Научная статья на тему 'Особенности обучения английскому языку младших школьников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов'

Особенности обучения английскому языку младших школьников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3841
532
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГОС / РЕЧЕВАЯ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ / ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ХАРАКТЕР / ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шалаева Земфира Ибрагимовна

В статье поднимается вопрос реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Автор раскрывает особенности обучения английскому языку младших школьников в связи с требованиями ФГОС. Автор обосновывает компетентностный подход в начальном образовании, характеризует компетенции, выявляет особенности формирования метапредметных и личностных компетенций у младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шалаева Земфира Ибрагимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности обучения английскому языку младших школьников в условиях федеральных государственных образовательных стандартов»

120

Известия ДГПУ, №1, 2014

УДК 811.111(07)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

PECULIARITIES OF TEACHING ENGLISH FOR PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN CONDITIONS OF THE FEDERAL

STATE EDUCATIONAL STANDARDS

© 2014 Шалаева З. И.

Дагестанского государственного педагогического университета

© 2014 Shalaeva Z. I. Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье поднимается вопрос реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта. Автор раскрывает особенности обучения английскому языку младших школьников в связи с требованиями ФГОС. Автор обосновывает компетентностный подход в начальном образовании, характеризует компетенции, выявляет особенности формирования метапредметных и личностных компетенций у младших школьников.

Abstract. The author of the article raises the problem of realization of the State Educational Standard requirements. She reveals the peculiarities of teaching English for primary schoolchildren in connection with the requirements of the FSES, substantiates the competence approach in the primary education, characterizes the competences, reveals the peculiarities of forming the interdisciplinary and personal competencies of primary schoolchildren.

Rezjume. V stat’e podnimaetsja vopros realizacii trebovanij Federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta. Avtor raskryvaet osobennosti obuchenija anglijskomu jazyku mlad-shih shkol’nikov v svjazi s trebovanijami FGOS. Avtor obosnovyvaet kompetentnostnyj podhod v nachal’nom obrazovanii, harakterizuet kompetencii, vyjavljaet osobennosti formirovanija metapredmetnyh i lichnostnyh kompetencij u mladshih shkol’nikov.

Ключевые слова: ФГОС, речевая, социокультурная, учебно-познавательная, языковая компетенции, деятельностный характер, личностные и метапредметные компетенции.

Keywords: FSES, speech, socio-cultural, educational and cognitive, linguistic competences, activity character, personal and interdisciplinary competences.

Kljuchevye slova: FGOS, rechevaja, sociokul’turnaja, uchebno-poznavatel’naja, jazykovaja kompetencii, dejatel’nostnyj harakter, lichnostnye i metapredmetnye kompetencii.

Иностранный язык - один из важных и относительно новых предметов в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Главная цель введения Федеральных Государ-

ственных образовательных стандартов начального общего образования - повышение качества образования.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования -это совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания.

Отличительной особенностью стандарта нового поколения является форми-

Психолого-педагогические науки

121

рование новых знаний, развитие умений в их самостоятельном приобретении и развитие умения применять эти знания на практике. Поэтому целью современной школы становится необходимость формирования у учащихся ставить цель и добиваться ее, самостоятельно добывать и применять знания, составлять план своих действий и самостоятельно оценивать их последствия, задавать вопросы, ясно выражать свои мысли, заботиться о других, быть нравственным человеком, сохранять и укреплять своё здоровье.

В системе ФГОС иностранный язык -один из важных в системе подготовки современного младшего школьника в условиях поликультурного и полиязычного мира. Наряду с русским языком и литературным чтением английский язык входит в число предметов филологического цикла и формирует коммуникативную культуру школьника, способствует его общему речевому развитию, расширению кругозора и воспитанию разнообразных положительных качеств современного человека.

После проведения широкомасштабных экспериментов по раннему обучению ИЯ в начальной школе и детском саду выяснилось, что препятствием к реализации полученного опыта остаются, прежде всего, внешние факторы: неопределенный юридический статус ИЯ в младших классах общеобразовательной средней школы, проблема кадров, незначительный выбор качественных, и в то же время доступных по цене УМК для начальной школы. Но основной проблемой остается неподготовленность педагогов (Биболетова М. 3., Никитенко 3. Н., Якушев М. В., Савченко О. Ю.)

Обучение иностранному языку в начальной школе обладает выраженными особенностями по сравнению со следующими ступенями. В первые годы обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут реализовывать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем. Однако первоначальное накопление языковых и речевых средств происходит именно на первой ступени. При этом существенное влияние на эффективность процесса обучения оказывает динамика накопления языковых средств, последовательность, обоснованность и интенсивность их введения [2].

Дагестанский государственный педагогический университет готовит специалистов, бакалавров по профилю «Английский язык». Дисциплины профильной подготовки преподаются студентами с учетом нововведений, современных требований ФГОС.

Для всех учителей иностранного языка, работающих в начальной школе и будущих учителей в условиях перехода на новые ФГОС крайне актуальной становится проблема подготовки младших школьников к итоговой аттестации за курс начальной школы. В данной статье мы остановимся на особенностях обучения английскому языку младших школьников в условиях новых стандартов [7].

Целями обучения иностранному языку в начальной школе являются: развитие речевой, социокультурной, учебнопознавательной, языковой компетенции; повышение интереса к изучению английского языка; усиление мотивации младших школьников к получению дополнительного объёма знаний по предмету; формирование универсальных учебных действий; формирование навыков работы с тестовым материалом. При подготовке специалистов для начального образования мы учитываем не только требования стандарта ФГОС НОО, но и то, как это должно быть совмещено с целями, компетенциями дисциплин ФГОС ВПО.

Одной из особенностей обучения является учет роли мотивационных составляющих, т. к. на первый план выходит потребность в знаниях, их необходимость в современной жизни [3].

Исходя из требований ФГОС, в процессе обучения языку, школьники представлены в ситуациях, которые позволяют на доступном для них уровне обсуждать такие вопросы, как любовь к своей семье, здоровый образ жизни, трудолюбие, почитание родителей, забота о старших и младших, отношение к учебе, интерес к творчеству в разных его проявлениях. Таким образом, процесс обучения языку основан на практических компетенциях: умении объяснять на английском языке своим родителям, родственникам, друзьям ситуационный окружающий их мир. В этой ситуации коммуникативная компетенция понимается, как способность и готовность младшего школьника осуществлять межличностное и межкультурное общение не только со сверстниками, но и с носителями изучае-

122

Известия ДГПУ, №1, 2014

мого языка в устной и письменной форме в ограниченном круге типичных ситуаций и сфер общения, доступных для младшего школьника. В детской среде происходит приобщение к новому социальному опыту с использованием английского языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы; воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран, развиваются речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников [1].

Следующая особенность - деятельностный характер предмета «Иностранный язык», который должен соответствовать природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребенку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и др.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные компетенции и навыки. Таким образом, содержание обучения иностранному языку в начальной школе отражает базовые ценности современного российского общества и реализует поставленную в ФГОС начального общего образования задачу - средствами своего предмета обеспечить духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального общего образования.

Наряду с вышесказанными, особую актуальность приобретает формирование различных компетенций учащихся, среди которых личностные и метапредметные. Поэтому, одна из особенностей обучения - изучение английского языка должно быть взаимосвязано с системой других школьных дисциплин, поскольку достижение целей ФГОС обеспечивается всей совокупностью учебных предметов [8].

Метапредметными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

• развитие умения взаимодействовать с окружающими, выполняя разные роли в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;

• развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать аде-

кватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;

• расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;

• развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника; формирование мотивации к изучению иностранного языка;

• овладение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском, рабочей тетрадью, справочными материалами и т. д.)

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» формируются на основе следующих требований Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения:

• приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

• освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора; сформированное^ дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах.. .[13].

Личностные результаты освоения учебного предмета - это система ценностных отношений обучающихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процесс. Поэтому личностными результатами изучения иностранного языка в начальной школе являются:

• общее представление о мире, как о многоязычном и поликультурном сообществе;

• осознание языка, в том числе иностранного, как основного средства общения между людьми; знакомство с миром зарубежных сверстников с использованием средств изучаемого иностранного языка (через детский фольклор, некоторые образцы детской художественной литературы, традиции).

Психолого-педагогические науки

123

В соответствии с Примерной программой по английскому языку, разработанной в рамках стандартов второго поколения, предметные результаты дифференцируются по 5 сферам: коммуникативной, познавательной, ценностноориентационной, эстетической и трудовой. Планируемые результаты соотносятся с четырьмя ведущими содержательными линиями и разделами предмета «Иностранный язык»: коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (аудировании, говорении, чтении, письме); языковые средства и навыки пользования ими; социокультурная осведомлённость; общеучебные и специальные учебные умения.

Согласно новым ФГОС, на основе современных развивающих технологий при изучении английского языка в начальной школе должны формироваться компетентность учащихся в следующих областях:

• информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

• коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

• самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

• самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность) [12].

Образовательный процесс в начальной школе строится по выбранной учителем образовательной программе, в соответствии с той образовательной программой, которая утверждена в образовательном учреждении. Выбирая какую-то программу за основу, педагог следует ей все четыре года. Это требование является еще одной особенностью - преемственности обучения и интегрирования английского языка в систему предметов, формирующих предметные и личностные компетенции учащихся начальной школы.

Еще одной особенностью обучения английскому языку является психологическая составляющая. Возраст 5-10 лет называют «возрастом гения», т. к. в этом возрасте можно развить все лучшее в ребенке, обладая знаниями психологии. Де-

ти в этом возрасте обладают обостренным чувством языка, они воспринимают его, как новое средство общения. Поэтому чтоб добиться хороших результатов, нужно создавать искусственную языковую среду.

При организации процесса обучения младших школьников необходимо учитывать особенности познавательной сферы младших школьников. Восприятие у младших школьников по времени небольшое - от 10 до 15 минут одномоментно воспринимаемой информации. Поэтому лучше после пятиминутного организационного момента сразу вводить новый материал т. к. далее идет спад. Восприятие у них недифференцировано, и задача учителя - учить их отличать главное от второстепенного [5; 6].

Внимание у младших школьников непроизвольное, а произвольное только начинает зарождаться, и это тоже надо учитывать при организации обучения. Едва замечая спад внимания, необходимо организовывать физкультминутки. Что касается типов внимания, у младших школьников лучше развита концентрация внимания, чуть хуже развита устойчивость внимания, плохо развита пере-ключаемость и совсем не развита распре-деляемость внимания.

По времени сохранения материала у учащихся развиты мгновенная, кратковременная и оперативная виды памяти. Большим плюсом для введения обучения ИЯ в данном возрасте является то, что в данном возрасте у них развиты все виды памяти -зрительная, слуховая, двигательная, тактильная, эмоциональная, обоняния, вкусовая. У учащихся данного возраста очень хорошо развито воображение, пик его как раз приходится на 9-10 лет [4].

Таким образом, при обучении английскому языку необходимо помнить, что в центре обучения - ребенок; он субъект учебного процесса; использовать такие приемы обучения, которые активизируют взаимодействие учащихся для достижения практического результата; организовать деятельность учащихся так, чтобы они видели смысл того, что они делают, использовать ситуации и предлагать задачи, побуждающие школьника применять их, чтобы у них возникало желание поговорить.

Литература

1. Амонашвили Ш. А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // ИЯШ. 1985. № 2. 2. Биболетова М. З. Английский язык. 1-4 кл. М. : Титул, 2004.

3. Бим И. Л. Об одном из возможных подходов к составлению программы по иностранным язы-

124

Известия ДГПУ, №1, 2014

кам/ИЯШ. 1992. № 1. С. 3-16. 4. Бим И. Л., Афанасьева О. В., Радченко О. А. К проблеме оценивания современного учебника иностранного языка // ИЯШ. 1999. № 6. С. 13-17. 5. Гасанова Д. И. Игра в развитии познавательной сферы. Махачкала, 2012. 149 с. 6. Гасанова Д. И. Игровые технологии в формировании саногенного мышления у детей старшего дошкольного возраста. // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психологопедагогические науки. № 2. 2010. 7. Иностранные языки: Программа средней общеобразовательной школы. 1-11 кл. М. : Просвещение, 1992. 8. Леонтьев А. А. Единый подход к предметам языкового цикла /ИЯШ. 1995. № 5. С. 26-35. 9. Никитенко З. Н. Английский язык. 2-4 кл. М. : Просвещение, 2005. 10. Савченко О. Ю. Игры на уроках английского языка // ИЯШ. 1992. №

2. С. 39-41. 11. Якушев М. В. Обучение анализу учебника иностранного языка в процессе методической подготовки будущего учителя: Автореф. .дис. канд. М.,1998. 12. URL: http://www.ed. gov.ru/ob-edu/noc/rub 13. URL: http://www.standart.ru References

1. Amonashvili Sh. A. Psychological aspects of learning the second language by primary schoolchildren // FLS. 1985. # 2. 2. Biboletova M. Z. English. 1st-4th forms. M. : Titul, 2004. 3. Bim I. L. One of the possible approaches to the drawing up the program in Foreign languages / FLS. 1992. # 1. P.

1- 16. 4. Bim I. L., Afanasyeva O. V., Radchenko O. A.The problem of estimating the modern textbook

of Foreign Language // FLS. 1999. # 6. P. 13-17. 5. Gasanova D. I. The game in the cognitive

sphere development. Makhachkala, 2012. 149 p. 6. Gasanov D. I. The gaming technologies in forming the senior preschoolers' sanogenic thinking. Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Psychological and Pedagogical Sciences. # 2. 2010. 7. Foreign languages: the program of the

secondary school. 1st-11th forms. M. : Prosveshchenie, 1992. 8. Leontiev A. A. The unified approach to the Linguistic cycle subjects / FLS. 1995. # 5. P. 26-35. 9. Nikitenko Z. N. The English language.

2- 4th forms. M. : Prosveshchenie, 2005. 10. Savchenko O. Yu. Games at the English lessons // FLS.

1992. # 2. P. 39-41. 11. Yakushev M. V. The training for the analysis of the Foreign language textbook in the process of the future teachers' methodical training: Abstr. Cand. dis. M., 1998. 12. URL: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub. 13. URL: http://www.standart.ru

Literatura

1. Amonashvili Sh. A. Psihologicheskie osobennosti usvoenija vtorogo jazyka mladshimi shkol'nikami // IJaSh. 1985. № 2. 2. Biboletova M. Z. Anglijskij jazyk. 1-4 kl. M. : Titul, 2004. 3. Bim I. L. Ob odnom iz vozmozhnyh podhodov k sostavleniju programmy po inostrannym jazykam/IJaSh. 1992. №

1. S. 3-16. 4. Bim I. L., Afanas'eva O. V., Radchenko O. A. K probleme ocenivanija sovremennogo

uchebnika inostrannogo jazyka // IJaSh. 1999. № 6. S. 13-17. 5. Gasanova D. I. Igra v razvitii

poznavatel'noj sfery. Mahachkala, 2012. 149 s. 6. Gasanova D. I. Igrovye tehnologii v formirovanii

sanogennogo myshlenija u detej starshego doshkol'nogo vozrasta. // Izvestija Dagestanskogo gosu-darstvennogo pedagogicheskogo universiteta. Psihologo-pedagogicheskie nauki. № 2. 2010.

7. Inostrannye jazyki: Programma srednej obshheobrazovatel'noj shkoly. 1-11 kl. - M.: Prosveshhe-nie, 1992. 8. Leont'ev A. A. Edinyj podhod k predmetam jazykovogo cikla /IJaSh. 1995. № 5. S. 2635. 9. Nikitenko Z. N. Anglijskij jazyk. 2-4 kl. M. : Prosveshhenie, 2005. 10. Savchenko O. Ju. Igry na urokah anglijskogo jazyka // IJaSh. 1992. № 2. S. 39-41. 11. Jakushev M. V. Obuchenie analizu uchebnika inostrannogo jazyka v processe metodicheskoj podgotovki budushhego uchitelja: Avtoref. .dis. kand. M., 1998. 12. URL: http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub 13. URL: http://www. stan-dart.ru

Статья поступила в редакцию 20.01.2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.