Научная статья на тему 'Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов'

Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / УЧЕБНАЯ ЗАДАЧА / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА / ЛИЧНОСТНЫЕ / МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / INDEPENDENT WORK / PROFESSIONAL COMPETENCES / EDUCATIONAL TASK / METHODOLOGICAL EDUCATIONAL TASK / PERSONAL / TRANSDISCIPLINARY AND SUBJECT RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худякова Марина Алексеевна

Cтатья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров через активизацию их самостоятельной деятельности. Приводятся примеры заданий для организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Методика преподавания математики». Особое внимание уделяется значимости решения проблемы в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и высшего профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Худякова Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN THE FORMATION OF WOULD-BE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS’ PROFESSIONAL COMPETENCES

The paper deals with the problem of shaping professional competences with the undergraduates for the bachelor’s degree via activating their independent work. The author provides sample exercises to arrange students’ independent activity in the course of the discipline «The Methodology of Teaching Mathematics». Special emphasis is put on the significance of the challenge in the context of the Federal State Educational Standard of Elementary Education and of Higher Professional Education.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельной работы в формировании профессиональных компетенций у будущих учителей начальных классов»

УДК 378+51(07)

Худякова Марина Алексеевна

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой естественно-математического образования в начальной школе

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Marina A. Khudyakova

Candidate of Pedagogical Science, Reader, Head of the Science Department in a Primary School

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia,

e-mail: [email protected]

THE ROLE OF INDEPENDENT WORK IN THE FORMATION OF WOULD-BE ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS' PROFESSIONAL

COMPETENCES

Аннотация. Огатья посвящена проблеме формирования профессиональных компетенций у студентов-бакалавров через активизацию их самостоятельной деятельности. Приводятся примеры заданий для организации самостоятельной работы при изучении дисциплины «Методика преподавания математики». Особое внимание уделяется значимости решения проблемы в свете реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и высшего профессионального образования.

Ключевые слова: самостоятельная работа; профессиональные компетенции; учебная задача; учебно-методическая задача; личностные; метапредметные и предметные результаты.

Abstract. The paper deals with the problem of shaping professional competences with the undergraduates for the bachelor's degree via activating their independent work. The author provides sample exercises to arrange students' independent activity in the course of the discipline «The Methodology of Teaching Mathematics». Special emphasis is put on the significance of the challenge in the context of the Federal State Educational Standard of Elementary Education and of Higher Professional Education.

© Худякова М.А., 2014

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

Key words: independent work; professional competences; educational task; methodological educational task; personal; transdisciplinary and subject results.

Дисциплина «Методика преподавания математики» относится к вариативной части профессионального цикла, в требованиях к результатам освоения которой есть такая специальная компетенция, как готовность выпускника к реализации ФГОС НОО; его способность обеспечить условия, направленные на достижение младшим школьником личностных (готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию), метапредметных (освоение обучающимися универсальных учебных действий и межпредметных понятий) и предметных результатов (CK-2) [2, с. 5].

Покажем, как данная компетенция может формироваться посредством самостоятельной работы студентов.

Лекции, семинарские занятия, педагогическая практика, самостоятельные внеаудиторные занятия студентов составляют единый комплекс, в рамках которого должно происходить формирование указанной ранее компетенции.

Анализ литературы (С.И. Архангельский, А.Г. Молибог, М.И. Дьяченко, А.В. Петровский, Р.И. Таранова) позволил уточнить роль основных форм организации учебных занятий в высшей школе. Так, на лекциях необходимо стимулирование потребности студентов в усвоении описания способов деятельности по реализации стандартов нового поколения в начальной школе, по достижению планируемых (личностных, метапредметных, предметных) результатов. На практических занятиях приоритетным является самостоятельное освоение студентами способов деятельности при контроле за ее выполнением со стороны преподавателя. В ходе самостоятельных учебных занятий и на самостоятельных внеаудиторных занятиях наиболее эффективным становится самостоятельное выполнение студентами действий, направленных на формирование у них таких профессиональных умений, которые обеспечивают условия для достижения результатов младшими школьниками всех групп. Контроль со стороны преподавателя организуется только по ее конечному результату.

Деятельность студента - будущего учителя начальных классов должна адекватно отражать целостность и системность деятельности учителя, а также включать в себя проблемы, решаемые учителем, функции, которые он выполняет, умения, необходимые для этой деятельности. Такая деятельность может быть организована через решение учебных, педагогических и учебно-методических задач.

В качестве базового понятия берем определения, которые предлагает Т.Е. Демидова: «Учебными задачами называем задачи, решение которых направлено на изменение качеств личности обучающегося, на овладение им необходимыми знаниями и умениями... Педагогические задачи - это созданные педагогом проблемные ситуации, требующие разрешения, в результате которого осуществляется перевод учащегося на более высокий уровень его

развития, обученности, воспитанности... Учебно-методическими задачами называем задачи, решение которых служит средством формирования необходимых психолого-педагогических знаний, умений будущего учителя, других его профессиональных качеств» [1, с. 116-117].

Формирование СК-2 предполагает учет следующих условий:

- включение в процесс изучения дисциплины «Методика преподавания математики» комплекса проблемных учебных и учебно-методических задач, обеспечивающих моделирование реальной педагогической деятельности учителя;

- подбор учебных и учебно-методических задач, используемых в качестве средств формирования готовности выпускника к реализации ФГОС НОО; последовательность и характер их предъявления;

- организация самостоятельной работы студентов на основе планомерного развития их познавательной самостоятельности в процессе овладения профессиональными умениями и методическими приемами по обеспечению достижения младшими школьниками планируемых результатов в рамках ФГОС НОО.

Наибольший интерес для организации самостоятельной работы студентов представляют учебно-методические задачи, так как при их решении обучающиеся включаются в педагогическую деятельность, которой они должны овладеть, что способствует формированию профессиональных компетенций.

Учебно-методическая задача, как любая задача, содержит условие и требование. Например, в учебно-методической задаче для студентов «Предложите систему заданий, решение которых помогает младшим школьникам усвоить: а) вычислительный прием умножения двузначного числа на однозначное (внетабличное умножение), б) умение строить логическую цепь рассуждений. Опишите методику их выполнения учащимися» условием будет являться: «Нужна система заданий, решение которых поможет учащимся усвоить вычислительный прием умножения двузначного числа на однозначное и умение строить логическую цепь рассуждений», требованием: «Подберите или разработайте систему заданий, помогающую учащимся усвоить вычислительный прием умножения двузначного числа на однозначное и умение строить логическую цепь рассуждений. Опишите методику их выполнения учащимися». Решение данной учебно-методической задачи позволяет студентам вычленить предметный (вычислительный прием умножения двузначного числа на однозначное (внетабличное умножение)) и метапредметный (умение строить логическую цепь рассуждений) результаты обучения младших школьников, определить средства их достижения.

При решении учебно-методической задачи студент реализует различные виды учебных действий: ориентировочные (анализ условия задачи, соотнесение задачи со своими возможностями), исполнительные (преобразования изучаемого объекта), контрольно-оценочные, корректирующие (корректировка своей собственной деятельности) [1, с. 121].

324

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

Подбор и конструирование учебных и учебно-методических задач для самостоятельной работы студентов связаны с расчленением обобщенных методических умений (компетенций) на частные умения и отдельные операции, с логикой развития этих умений. При этом учебные и учебно-методические задачи должны удовлетворять следующим требованиям:

1) быть рассчитаны на зону ближайшего развития студента;

2) включать разнообразное предметное содержание;

3) предусматривать различные способы выполнения реализуемой и усваиваемой деятельности, включая самостоятельное освоение знаний;

4) являться составной частью общей системы работы по дисциплине.

Приведем примеры учебно-методических задач по методике

преподавания математики, которые использовались для организации аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы, и некоторые комментарии по их выполнению.

1) Формирование методико-технологических умений студентов.

УМЗ 1. Спроектируйте фрагмент урока математики, на котором учащиеся знакомятся с новым вычислительным приемом - сложением однозначных чисел с переходом через десяток, используя: а) технологию деятельностного метода (Л.Г. Петерсон), б) технологию развития критического мышления на основе чтения и письма. Что общего в этих фрагментах? Чем они отличаются?

Выполнение данной учебно-методической задачи способствует не только освоению студентами современных образовательных технологий, являющихся базовыми для начальной школы в рамках реализации ФГОС НОО, но и формированию умений подбирать методы и приемы, содержание для достижения младшими школьниками предметных и метапредметных результатов, формулировать цели своей деятельности, планировать ее.

2) Формирование у студентов умений организовывать контрольно-оценочную деятельность младших школьников.

УМЗ 2. Составьте систему упражнений, направленную на формирование у школьников умения находить ошибочные решения. Ошибочные решения могут быть двух типов: а) ответ правильный, но способ решения неправильный; б) способ правильный, но ответ неправильный. Ученик должен найти ошибки и указать причины их появления.

Решение этой учебно-методической задачи ориентирует студента на изучение системы упражнений, эталонов и образцов, направленных на формирование конкретных метапредметных умений (контроль, коррекция, оценка) у школьников, и готовит их к деятельности по формированию этих умений у учащихся в ходе педагогической практики и последующей профессиональной деятельности.

3) Формирование у студентов умений по созданию условий, обеспечивающих достижение младшими школьниками предметных и метапредметных результатов.

УМЗ 3. Предложите систему заданий, решение которых помогает учащимся усвоить: а) вычислительный прием сложения однозначных чисел

с переходом через десяток, б) учебное действие-сравнение. Опишите методику ее использования на уроке.

Результатом решения студентами предложенной учебно-методической задачи является разработанная система заданий, обеспечивающая формирование у учащихся вычислительного приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток и учебного действия сравнения. Описание методики использования разработанной системы заданий позволяет студентам выявить этапы урока, где целесообразно ее использовать, варианты работы с каждым из заданий в зависимости от ситуации. При выполнении данной задачи студенты овладевают таким профессиональным умением, как проектирование собственной педагогической деятельности, направленное на формирование у младших школьников необходимого вычислительного приема (предметный результат) и учебного действия (метапредметный результат).

Результаты самостоятельного выполнения студентами учебно-методических задач обсуждаются на практических занятиях в формате «круглого стола», дискуссии, учебной конференции, презентации опыта.

В заключение отметим, что систематическое использование учебно-методических задач в самостоятельной работе студентов по дисциплине «Методика преподавания математики»; постоянное отслеживание их готовности к реализации ФГОС НОО и уровня сформированности умений обеспечивать условия, направленные на достижение младшим школьником личностных, метапредметных и предметных результатов (СК-2), дают положительный результат. Но работа по формированию профессиональных компетенций у студентов-бакалавров будет, как можно предположить, более эффективной при интеграции методических дисциплин учебного плана.

Список литературы

1. Демидова Т.Е. Профессиональная подготовка учителя к формированию общеучебных умений у младших школьников: моногр. - Брянск, 2005. -180 с.

2. Селъкина Л.В., Худякова М.А. Методика преподавания математики: учеб.-метод. комплекс по дисциплине. - Пермь, 2012. - 146 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.