Научная статья на тему 'Развитие предметно-методической компетентности учителя начальных классов как условие качества профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации'

Развитие предметно-методической компетентности учителя начальных классов как условие качества профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2462
1394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДМЕТНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КВАЛИФИКАЦИОННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / СТАНДАРТ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ / ПРОФЕССИОГРАММА / ОБУЧЕНИЕ / SUBJECT COMPETENCE / METHODOLOGICAL COMPETENCE / ELEMENTARY SCHOOL TEACHER STANDARD / TRAINING / QUALIFICATION PROFILE / JOB DESCRIPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Боровская Людмила Александровн

Статья посвящена вопросу формирования и развития профессиональной компетентности учителя начальных классов и включает материал, связанный с развитием предметной и методической компетентности в аспекте требований ФГОС НОО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Боровская Людмила Александровн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECT AND METHODOLOGICAL COMPETENCE DEVELOPMENT WITH ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS AS A QUALITY CONDITION OF SPECIALIST PROFESSIONAL TRAINING WITHIN ADVANCED CAREER TRAINING

The paper deals with the issue of formation and development of an elementary school teacher’s professional competence and contains information on subject and methodological competences in terms of the Federal State Educational Standard of General Elementary Education.

Текст научной работы на тему «Развитие предметно-методической компетентности учителя начальных классов как условие качества профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации»

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

УДК 378:373.3

Боровская Людмила Александровна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественно-математического образования

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Пермь, Россия, e-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ КАК УСЛОВИЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Ludmila A. Borovskaya

Candidate of Pedagogical Sciences, Assistant Professor of Science and Math Education Department

Perm State Humanitarian Pedagogical University, Perm, Russia, e-mail: [email protected]

SUBJECT AND METHODOLOGICAL COMPETENCE DEVELOPMENT

WITH ELEMENTARY SCHOOL TEACHERS AS A QUALITY CONDITION OF SPECIALIST PROFESSIONAL TRAINING WITHIN

ADVANCED CAREER TRAINING

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования и развития профессиональной компетентности учителя начальных классов и включает материал, связанный с развитием предметной и методической компетентности в аспекте требований ФГОС НОО.

Ключевые слова: предметная компетентность; методическая компетентность; квалификационная характеристика; стандарт учителя начальных классов; профессиограмма; обучение.

Abstract. The paper deals with the issue of formation and development of an elementary school teacher's professional competence and contains information on subject and methodological competences in terms of the Federal State Educational Standard of General Elementary Education.

Key words: subject competence; methodological competence; qualification profile; elementary school teacher standard; job description; training.

© Боровская Л.А., 2014

Содержание подготовки педагога той или иной специальности представлено в квалификационной характеристике — нормативной модели компетентности педагога, отображающей научно обоснованный комплекс профессиональных знаний, умений и навыков. Квалификационная характеристика — это, по существу, свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта. В настоящее время в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) возрастают требования к уровню профессиональной компетентности учителя начальных классов. Необходимость развития профессиональной компетентности учителя начальной школы предопределяет включение новых стратегических ориентиров в программы повышения квалификации специалистов. С учетом этого в системе ФППК ПГГПУ для учителей начальных классов разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации педагогических работников «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО».

Актуальность такой тематики связана с противоречием между возросшими потребностями школы в компетентных специалистах начального звена и не полностью реализованными потенциальными возможностями развития их компетентности. В этой связи новизна, обоснованность появления и реализации такой программы обусловлены необходимостью повышения квалификации учителей начальных классов в аспекте требований ФГОС НОО и профессионального стандарта учителя начальных классов, утвержденного в декабре 2013 г. и вводящегося в практику работы с 1 января 2015 г. и, соответственно, важностью освоения современных требований стандарта в аспекте профессиональной компетентности учителя.

Основу авторского содержания программы составляет структура профессиональной компетентности учителя начальных классов, рассматривающаяся в виде сложного комплекса компетенций и включающая психолого-педагогическую, нормативно-правовую, рефлексивную, предметную и методическую подготовку. В связи с этим основное внимание в процессе повышения квалификации должно быть уделено совершенствованию предметной, методической и психолого-педагогической составляющих компетентности, в связи с чем в реализации программы сделан акцент именно на этих направлениях.

Цель повышения квалификации по данной программе: организация обучения, направленного на развитие у учителей начальных классов профессиональной компетентности как квалификационной характеристики педагога в процессе его включения в деятельность. В ходе реализации данной цели определены следующие задачи:

- сформировать у слушателей представление о структуре профессиональной компетентности учителя начальных классов в аспекте

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

требований ФГОС НОО, профессионального стандарта и профессиограммы учителя начальных классов;

- способствовать развитию у учителей начальной школы составляющих компетентности в аспекте требований ФГОС НОО и практическому апробированию современных психолого-педагогических и методических подходов в работе с учебным материалом по основным программам дисциплин начальной школы, а также с детьми, имеющими особенности познавательной сферы;

- раскрыть особенности современных педагогических и методических идей по проектированию уроков с целью достижения предметных и метапредметных результатов обучения младших школьников;

- обеспечить условия для развития у слушателей умений по использованию в процессе обучения младших школьников различных способов формирования УУД, по проектированию методической деятельности, направленной на создание образовательного пространства личностно ориентированной направленности;

- способствовать развитию у учителей начальных классов потребности в расширении и углублении предметных и методических знаний, умений самостоятельно работать со специальной и методической литературой, связанной с предметными областями.

Научно-методологической базой реализации программы является теория профессионального образования и личностного развития педагога (А.С. Белтин, В.И. Загвязинский, В.С. Леднев, В.А. Сластенин и др.), концептуальные положения компетентностного подхода,

мыследеятельностной педагогики [1; 4].

Качественное выполнение работы по программе регламентируется очно-дистанционным обучением (48 часов аудиторной работы слушателей и 24 часа дистанционного обучения по курсу, спроектированному на ФППК ПГГПУ на платформе Moodle 2.7).

Выполнение программы предполагает обеспечение следующих профессиональных компетенций в рамках имеющейся квалификации, качественное изменение которых происходит в процессе обучения.

В результате освоения программы слушатель должен знать:

- требования федерального государственного образовательного стандарта НОО и содержание примерных основных образовательных программ, требования профессионального стандарта учителя начальных классов;

- структуру общепедагогических и специальных компетенций учителя начальных классов;

- основные и актуальные для современной системы образования теории обучения, воспитания и развития детей младшего школьного возраста;

- дидактические основы используемых в учебно-воспитательном процессе образовательных технологий;

- существо заложенных в содержании используемых в начальной школе учебных задач, обобщенных способов деятельности и системы знаний соответствующих предметных областей;

- особенности региональных условий, в которых реализуется используемая основная образовательная программа начального общего образования.

Слушатель должен уметь:

- осуществлять проектирование образовательного процесса на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования с учетом особенностей социальной ситуации развития младшего школьника;

- организовывать деятельность учащихся по формированию метапредметных компетенций, умения учиться и универсальных учебных действий до уровня, необходимого для освоения образовательных программ основного общего образования;

- проводить объективную оценку успехов и возможностей обучающихся с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразия динамики развития учебной деятельности учащихся;

- осуществлять корректировку учебной деятельности, исходя из данных мониторинга образовательных результатов, с учетом индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста (в том числе в силу различий в возрасте, условий обучения и воспитания), а также своеобразия динамики развития учащихся;

- формулировать различные виды учебных задач (учебно-познавательные, учебно-практические, учебно-игровые) и организовывать их решение (в индивидуальной или групповой форме) в соответствии с уровнем познавательного и личностного развития детей младшего возраста, сохраняя при этом баланс предметной и метапредметной составляющей их содержания;

- осуществлять формирование у детей социальной позиции на всем протяжении обучения в начальной школе.

Качество профессиональной подготовки специалиста в системе повышения квалификации по программе «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО» обеспечивается структурированием содержания материала программы в двух модулях-разделах:

1. Теоретические основы развития профессиональной компетентности учителя начальных классов.

2. Предметно-методический аспект профессиональной компетентности учителя начальных классов.

В первом модуле «Теоретические основы развития профессиональной компетентности учителя начальных классов» рассматриваются:

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода

в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

1.1 Сущность и структура профессиональной компетентности учителя начальных классов.

1.2 Стандарт ФГОС НОО и стандарт учителя начальных классов как нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность учителя начальных классов.

1.3 Портрет учителя в аспекте требований ФГОС. Профессиограмма учителя начальной школы.

1.4 Компетентность учителя начальных классов в технологиях преподавания и оценивания учебных достижений младших школьников.

Изучение материала второго модуля «Предметно-методический аспект профессиональной компетентности учителя начальных классов» предполагает работу слушателей в следующих направлениях:

2.1. Предметная и методическая компетентность учителя начальных классов в образовательной области «Русский язык и литературное чтение».

2.2. Предметная и методическая компетентность учителя начальных классов в образовательной области «Математика».

2.3. Предметная и методическая компетентность учителя начальных классов в образовательной области «Окружающий мир» (образовательный компонент «естествознание»).

2.4. Компетентность учителя в области преподавания обществоведческих модулей в начальной школе.

2.5. Компетентность учителя начальных классов в технологиях преподавания и оценивания учебных достижений младших школьников на примере урока технологии.

Рассмотрим возможности курсовой подготовки на примере одного из модулей программы «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО» по направлению «Предметная и методическая компетентность учителя начальных классов в образовательной области «Окружающий мир» (образовательный компонент естествознание)», что позволит проиллюстрировать структурно-содержательное и методическое построение работы по разделам данной программы.

Предполагается изучение следующих вопросов, связанных с предметной областью:

- статус предмета «Окружающий мир» в современной системе школьного образования с позиций необходимости формирования у учащихся начальных классов целостного взгляда на окружающий мир, место человека в нем в аспекте требований ФГОС НОО;

- система построения курса «Окружающий мир». Содержание курса «Окружающий мир» в начальной школе. Понятийный аппарат содержательных линий предмета: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни». Интеграция образовательных областей. Структура предмета «Окружающий мир», его место в базисном учебном плане начального

общего образования (обязательная часть), три варианта его изучения в начальных классах;

- уровневый характер содержания программы по предмету (базовый, естественнонаучный, общественно-исторический или социально-гуманитарный). Влияние варианта изучения по объему и содержанию формируемых понятий;

- понятие как педагогическая категория. Теория формирования начальных естественнонаучных понятий, ее методологическая основа как база формирования и развития начальных естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Методический компонент раздела программы представлен следующими направлениями:

- понятийный аппарат содержания предмета «Окружающий мир» (образовательный компонент «Естествознание»). Классификация начальных естественнонаучных понятий. Система начальных естественнонаучных представлений и понятий начальной школы;

- пути, уровни, условия их формирования и развития, методические особенности формирования понятийной базы у младших школьников в аспекте формирования и развития начальных естественнонаучных представлений и понятий. Специфика работы с мировоззренческими представлениями и понятиями (пространство, время и т. п.) в рамках раскрытия идеи целостности мира в курсе «Окружающий мир» (1-4-й кл.) и достижение школьниками личностных и предметных результатов в познании окружающего мира;

- методический анализ содержания образовательной области «Окружающий мир» (образовательный компонент «Естествознание») с позиций соответствия требованиям стандарта для развития у учащихся умения учиться, осуществлять информационный поиск при работе с понятиями, самостоятельную работу с использованием методов, соответствующих данной предметной области: наблюдения, опыты;

- освоение учащимися конкретных предметных знаний и умений. Возможности курса «Окружающий мир» в аспекте формировании универсальных учебных действий (УУД). Методическая переработка и осмысление работы с естественнонаучным учебным материалом начальной школы с позиций деятельностного подхода в обучении. Региональный компонент содержания естественнонаучного учебного материала и его учет в процессе обучения.

Качество подготовки специалистов по программе «Формирование и развитие профессиональной компетентности учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО» обеспечивается сочетанием теоретической и практической работы слушателей в режиме аудиторной работы, а также самостоятельной деятельности в режиме дистанционного обучения и выполнения итоговой аттестационной работы по данному направлению работы ФППК ПГГПУ. Для слушателей также проводятся практикумы, один из

организация самостоятельной работы студентов в контексте компетентностного подхода в системе гарантий качества профессиональной подготовки специалиста

которых «Анализ и самоанализ урока в условиях реализации требований ФГОС как элементы профессиональной компетентности учителя», «Анализ и самоанализ уроков образовательной области «Обществоведение» на основе требований ФГОС НОО как компоненты профессиональной компетентности учителя».

Таким образом, реализация данной программы ФППК направлена на обеспечение обсуждения актуальных вопросов, связанных с профессиональной компетентностью учителя начальных классов в процессе реализации ФГОС НОО, что позволяет решить задачу повышения качества профессиональной деятельности специалистов начального общего образования.

Список литературы

1. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по освоению высших образцов педагогического искусства). - Минск, 2000. - 213 с.

2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.

3. Урок в начальной школе. Реализация системно-деятельностного подхода к обучению / А.К. Дусавицкий и др. - М.: Вита-Пресс, 2012. - 132 с.

4. Хуторской А.В. Современная дидактика: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 312 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.