Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

Результат обучения во многом зависит от личности преподавателя, от его умения организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учебный материал был максимально интересен, а его подача максимально эффективна. Устранению факторов, контрпродуктивных для обучения, таких как стресс, высокая сложность материала, отсутствие должной мотивации, способствует использование юмора как педагогической технологии. В статье анализируются выводы теоретических и практических исследований проблемы использования юмора в обучении, приводятся результаты, доказывающие целесообразность его включения в педагогическую практику как средства, позволяющего создать благоприятную учебную среду, построить более доверительные отношения между участниками образовательного процесса и стимулировать познавательную активность обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF HUMOROUS DISCOURSE AS A MEANS OF INCREASING LEARNING EFFICIENCY

Learning outcomes largely depend on the personality of a teacher, including the ability to organize the learning process in such a way that the educational material was as interesting as possible and its presentation was maximally effective. The elimination of factors counterproductive to learning, such as stress, high complexity of material, lack of motivation, can be achieved with the use of humor as a pedagogical technology. The article analyzes the conclusions of theoretical and practical studies of the problem of the use of humor in teaching, provides results that prove the expediency of its inclusion in pedagogical practice as a means of creating favorable learning environment, building more trusting relationships between participants in the educational process and stimulating cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ»

bringing, education, training, No. 2, pp. 30-31.

11. Petrenko, Ya.S., Mazurenko, E.A., Fedorova, N.P. et al (2022), "Statistics of indicators of the level of development of power capabilities in the process of the annual cycle of technical training of rugby players", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 1 (203), pp. 300-304.

12. Marinovich, M.A., Trofimova, O.S. and Mazurenko, E.A. (2021), "Influence of game-oriented classes on the psychophysical abilities of older preschoolers", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 207-210.

13. Aboneeva, A.V. and Mazurenko, E.A. (2018), "Principles of nutrition for rugby players under high loads", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (49), pp. 39-45.

14. Aboneeva, A.V., Mazurenko, E.A. and Butov, S.P. (2019), "Technology for the preparation of sports nutrition, basic requirements and impact on the human body", Technology and commodity science of innovative food products, No. 2 (55), pp. 44-49.

15. Grinchenko, V.S., Kasyanov, G.I., Mazurenko, E.A. and Olkhovatov, E.A. (2018), "Protein products and their role in the nutrition of athletes during intensive training", Modern Science and Innovations, No. 2 (22), pp. 118-123.

16. Mazurenko, E.A. and Kasyanov, G.I. (2016), "Designing food products for people with increased physical activity", News of higher educational institutions. Food technology, No. 5-6 (353-354), pp. 48-51.

17. Mazurenko, E.A., Trofimova, O.S., Pegushina, T.S. and Lesnikova, Yu.E. (2021), "Methodology for dance aerobics with women 30-35 years old", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 7 (197), pp. 203-207.

18. Mazurenko, E.A., Levchenko, A.A. and Eremenko, V.N. (2021), "The impact of self-isolation during a pandemic on the physical activity of university students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 5 (195), pp. 215-218.

Контактная информация: renat-ametov00@mail.ru

Статья поступила в редакцию 22.07.2022

УДК 378.147

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА КАК СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ

Татьяна Вячеславовна Малкова, доцент, Наталья Владимировна Хисматулина,

старший преподаватель, Светлана Александровна Пугачева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России, Санкт-Петербург

Аннотация

Результат обучения во многом зависит от личности преподавателя, от его умения организовать образовательный процесс таким образом, чтобы учебный материал был максимально интересен, а его подача максимально эффективна. Устранению факторов, контрпродуктивных для обучения, таких как стресс, высокая сложность материала, отсутствие должной мотивации, способствует использование юмора как педагогической технологии. В статье анализируются выводы теоретических и практических исследований проблемы использования юмора в обучении, приводятся результаты, доказывающие целесообразность его включения в педагогическую практику как средства, позволяющего создать благоприятную учебную среду, построить более доверительные отношения между участниками образовательного процесса и стимулировать познавательную активность обучающихся.

Ключевые слова: юмор, педагогический процесс, преподавание, обучение, эффективность, мотивация, педагогическая технология.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p252-255

USE OF HUMOROUS DISCOURSE AS A MEANS OF INCREASING LEARNING

EFFICIENCY

Tatiana Vyacheslavovna Malkova, the docent, Natalya Vladimirovna Khismatulina, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Pugacheva, the senior teacher, St. Petersburg University

of the Ministry of the Interior of Russia

Abstract

Learning outcomes largely depend on the personality of a teacher, including the ability to organize the learning process in such a way that the educational material was as interesting as possible and its presentation was maximally effective. The elimination of factors counterproductive to learning, such as stress, high complexity of material, lack of motivation, can be achieved with the use of humor as a pedagogical technology. The article analyzes the conclusions of theoretical and practical studies of the problem of the use of humor in teaching, provides results that prove the expediency of its inclusion in pedagogical practice as a means of creating favorable learning environment, building more trusting relationships between participants in the educational process and stimulating cognitive activity of students.

Keywords: humor, pedagogical process, teaching, training, efficiency, motivation, pedagogical technology.

ВВЕДЕНИЕ

Вопросам использования юмора в обучении, анализу и оценке его педагогического потенциала за последние десятилетия было посвящено множество исследований [1-10]. Преподаватели и представители научного сообщества признают, что юмор является неотъемлемой частью процесса обучения и отмечают, что его использование растет практически во всех дисциплинах. В свете необходимости постоянного пересмотра педагогических стратегий с целью повышения качества обучения преподавателям следует целенаправленно использовать юмор как педагогическую технологию, способствующую нестандартному мышлению, усилению связи между новыми и уже имеющимися знаниями и созданию благоприятной для обучения среды. Цель работы заключается в обобщении значения юмора в обучении, анализе влияния юмора на его эффективность. Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности. Предмет исследования: особенности использования юмора как педагогической технологии в преподавании и обучении, его влияние на эффективность преподавания и обучения.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методика исследования включала изучение и анализ литературных источников, психолого-педагогическое наблюдение, педагогический анализ и обобщение педагогического опыта, анкетирование обучающихся, беседу, обработку данных. Исследование проводилось на базе кафедры иностранных языков СПб университета МВД России весной 2022 г., в исследовании приняли участие курсанты 1 и 2 курсов (n=129) факультетов подготовки сотрудников для оперативных и подготовки сотрудников для следственных подразделений.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ литературных источников и сделанные в результате выводы показывают, что проблема использования юмора в обучении вызывает большой интерес у исследователей и педагогов-практиков. Юмор помогает привлечь внимание студентов к изучаемому материалу [1], улучшает способность его запоминать [6], обеспечивает его более длительное сохранение в памяти [7], создает эмоциональную атмосферу, позитивно влияющую на эффективность обучения [8]. Исследователи сходятся во мнении, что юмор является важным ресурсом для усиления мотивации [9], снижает уровень тревожности и стресса, способствует положительному восприятию студентами преподавателя и учебной среды [3], вызывает устойчивый интерес и участие в построении собственного обучения [4], повышает удовлетворенность студентов процессом обучения [2]. Наличие у преподавателя развитого чувства юмора является фактором, делающим его более привлекательным для обучающихся, так как юмор снимает коммуникативные барьеры, стимулирует более активное взаимодействие между участниками образовательного процесса. Включе-

ние студентами чувства юмора в качестве одной из характеристик эффективного преподавателя [5] подтверждает значимость юмора как педагогического инструмента. Вместе с тем, исследователи отмечают, что существуют определенные ограничения, которые необходимо учитывать при использовании юмора в педагогической деятельности [3, 10]. Так, неуместный или агрессивный юмор, шутки про конкретных студентов, сарказм, избыточное количество юмора могут нанести вред профессиональной репутации преподавателя и негативно повлиять на учебную среду [6].

В ходе проведенного авторами исследования в форме анкетирования и беседы курсантам (n=129) университета было предложено выразить свое мнение в отношении использования преподавателями юмора во время занятий. Результаты показали, что 97% курсантов (n=125) признают этот прием эффективным и считают, что юмор не препятствует, а, напротив, способствует обучению. По мнению 88% опрошенных (n=113), при объяснении ключевых понятий шутки или остроумные комментарии помогают легче усвоить и запомнить учебный материал, а также лучше сохранять знания. Занятия, в ходе которых преподаватель использует юмор, у 94% курсантов (n=122) вызывают больший интерес, так как юмористический дискурс создает благоприятный климат для обучения. Общий положительный эмоциональный опыт, которым курсанты делятся друг с другом и с преподавателем, стимулирует желание узнать больше. В результате исследования было установлено, что 86% курсантов (n=111) считают преподавателей, обладающих чувством юмора, более привлекательными, коммуникабельными, открытыми и отзывчивыми. Такие преподаватели вызывают у курсантов большую симпатию и доверие, а их поведение на занятиях способствует построению устойчиво позитивных взаимоотношений с обучающимися. Эти выводы вполне коррелируют со следующими данными: в случае необходимости 68% респондентов (n=88) обратились бы за помощью к таким педагогам, а 77% курсантов (n=99) готовы продолжить с ними общение после занятий. При наличии возможности выбора 76% респондентов (n=98) с высокой степенью вероятности предпочли бы учиться в группе, где преподаватель шутит во время занятий. Курсанты признают, что преподавателей, которые использует юмор в обучении, они воспринимают как более квалифицированных, их уверенность в себе и умение подобрать шутку, уместную в той или иной ситуации, считают проявлением профессионализма и педагогического мастерства. При рейтинговой аттестации в конце семестра 73% курсантов (n=94) готовы выставить таким преподавателям более высокие оценки.

ВЫВОДЫ

Результаты анкетирования подтверждают выводы исследователей о ценности юмора как педагогического инструмента. Авторы подчеркивают, что интеграция юмора в обучение позволяет быстрее обрабатывать информацию, эффективнее решать сложные задачи, запоминать и удерживать в памяти полученные знания, преодолевать стресс и тревогу, поддерживать позитивный настрой, сохранять интерес и вовлеченность в учебную деятельность. При интеграции юмористического дискурса в обучение преподавателю необходимо помнить, что основная цель заключается в повышении качества обучения. Юмор призван вызывать положительные эмоции и стимулировать мыслительную деятельность. Шутки должны иметь непосредственное отношение к изучаемому материалу и облегчать его понимание и усвоение. Несомненно, юмор как педагогическая технология заслуживает дальнейшего, более глубокого исследования с целью максимально полного раскрытия ее потенциала. Кроме того, преподавателям целесообразно работать над развитием чувства юмора и активно включать его в свою педагогическую практику.

ЛИТЕРАТУРА

1. Appleby D.C. Using humor in the college classroom: The pros and the cons / D. C. Appleby // Psychology Teacher Network. - 2018. - Vol. 28, No. 1. - URL: https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2018/02/humor-college-dassroom (дата обращения: 01.05.2022).

2. Arambewela R. Postgraduate international students from Asia: Factors influencing satisfaction / R. Arambewela, J. Hall, S. Zuhair // Journal of Marketing for Higher Education. - 2006. - No. 15

(2). - pp. 105-127.

3. A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - No. 60 (1). - pp. 115-144.

4. Chabeli M. Humor: A pedagogical tool to promote learning / M. Chabeli // Curationis. - 2008. - Vol. 31. No. 3. - pp. 51-59.

5. Students' perspectives of effective teaching in higher education / J.G. Delaney, A.N. Johnson, T.D. Johnson, D.L. Treslan // St. John's: Distance Education and Learning Technologies. - 2010. - URL: https://www.mun.ca/educ/faculty/mwatch/laura_treslan_SPETHE_Paper.pdf (дата обращения: 01.05.2022).

6. Garner, R. L. Humor in pedagogy: How ha-ha can lead to aha! / R. L. Garner // College Teaching. - 2006. - No. 54 (1). - pp. 177-180.

7. Huss Johnro The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon. Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016 - No 8(1). - P. 39-65.

8. Vrticka P. The neural basis of humour processing / P. Vrticka, J.M. Black, A.L. Reiss // Nature Reviews Neuroscience. - 2013. - Vol. 14 (Dec.). - P. 860-868.

9. Wagner M, The use of humor in the foreign language classroom: Funny and effective? / M. Wagner, E. Urios-Aparisi // Humor. - 2011. - No 24 (4). - P. 399-434.

10. Wanzer M.B. An explanation of the relationship between instructor humor and student learning: Instructional humor processing theory / M.B. Wanzer, A.B. Frymier, J. Irwin // Communication Education. - 2010. - No. 59 (1). - pp. 1-18.

REFERENCES

1. Appleby, D. C. (2018), "Using humor in the college classroom: The pros and the cons", Psychology Teacher Network, Vol. 28, No.1, available at: https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2018/02/humor-college-classroom.

2. Arambewela, R., Hall, J., Zuhair, S. (2006), "Postgraduate international students from Asia: Factors influencing satisfaction", Journal of Marketing for Higher Education, No. 15 (2), pp. 105-127.

3. Banas, John A., Dunbar, Norah, Rodriguez, Dariela, Liu, Shr-Jie (2011), "A review of humor in educational settings: Four decades of research", Communication Education, No 60(1), pp. 115-144.

4. Chabeli, M. (2008), "Humor: A pedagogical tool to promote learning", Curationis, Vol. 31

(3), pp. 51-59.

5. Delaney, J.G., Johnson, A.N., Johnson, T.D., Treslan, D.L. (2010), "Students' perspectives of effective teaching in higher education", St. John's: Distance Education and Learning Technologies, available at: https://www.mun.ca/educ/faculty/mwatch/laura_treslan_SPETHE_Paper.pdf.

6. Garner, R. L. (2006), "Humor in pedagogy: How ha-ha can lead to aha!", College Teaching, No. 54 (1), pp. 177-180.

7. Huss, John and Eastep, Shannon (2016), "The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke?", Journal of Inquiry & Action in Education, No 8 (1), pp. 3965.

8. Vrticka, P., Black, J. M, Reiss, A. L. (2013), "The neural basis of humour processing", Nature Reviews Neuroscience, Vol. 14 (Dec.), pp. 860-868.

9. Wagner, M., Urios-Aparisi, E. (2011), "The use of humor in the foreign language classroom: Funny and effective?", Humor, No 24 (4), pp. 399-434.

10. Wanzer, M. B., Frymier, A. B., Irwin, J. (2010), "An explanation of the relationship between instructor humor and student learning: Instructional humor processing theory", Communication Education, No. 59 (1), pp. 1-18.

Контактная информация: tatyanamalkova@gmail.com

Статья поступила в редакцию 17.07.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.