физическое состояние школьников до начала проведения эксперимента для выяснения общей физической подготовленности учащихся начальной школы и выяснить отношение подрастающего поколения к физической культуре, - по итогам проведенного эксперимента - провести анализ полученных результатов и оценить эффективность применения методики.
Таблица 3 - Динамика показателей физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента
Группы Время Показатели физической подготовленности
исследования Челночный Метание мяча, м Прыжок в длину
бег, секХ±т Х±т с места, см Х±т
ЭГ до эксперимента 10,45±0,85 18,0±8,0 125,0±15,0
после эксперимента 9,95±0,85 23,0±9,0 136,0±19,0
Динамика результатов (%) 25,0 12,2 4,2
Достоверность различий Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05
КГ до эксперимента 10,6±0,9 17,0±7,0 124,5±15,5
после эксперимента 10,35±0,75 17,5±6,5 125,5±15,5
динамика результатов ( /о) Достоверность различий 1,2 Р<0,05 1,4 Р<0,05 0,4 Р<0,05
Достоверность различий после Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05
эксперимента между ЭГ и КГ
По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод об эффективности применения разработанной методики. Кроме улучшившихся результатов школьников экспериментальной группы, было отмечено, что обучающиеся экспериментальной группы гораздо быстрее повторяли упражнения на втором этапе проведения тестирования, что свидетельствует о достаточно прочном закреплении полученных навыков.
Кроме того, был отмечен повышенный интерес к проведению занятий с применением интерактивного оборудования. Он воспринимался школьниками с большим интересом, не как урок, а скорее как факультатив. Это обстоятельство позволяло владеть вниманием детей, не тратя дополнительное время на установление дисциплинарного порядка.
Поэтому применение данной методики обучения двигательным действиям, при применении на уроках физической культуры, может повысить эффективность занятий.
Литература:
1. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген.
- М.: Физкультура и спорт, 1985.
- 192 с.
2. Галимов Г.Я. Обучение двигательным действиям/Г.Я. Галимов.
- Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2006. - , 256 с. :
3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: Институт практической
психологии ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 480 с.
4. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий/ П.К. Петров.-Ижевск : Удмуртский университет, 2013. - 179 с.
5. Физическая культура. 1-4 классы:рабочая программа по учебнику В.И. Ляха / Ф50 авт.-сост. P.P. Хайрутдинов. - Волгоград : Учитель, 2016. - 162 с.
СО
1-Н
О си
-О X
9
г-
CU
си
ч
S
73
DEBATABLE QUESTIONS OF FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Kashapova Aigul Razifovna, Postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Tatarstan Republic
The article deals with the controversial issues of the formation of metasubject competences of Junior schoolchildren. Special attention is paid to the essential-content characteristic of this term. Separately analyzed the point of view of scientists on educational technologies that are used for the formation and development of this type of competence.
Keywords: meta-subject competence; universal educational actions; a constructive approach; self-study; primary school students; primary school education system.
ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье рассматриваются дискуссионные вопросы формирования метапред-метных компетенций младших школьников. Особое внимание уделяется сущ-ностно-содержательной характеристике данного термина. Отдельно проанализированы точки зрения учёных об образовательных технологиях, которые используются для формирования и развития данного вида компетенций. Ключевые слова: метапредметные компетенции; универсальные учебные действия; предметный подход; самообучение; младшие школьники; начальная школа; система образования.
УДК 373.3 ВАК РФ 13.00.02
© Кашапова А. Р., 2018
КАШАПОВА Айгуль Разифовна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан
ЪС
LU
s ъс u
UJ
<
d UJ
74
Трансформационные процессы, происходящие на протяжении последних нескольких лет, серьезно затронули систему образования, включая начальную школу.Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте, регулирующем основные вопросы начального образования, закреплены базовые требования, предъявляемые к личностным, метапред-метным и предметным результатам освоения программы.
В контексте настоящего исследования особого внимания заслуживают вопросы, ставшие дискуссионными, о формировании метапред-метных компетенций у представителей младших классов. Это обусловлено тем, что в современных условиях важно не просто хорошо разбираться в конкретной сфере и быть специалистом узкого профиля. Нынешняя действительность требует от обучающихся освоения ключевых учебных действий, которые носят универсальный характер и обеспечивают, в свою очередь, овладение основными компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Следует отметить, что основная дискуссия связана с активными спорами о том, что именно представляют метапредметные компетенции. Действительно, отсутствие единого общепринятого трактования данного термина приводит к тому, что специалисты по разному интерпретируют его значение. Ситуация осложняется тем, что законодатель не сформулировал легальное определение анализируемого понятия. В образовательном стандарте лишь упоминается о мета предметных результатах, суть которых сводится к овладению обучающимися универсальными учебными действиями, которые, в свою очередь позволяют освоить основные понятия и компетенции, необходимые для дальнейшей успешной учебы [7]. Среди таких действий целесообразно выделить познавательные, регулятивные и коммуникативные.
С подобным мнением соглашается В.И. Кол-макова. По ее мнению, метапредметные компетенции обучающихся представляют собой сложившуюся систему универсальных учебных действий, которые позволяют ученикам выполнять регулятивные, познавательные и коммуникативные задачи максимально продуктивно [3].
Особого внимания заслуживает точка зрения, высказанная Б.А. Крузе и Е.В. Еремеевой, которые предлагают рассматривать метапредметные компетенции как комплексный ресурс личности ученика, который способствует обес-
печению возможности его эффективной и разносторонней учебно-исследовательской деятельности [4]. Иными словами, в данном случае речь идёт о готовности и способности реализовывать в практической жизни учебно-исследовательскую деятельность метапред-метного характера, при которой готовность соотносится с долговременной готовностью как интегративным личностным образованием. Данное образование, в свою очередь, включает в себя различные компоненты, среди которых особого внимания заслуживают мотивационный, эмоционально-волевой, поведенческий и рефлексивный. В то же время способность непосредственно связана с когнитивным и поведенческим компонентами. Это касается, прежде всего, личностных регулятивных, общепознавательных и коммуникативных универсальных учебных действий, которые в совокупности образуют метапредметные результаты образования.
A.B. Грешилова предлагает рассматривать под метапредметными компетенциями единство основосоздающих знаний, умений, практического опыта, кото и используемых человеком в интегративной, межпредметной деятельности [2].
Анализируя представленные научные точки зрения, можно с уверенностью констатировать тот факт, что формирование мета-предметных компетенций ориентировано, прежде всего, на повышение общей культуры, культуры работы с информационными данными, диагностику, коррекцию и развитие познавательных процессов как психологического сопровождения формирования исследовательской деятельности, умения как творческого процесса, на саморазвитие ученика. Конечные результаты метапредметного обучения представляют собой тождественные элементы деятельностного воплощения изучаемых объектов и знаний, взаимодействия ученика с социальным опытом [5]. Проще говоря, применение подобного подхода позволяет максимально полно сформировать в сознании школьника младшего возраста целостной картины мира. То есть у ребенка формируется подход к отдельному предмету к его систематизации знаний о мире, которая выражается в числах и фигурах (математика), в молекулах, атомах (химия), инерции тела (физика), художественных героях (литература, музыка, изобразительное искусство) и т.д.
Следует отметить, что итоговым результатом метапредметного обучения выступает уровень развития базовых способностей учеников, включая следующие:
- мышление;
- понимание;
- коммуникация;
- рефлексия;
- действие.
При этом результат, полученный в процессе обучения в начальной школе, носитунивер-сальный характер и позволяет сопоставлять результаты обучения в любых образовательных системах [1]. Отметим, что универсальность такой подготовки заключается в обучении учащихся общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы.
Особого внимания заслуживает оценка уровня освоения метапредметных компетенций. Так, на уровне младших классов уровень их развития состоит в наличии и содержании таких образовательных продуктов, как рефераты, макеты, карты, театральные постановки, поделки, презентации, стихотворения, песни и др.
Далее, целесообразно упомянуть тот факт, что в Российской Федерации на протяжении длительного времени преобладала ориентация на достижение предметных результатов, то есть на усвоение учениками конкретных элементов социального опыта, изучаемого в контексте отдельного учебного предмета, то есть знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности. Это способствовало "натаскиванию" учеников по конкретным дисциплинам, оставляя без внимания обучение умению мыслить, анализировать, принимать самостоятельные решения, действовать в коллективе и т.д. В конечном итоге, по истечении обучения в школе высшие учебные заведения получали "не гибких" абитуриентов, а после выпускали узконаправленных специалистов, что в современных условиях рынка крайне негативно отражается на процессе производства товаров, работ и услуг.
Кроме того, ситуацию, сложившуюся в системе начального образования с позиции освоения метапредметных компетенций, можно охарактеризовать следующим образом:
- у большинства первоклассников мета-предметные компетенции развиты крайне слабо;
- анализируемый вид компетенций не является естественным образованием, что, в свою очередь, подразумевает применения особого педагогического обеспечения в целях их дальнейшего позитивного развития;
- низкий уровень развития метапредметных компетенций у учеников младших классов
является следствием недостаточного внимания к данной проблеме в условиях современной начальной школы.
В этихусловияхактивизировались представители метапредметного подхода, которые во главу угла ставят умение овладеть базовыми знаниями, которые станут прочным фундаментом для будущих свершений.
Еще один вопрос, вызывающий дискуссию у представителей научного сообщества, связан с технологиями, применяемыми в целях формирования метапредметных компетенций. Так,Л.Д. Шеховцова, И.В. Прокофьева и Е.Молчанова выделяют следующие образовательные технологии [8]:
- совместное обучение;
- исследовательская деятельность;
- проектная деятельность;
- проблемно-диалогическая технология;
- игра и т.д.
Е.П. Позднякова особое внимание уделяет интерактивным технологиям развития метапредметных компетенций у учеников начальной школы. Автор предлагает понимать под интерактивными технологиями сложившуюся совокупность психолого-педагогическихуста-новок, которые позволяют определить специальный набор и компоновку форм, методов и средств обучения, благодаря чему происходит выработка стратегии и координации взаимодействия учеников и педагога при организации и выполнении ими совместной деятельности [6].
Можно согласиться с позицией о том, что развитие метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерак-тивныхтехнологий обеспечивает переход личности ученика начальной школы от осуществляемой совместно и под руководством учителя учебно-познавательной деятельности к самообразованию, самовоспитанию, что, в свою очередь, составляет основу успешности усвоения младшими школьниками предметного содержания учебных дисциплин.
Таким образом, можно сказать, что с формированием метапредметных компетенций у младших школьников связано множество дискуссионных вопросов. Это обусловлено тем, что до настоящего времени не сформулировано единого подхода к определению данного понятия и его содержанию. Вместе с тем, большинство учёных сходятся во мнении, что реализация именно этого подхода позволит сформировать успешную личность, которая будет способна осваивать новые знания и навыки и претворять их в жизнь.
Примечания:
1. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Международной научной конференции. - СПб., 2014.
2. Гре шил ова A.B. Соде ржа н ие мета п редметн ых компетенций у студентов среднего профессионального образования // Magister dixit. - 2014. - № 1(13).
3. Колмакова В.И. Формы внеурочной работы, направленные на развитие мета предметных компетенций учащихся // Источник: http://u4eba.net/ sbornikidei/formyi-vneurochnoy-rabotyi-napravlennyie-na-razvitie-metapredmetnyih-kompetentsiy-uchashhihsya. html
4. Крузе Б.А., Еремеева E.B. Определение понятия мета предметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - №6.
5. Пляскина С.А. Формирование мета предметных компетенций у младших школьников // Молодой учёный.-2016.-№28(132).
6. Позднякова Е.П. Развитие мета предметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий : автореф.... канд. пед. н. - Челябинск, 2010.
7. Приказ Минобрнауки России от06.10.2009 №373 (в ред. от31.12.2015) "Обутверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 12. 22.03.2010.
8. Шеховцова Л.Д., Прокофьева И.В., Маркова Р.И., Молчанова Е. Метапредметные универсальные умения // Молодой ученый. - 2017. - №42.
THE VERSATILITY OF PRIMARY SCHOOL TEACHERS AS A FACTOR IN THE FORMATION OF STUDENTS ' INTERDISCIPLINARY COMPETENCES
Kashapova Aigul Razifovna, Postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Tatarstan Republic
The article deals with the concept of meta-subject competences formulated on the basis of the analysis of Federal state educational standards. It is established that their formation occurs under the influence of various factors, one of which is the multifunctionality of the teacher. Analyzed the basic functions that must be performed by the teacher of Junior classes to develop students 'interdisciplinary competences.
Keywords: multifunctionality teachers; interdisciplinary competence; Federal state educational standards; primary schools.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НА ЧАЛЬНЫХ КЛА ССОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В статье рассмотрено понятие метапредметных компетенций, сформулированное на основании анализа федеральных государственных образовательных стандартов. Установлено, что их формирование происходит под воздействием различных факторов, одним из которых выступает многофункциональность учителя. Проанализированы основные функции, которые должен выполнять учитель младших классов, чтобы сформировать у обучающихся метапредметных компетенций.
Ключевые слова: многофункциональность учителя; метапредметные компетенции; федеральный государственный образовательный стандарт; начальные классы.
УДК 373.3 ВАК РФ 13.00.02
5 Кашапова А.Р., 2018
КАШАПОВА Айгуль Разифовна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан
Инновационный путь развития современной России, в том числе отечественной системы образования, предполагает трансформацию ключевых целей обучения и способов их реализации. Это означает, что начальная школа должна быть нацелена на достижение различных результатов освоения основной образовательной программы, в том числе личностных, метапредметных и предметных. В этой связи особое значение приобретает такой фактор формирования у школьников метапредметных компетенций, как многофункциональность учителя.
Прежде чем перейти к рассмотрению многофункциональности учителя, целесообразно определить, что представляют собой метапредметные компетенции. В Федеральном государственном образовательном стандарте содержится следующее определение: мета-