Библиографический список
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. Москва, 2010.
2. Газаева Л.В. Специфика функционального подхода к процессу обучения словосочетанию младших школьников в условиях осетин-ско-русского двуязычия: Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ, 2003.
3. Калманова Ц.А. Совершенствование письменной монологической речи учащихся-осетин старших классов в процессе конструирования повествований, описаний, рассуждений на уроках развития речи. Владикавказ, 2002.
4. Гагкаев К.Е. О сопоставительном изучении в школе осетинского и русского языков. Вопросы преподавания русского языка и литературы в осетинской школе. 1982: 13 - 21.
5. Абаев В.И. О винительном падеже в осетинском языке. Осетинский язык и фольклор. Москва-Ленинград, 1949; Т. 1.
6. Багаев Н.К. Современный осетинский язык. Орджоникидзе, 1965; Ч. 1.
7. Макоева Ф.С. Языковые системы русского и осетинского языков: сопоставительный анализ. Историческая и социально-образовательная мысль. 2011; 4 (9): 169 - 172.
References
1. Ahmanova O.S. Slovar'lingvisticheskih terminov. Moskva, 2010.
2. Gazaeva L.V. Specifika funkcional'nogo podhoda k processu obucheniya slovosochetaniyu mladshih shkol'nikov v usloviyah osetinsko-russkogo dvuyazychiya: Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz, 2003.
3. Kalmanova C.A. Sovershenstvovanie pis'mennoj monologicheskoj rechi uchaschihsya-osetin starshih klassov v processe konstruirovaniya povestvovanij, opisanij, rassuzhdenij na urokah razvitiya rechi. Vladikavkaz, 2002.
4. Gagkaev K.E. O sopostavitel'nom izuchenii v shkole osetinskogo i russkogo yazykov. Voprosy prepodavaniya russkogo yazyka i literatury v osetinskoj shkole. 1982: 13 - 21.
5. Abaev V.I. O vinitel'nom padezhe v osetinskom yazyke. Osetinskijyazyk i fol'klor. Moskva-Leningrad, 1949; T. 1.
6. Bagaev N.K. Sovremennyj osetinskij yazyk. Ordzhonikidze, 1965; Ch. 1.
7. Makoeva F.S. Yazykovye sistemy russkogo i osetinskogo yazykov: sopostavitel'nyj analiz. Istoricheskaya isocial'no-obrazovatel'naya mysl'. 2011; 4 (9): 169 - 172.
Статья поступила в редакцию 19.05.17
УДК 372
Mzokova L.A., teaching assistant, Department of Russian Philology, North-Ossetian State Pedagogical Institute (Vladikavkaz,
Russia), E-mail: sogpinauka@mail.ru
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL BASIS FOR TRAINING PRIMARY SCHOOL TEACHER FOR THE FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCES OF PRIMARY SCHOOL PUPILS. The articles studies the contents of meta-subject competences of primary school pupils. The role of universal teaching activities is defined. The purpose of the article is to determent the ways, technologies and methods of meta-subject competences of primary school pupils. The work considers the role of universal teaching actions in forming of their competence. The article presents the fragments of lessons with using methods and technologies under discussion. The author concludes that to address the problem of training future primary school teachers to the formation of competences at meta-sibject primary school-age children need to develop and implement the educational practice model for future primary school teachers, aimed at shaping meta-sibject competencies.
Key words: competence, universal educational activities, meta-subject competence, meta-subject result, primary school.
Л.А. Мзокова, ассистент каф. русской филологии, ГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный педагогический
институт», г. Владикавказ, E-mail: sogpinauka@mail.ru
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматривается содержание метапредметных компетенций младших школьников, обоснована роль универсальных учебных действий. Целью данной статьи является определение путей, способов, технологий и приемов формирования метапредметной компетенции младших школьников и рассмотрение роли УУД в её формировании. В статье представлены фрагменты уроков с использованием рассмотренных приемов и методов. Автор делает вывод о том, что для решения проблемы подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста необходимо разработать и внедрить в образовательную практику модель подготовки будущих учителей начальных классов, направленную на формирование метапредметных компетенций.
Ключевые слова: компетенция, универсальные учебные действия, метапредметные компетенция, метапредмет-ные результаты, младший школьник, подготовка будущих учителей.
Современные требования общества к качеству образования выпускника начальной школы детерминируют существенные изменения в структуре, содержании и организации образовательного процесса. Сегодня школа должна быть ориентирована на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной Программы, так как социальные запросы выдвигают на первый план задачу: подготовить выпускников начальной школы к решению различных организационных, познавательных и коммуникативных проблем. На это указывает и ряд законодательных и нормативно-правовых документов, принятых в последние годы: Федеральная целевая программа развития образования до 2025 года [1], Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»^], Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [3]. В качестве прио-
ритетной цели в этих документах определятся - формирование у учащихся универсальных знаний, целостного восприятия окружающего мира, развитие их творческого и критического мышления, создание условий для саморазвития и самореализации личности.
К различным аспектам исследуемой проблемы обращались ученые: общетеоретические аспекты метапредметных (надпред-метных) компетенций были предметом изучения Л.Ф. Квитовой [4], К.Ю. Колесиной, М.Р. Леонтьевой; формированием надпред-метных умений, позволяющих учащимся находить варианты решения социальных проблем, используя разнообразные способы личностно значимой деятельности занимались О.Е. Лебедева, П.Г. Щедровицкий; изучением вопросов использования компе-тентностного подхода в процессе подготовки студентов занимались Б.А. Тахохов, М.И. Бекоева, З.К. Малиева [5].
Следует отметить, что в дидактике существуют разные мнения о том, что такое метапредметность. Ю.В. Громыко считает, что это «допредметность», мыследеятельностная дидактика [6]. По мнению А.В. Хуторского, метапредметность - это фундаментальные образовательные объекты [7].
Несмотря на значимость существующих научных исследований по проблеме исследования остаются без внимания вопросы, касающиеся подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Неизученными остаются аспекты, затрагивающие специфику и структуру метапредметных компетенций, их развитие в процессе применения различных методов, форм и средств, в том числе активных и интерактивных методов.
Современная политика в области образования в начальной школе нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования и нацелена на достижение младшими школьниками (помимо предметных и личностных) метапредметных результатов, которые представлены универсальными учебными действиями. Под метапредметными компетенциями младших школьников следует определять как систему универсальных учебных действий, способствующих продуктивному выполнению младшими школьниками регулятивных, познавательных и коммуникативных задач. Опираясь на позицию Э.Ф. Зеера, из которой следует, что реализация компетенций происходит в процессе выполнения различных видов деятельности, можно выделить регулятивную, познавательную и коммуникативную компетенции [8].
Взяв за основу классификацию универсальных учебных действий, предложенную разработчиками Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, нами было определено содержательное наполнение выделенных метапредметных компетенций. Развитие регулятивной компетенции связано с формированием произвольности поведения. Целенаправленность и планомерность управления ребёнком своей деятельностью и поведением обеспечивается психологической готовностью в сфере воли и произвольности. Регулятивная компетенция состоит из умения принимать, сохранять цели и пользоваться ими в процессе учебной деятельности; умения планировать и работать по плану; умения контролировать работу и результаты труда, включая совместный контроль учителя и одноклассников; умения воспринимать любые оценки; умения различать объективную трудность и субъективную сложность задачи; готовности преодолевать трудности; в достижении цели быть целеустремленным и настойчивым; умения реально воспринимать мир.
Познавательная компетенция представлена умением самостоятельно определять и формулировать познавательную цель; способностью находить и выделять необходимую информацию; умением грамотно и осознанно строить речь в устной и письменной форме; умением находить нужные способы решения задач; умением выделять проблему; самостоятельно решать проблему творческого характера; способностью анализировать объекты и выделять их признаки; способностью самостоятельно достраивать недостающие звенья; умением выбирать критерии для сравнения, устанавливать причинно-следственные отношения; умением логически мыслить, выдвигать гипотезы; умением классифицировать объекты.
Коммуникативная компетенция включает в себя умение слушать, слышать собеседника; умение контролировать действия, распределять роли; способность грамотно говорить, вести диалог и дискуссию; взаимное уважение в общении.
Метапредметные компетенции конкретизируют общее понимание метапредметных итогов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Это становится очевидным, рассмотрев структурные элементы метапредметных компетенций. Они взаимообусловлены и представляют собой целостную систему, в которой развитие каждого из видов компетенций определяется его отношением с другими видами и возрастными особенностями развития личности детей. Все вышесказанное подтверждает позицию В.В. Болотова и В.А. Серикова о деятельностной природе компетенций [9].
Изучив способы формирования метапредметной компетенции, мы выяснили, что выделяют следующие технологии и приемы: целеполагание; создание проблемной ситуации; формирование понятия; формирование способов деятельности; гипотезы и вопросы; формирование способов деятельности; наблюдение и эксперимент; формирование способов деятельности; выделе-
ние важной информации в тексте; организация групповой работы; самоконтроль и самооценка.
Остановимся подробнее на некоторых из них. Работа над целеполаганием предполагает включение в нее учащихся на различных уровнях.
1 уровень - преобладание у учеников формальных целей, связанных с получением отметки, похвалы со стороны учителя или родителей, запоминанием конкретного материала.
2 уровень - постановка учениками смысловых целей, связанных с осознанным восприятием материала учебного предмета.
3 уровень - наличие творческих целей, предполагающих выполнение творческих заданий в ходе изучаемого предмета.
К моменту окончания начальной школы у учащихся должно быть сформировано целеполагание как универсальное учебное действие минимум на 2 уровне. Ниже приведен пример формулирования проблемы и цели урока с помощью создания учителем «ситуации непонимания».
Окружающий мир.
Что это? Семечко. А это? Яблоко.
Что мне нужно, чтобы это семечко стало яблоком?
Вода. Земля. Питательные вещества, приемлемая температура...
Могу ли я сейчас при помощи этих помощников сделать из семечка яблоко?
А что нужно еще?
Время.
Хорошо, времени у нас предостаточно, еще 5 лет учебы.
Но!
Что я могу сделать, чтобы собрать урожай?
Теперь, когда вы понимаете, что происходит на самом деле, изменилось ли ваше отношение к окружающему миру?
Что бы вы еще хотели понять?
Какие явления природы вызывают у вас непонимание?
Кто из вас хочет на следующем уроке сделать то, что делала сегодня я? Удивить класс?
Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации. Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Примеры проблемных вопросов для учащихся начальной школы.
Вопросы по природоведению:
1. На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
2. Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
3. Почему в природе больше всего страдают красиво цветущие и полезные растения?
4. Что случится, если растения исчезнут?
5. Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Вопросы по русскому языку:
1. Являются ли родственными (однокоренными) слова:
Дыхание, духовный, дышать, воздух, вздох, вдыхать, вдохновение, душа, душенька?
Страна, странник, странный, странствие, сторона, просторный?
Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп?
Праздник, праздничный, праздный, праздность, празднество? и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Проблема эффективного формирования универсальных учебных действий учащихся - одна из сложных и противоречивых проблем современной педагогической науки. С одной стороны, она отражает потребность общества, выраженную в образовательном заказе на учащихся, способных к полноценной самореализации, самостоятельному добыванию знаний и эффективному осуществлению различного рода деятельности; отражает заинтересованность ученых в нахождении путей формирования метапредметной компетенции младших школьников. С другой стороны, показывает, что современная система школь-
ного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование метапредмет-ной компетенции младших школьников. Для решения проблемы
Библиографический список
подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста необходимо разработать модель подготовки будущих учителей начальных классов. Структура модели может состоять из следующих блоков: целевой блок, организационно-содержательный блок, оценочно-результативный блок.
1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015 г. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf
2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?Catalogld=959
4. Квитова Jl. Ф. Способы региональной диагностики метапредметных результатов. Начальная школа плюс до и после. 2010; 2: 6 - 14.
5. Тахохов Б.А., Бекоева М.И., Малиева З.К. Компетентностный подход в современном образовании. Владикавказ, 2012.
6. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000.
7. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. Москва, 2012.
8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании. Образование и наука. 2005; 3 (33): 27 - 35.
9. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; 10: 67.
References
1. O Federal'noj celevojprogramme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 497 ot 23 maya 2015 g. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5930/fajl/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf
2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ. Available at: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959
4. Kvitova JI. F. Sposoby regional'noj diagnostiki metapredmetnyh rezul'tatov. Nachal'naya shkola plyus do iposle. 2010; 2: 6 - 14.
5. Tahohov B.A., Bekoeva M.I., Malieva Z.K. Kompetentnostnyjpodhod vsovremennom obrazovanii. Vladikavkaz, 2012.
6. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcovpedagogicheskogo iskusstva. Minsk, 2000.
7. Hutorskoj A.V. Metapredmetnyjpodhod vobuchenii. Moskva, 2012.
8. Zeer 'E.F. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Obrazovanie i nauka. 2005; 3 (33): 27 - 35.
9. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; 10: 67.
Статья поступила в редакцию 24.05.17
УДК 378
Neduev N.N., postgraduate, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: nneduev@mail.ru
SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENTS' PERFORMANCE IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE APCSC RWD. Formation of health-saving competence of students of secondary vocational education in the context of the requirements of APCSC RWD is a process that involves not only physical culture and sports training of citizens for the introduction of the standards of the complex, but first of all the creation of a social educational system of an educational organization that attracts mass students to health and sports and sports activities. The APCSC RWD standards in this regard act as standardized indicators of the norm, reflecting the quality of the way of life, as well as the level of health and physical fitness of students. This process in this paper is considered to be socially-oriented. The article presents a model of social and pedagogical support of college students. The aim of the projected model is to prepare students of the secondary vocational education system to comply with the requirements of the WUSC TRP. The process of implementing the model by the first stage presupposes the diagnosis of the difficulties of the students of the secondary vocational education, which impedes systematic physical training and sports. As the result of the analysis of these difficulties, the second stage will be the development of a complex of mass and individual mechanisms for the propagation and education of students in secondary schools in the context of the WCO TRP in the following areas: advocacy, educational and educational and sports activities of students.
Key words: social and pedagogical support, secondary vocational education, students.
Н.Н. Недуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец,
E-mail: nneduev@mail.ru
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ССУЗА НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО
Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО - процесс, предполагающий не только физкультурно-спортивную подготовку граждан к выполнению нормативов комплекса, но прежде всего создание социально-воспитательной системы образовательной организации, позволяющей привлечь массово обучающихся к оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности. Нормативы ВФСК ГТО в этом плане выступают в качестве стандартизированных показателей нормы, отражающей качество образа жизни, а также уровень здоровья и физической подготовленности студентов. Данный процесс в настоящей работе рассматривается как социально-ориентированный. В статье представлена модель социально-педагогического сопровождения студентов колледжа. Целью проектируемой модели является подготовка студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК гТо. Процесс реализации модели первым этапом предполагает диагностику затруднений студентов ссуза, препятствующих систематическим занятиям физической культурой и спортом. На основе анализа данных затруднений вторым этапом будет разработка комплекса массовых и индивидуальных механизмов пропаганды и просвещения студентов ссуза в контексте ВФСК ГТО по следующим направлениям: информационно-пропагандистское, просветительско-образовательное и организация физкультурно-спортивной деятельности студентов ссуза.
Ключевые слова: ВФСК ГТО, социально-педагогическое сопровождение, среднее профессиональное образование, студенты.