Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНОЙ СРЕДЫ'

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНОЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮМОР / ПРЕПОДАВАТЕЛЬ / ВОСПРИЯТИЕ / НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

Исследование вопросов, связанных с применением юмора в обучении, а также обобщение педагогического опыта авторов работы позволяют сделать вывод о его многочисленных преимуществах как уникального педагогического инструмента, способствующего повышению эффективности обучения и преподавания. Использование юмора, как и применение любой другой педагогической технологии, должно быть методически обосновано и целесообразно, а юмористический дискурс должен преследовать конкретную педагогическую цель. Однако существуют определенные ограничения в использовании юмора в учебном процессе, понимание которых позволит преподавателям избежать или минимизировать возможные отрицательные последствия интеграции юмора в обучение. Целью исследования является выявление и обобщение особенностей использования юмористического дискурса, которые могут оказывать негативное воздействие на процесс обучения, на взаимоотношения его участников, на восприятие студентами преподавателя и учебной среды, и, соответственно, отрицательно сказаться на результатах и эффективности образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Малкова Татьяна Вячеславовна, Хисматулина Наталья Владимировна, Пугачева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME FEATURES OF USING HUMOROUS DISCOURSE IN TEACHING IN THE CONTEXT OF ITS POSSIBLE NEGATIVE IMPACT ON STUDENTS' PERCEPTION OF THE TEACHER AND LEARNING ENVIRONMENT

The study of issues related to the application of humor in teaching, as well as the summary of pedagogical experience of the authors allow to draw a conclusion about its numerous advantages as a unique pedagogical tool, which contributes to more effective teaching and learning. The use of humor, as well as the use of any other pedagogical technology, should be methodically justified, functional and meaningful, and humorous discourse should pursue a specific pedagogical goal. However, there are certain limitations in the use of humor in the educational process, understanding of which will allow teachers to avoid or minimize possible negative consequences of integrating humor into training. The aim of the study is to identify and generalize the special aspects of the use of humorous discourse, which can have a negative impact on the learning process, on the relationships of its participants, on students’ perception of a teacher and learning environment, and consequently negatively affect the results and effectiveness of the educational process.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНОЙ СРЕДЫ»

поскольку юмор играет важную роль в межличностных отношениях как метод усиления позитивного взаимодействия, чуткий настрой со стороны преподавателя и умелое введение в обучение юмористического дискурса являются одними из решающих факторов, которые помогают создать в аудитории позитивную атмосферу, способствующую обучению.

Выводы. Все вышеизложенное свидетельствует о том, что преподавателей следует поощрять к тому, чтобы они изучали вопросы использования юмора. Это откроет для них новые методы обучения и управления учебным процессом, приведет к мышлению более высокого порядка и повышению креативности как необходимого компонента педагогической деятельности. Исследование проблем применения юмора как педагогического средства повышения эффективности обучения и профессионально значимой составляющей педагогического мастерства преподавателя, будет способствовать повышению профессиональной компетентности педагога. Знание и понимание особенностей и ограничений в использовании юмора в обучении позволит избежать возможного негативного воздействия юмористического дискурса на образовательный процесс.

Литература:

1. Banas, John A. A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - No 60(1). - pp. 115-144.

2. Chabeli, M. Humor: A pedagogical tool to promote learning / M. Chabeli // Curationis. - 2008. - pp. 51-59.

3. Deiter, R. The use of humor as a teaching tool in the college classroom / R. Deiter // NACTA journal. - 2000. - No 44(2). -20-27.

4. Delaney, J.G. Students' perspectives of effective teaching in higher education / J.G. Delaney, A.N. Johnson, T.D. Johnson, D.L. Treslan // St. John's: Distance Education and Learning Technologies/ - 2010.

5. Feldman, K.A. Effective college teaching from the students' and faculty's view: Matched or mismatched priorities? / K.A. Feldman // Research in Higher Education. - 1988. - No 28(4). - pp. 291-344.

6. Horng, J.S. Creative teachers and creative teaching strategies / J.S. Horng, J.C. Hong, L.J. ChanLin, S.H. Chang, H.C. Chu // International Journal of Consumer Studies. - 2005. - No 29. - pp. 352-358.

7. Huss, John. The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65.

8. Lovorn, Michael, Holaway, Calli Teachers' perceptions of humour as a classroom teaching, interaction, and management tool / Michael Lovorn, Calli Holaway // European Journal of Humour Research. - 2015. - Vol. 3 No. 4. - pp. 24-35.

9. Richmond, A. a + (b1) Professor-Student Rapport + (b2) Humor + (b3) Student Engagement = (Y) Student Ratings of Instructors / A. Richmond, M. Berglund, V. Epelbaum, E. Klein // Teaching of Psychology. - 2015. - No 42(2). - pp. 119-125.

10. Torok, S.E. Is humor an appreciated teaching tool? Perceptions of professors' teaching styles and use of humor / S.E. Torok, R.F. McMorris, W.C. Lin // College Teaching. - 2004. - No 52. - pp. 14-20.

11. Wagner, M. The use of humor in the foreign language classroom: Funny and effective? / M. Wagner, E. Urios-Aparisi. -Humor. - 2011. - No 24 (4). - pp. 399-434.

12. Wanzer, M. Appropriate and inappropriate uses of humor by teachers / M. Wanzer, A. Frymier, A. M. Wojtaszczyk, T. Smith // Communication Education. - 2006. - No 55(2). - pp. 178-196.

13. Ziyaeemehr, A., Kumar, V., & Abdullah, M. Use and Non-use of Humor in Academic ESL Classrooms / A. Ziyaeemehr, V. Kumar, M. Abdullah // English Language Teaching. - 2011. - No 4(3). - pp. 111-119.

Педагогика

УДК 378.147

доцент Малкова Татьяна Вячеславовна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Хисматулина Наталья Владимировна Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург); старший преподаватель Пугачева Светлана Александровна

Санкт-Петербургский университет МВД России (г. Санкт-Петербург)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЮМОРИСТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ОБУЧЕНИИ В КОНТЕКСТЕ ЕГО ВОЗМОЖНОГО НЕГАТИВНОГО ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ СТУДЕНТАМИ

ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И УЧЕБНОЙ СРЕДЫ

Аннотация. Исследование вопросов, связанных с применением юмора в обучении, а также обобщение педагогического опыта авторов работы позволяют сделать вывод о его многочисленных преимуществах как уникального педагогического инструмента, способствующего повышению эффективности обучения и преподавания. Использование юмора, как и применение любой другой педагогической технологии, должно быть методически обосновано и целесообразно, а юмористический дискурс должен преследовать конкретную педагогическую цель. Однако существуют определенные ограничения в использовании юмора в учебном процессе, понимание которых позволит преподавателям избежать или минимизировать возможные отрицательные последствия интеграции юмора в обучение. Целью исследования является выявление и обобщение особенностей использования юмористического дискурса, которые могут оказывать негативное воздействие на процесс обучения, на взаимоотношения его участников, на восприятие студентами преподавателя и учебной среды, и, соответственно, отрицательно сказаться на результатах и эффективности образовательного процесса.

Ключевые слова: юмор, преподаватель, восприятие, негативное влияние, обучение, эффективность, образовательная среда, педагогическая технология.

Annotation. The study of issues related to the application of humor in teaching, as well as the summary of pedagogical experience of the authors allow to draw a conclusion about its numerous advantages as a unique pedagogical tool, which contributes to more effective teaching and learning. The use of humor, as well as the use of any other pedagogical technology, should be methodically justified, functional and meaningful, and humorous discourse should pursue a specific pedagogical goal. However, there are certain limitations in the use of humor in the educational process, understanding of which will allow teachers to avoid or minimize possible negative consequences of integrating humor into training. The aim of the study is to identify and generalize the special aspects of the use of humorous discourse, which can have a negative impact on the learning process, on the relationships of its participants, on students' perception of a teacher and learning environment, and consequently negatively affect the results and effectiveness of the educational process.

Key words: humor, teacher, perception, negative influence, training, efficiency, educational environment, pedagogical technology.

Введение. Интерес к проблеме использования юмора в педагогической деятельности обусловлен его значительным влиянием на повышение эффективности обучения. По мнению представителей научного сообщества и преподавателей самых разных дисциплин, психологические и физиологические преимущества смеха могут оказывать положительное влияние на преподавание и обучение. Вместе с тем, неуместный и не имеющий отношения к изучаемому материалу юмор, устаревшие шутки или шутки, задевающие достоинство обучающихся, неудачные остроты и нелепое поведение преподавателя, стремящегося понравиться аудитории, могут оказать негативное влияние на учебную среду, подорвать его авторитет и стать препятствием к достижению студентами запланированных результатов обучения.

Цель данной работы: выявить и обобщить особенности использования юмористического дискурса, которые могут оказывать негативное воздействие на восприятие студентами преподавателя и учебной среды, и, соответственно, отрицательно сказываться на результатах и эффективности обучения.

Объект исследования: использование юмора в педагогической деятельности.

Предмет исследования: особенности использования юмора в преподавании и обучении, влияние юмористического дискурса на восприятие студентами преподавателя и учебной среды, а также на эффективность преподавания и обучения.

Методы исследования: анализ литературных источников, психолого-педагогическое наблюдение, педагогический анализ и обобщение педагогического опыта.

Изложение основного материала статьи. Результаты многочисленных исследований [1] - [17] доказывают, что юмор как педагогический инструмент помогает стимулировать интерес и поддерживать концентрацию внимания обучающихся, усиливает мотивацию, заметно влияет на усвоение и запоминание изучаемого материала, формирует конструктивное отношение к ошибкам, стимулирует творческие способности и критическое мышление. Многие исследователи, в частности [12], писали о негативном влиянии тревожности на способность к обучению. Юмор помогает преодолеть стресс и нервозность и, таким образом, сделать студентов более восприимчивыми к обучению, что особенно важно для тех из них, кто боится совершать ошибки. Юмор может помочь менее общительным студентам справиться с робостью и стеснением, активнее включиться в групповую деятельность, осознать причастность к учебному коллективу, не чувствовать себя незащищенными или уязвимыми. Юмор снижает напряжение и способен устранить психологические барьеры и даже обезоружить агрессию.

В современной методологии создание позитивной, безопасной и свободной от стресса атмосферы рассматривается как обязательное условие для эффективного обучения. Чтобы добиться успеха в обучении и преподавании, необходимо таким образом организовать образовательный процесс, чтобы уровень тревожности был низким, а уровень комфорта высоким. Юмор способствует созданию непринужденной и открытой учебной среды, уменьшая беспокойство и стресс, и помогает сплотить учебный коллектив и сделать процесс обучения более продуктивным и увлекательным. Юмор, создавая на занятиях более расслабленную атмосферу, приносит чувство радости и удовольствия, ощущение большей удовлетворенности учебным процессом.

Исследователи указывают на гуманизирующий эффект юмора, отмечая его положительное влияние на образ преподавателя и на его взаимодействие с обучающимися. Юмор снижает авторитарную позицию преподавателя, позволяя ему стать фасилитатором учебного процесса, вселяет доверие и уважение и способствует созданию более глубоких межличностных отношений между преподавателем и студентами. Страх и тревога, естественные в любой новой и неизвестной ситуации, заметно снижаются, когда по мере развития партнерства со студентами преподаватель умело и уместно использует юмор.

Перечисленные выше преимущества юмора делают его мощным коммуникативным и педагогическим инструментом в руках преподавателя, положительно воздействующим на обучение и преподавание. Очевидно, что юмор, если он используется позитивно, может действовать как внутренний мотиватор, так как он вызывает положительные эмоции, стимулируя при этом устойчивый интерес и участие в построении собственного обучения. Позитивное использование юмора подводит обучающихся к решению проблем, разрешению противоречий и обоснованию своих взглядов на изучаемые вопросы. Однако, сила юмора очень велика: он может объединять и связывать людей и так же легко разделять их и разрушать отношения.

Существуют определенные закономерности и ограничения в использовании юмора в обучении, которые непременно следует учитывать, чтобы избежать возможного отрицательного влияния юмористического дискурса на обучающихся и на учебную среду. Пожалуй, самым главным из них является недопустимость негативного юмора, который определяется как отношение или точка зрения, предназначенные для принижения, высмеивания, дискриминации, а также поощрение негативизма среди обучающихся. Негативный юмор, и особенно сарказм, является разрушительным и может нанести серьезный вред. Такой юмор неуместен в обучении и, как и любой тип деструктивного поведения, должен быть немедленно взят под контроль. Негативный юмор жесток и враждебен, он может легко задеть чувство собственного достоинства обучающихся [15]. Оскорбительный юмор или неуместные шутки могут превратить возможное положительное учебное событие в негативную ситуацию. Отрицательный юмор может не только оказывать непосредственное влияние на обучающихся и учебный процесс, но и на их восприятие преподавателя.

Юмор не должен быть чрезмерным, в противном случае преподаватель может отвлечься от достижения запланированных результатов обучения и нанести ущерб обучающимся с точки зрения удовлетворения их образовательных потребностей. Избыточный юмор, особенно сопровождающийся громким смехом и гулом, способен нарушить концентрацию внимания и вызывать у некоторых обучающихся чувство разочарования, беспокойства, замешательства, раздражения и даже гнева. Вот почему продвинутые студенты часто заняты конструктивной работой, например чтением или повторением материала, пока остальные смеются. Таким студентам быстро становится скучно, и они считают юмор пустой тратой времени [8]. Они сконцентрированы на главном, их учебная деятельность структурирована, они ориентированы на достижения и стремятся полностью использовать свое время и рабочее пространство, избегая бесполезных действий [11]. Преподаватель должен уметь соблюдать баланс и интегрировать юмор в обучение так, чтобы прояснять сложные вопросы, направлять и поощрять познавательную деятельность студентов, помогать им отрывать новые перспективы и приобретать новые знания, а не просто развлекать и веселить их или с помощью шуток пытаться скрыть или замаскировать свою некомпетентность. Важно не злоупотреблять юмором, в противном случае он может потерять свою ценность и не принести желаемого эффекта.

Не стоит забывать также и о том, что обучающиеся должны быть подготовлены к восприятию юмора. Преподаватель не всегда знает личность и опыт обучающихся, поэтому использование юмора всегда сопряжено с некоторым риском. Шутки, которых студенты не понимают, которые не вызывают у них положительного отклика, едва ли принесут хоть какую-то пользу. Кроме того, не все студенты обладают хорошим чувством юмора и любят юмор. Несмотря на то, что юмор представляет собой явление универсальное, это явление социально-культурной природы, и существуют национальные и культурные различия в использовании, частоте и выражении юмора. Юмористический дискурс, который считается смешным для представителей одной культуры, может оказаться табу для другой. Преподавателям необходимо проявлять

осторожность при использовании юмора и обязательно учитывать возможность присутствия студентов из различных расовых, культурных и религиозных слоев.

Если оставить в стороне культурные и этнические вопросы, то разрыв между большинством преподавателей и студентов достаточно значителен. Подбирая шутки и забавные истории, преподавателям следует помнить, что то, что им кажется смешным, может быть просто непонятным их аудитории в силу разницы в возрасте и социальном опыте. Трудно предположить, что цитата из комедии двадцатилетней давности будет встречена всеми студентами с воодушевлением. Так же нелепо могут смотреться попытки преподавателя шутить, используя сленг, который употребляют студенты. Хотя в некоторых случаях это и может быть забавным, но такие шутки не имеют никакой образовательной ценности.

Стоит заметить, что и излишние старания преподавателя показаться смешным и непринужденным, как и неудачные попытки пошутить, скорее всего, произведут негативное впечатление. Такой же негативный эффект, недоумение и настороженность со стороны студентов может произвести и ситуация, когда преподаватель, не дожидаясь реакции аудитории, сам начинает смеяться над собственной шуткой. Все это лишний раз подтверждает тот факт, что использование юмора при всей кажущейся спонтанности этого явления должно быть тщательно продумано и заранее спланировано. Кроме того, педагогам необходимо тщательно отслеживать и анализировать реакцию аудитории на тот или иной юмористический дискурс и на основе сделанных выводов корректировать свое поведение. Если студенты почти всегда реагируют на юмор, смеясь и показывая, что он им нравится, то можно продолжать использовать тот тип юмора, который вызвал этот положительный эффект. Если же их реакция часто выражается иным, менее позитивным образом, целесообразно воздержаться от использования юмора, изменить тип юмора или использовать юмористический дискурс, созданный другими, а не свой собственный.

Использование юмора, как и применение любой другой педагогической технологии, должно быть методически обосновано и целесообразно, а юмористический дискурс должен преследовать конкретную педагогическую цель. Юмор должен иметь прямое отношение к изучаемому материалу, а его интеграция в учебный процесс должна быть направлена на более глубокое усвоение информации, ее запоминание и долгосрочное сохранение в памяти. Юмор должен соответствовать содержанию обучения и применяться в зависимости от конкретной ситуации.

Как было сказано выше, слишком большое напряжение во время занятия часто приводит к негативным последствиям для обучения: студенты замыкаются, теряют интерес, интенсивность познавательной деятельности резко падает. Однако, когда мы говорим о способности юмора снимать напряжение и расслаблять студентов, необходимо помнить, что слишком слабое напряжение может иметь такие же негативные последствия. Излишнее количество юмора может оказать негативное влияние на процесс обучения, придав ему несерьезный характер и снизив ценность как самого процесса обучения, так и того знания, которое оно несет. Таким образом, задача преподавателя заключается в том, чтобы найти баланс, при котором возможно создание оптимального уровня напряжения, необходимого для эффективного обучения.

Юмор можно рассматривать как идеальное средство для устранения неловких ситуаций, особенно связанных с ошибками. Однако, юмор не должен использоваться для унижения или насмешки над усилиями обучающихся. Очень важно, чтобы преподаватели научили студентов смеяться над ошибками, а не над людьми, которые их совершают.

Некоторые преподаватели боятся использовать юмор в обучении, так как считают его равносильным потере авторитета и, следовательно, чем-то, чего следует избегать. На самом деле они, вероятно, просто не осознают, насколько эффективно можно применять этот уникальный ресурс, ведь улыбка является мгновенным средством коммуникации и отличным средством мотивации. Совершенно очевидно, что для того, чтобы уметь использовать юмор, нужно самому иметь чувство юмора. Юмор является такой же подлинной человеческой реакцией и социальным навыком, как приветствие или общение. Мотивация, открытость, энтузиазм, страсть к своему предмету, профессиональная компетентность и опыт преподавателя проявляются, в том числе, и в его способности привнести юмор в обучение. Юмор должен носить конструктивный характер, быть понятным для всех обучающихся, соответствовать содержанию и создавать благоприятную учебную среду.

Выводы. Использование юмора и, как результат, смех в аудитории не означает, что преподаватель выступает в роли комика. Это скорее говорит о его ориентированности на обучающихся и о стремлении выполнить свою основную задачу -облегчить процесс обучения и повысить его качество. Поэтому, если юмор может сделать процесс обучения более эффективным и приятным, вызвать интерес и способствовать социальному взаимодействию, включение юмористического дискурса в обучение совершенно оправдано и целесообразно. Когда юмор запланирован как часть стратегии обучения, когда он уместен и корректен, возникает безопасная и благоприятная учебная среда, общение между студентами и преподавателем выходит на качественно новый уровень и становится более свободным и открытым. Не стоит игнорировать и тот факт, что, по мнению студентов, наличие чувства юмора повышает профессиональную привлекательность преподавателя. В этой связи авторам представляется, что целенаправленное развитие собственного чувства юмора и регулярное пополнение методической копилки преподавателя юмористическим содержанием, новыми образцами юмористического дискурса, помогут обдуманно, своевременно и органично включать юмор в канву занятий с целью максимально полной реализации его педагогического потенциала.

Литература:

1. Appleby, Drew C. Using humor in the college classroom: The pros and the cons / Drew C. Appleby // Psychology Teacher Network. - 2018. - Vol. 28. - No.1. - URL: https://www.apa.org/ed/precollege/ptn/2018/02/humor-college-classroom (дата обращения 21.06.2022).

2. Arambewela, R. Postgraduate international students from Asia: Factors influencing satisfaction / R. Arambewela, J. Hall, S. Zuhair // Journal of Marketing for Higher Education. - 2006. - No 15(2). - pp. 105-127.

3. Banas, John A. A review of humor in educational settings: Four decades of research / John A. Banas, Norah Dunbar, Dariela Rodriguez, Shr-Jie Liu // Communication Education. - 2011. - 60(1). - pp. 115-144.

4. Buskist, William. Elements of Master Teaching / William Buskist, Jason Sikorski, Tanya Buckley, Bryan K. Saville // The Teaching of Psychology: Essays in Honor of Wilbert J. McKeachie and Charles L. Brewer. - Taylor & Francis. - 2002. - pp. 27-39.

5. Busler, Jessica. What Constitutes Poor Teaching? A Preliminary Inquiry Into the Misbehaviors of Not-So-Good Instructors / Jessica Busler, Claire Kirk, Jared Keeley, William Buskist // Teaching of Psychology. - 2017. - Vol. 44. - Issue 4. - pp. 330-334.

6. Chabeli, M. Humor: A pedagogical tool to promote learning / M. Chabeli // Curationis. - 2008. - pp. 51-59.

7. Garner, R.L. Humor in pedagogy: How ha-ha can lead to aha! // R.L. Garner // College Teaching. - 2006. - 54(1). -pp. 177-180.

8. Gravett, S 2001: Adult learning: Designing and implementing learning events - a dialogic approach. Pretoria: Van Schaik Publishers.

9. Huss, John. The Attitudes of University Faculty toward Humor as a Pedagogical Tool: Can We Take a Joke? / John Huss, Shannon Eastep // Journal of Inquiry & Action in Education. - 2016. - No 8(1). - pp. 39-65.

10. Kirby, Lauren A.J. A Brief History of the Teacher Behavior Checklist / A.J. Lauren Kirby, Jessica N. Busler, Jared W. Keeley, William Buskist // New Directions for Teaching And Learning. - 2018. - No.156. - pp. 21-29.

11. Klopper, H. Nursing Education: A reflection / H. Klopper // Amabhuku Publications. - 2000.

12. Krashen, S.D. Second Language Acquisition and Second Language Learning / S.D. Krashen // Prentice Hall, New York. - 1988.

13. Schaeffer, Gerald. Student and Faculty Perceptions of Effective Teaching: A Successful Replication // Gerald Schaeffer, Kim Epting, Tracy Zinn, William Buskist. - Teaching of Psychology. - 2003. -Vol. 30. - No.2. - 133-136.

14. Strean, William B. Creating Student Engagement? HMM: Teaching and Learning with Humor, Music, and Movement // William B. Strean. - Creative Education. - 2011. - Vol. 2. - No. 3. - pp. 189-192.

15. Torok, S.E. Is humor an appreciated teaching tool? Perceptions of professors' teaching styles and use of humor / S.E. Torok, R.F. McMorris, W.C. Lin // College Teaching. - 2004. - No 52. - pp. 14-20.

16. Wagner, M., Urios-Aparisi, E. The use of humor in the foreign language classroom: Funny and effective? / M. Wagner, E. Urios-Aparisi. - Humor. - 2011. - No 24 (4). - pp. 399-434.

17. Wanzer, M.B., Frymier, A.B., Irwin, J. An explanation of the relationship between instructor humor and student learning: Instructional humor processing theory // M.B. Wanzer, A.B. Frymier, J. Irwin. - Communication Education. - 2010. - 59(1). -pp. 1-18.

Педагогика

УДК 37.013.43

преподаватель Матвеева Ольга Сергеевна

Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования

Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний России (г. Вологда)

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ МИГРАНТОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ

Аннотация. В статье рассматривается сложный и многомерный феномен социокультурной адаптации мигрантов в регионах России. Описываются различные педагогические и иные подходы к его определению. Автором сделана попытка объяснить основные причины формирования данного термина в педагогической науке. Отражены основные связи между смежными понятиями, из которых формируется социокультурная адаптация. Выделен ряд уровней педагогического контроля процесса адаптации мигрантов. Описаны и охарактеризованы индивидуально-психологические и педагогические факторы, влияющие на ее успешность. Автор отразил, с какими основными проблемами в процессе адаптации сталкиваются мигранты в России. Проанализированы не только проблемы, но и барьеры процессов социокультурной адаптации. Отражены характерные черты изменившихся социальных условий направленных на включение личности в изменившийся социум, социокультурную среду. Автор показал, что в целях достижения успешной социокультурной адаптации мигрантов в регионах России необходима разработка образовательных программ, направленных на гармонизацию отношений местного населения с мигрантами.

Ключевые слова: адаптация, мигранты, социокультурная адаптация, поликультурное пространство, культурная адаптация.

Annotation. The article deals with a complex and multidimensional phenomenon of socio-cultural adaptation of migrants in the regions of Russia. Various pedagogical and other approaches to its definition are described. The author made an attempt to explain the main reasons for the formation of this term in pedagogical science. The main links between related concepts, from which sociocultural adaptation is formed, are reflected. A number of levels of pedagogical control of the process of adaptation of migrants have been identified. The individual psychological and pedagogical factors influencing its success are described and characterized. The author reflected what are the main problems in the process of adaptation that migrants face in Russia. Not only the problems, but also the barriers of the processes of socio-cultural adaptation are analyzed. The characteristic features of the changed social conditions aimed at the inclusion of the individual in the changed society, socio-cultural environment are reflected. The author showed that in order to achieve successful socio-cultural adaptation of migrants in the regions of Russia, it is necessary to develop educational programs aimed at harmonizing relations between the local population and migrants.

Key words: adaptation, migrants, socio-cultural adaptation, multicultural space, cultural adaptation.

Введение. В непростых современных условиях на территории Российской Федерации продолжается рост численности внутренних и внешних мигрантов из различных краев и областей России, а также государств ближнего зарубежья таких, как: Казахстан, Белоруссия, Украина, Узбекистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Молдавия, Луганская и Донецкая Народные Республики и другие. Это чаще всего связано с непростыми и достаточно сложно решаемыми на прежних местах проживания проблемами стабилизации их экономического и бытового положения, доступного и достойного медицинского обслуживания, наличия работы и средств к существованию, возможностью получения образования, а на современном этапе и личной безопасностью и безопасностью своей семьи и близких родственников, например, в связи с вооруженным конфликтом и т.д. Согласно статистике Министерства внутренних дел Российской Федерации на 01.01.2022 г. на учете в Миграционных службах Российской Федерации находится более 16,5 млн. мигрантов. Территориальное распределение мигрантов определяется следующим образом: Москва - 1 249 644 чел., Санкт-Петербург - 718 567 чел., Свердловская область - 100 485 чел. и др. (Миграционная статистика России: сайт. - 2022. - URL https://migrantvisa.ru/russia.mi (дата обращения: 01.07.2022)). Пребывание их на чужой территории всегда связано с успешной, частично успешной или в полной мере не успешной социокультурной адаптацией. Любая личность при попадании на чужую территорию сталкивается с целым рядом различных проблем, в том числе и адаптационных. Мы никогда не задумываемся, что при переселении, как личность адаптируется, насколько успешно, что ей мешает в адаптации, в чем ей нужна поддержка.

Изучение данного вида адаптации мигрантов является актуальным с точки зрения организации педагогического мониторинга за результатами этого процесса, охватывающего всевозможные стороны индивидуальной (личной) или групповой (общественной) жизни мигрантов, в том числе: вынужденных мигрантов, работающих, обучающихся или получающих дополнительное образование на территории России.

Изложение основного материала статьи. Масштабность миграционных потоков в нашем обществе и весомость тех социальных и культурных перемен, которые проникают в различные сферы жизни нашей страны в целом, определяет пристальное внимание к изучению данной проблемы представителей многих отраслей научного знания: педагогики, психологии, социологии, юриспруденции, философии. В большей степени речь идет о роли и влиянии внутренних и внешних мигрантов на процессы их социокультурной, педагогической, психологической адаптации в регионах России, а также развития общества и регионов РФ в целом, в которых они селятся или временно проживают.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.