Научная статья на тему 'Социально-педагогическое сопровождение выполнения студентами ссуза нормативов ВФСК ГТО'

Социально-педагогическое сопровождение выполнения студентами ссуза нормативов ВФСК ГТО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / SOCIAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / ВФСК ГТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Недуев Н.Н.

Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО процесс, предполагающий не только физкультурно-спортивную подготовку граждан к выполнению нормативов комплекса, но прежде всего создание социально-воспитательной системы образовательной организации, позволяющей привлечь массово обучающихся к оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности. Нормативы ВФСК ГТО в этом плане выступают в качестве стандартизированных показателей нормы, отражающей качество образа жизни, а также уровень здоровья и физической подготовленности студентов. Данный процесс в настоящей работе рассматривается как социально-ориентированный. В статье представлена модель социально-педагогического сопровождения студентов колледжа. Целью проектируемой модели является подготовка студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Процесс реализации модели первым этапом предполагает диагностику затруднений студентов ссуза, препятствующих систематическим занятиям физической культурой и спортом. На основе анализа данных затруднений вторым этапом будет разработка комплекса массовых и индивидуальных механизмов пропаганды и просвещения студентов ссуза в контексте ВФСК ГТО по следующим направлениям: информационно-пропагандистское, просветительско-образовательное и организация физкультурно-спортивной деятельности студентов ссуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Недуев Н.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENTS’ PERFORMANCE IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE APCSC RWD

Formation of health-saving competence of students of secondary vocational education in the context of the requirements of APCSC RWD is a process that involves not only physical culture and sports training of citizens for the introduction of the standards of the complex, but first of all the creation of a social educational system of an educational organization that attracts mass students to health and sports and sports activities. The APCSC RWD standards in this regard act as standardized indicators of the norm, reflecting the quality of the way of life, as well as the level of health and physical fitness of students. This process in this paper is considered to be socially-oriented. The article presents a model of social and pedagogical support of college students. The aim of the projected model is to prepare students of the secondary vocational education system to comply with the requirements of the WUSC TRP. The process of implementing the model by the first stage presupposes the diagnosis of the difficulties of the students of the secondary vocational education, which impedes systematic physical training and sports. As the result of the analysis of these difficulties, the second stage will be the development of a complex of mass and individual mechanisms for the propagation and education of students in secondary schools in the context of the WCO TRP in the following areas: advocacy, educational and educational and sports activities of students.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогическое сопровождение выполнения студентами ссуза нормативов ВФСК ГТО»

ного образования с традиционной организацией учебного процесса и соответствующим методическим обеспечением не готова справиться с объективными факторами, определяющими формирование общепознавательных действий учащихся, и грамотно, на научной основе, обеспечить формирование метапредмет-ной компетенции младших школьников. Для решения проблемы

Библиографический список

подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста необходимо разработать модель подготовки будущих учителей начальных классов. Структура модели может состоять из следующих блоков: целевой блок, организационно-содержательный блок, оценочно-результативный блок.

1. О Федеральной целевой программе развития образования на 2016-2020 годы. Постановление Правительства Российской Федерации № 497 от 23 мая 2015 г. Available at: http://минобрнауки.рф/документы/5930/файл/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf

2. Об образовании в Российской Федерации. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ. Available at: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Available at: http://standart.edu.ru/ catalog.aspx?Catalogld=959

4. Квитова Jl. Ф. Способы региональной диагностики метапредметных результатов. Начальная школа плюс до и после. 2010; 2: 6 - 14.

5. Тахохов Б.А., Бекоева М.И., Малиева З.К. Компетентностный подход в современном образовании. Владикавказ, 2012.

6. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика: теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства. Минск, 2000.

7. Хуторской А.В. Метапредметный подход в обучении. Москва, 2012.

8. Зеер Э.Ф. Компетентностный подход в образовании. Образование и наука. 2005; 3 (33): 27 - 35.

9. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе. Педагогика. 2003; 10: 67.

References

1. O Federal'noj celevojprogramme razvitiya obrazovaniya na 2016-2020 gody. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii № 497 ot 23 maya 2015 g. Available at: http://minobrnauki.rf/dokumenty/5930/fajl/4787/FCPR0_na_2016-2020_gody.pdf

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. N 273-FZ. Available at: http://www. rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html

3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Available at: http://standart.edu.ru/catalog. aspx?CatalogId=959

4. Kvitova JI. F. Sposoby regional'noj diagnostiki metapredmetnyh rezul'tatov. Nachal'naya shkola plyus do iposle. 2010; 2: 6 - 14.

5. Tahohov B.A., Bekoeva M.I., Malieva Z.K. Kompetentnostnyjpodhod vsovremennom obrazovanii. Vladikavkaz, 2012.

6. Gromyko Yu.V. Mysledeyatel'nostnaya pedagogika: teoretiko-prakticheskoe rukovodstvo po osvoeniyu vysshih obrazcovpedagogicheskogo iskusstva. Minsk, 2000.

7. Hutorskoj A.V. Metapredmetnyjpodhod vobuchenii. Moskva, 2012.

8. Zeer 'E.F. Kompetentnostnyj podhod v obrazovanii. Obrazovanie i nauka. 2005; 3 (33): 27 - 35.

9. Bolotov V.A. Kompetentnostnaya model': ot idei k obrazovatel'noj programme. Pedagogika. 2003; 10: 67.

Статья поступила в редакцию 24.05.17

УДК 378

Neduev N.N., postgraduate, Bunin Yelets State University (Yelets, Russia), E-mail: nneduev@mail.ru

SOCIO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF THE STUDENTS' PERFORMANCE IN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM OF THE APCSC RWD. Formation of health-saving competence of students of secondary vocational education in the context of the requirements of APCSC RWD is a process that involves not only physical culture and sports training of citizens for the introduction of the standards of the complex, but first of all the creation of a social educational system of an educational organization that attracts mass students to health and sports and sports activities. The APCSC RWD standards in this regard act as standardized indicators of the norm, reflecting the quality of the way of life, as well as the level of health and physical fitness of students. This process in this paper is considered to be socially-oriented. The article presents a model of social and pedagogical support of college students. The aim of the projected model is to prepare students of the secondary vocational education system to comply with the requirements of the WUSC TRP. The process of implementing the model by the first stage presupposes the diagnosis of the difficulties of the students of the secondary vocational education, which impedes systematic physical training and sports. As the result of the analysis of these difficulties, the second stage will be the development of a complex of mass and individual mechanisms for the propagation and education of students in secondary schools in the context of the WCO TRP in the following areas: advocacy, educational and educational and sports activities of students.

Key words: social and pedagogical support, secondary vocational education, students.

Н.Н. Недуев, аспирант, ФГБОУ ВО «Елецкий государственный университет им. И.А. Бунина», г. Елец,

E-mail: nneduev@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СТУДЕНТАМИ ССУЗА НОРМАТИВОВ ВФСК ГТО

Формирование здоровьесберегающей компетентности студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО - процесс, предполагающий не только физкультурно-спортивную подготовку граждан к выполнению нормативов комплекса, но прежде всего создание социально-воспитательной системы образовательной организации, позволяющей привлечь массово обучающихся к оздоровительной и физкультурно-спортивной деятельности. Нормативы ВФСК ГТО в этом плане выступают в качестве стандартизированных показателей нормы, отражающей качество образа жизни, а также уровень здоровья и физической подготовленности студентов. Данный процесс в настоящей работе рассматривается как социально-ориентированный. В статье представлена модель социально-педагогического сопровождения студентов колледжа. Целью проектируемой модели является подготовка студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК гТо. Процесс реализации модели первым этапом предполагает диагностику затруднений студентов ссуза, препятствующих систематическим занятиям физической культурой и спортом. На основе анализа данных затруднений вторым этапом будет разработка комплекса массовых и индивидуальных механизмов пропаганды и просвещения студентов ссуза в контексте ВФСК ГТО по следующим направлениям: информационно-пропагандистское, просветительско-образовательное и организация физкультурно-спортивной деятельности студентов ссуза.

Ключевые слова: ВФСК ГТО, социально-педагогическое сопровождение, среднее профессиональное образование, студенты.

Механизм формирования здоровьесберегающей компетентности обучающихся в контексте требований ВФСК ГТО обладает следующими специфическими особенностями: косвенный, непрямой характер воспитательных влияний, предполагающий активизацию возможностей различных сред и соучастие субъекта воздействий, а также социально-ориентированная направленность данного процесса. В этой связи наиболее адекватной стратегией формирования здоровьесберегающей компетентности студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО является социально-педагогическое сопровождение.

Понятие сопровождения возникло в русле идей гуманистической психологии, личностно-ориентированного и субъект-субъектного подходов (О.С. Газман [1], Е.И. Казакова [2], Ю.В. Слюса-рев [3] и др.). Л.В. Мардахаев сопровождение рассматривает как стратегию содействия социальному развитию индивида, в более узком смысле, стратегию содействия в социальной адаптации в конкретных ситуациях, которые характеризуются высоким порогом проблемности (переходный возраст, социальная дезадаптация, трудные жизненные ситуации и пр.) [4]. Как правило, сопровождение предполагает делегирование части полномочий сопровождаемому по разрешению каких-либо конкретных, в том числе проблемных ситуаций (И.А. Липский [5]). По мысли Е.И. Казаковой, А.П. Тряпицыной, сопровождение - это «сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является разрешение ситуации жизненного выбора, решение и действие, ведущее к изменению положения сопровождаемого» [6, с. 11].

В русле исследуемой проблематики формирования здоро-вьесберегающей компетентности студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО результатом сопровождения является разрешение ситуации жизненного выбора в пользу систематических занятий физической культурой и спортом с целью укрепления здоровья студентов, как следствие, вовлечение студентов в оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность, что на результативном уровне можно оценить как сформированную здоровьесберегающую компетентность студентов.

Вводя стратегию социально-педагогического сопровождения в решение целей и задач социально-воспитательной системы ВФСК ГТО, необходимо сделать несколько уточнений относительно терминологического аппарата. Дело в том, что в современной педагогической науке наиболее распространена точка зрения, что функционал социально-педагогического сопровождения - это коррекция. В этой связи данный термин часто используют применительно к таким категориям обучающихся, как обучающиеся с ОВЗ и с инвалидностью, дети-сироты, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации или в социально опасном положении. Безусловно, применительно к данным категориям обучаемых следует отметить эффективность практик социально-педагогического сопровождения.

С.Г. Вершловский отмечает, что социально-педагогическое сопровождение выполняет помимо коррекционной еще и развивающую функцию [7, с. 7]. Тенденция рассмотрения социально-педагогического сопровождения в аспекте развития сегодня набирает обороты. Как правило, в современных исследованиях практика социально-педагогического сопровождения применяется для решения проблем профессиональной ориентации (Е.В. Евграфова [8], А.А. Кежов [9]).

Построение модели социально-педагогического сопровождения выполнения студентами ссуза нормативов ВФСК ГТО предполагает определение цели и задач проектируемой деятельности, методологического аппарата, процессуального и результативного компонента.

Системообразующим элементом данной модели выступает здоровьесберегающая компетенция, деятельность по формированию которой, а также результат ее сформированности выража-

Библиографический список

ется как в массовом вовлечении обучаемых в оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность, так и в формальных показателях физической подготовленности студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

Целью проектируемой деятельности подготовка студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК ГТО.

В основе методологии проектируемой модели лежат следующие подходы: системный; средовой; контекстный; личностно-ориентированный; субъект-субъектный; проектно-целевой. Система данных методологических подходов определяет комплекс принципов реализации проектируемой модели: добровольности, самостоятельности, непрерывности, всестороннего и гармонического развития личности, вовлечения субъекта в процесс принятия решения и совместной деятельности.

Для реализации социально-воспитательной системы ВФСК ГТО в конкретной образовательной организации необходимо наличие следующих условий: организационных условий (в образовательной организации сформирована здоровьесберега-ющая воспитательная среда); нормативно-правовых условий (в образовательной организации разработана «дорожная карта» по внедрению ВФСК ГТО); кадровых условий (преподаватели образовательной организации прошли повышение квалификации (профессиональную переподготовку) по реализации ВФСК ГТО); материально-технических условий (в образовательной организации материально-техническая база позволяет организовывать подготовку обучающихся к выполнению нормативов ВФСК ГТО).

Процесс реализации социально-воспитательной системы ВФСК ГТО в конкретной образовательной организации первым этапом предполагает диагностику затруднений студентов ссуза, препятствующих систематическим занятиям физической культурой и спортом. На основе анализа данных затруднений вторым этапом будет разработка комплекса массовых и индивидуальных механизмов пропаганды и просвещения студентов ссуза в контексте ВФСК ГТО.

Комплекс данных мероприятий предполагает три направления: информационно-пропагандистское, просветительско-обра-зовательное и организация физкультурно-спортивной деятельности студентов ссуза.

Реализация данных направлений осуществляется посредством инициации и разработки соответствующих проектов на уровне образовательной организации: в рамках информацион-но-пропагандисткого направления предполагается проведение брендирования образовательной организации в рамках ВФСК ГТО, массовых акций, событий; просветительско-образователь-ное направление реализуется через групповую работу, которую проводят классные руководители, а также индивидуальное консультирование, осуществляемое и исполнителями проектов; организация физкультурно-спортивной деятельности студентов ссуза осуществляется посредством адаптации содержание учебной дисциплины «Физическая культура», кружков, секций к требованиям ВФСК ГТО, а также введение технологии индивидуального образовательного маршрута обучающихся в виде дневника ГТО.

Спланированная таким образом работа позволит добиться следующих результатов: массовое вовлечение студентов ссуза в оздоровительную и физкультурно-спортивную деятельность; сформированность здоровьесберегающей компетентности у студентов ссуза в контексте требований ВФСК ГТО; подготовка части студентов ссуза к выполнению нормативов ВФСК ГТО. Разработанная модель может быть использована в развитии воспитательных систем и здоровьесберегающих сред образовательных организаций в контексте проектно-целевого управления, при проектировании внедрения и реализации социально-воспитательной системы ВФСК ГТО в образовательных организациях.

1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI в. Классный руководитель. 2002; 3: 6 - 33.

2. Казакова, Е.И. Процесс психолого-педагогического сопровождения. На путях к новой школе. 2009; 1: 36 - 46.

3. Слюсарев Ю.В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности. Диссертация ... кандидата психологических наук. Санкт-Петербург, 1992.

4. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. Москва, 2005.

5. Липский И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие. Москва, 2004.

6. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века. Санкт-Петербург, 1997.

7. Вершловский С.Г. Проблемы гуманизации школьного образования [Текст] / С.Г. Вершловский. Гуманизация образования. Теория. Опыт. Санкт-Петербург: Питер, 1994: 5 - 15.

8. Евграфова Е.В. Социально-педагогическое сопровождение бакалавров в условиях образовательного консорциума. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Москва, 2015.

9. Кежов А.А. Социально-педагогическое сопровождение формирования карьерной компетентности будущих сотрудников органов внутренних дел. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Великий Новгород, 2015.

References

1. Gazman O.S. Pedagogika svobody: put' v gumanisticheskuyu civilizaciyu HHI v. Klassnyjrukovoditel'. 2002; 3: 6 - 33.

2. Kazakova, E.I. Process psihologo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya. Na putyah k novoj shkole. 2009; 1: 36 - 46.

3. Slyusarev Yu.V. Psihologicheskoe soprovozhdenie kak faktor aktivizacii samorazvitiya lichnosti. Dissertaciya ... kandidata psihologicheskih nauk. Sankt-Peterburg, 1992.

4. Mardahaev L.V. Social'naya pedagogika. Moskva, 2005.

5. Lipskij I.A. Social'naya pedagogika. Metodologicheskij analiz: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.

6. Kazakova E.I., Tryapicyna A.P. Dialog na lestnice uspeha (Shkola na poroge novogo veka. Sankt-Peterburg, 1997.

7. Vershlovskij S.G. Problemy gumanizacii shkol'nogo obrazovaniya [Tekst] / S.G. Vershlovskij. Gumanizaciya obrazovaniya. Teoriya. Opyt. Sankt-Peterburg: Piter, 1994: 5 - 15.

8. Evgrafova E.V. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie bakalavrov v usloviyah obrazovatel'nogo konsorciuma. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Moskva, 2015.

9. Kezhov A.A. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie formirovaniya kar'ernoj kompetentnosti buduschih sotrudnikov organov vnutrennih del. Avtoreferat dissertacii ... kandidata pedagogicheskih nauk. Velikij Novgorod, 2015.

Статья поступила в редакцию 24.05.17

УДК 378

Didrikh A.V., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),

E-mail: anyarost@mail.ru

ORGANIZATION OD EDUCATIONAL MATERIAL FOR THE COURSE "FOREIGN LANGUAGE" FOR NONSPECIALIZED FACULTIES. The article considers the problem of educational material organization for the course "Foreign Language" for nonspecialized faculties. In the context of education modernization as a theoretical framework of teaching a foreign language a competence-based approach is considered. This approach suggests that special attention in teaching a foreign language in a nonspecialized high school should be devoted to the learning content, in which training materials based on the psychological features of the interpersonal interaction "teacher - student" must be focused on. In this regard, the educational material organization is of great importance, since the goal of education becomes not just knowledge and skills of the student, but certain qualities of a personality, the formation of key competencies, which should prepare young people for a life in the society. It is important to remember that "Foreign language" classes should include the training material, as close as possible to the interests of secondary (multicultural) linguistic persona.

Key words: competence, language competence, competency-based approach, nonspecialized faculties, teaching material organization, active / passive training material.

А.В. Дидрих, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,

Е-mail: anyarost@mail.ru

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО КУРСУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК» НА НЕСПЕЦИАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ

Настоящая статья рассматривает проблему организации учебного материала по курсу «Иностранный язык» на неспециальных факультетах. В условиях модернизации образования в качестве теоретической базы преподавания иностранного языка рассматривается компетентностный подход. Данный подход предполагает, что особое внимание при обучении иностранному языку в неязыковом вузе должно уделяться содержанию обучения, в котором должны быть сосредоточены учебные материалы, основанные на психологических особенностях межличностного взаимодействия по линии «учитель - ученик». В этой связи огромное значение имеет организация учебного материала, поскольку целью образования становятся не просто знания и умения студента, а определенные качества личности, формирование ключевых компетенций, которые должны готовить молодых людей к жизни в обществе. Важно помнить, что занятия по предмету «Иностранный язык» должны включать учебный материал, максимально приближенный к интересам вторичной (поликультурной) языковой личности.

Ключевые слова: компетенция, компетентность, компетентностный подход, неспециальные факультеты, организация учебного материала, активный / пассивный учебный материал.

Как известно, система образования в настоящий момент претерпевает различные изменения. В научно-педагогических кругах все чаще поднимается вопрос о необходимости подготовки специалистов на новой концептуальной основе с использованием компетентностного подхода, который ориентирован на результат. Модернизация образования предполагает, что система обязательного приобретения знаний, умений и навыков будет заменена набором компетенций, формируемых у студентов на основе обновлённого содержания, которое должно носить дея-тельностный характер. В этой связи следует различать понятия «компетенция» и «компетентность», которые часто отождествляются.

Впервые термин «компетенция» стал употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования. Его целью была подготовка специалистов, которые могли бы успешно конкурировать на рынке труда; под компетенциями учащихся понимались простые практические навыки, формирующиеся в результате автоматизации знаний. Подобный подход не мог не подвергаться критике, поскольку подобного понимания понятия «компетенции» было недостаточно для развития индивидуальности обучающихся. В связи с этим было предложено различать

понятия «компетентность» (личностная категория) и «компетенция» (единица учебной программы) [1].

Большинство специалистов, занимающихся данной проблематикой (Р.П. Мильруд, А.В. Хуторской, Б.И. Хасан, В.Д. Щадри-ков, Д.П. Мучкин, А.Н. Мучкина и другие), рассматривают указанные понятия «компетенция» и «компетентность» как частное и общее. Так, Р.П. Мильруд понимает компетентность как некий комплекс компетенций, который делает возможным эффективное взаимодействие человека и окружающего его мира [1].

А.В. Хуторской определяет компетенцию как совокупность знаний, умений, навыков, необходимых, чтобы продуктивно действовать по отношению к определенному кругу предметов. Под компетентностью А.В. Хуторской понимает владение человеком той или иной компетенцией, которая, среди прочего, включает его личностное отношение к данной компетенции, а также к предмету деятельности.

Б.И. Хасан рассматривает компетенцию как что-то, что должно быть достигнуто; компетентность же в его понимании - это то, чего достиг конкретный человек, в данном случае обучающийся.

Компетентностный подход, являющийся современным подходом к обучению в условиях модернизации образования, рас-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.