идеи аутентичного текста, поиск ключевой информации в аутентичном тексте и т.д. В третью группы нами были включены стратегии на использование уже изученного материала в новых ситуациях общения: подбор информации на предложенных сайтах, составление диалогов, направленных на решение имеющейся проблемы, развитие способности к современному решению проблем и т.д.
Проведенная нами опытная работа позволяет сделать следующие методические рекомендации. Для формирования языковой компетенции у учащихся старшего профиля обучения с помощью применения темы «Путешествие» мы считаем целесообразным чаще прибегать к заданиям, которые не только позволят закрепить грамматику и лексику по теме, но и повысят интерес учеников к изучению иностранного языка, к культуре языка изучаемого народа, т.е. будут способствовать непосредственному формированию языковой компетенции. В качестве примера мы предлагаем следующие задания, используемые нами:
1. Развитие речевого навыка «Говорение» - Let's talk about travelling! Have you ever been abroad? Where would you like to spend your holidays?
2. Развитие речевого навыка «Чтение» - Read about the native countries of your pan-friends. What are their customs and traditions?
3. Развитие речевого навыка «Аудирование» - Listen the interview of Hugh Jackman. Where is he from? What does he miss the most about his hometown? What are the differences between his native country and the one he is staying at?
4. Развитие речевого навыка «Письмо» - Write an essay about the country you want to visit.
Выводы. Таким образом, как показывает анализ значения понятия языковой компетенции, оно означает свод языковых знаний и навыков, которые дают широкие возможности использования языка в различных областях деятельности в соответствии с нормами изучаемого языка и способствуют развитию языковых способностей у учащихся старших классов. Использование темы «Путешествие» способствует развитию интереса и желания вступать в коммуникацию с представителями различных культур и цивилизаций, что является неотъемлемой частью и одной из самых главных целей в формировании языковой коммуникации и позволяет развить коммуникативную компетенцию в целом.
Литература:
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб.: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Мещерякова Е.В. Проблема педагогического взаимодействия в образовательном пространстве при обучении иностранным языкам // Педагогические и методические аспекты профессиональной подготовки учителей иностранных языков: Сборник научных статей, посвященных памяти Г.К. Левицкой, Волгоградский государственный педагогический университете, 2002. С. 26 - 38.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. Гл. 1 // Департамент по языковой политике, Совет Европы. Страсбург: Совет Европы, 2004, 259 с.
4. Равен Джон. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. - М., «Когито-Центр», 2002. - 396 с.
5. Современные языки: Изучение, преподавание, оценка: общеевропейские компетенции владения иностранным языком [Текст]. - Страсбург, 1996. - 144 с.
6. Хомский Н. «Язык и мышление» Изд. МГУ, - М. 1972.
7. Хуторской А.В. Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. / под ред. А.А. Орлова. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2008. - Вып. 1. - С. 117-137.
8. Федоренко Л.П, Анализ теории и практики методики обучения русскому языку. - Курск, 1994. - 206 с.
9. Hymes D. On Communicative Competence / D. Hymes; in J.B. Pride and J. Holmes (eds.). - New York: Harmondsworth: Penguin, 1972. - Р. 269-293
10. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K. Advanced English Manual: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Волгоград-Москва, 2003. Том. 1. - С. 5 - 7.
11. Meshcheryakova E.V., Andreyeva V.K., Kakicheva J.V. Advanced English: учеб. пособ.: коммуникативно-направленное пособие по практике английского языка / Москва, 2011. - С. 15 - 112.
Педагогика
УДК:378
старший преподаватель Мзокова Лиана Асламбековна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ)
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Аннотация. В статье представлены основные направления работы по подготовке студентов к формированию метапредметных результатов у выпускников начальной школы. В контексте нашего исследования акцент делается на условия необходимые для студентов, обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование. В данной работе приводится анализ результатов опытно-экспериментального исследования по подготовке будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста, которое проводилось в образовательных организациях РСО-Алания в течение 2015-2018 гг.
Ключевые слова: метапредметные компетенции, дидактическая модель, метапредметное содержание обучения, универсальные учебные действия, критерии сформированности компетенций, подготовка студентов.
Annоtation. The article presents the main directions of work on preparing students for the formation of metasubject results in primary school graduates. In the context of our study, the emphasis is on the conditions necessary for students studying in the direction of Teacher education. This paper presents an analysis of the results of experimental research on the preparation of future primary school teachers to the formation of metasubject
competencies in children of primary school age, which was conducted in educational institutions of the Republic of North Ossetia Alania during 2015-2018.
Keywords:metasubject competences, didactic model, metasubject contents of training, universal educational actions, criteria of formation of competences, preparation of students.
Введение. В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) лежит системно-деятельностный подход, ориентированный на становление личностных характеристик обучаемых и развитие метапредметных способностей учащихся. ФГОС НОО устанавливает требования к результатам, полученным обучающимися, освоившими основную образовательную программу начального образования, в том числе и метапредметным результатам, включающим универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные). Кроме того, ФГОС НОО указывает на необходимость формирования способности свободного использования данных понятий и действий в учебной, познавательной и социальной практике. Особое внимание уделяется задаче формирования самостоятельности в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, а также способности к построению индивидуальной образовательной траектории учащихся, владению навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.
Изложение основного материала статьи. А. В. Хуторской рассматривает метапредметное содержание обучения как то, что предшествует учебному предмету, как бы находится над ним, существует до его конкретного проявления [11:18]. Ю. В. Громыко считает, что метапредмет выстраивается вокруг какой-то мыследеятельностной организованности [2:47]. В качестве таких мыследеятельностных организованностей могут быть знание, знак, проблема, задача, смысл, категория. Все они имеют деятельностный, а потому универсальный метапредметный характер. В этом осмыслении данных понятийных категорий необходимо особенно подчеркнуть определение, в котором метапредметные результаты рассматриваются как освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться [6:116]. Таким образом, под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы действий, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении актуальных проблем в реальных жизненных ситуациях. Это значит, что у учащихся формируются универсальные учебные действия, к которым и относятся умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного усвоения нового социального опыта.
В рамках нашего исследования был проведен анализ литературы (И. Н. Добротина, Л. Ф. Квитова, Т. Б. Кропочева, А. В. Молокова., Ф. Г. Мухаметзянова, Ю. В. Науменко, Н. А. Переломова, Ю. В. Пестерева), посвященной деятельности образовательных учреждений, который показал, что российская школа сегодня сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием учиться, неумением самостоятельно получать знания и, как следствие, неспособностью разрешать возникшие проблемы тем или иным способом. Подобные утверждения опираются на данные, свидетельствующие о низких показателях младших школьников, протестированных по международным программам PISA-2015, TIMSS-2015 [14], а также на исследования А.А. Плигина [12].
В исследовании представлен и теоретически обоснован комплекс педагогических условий, необходимых для успешной реализации процесса подготовки студентов - будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников в условиях педагогического вуза. С этой целью разработана авторская модель подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, представляющая «дорожную карту» реализации исследуемого процесса на практике. Педагогический эксперимент по проверке эффективности модели подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников проходил в три этапа в течение 2015-2018 гг.
Первый этап заключался в диагностике состояния и возможных путей совершенствования исследуемого процесса - подготовки студентов - будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Констатирующий этап включал разработку критериев, уровней показателей для оценки эффективности исследования, а также заключался в проверке исходного состояния уровней ценностно-мотивационного, когнитивного и деятельностного критериев сформированности данных компетенций, а так же в подборе для этого существующих и конструировании собственных методик и проведении диагностических процедур, отборе контрольной и экспериментальной групп. Данный этап включал в себя разработку содержания спецкурса «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста», создание необходимых организационно-педагогических условий, обеспечивающих в перспективе целостный учебный процесс.
Второй этап представлял собой базовую основу формирования метапредметных компетенций, это целостный педагогический процесс на основе реализации содержательного блока заявленной модели. Данный этап включал осуществление обучения спецкурсу «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста », с использованием выявленных в первой главе методов и приемов эффективной подготовки студентов к формированию метапредметной компетентности у младших школьников.
На заключительном контрольном этапе была организована проверка эффективности подготовки студентов - будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников посредством изучения специальных дисциплин и спецкурса «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста». Она осуществлялась в процессе измерения уровней сформированности критериальных показателей студентов контрольной и экспериментальной групп.
Необходимо учитывать, что любой эксперимент как одна из форм практики выполняет функцию критерия истинности научного познания. Если в результате проведения исследования будет получена научная новизна, то это доказывает теоретическую и практическую значимость результатов исследования. До активного осуществления формирующей части на констатирующем этапе с целью определения реального состояния подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, мы
использовали следующие методы экспериментального исследования: научное наблюдение, педагогическое тестирование, анкетирование, анализ контрольных работ.
В качестве средства повышения качества подготовки студентов - будущих учителей начальных классов был разработан спецкурс «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста» и ряд контрольных работ, которые предлагались для выполнения студентам в аудиторное время, причем степень сложности контрольных заданий каждый раз усложнялась.
На констатирующем этапе эксперимента мы определили экспериментальную и контрольную группу студентов - четвертых и пятых курсов Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», обучающихся по направлению подготовки Педагогическое образование (с одним и двумя профилями подготовки) в количестве 78 человек; определили уровень сформированности универсальных учебных действий у учащихся 4-х классов ГБОУ прогимназия «Интеллект», ГБОУ «Гимназия «Диалог», ГБОУ прогимназия «Эрудит» в количестве 234 чел.; преподавателей Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» - 24 чел., учителей начальных классов ГБОУ прогимназии «Интеллект», ГБОУ «Гимназии «Диалог», ГБОУ прогимназии «Эрудит» - 18 чел.
Проведенная на этом этапе диагностика позволила сделать следующие выводы:
1. У большинства студентов - будущих учителей начальных классов, принявших участие в экспериментальном исследовании, даже при хорошей теоретической подготовке возникают трудности в практическом применении.
2. Наблюдается большое количество учеников с репродуктивным уровнем сформированности метапредметных компетенций.
Таким образом, полученные данные указывает на необходимость подготовки студентов - будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников и о повышении квалификации у действующих учителей. Проведенный нами анализ подтвердил актуальность находящейся в центре нашего внимания проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников и позволил сформулировать следующий вывод: эффективность формирования метапредметных компетенций у младших школьников может быть обеспечена при целенаправленной подготовке студентов-будущих учителей к данному процессу.
Главной задачей нашего педагогического эксперимента служит проверка гипотезы, которая заявлена нами следующим образом: подготовка учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников будет протекать наиболее эффективно, если образовательный процесс педагогического вуза направлен на подготовку студентов к исследуемому виду деятельности; выявлены и обоснованы критерии и показатели готовности студентов - будущих учителей к процессу формирования метапредметных компетенций у младших школьников; в основу данного процесса положена модель подготовки будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников; выявлены, обоснованы и экспериментально подтверждены педагогические условия, необходимые для ее реализации [7].
Для проверки гипотезы необходимо уточнить критериально-оценочную базу исследования. Для определения показателей сформированности готовности студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников мы выделили следующие критерии и показатели:
1. Ценностно-мотивационный критерий - сформированность ценностей и мотивационного отношения студентов к процессу формирования метапредметных компетенций у младших школьников. Диагностическая деятельность проявляется в виде непосредственного наблюдения, анализа контрольных работ, анкетного опроса, беседы, наблюдения.
2. Когнитивный критерий - качество профессиональных знаниях, о ФГОС НОО, сущности и содержании категорий метапредметная компетенция, ее видах. Диагностическая деятельность -анкетирование, тестирование, наблюдение за студентами в процессе изучения специальных дисциплин и спецкурса «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста», выбор темы для авторского проекта, индивидуальные беседы.
3. Операционально-действенный - степень самостоятельности в осуществлении профессиональной деятельности, уровень творчества и инновационности в решении профессиональных задач. Диагностическая деятельность - индивидуальное задание на проектирование конспектов уроков по разным дисциплинам. Анализ конспектов уроков со своевременной коррекцией ошибок. Просмотры и анализ уроков с презентацией в мультимедийных аудиториях с целью группового обсуждения. Самооценка [7].
При обозначении уровней нами были выделены три: низкий, средний и высокий. Результаты оценки упорядочились в 100-балльную шкалу 3-х уровней: низкий - 0-60 баллов, средний - 61-80 баллов, высокий -81-100 баллов. Нами были сформулированы следующие показатели уровней сформированности готовности студентов - будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций, как интегрированных (средний процент по каждому уровню по трем критериям) из трех дифференциальных предложенных критериев.
Низкий уровень - студенты этой категории характеризуются слабым ценностно-мотивационным отношением к процессу формирования метапредметных компетенций у младших школьников. Теоретические знания о приоритетных направлениях в области начального образования (Законы об образовании РФ, ФГОС НОО, сущность и содержание универсальных учебных действиях), носят поверхностный характер. Как следствие этого, у данной категории студентов практически отсутствует готовность к профессиональной деятельности.
Средний уровень - у студентов данной группы наблюдается недостаточно устойчивое ценностно-мотивационное отношение к процессу формирования метапредметных компетенций у младших школьников. Они владеют частично систематизированными, неполными и не всегда осознанными знаниями о приоритетных направлениях в области начального образования (Законы об образовании РФ, ФГОС НОО, сущность и содержание универсальных учебных действиях). У них недостаточно развита готовность к профессиональной деятельности.
Высокий уровень - у студентов сформировано жизненно необходимое ценностно-мотивационное отношение к позитивным преобразованиям в области начального образования. Они владеют прочными
знаниями о приоритетных направлениях в области начального образования (Законы об образовании РФ, ФГОС НОО, сущность и содержание универсальных учебных действиях и т.д.). Система знаний, умений и навыков по проектированию профессиональной деятельности успешно сформирована. Они сознательно подходят к разработке и внедрению авторских проектов по формированию метапредметных компетенций у младших школьников, к инновационным технологиям в своей профессии [10].
С опорой на исследования В. П. Бездухова [1], А. А. Деркача [3], М. И. Дьяченко [4], Н. В. Кузьминой [5], В. А. Сластенина [13], посвященные анализу готовности будущего учителя к профессиональной деятельности, мы раскрыли структуру готовности будущего учителя к формированию метапредметной компетенции у младших школьников и обосновали содержание мотивационно-ценностного, когнитивного и операционного компонентов.
В исследовании были выделены три направления деятельности будущего учителя:
- организация обучения младших школьников на основе рефлексивной самоорганизации;
- поэтапное формирование у младших школьников метапредметных компетенций (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- организация работы со средствами формирования метапредметных компетенций, содержащими эталоны (памятки, алгоритмы, прогнозируемые результаты обучения, критерии оценки и др.) [8].
Принимая непосредственное участие в опытно-экспериментальной работе на всех этапах подготовки будущего учителя, мы уделяли особое внимание осуществлению рефлексии собственного опыта учебной деятельности и опыта учебно-профессиональной деятельности по формированию метапредметных компетенций у младших школьников, которая позволяла будущим учителям переосмыслить свои представления об этом процессе с точки зрения его значения для младших школьников, их учебной деятельности. С этой целью мы провели серию бесед на подготовительном этапе подготовки будущих учителей; включали этап рефлексии в содержание спецкурса.
Важным педагогическим условием подготовки будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников является обеспечение опыта такой деятельности. Для вовлечения будущих учителей в учебно-профессиональную деятельность нами были подобраны педагогические ситуации, часть которых стала основой для ролевых игр. Была разработана и проведена деловая игра «Проблема формирования метапредметных компетенций у младших школьников». Особая роль по формированию профессиональных навыков отводится практическим занятиям.
На занятиях активно применялись методические приемы и средства для подготовки студентов к формированию всех видов метапредметных умений у младших школьников. Включались задания, содержащие диалоги, рассуждения и пояснения. Эти задания выполняли различные функции. Выполнение заданий формировали у студентов навыки осуществления самоконтроля учащимися; коррекции ответов; получения информации; диалога, способа решения поставленной проблемы. С начала экспериментального исследования использовались разные формы организаций занятий. Активно использовались работа в парах и работа в малых группах. Эти формы применялись и в рамках проектной технологии.
Был разработан и реализован спецкурс «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста», обогащающие содержание общепедагогической подготовки будущего учителя знаниями и опытом деятельности по формированию метапредметных компетенций у младших школьников [10].
Рассмотрим динамику уровня готовности студентов экспериментальной группы к формированию метапредметных компетенций у учащихся. Сравним показатели констатирующего этапа эксперимента и контрольного этапа (таблица 1).
Таблица 1
Сравнение уровня готовности студентов ЭГ к формированию метапредметных компетенций у учащихся на констатирующем и контрольном этапах эксперимента
Уровни Когнитивный критерий (знания) Операционно-действенный критерий (умения)
Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента Констатирующий этап эксперимента Контрольный этап эксперимента
Низкий 42,0 % 18,2 % 47,3 % 21,2 %
Средний 44,3 % 46,2 % 42,3 % 44,8 %
Высокий 13,7 % 35,6 % 10,4 % 34,0 %
Действительно, сравнивая результаты констатирующего и контрольного экспериментов, можно увидеть, что уровень готовности студентов - будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у учащихся заметно повысился.
Выводы. Таким образом, наблюдается положительная динамика в подготовке студентов-будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у учащихся. В контрольной группе, в сравнении с экспериментальной, изменения произошли незначительные. Полученные данные позволяют утверждать об эффективности представленной в исследовании модели подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.
Все полученные на контрольном этапе эксперимента результаты позволяют сделать вывод о том, что выдвинутая в исследовании гипотеза нашла своё подтверждение и разработанная модель подготовки студентов - будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников действительно применима и эффективна. Экспериментальная работа по подготовке будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, организованная по предложенной нами модели на основе системного, интегративного, личностно-ориентированного и контекстного подходов к обучению, подтвердила выдвинутую нами гипотезу.
Литература:
1. Бездухов В.П., Бездухов А.В. Ценностный подход к формированию гуманистической направленности студента - будущего учителя. - Самара: СГПУ, 2000. - 185 с.
2. Громыко, Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства) / Ю.В. Громыко. - Минск: Технопринт, 2000. - 376 с.
3. Деркач, М.И. О метапредметном подходе к решению задач / М.И. Деркач // Химия в школе. - 2014. - № 3. - С. 51-57.
4. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А., Кандыбович С. Л. Психология высшей школы. - Минск: Харвест, 2006. - 383 с.
5. Кузьмина, Н.В., Коммуникативная культура, способности, творческая готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности / Кузьмина, Н.В., Жаринова, Е.Н. // Акмеология. -2016. - № 3 (59). - С. 36-42.
6. Метапредметные результаты. Стандартизированные материалы для промежуточной аттестации: 5 класс: Пособие для учителя / Под ред. Г.С. Ковалёвой, Е.Л. Рутковской. - М.: Просвещение, 2014. - 40 с.
7. Мзокова Л.А., Тахохов, Б.А Формирование метапредметной компетентности у детей младшего школьного возраста / Л.А. Мзокова, Б.А. Тахохов // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. - 2015. - №4. - С. 122-125.
8. Мзокова, Л.А. Научные подходы к определению понятия «метапрдметные компетенции» / Л.А. Мзокова // Современное образовательное пространство: пути модернизации. - 2016.- С. 59-61.
9. Мзокова, Л.А. Теоретические и методические основы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметной компетенции младших школьников / Л.А. Мзокова // Научный журнал Мир науки, культуры, образования. - 2017. - №3 (64). - С. 118-120.
10. Мзокова, Л.А. Формирование метапредметной компетенции у младших школьников на уроках русского языка / Л.А. Мзокова // Новая наука: проблемы и перспективы. - Стерлитамак: АМИ, 2016.в 3 ч. Ч. 2 - 312 с.
11. Новые образовательные стандарты. Метапредметный подход // Материалы пед. конф., Москва, 17 декабря 2010 г. / Центр дистанц. образования «Эйдос»; под ред. А. В. Хуторского. М.: ЦДО «Эйдос», 2010. Режим доступа: http://eidos.ru/shop/ebooks/220706/index.htm (дата обращения:16.11.2018).
12. Плигин, А.А. Познавательные стратегии школьников: от индивидуализации - к личностно ориентированному образованию: монография. - М.: Твои книги, 2012. - 416 с.
13. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11 е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
14. https://mel.fm/issledovaniye/9058732-all_tests (дата обращения 09.12.2018 г.)
Педагогика
УДК: 378.2
магистрант Муминова Малика Галибовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат психологических наук, доцент Медведева Елена Юрьевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С
ОНР
Аннотация. Статья посвящена изучению особенностей сформированности навыка связной речи у дошкольников с ОНР. На основе анализа теоретических источников были определены критерии диагностики как перечень необходимых предпосылок к овладению правильной и четкой речью дошкольниками с ОНР, подобраны соответствующие методики диагностики, представлены и проанализированы результаты исследования навыка связной речи у дошкольников с ОНР.
Ключевые слова: связная речь, дошкольники с ОНР, грамматический строй, словообразование, активный и пассивный словарь, слоговая структура слова.
Annotation. The article is devoted to the study of the characteristics of the formation of the skill of coherent speech in preschoolers with ONR. Based on the analysis of theoretical sources, diagnostic criteria were defined as a list of necessary prerequisites for preschoolers with ONR to master the correct and clear speech, appropriate diagnostic methods were selected, and the results of a study of coherent speech skills in preschool children with OHP were presented and analyzed.
Keywords: connected speech, preschool children with ONR, grammatical structure, word formation, active and passive vocabulary, syllable structure of a word.
Введение. Развитие речи, включающее в себя навыки четкого произношения и различения звуков, умение правильно выстраивать предложения и использовать в полном объеме артикуляционный аппарат, является одной из основных проблем, стоящих на сегодняшний день перед любым дошкольным учреждением.
Правильная и четкая речь является одним из главных показателей готовности ребенка к школьному обучению, а также залогом успешного освоения чтения и грамоты: письменная речь развивается на основе устной, поэтому дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными дислексиками и дисграфиками, т.е. детьми с нарушениями чтения и письма. В связи с тем, что правильно сформированная речь является одной из необходимых и важнейших предпосылок дальнейшего полноценного развития ребенка, процесса его социальной адаптации, выявление и устранение дефектов речи необходимо