педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Кашина Екатерина Владимировна, Дорогина Альбина Сергеевна и другие ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ...
УДК 373
DOI: 10.26140/anip-2020-0904-0021
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ В РАЗВИТИИ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ
© 2020
AuthorlD: 304930 SPIN: 9134-1861 ResearcherlD: V-5351-2018 ORCID: 0000-0003-3093-2602 ScopusID: 57205748389
Грязнова Елена Владимировна, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой «Философии и теологии» Нижегородский педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1, e-mail: egik37@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-7418-1655
Кашина Екатерина Владимировна, магистрант Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, музыкальный руководитель МБОУ «Липовская основная общеобразовательная школа» (606410, Россия, Балахнинский р-н, пос. Совхозный, дом 17 А, e-mail: katuhka2245@mail.ru) ORCID: 0000-0001-6268-694X
Дорогина Альбина Сергеевна, магистрант Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, воспитатель МДОУ «Детский сад №135» 606036, Россия, Дзержинск ул. Советская 5а, e-mail: albinadorogina@yandex.ru) ORCID: 0000-0002-0948-4377
Тихоненко Юлия Владимировна, магистрант Нижегородского педагогического университета им. К. Минина, воспитатель МДОУ «Детский сад №97» (606030, Россия, Дзержинск, ул. Попова 32а, e-mail: happy2302@bk.ru) Аннотация. В современном информационном обществе происходит смена форм социализации личности. Традиционной формой передачи социального опыта на первом ее этапе - идентификации является игра. Сегодня в условиях информатизации всех сфер жизни и образования, в том числе, происходит трансформация самой игровой деятельности. Традиционная игра, направленная на развитие речи дошкольника, предполагает непосредственное общение педагога и ребенка. Игровая компетенция педагога дошкольного образования на профессиональном уровне формируется в ходе получения педагогического образования. Не менее значимым является и собственный опыт игровой деятельности педагога, приобретенный в детстве. Однако в условиях информационной социализации общество сталкивается с рядом проблем в формировании игровой компетенции воспитателей и учителей детских дошкольных учреждений. Это связано и с утратой опыта игровой деятельности традиционного общества, и с переносом многих форм социализации личности в информационное социокультурное пространство, в котором трансформированы коммуникативные отношения между поколениями и субъектами. Возникает необходимость серьезных и глубоких исследований причин снижения качества игровой компетенции педагогов, взаимосвязи данной компетенции с развитием речи дошкольников и выявление возможных негативных последствий на развитие речи детей с применением ИКТ в игровой деятельности на ранних этапах социализации личности. Проведенное исследования выявило четыре основных причины проблем развития речи у дошкольников: снижение игровой компетенции современных педагогов дошкольного образования, разрыв традиционных меж поколенных связей, низкий уровень педагогического образования, неэффективное использование ИКТ технологий в игровой деятельности дошкольника.
Ключевые слова: дошкольное образование, игровая компетенция педагога, речевое развитие дошкольника, игра, компьютерные игры, информационная социализация, детское образовательное учреждение, информационное общество.
ON THE PREDICTIVE AND HUMANISTIC FUNCTIONS OF PHILOSOPHICAL ANTHROPOLOGY IN EDUCATION
© 2020
Gryaznova Elena Vladimirovna, Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy and Theology
Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov str., 1, e-mail: egik37@yandex.ru) Kashina Ekaterina Vladimirovna, master's student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, music head MBOU "Lipovskaya basic secondary school" (606410, Russia, Nizhny Novgorod region, Balakhninsky district, village State farm, house 17 A,
e-mail: katuhka2245@mail.ru) Dorogina Albina Sergeevna, undergraduate Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, educator MDOU "The kindergarten №135" 606036, Russia, Dzerzhinsk str. Soviet 5A, e-mail: albinadorogina@yandex.ru) Yulia Vladimirovna Tikhonenko, master's student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, educator MDOU "Kindergarten №97" (606030, Russia, Russia, Dzerzhinsk, Popova str. 32A, e-mail: happy2302@bk.ru) Abstract. In the modern information society, there is a change in the forms of socialization of the individual. The traditional form of transmitting social experience at its first stage - identification-is play. Today, in the conditions of Informatization of all spheres of life and education, including, there is a transformation of the game activity itself. A traditional game aimed at developing preschool children's speech involves direct communication between the teacher and the child. The game Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33) 101
Gryaznova Elena Vladimirovna, Kashina Ekaterina Vladimirovna, Dorogina Albina Sergeevna and others ON THE PREDICTIVE AND HUMANISTIC FUNCTIONS OF PHILOSOPHICAL ...
pedagogical sciences
competence of a preschool teacher at the professional level is formed during the course of receiving pedagogical education. No less significant is the teacher's own experience of playing activities, acquired in childhood. However, in the context of information socialization, society faces a number of problems in the formation of the game competence of educators and teachers of preschool institutions. This is due to the loss of the experience of gaming activities in traditional society, and the transfer of many forms of socialization of the individual in the information socio-cultural space, in which the communicative relations between generations and subjects have been transformed. There is a need for serious and deep research into the causes of the declining quality of gaming competence of teachers, the relationship of this competence with speech development of preschoolers and identify possible negative effects on the language development of children with the use of ICTs in play activities in the early stages of socialization. The research revealed four main causes of speech development problems in preschoolers: a decrease in the game competence of modern preschool teachers, a break in traditional inter-generational ties, a low level of pedagogical education, and inefficient use of ICT technologies in preschool children's play activities.
Keywords: preschool education, game competence of the teacher, speech development of the preschool child, game, computer games, information socialization, children's educational institution, information society.
ВВЕДЕНИЕ
Игровая компетенция педагога дошкольного учреждения является сегодня предметом многих научных исследований. В них рассматривается множество проблем. Наиболее важными из них являются проблемы качества данных компетенций и их содержания относительно таких составляющих, как игровая компетенция педагога и применение игровых информационно-компьютерных технологий в развитии речи ребенка. Данная проблема становится особенно актуальной, в связи с ростом числа дошкольников с отставанием в развитии речи из-за социально-коммуникативных проблем в социуме [1].
Предметом настоящего исследования является анализ состояния данных проблем и выявление причин их развития.
МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Основными методами исследования является аналитический обзор научной литературы, статистических исследований, анализ, сравнение.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Известно, что ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игра. Разновидностей игр достаточно много. В разных возрастных периодах у детей превалируют и разные виды игр. Однако педагоги и психологи в последнее время часто отмечают факт того, что современные педагоги детских учреждений не в полной мере владеют такой компетенцией как организация игровой деятельности у дошкольников в целях развития речевых способностей у детей. Обусловливается это множеством факторов.
Во-первых, у современных молодых педагогов, которые приходят в детские учреждения, может быть слабо сформирована данная компетенция в виду того, что это поколение, представители которого были детьми от 20 до 30 лет назад. На рубеже веков в нашей стране существовала достаточно серьезная затяжная кризисная ситуация во всех сферах жизни. Взрослое поколение в этот период вынуждено было в прямом смысле слова бороться за выживание. Закрывались детские сады, родители не имели возможности уделять должного внимания воспитанию детей. Воспитание в те годы велось по инерции и не всегда на высоком уровне, особенно в переполненных и экономически нестабильных детских учреждениях. Произошел разрыв в передаче социального опыта между поколениями. В результате не только современные родители, но и педагоги не имеют должного опыта организации игр с детьми, направленных на развитие речи [2,3].
На данную закономерность в освоении игровой компетенции педагогом дошкольного образования в зависимости от условий его собственной социализации и возрастных особенностей указывают и многие диссертационные исследования [4,5].
Игровая компетентность, это, прежде всего, способности педагога организовать, осуществлять и сопровождать игровую деятельность детей на основе психолого-педагогического знания [6].
Интересным в плане исследования влияния возрастных особенностей и педагогического опыта на качество реализации игровой деятельности педагогом дошколь-
ного образования является работа Т.М. Недвецкой и О.В. Леганьковой [7].
Авторы провели целевое эмпирическое исследование компетентности в игровой деятельности с дошкольниками воспитателей с разным педагогическим стажем. Проведенное исследование показало, что молодые педагоги предпочитают активные и дидактические игры, а более опытные создают условия для самостоятельной игры детей. «Так, молодые педагоги со стажем до 10 лет в большей степени ориентированы на познавательное и речевое развитие ребенка посредством игры. Воспитатели со стажем 10-15 лет по сравнению с молодыми педагогами отмечают важность формирования культуры поведения и коммуникативных способностей детей, содействие успешной социализации ребенка в условиях игрой деятельности. Более опытные педагоги (со стажем от 15 лет) в качестве важной цели развития игровой деятельности воспитанников чаще отмечают развитие творческого потенциала ребенка, его индивидуальности и своевременного удовлетворения потребностей» [7, С. 156].
Проведенные исследования подтверждают наше предположение о том, что личный опыт игровой деятельности воспитателя играет достаточно важную роль в передаче данного опыта следующему поколению. Мнение о важности наличия опыта в игровой деятельности педагога можно найти и в других современных публикациях [8-13].
Во-вторых, в связи со сложной и напряженной социальной обстановкой в стране, практически исчез такой, образно говоря, социальный институт как «дворовая игра». Передача игровых компетенций в обществе с хорошо развитыми социальными коммуникациями, происходила от детей старшего возраста к младшим детям [14,15].
Сейчас разобщенность и коммуникативная изолированность современных людей лишает подрастающее поколение подобного вида социализации. Предпочтение отдается домашнему воспитанию, которое осуществляется в семьях не всегда на профессиональном уровне и заключается в основном в «пересаживании» дошкольников за компьютеры и гаджеты. Тем не менее, как показывают исследования, роль дворовых игр в развитии речи дошкольника достаточно велика. Сегодня становится актуальным возвращение дворовых игр в воспитательный процесс ДОУ [16,17].
В-третьих, в современных программах при подготовке будущих педагогов не всегда уделяется должное внимание развитию игровой компетенции обучающихся. Не смотря на то, что Федеральным Государственным образовательным стандартом дошкольного образования предусмотрены требования к педагогам в формировании игровой компетенции, многие программы, разрабатываемые на его основе, слабо реализуют образовательные результаты данной деятельности. Такая позиция требует исследований причин существующих проблем в сфере педагогического образования.
Как следствие сегодня мы имеем достаточно высокий уровень количества детей с отставанием в развитии речевых способностей. Игровая деятельность со сторо-
педагогические науки
Грязнова Елена Владимировна, Кашина Екатерина Владимировна, Дорогина Альбина Сергеевна и другие
ИГРОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ...
ны воспитателя детского дошкольного учреждения может быть профессионально направлена и использована не только на развитие способностей ребенка, но и на коррекцию в их развитии. Особенно это важно когда речь идет об отставании у детей развития речи.
Интерес представляет анализ опыта практики формирования игровой компетентности у студентов, которые готовятся стать педагогами дошкольных учреждений. Так, например, Е.И. Рзаева провела подобные исследования на основе шести критериев, определяющих уровень сформированности игровой компетенции у студентов- будущих педагогов [18].
Приведем результаты данного исследования. Автором был разработан ряд критериев: «К1. Ценностное отношение воспитателя к игре. Знание содержания понятия: психолого-педагогическое сопровождение игровой деятельности. ... К2. Обобщенная игровая теория. Знание теоретических основ игровой деятельности: понятия сюжетно-ролевой игры, происхождения игры, условий ее развития, структуры игры, уровней и этапов развития, закономерностей развития в дошкольном возрасте. ... К3. Уровень развития игрового пространства. Развитие диалектического мышления. ... К4. Готовность воспитателей к игре. Знание методов, приемов, технологий осуществления психолого-педагогического сопровождения игровой деятельности дошкольников. ... К5. Совокупность личностных качеств. Игровая инициативность, креативность, децентрация, эмпатия, рефлексия. ... К6. Игровой опыт Интеграция воображаемых ситуаций» [18, С. 161].
После апробации данной методики проверки уровня сформированности игровой компетенции студентов педагогического вуза оказалось, что полученные результаты составляют только 58% процентов от необходимого уровня подготовки педагога к игровой деятельности с детьми. Как указывает автор, студенты показали недопустимо низкий результат по всем критериям, что свидетельствует о низком качестве профессиональной подготовки студентов в вузе.
В-четвертых, проблемы в развитии речи у дошкольников возникают из-за бесконтрольного и непрофессионального использования современных ИКТ в социализации детей. Как отмечается в исследованиях, необходимо повышение качества подготовки будущих педагогов в формировании игровой компетенции с применением ИКТ [19,20].
Педагог должен знать не только новые методики при использовании ИКТ для развития речи, но и знать об опасностях, которые несут в себе компьютерные игры [21-23].
Так, например, коллектив нижегородских ученых провел исследования результатов использования компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
В частности, Л.В. Красильникова и Н.В. Вялова провели комплексное исследование роли компьютерных игр в развитии речи детей в детских садах Нижнего Новгорода. Как отмечают авторы: «Таким образом, проведенный сравнительный анализ уровня развития речи у детей экспериментальной и контрольной групп до и после проведения формирующего эксперимента показал, что в экспериментальной группе наблюдается выраженная положительная динамика в изменении уровня речевого развития по сравнению с контрольной группой» [24, С. 225]. Иными словами, грамотное и профессиональное применение ИКТ в развитии речи детей дает достаточно эффективный результат. Это значит, что при подготовке будущих педагогов дошкольного образования необходимо больше уделять внимание изучения именно этого вида развивающих технологий [25].
ВЫВОДЫ
Проведенное исследование показало, что развитие речевых способностей дошкольников зависит от множества факторов. При отсутствии каких-либо патологий,
ребенок активно развивает речь в ходе игровой деятельности в условиях социальных коммуникаций с родителями, педагогами, сверстниками или более старшими детьми. Наиболее важным из компонентов педагогической деятельности по развитию речи через игру является игровая компетентность педагога дошкольного учреждения. В этом направлении сложился ряд проблем, требующих решение: низкая личная игровая компетентность педагогов ДОУ, низкий уровень подготовки по данной компетенции в вузах, низкий уровень владения знаниями о социальных последствиях применения ИКТ педагогами ДОУ при использовании их в игровой деятельности дошкольников. Все это требует педагогических исследований и методических разработок по повышению игровой компетентности современного педагога ДОУ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вахитова Г. Х. Проблемы речевого развития детей в пред-школьном образовании// Вестник Томского государственного педагогического университета.2016.№5. С.9-15.
2. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В. Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
3. Бурина Е. А., Кудинова А. Е. Особенности современной российской семьи в условиях социально-исторических изменений института родительства// Вестник Мининского университета. 2020. Т.8. №1. https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-6
4. Фошина Т.Н. Психолого-акмеологические особенности формирования готовности будущих педагогов к актуализации творческих возможностей у детей дошкольного возраста. Автореф. дисс. на со-иск. уч. ст. к. псих.н. Н. Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова. Иваново, 2004. 21 с.
5. Комарова О.А. Взаимодействие педагога и детей старшего дошкольного возраста в предметно-игровой среде дошкольного образовательного учреждения. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. пед.н. / Московский педагогический государственный университет. Москва, 2012. 22 с.
6. Рзаева Е. И. Игровая компетентность как необходимое условие профессиональной деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения // Высшее образование сегодня. 2013. № 9. С. 21-24.
7. Недвецкая Т. М., Леганькова О. В. Профессиональная игровая компетентность педагога как условие повышения качества дошкольного образования//Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2016. C. 154-158.
8. Амаева Н.И.Повышение педкомпетентности педагогов по организации сюжетно-ролевой игры // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы IVМеждунар. науч. конф. (Уфа, ноябрь 2013г.).Уфа: Лето, 2013. С. 47-48.
9. Комарова О.А. Модель взаимодействия педагога и детей дошкольного возраста в предметно-игровой среде ДОУ как условие реализации личностно-ориентированного подход//Мир науки, культуры, образования. 2011. № 6-2 (31). С. 173-176.
10. Руденко И.В., Каракозова Н.Ю. Формирование технологической компетентности воспитателей детского сада в процессе дополнительного профессионального образования // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 1 (10). С. 139-142.
11. Алексеенко-Лемовская Л.В. Специфика и содержание методической компетентности воспитателей учреждений дошкольного образования в структуре профессионально-педагогической компетентности //Балканское научное обозрение. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 10-14.
12. Ошкина А.А. Динамика в готовности воспитателей дошкольных образовательных организаций к формированию основ здорового образа жизни у детей // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 46-50.
13. Алексеенко-Лемовская Л.В. Деятельностный подход как основа методической деятельности воспитателей учреждений дошкольного образования // Гуманитарные балканские исследования. 2019. Т. 3. № 4 (6). С. 5-9.
14. Еремина Л.Е. Преемственность дворовой и народной игры у современных городских детей//В сборнике: актуальные вопросы в науке и практике сборник статей по материалам XV международной научно-практической конференции. 2019. С. 159-163.
15. Рамазанова Л.А. Дворовые игры нашего детства (воспомина-ния)//История повседневности. 2017. № 3 (5). С. 156-163.
16. Уляшина Л.А. Роль «дворовых игр» в речевом развитии детей дошкольного возраста//В сборнике: Новое слово в науке: стратегии развития сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. 2018. С. 77-79.
17. Габеева Н.С.Дворовые игры в дошкольном учреждении—возвращение к народным традициям //Молодой ученый. 2017.№28. С.78— 79.
18. Рзаева, Е. И. Теоретическая модель формирования игровой компетентности будущих воспитателей дошкольных образователь-ныхучреждений [Текст] / Е. И. Рзаева, С. А. Зайцева // Теоретические и прикладные аспекты современной науки : сб. научных трудов
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4(33)
103
Gryaznova Elena Vladimirovna, Kashina Ekaterina Vladimirovna, Dorogina Albina Sergeevna and others
ON THE PREDICTIVE AND HUMANISTIC FUNCTIONS OF PHILOSOPHICAL ...
pedagogical sciences
V Междунар. науч.-практич. конф., 30 ноября 2014. Белгород : Эпицентр, 2014. Ч. 6. С. 160-162.
19. Белинова Н.В., Никитина Н.Ф. ИКТ в профессиональной подготовке педагога к развитию речи детей//Государственный советник. 2018. № 3 (23). С. 32-35.
20. Бурачевская Т.В., Логинова И.Н. Мультимодальные арт-технологии как средство развития связной речи//Вопросы педагогики. 2020. № 5-1. С. 74-78.
21. Грязнова Е.В. Информационная культурология как научное направление: философско-методологический анализ//Философия и культура. 2016. № 3 (99). С. 452-458.
22. Добросердова В.Н. Проблема воздействия информационной среды на ребенка дошкольного возраста//В сборнике: APPLIED SCIENCE OF TODAY: PROBLEMS AND NEW APPROACHES сборник статей III Международной научно-практической конференции. Петрозаводск, 2020. С. 169-172.
23. Грязнова Е.В., Матяева И.Л. Деятельностный подход в исследовании дистанционного образования//Психология и психотехника. 2014. № 3 (66). С. 304-311.
24. Красильникова Л. В., Вялова Н. В. Использование компьютерных игр в развитии речи детей дошкольного возраста//Перспективы науки и образования. 2018.№3 (33). С. 217-225.
25. Сорокоумова С. Н., Елшанский С. П., Пучкова Е. Б., Суховершина Ю. В. Когнитивные стили и персонализация обучения студентов-психологов//Вестник Мининского университета. Том 8, № 1 (2020). https://doi.org/10.26795/2307-1281-2020-8-1-10
Статья поступила в редакцию 31.05.2020 Статья принята к публикации 27.11.2020