Научная статья на тему 'Формирование метапредметных компетенций у младших школьников'

Формирование метапредметных компетенций у младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1822
590
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENT APPROACH / COMPETENCE / INTERSUBJECT COMPETENCES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Толкачева Т. М.

В статье рассмотрены проблемы формирования навыков общественного поведения в русле компетентностного подхода. Показано, что период младшего школьного возраста является сензитивным в формировании метапредметных компетенций. В качестве показателей сформированности метапредметных компетенций мы определили: уровень сформированности нравственной культуры, уровень развития гражданского самосознания, уровень развития патриотических чувств, уровень сформированности толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Толкачева Т. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND FORMING OF THEIR INTER SUBJECT COMPETENCES

In given article in the channel of competent approach are examined problems of forming of acquired habits of social behavior. It is shown that the period of younger school age is sensitive for forming of intersubject competences. We determined the following indexes of forming intersubject competences: level of forming of moral culture, level of development of civil self – awareness, level of development of patriotic feelings, level of forming of tolerance.

Текст научной работы на тему «Формирование метапредметных компетенций у младших школьников»

Толкачева Т.М.

Акбулакский филиал Оренбургского государственного университета E-mail: tamara545@rambler.ru

ФОРМИРОВАНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассмотрены проблемы формирования навыков общественного поведения в русле компетентностного подхода. Показано, что период младшего школьного возраста является сен-зитивным в формировании метапредметных компетенций. В качестве показателей сформиро-ванности метапредметных компетенций мы определили: уровень сформированности нравственной культуры, уровень развития гражданского самосознания, уровень развития патриотических чувств, уровень сформированности толерантности.

Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, метапредметные компетенции.

Модернизация школьного образования на современном этапе, обусловленная переходом общества на инновационный путь развития, предполагает пересмотр целей обучения и способов их реализации. Сегодня и начальная школа ориентируется на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения основной образовательной программы. В связи с этим особое внимание в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС) уделено метапредметным компетенциям, которые дополняют «портрет современного выпускника начальной школы» такими важными составляющими, как способность организовать свою познавательную деятельность, умение согласованно выполнять совместную работу, умения планировать, прогнозировать и т. д. Перечисленные характеристики конкретизируют общее понимание метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.

Ценностно-целевой установкой современного образования также выступает развитие у обучающихся способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является их собственный опыт. Современная организация образовательного процесса заключается в создании условий, способствующих формированию у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, нравственных и других проблем. При этом содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения таких проблем. Эти положения являются основополагающими в компетентностном подходе в образовании.

Основоположником компетентностного подхода принято считать Д. Равена. В нашей стране основные идеи компетентностного подхода развивали в своих работах В.И. Байден-ко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, В.Н. Куницина, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и другие ученые. В настоящее время наиболее активно исследуются такие компетентности, как компетентность учения (перевода учения в самообучение, саморазвитие, работа с самим собой); коммуникативная компетентность; информационная компетентность; организационная компетентность; социальная компетентность.

Бесспорно, каждое из этих направлений компетентностного подхода интересно и играет важную роль в формировании полноценной личности. Термин «компетенция» пришел в педагогику из мира труда и предприятий. В производственной сфере значительная часть профессий и должностей характеризуется более или менее подробным набором компетенций, которые используются при найме на работу, повышении квалификации сотрудников. Исходя из принятого в производственной сфере подхода, С.В. Шекшня определяет компетенцию как личностные характеристики человека, его способности к выполнению тех или иных функций, освоению типов поведения и социальных ролей, как например, ориентация на интересы клиента, умение работать в группе, напористость, оригинальность мышления [8].

Определение понятия компетенции и у С.И. Ожегова («круг чьих-то полномочий»), и у Д.Н. Ушакова («круг полномочий, область принадлежащих чьему-нибудь ведению вопросов, явлений, право») совпадает с сущностью

этого понятия, данного в юридическом словаре как «совокупность полномочий, которыми наделен какой-либо орган или должностное лицо» [7]. В данном случае в определении усматривается внешнее влияние «наделение» правом, компетенцией. Такое толкование понятия компетенции интересно тем, что оно усиливает позицию собственно субъекта и ответственность субъекта компетенции: компетенция это не просто «совокупность делегированных кем-то полномочий», но и «совокупность прав, обязанностей». А также усиливает другую составляющую: включенность субъекта компетенции в «право» и его притязания на «право». Если в первом варианте ощущается пассивность субъекта (должностного лица, органа) - «совокупность полномочий, которыми наделен...» - кем-то и извне, то во втором варианте субъект компетенции становится активным - «добиваюсь, соответствую, подхожу». Иностранные языки, как правило, не делают лингвистического и фонетического различения понятий «компетентность» и «компетенция». Так, при переводе английского слова «competence» на русский язык в одних словарях в словарной статье указывается перевод - компетентность, а в других - компетенция.

С точки зрения исследователей, компетент-ностный подход ставит новые цели: это те же самые знания, умения и навыки, отношения и опыт деятельности, что и в прежних результатах образования, но результаты рассмотрены под особым углом зрения: предметные знания, приложенные к определенной области, отношения к объектам, находящимся в рамках данной компетентности [6]. Таким образом, компетентности в целом представляют собой сочетание знаний, умений, навыков и поведенческих отношений, настроенных на условия конкретной деятельности, что позволяет школе реализовать поставленные ранее цели.

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время в науке развиваются идеи, которые могут быть положены в основу теоретического осмысления проблемы развития метапредметных компетенций у младших школьников посредством интерактивных технологий. Теоретические основы инновационной деятельности в образовании раскрыты А.Ф. Амен-дом, В.И. Боголюбовым, А.Г. Гостевым, В.И. Сло-бодчиковым и др.

Общетеоретические аспекты изучения проблемы метапредметных компетенций представ-

лены в исследованиях Л.Ф. Квитовой, К.Ю. Ко-лесиной, М.Р. Леонтьевой и др. Важное значение для нашего исследования имели работы О.Е. Лебедева, П.Г. Щедровицкого и др., в которых рассматриваются надпредметные умения, позволяющие учащимся находить варианты решения социальных проблем, используя разнообразные способы личностно значимой деятельности.

Вместе с тем анализ образовательной практики показал, что российская школа сегодня сталкивается с интеллектуальной пассивностью учащихся, нежеланием детей учиться, неумением самостоятельно получать знания и находить различные способы решения задач и т. д. Зафиксированные низкие результаты мы можем объяснить тем, что основные усилия учителей начальных классов направлены преимущественно на достижение младшими школьниками предметных результатов и использование во время учебных занятий репродуктивных методов, основанных на воспроизведении.

Формирование компетентностей учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностей подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путём за счёт дальнейшего увеличения объёма информации, подлежащей усвоению. Речь идёт о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных учебных, жизненных и проблемных ситуациях.

В свете современных требований к выпускнику, которые складываются под влиянием ситуации на рынке труда и таких процессов, как ускорение темпов развития общества и повсеместной информатизации среды, авторитарнорепродуктивная система обучения устарела. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. В меняющемся мире система образования должна формировать такие новые качества выпускника, как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость,

динамизм и конструктивность. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Общество нуждается в творчески активных личностях, способных систематично, последовательно и качественно решать существующие проблемы, так как в изменчивых условиях экономического и социального развития общества выпускники должны быть готовы эффективно встраиваться в социальную деятельность и, обладая базисным уровнем знаний, быть способными совершенствовать свои знания на протяжении жизни.

В Концепции модернизации Российского образования и Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» в качестве приоритетных направлений обозначен переход к новым образовательным стандартам. Которые, в свою очередь, подразумевают развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, работать с разными источниками информации, оценивать их и на этой основе формулировать собственное мнение, суждение, оценку.

Мы уделяем особое внимание развитию социальной компетентности младших школьников, что и заставило нас обратиться к анализу психических особенностей и возможностей детей младшего школьного возраста. Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение стратегий социального поведения, имеет не меньшее, а даже большее значение. Начиная обучение, ребенок впервые сталкивается с социальной деятельностью, результаты которой оцениваются окружающими социально значимой оценкой. Общество впервые начинает предъявлять ему жестко заданные требования. Его отношение с окружающими людьми тоже начинают опосредоваться этими требованиями. В ответ на эти требования ребенок вырабатывает определенные способы и стратегии поведения в обществе. Усвоенные в детстве стратегии закладывают фундамент социального поведения и во многом определяют его в дальнейшей жизни. Стихийное

становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Младшему школьнику необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Поэтому развитие социальной компетентности младших школьников должно стать одним из важнейших направлений работы психолога и педагогов в начальной школе.

В выборе путей реализации данного направления мы исходим из анализа составляющих социальной компетентности. Социальная компетентность - понятие сложное. Оно только входит в педагогическую науку и не имеет четкого определения. Анализ существующих подходов позволяет нам определить его основное содержание. Компетентность предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга полномочий. Понятие «социальная» определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Основу социальной компетентности составляют знания об обществе, правилах и способах поведения в нем. Для младшего школьника общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому одним из важных путей развития социальной компетентности мы считаем формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Знакомство со способами и правилами поведения и взаимодействия осуществляется в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, информирования и т. д. Возникает необходимость их осознанного усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведе-

ния в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформирован-ностью навыков.

Период старшего дошкольного и младшего школьного возраста является сензитивным в формировании социальной компетентности, поскольку на его этапе развивается произвольность психических процессов, соподчиняются мотивы, проявляется эмоциональный отклик на воспитательное воздействие. Исследователи утверждают идею необходимости изучать детство как самобытную целостность в пространстве социальных общностей, в духовном пространстве культуры. Вышесказанное обусловливает необходимость изменения стратегии обучения в начальной школе за счет использования в образовательном процессе современных образовательных технологий, основанных на диалоге и сотрудничестве младших школьников с учителем и одноклассниками. В полной мере указанными характеристиками обладают интерактивные технологии, педагогический потенциал которых может быть использован для развития социальных компетенций у младших школьников.

Интерес к нравственным качествам людей, нормам их поведения, к их взаимоотношениям друг с другом, их нравственным поступкам приводит и формирует у школьников нравственные идеалы, воплощенные в духовном облике человека. Формирование социальных понятий, вмещающих в себя такие ценности, как Родина, совесть, любовь, заключается в том, что во время обучения внимание в первую очередь уделяется духовному развитию личности.

В связи со сложностью оценки метапред-метных понятий в теории образования идет дискуссия на тему их измерения и о том, как эти измерения проводить. По мнению одних специалистов, уровень сформированности метапред-метных понятий не измеряется количественно, о нем можно говорить лишь в общем, без конкретных параметров и показателей. По мнению

других, количественное измерение допустимо в том смысле, что всегда можно ответить на вопрос: проявляется то или иное качество ученика в его поведении. Мы полагаем, что предоставляется возможным выделение некоторых параметров уровня сформированности метапред-метных понятий, характеризующих субъектный опыт, которые можно реально оценить и заложить в основу управления развитием в образовательном учреждении.

Проанализировав психолого-педагогичес-кую литературу по данному вопросу, мы выявили комплекс качеств, которые отражают современные научные представления и достижения в области формирования метапредметных компетенций у младших школьников.

В качестве исходных нами были выделены следующие показатели сформированности ме-тапредметных компетенций:

- уровень сформированности нравственной культуры;

- уровень развития гражданского самосознания и гражданской ответственности;

- уровень развития патриотических чувств;

- уровень сформированности толерантности.

На наш взгляд, среди выделенных показателей актуальным для современного образования и общества в целом становится оценка таких метапредметных понятий, которые ответственны за формирование гражданских качеств личности школьника; воспитание уважения к истории, патриотическим традициям и обычаям Родины; осмысление жизненных ценностей и осознание долга перед Родиной, отстаивание ее чести и достоинства, свободы и независимости. Важность рассмотрения проблемы патриотизма в современном обществе определяется девальвацией системы традиционных ценностей и обострением социальных противоречий в обществе; ростом нигилизма, усилением бездуховности, снижением образовательного и культурного уровня подрастающего поколения. В связи с этим приоритетным становится формирование, а следовательно, и оценка таких качеств личности у учащегося, как патриотизм, гражданственность, толерантность, совестливость и т. д.

20.12.2012

Список литературы:

1. Алексеев, М. В. Ключевые компетенции в педагогической литературе / М. В. Алексеев // Педагогические технологии. -2006. - № 3. - С. 3-18.

2. Амонашвили, Ш. А. Гуманно-личностный подход к детям / Ш. А. Амонашвили. - М. : Изд-во Ин-та практ. психологии, 1998. - 539 с.

3. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2002. - 288 с.

4. Зеер, Э. Ф. Компетентностный подход в образовании / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. - 2005. - № 3. - С. 27-35.

5. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя // Ректор вуза. - 2005. - № 6. - С. 13-29.

6. Пентехина, Л. И. Научно-методическое обеспечение инновационных процессов в образовательных учреждениях заведениях региона / Л. И. Пентехина // Методист. - № 5. - 2003. - С. 6-8.

7. Толковый словарь русского языка / под ред. Д. Н. Ушакова. - М. : Асрель, АСТ, Хранитель, 2007. - 912 с.

8. Шекшня, С. В. Управление персоналом современной организации / С. В. Шекшня. - М. : ЗАО «Бизнес-школа «Интен -Синтез», 2002. - 368 с.

Сведения об авторе:

Толкачева Т.М., заведующий кафедрой педагогического образования Акбулакского филиала Оренбургского государственного университета, доцент кафедры педагогического образования,

кандидат педагогических наук 461550, Оренбургская обл., п. Акбулак, ул. Горбунова, 21, е-mail: tamara545@rambler.ru

UDC 37.032 Tolkacheva T.M.

E-mail: tamara545@rambler.ru

YOUNGER SCHOOLCHILDREN AND FORMING OF THEIR INTER SUBJECT COMPETENCES

In given article in the channel of competent approach are examined problems of forming of acquired habits of social behavior. It is shown that the period of younger school age is sensitive for forming of intersubject competences. We determined the following indexes of forming intersubject competences: level of forming of moral culture, level of development of civil self - awareness, level of development of patriotic feelings, level of forming of tolerance.

Key words: competent approach, competence, intersubject competences.

Bibliography:

1. Alekseev, M. V. Key competences in pedagogical literature / M. V. Alekseev // Pedagogical technologies. - 2006. - № 3. -P. 3-18.

2. Amonashvily, Sh. A. Humane-Personal approach for children / Sh. A. Amonashvily. - М. : Publishing-hose of Academy practical psychology social, 1998. - 539 p.

3. Ananev, B. G. Human being as object of cognition / B. G. Ananev. - Saint Petersburg : Peter, 288 p.

4. Zeer, E. F. Competent approach in education / E. F. Zeer // Education and science. - 2005. - № 3. - P. 27-35.

5. Zimnyaya, I. A. Key competences as result-aimed basis of competent approach in education / I. A. Zimmnyaya // Director institute. - 2005. - № 6. - P. 13-29.

6. Pentehina, L. I. Scientific-systematic ensuring of innovational processes in educational establishments institutions of region / L. L. Pentehina // Methodist. - 2003. - № 5. - P. 6-8.

7. Explanatory dictionary of Russian language / edited by D. N. Ushakov. - M. : Asrel, AST, Keeper, 2007. - 912 p.

8. Shekshnya, S. V. Personnel management in modern organization / S. V. Shekshnya. - M., 2002. - 368 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.