Научная статья на тему 'Теория поэтапного формирования умственных действий при обучении двигательным действиям младших школьников'

Теория поэтапного формирования умственных действий при обучении двигательным действиям младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1389
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / MOTOR OPERATION / ОСНОВНЫЕ ОПОРНЫЕ ТОЧКИ / THE MAIN REFERENCE POINT / ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ОСНОВА ДЕЙСТВИЯ / ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ П.Я. ГАЛЬПЕРИНА / THE THEORY OF GRADUAL FORMATION OF MENTAL ACTIONS BY P. Y. GALPERIN / ОБУЧЕНИЕ / TRAINING / ЭТАП / STAGE / THE APPROXIMATE BASIS OF THE ACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Капустин Евгений Сергеевич

В настоящей статье представлен анализ проведенного эксперимента, основанного на применение положений теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина при обучении двигательным действиям учащихся третьих классов общеобразовательной школы. Описан опыт внедрения экспериментальной методики, приведен анализ полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The theory of gradual formation of mental actions when teaching motor actions of junior schoolchildren

The article presents the analysis of the experiment based on the provisions of the theory of the gradual formation of mental actions by P. Y. Galperin when teaching motor actions of students of third grade of secondary school. The experience of introducing the experimental techniques, the analysis of the obtained results.

Текст научной работы на тему «Теория поэтапного формирования умственных действий при обучении двигательным действиям младших школьников»

4. Стернберг В.Н. Теория и практика "метода проектов" в педагогике XX века : дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Стернберг Вера Николаевна. - Владимир, 2003. - С. 52.

5. Халилов С.Р. Педагогические условия реализации метода проектов в профессиональной подготовке будущего педагога : автореф. дис .... канд. пед. наук.- Ставрополь, 2012. - 22 с.

THE THEORY OF GRADUAL FORMATION OF MENTAL ACTIONS WHEN TEACHING MOTOR ACTIONS OF JUNIOR ® SCHOOLCHILDREN O

cu

Kapustin Evgeniy Sergeevich, Postgraduate student, Department of Theoretical Foundations of Physical Education, Buryat State University, Ulan-Ude, Republic of Buryatia

X

The article presents the analysis of the experiment based on the provisions of the theory of the gradual formation 2 of mental actions by P. Y. Gaiperin when teaching motor actions of students of third grade of secondary school. The S experience of introducing the experimental techniques, the analysis of the obtained results. ^

Г-

Keywords: motor operation; the main reference point; the approximate basis of the action; the theory of gradual CU formation of mental actions by P. Y. Gaiperin; training; stage. Oj

ТЕОРИЯ ПОЭТАПНОГО ФОРМИРОВАНИЯ УМСТВЕННЫХ УДК 371.3.016:796 ДЕЙСТВИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДВИГА ТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ ВАК РФ 13.00.02

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ __

В настоящей статье представлен анализ проведенного эксперимента, осно- <g>Капустин Е.С., 2018 —

ванного на применение положений теории поэтапного формирования ум- ^^ ч-

ственных действий П.Я. Гальперина при обучении двигательным действиям учащихся третьих классов общеобразовательной школы. Описан опыт внедрения экспериментальной методики, приведен анализ полученных результатов. Ключевые слова: двигательные действия; основные опорные точки; ориентировочная основа действия; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; обучение; этап.

S

69

В современных условиях развития общества возрастает потребность в повышении физической культуры. Как и в образовательном процессе, возрастает роль применения инновационных методик, способных привести обучаемых к более высоким, стабильным результатам. "Через движения, посредством движений, в движениях" [1 ] происходит познание нового о себе и об окружающем мире, расширяется и совершенствуется круг знаний, умений и навыков. Процесс обучения физической культуре специфичен, ему присущ ряд особенностей.

Это процесс обучения и освоения новых двигательных действий - физических упражнений. Поэтому современный преподаватель должен стремиться так передать знания, преподнести материал в такой форме, чтобы ученик осмыслил задание, превратил его в предмет обучения, и усвоил, затратив максимально короткое время на обучение. В то же время, очень важно, чтобы полученные знания, в конечном этапе, стали устойчивым навыком, автоматическим действием. Так, в результате обучения учащиеся должны повысить уровень владения двигательным действием, то есть получить двигательное умение, а затем "отточить" его до двигательного навыка. Дополнительное условие - научить свободно владеть полученным навыком в любых условиях, закрепить его, чтобы не тратить время на повторение, восстановление полученных знаний.

Основой для развития теории поэтапного формирования умственных действий стало учение Л.С. Выготского о процессе интери-оризации. Суть процесса в том, что при преобразовании внешней деятельности в психическую, то есть внутреннюю деятельность происходит формирование интеллектуальных структур психики при

КАПУСТИН Евгений Сергеевич, аспирант, Бурятский государственный университет, Улан-Удэ, Республика Бурятия

ЪС

ш

ъс о ш

<

С1 ш

70

усвоении внешней действительности. П.Я. Гальперин своей теорией подтверждает и то, что данный процесс управляем, то есть образование как процесс интериоризации управляем, при наличии необходимых условий и, кроме того, возможно формирование действий с заданными свойствами.

Руководствуясь положениями теории П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, обучение двигательным действиям можетбыть максимально эффективным в том случае, когда оно выполняется на полной ориентировочной основе.

Ориентировочная основа действий включает в себя комплекс факторов, систему условий - основных опорных точек (ООТ). ООТ -это элементы двигательного действия, физического упражнения, а также сопутствующих условий, концентрации внимания, ведущие к максимально эффектному выполнению заявленного действия. А совокупность основных опорных точек как раз и представляет ориентировочную основу действия (ООД). При применении ООТ появляется возможность отсеять "лишние" элементы при обучении двигательным действиям, определить оптимальное количество ООТ, что приведет к минимизации времени, затрачиваемого на процесс обучения, поможет избежать неверной трактовки действия, неправильному его исполнению, и, в конечном итоге - неверному запоминанию, заучиванию,формированию неправильного навыка.

В соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий, включающей в себя шесть основных этапов (мотивация, план действий, ООД, формирование материальной формы, "громкая речь" - когда содержание ООД воспринимается посредством речи, "тихая речь" - формирование действия путем "внешней речи про себя", процесс интерори-зации).

Для получения предполагаемого результата необходимо создать такие условия, когда у обучаемого будет достаточно информации о конкретном физическом упражнении при формировании ориентировочной основы действий.

Первично, учитель знакомит ученика с ситуацией, ученик осознает задачу, уясняет логическую структуру действия и возможности его осуществления. Составляется "план действий". Второй этап нацелен на усвоение действия: формируются ориентировочная, исполнительная и корректирующая части действия.

Далее действия усваиваются в форме внешней речи, и, в конечном этапе, действия переходят во внутреннюю речь. Происходит процесс интериоризации, выход действий из-под контроля сознания, переход действия во внутреннюю структуру личности. Так, двигательное действие превращается в двигательный навык.

Экспериментальная часть исследования, проводимая для установления возможности применения теории поэтапного формирования умственных действий при обучении двигательным действиям,своей основной задачей ставила доказательство возможности успешного освоения двигательных действий с заданным результатом, сокращая время на обучение. Целью эксперимента было доказательство того, что при формировании двигательных действий главная роль принадлежит сознанию.

Действие, которое доведено до автоматизма и стало устойчивым навыком, не выпадает из сознания. Оно присутствует в сознании, переходит от развернутой предметной ориентации, на сигнальную ориентациюи в ситуации и в самом протекании действия. Система сигналов складывается в ощущение "так или не так". "Автоматизация означает, что мы пе-редаемсвоего действия на аппарат, который сами в себе воспитали" (Гальперин П.Я., 2002).

Педагогический эксперимент продолжительностью 9 месяцев проводился на базе МБОУ Селен гинская школа-гимназия №3 Кабан-ского района Республики Бурятия. В исследовании приняло участие 48 учащихся начальной школы. Перед началом проведения педагогического эксперимента было выделено 2 группы испытуемых. Одна из групп была принята как экспериментальная (8 девочек, 14 мальчиков), вторая группа - контрольная (11 мальчиков, 13 девочек). Обе группы - учащиеся третьего класса,2007-2008 года рождения. И экспериментальная и контрольная группы занимались по программе, разработанной на основе Федерального государственного образовательного стандарта по физической культуре.

Изучение предмета в контрольной группе основывалось на стандартных приемах, используемых в школе. К экспериментальной группе была применена методика преподавания материала, основанная на приемах теории поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина.

Занятия по физической культуре проводились три раза в неделю по 40 минут, в соответствии с рабочей программой по учебному предмету "Физическая культура" для 3 класса,

утвержденной в соответствующем порядке администрацией школы - участника эксперимента.

Суть эксперимента сводилась к тому, что в экспериментальной группе была применена теория ориентировочной основы деятельности П.Я. Гальперина. Для обучения двигательным действиям были сформированы комплексы ООТ для каждого экспериментального упражнения. Перед началом выполнения упражнения обучающимся был представлен интерактивный клип, в котором тренер объяснял значение упражнения. Так, например, учитель, ориентируя обучающихся на видео, пояснял, что прыжки в длину с места позволяют проверить уровень прыгучести, тестируют силу ног. Он разъяснял, что это отличное упражнение, которое позволяет развивать комплексно физические качества. Отмечалось, что правильная техника прыжка способна значительно повысить результат и степень полезности упражнения, тем самым мотивируя обучающихся.

На видео были представлены основные опорные точки при выполнении упражнения. Пример представления опорных точек при выполнении прыжка в длину с места для обучающихся приведен на рисунке 1. Для формирования четкого двигательного представления о технической стороне действия использовалась программа ЗР графики, в которой наглядно демонстрировалось выполнение упражнения с устным пояснением учителя. Таким образом, обеспечивался зрительный компонент (обучающийся наблюдал правильное выполнение упражнения) и логический компонент (обучающийся получал объяснения, замечания учителя). Далее, обучающимся предлагалось повторить все опорные точки упражнения, обращалось внимание на то, какие ощущения должен испытывать обучающийся в процессе выполнения упражнения (обеспечивался ки-нестезический компонент).

Обучающимся предлагалось "проговорить" все опорные точки, посредством "громкой речи", осознать и прочувствовать каждый элемент упражнения, тем самым смоделировать ситуацию, ориентированную на выполнение упражнения. На этом этапе обучающиеся получал и

замечанияи указания тренера о правильности выполнения двигательных действий. Далее следовал этап, когда все знания, полученные в материальной форме, оформлялись у обучаемого посредством "тихой речи", посредством формирования образов, ощущений, полученных в результате материальных действий, но уже без физического его повторения. Чередование данных этапов формировало переход ощущений и полученных знаний во "внутреннюю речь", когда заученные операции выходят из-под контроля сознания.

Таблица 1 - Оценка уровня физической подготовленности учащихся до начала проведения эксперимента

Упражнение КГ ЭГ КГ ЭГ КГ эг

Уровень физической подготовленности, %

низкий средний высокий

Подтягивание в висе 79 77 21 23 0 0

Прыжок в длину с места 58 50 42 50 0 0

Бег 30 м, с высокого старта 63 59 36 32 0 9

Бег 1000 м 67 73 33 27 0 0

Челночный бег 50 55 50 45 0 0

Метание мяча 46 50 50 46 4 0

Перед началом проведения эксперимента была проведена диагностическая оценка физической подготовленности учащихся. Контрольными значениями для оценки были использованы результаты испытаний, рекомендованных программой по физической культуре для учащихся начальных классов общеобразовательной школы, которые включали: подтягивание в висе (мальчики), подтягивание в висе лежа, согнувшись (девочки), прыжок в длину с места, бег 30 метров с высокого старта, бег 1000 метров. Дополнительно, для результатов проведенного эксперимента, в оценочные таблицы уровня физической подготовленности были включены такие нормативы, как челночный бег, метание мяча на дальность с трех шагов разбега.

На основе анализа полученных результатов в начале учебного года у обеих групп была зафиксирована низкая физическая подготовленность.

Таблица 2 - Оценка уровня физической подготовленности учащихся после проведения эксперимента

Упражнение кг ЭГ кг ЭГ кг ЭГ

Уровень физической подготовленности, %

низкий средний высокий

Подтягивание в висе 63 28 37 68 0 4

Прыжок в длину с места 42 9 58 73 0 18

Бег 30 м, с высокого старта 58 14 38 82 4 4

Бег 1000 м 63 32 38 64 0 4

Челночный бег 46 4 54 82 0 14

Метание мяча 54 4 46 50 4 46

Более чем у 60% школьников, в начале учебного года, отмечается низкий уровень физической подготовленности. Это вызвано, прежде всего, отсутствием навыков при выполнении физических упражнений, слабой общей физической подготовкой учащихся. При анализе результатов, полученных в конце учебного года, отмечается повышение общего уровня физической подготовленности (низкий уровень снизился до 54% в контрольной группе, до 15% в экспериментальной группе).Динамика результатов наглядно представлена на диаграммах 1 и 2.

Сравнение результатов выполненеия упражнения "Прыжок

в длину с места" ЭГ и КГ после проведения эксперимента,

%

80 70 60 50 % 40 30 -20 -10

X 42 Я

Ж

низкий средний высокий

■ эг 9 73 18

■ кг 42 58 0

7

"ЭГ ■ кг

Уровень физической подготовленности

Диаграмма 3 - Сравнение уровня физической

подготовленности после проведения эксперимента по нормативу "Прыжок в длину с места"

Диаграмма 1 - Сравнение уровня физической подготовленности до начала проведения эксперимента

Диаграмма 4 - Сравнение уровня физической подготовленности после проведения

Диаграмма 2 - Сравнение уровня физической подготовленности после проведения эксперимента

Стоит отметить, что после окончания эксперимента в экспериментальной группе произошло улучшение результатов в упражнениях легкой атлетики (метание мяча, прыжок в длину с места, челночный бег) по сравнению с результатами, полученными в контрольной группе. Динамика результатов по упражнениям, выполняемым по экспериментальной методике, приведена на диаграммах 3,4 и 5.

Общая динамика показателей физической подготовленности учащихся контрольной и экспериментальной групп приведена в таблице 3.

Диаграмма 5 - Сравнение уровня физической

подготовленности после проведения эксперимента по нормативу "Метание мяча"

Сравнивая динамику изменений показателей физической подготовленности учащихся ЭГ и КГ за период эксперимента, отмечено, что во всех проведенных упражнениях результаты учащихся, занимающихся по предложенной нами методике, заметно выше, чем в контрольной группе.

Целью проведения эксперимента являлась проверка эффективности применения методики обучения двигательным действиям с применением положений теории П.Я. Гальперина. Поставленными задачами было оценить

физическое состояние школьников до начала проведения эксперимента для выяснения общей физической подготовленности учащихся начальной школы и выяснить отношение подрастающего поколения к физической культуре, - по итогам проведенного эксперимента - провести анализ полученных результатов и оценить эффективность применения методики.

Таблица 3 - Динамика показателей физической подготовленности учащихся экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента

Группы Время Показатели физической подготовленности

исследования Челночный Метание мяча, м Прыжок в длину

бег, секХ±т Х±т с места, см Х±т

ЭГ до эксперимента 10,45±0,85 18,0±8,0 125,0±15,0

после эксперимента 9,95±0,85 23,0±9,0 136,0±19,0

Динамика результатов (%) 25,0 12,2 4,2

Достоверность различий Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05

КГ до эксперимента 10,6±0,9 17,0±7,0 124,5±15,5

после эксперимента 10,35±0,75 17,5±6,5 125,5±15,5

динамика результатов ( /о) Достоверность различий 1.2 Р<0,05 1,4 Р<0,05 0,4 Р<0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Достоверность различий после Р<0,01 Р<0,05 Р<0,05

эксперимента между ЭГ и КГ

По результатам проведенного эксперимента можно сделать вывод об эффективности применения разработанной методики. Кроме улучшившихся результатов школьников экспериментальной группы, было отмечено, что обучающиеся экспериментальной группы гораздо быстрее повторяли упражнения на втором этапе проведения тестирования, что свидетельствует о достаточно прочном закреплении полученных навыков.

Кроме того, был отмечен повышенный интерес к проведению занятий с применением интерактивного оборудования. Он воспринимался школьниками с большим интересом, не как урок, а скорее как факультатив. Это обстоятельство позволяло владеть вниманием детей, не тратя дополнительное время на установление дисциплинарного порядка.

Поэтому применение данной методики обучения двигательным действиям, при применении на уроках физической культуры, может повысить эффективность занятий.

Литература:

1. Боген М. М. Обучение двигательным действиям / М.М.Боген.

- М.: Физкультура и спорт, 1985.

- 192 с.

2. Галимов Г.Я. Обучение двигательным действиям/Г.Я. Галимов.

- Иркутск : ВСИ МВД РФ, 2006. - , 256 с. :

3. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука / П.Я. Гальперин. - М.: Институт практической

психологии ; Воронеж: НПО МОДЭК, 1998. - 480 с.

4. Петров П.К. Математико-статистическая обработка и графическое представление результатов педагогических исследований с использованием информационных технологий/ П.К. Петров.-Ижевск : Удмуртский университет, 2013. - 179 с.

5. Физическая культура. 1-4 классы:рабочая программа по учебнику В.И. Ляха / Ф50 авт.-сост. P.P. Хайрутдинов. - Волгоград : Учитель, 2016. - 162 с.

СО

1-Н

О си

-О X

9

г-

CU

си

ч

S

73

DEBATABLE QUESTIONS OF FORMATION OF META-SUBJECT COMPETENCES OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN Kashapova Aigul Razifovna, Postgraduate student, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Tatarstan Republic

The article deals with the controversial issues of the formation of metasubject competences of Junior schoolchildren. Special attention is paid to the essential-content characteristic of this term. Separately analyzed the point of view of scientists on educational technologies that are used for the formation and development of this type of competence.

Keywords: meta-subject competence; universal educational actions; a constructive approach; self-study; primary school students; primary school education system.

ДИСКУССИОННЫЕ ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются дискуссионные вопросы формирования метапред-метных компетенций младших школьников. Особое внимание уделяется сущ-ностно-содержательной характеристике данного термина. Отдельно проанализированы точки зрения учёных об образовательных технологиях, которые используются для формирования и развития данного вида компетенций. Ключевые слова: метапредметные компетенции; универсальные учебные действия; предметный подход; самообучение; младшие школьники; начальная школа; система образования.

УДК 373.3 ВАК РФ 13.00.02

© Кашапова А. Р., 2018

КАШАПОВА Айгуль Разифовна, аспирант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Республика Татарстан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.