Выводы:
1. Одним из факторов устойчивого развития современного общества становится профессиональная инженерная деятельность, поскольку именно она может обеспечить совместимость элементов техносферы с законами развития биологического мира. Это, соответственно, ориентирует процесс подготовки будущих инженеров на формирование у них метаквалификации, включающей умение и готовность реализовать себя в экологоориентированной профессиональной деятельности.
2. Формирование метаквалификации будущего инженера рассматривается в диалектическом единстве со становлением его экологической культуры.
3. Эффективность процесса формирования экологической культуры будущего инженера возрастет при усилении практической составляющей процесса его экологической подготовки.
Литература:
1. Васильева В.Д. Формирование проектной культуры инженера в условиях высшей школы: дисс. ...д-ра пед. наук. - Махачкала, 2013. - 368 с.
2. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. - Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 288 с.
3. Жуликова О.В. Роль знаний и образования в информационном обществе // Вестник ТГУ. - 2010. - № 90 (10). - С. 174-179.
4. Медведев В.И., Алдашева А.А. 2001. Экологическое сознание: Учебное пособие. - Москва: Логос, 2001. - 384 с.
5. Муравьева Е.В. Экологическое образование студентов технического вуза как базовая составляющая стратегии преодоления экологического кризиса: автореф. дис. ...докт. пед. наук. - Казань, 2008. - 43 с.
6. Муравьева Е.В., Воронина Е.Н. Педагогические аспекты формирования культуры безопасности жизнедеятельности: проблемы и подходы // Актуальные проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности населения: Материалы XIII Международной научно-практической конференции по проблемам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. - Москва: ООО «ИПП «Куна», 2008. - С. 243-246.
7. Несговорода Н.П., Савельев, В.Г. 2009. Мотивационно-ценностный компонент в экологической культуре студентов вуза // Омский научный вестник. - 2009. - №79 (3). - С. 143-146.
8. Хаматгалеева Г.А. Структура личности технолога общественного питания // Вестник торгово-технологического института. - 2013. - № 3 (7). - С. 290-294.
9. Cornelissen G., Pandelaere M., Warlop L. Cueing Common Ecological Behaviors to Increase Environmental Attitudes. - LNCS, 2006.
10. Corraliza J., Berenguer J. Environmental values, beliefs, and actions // Environment and Behavior. - 2000. -№ 32. - Р. 832-848.
11. Douglas M. Risk and Blame: Essays in Cultural Theory. - London: Routledge, 1992.
12. Lubell M. Environmental activism as collective action // Environment and Behavior. - 2002. - № 34 (4). -Р. 431-445.
13. Maslennikova N.N., Panachev V.D., Zelenin L.A. Developing the structure of the personality's ecological culture // Ecology, Environment and Conservation. - 2017. - Т. 23, №2. - Р. 806-811.
14. Pooley J.A., O'Conner M. Environmental education and attitudes. Emotions and beliefs are what is needed // Environment and Behavior. - 2000. - №32 (5). - Р. 711-723.
15. Savina N.N. Formation of Future Teachers Motivation to Research and Experimental Activity at School // Mediterranean Journal of Social Sciences MCSER Publishing. - 2015. - № 6. - Р. 59-65.
16. Scott W., Gough S. Key Issues in Sustainable Development and Learning, Routlege Falmer. - L., N.Y, 2004.
Педагогика
УДК 378.2
старший преподаватель кафедры педагогики Мзокова Лиана Асламбековна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ); доктор педагогических наук, профессор Зембатова Лариса Тамерлановна
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный педагогический институт» (г. Владикавказ), Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинский государственный университет имени К. Л. Хетагурова» (г. Владикавказ)
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ К ФОРМИРОВАНИЮ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, связанные с проблемой подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Обосновывается необходимость формирования новых компетенций у будущих учителей, и раскрываются возможные пути их формирования. Особое внимание в статье отведено описанию комплекса мероприятий, проведенного в ГБОУ ВО «СОГПИ» г. Владикавказ по подготовке студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.
Ключевые слова: подготовка учителя начальных классов, формирование, метапредметные компетенции, младший школьник, универсальные учебные действия, дидактическая модель.
Annоtation. The article deals with the problem of the training of future primary school teachers for the formation of metasubject competences in primary school children. The article points out the need for the formation of new competences of the modern teacher, and the possible ways of their formation are revealed. The particular attention is paid to the didactic model developed by the author and the complex of events held in North Ossetian State Pedagogical Institute in Vladikavkaz.
Keywords: primary school teacher training, formation, metasubject competence, primary school child, universal learning activities, didactic model.
Введение. Подготовка будущего учителя к формированию метапредметных компетенций у младших школьников - важная социально-педагогическая проблема. Решение проблемы затрагивает насущные вопросы общества и образования, поскольку в современных условиях востребован человек, способный к самообразованию. Основы для развития данной способности закладываются в начальной школе, когда в процессе обучения под руководством учителя у младшего школьника формируются универсальные учебные действия (УУД), которые, направлены на результат учебной деятельности, способы проработки учебной информации, позицию ученика в учебной деятельности.
Изучение работ по проблеме подготовки учителя начальных классов позволило прийти к выводу о том, что в современных условиях высшего образования необходимо подготовить такого учителя, который мог бы быть носителем личной и профессиональной культуры. Учитель начальных классов является особой фигурой в кругу других учительских профессий, так как он демонстрирует образец и идеал личности, творца, человека, способного прийти на помощь, быть толерантным к каждому своему ученику. Выше обозначенное актуализирует проблему подготовки учителя начальных классов ориентированного на проблемы начальной школы, на саморазвитие, на выработку индивидуального творческого стиля деятельности, на взаимодействие с учащимися и их родителями.
Как указывает В. А. Болотов, выпускник педагогического вуза, выходя в реальную педагогическую практику, попадает в ситуацию перманентной неопределенности. Теория предписывает учитывать исходное состояние обученности и воспитанности учащихся, но не указывает, как это можно сделать. Отсутствуют также надежные средства управления учебным процессом, поскольку в рамках собственно практической работы учителя трудно достаточно точно определить, что именно усваивается, каков результат этого освоения. Методические инструкции почти алгоритмического характера молодой учитель пытается применить к процессу, ход и результаты которого весьма плохо представляет. Это снижает авторитет и науки, и собственной профессии. Знания, даваемые в педагогическом вузе, хороши для познавательной деятельности, но почти не пригодны для регуляции практической деятельности. Низкий практический выход вузовского образования приводит учителя к выработке собственной модели педагогической деятельности, которая, не основываясь на науке, то есть на обобщении обширного практического опыта предшественников, оказывается неэффективной [7].
Изложение основного материала статьи. Вопросы подготовки учителя начальных классов актуализировались в исследованиях в связи с переходом российской системы образования на многоуровневую подготовку бакалавров и магистров. Одним из аспектов в исследованиях данного направления является вопрос о готовности профессионально-педагогической деятельности будущих учителей начальных классов.
По мнению ряда исследователей (В. А. Болотов, Е. И. Исаев, В. И. Слободчиков [7; 8]), появление новых ценностей в образовании формирует принципиально новые задачи перед профессионально-педагогическим образованием, призванным обеспечить становление новых компетенций современного учителя.
В работах А. Г. Асмолова, Б. М. Бим-Бада, В. П. Беспалько, Н. Б. Богоявленской, А. Я. Данелюка, Н. В. Кузьминой, В. В. Серикова, В. А. Сластенина [3; 5; 6; 10; 12], методологически обосновываются условия реализации целей современного педагогического образования - развитие субъектности, становление ценностных ориентаций, смещение акцентов с педагогической деятельности на педагогическую ситуацию, обучение и воспитание в сообществе при сохранении индивидуальной образовательной траектории, регионализация образования.
Профессиональная подготовка учителя начальных классов осуществляется через изучение дисциплин и прохождение практик. В терминах Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования направления «Педагогическое образование» (ФГОС ВО) изучение дисциплин и практики должны обеспечить овладение студентами общекультурными, общепрофессиональными и профессиональными компетенциями. К методическим дисциплинам относятся дисциплины, обеспечивающие методическую подготовку будущего учителя начальных классов. Результатом методической подготовки студентов является готовность:
- осуществлять деятельность обучения учебным предметам младших школьников;
- воспитывать и развивать учащихся средствами учебных предметов;
- формировать у младших школьников навыки исследовательской деятельности [13].
Методическую подготовку можно рассматривать как определенную сторону подготовки будущего
учителя к осуществлению трех видов педагогической деятельности: деятельности обучения, деятельности воспитания и деятельности развития. Следуя за В. В. Сериковым [7], скажем, что методическая подготовка студентов - способность «ориентироваться и в методологии, и в истории, и в современном состоянии изучаемой науки».
Становление учителя начальных классов происходит в процессе его деятельности, осуществляемой вначале во внутреннем плане через осмысление цели действий, ожидаемых результатов, предполагаемых действий, условий их выполнения, а затем во внешней предметной деятельности. Деятельность студента должна адекватно отражать целостность деятельности учителя и включать в себя проблемы, которые решает учитель, выполняемые им функции, умения, необходимые для этой деятельности. Д. Н. Богоявленский утверждает, что любое содержание становится предметом учебной деятельности лишь тогда, когда оно принимает вид определенной задачи, направляющей эту деятельность [6].
О. А. Абдуллина и Н. Н. Загрязкина пишут: «в ходе педагогической практики появляется возможность проявить себя, правильно ли выбран жизненный путь, соответствует ли личностные качества требованиям педагогической профессии, выяснить, любишь ли ты детей: начинается процесс профессионального самовоспитания» [2, с. 82].
По мнению О. А. Абдуллиной, комплексная организация деятельности студентов предполагает сочетание учебно-познавательной, учебно-практической и самостоятельной практической деятельности. УПД определяется как «процесс решения практических задач, направленных на выполнение практических заданий по теоретическим дисциплинам, требующим применение теоретических знаний на практике» [1, с. 36].
Е. П. Белозерцев, исследовавший подготовку учителя, считает, что «в настоящее время выпускники педагогического ВУЗА не обладают в полной мере ни одним из следующих наиболее обобщенных умений: выявить степень сформированости личности и коллектива, ставить конкретные задачи дальнейшего развития
личности, отбирать необходимые средства для решения поставленной задачи, оценивать полученный результат усвоения знаний, развития личности» [4].
H. Е. Щуркова считает, что «практика - очень важное звено в профессиональном росте специалиста. Это звено предшествует непосредственной практике, являясь связующим элементом между изучаемой теорией и практической деятельностью молодого специалиста» [16, с. 68].
Таким образом, на современном этапе развития общества традиционная подготовка учителя начальных классов не вполне отвечает ее требованиям, так как не позволяет воспитывать человека - творца, активного деятеля, способного к социальному творчеству, к созиданию, культурному обустройству собственной жизни, сохранению и развитию культуры. Исследователи видят решение этой проблемы в корректировке содержания подготовки учителей начальных классов.
В ГБОУ ВО «СОГПИ» ведется плодотворная работа по подготовке педагогических кадров, ориентированных на педагогическую деятельность в аспекте ФГОС НОО, в котором приоритетным является вопрос подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников на основе развития у них УУД. Основным принципом формирования метапредметных компетенций у младших школьников положен принцип, названный А. В. Хуторским [15] - принципом человекосообразности.
На основании анализа научной и методической литературы, при опоре на исследования Ю. В. Науменко [11], К. Ю. Колесина [9], Е. Ю. Хан [14], в рамках диссертационного исследования нами была разработана дидактическая модель подготовки будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций. Модель состоит из трех блоков:
I. Целевой блок, включающий социальный заказ, цель и задачи подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников
2. Организационно-содержательный, раскрывающий предметно-смысловое наполнение теоретической, технологической, методической и практической подготовки студентов - будущих учителей к формированию метапредментных компетенций у младших школьников; описывающий принципы и комплекс педагогических условий эффективной подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников; объединяющий в себе этапы, комплекс активных методов, приемов, организационных форм и средств, повышающих уровень подготовки будущих учителей.
3. Оценочно-результативный объединяющий в себе критерии, показатели и уровни подготовки студентов-будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.
Остановимся подробнее на организационно-содержательном блоке, который раскрывает предметно-смысловое наполнение теоретической, технологической, методической и практической подготовки студентов - будущих учителей к формированию метапредментных компетенций у младших школьников. Данный компонент разрабатывался с учетом результатов исследований К. Ю. Колесиной [9]. В них представлено разнообразие эффективных технологий, методов, методических приемов, форм и средств, ориентированных на подготовку будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных умений у учащихся.
Основным компонентом в этом блоке является комплекс педагогических мероприятий, проведенных в ГБОУ ВО «СОГПИ» (РСО-Алания, г. Владикавказ) по подготовке будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.
Первое мероприятие состояло в осуществлении информационной подготовки преподавателей факультета начального и дошкольного образования. Оно включало в себя актуализацию проблемы формирования матапредметных компетенций у младших школьников, обоснование значимости этого процесса и знакомство с разработанной автором моделью подготовки будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, алгоритмом ее реализации.
Второе мероприятие - реализация в образовательном процессе вуза модели подготовки будущих учителей к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Для того, чтобы разработанная в логике диссертационного исследования модель была действенной, для педагогов всех кафедр факультета начального и дошкольного образования, включенных в опытно-экспериментальную работу, была организована ее презентация в рамках методических семинаров с целью обсуждения и коррекции разработанной модели, рассмотрения возможности включения модулей в рабочие программы. В рамках методических семинаров, педагоги обсуждали, вносили содержательные предложения по решению проблем, возникающих в процессе подготовки студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников.
Программа методических семинаров для педагогов включала следующие темы.
Семинар 1. Тема: «Педагогическая диагностика подготовки студентов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников».
Семинар 2. Тема: «Сущность и содержание основных категорий исследования (универсальные учебные действия - теоретические основы и классификация; сущность понятия «универсальные учебные действия»; классификация УУД).
Семинар 3. Тема: «Роль универсальных учебных действий в учебной деятельности младшего школьника».
Семинар 4. Тема» «Модель подготовки будущих учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у школьников».
Семинар 5. Тема: «Критерии эффективности модели и диагностика готовности студентов к формированию универсальных учебных действий у школьников».
Совместно со студентами факультета начального и дошкольного образования, обучающихся по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование, профиль Начальное образование, проводился разбор конспектов уроков по разным учебным дисциплинам начальной школы с презентацией; подготовка студентов-будущих учителей к осуществлению различных подходов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников. Нами были разработаны 12 конспектов (по 3 конспекта, по 4-ем предметам: математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение). В конспектах рассмотрены различные подходы формирования метапредметных компетенций на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном и творческом). При разработке конспектов мы учитывали и характер учебной ситуации (наличие проблемы, степень оригинальности, соответствие жизненным ситуациям).
С целью методической поддержки студентам факультета, практикующим учителям в процессе саморазвития, методистам Институтов повышения квалификации работников образования, руководителям методических объединений разработан и внедрен в образовательный процесс педагогического вуза спецкурс «Подготовка будущих учителей начальных классов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников».
Основные задачи спецкурса: формирование у будущих педагогов представление о понятии «метапредметная компетенция»; формирование у студентов компетентностей, необходимых для успешной профессиональной деятельности; способствование выработке собственного подхода к формированию УУД у младших школьников; развитие субъективно-позитивного отношения к феномену «метапредметная компетенция»; формирование устойчивого интереса к выбранной специальности.
Структура занятий спецкурса представляет собой: теоретико-информационный и практико-ориентированный компоненты. Теоретико-информационный компонент направлен на ознакомление и обсуждение теоретических понятий и положений по теме, способствует повышению интереса будущих педагогов к категории «метапредметная компетенция». Его основание составляют педагогические и психологические положения о метапредметной компетенции, о видах универсальных учебных действий, о подходах к их формированию. Практико-ориентированный компонент включает в себя различные формы и методы активной деятельности студентов. Он способствует преобразованию традиционных форм работы (лекции, семинары), стимулирует самообразование студентов путем их включения в творческую исследовательскую деятельность. В ходе реализации спецкурса студенты учатся анализировать свою работу, оценивать свои достижения, выявлять недостатки и своевременно дорабатывать данную методику.
Спецкурс «Формирование метапредметных компетенций у детей младшего школьного возраста» представляет собой систематизированные занятия. Тематика занятий разрабатывалась таким образом, чтобы охватить все выявленные проблемы подготовки студентов - будущих учителей начальных классов к формированию универсальных учебных действий у младших школьников.
Третье мероприятие - анализировалась деятельность педагогов по подготовке студентов к формированию метапредметных компетенций у младших школьников, вносились по ходу работы необходимые коррективы. Работа с педагогами осуществлялась посредством индивидуальных консультаций, в ходе которых проводилась коррекция их деятельности, анализировалась работа по реализации модели.
Кроме того осуществлялось наблюдение за деятельностью студентов при прохождении производственной практики, которые могли решать профессиональные задач, составленные совместно с педагогами на практических занятиях. Работа со студентами осуществлялась также посредством индивидуальных консультаций.
Выводы. Наше исследование имеет большое значение для практики общеобразовательных школ. Его практическую значимость мы видим в том, что учебно-методические разработки способствуют формированию у младших школьников метапредметных компетенций и позволяют обеспечить контроль и оценку реального уровня усвоения учебного содержания каждым учеником класса; обеспечивают формирование заданных свойств личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий учащихся; позволяют отслеживать влияния педагогических инноваций на уровень сформированности универсальных учебных действий младших школьников. Формирование метапредметных компетенций у младших школьников означает получение образования более высокого уровня, обеспечивающего школьников опытом решения жизненно важных задач.
Литература:
1. Абдуллина, О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О.А. Абдуллина. - М.: Просвещение, 1990 - 141 с.
2. Абдуллина, О.А. Педагогическая практика студентов: Учебное пособие для педагогических институтов / О.А. Абдуллина, Н.Н. Загрязкина. - М.: Просвещение, 1989. - 173 с.
3. Асмолов, А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения / А.Г.Асмолов // Педагогика. - 2012. - № 3. - С. 18.
4. Белозерцев, Е.П. Научно-педагогические школы в контексте историко - культурного наследия России / Е.П. Белозерцев // Известия Российской академии образования. - 2009. - № 3. - С. 30-39.
5. Беспалько, В.П. Качество образования и качество обучения / В.П. Беспалько // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 105-113.
6. Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе. / Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская. -М.: Просвещение, 2002. - 340 с.
7. Болотов, В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. - 2016. - № 10. - С. 8.
8. Исаев, Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах / Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков. - М.: Издательство ПСТГУ; 2013. - 384 с.
9. Колесина, К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / Колесина Карина Юрьевна. - Ростов-на-Дону, 2009. - 35с.
10. Кузьмина, Н.В., Коммуникативная культура, способности, творческая готовность выпускников вузов к предстоящей профессиональной деятельности / Кузьмина, Н.В., Жаринова, Е.Н. // Акмеология. -2016. - № 3 (59). - С. 36-42.
11. Науменко, Ю.В. Универсальные учебные действия: алгоритм создания программы формирования для 5-9 классов / Ю.В. Науменко // Народное образование. - 2013. - № 2. - С. 198-205.
12. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. Образования / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 11 е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 471 с.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования (утвержден приказом Министерства образования и науки России от 4 декабря 2015 г. № 1426)
14. Хан, Е.Ю. Концептуальные подходы в педагогическом проектировании метапредметных действий младших школьников / Е.Ю. Хан // Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 191-197.
15. Хуторской, А.В. Нынешние стандарты нужно менять, наполнять их метапредметным содержанием образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2012. - № 5. - С. 36-48.
16. Щуркова, Н.Е. Педагогика высокого полета: методические указания / Н.Е. Щуркова, П.И. Арапова, С.И. Попова, Л.Т. Потанина. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2015. - 128 с.
Педагогика
УДК 376.42 (045)
кандидат педагогических наук, доцент Минаева Наталья Геннадьевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск); магистрант Миронова Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» (г. Саранск)
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К БЕЗОПАСНОМУ ПОВЕДЕНИЮ В СИТУАЦИЯХ
КРИМИНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА У ПОДРОСТКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА
ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Аннотация. Статья посвящена проблеме совершенствования содержания и организации коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у подростков с умственной отсталостью. В статье охарактеризована программа танцевального кружка, раскрыты дидактические принципы и организационно-методические аспекты проведения занятий, особенности коррекционно-педагогической работы, направленной на формирование готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых школьников, рассмотрены методы, формы, средства, используемые в целях коррекции.
Ключевые слова: готовность к безопасному поведению, ситуации криминального характера, подростки с умственной отсталостью, внеурочная работа, коррекционно-педагогическая работа, кружковые занятия.
Annоtation. Article is devoted to a problem of improvement of contents and the organization of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded teenagers. In article the program of a dancing circle is characterized, the didactic principles and organizational and methodical aspects of training, features of the correctional and pedagogical work directed to formation of readiness for safe behavior in situations of criminal character at mentally retarded school students are disclosed the methods, forms, means used for correction are considered.
Keywords: readiness for safe behavior, situation of criminal character, mentally retarded teenagers, after-hour work, correctional and pedagogical work, kruzhkovy occupations.
Введение. Проблема безопасности личности и вопросы формирования безопасного поведения у школьников в опасных ситуациях является значимой и достаточно широко рассмотренной в литературных источниках. Одним из видов опасных ситуаций, в которые могут попасть подростки, относятся ситуации криминального характера, или криминогенные, имеющие особую значимость с учетом возросшего количества преступлений в отношении детей. Криминогенные ситуации, которые могут возникнуть в повседневной жизни, связаны с мошенничеством, воровством, ограблением, вымогательством, шантажом, насилием и похищением. Состояние безопасности основывается на устранении самих источников опасности или нейтрализации их действия с привлечением неких внешних для рассматриваемого человека сил, однако в то же время личная безопасность человека как субъекта опасной или экстремальной ситуации является результатом его собственных усилий, оперативно предотвращающих или минимизирующих негативное воздействие этой ситуации. То есть у человека должна быть сформирована готовность к безопасному поведению, рассматриваемая Н. В. Елисеевой, Н. А. Лызь, Л. А. Сорокиной и др. учеными как личностное образование, выражающее сформированность определенной системы качеств, необходимых для успешного обеспечения безопасности [2; 3; 6]. Под готовностью к безопасному поведению в ситуациях криминального характера нами понимается свойство личности подростка, характеризующееся направленностью на обеспечение личной и общественной безопасности и позволяющее эффективно и адекватно взаимодействовать с опасными ситуациями криминального характера, возникающими в повседневной жизни. Структура готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера включает ценностно-мотивационный, когнитивный, операционально-деятельностный, рефлексивный и регулятивный компоненты (М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович, В. А. Пономаренко; Н. В. Елисеева; Л. А. Сорокина и др.) [1; 2; 6].
Ряд особенностей умственно отсталых детей обусловливается нарушением их высшей нервной деятельности, недоразвитием мышления, познавательной деятельности, незрелостью эмоционально-волевой сферы и т. п. Основные компоненты структуры личности умственно отсталых детей те же, что и у их нормальных сверстников, однако из-за недоразвития интеллекта их потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Органическое поражение головного мозга приводит к резкому снижению компенсаторных возможностей, ограничивает возможности как общего развития, так и развития способностей умственно отсталых детей. Вопросы обучения, воспитания и развития умственно отсталых детей широко рассмотрены в работах отечественных дефектологов. Несмотря на то, что процесс формирования готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у детей данной категории мало охвачен в исследованиях, выявленные учеными особенности их психофизического развития позволяют предположить, что он будет сопряжен со значительными трудностями. Результаты проведенной нами опытно-экспериментальной работы по изучению готовности к безопасному поведению в ситуациях криминального характера у умственно отсталых подростков подтвердили данное предположение. Эксперимент, проведенный на базе ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья» с учащимися 6-7 классов с заключением ПМПК: «F 70» (умственная отсталость легкой степени) в количестве 1б человек, показал низкую сформированность у них как теоретических знаний о ситуациях криминального характера, представляющих опасность для детей школьного возраста, так и умений адекватно действовать в них. Подростки были мало информированы о преступлении как о явлении социальной жизни, широко не осведомлены о разновидностях преступлений, в том числе о тех преступлениях, жертвами которых могут стать дети. Не все представленные в экспериментальных сериях ситуации криминального характера