать его субъектом деятельности. Это во многом связано с тем, что традиционно профессиональная подготовка будущих воспитателей направлена, прежде всего, на планирование образовательной деятельности, реализацию программ, освоение технологий, организацию деятельности детей по задуманному образцу. Большинство форм обучения в педагогических колледжах и вузах, так же, как и повышения квалификации воспитателей, способствует теоретико-методическому развитию воспитателя, а не становлению профессиональной компетентности в практической деятельности, умению общаться с детьми дошкольного возраста и понимать их.

Аналогичная ситуация наблюдается в системе повышения квалификации и психологической поддержки воспитателей дошкольных учреждений. Курсы повышения квалификации воспитателей преимущественно решают вопросы их теоретико-методического развития; а методическая работа, проводимая с педагогами, безусловно, может ставить задачи стимулирования их желания и потребности в самосовершенствовании, саморазвитии, направления творческого поиска каждого педагога на эффективное самообразование в области профессионального общения в том числе. Однако, очевидно, что всех проблем личностного развития воспитателей такая работа решить не может [1, с. 44].

Для обеспечения совершенствования и развития профессиональной компетентности педагогов была создана система взаимодействия и поддержки педагогов детских садов. Эта система представляет собой структурный компонент педагогического образования и нацелена на:

- обеспечение условия для развития и совершенствования у педагогов профессиональной компетенции;

- реализацию ее на следующих уровнях управления: тактическом, информационно-аналитическом и стратегическом;

- организацию деятельности, основанной на нормативных документов регионального и федерального уровней;

- развитие и улучшение личностной, когнитивной и деятельностной характеристик профессиональной педагогической деятельности, что, бесспорно, представляет собой основу профессиональной компетентности педагогов дошкольных образовательных организаций;

- сочетание индивидуальных и коллективных линий развития профессиональной педагогической компетентности, которые реализуются посредством различных компонентов тактического уровня, а также содержание педагогической деятельности [4].

На заключительном этапе осуществлялась проверка эффективности, разработанной нами модели, был проведен анализ полученных результатов исследования, сформулированы выводы и предложены пути дальнейшей работы в данном направлении.

Выводы. Определить профессиональную компетентность будущего воспитателя ДОУ можно в качестве способности к эффективному проведению профессиональной деятельности, которая определяется должностными требованиями, основывающимися на фундаментальном научном образовании, а также эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Ей предполагается владение установками и личностными качествами, имеющими профессиональное значение, а также профессиональными навыками, умениями и теоретическими знаниями.

Работа с воспитателями, направленная на развитие профессиональной компетентности служит для обеспечения стабильной работы коллектива педагогов, всесторонне и полноценное воспитание и развитие детей, качественное усвоение ими программного материала на основе возрастных и индивидуальных особенностей, а также повышение эффективности процесса образования в ДОУ. Помимо этого, будущие воспитатели ДОУ способны принимать активное участие в городских

методических объединениях, а абсолютно каждый воспитатель способен реализовывать свои творческие способности в работе с детьми.

Список литературы /References

1. Тимофеева Л.Л. Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ / Л.Л. Тимофеева. М: Педагогическое общество России, 2015. 96 с.

2. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в 21 веке / Д.И. Фельдштейн. М.: Педагогика, 2016. 98 с.

3. Клюева Е.В. Гуманитаризация методической подготовки будущих педагогов дошкольного образования. [Электронный ресурс] / Е.В. Клюева. Режим доступа: http://www.art-education.ru/sites/default/files/journal_pdf/klyueva_koreshkova.pdf/ (дата обращения: 14.06.2019).

4. Корешкова М.Н. Формирование профессиональной компетентности молодых педагогов дошкольного образования. [Электронный ресурс] / М.Н. Корешкова. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/128/35509/ (дата обращения: 14.06.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.