Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
144
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юмор / педагогика / современная школа / юмористический подход / средства педагогического процесса / humor / pedagogy / modern school / humorous approach / means of the pedagogical process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Докучаев Владислав Александрович

Статья посвящена использованию юмора и его разновидностей в обучении и воспитании школьников. Рассмотрено понятие юмористического подхода. Определены проблемы обучающихся, которые способен решить юмористический подход. Представлен ряд технических сложностей в интеграции данного подхода в процесс обучения школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVES OF USING A HUMOROUS APPROACH IN A MODERN SCHOOL

The article is devoted to the use of humor and its varieties in the education and upbringing of schoolchildren. The concept of a humorous approach is considered. The problems of students that can be solved by a humorous approach are identified. A number of technical difficulties in integrating this approach into the process of teaching schoolchildren are presented.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ»

УДК 37.02

DOI 10.38163/978-5-6046739-8-0_2021_16

ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Докучаев Владислав Александрович.

Россия, г. Барнаул, муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 123», учитель истории и обществознания, dok_vlad@bk.ru.

Аннотация. Статья посвящена использованию юмора и его разновидностей в обучении и воспитании школьников. Рассмотрено понятие юмористического подхода. Определены проблемы обучающихся, которые способен решить юмористический подход. Представлен ряд технических сложностей в интеграции данного подхода в процесс обучения школьников.

Ключевые слова: юмор, педагогика, современная школа, юмористический подход, средства педагогического процесса.

PERSPECTIVES OF USING A HUMOROUS APPROACH IN

A MODERN SCHOOL

Dokuchaev Vladislav Alexandrovich.

Russia, Barnaul, Municipal Budgetary Educational Institution «Gymnasium No.123», teacher of history and social studies, dok_vlad@bk.ru.

Abstract. The article is devoted to the use of humor and its varieties in the education and upbringing of schoolchildren. The concept of a humorous approach is considered. The problems of students that can be solved by a humorous approach are identified. A number of technical difficulties in integrating this approach into the process of teaching schoolchildren are presented.

Keywords: humor, pedagogy, modern school, humorous approach, means of the pedagogical process.

Современное школьное образование в условиях пандемии COVID-19 претерпевает многочисленные изменения и находится в поиске новых путей и решений для преподавания материала в сложившихся условиях. На первый план выходят занятия дистанционного типа, самостоятельные работы и, в том числе, инновационные подходы и методики преподавания. Ситуацию осложняет неоконченный процесс модернизации российской образовательной системы, недостаточное использование информационных технологий, падение авторитета школьного образования в стране, личные качества современных

учащихся, быстро адаптирующихся к условиям дистанционного образования и находящих новые возможности для недобросовестного выполнения работ. Часть проблем проистекает из-за низкой заинтересованности школьников в преподаваемых предметах. Частично ситуацию можно изменить с помощью активного внедрения в образовательный процесс юмора.

С помощью юмора можно оказывать влияние на ряд показателей учащихся, которые являются важными для повышения интеллектуального уровня современного школьника, формирования широкого кругозора и многогранной, жизнеспособной в современных реалиях личности (успеваемость, степень заинтересованности в предмете, стрессоустойчивость, стремление к получению дополнительных знаний, уровень развития личности и т.д.) [6, с. 483-485].

Общепринятого понятия «юмористический подход» в современной педагогике не существует. Опираясь на различные трактовки юмора и выбрав из них те, которые имеют отношение к образовательному процессу, мы можем дать следующее определение. Юмористический подход - это средство педагогического процесса, использующее для обучения и воспитания личности, чувство юмора участников, наглядные юмористические материалы, комичное в окружающей действительности [2, с. 135; 7, с. 390; 3, с. 58; 9, с. 95].

Необходимо отметить перспективность использования юмора в образовательных целях, так как он способен решать ряд важнейших для современной школы задач:

1. Предотвращение межнациональных конфликтов в коллективе. Юмор, как и человечество - многонационален, имеет свои сатирические особенности в зависимости от культуры, в которой он произошел, и часто высмеивает пороки определенного общества. Используя на занятиях стереотипы, анекдоты, шутки, мемы, можно поспособствовать «диалогу культур» в коллективе, приобщению к культуре другого народа [4, с. 255; 5, с. 38, 42].

2. Разрядка социального напряжения и профилактика межличностных конфликтов в детской и подростковой среде [8, с. 39; 1, с. 121-122].

3. Привитие здорового чувства юмора. Юмористический подход предполагает тщательный отбор педагогом контента для использования в образовательных целях. Таким образом, любая комичная информация проходит «первичную» цензуру, становясь адаптированной для школьника и не способна нанести ему вред. Видя пример юмора преподавателя, учащиеся, копирующие модели поведения, будут приобщаться к его грамотному и тактичному применению.

4. Развитие аналитического склада ума, эмоционального интеллекта школьника. [3, с. 57].

5. Облегчение процесса усвоения ЗУНов с помощью решения юмористических задач [3, с. 59].

6. Эмоциональная разгрузка, снижение «психологического пресса» учащихся, готовящихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Период обучения в 9, 11 классе

является тяжелым испытанием для формирующейся психики подростка и может привести, в связи с большими объемами усваиваемой информации, работе с репетиторами, дополнительными консультациями по предметам, к нервному срыву. Юмор способствует психологической разгрузке, т.к. формирует позитивный эмоциональный фон, во время учебного процесса [1, с. 121-122].

7. Включение педагога в молодежную культуру, среду, решение проблемы с образом «чужого», увеличение степени доверия учащихся [7, с. 390].

Стоит заметить, что на пути интеграции вышеупомянутого подхода в систему российского школьного образования встает ряд трудностей, которые, так или иначе, возникнут. Во-первых, возрастут требования к выпускнику педагогических направлений и высших учебных заведений - необходимо не только овладеть «технической» стороной вопроса, но и обладать чувством юмора, т.е. способностью воспринимать юмор, как со стороны, так и высмеивать собственные пороки, ошибки, черты характера [9, с. 93-94]. Возникает проблема отбора абитуриентов с чувством юмора на данные направления (вводить ли творческий конкурс, индивидуальное собеседование с комиссией и т.п.). Во-вторых, сам процесс обучения будущего педагога юмористическому подходу требует преподавателя, владеющего им не только в теории, но и на практике, способного донести данную информацию, знания и навыки до студентов. Разработать же вузовскую учебную программу с уникальной для данного подхода системой оценочных средств, требований к профессиональным компетенциям только предстоит, что существенно затормозит массовое применение в школах вышеобозначенного подхода.

Библиографический список.

1. Глущенко Л. Ю. Роль юмора в воспитании подростков сиротских учреждений // Проблемы современной науки и образования. - Иваново: Изд-во ООО «Олимп», 2015. - №5 (35). - С. 121-123.

2. Гуревич О.А. Юмор против риторики. Итальянский писатель Джованнино Гуарески о смысле и роли юмора в культуре // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - Иркутск: Изд-во Евразийского лингвистического института в г. Иркутске - филиала ФГБОУ ВПО «Московский государственный лингвистический университет», 2014. - №

2. - С. 134-138.

3. Мусийчук М.В., Роберто Валдес Пуэнтес, Мусийчук С.В. Юмористические задачи как средство развития эмоционального интеллекта // Научный результат. Педагогика и психология образования. - Белгород: Изд-во БГНИУ, 2016. - Т. 2. № 3. - С. 56-61.

4. Новосельцева О.Н., Артёменкова М.С. Роль юмора и сатиры в межкультурном общении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - Т.15. №1. - С. 255-258.

5. Пономарева М.О., Федорова Д.В. Юмор как средство коммуникативного общения между представителями различных культур // International journal of professional science. - Нижний Новгород: Изд-во ИП Краснова Н.А. - 2020. - № 12. - С. 36-43.

6. Семенова Д.Г. Выявление критериев качества образования школьников // Science Time. - Казань: Изд-во ИП Кульмин С.В. - 2015. - №3 (15). - С. 482486.

7. Сергеев А.А., Макарова Л.С., Одинцова Л.А. Юмор как элемент неформальной коммуникации // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - Орел: Изд-во ОГУ им. И.С. Тургенева. - 2012. - № 5 (49). - С. 389-393.

8. Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 507 с.

9. Юсфин С.М. Юмор как средство педагогической поддержки // Проблемы современного образования. - М.: Изд-во МШ'У. - 2015. - № 2. - С. 93-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.