Научная статья на тему 'Особенности формирования прогностической компетентности у будущих воспитателей дошкольных учреждений'

Особенности формирования прогностической компетентности у будущих воспитателей дошкольных учреждений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИИ / ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / ЗНАНИЯ / KNOWLEDGE / УМЕНИЯ / SKILLS / OMPETENCE / PROGNOSTICCOMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Давкуш Н.В.

В статье автор раскрывает значения понятий «компетентность», «компетенции» и «прогностическая компетентность». Охарактеризована структура прогностической компетентности. Рассмотрена структура прогностической компетентности, которая состоит из таких компонентов: аффективный, познавательный, деятельностный. Обоснованы виды прогностической деятельности. Определены виды профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF FORMATION OF PROGNOSTIC COMPETENCE OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS

One of the key tasks of training of future preschool teachers is to develop in students the predictive competence as a necessary condition of their professional prospects and stability, the predictive orientation in a wide range of innovative movements, scientific developments and author of schools of preschool education, ensuring its quality organization and effectiveness. The proposed prognostic competence of future teacher of preschool institutions is based on the structure of personality by K. K. Platonov and includes such blocks as: experience (knowledge, abilities, skills, personal qualities, personal orientation, reflection). Knowledge of the future preschool teacher acquires throughout the learning during the study of academic disciplines at the University, included in the basic and elective part of the curriculum. In the course of studying of elective disciplines generated expertise in methods of upbringing and education of preschool children, the possibility of using a prognostic approach in educational process of preschool institutions. In accordance with the requirements of society, particular importance will acquire knowledge of the possibilities of pedagogically-appropriate complex prediction in the educational process of preschool education. Among the skills you must first define gnostic, analytical-search, forecasting, communication, information and creative, didactic, diagnostic, perspective, design, suggestive, organizational. Future preschool teacher must possess certain skills, namely the skills of adequate goal setting, planning, programming, design, and implement process development, training and education of children form the foundations of world outlook of pupils, to use theoretical knowledge in practice, to establish contact with the group, every child, to plan professional activity, to know the methodology of research in the field of preschool education. Important for the future teacher of preschool institution is the formation of General and professional culture and ideological foundations of the capacity for empathy, the perception of new information, flexibility, commitment, tolerance. Mandatory are honesty, love, kindness, patience, optimism. Necessary for successful future professional activity is a creative logical thinking and developed intuition. Personal orientation involves the orientation to the profession of educator of preschool, readiness for creative work, socially significant value attitude to the events, people, children, to himself, as well as professional interests, desires, inclinations, ideals. Necessary for the teacher is also the ability to reflection (self-examination, introspection, self-assessment of their actions and behavior; mapping, understanding of pedagogical problems and socio-educational situations; adequate reaction to changes; ability to self-improvement and self-realization in the changing objective environment). Structure predictive of competence (as a result of training of future educators to forecast activities) due to its components: key (information-forecasting, operational forecasting, assessment and predictive), underlying (target, planning and forecasting software and forecasting, project forecasting, organizational and prognostic), special and partly-professional competences, each of which consists of knowledge, activity and personal aspect. Taking as basis generalized the above approaches to the essence and the structure of prognostic competence of teachers of preschool institutions may highlight a specific structure of a predictive competence, which includes: forecasting of the development of personality: qualities, values, feelings, will and behavior, possible deviations in the development of moral behaviour, difficulties in establishing relationships with their peers; forecasting the development of a group of children, the development of a system of relations; prediction of the course pedagogical process: difficulties that arise for the child when learning, the results of the use of certain methods, techniques and means of training and education.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования прогностической компетентности у будущих воспитателей дошкольных учреждений»

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ » ♦

Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского Социология. Педагогика. Психология. Том 1 (67). 2015. № 3. С. 57-65.

УДК371.13:070.2

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОШКОЛЬНЫХ

УЧРЕЖДЕНИЙ

Давкуш Н. В.

Евпаторийский институт социальных наук (филиал) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», Евпатория, Республика Крым

E-mail: natdavk@mail.ru

В статье автор раскрывает значения понятий «компетентность», «компетенции» и «прогностическая компетентность». Охарактеризована структура прогностической компетентности. Рассмотрена структура прогностической компетентности, которая состоит из таких компонентов: аффективный, познавательный, деятельностный. Обоснованы виды прогностической деятельности. Определены виды профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений.

Ключевые слова: компетентность, компетенции, прогностическая компетентность, знания, умения. ВВЕДЕНИЕ.

К актуальным и перспективным проблемам в наше время относится повышение качества образования в целом, в высших учебных заведениях в частности. Сегодня активно разрабатываются различные аспекты профессионально-педагогической подготовки будущего воспитателя дошкольного учреждения, так как повышению качества подготовки специалистов дошкольного профиля способствует усиление профессиональной направленности обучения через внедрение в учебно -воспитательный процесс компетентностно ориентированной модели обучения.

Анализ публикаций последних лет свидетельствует, что модернизация профессиональной подготовки на принципах компетентностного подхода способствует получению студентами необходимых профессиональных компетенций, которые в дальнейшем обеспечат их успешное профессиональное становление и конкурентоспособность (Глузман Н. А.) [4].

57

В частности, по мнению Глузмана А. В. [5], компетентностный подход заключается в смещении акцента от накопления нормативно определенных знаний, умений и навыков к формированию и развитию у обучающихся способности практически действовать, применять индивидуальные техники и опыт успешных действий в ситуациях профессиональной деятельности и социальной практики. Перспективность использования компетентностного подхода заключается в том, что он предполагает высокую готовность выпускника высшего учебного заведения к успешной деятельности в различных сферах.

Зязюн И. А., Кузьмина Н. В., Кулюткин Ю. Н., Сластенин В. А., Щербаков А. И. считают, что процессуальный аспект профессиональной подготовки будущего воспитателя дошкольного учреждения характеризуется дидактическими, когнитивными, контрольно-корректирующими, прогностическими процессами, а также педагогическим взаимодействием, профессиональным совершенствованием будущих воспитателей и динамикой личностного развития дошкольников. Результатом педагогической готовности будущего воспитателя к профессиональной деятельности является уровень сформированности научных, методических и методологических знаний и умений, а также соответствующих ценностных ориентиров и устремлений, профессиональных компетентностей.

Цель данной статьи - раскрыть особенности прогностической компетентности будущих педагогов дошкольного профиля обучения.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА.

Компетентностный подход в системе подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений требует смещения акцентов с усвоения определенных ООП знаний, умений и навыков на формирование способности практически действовать, принимать эффективные решения; применять технологии педагогического прогнозирования; активную профессиональную позицию во всех сферах дошкольного образования, а также навыков непрерывного самообразования и рефлексии.

В профессионально-педагогическом образовании переход на компетентностно ориентированную подготовку рассматривается в двух аспектах:

- во-первых, происходит модернизация содержания профессионального образования, которая предполагает его отбор и структурирование с одновременным определением результативной составляющей образовательного процесса, приобретение студентами компетенций;

- во-вторых, появляется необходимость научить будущих воспитателей целенаправленно формировать у дошкольников ключевые компетентности.

По этому поводу актуальным для нашего исследования считаем мнение Болотова В. А. и Серикова В. В [2], которые отмечают, что использование прогностического подхода в учебно-воспитательном процессе вуза непосредственно связано с внедрением компетентностного подхода, который означает и для педагогов, и для воспитанников переориентацию доминирующей образовательной парадигмы с трансляции и усвоения знаний, умений и навыков на создание условий

58

для овладения студентами комплексом компетенций, которые составляют их профессиональную компетентность.

Результаты анализа и обобщения существующих подходов к определению понятия «компетентность» позволили трактовать обозначенный феномен таким образом: это способность и осознанная готовность личности к реализации приобретенной системы знаний, умений, навыков и стремление к решению актуальных задач в конкретных условиях с предполагаемыми возможными последствиями и ответственностью за свои действия.

Структура компетентности специалиста предполагает опыт (знания, навыки, умения), направленность (потребности, ценности, мотивы, идеалы), качества (способность к синергетическим проявлениям, адаптации, масштабированию и интерпретации, саморазвитию, интеграции, переносу знаний из одной отрасли в другую). Совокупность видов профессиональной компетентности педагога в современный период постоянно пополняется. Источником для этого выступают особенности профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе (В. Введенский, И. А. Зимняя, Н. В. Кузьмина, Л. Л. Хоружая).

Разнообразие видов профессиональной компетентности будущего воспитателя дошкольного учреждения отражает приведенная ниже совокупность положений из исследований профессионального педагогического образования (см. табл. 1).

Таблица 1

Определение видов профессиональной компетентности воспитателей дошкольных учреждений

Социально-педагогическая компетентность (Дичковская И.) [6] интегративное личностное образование, обеспечивающее эффективную реализацию всех педагогических функций; единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности, направленной на успешную интеграцию детей в современный социум; способность понимать базовые потребности ребенка и создавать условия для их умственного удовлетворения, способность сознательно планировать образование и воспитание, исходя из особенностей ребенка и социальной ситуации при условии детерминанты ценностных ориентаций социального развития;

Проектная компетентность (Бибик Н. Н.) [1] совокупность знаний, умений, качеств личности, необходимых для осуществления проектной деятельности, заключается в способности предвидеть последствия профессиональной и личностной деятельности; результаты учебно-воспитательного процесса; планировать результаты, которые необходимо достичь будущим специалистам после выполнения заданий определенных видов деятельности; разрабатывать планы занятий; проектировать содержание обучения; учебный процесс; деятельность студентов на занятии; проектировать и прогнозировать собственную педагогическую деятельность согласно предмету;

59

Диагностическа я компетенция (Борытко Н. М.) [3] способность и готовность будущего педагога к диагностической деятельности на различных образовательных этапах, выраженная в личностно-осознанном позитивном отношении, в наличии глубоких, прочных диагностических знаний и умений, направленных на решение диагностических задач; готовность будущего педагога, которая проявляется в синтезе позитивного отношения к диагностике, психолого-педагогических знаний и умений применять их в ходе изучения детей, детских коллективов в условиях практической педагогической деятельности; качественные характеристики: широта и глубина; самостоятельность; релевантность, как способность отбирать психодиагностические методики, наиболее соответствующие целям, задачам, характеру и содержанию педагогических задач;

Управленческая компетентность (Муранова Н. Н.) [7] способность планировать, организовывать и контролировать учебно-воспитательный процесс и свою профессиональную деятельность для достижения прогнозируемого результата: конкретизировать цели обучения и воспитания; определять способы поэтапной реализации целей обучения и воспитания; оценивать уровень учебных достижений учащихся по всем видам деятельности; использовать различные виды и методы контроля; руководить фронтальной, групповой и индивидуальной работы на занятиях; организовывать самостоятельную работу; определять педагогические задачи в соответствии с предметом.

Стоит отметить, что современные ученые дошкольного профиля продолжают выделять частичные виды и подвиды профессиональной компетентности воспитателя дошкольного учреждения. Поэтому правомерным является определение прогностической компетентности как составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного звена образования.

Указанное дает основания утверждать, что одной из ключевых задач подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений является формирование у студентов прогностической компетентности как необходимого условия их профессиональной перспективности и стабильности, прогностической ориентации в широком арсенале инновационного движения, научных разработок и авторских школ системы дошкольного образования, обеспечивающих ее качественную организацию и результативность.

Предложенная прогностическая компетентность будущего воспитателя дошкольного учреждения базируется на теории о структуре личности К. К. Платонова и включает такие блоки, как: опыт (знания, умения, навыки), личностные качества, направленность личности, рефлексия [8].

Знания будущий воспитатель дошкольного профиля приобретает на протяжении всего обучения во время изучения учебных дисциплин в вузе, включенных в базовую и элективную часть учебного плана. В процессе изучения

60

элективных дисциплин формируются знания по методикам воспитания и обучения дошкольников, возможности использования прогностического подхода в воспитательном процессе дошкольного учреждения. В соответствии с требованиями общества особое значение приобретают знания возможностей педагогически целесообразного комплексного прогнозирования в учебно-воспитательном процессе дошкольного образования.

Среди умений необходимо в первую очередь определить гностические, аналитико-поисковые, прогностические, коммуникативные, информационно-креативные, дидактические, диагностические, перспективные, проектные, суггестивные, организационные. Будущий воспитатель дошкольного учреждения должен владеть определенными навыками, а именно: навыками адекватного целеполагания, планирования, программирования, проектирования и реализации процесса развития, обучения и воспитания детей, формировать основы мировоззрения воспитанников, использовать теоретические знания на практике, устанавливать контакт с группой, каждым ребенком, планировать профессиональную деятельность, владеть методологией исследований в области дошкольного образования.

Важными для будущего воспитателя дошкольного учреждения является формирование общей и профессиональной культуры и мировоззренческих основ, способности к эмпатии, к восприятию новой информации, гибкости, заинтересованности, толерантности. Обязательными являются честность, любовь к ребенку, доброжелательность, терпение, оптимизм. Необходимыми для успешной будущей профессиональной деятельности является творческое логическое мышление, развитая интуиция.

Направленность личности предполагает ориентацию на профессию воспитателя дошкольного учреждения, готовность к творческой работе, социально значимое ценностное отношение к событиям, людям, детям, к себе, а также профессиональные интересы, желания, влечения, идеалы.

Необходимой для педагога является также способность к рефлексии (самоанализ, самонаблюдение, самооценка своих действий и поступков; сопоставление, осмысление педагогических задач и социально-педагогических ситуаций; адекватная реакция на изменения; способность к самосовершенствованию и самореализации в изменяющейся объективной среде).

Показателем уровня качества работы воспитателя дошкольного учреждения является его профессиональная компетентность, которая в современной трактовке рассматривается как единство знаний, умений, способностей, а также готовность действовать в нетипичных ситуациях и решать профессиональные задачи с высоким уровнем неопределенности, способность и готовность к достижению более качественного результата труда, отношение к профессии как к одной из ключевых личных ценностей.

В контексте компетентностного подхода результат подготовки будущих воспитателей дошкольных учреждений к прогностической деятельности мы рассматриваем как сформированность у студентов прогностической компетентности в процессе их обучения в вузе.

61

Структура прогностической компетентности (как результат подготовки будущих воспитателей к прогностической деятельности) обусловлена ее компонентами: ключевыми (информационно-прогностическая, операционально-прогностическая, оценочно-прогностическая), базовыми (целевая, планово-прогностическая, программно-прогностическая, проектно-прогностическая, организационно-прогностическая), специальными и частично профессиональными компетенциями, каждая из которых в своем составе имеет знаниевый, деятельностный и личностный аспект.

Поэтому следует развести понятия «прогностическая компетенция» и «прогностическая компетентность». Как указывает Присяжная А. Ф., под первым подразумевается результат образования (общего, профессионального), при котором уровень подготовленности обучаемого (ученика, студента, будущего специалиста) к жизни и труду в обществе, его знания, умения, навыки и качество деятельности позволяют осуществлять следующие виды прогностической деятельности:

- «демонстрировать умения по адекватному целеполаганию, планированию, программированию, проектированию, необходимые для социального, жизненного и профессионального самоопределения;

- владеть знаниями о процессе прогнозирования, умениями и навыками отбора информации, логической ее обработки, анализа, определения тенденций ее изменений;

- развивать способности адекватного представления о своих склонностях, возможностях, путях их совершенствования, которые определяют успешность личности выпускника образовательного учреждения в социуме, в личной жизни и профессиональной деятельности» [8, с. 73].

Структуру прогностической компетентности, по определению Присяжной А. Ф., составляют такие компоненты, как:

- аффективный - целеустремленность, гибкость мышления, волевая сфера, толерантность, целеполагание, умение планировать, проектировать собственную деятельность, достаточный уровень поисково-творческой деятельности, способность оценивать результаты деятельности, адекватная самооценка;

- познавательный, который включает знания прогностической терминологии, умения и навыки прогнозировать на определенном отрезке образовательной траектории и уровни способностей личности в той мере, в какой это необходимо;

- деятельностный, выражающийся в качестве учебной, познавательной, профессиональной деятельности, которая позволяет научно предвидеть и адекватно оценивать собственную образовательную, профессиональную траекторию, результаты деятельности, обеспечивающие потребности личности и социума [8].

Принимая за основу обобщенные выше подходы к сущности и структуре прогностической компетентности воспитателя дошкольного учреждения, можно выделить определенную структуру прогностической компетентности, в состав которой входят:

- прогнозирование развития личности: ее качеств, ценностных установок, чувств, воли и поведения, возможных отклонений в развитии, морального поведения, трудностей в установлении взаимоотношений со сверстниками;

62

- прогнозирование развития детского коллектива, развития системы взаимоотношений;

- прогнозирование хода педагогического процесса: трудностей, которые возникают у ребенка при усвоении учебного материала, результатов использования тех или иных методов, приемов и средств обучения и воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, в нашем исследовании раскрыта профессиональная компетентность будущего воспитателя дошкольного учреждения как сложная структура, которая аккумулирует как личностные качества, так и, в частности, осведомленность в области дидактики и теории воспитания, знания и умения организации прогностической деятельности, способность к самоанализу и проектированию профессионального совершенствования, потребность в самосовершенствовании.

Прогностическая компетентность будущего воспитателя дошкольного учреждения рассматривается как интегрированное качество личности воспитателя, которое определяет сложное индивидуально-психологическое, полифункциональное образование профессиональных теоретических знаний, ценностных установок, личностных качеств и практических умений педагога в сфере педагогического прогнозирования дошкольного образования, а также мотивационно-ценностного отношения к прогностической деятельности, стремление к планированию собственного профессионального самоопределения и личностного развития детей дошкольного возраста.

Список литературы.

1. Бiбiк, Н. М. Компетенттсний тдхвд: рефлексивний аналз застосування / Н. М. Бiбiк // Компетенттсний тдхвд у сучаснш освт: свгговий досвщ та украшсью перспективи : Бiблiотека з освгтньо! полiтики. - К. : „К. I. С.", 2004. - С. 47-52.

2. Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 8-14.

3. Борытко, Н. М. Диагностическая деятельность педагога : [учебное пособие] / Н. М. Борытко. -М.: Издательство Академия/Academia, 2006. - 267 с.

4. Глузман, Н. А. Моделi навчання в системi вищо! освгги як педагопчна проблема / Неля Анатолпвна Глузман // Вюник Чертпвського держ. пед. ун-ту iм. Т.Г.Шевченка : зб. ст. - Сер. : Пед. науки - Вип. 56. - № 56 - Чертпв : ЧДПУ, 2008.- С. 175-179.

5. Глузман, О. В. Базовi компетентности 1хня сутшсть та значення у життевому успiху особистостi / Олександр Володимирович Глузман // Гумаштарт науки. - 2009. - № 1 (17). - С. 6-15.

6. Дичювська, I. Инновацшна компетентшсть педагога / 1лона Дичкiвська // Дошкшьне виховання. - 2010. - № 1. - С.7-11.

7. Компетентшсть педагога як важлива умова його професшно! дiяльностi : [методичний посiбник] / Н. Н. Мурована. - Севастополь : Рибзст, 2006. - 24 с.

8. Присяжная, А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория и практика): дис. д-ра пед. наук : 13.00.08 / Алла Федоровна Присяжная. - Челябинск, 2006. - 380 с.

63

UDC 371.13:070.2

THE FEATURES OF FORMATION OF PROGNOSTIC COMPETENCE OF FUTURE PRESCHOOL TEACHERS

Davkush N. V.

Yevpatoria Institute of Social Sciences (Branch) of V. I. Vernadsky Crimean Federal University, Yevpatoria, Republic of Crimea

E-mail: natdavk@>mailru

One of the key tasks of training of future preschool teachers is to develop in students the predictive competence as a necessary condition of their professional prospects and stability, the predictive orientation in a wide range of innovative movements, scientific developments and author of schools of preschool education, ensuring its quality organization and effectiveness.

The proposed prognostic competence of future teacher of preschool institutions is based on the structure of personality by K. K. Platonov and includes such blocks as: experience (knowledge, abilities, skills, personal qualities, personal orientation, reflection).

Knowledge of the future preschool teacher acquires throughout the learning during the study of academic disciplines at the University, included in the basic and elective part of the curriculum. In the course of studying of elective disciplines generated expertise in methods of upbringing and education of preschool children, the possibility of using a prognostic approach in educational process of preschool institutions. In accordance with the requirements of society, particular importance will acquire knowledge of the possibilities of pedagogically-appropriate complex prediction in the educational process of preschool education.

Among the skills you must first define gnostic, analytical-search, forecasting, communication, information and creative, didactic, diagnostic, perspective, design, suggestive, organizational. Future preschool teacher must possess certain skills, namely the skills of adequate goal setting, planning, programming, design, and implement process development, training and education of children form the foundations of world outlook of pupils, to use theoretical knowledge in practice, to establish contact with the group, every child, to plan professional activity, to know the methodology of research in the field of preschool education.

Important for the future teacher of preschool institution is the formation of General and professional culture and ideological foundations of the capacity for empathy, the perception of new information, flexibility, commitment, tolerance. Mandatory are honesty, love, kindness, patience, optimism. Necessary for successful future professional activity is a creative logical thinking and developed intuition.

64

Personal orientation involves the orientation to the profession of educator of preschool, readiness for creative work, socially significant value attitude to the events, people, children, to himself, as well as professional interests, desires, inclinations, ideals.

Necessary for the teacher is also the ability to reflection (self-examination, introspection, self-assessment of their actions and behavior; mapping, understanding of pedagogical problems and socio-educational situations; adequate reaction to changes; ability to self-improvement and self-realization in the changing objective environment).

Structure predictive of competence (as a result of training of future educators to forecast activities) due to its components: key (information-forecasting, operational forecasting, assessment and predictive), underlying (target, planning and forecasting software and forecasting, project forecasting, organizational and prognostic), special and partly-professional competences, each of which consists of knowledge, activity and personal aspect.

Taking as basis generalized the above approaches to the essence and the structure of prognostic competence of teachers of preschool institutions may highlight a specific structure of a predictive competence, which includes: forecasting of the development of personality: qualities, values, feelings, will and behavior, possible deviations in the development of moral behaviour, difficulties in establishing relationships with their peers; forecasting the development of a group of children, the development of a system of relations; prediction of the course pedagogical process: difficulties that arise for the child when learning, the results of the use of certain methods, techniques and means of training and education.

Keywords: competence, competence, prognosticcompetence, knowledge, skills.

References

1. Bibik N.M. Competence approach: a reflective analysis of the use / N.M. Bibik // Competence approach in modern education: world experience and Ukrainian prospects: education policy library. -K.: "K.I.S.", 2004. - P. 47-52.

2. Bolotov V.A. Competence model: from the idea to the educational program / V.A. Bolotov, V.V. Serikov // Pedagogy. - 2003. - №10. - P. 8-14.

3. Borytko H. M. Diagnostic activity of the teacher: [Tutorial] / N.M. Borytko. - Moscow: Publishing house "Academia", 2006. - 267 p.

4. Gluzman, N.A. Teaching models in high school as a pedagogical problem / N. A. Gluzman // Bulletin of the T.G. Shevchenko Chernihiv State Pedagogical University.: a collection of articles - Ped. Science - Vip. 56. - number 56 - Chernigiv: CHDPU, 2008. - P 175-179.

5. Gluzman A. V. Basic competence: their essence and significance in the life of the individual success / A. V. Gluzman // Humanities. - 2009. - № 1 (17). - P. 6-15.

6. Dichkivska, I. Innovative competence of the teacher / Ilona Dichkivska // Doshkilne vihovannya. -2010. - № 1. - S.7-11.

7. The competence of the teacher as an important condition for his professional activities / N.N. Murowana. - Sevastopol: Ribzst, 2006. - 24 p.

8. A.F. Pedagogical forecasting in the system of continuous pedagogical education (methodology, theory and practice): dis. Dr. ped. Sciences: 13.00.08 / Alla Fedorovna Prisyazhnaya - Chelyabinsk, 2006. -380 p.

65

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.