Научная статья на тему 'Многофункциональность учителя начальных классов как фактор формирования у учащихся метапредметных компетенций'

Многофункциональность учителя начальных классов как фактор формирования у учащихся метапредметных компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
343
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / INTERDISCIPLINARY COMPETENCE / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS / НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ / MULTIFUNCTIONALITY TEACHERS / PRIMARY SCHOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кашапова Айгуль Разифовна

В статье рассмотрено понятие метапредметных компетенций, сформулированное на основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов. Установлено, что их формирование происходит под воздействием различных факторов, одним из которых выступает многофункциональность учителя. Проанализированы основные функции, которые должен выполнять учитель младших классов, чтобы сформировать у обучающихся метапредметных компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The versatility of primary school teachers as a factor in the formation of students '' interdisciplinary competences

The article deals with the concept of meta-subject competences formulated on the basis of the analysis of Federal state educational standards. It is established that their formation occurs under the influence of various factors, one of which is the multifunctionality of the teacher. Analyzed the basic functions that must be performed by the teacher of Junior classes to develop students ' interdisciplinary competences.

Текст научной работы на тему «Многофункциональность учителя начальных классов как фактор формирования у учащихся метапредметных компетенций»

Примечания:

1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной научной конференции. - СПб., 2014.

2. Гре шил ова A.B. Соде ржа н ие мета п редметн ых компетенций у студентов среднего профессионального образования // Magister dixit. - 2014. - № 1(13).

3. Колмакова В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие мета предметных компетенций учащихся // Источник: http://u4eba.net/ sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya. html

4. Крузе Б.А., Еремеева E.B. Определение понятия мета предметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6.

5. Пляскина С.А. Формирование мета предметных компетенций у младших школьников // Молодой учёный.-2016.-№28(132).

6. Позднякова Е.П. Развитие мета предметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий : автореф.... канд. пед. н. - Челябинск, 2010.

7. Приказ Минобрнауки России от06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015) "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 22.03.2010.

8. Шеховцова Л.Д., Прокофьева И.В., Маркова Р.И., Молчанова Е. Метапредметные универсальные умения // Молодой ученый. - 2017. - №42.

THE VERSATILITY OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS ' INTERDISCIPLINARY COMPETENCES

Kashapova Aigul Razifovna, Postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Tatarstan Republic

The article deals with the concept of meta-subject competences formulated on the basis of the analysis of Federal state educational standards, it is established that their formation occurs under the influence of various factors, one of which is the muitifunctionaiity of the teacher. Analyzed the basic functions that must be performed by the teacher of Junior classes to develop students 'interdisciplinary competences.

Keywords: muitifunctionaiity teachers; interdisciplinary competence; Federal state educational standards; primary schools.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ЧАЛЬНЫХ КЛА ССОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

В статье рассмотрено понятие метапредметных компетенций, сформулированное на основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов. Установлено, что их формирование происходит под воздействием различных факторов, одним из которых выступает многофункциональность учителя. Проанализированы основные функции, которые должен выполнять учитель младших классов, чтобы сформировать у обучающихся метапредметных компетенций.

Ключевые слова: многофункциональность учителя; метапредметные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт; начальные классы.

УДК 373.3 ВАК РФ 13.00.02

5 Кашапова А.Р., 2018

КАШАПОВА Айгуль Разифовна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан

Инновационный путь развития современной России, в том числе отечественной системы образования, предполагает трансформацию ключевых целей обучения и способов их реализации. Это означает, что начальная школа должна быть нацелена на достижение различных результатов освоения основной образовательной программы, в том числе личностных, метапредметных и предметных. В этой связи особое значение приобретает такой фактор формирования у школьников метапредметных компетенций, как многофункциональность учителя.

Прежде чем перейти к рассмотрению многофункциональности учителя, целесообразно определить, что представляют собой метапредметные компетенции. В Федеральном государственном образовательном стандарте содержится следующее определение: мета-

предметные результаты - это универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), освоенные обучающимися, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия [5].

Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальныхучебныхдействий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Так, в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 анализируемая группа состоит из целого комплекса компетенций, среди которых выделяются следующие [5]:

-умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,а также и находить средства ее осуществления;

- способность планировать, контролировать и оценивать совершенные в рамках учебного процесса действия в соответствии с заявленной задачей и условиями ее реализации;

- определение наиболее эффективных способов достижения конечного положительного результата;

- возможность понимать причины положительного или отрицательного результата учебной деятельности и способность конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

- овладение навыками смыслового чтения текстов; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах и т.д.

Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни.

Следует подчеркнуть, что внедрение мета-предметного подхода в школьное образование является острой необходимостью. Это обусловлено тем, что традиционные средства и методы педагогической деятельности не соот-ветствуюттребованиям современной действительности, а также уровню развития технического прогресса. При этом действующие общеобразовательные программы базируются на основе более чем полувековой давности и не ориентированы на обновление знаний.

Что касается метапредметного подхода, то его реализация предполагает та кую реоргани-

зацию образования, при которой обучающийся воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как информацию, которая поддается осмыслению и может применяться в жизни. При ориентации на подобный подход, школа формирует у ребёнка полноценное представление о дисциплине, как о системе знаний о мире, выраженном в числах (математика), телах (физика), веществах (химия) и т.д. [2] Иными словами, метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования.

Следует обратить пристальное внимание на тот факт, что на формирование метапред-метных компетенций учащихся, в том числе начальной школы, влияет множество разнообразных факторов, одним из которых выступает многофункциональность учителя.

При рассмотрении понятия "многофункциональность" особого внимания заслуживает позиция Ф.Г. Ялалова, который вкладывает в него следующий смысл: это способность человека выполнять профессиональные задачи и функции на высоком уровне, готовность совмещать несколько профессий, специальностей и должностей [6]. Так, например, в некоторых образовательных школах, особенно в малокомплектных, учитель, имеющий физико-математическое образование и который прошел соответствующую переподготовку, вполне может вести, кроме уроков физики и математики, уроки информатики, технического труда и др.

Необходимо отметить, что многофункциональность формируется постепенно, по мере продвижения по карьерной лестнице. На каждом этапе карьерного роста специалист, обладающий гибким мышлением, способен осваивать новые профессиональные функции. Вначале он овладевает, как правило, основами смежных профессий. Как только он становится руководителем отдела (заведующим учебной части, директором), то начинает вникать в тонкости профессиональной деятельности своих коллег. Дальнейшее повышение предполагает овладение новыми компетенциями, связанными с совершенствованием технологических процессов, повышением рентабельности и экономичности возглавляемого направления.

Кроме того, многофункциональность учителя предполагает выполнение им в ходе осуществления своей деятельности разнообразных функций, а именно[3]:

- управленческая - профессиональная функция учителя, которая объединяет в себе

ЪС

LU

s ъс u

UJ

<

d UJ

78

реализацию нескольких связанных опции, включая планирование,стимулирование, организацию, контроль, оценивание, рефлексию и анализ и др.;

- планирование, с помощью которого формулируются ключевые цели деятельности, средства и наиболее эффективные способы достижения планируемых результатов;

- прогнозирование вероятных направлений развития личности ребенка, конечным результатом чего должны стать планы педагогической деятельности;

- стимулирование - это процесс побуждения обучающихся кдостижению обозначенных целей. Выполняя эту профессиональную функцию, учитель создает наиболее благоприятные условия для проявления способностей учеников и их личностного роста;

- организация - профессиональная функция учителя, с помощью которой становится возможным создание условий, необходимых для достижения образовательных целей;

- контроль и оценивание предполагают диагностику эффективности деятельности и анализ достигнутых результатов для дальнейшей корректировки намеченных шагов;

- аналитическая и рефлексирующая представляют собой анализ завершенного дела, в ходе которого удастся определить эффективность, выявить причины ее изменения, исследовать корни появления проблем и обозначение ключевых направлений дальнейшей деятельности;

- диагностическая, которая позволяет сформировать четкое представление об особенностях физического и психического развития младших школьников, условиях их социализации, зонах ближайшего развития;

- коррекционная, предполагающая внесение соответствующих изменений в собственные действия и действия учеников, а также активное проведение занятий с детьми, имеющими особые образовательные потребности;

- коммуникативная, позволяющая максимально эффективно управлять образовательным процессом, формировать коммуникативные универсальные учебные действия у младших школьников; создавать в классе комфортную среду;

- воспитательная, благодаря которой происходит целенаправленное формирование и развитие личности, достигаются личностные результаты обучения.

Ну и, конечно, важнейшей профессиональной функцией учителя начальных классов выс-

тупает обучение. Обучая, педагог развивает познавательные и интеллектуальные способности ребенка, формирует его универсальные учебные действия, организует его творческую и исследовательскую деятельность [4].

Учитывая вышеизложенные функции современного учителя младших классов, можно сделать вывод о том, что обучением детей может заниматься только специально подготовленный педагог, деятельность которого полипредметна.

Особо следует подчеркнуть, что учитель младших классов входе выполнения своих функциональных обязанностей в обязательном порядке должен учитывать возраст и психологические особенности данной категории обучающихся. Так, среди основных характеристик личности младшего школьника можно выделить следующие [1 ]:

- доверчивое подчинение авторитету;

- повышенная восприимчивость;

- внимательность;

- подражание и т.д.

Можно сказать, что младшие школьники внушаемы и податливы,они доверчивы, восприимчивы, склонны к подражанию. В этих условиях учитель воспринимается ими как несомненный авторитет. Учитывая это, педагог должен создать благоприятные условия для формирования высоконравственной личности.

Таким образом, образ современного учителя младших классов - это субъект, который объединяет в себе колоссальный набор функций, включая обучение, воспитание, организацию учебной деятельности и досуга и т.д. В этих условиях он должен постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства, вести творческий поиск нового. Все это свидетельствует о том, что профессиональная деятельностьучителя младших классов шире, чем у учителя-предметника, поскольку он всегда работает классным руководителем и преподает большее число разнопрофильных учебных дисциплин.

Литература:

1. Апетян М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника // Молодой ученый. - 2014. - №14.

2. Маркова О.И., Романова М.Н. Формирование мета предметных компетенций у учащихся в системе дополнительного образования // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - №3.

3. Первова Г.М. Педагогические компетенции учителя начальных классов // Социально-экономические процессы и явления. - 2013. - №N2(048).

4. Поляков A.C. Новые условия деятельности учителя начальных классов //Теория и практика общественного развития. - 2013. - №2.

5. Приказ Минобрнауки России от06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015) "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785) // Бюллетень норматив-

ных актов федеральных органов исполнительной власти. №12. 22.03.2010.

6. Ялалова Ф.Г. Профессиональная многомерность: многомерные компетенции // Филология и культура. - 2015. - №2(40).

PEDAGOGICAL VIEWS ON NON-VIOLENT UPBRINGING IN THE FAMILY IN THE HISTORY OF RUSSIAN PEDAGOGY Klimova Natalya Igorevna, PhD of Pedagogical science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Kaluga State University named after К. E. Tsioikovsky, Kaluga

The article presents a detailed analysis of the pedagogical views of various researchers on nonviolent family education in the history of Russian pedagogy. According to the results of the study, it was possible to formulate a conclusion that all the figures involved in this problem, considered the family as the main source of the formation of children's humane feelings and ideals, in addition, it was possible to identify the need for special training of parents to the process of raising children in the family on the principles of non-vioient interaction with parents.

Keywords: non-vioient family upbringing; education; principles of education; family; parents; children.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ НА НЕНАСИЛЬСТВЕННОЕ УДК 376.1 СЕМЕЙНОЕ ВОСПИТАНИЕ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ВАК РФ 13.00.01

ПЕДАГОГИКИ

В статье проводится детальный анализ педагогических взглядов различных @ Климова Н.И., 2018 исследователей на ненасильственное семейное воспитание в истории русской педагогики. По результатам исследования удалось сформулировать вывод о том, что все деятели, занимающиеся данной проблематикой, рассматривали семью как главный источник формирования у детей гуманных чувств и идеалов. Кроме того, удалось выявить необходимость специальной подготовки родителей к процессу воспитания детей в семье по принципам ненасильственного взаимодействия с родителями.

Ключевые слова: ненасильственное семейное воспитание; педагогика; принципы воспитания; семья; родители; дети.

Ускоренный темп современной жизни, постоянно повышающаяся ответственность и жесткость социально ролевых предписаний, низкая духовная и психологическая культура общения в семье приводят к нарушениям отношений между родителями и детьми. Забываются традиции душевного взаимодействия в семейных вопросах и делах. Стремление матерей к карьерному росту и зарабатыванию денег приводит к снижению роли отца в семье, что чревато потерей его ответственности за благополучие детей и их воспитание. Зачастую просто забывается все то хорошее в семейных отношениях, что передается из поколения в поколение.

Изучая в истории отечественной педагогики ненасильственные методы семейного воспитания, мы пришли к выводу, что наиболее интересным для нашего исследования является период конца XVIII -начала XX вв. Именно в этот период развития русского образования мы находим педагогические взгляды на ненасильственное семейное воспитание.

Анализ трудов выдающихся ученых показал, что идеи ненасильственного семейного воспитания имели черты, зависящие от позиции конкретного педагога по данной проблеме, сформированнос-ти его взглядов. Но во всех работах мы прослеживаем идеи построения семейного воспитания на принципе любви и взаимопонимания, особой душевной комфортной среды, где ребенок должен чувствовать себя спокойно и защищенно.

КЛИМОВА Наталья Игоревна, кандидат педагогических науки, доцент, кафедра Педагогики, Калужский государственный университет имени КЭ. Циолковского, Калуга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.