УДК 376.37
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
© 2019 Т. А. Дунаева
магистрантка 2 курса, направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование, профиль Логопедия E-mail: ta_al @ inbox. ru
Россия, Омск, ФГБОУВО «Омский государственный педагогический
университет»
В статье рассматриваются основные проблемы и особенности формирования иноязычной коммуникативной компетенции младших школьников с тяжелыми нарушениями речи. В содержании автором представлен диагностический инструментарий оценки сформированности иноязычной коммуникативной компетенции и предложен специальный комплекс упражнений по ее дальнейшему развитию на уроках английского языка.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, иноязычная коммуникативная компетенция и ее компоненты, тяжелые нарушения речи, диагностика уровня иноязычной коммуникативной компетенции, формирование иноязычной коммуникативной компетенции, дуплетные упражнения.
На современном этапе развития российской образовательной системы основной целью обучения иностранному языку в школах является достижение учащимися определенного уровня иноязычной коммуникативной компетенции (далее ИКК), то есть у школьников должна быть сформирована способность и реальная готовность к иноязычному общению и приобретены навыки установления взаимопонимания с носителями другого языка [Примерная основная образовательная программа начального общего образования (адаптированная) 2015].
Подтверждение целесообразности формирования ИКК на этапе младшего школьного образования находит отражение в многочисленных психолого-педагогических исследованиях, как в России (И.В. Барышникова, И.Л. Бим, К.Б. Бардина, М.З. Биболетова, Н.А. Кобзева, Л.М. Маловичко, А.К. Маркова, Е.И. Негневицкая, Л.П. Пащенко и др.), так и за рубежом (W. Apeet, D. Katz и др.). Авторы считают, что возраст детей начальной школы, со второго по третий класс (8-10 лет), наиболее сенситивный период для изучения иностранного языка [Маловичко 2013].
В условиях специального образования особенно актуальным вопросом становится развитие ИКК, поскольку одна из приоритетных задач Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) - это эффективная и безболезненная социальная адаптации детей, имеющих отклонения в развитии, в том числе детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР), их успешная интеграция в общество [Примерная основная образовательная программа начального общего образования (адаптированная) 2015].
В примерной образовательной программе «иноязычная коммуникативная компетенция» понимается как способность и готовность общаться с носителями изучаемого языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо)
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
формах общения с учетом различных речевых возможностей и потребностей обучающихся.
Учащиеся младших классов с тяжелыми нарушениями речи - это особая категория детей, у которых наблюдаются отклонения в развитии и существенные речевые дефекты, в значительной степени влияющие на становление психики, но их интеллектуальные и слуховые способности первично не нарушены [Бенилова 2012]. Формирование ИКК у младших школьников с ТНР (даже в ограниченных пределах) -очень трудоемкий процесс, протекающий многослойно и многоаспектно, а коммуникативная компетенция, выступающая в качестве конечного результата обучения иностранному языку, - явление сложное, многокомпонентное [Барышникова 2010].
Вследствие того что речевые нарушения охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны языка, происходит несформированность всех компонентов коммуникативной компетенции (языковая, речевая, социокультурная, компенсаторная и учебно-познавательная коммуникативная), которые являются составляющими обязательного минимума основных образовательных программ [Бенилова 2012].
По причине патологии речи дети с ТНР испытывают значительные трудности при овладении любым языком - как родным, так и иностранным: появляются затруднения в подборе слов, не всегда точно понимается на слух обращенная к ним речь, имеются затруднения в составлении программы высказывания и проговаривания, часто допускают лексические и грамматические ошибки, им свойственна крайняя малословность, при говорении на чужом для них языке проявляются дефекты произношения, а также в общении детей с ТНР наблюдаются характерные поведенческие и психологические помехи, четко выраженное нежелание говорить [Барышникова 2010].
Для различной структуры речевого дефекта требуется применение специально подобранных технологий и методик формирования ИКК, базирующихся на особых приемах и упражнениях способствующих преодолению специфических трудностей, которые связанны с теми или иными нарушениями [Пащенко 2001].
В связи с этим в методике обучения иностранным языкам требуется оптимизация существующего коррекционного инструментария формирования компетенции, расширение его посредством объединения с современными логопедическими технологиями, методами, приемами, средствами из смежных образовательных дисциплин. Такая интеграция поможет повысить результативность овладения иноязычными коммуникативными навыками и эффективность формирования социальной компетентности детей с ТНР в соответствии с ФГОС [Барышникова 2010].
Первоочередной задачей образовательного процесса по формированию компетенции у детей с ТНР на начальном этапе обучения является грамотная и объективная диагностика степени сформированности ИКК и уровня владения видами речевой деятельности.
В психолого-педагогической литературе отмечается, что основным инструментом исследования сформированности ИКК и речевых навыков выступает метод наблюдения за поведением обучающихся: как ими осуществляется подбор лексических средств, речевых единиц и соответствующее грамматическое оформление высказываний для данной ситуации в беседе, диалогах, дискуссии, ролевой игре [Барынкина 1999].
Дунаева Т. А. Особенности формирования у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями иноязычной коммуникативной компетенции на материале английского языка
Для проведения диагностики уровня развития ИКК на этапе раннего школьного образования детей с ТНР целесообразно применение адаптированной методики предложенной Н.В. Микляевой. Данная методика включает в себя следующие блоки: понимание сказки на английском языке, изучение экспрессивной и импрессивной стороны английской речи, степень сформированности фонематического слуха, понимание логико-грамматических иноязычных конструкций [Микляева 2006].
Отличительная особенность данной диагностической методики -предварительная установка для испытуемых: отвечать по образцу, проведение двух-трех обучающих заданий, подача речевой инструкции с опорой на картинки, использование диалога типа «вопрос-ответ» [Микляева 2006].
Количественный и качественный анализ результатов исследования включает оценку таких единиц наблюдения, как ошибки, допущенные в иноязычной речи; ошибки, которые нарушают коммуникацию; объем лексических единиц, освоенных от числа предусмотренных учебным планом; объём освоенных грамматических явлений; объем монологического высказывания; степень связности и логичности речи; присутствие хезитационных пауз и темп речи [Микляева 2012].
В целях дифференцирования младших школьников по степени сформированности ИКК данная методическая разработка предусматривает балльную систему оценки, состоящую из 5 уровней: предпороговый - самый низкий уровень; пороговый - уровень ниже среднего; пороговый продвинутый - средний уровень; продвинутый - уровень выше среднего; уровень эффективного функционирования -норма [Там же].
По результатам диагностического исследования осуществляется дальнейшее планирование учебной работы и выбор технологии и методики формирования ИКК с учетом речевой патологии детей. Также учитываются психофизиологические, психолого-педагогические и возрастные особенности. Процесс обучения происходит через наглядные семантические опоры и поэтапность формирования умственных действий [Там же].
Одной из наиболее действенных методик по формированию ИКК на уроках английского языка у детей с ТНР является специальная технология преподавания, имеющая бинарную природу и направленная на одновременное формирование всех компонентов компетенции, основанная на использовании дуплетных приемов обучения, неординарных серий заданий и упражнений дуплетного характера, применение различного рода опор, игровых приемов [Барышникова 2010].
Методическая разработка, предлагаемая автором, содержит специальный комплекс упражнений (далее СКУ) по формированию основ ИКК у учащихся младших классов с речевыми нарушениями. СКУ подразделяется на два блока, серии и группы упражнений [Там же].
Первый блок состоит из серии заданий и упражнений, дуплетных приемов, направленных на формирование [Там же]:
- основ фонетических слухо-произносительных навыков (классификация слов по входящим в них звукам: [s] - six, seven, Sam, а также упражнения, направленные на узнавание, различение, выделение незнакомого звука и на формирование интонационного навыка и т.п.);
- основ грамматических навыков (упражнения с использованием графических опор, подразумевающие прослушивание фразы на английском языке «Where are you from?», определение количества слов в ней, составление графического рисунка фразы при помощи полосок бумаги и т.п.);
Раздел 1. ПАРТНЕРСТВО УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ ИНСТРУМЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО И СОЦИОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ
- основ лексических навыков на ограниченном речевом материале, (упражнения на перечисление слов, предметов со зрительной опорой (a horse, a camel), прослушивание слов, перечисление их в том же и обратном порядке, прослушивание слов на русском языке (дедушка, бабушка), их перевод в том же порядке по-английски (grandfather, grandmother,) и т.п.);
- основ письма и письменной речи (упражнение «Дизайнер»: создание своей дизайнерской одежды на листе бумаги и украшение ее различными английскими буквами (f, m, l и пр.) с последующим их прочтением, упражнение «Узнай меня»: чтение списков букв, напечатанных различными шрифтами и т.п);
- основ иноязычной речи (упражнение «Фантазер»: фантазирование вслух, например «My name is Ben. I am two. I have got ten crocodiles. ит.п.).
Второй блок состоит из серии заданий и упражнений, дуплетных приемов, способствующих формированию [Барышникова 2010]:
- слухового, зрительного и фонематического восприятия (выполнение особых действий при назывании определенного звука, выражение мимикой (улыбнуться или нахмуриться) при произнесении подходящих фраз «Smile», «Don't cry» и т.п.);
- слуховой и зрительной памяти (поиск на картинках названных предметов (a dog, a monkey, а camel и пр.); составление буквы из разных ча;тей, нахождение отличия и сходства между буквами и т.п).
- развития внимания, воображения, эмоциональной сферы (раскрашивание слова в соответствующий цвет («WHITE», «RED», «YELLOW»), произнесение фразы «Hi! How are you?» в соответствии с выражением лица на картинке: сердито, грустно, весело и т.п).
Упражнения в СКУ разработаны в соответствии с различными уровнями сформированности ИИК и модифицированы к процессу обучения английскому языку.
После применения на уроках у младших школьников с ТНР данного комплекса упражнений уровень развития иноязычной коммуникативной компетенции значительно повышается: сокращается количество ошибок в иноязычной речи учащихся и ошибок, которые нарушают коммуникацию в произносительной стороне иноязычной речи; повышается объем освоенных лексических единиц и грамматических явлений, предусмотренных учебным планом; улучшается письменная речь; увеличивается объем монологического высказывания, степень связности и логичности речи [Барышникова 2010].
Библиографический список
Барынкина И.В. Педагогические условия развития способностей школьников к изучению иностранных языков на начальном этапе обучения (на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук. Брянск, 1999.
Барышникова И.В. Формирование основ иноязычной коммуникативной компетенции у детей с ограниченными речевыми возможностями (теоретико-экспериментальное исследование на материале английского языка): автореф. дис. ... канд. пед. наук: СПб., 2010.
Бенилова С.Ю., Давидович Л.Р. Логопедия. Системные нарушения речи у детей. М.: МОДЭК, Москов. психол.-соц. ун-т, 2014. 536 c.
Маловичко Л.М. Основные направления коррекционно-ориентированной работы по обучению английскому языку школьников с нарушениями речи // Молодой ученый. 2013. №12. С. 497-499.
Дунаева Т. А. Особенности формирования у обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми речевыми нарушениями иноязычной коммуникативной компетенции на материале английского языка
Микляева Н.В. Диагностика языковой способности у детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование: метод. пособие. М.: Айрис-пресс, 2006. 96 с
Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с ОНР. М.: Сфера, 2012.
64 с.
Пащенко Л.П. Развитие речи младших школьников как средство педагогической коррекции в процессе обучения языкам: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тюмень, 2001. 22 с.
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (адаптированная). М.: Федеральное учеб.-метод. объединение по общему образованию, 2015. 339 с.