Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)'

ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Т.В., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А.

Вопросы использования юмора, его влияния на процесс преподавания в настоящее время привлекают внимание как теоретиков в области педагогики, так и педагогов-практиков во всем мире. Авторы обобщают результаты некоторых зарубежных исследований вопроса включения юмора в образовательный процесс. При правильном использовании юмор может способствовать обучению, как напрямую, помогая обучающимся лучше понять, усвоить и запомнить материал, так и косвенно, способствуя созданию более позитивной образовательной среды. В статье рассмотрены преимущества и особенности многопланового влияния юмора на учебно-познавательную деятельность обучающихся, на эффективность преподавания, а также на повышение профессионально-эмоциональной привлекательности преподавателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Т.В., Хисматулина Н.В., Пугачева С.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF HUMOR ON THE PERFORMANCE AND EMOTIONAL ATTRACTIVENESS OF A TEACHER (BASED ON FOREIGN STUDIES)

The use of humor and its influence on the teaching process now attract the attention of both pedagogical theorists and practitioners around the world. The authors summarize the results of some foreign studies devoted to incorporating humor into the educational process. When used correctly, humor can contribute to learning, both directly by helping learners better understand, learn and memorize the material, and indirectly by helping to create a more positive educational environment. The article considers the advantages and features of the multifaceted influence of humor on the educational and cognitive activity of the students, on the effectiveness of teaching, as well as on increasing the professional and emotional attractiveness of a teacher.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ)»

Различия антропометрических показателей атлетов различных категорий. При

сравнении атлетов различных специализаций, с учетом их тендерной принадлежности, наиболее значимыми были отличия в показателях ширины таза у юношей-легкоатлетов, по сравнению с представителями сложнокоординационных видов спорта и спортивных игр. У девушек отмечались отличия по ширине таза у представительниц игровых видов спорта по сравнению с легкоатлетками и представительницами сложно-координационных видов спорта (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение ширины таза по видам спорта у исследуемых юношей и девушек (см)_

Вид спорта Юноши Девушки

Хср Ме Хср Ме д3

СКВС 42,0 39,0 31,0 42,0 29,3 28,0 27,0 30,3

СИ 36,7 33,0 31,0 42,8 34,4 32,0 29,0 36,0

Е 34,3 32,0 32,0 34,8 33,5 33,0 29,2 35,0

ЦВС 29,8 30,3 28,5 31,0 29,9 27,0 25,6 33,0

Примечание: данные в таблице представлены как средние значения (Хср), медиана (Ме) 25 и 75 ^3) перцен-тили.

В то же время в группе девушек отмечались межгрупповые отличия и в показателях обхвата бедра, которые так же, как и ширина таза, статистически значимо отличались у спортсменок СКВС (52,1±4,9 см) от представительниц СИ (56,7±5,2 см) и ЦВС (56,5±6 см). Подобных отличий в группе юношей не отмечалось, а имелись различия в обхвате плеч между представителями игровых видов спорта (29,1±5,3 см) и циклических видов (33,2±3,1 см).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе исследования показано, что атлеты различных специализаций имеют особенности антропометрических параметров, которые имеют специфический характер, обусловленный кроме вида спорта и гендерной принадлежностью спортсмена. В рамках данной работы только в циклических видах спорта есть основания предполагать о влиянии типа телосложения на спортивные достижения.

Контактная информация: fanis16rus@mail.ru

Статья поступила в редакцию 11.08.2022

УДК 378.147

ВЛИЯНИЕ ЮМОРА НА ПРОДУКТИВНОСТЬ И ЭМОЦИОНАЛЬНУЮ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ)

Татьяна Вячеславовна Малкова, доцент, Наталья Владимировна Хисматулина, старший преподаватель, Светлана Александровна Пугачева, старший преподаватель, Санкт-Петербургский университет МВД России

Аннотация

Вопросы использования юмора, его влияния на процесс преподавания в настоящее время привлекают внимание как теоретиков в области педагогики, так и педагогов-практиков во всем мире. Авторы обобщают результаты некоторых зарубежных исследований вопроса включения юмора в образовательный процесс. При правильном использовании юмор может способствовать обучению, как напрямую, помогая обучающимся лучше понять, усвоить и запомнить материал, так и косвенно, способствуя созданию более позитивной образовательной среды. В статье рассмотрены преимущества и особенности многопланового влияния юмора на учебно-познавательную деятельность обучающихся, на эффективность преподавания, а также на повышение профессионально-эмоциональной привлекательности преподавателя.

Ключевые слова: юмор, педагогическое средство, преподавание, обучение, педагогический процесс, эффективность, образовательная среда.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.8.p216-220

IMPACT OF HUMOR ON THE PERFORMANCE AND EMOTIONAL ATTRACTIVENESS OF A TEACHER (BASED ON FOREIGN STUDIES) Tatiana Vyacheslavovna Malkova, the docent, Natalya Vladimirovna Khismatulina, the senior teacher, Svetlana Alexandrovna Pugacheva, the senior teacher, St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation

Abstract

The use of humor and its influence on the teaching process now attract the attention of both pedagogical theorists and practitioners around the world. The authors summarize the results of some foreign studies devoted to incorporating humor into the educational process. When used correctly, humor can contribute to learning, both directly by helping learners better understand, learn and memorize the material, and indirectly by helping to create a more positive educational environment. The article considers the advantages and features of the multifaceted influence of humor on the educational and cognitive activity of the students, on the effectiveness of teaching, as well as on increasing the professional and emotional attractiveness of a teacher.

Keywords: humor, pedagogical means, teaching, learning, pedagogical process, efficiency, educational environment.

ВВЕДЕНИЕ

Неотъемлемой составляющей педагогической деятельности является поиск средств для стимулирования учебно-познавательной активности обучающихся, в том числе исследование преимуществ различных психолого-педагогических и образовательных технологий с целью обеспечения высокого качества предоставляемых образовательных услуг и повышения удовлетворенности студентов процессом обучения. Современные преподаватели тратят значительные усилия, время и средства на профессиональное саморазвитие, освоение инновационных методов обучения, разработку авторских методик преподавания, ориентированных на обучающихся. Кроме того, возрастающие требования к организации учебно-воспитательного процесса диктуют необходимость в постоянном анализе и пересмотре педагогических стратегий, способных обеспечить продуктивную, позитивную и динамичную образовательную среду, в которой максимально полно могла бы раскрыться личность обучающихся. В этой связи вопросы, связанные с использованием юмора как действенного педагогического инструмента, позволяющего повысить эффективность обучения и преподавания, инициировать, поддерживать и повышать мотивацию и интерес обучающихся к учебному материалу, приобретают особую актуальность.

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Целью статьи является обобщение преимуществ использования юмора как педагогического инструмента с точки зрения его влияния на восприятие обучающимися образа преподавателя и на эффективность его профессиональной деятельности. Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности. Предмет исследования: особенности использования юмора в преподавании и обучении, его влияние на их эффективность. Метод исследования: анализ зарубежных литературных источников.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Среди педагогов-психологов общепризнанным фактом является то, что обучение наиболее эффективно, когда оно связано с положительными эмоциями. В результате исследований в области физиологии юмора [8] было выявлено, что область гиппокампа играет

центральную роль во время юмористических переживаний. Под гиппокампом принято понимать детектор новизны, отвечающий за формирование и сохранение памяти. Гиппокамп выбирает из входящего потока новых впечатлений информацию, заслуживающую сохранения, и вызывает формирование воспоминаний, которые закрепляются и сохраняются в мозгу, заставляя его помнить эту информацию в течение более длительного периода времени [4]. Таким образом, из-за ответа гиппокампа на особенно яркие новые стимулы именно воспоминания, связанные с положительными эмоциями, получают приоритет и, следовательно, имеют тенденцию легко вспоминаться позже во время аналогичного эмоционального состояния [6]. Многочисленные исследования, проведенные в контексте интеграции юмора в преподавание, подтверждают положительное влияние юмора на обучение и память. Так, [1] и другие исследователи природы юмора и его роли в педагогическом процессе пришли к выводу, что использование юмора формирует воспоминания, которые запоминаются на более длительное время, повышает способность узнавать и вспоминать информацию, предъявленную с помощью юмора. Кроме того, существуют доказательства того, что юмор увеличивает способность человека воспринимать и понимать информацию. Таким образом, можно сделать вывод, что мозговая активность, связанная с юмористическими переживаниями, юмор и положительные эмоции, вызванные юмором, могут помочь сконцентрировать внимание и направить его на запоминание и удержание информации, что, в свою очередь, улучшает память и облегчает обучение. Напротив, отрицательные эмоции, такие как чувство беспокойства и стресс, оказываются контрпродуктивными для запоминания и обучения [6].

Использование юмора может помочь в создании более позитивной и непринужденной атмосферы на занятиях, что, в свою очередь, помогает снизить беспокойство обучающихся и разрядить эмоционально напряженные ситуации и, таким образом, устранить факторы, которые оказывают негативное влияние на обучение. То есть юмор может улучшать процессы обучения и преподавания двумя способами: как напрямую, через эмоциональную привлекательность и стимуляцию когнитивных процессов, ответственных за понимание, усвоение и запоминание материала, так и косвенно, через создание более позитивной учебной среды, которая способствует обучению. Когда обучающиеся распознают юмористические стимулы, снижается уровень их тревожности, что с большей вероятностью заставляет их сосредоточить свое внимание на изучении материала, воспринимать процесс обучения как что-то увлекательное, неожиданное и приятное. Заинтересованность повышает мотивацию, в результате чего возникает осознанный интерес к участию в построении собственного обучения, а это в свою очередь приводит к повышению успеваемости.

Не менее важно, что корректный и уместный юмор помогает вывести на новый уровень взаимоотношения преподавателя и обучающихся, которые являются одной из решающих переменных, влияющих на обучение. Известно, что между людьми, которые смеются вместе, развивается повышенный уровень умственной и эмоциональной интерактивности, усиливается социальная связь [4]. То есть юмористический дискурс, инициированный преподавателем, не только влияет на процесс обучения, но также может оказать некоторое благоприятное воздействие на социальные отношения между участниками образовательного процесса. Юмор помогает разрядить обстановку, избежать возникновения возможных конфликтных ситуаций, что также является веским аргументом для включения юмора в образовательный процесс. Юмор в обучении становится эффективным инструментом управления, способным растворить авторитарную и/или напряженную атмосферу, важным средством, позволяющим преподавателю завоевать доверие и расположение обучающихся. Таким образом, очевидный эффект юмора, снижающий напряжение, в сочетании с созданием более комфортной среды, способствующей обучению, убедительно подтверждает эффективность юмора как вспомогательного средства обучения и преподавания.

Люди с чувством юмора социально более привлекательны, из чего следует, что преподаватель с чувством юмора способен вызвать больший отклик у обучающихся. Это пред-

положение подтверждается педагогическими наблюдениями и результатами исследований, например, [7]. В нем делается вывод, что обучающиеся, как правило, выше оценивают преподавателей, обладающих чувством юмора, приписывают им большую профессиональную компетентность и в целом сообщают о большем удовлетворении от проводимых ими занятий по сравнению с педагогами, которые демонстрируют слабо развитое чувство юмора, его отсутствие или просто игнорирование этого педагогического инструмента. Личность преподавателя чрезвычайно важна с точки зрения повышения вовлеченности обучающихся в процесс обучения. Так, в работе [2] исследовались мнения 330 студентов относительно того, какие качества и модели поведения характеризуют эффективных преподавателей высшей школы. По мнению обучающихся, преподаватели-профессионалы с уважением относятся к студентам, компетентны, доступны для взаимодействия и общения, привлекательны, коммуникабельны, организованы, отзывчивы, профессиональны и обладают чувством юмора. Наиболее показательным является то, что включение в список в качестве характеристики эффективных преподавателей такого качества, как чувство юмора, согласуется с выводами аналогичного исследования [3], которое было проведено двумя десятками лет ранее. Поэтому с точки зрения повышения собственной профессиональной привлекательности может быть весьма целесообразно включать юмористический дискурс в свою педагогическую деятельность.

Что касается восприятия обучающимися непосредственности поведения педагога, использующего юмор в процессе преподавания, исследование [1] подтверждает, что чувство юмора преподавателя уменьшает эмоциональную и интеллектуальную дистанцию между ним и студентами, делает его более эмоционально привлекательным. Юмор как педагогический инструмент, облегчающий обучение, укрепляет отношения между участниками образовательного процесса. Юмор может способствовать развитию эмоционального интеллекта, способности распознавать собственные чувства и чувства других, мотивировать себя и хорошо управлять эмоциями в отношениях, то есть развивает личностно значимые качества студентов.

ВЫВОДЫ

Использование юмора в преподавании создает условия для установления позитивной, благоприятной для обучения образовательной среды, а также сокращения психологической дистанции между преподавателем и обучающимися, то есть приводит к более глубоким и значимым межличностным отношениям, повышает эффективность преподавания и эмоциональную привлекательность педагога. Юмор рассматривается как неотъемлемая составляющая стратегии обучения, позволяющая увеличить глубину обработки учебной информации и длительность ее сохранения, повысить концентрацию внимания и вовлеченность обучающихся в учебно-познавательную деятельность, оказывать значительное воздействие на их мотивацию и заинтересованность в приобретении знаний. Учитывая перечисленные преимущества юмора, а также интерес представителей педагогического сообщества к данному педагогическому средству, представляется целесообразным дальнейшее исследование влияния юмористического дискурса на преподавание, сбор и анализ информации об использовании юмора как компонента эффективного обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Chabeli M. Humor: A pedagogical tool to promote leaming / M. Chabeli // Curationis. - 2008 (Sept.). - V, 31(3). - P. 51-59.

2. Students' perceptions of effective teaching in higher education / J.G. Delaney, A.N. Johnson,

T.D. Johnson, D.L. Treslan. - St. John's ; NL : Distance Education and Learning Technologies, 2010. - 102 p.

3. Feldman K.A. Effective college teaching from the students' and faculty's view: Matched or mismatched priorities?/ K.A. Feldman // Research in Higher Education. - 1988. - No. 28 (4). - P. 291-329.

4. Fry F. William Humor and the brain: A selective review / F. Fry, // Humor. - 2002. - No. 15(3). - P. 305-333.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.