Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
249
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшая школа / эффективное обучение / взаимоотношения преподавателей и студентов / педагогическое общение / педагогика взаимодействия / принципы и приёмы взаимодействия преподавателей и студентов / навыки межличностного общения / higher school / effective teaching / teacher-student relations / pedagogical communication / pedagogy of interaction / principles and techniques of interaction between teachers and students / interpersonal communication

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А В. Цветкова

В статье рассматриваются потребности современной высшей школы в части решения проблемы эффективного качества преподавания. Основное внимание акцентируется на обеспечении конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов. Раскрываются такие понятия, как педагогическое общение, взаимодействие и взаимопонимание студентов и преподавателей, приводятся классификации стилей педагогического общения, проведён анализ зарубежной и российской литературы по данной теме. Обоснована практическая ценность формирования взаимоотношений между преподавателем и студентами в высших учебных заведениях, использования приёмов установления взаимопонимания между преподавателем и студентами. Подчеркивается, что владение приёмами межличностного общения является необходимым условием управления образовательным процессом. На основании проведённых опросов студентов и преподавателей и анализов полученных результатов обобщены оптимальные педагогические принципы и приёмы, направленные на формирование конструктивного взаимодействия преподавателей со студентами, что приводит к повышению качества обучения и к лучшей успеваемости студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А В. Цветкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER–STUDENT INTERACTION AS ONE OF THE ASPECTS OF AN EFFECTIVE EDUCATIONAL PROCESS

The article examines the needs of modern higher education in terms of solving the problem of high-quality effective teaching. The main emphasis is placed on ensuring constructive interaction between teachers and students. Such concepts as pedagogical communication, interaction and mutual understanding of students and teachers are revealed, classifications of styles of pedagogical communication are given, an analysis of foreign and Russian literature on this topic is carried out. The practical value of forming relationships between teachers and students in higher educational institutions, the use of techniques for establishing mutual understanding between teachers and students is substantiated. It is emphasized that interpersonal communication techniques are necessary conditions for managing the educational process. On the basis of conducted surveys and analyses of the results obtained, optimal pedagogical principles and techniques aimed at forming constructive interaction between teachers and students are summarized , which can lead to an increase in the quality of education and better academic performance of students.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА»

provide an appropriate atmosphere through lowering anxiety, developing students' self-confidence and finding what motivates them to learn. It's a good idea for teachers to arrange group discussions on topics which are of interest for students. It would be great to involve native speakers into this discussion. When students in classroom feel happy to learn English, they are motivated and feel comfortable to speak in English that will lead to their trust in their abilities and self-confidence. Consequently, it will be easier for students to improve their language learning and speaking performance.

Библиографический список / References

Acceptance and awareness of the main problematic aspects of teaching a foreign language (English) in a non-linguistic higher education institution, identified and formulated in the article as a result of the research, open a broad perspective for further research in this direction, that certainly means development of an upgraded methodology of foreign language teaching in non-language universities, creation of more effective learning materials and appropriate strategies including linguistic and nonlinguistic aspects. This complex approach will enable us to graduate students with excellent foreign language skills and ability to fluently communicate with native speakers.

1. "Master Russian" (Russian Proverbs and Sayings). Available at: http://masterrussian.com/proverbs/russian_proverbs_8.htm

2. Collection of Bruce Lee's Quotes. Available at: https://minimalistquotes.com/bruce-lee-quote-18585/

3. "The Idioms" Largest Idioms Dictionary. Available at: https://www.theidioms.com/practice-makes-perfect/

4. Collection of quotes - AZ Quotes. Available at: https://www.azquotes.com/quotes/topics/learning-from-mistakes.html

5. Anton Chekhov's correspondence. Epistolary: P.I. Tchaikovsky, L.S. Mizinova, I.N. Potapenko, T.L. Schepkina-Kupernik, L.A. Avilova, V.F. Komissarzhevskaya, A.I. Yuzhin, Vl.I. Nemirovich-Danchenko, K.S. Stanislavsky, O.L. Knipper-Chekhova, A.M. Gorky, I.A. Bunin, A.I. Kuprin, S.P. Dyagilev. Letter of A.P. Chekhov to A.M. Gorky from September, 3, 1899. Yalta, 1904. Available at: http://az.lib.ru/c/chehow_a_p/perepiska_tom2.shtml

Статья поступила в редакцию 10.01.24

УДК 378

Tsvetkova A.V., senior teacher, Department of English Language and Professional Communication, Financial University under the Government of the Russian

Federation, (Moscow, Russia), E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

TEACHER-STUDENT INTERACTION AS ONE OF THE ASPECTS OF AN EFFECTIVE EDUCATIONAL PROCESS. The article examines the needs of modern higher education in terms of solving the problem of high-quality effective teaching. The main emphasis is placed on ensuring constructive interaction between teachers and students. Such concepts as pedagogical communication, interaction and mutual understanding of students and teachers are revealed, classifications of styles of pedagogical communication are given, an analysis of foreign and Russian literature on this topic is carried out. The practical value of forming relationships between teachers and students in higher educational institutions, the use of techniques for establishing mutual understanding between teachers and students is substantiated. It is emphasized that interpersonal communication techniques are necessary conditions for managing the educational process. On the basis of conducted surveys and analyses of the results obtained, optimal pedagogical principles and techniques aimed at forming constructive interaction between teachers and students are summarized , which can lead to an increase in the quality of education and better academic performance of students.

Key words: higher school, effective teaching, teacher-student relations, pedagogical communication, pedagogy of interaction, principles and techniques of interaction between teachers and students, interpersonal communication

А.В. Цееткоеа, ст. преп., Департамент английского языка и профессиональной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве

Российской Федерации, г. Москва, E-mail: AnVTsvetkova@fa.ru

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И СТУДЕНТА КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ ЭФФЕКТИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматриваются потребности современной высшей школы в части решения проблемы эффективного качества преподавания. Основное внимание акцентируется на обеспечении конструктивного взаимодействия преподавателей и студентов. Раскрываются такие понятия, как педагогическое общение, взаимодействие и взаимопонимание студентов и преподавателей, приводятся классификации стилей педагогического общения, проведён анализ зарубежной и российской литературы по данной теме. Обоснована практическая ценность формирования взаимоотношений между преподавателем и студентами в высших учебных заведениях, использования приёмов установления взаимопонимания между преподавателем и студентами. Подчеркивается, что владение приёмами межличностного общения является необходимым условием управления образовательным процессом. На основании проведённых опросов студентов и преподавателей и анализов полученных результатов обобщены оптимальные педагогические принципы и приёмы, направленные на формирование конструктивного взаимодействия преподавателей со студентами, что приводит к повышению качества обучения и к лучшей успеваемости студентов.

Ключевые слова: высшая школа, эффективное обучение, взаимоотношения преподавателей и студентов, педагогическое общение, педагогика взаимодействия, принципы и приёмы взаимодействия преподавателей и студентов, навыки межличностного общения

Современная высшая школа уделяет значительное внимание стратегиям, позволяющим улучшить качество преподавания. Одним из базовых аспектов, которые учитываются при определении качества образования, является взаимодействие преподавателя и обучающегося. На самом деле то, как обучающиеся взаимодействуют с преподавателем, имеет решающее значение для всех других форм взаимодействия в образовательном процессе. Если преподаватель поддерживает обучающегося, проявляет искреннюю заинтересованность в результатах его обучения, оказывает поддержку и сопровождение на каждом этапе образовательного процесса, то обучающийся с большей вероятностью захочет взаимодействовать с преподавателем и, как следствие, будет более восприимчив ко всем другим аспектам образовательного процесса.

Актуальность статьи определяется тем, что осведомлённость о механизмах успешного взаимодействия с обучающимися во время педагогической деятельности позволит преподавателям осмыслить степень влияния их текущих взаимоотношений с обучающимися на качество преподавания и в дальнейшем вносить необходимые изменения для улучшения результативности обучения и совершенствования профессиональной деятельности. Также приведённый анализ стилей и принципов взаимодействия, которыми руководствуются преподаватели, оказывающих самое непосредственное влияние на мотивацию студента, индивидуальную работу преподавателя и студента и в целом - на качество обучения, поможет преподавателям выбрать оптимальную тактику во взаимодействии со студентами. Использование выявленных в данной работе принципов и приёмов взаимодействия способствует активности и вовлечённости студентов в образо-

вательный процесс и ведёт к пониманию и практическому усвоению содержания обучения. Если студенты не вовлечены в образовательный процесс и являются просто формальным объектом для передачи учебного материала, то даже подача информации эмоционально и логически структурированного материала не принесёт желаемого эффекта. Когда обучающиеся активно ищут информацию для выполнения задания и вовлекаются в самостоятельную работу с материалом, они лучше усваивают и прорабатывают изучаемую тему.

Научная новизна данной работы состоит в изучении опыта российских и зарубежных исследователей относительно применения принципов и технологий эффективного взаимодействия с обучающимися.

В данной работе были предприняты попытки установления прямой закономерности между практическим применением принципов взаимодействия преподавателей и студентов и формированием устойчивого интереса к учебной дисциплине, возникновением мотивации для познавательной деятельности студента.

Практическая значимость работы отражена в том, что, используя данное исследование, у преподавателей появляется возможность понять причины неполной вовлеченности студентов в образовательный процесс, проанализировав их взаимоотношения с обучающимися. Преподаватели часто попадают в ловушку механики преподавания, думая о том, какие ресурсы использовать или на каких языковых формах сосредоточиться, постоянно обращаясь к административной прагматике. Это важные, неизбежные аспекты профессии преподавателя, но не менее важно планировать и преподавать, уделяя первостепенное внимание качеству отношений со студентами. Также в данной работе предлагаются не-

которые методические рекомендации по улучшению качества работы преподавателя.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что описанный анализ применения принципов взаимоотношений может быть использован для последующего изучения перспективности их применения в профессиональной деятельности педагога.

Были использованы такие методы научного исследования, как анализ научной и психолого-педагогической литературы; опросы студентов относительно качества преподавания в вузе и установления зависимости удовлетворенностью обучения от характера взаимоотношений преподавателей и студентов; анкетирование преподавателей, испытывающих затруднения в установлении взаимопонимания с отдельными студентами; обработка данных, полученных в результате работы с преподавателями, апробирующими использование принципов и технологий, направленных на эффективное взаимодействие с обучающимися.

В рамках научной работы объектом исследования стала природа взаимодействия преподавателя и студента в учебных группах, где преподаватели использовали или внедряли в качестве эксперимента принципы и приёмы взаимодействия, способствующие усилению взаимопонимания преподавателя и обучающихся.

Целью данного исследования являлось рассмотрение принципов взаимодействия преподавателя и студентов как фактора успешной профессионально-образовательной деятельности в вузе, изучение мнения студентов о качестве преподавания учебной дисциплины «Иностранный язык».

Для достижения цели потребовалось выполнение следующих задач: изучение опыта применения принципов, технологий, направленных на улучшение взаимопонимания, изучение стилей преподавания, анализ влияния технологий, принципов и приёмов установления взаимопонимания и улучшения взаимодействия при преподавании на проведение эффективных занятий, в том числе занятий по иностранному языку.

Одной из основополагающих целей системы высшего образования является обеспечение высокого качества образования на базе внедрения государственных образовательных стандартов, формирования социокультурного пространства, развития компетентности специалистов. Наиболее важным фактором, который способствует эффективному функционированию образовательного процесса, является взаимодействие его участников. Взаимодействие является совместной деятельностью по достижению целей, которые имеют общие результаты и решению проблем, относящиеся к каждому из участников. Для обеспечения эффективного взаимодействия между преподавателем и студентом, необходимо учитывать такие научно-практические аспекты, как учебно-методическая и научно-исследовательская работа, апробация современных образовательных технологий, разработка совместных проектов. Взаимодействие между преподавателем и студентом в педагогическом процессе способствует активизации обоих участников и формированию отношений на равных.

Таким образом, можно говорить о присутствии на занятиях педагогического общения как особого вида общения, но развивающегося по законам психологии взаимодействия человека с человеком. Знание о сильных и слабых сторонах основных стилей взаимоотношения преподавателя и обучающихся помогает выстроить конструктивное общение, избегая тех стилей преподавания, которые не способствуют налаживанию диалога между преподавателем и студентом, так например, при автократическом подходе, педагог только устанавливает свои требования и следит за их неукоснительным выполнением; при авторитарном стиле преподавания обучающиеся ещё могут участвовать в обсуждении вопросов, затрагивающих учебный процесс, но в конечном итоге все основные решения преподаватель оставляет за собой; при демократическом стиле преподаватель учитывает мнения обучающихся, стремится понять их, убеждает, а не приказывает и общается через диалог на равных. Также можно выделить непоследовательный стиль: преподаватель использует один из вышеперечисленных стилей руководства в зависимости от внешней ситуации и собственного эмоционального состояния; и игнорирующий стиль, который характеризуется тем, что преподаватель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность студентов, он не проявляет интереса к их мнениям и не принимает их во внимание при принятии решений, выполняя формально обязанности по передаче учебной и административной информации [1]. Этот стиль руководства может быть вредным для развития студентов, так как они не получают поддержки и руководства от преподавателя, что может привести к недостаточной мотивации и отсутствию развития необходимых для будущего профессионала навыков. Кроме того, игнорирующий стиль руководства может создать недоверие и негативное отношение студентов к преподавателю и учебному процессу. Поэтому важно, чтобы преподаватель применял демократический стиль руководства, который способствует активному участию студентов, развитию их лидерских навыков и мотивации к обучению.

Известный психолог В.А. Кан-Калик выделил следующие стили педагогического взаимодействия: общение, основанное на высоком профессиональном отношении преподавателя, общение, основанное на доброжелательности, общение-дистанция, общение-запугивание, общение-заигрывание и другие [2]. В педагогической практике обычно встречается то или иное сочетание этих стилей в той или иной пропорции, с преобладанием одного из них. Педагогическое взаимодействие можно считать оптимальным и конструктивным, если общение взаимодействующих субъектов происходит на равных, что подразумевает обмен

информацией, а не только её передачу, совместная деятельность выстроена с учетом индивидуальных способностей субъектов, а взаимопонимание достигается при взаимном эмоциональном принятии.

Образование по своей сути связано с отношениями. Причина, по которой обучающиеся посещают учебное заведение, заключается в том, чтобы быть с другими людьми и обучаться вместе с ними. При изучении языка потребность в собеседниках означает, что обучение носит глубоко социальный характер, возможно, в большей степени, чем при изучении других академических предметов. То, насколько хорошо выстроены взаимоотношения в конкретной образовательной среде - со сверстниками, с коллегами и преподавателями, может повлиять на обучение или преподавательский опыт.

Как для преподавателей, так и для обучающихся центральными отношениями являются отношения между преподавателем и студентом. Позитивные отношения между преподавателем и студентом определяются в таких характеристиках, как педагогическая забота, доверие, вовлеченность, уважение и эмпатия. Существуют две теории, которые помогают преподавателям лучше понять, что нужно обучающимся от их отношений с преподавателями: теория самоопределения и теория привязанности.

Теория самоопределения, описанная Эдвардом Л. Деси и Ричардом М. Райаном, является популярной точкой зрения для понимания вовлеченности, и на неё часто опираются для определения степени вовлеченности в отношения. Концепция теории самоопределения предполагает, что на качество благополучия человека влияет то, чувствует ли человек, что удовлетворяются три основные потребности: потребность в принадлежности, компетентности и автономии [3].

Абрахам Маслоу предположил, что потребность в принадлежности является основным источником мотивации человека [4].

Согласно Рою Баумейстеру и Марку Лири, все люди нуждаются в определенном минимальном количестве регулярных, приносящих удовлетворение социальных взаимодействий. Исходя из «потребности принадлежать» [5], люди вынуждены искать поддерживающие, прочные межличностные отношения. В учебном заведении позитивная групповая динамика и отношения со сверстниками много значат для определения чувства принадлежности в группе, но здесь важно добавить, что отношения обучающихся со своими преподавателями являются ключевым фактором, способствующим этому чувству принадлежности.

Исследователи Кэрол Гуденоу и Кэтлин Грейди описывают, что чувство принадлежности влияет на ту «степень, в которой учащиеся чувствуют себя лично принятыми, уважаемыми, включенными и поддерживаемыми другими в образовательной социальной среде» [6]. И наоборот, обучающиеся, которые не испытывают сильного чувства принадлежности к своей образовательной среде, часто описываются как отчужденные или недовольные. В нескольких научных исследованиях поддержка преподавателя была названа самым сильным предиктором принадлежности к учебному заведению, учебной группе по сравнению с поддержкой сверстников.

Преподаватели могут привить чувство принадлежности, создавая безопасную и здоровую обстановку, оказывая академическую и социальную поддержку, справедливо относясь к обучающимся. Формировать у обучающихся чувства принадлежности также возможно посредством поощрения академической успеваемости, предоставления обучающимся самостоятельности во время занятий, установления четких требований к ним.

Как ранее отмечалось, одной из основных потребностей обучающихся является потребность в компетентности, так как обучающимся важно верить в свои способности, справляться и выполнять задания, и здесь важно отметить существенный вклад преподавателя при организации такого обучения, при котором студенты могут почувствовать, что обучение приносит результаты для их профессионального роста, будет стимулировать их дальнейшую мотивацию к обучению. Помимо этого, при организации обучения необходимо учесть и потребность в автономии, когда обучающиеся имеют некоторый контроль над тем, что они делают. Это не означает полной независимости и, следовательно, не противоречит потребности в принадлежности. Обучающимся важно ощущать активный контроль над аспектами своей учебной жизни, когда они не просто получают знания от преподавателя, а самостоятельно добывают его во время творческого поиска, оценивают результаты своего труда, выстраивают собственную модель познания, а вклад преподавателя состоит в том, что он организует обучение таким образом, что выступает в основном в роли советчика, наставника, помогает обучающимся сделать выбор в использовании эффективной когнитивной стратегии.

Исследователь Кантышева А.А. в своей работе утверждает, что преподавателю стоит, к примеру, избегать типовых заданий, таких как представление доклада в форме презентации на определенную тему, что сводится к скачиванию студентом информации из Интернета, перевода с помощью интернет-ресурсов и механическому воспроизведению на занятии, без понимания смысла информации [7].

Вторая теория, которая объясняет конструктивные отношения между преподавателями и студентами, - это упомянутая ранее теория привязанности. Согласно теории привязанности, если преподаватель реагирует на ученика предсказуемым, эмпатичным и заботливым образом, отношения характеризуются чувством стабильности и безопасности. В свою очередь, это позволяет обучающемуся исследовать, рисковать, проявлять творческий подход, развивать чувство собственного достоинства и доверие к другим. Обучающимся необхо-

димо чувствовать доверие к преподавателю, знать, что они могут положиться на его поддержку в случае необходимости; с другой стороны, им также нужна уверенность, чтобы стать самостоятельными в своих действиях. Установление контакта с обучающимися по четырем аспектам взаимодействия: социальному, аффективному, когнитивному и поведенческому, необходимо для установления прочных взаимоотношений между преподавателем и студентом.

Преподаватели могут этого добиться, если будут следовать определённым принципам. С целью систематизации и подтверждения эффективности принципов для установления взаимопонимания со студентами нами был проведен ряд действий, а именно - опрос группы студентов, изучающих учебную дисциплину «Иностранный язык», изучение отзывов студентов об эффективности преподавания дисциплины «Иностранный язык», наблюдения за занятиями коллег в рамках взаимопосещений, анализ исследовательской литературы по данной теме. Группу студентов, изучающих дисциплину «Иностранный язык», просили ответить на вопрос: "Какие занятия могут вызвать и удержать интерес студентов?", а в отзывах попросили описать, какие характеристики, качества, действия преподавателей способствуют повышению мотивации по изучению данной дисциплины, а какие, наоборот, снижают заинтересованность в данной дисциплине. Первый принцип, на который стоит обратить внимание, - это принцип доступности, так как, чтобы взаимодействовать с преподавателем, обучающиеся должны чувствовать, что преподаватели открыты для взаимодействия: то есть преподавателям нужно быть доступными. Это может проявляться на двух уровнях. Во-первых, это выражается в том, доступны ли преподаватели на самом деле для общения. Часто в учебных заведениях есть возможности, когда обучающиеся могут прийти и поговорить с преподавателями о своих проблемах, и преподавателям не стоит избегать и игнорировать такое общение. Также всё больше преподавателей используют социальные сети и онлайн-платформы для общения с обучающимися, что является важным практическим шагом на пути к обеспечению доступности в эпоху цифровых технологий. Студенты отмечали в своих отзывах, что преподаватели не отвечают на их письма по электронной почте и не уделяют достаточно времени, чтобы ответить на возникающие в ходе образовательного процесса вопросы, ссылаясь на нехватку времени. Преподаватели могут не считать такую область общения со студентами важной, так как она выходит за рамки учебного занятия, но при игнорировании преподавателями данного варианта общения студенты отмечали, что он, возможно, не заинтересован в результативности обучения, успеваемости студента, и это приводило к тому, что снижались мотивация студентов и интерес к предмету такого преподавателя. Преподаватели могут разработать базовый «кодекс поведения», чтобы установить границы и защитить личное время, когда они недоступны, например, договориться о том, что никто не может связываться с группой через социальные сети после 17:00 в будние дни или вообще в выходные. Второй уровень доступности касается психологического расположения преподавателей к обучающимся.

Существует множество прямых и косвенных способов, с помощью которых преподаватели могут выразить их доступность, и особенно эффективным инструментом является самораскрытие. Преподаватели иностранных языков постоянно просят своих обучающихся делиться многими личными подробностями с точки зрения их симпатий, антипатий, надежд и страхов и т. д. в рамках коммуникативного взаимодействия. В установлении взаимопонимания такая практика может иметь существенное значение, если преподаватели предложат некоторую степень самораскрытия взамен.

Проведённый опрос и наблюдения за занятиями показали, что преподаватели, которые больше занимались самораскрытием, были более позитивно оценены студентами, что, в свою очередь, связано с мотивацией и интересом обучающихся. Однако здесь необходимо предостеречь: всё должно быть в меру - чрезмерный обмен информацией непрофессионален или действительно неуместен. Степень самораскрытия показывает желательную открытость по отношению к другим, честность. Это также демонстрирует готовность доверять другим и является важным компонентом социальной близости. Также согласно опросу, проведённому среди студентов, и отзывам, преподаватели, обладающие чувством юмора, получали самые высокие оценки и больше положительных отзывов. Юмор может быть еще одним способом ослабить эмоциональный фильтр и вызвать позитивный аффект, раскрывая обучающимся «человеческую» сторону преподавателя. Возможно, это очевидно, но все же следует подчеркнуть, что этим тоже нужно пользоваться с осторожностью. Обучающиеся должны распознавать утверждение или комментарий как юмористические, и только тогда, когда содержание и форма юмора уместна, это приведет к более глубокой когнитивной обработке, улучшению взаимоотношений и более эффективному обучению.

Второй принцип, который может помочь сформировать конструктивное взаимодействие, - это проявление чуткости со стороны преподавателя. Обучающиеся должны чувствовать, что их понимают и ценят. В любых отношениях эмпатия является ключевым компонентом. Эмпатия определяется как проникновение «в чувства и мысли» другого человека, попытка понять их и стремление передать это понимание другим. Другими словами, это означает способность встать на место другого человека и увидеть мир с его точки зрения. Эмпатия не означает согласия, а заключается в попытке понять других. Для этого мы делаем выводы и интерпретации, основанные на поведении других людей, на их вербальных и невербальных сообщениях. Мы можем постоянно совершенствовать свои навыки в этих областях, стараясь научиться понимать язык жестов, изучая литературу,

написанную о возрастной группе обучающихся, с которыми мы взаимодействуем. Мы также можем выступать в качестве ценных образцов для подражания, проявляя эмпатию во взаимодействии с обучающимися, сознательно развивая такие навыки у наших обучающихся и помогая им более чутко взаимодействовать друг с другом. Также нами был определён третий принцип эффективных взаимоотношений, когда преподаватель учитывает индивидуальность обучающегося. Всем обучающимся нравится осознавать, что преподаватель действительно знает, кто они такие, что их ценят как индивидуальности. Ориентация на обучающегося всегда была важным подходом, так как привлекает внимание к тому, что обучающиеся как личности привносят в образовательный процесс. Данный подход сочетает в себе внимание на отдельном обучающемся - его наследственности, опыте, перспективах, талантах, интересах, способностях и потребностях, но также делается акцент на методах преподавания, способствующих достижению наивысшего уровня - уровня мотивации, обучения и достижений для всех обучающихся. Таким образом, в этом подходе стоит выделить два аспекта: акцент на уникальности студента и намерение обеспечить такую атмосферу, когда все обучающиеся мотивированы на учёбу. Это подразумевает важность знакомства с обучающимися как с людьми, живущими за пределами учебного заведения, и как с обучающимися, обладающими предварительными знаниями и опытом.

Трудно эффективно планировать преподавание, если преподаватель не будет знать, какими знаниями обучающиеся уже владеют, на чем основываться, или что было бы лично интересно, значимо или актуально для них. Понимание текущих проблем идентичности студентов подразумевает нечто большее, чем просто анализ потребностей для того, чтобы сделать языковые задания соответствующими конкретным характеристикам обучающихся. Требуется более сознательное усилие, направленное на то, чтобы получить представление о личностях, которыми являются студенты, и о разнообразии уникального жизненного опыта, желаний и тревог которые они привносят с собой в учебную среду. Все обучающиеся нуждаются в поддержке. Это отражает сложность согласования потребностей отдельных обучающихся с потребностями всей группы. Одним из популярных в настоящее время подходов является дифференциация преподавания, что в идеале означает разработку занятий таким образом, чтобы все обучающиеся достигали одних и тех же целей и умений, но разными возможными способами. Причинами дифференциации могут быть разные предпочитаемые способы работы, разные интересы, а также разные способности и степень подготовленности. Однако здесь необходимо предостеречь относительно дифференциации по воспринимаемым способностям: это может привести к тому, что преподаватели создадут чрезмерно низкие задачи и заниженные ожидания для некоторых обучающихся, которые воспринимаются как обладающие более слабыми способностями. Это может привести к тому, что преподаватели будут согласны на более низкую успеваемость у таких студентов, прогресс в обучении этих студентов будет затруднён. Вместо этого цель состоит в том, чтобы дифференцировать обучение, но такими способами, которые бросают вызов и вовлекают всех студентов. Высокие ожидания не означают наличия одинаковых ожиданий для всех обучающихся: они относятся к каждому отдельному обучающемуся. Высокие ожидания - это вера в то, что все обучающиеся добьются ускоренного прогресса, превышающего тот, которого они достигли ранее, тогда траектория обучения для всех студентов будет расширена.

Существует много шагов, которые мы можем предпринять, чтобы персонализировать наше взаимодействие и укрепить взаимопонимание со студентами. Как утверждают многие психологи и исследователи данной темы, самое важное действие, которое преподаватели могут сделать для улучшения климата на занятии, - это выучить имена студентов. Это небольшое усилие со стороны преподавателя может многое значить для обучающегося с точки зрения чувства принадлежности и уважения. Как преподаватели иностранных языков, мы находимся в идеальном положении для личного общения с обучающимися, когда они делятся своими историями и личностями в рамках коммуникативных задач. Уделение времени знакомству со студентами, получению их собственной оценки относительно их способностей может иметь большое значение для построения прочных межличностных отношений. Хотя с некоторыми обучающимися может быть легче строить отношения, чем с другими, у всех обучающихся есть индивидуальные сильные стороны и характеры, которые мы можем научиться ценить.

Нами был проведен ещё один опрос группы студентов и преподавателей для исследования эффективных приёмов налаживания взаимопонимания между преподавателями и студентами. Респондентам предлагалось оценить, какие методы из предложенных они считают наиболее оптимальными с точки зрения создания успешных, доверительных, доброжелательных отношений между преподавателями и студентами и, как следствие, создания благоприятной атмосферы для мотивации студентов и эффективного образовательного процесса. Далее респондентов просили указать процентное соотношение учебного времени, которое можно выделить для каждого из этих приёмов. В анкете были перечислены приёмы, которые не занимают много времени, но показывают, что преподаватель заинтересован в личности обучающегося, а именно:

- запоминайте имена студентов;

- узнавайте что-то уникальное о каждом студенте и время от времени упоминайте об этом при них;

- спрашивайте об их увлечениях и жизни вне учебного заведения;

- включайте личные темы и примеры о студентах при обсуждении вопросов содержания;

- поддерживайте связь с обучающимися (ннапример, отправляйте домашние задания), которые отсутствовали на занятии.

Результаты анкетирования показали, что студенты высоко оценили все из вышеизложенных приёмов, и занятия преподавателей, которые пользовались данными приёмами, получили больше положительных отзывов. Они, по мнению студентов, признаны более успешными с точки зрения изложения и восприятия материала. В то же время преподаватели, признавая необходимость использования данных приёмов, указывали на их вторичность в сравнении с профессиональными приёмами обучения. А некоторые преподаватели вообще не видят большого смысла в их использовании, считая, что профессиональная компетентность должна быть основным компонентом успешного занятия.

В завершение отметим, что проблема взаимодействия преподавателей и студентов остается актуальной на протяжении всех времен. Проведенное исследование показало, что одним из основных факторов эффективности учебного процесса, успеха в изучении учебной дисциплины является умение преподавателя организовать педагогическое общение с обучаемыми, выстроить взаимопонимание между преподавателем и студентом, без которого невозможно достичь результативности обучения. Опросы и отзывы студентов показывают, что отношение обучающихся к дисциплине во многом зависит от их отношения к преподавателю. Недостаток взаимопонимания может привести к проблемам в усвоении учебной дисциплины, несмотря на профессиональные знания и эффективную методику преподавания. Проведенные опросы преподавателей и наблюдения за занятиями преподавателей также выявили потребность в переосмыслении многих, ставших привычными понятий и явлений

Библиографический список

образовательного пространства, педагогического взаимодействия. Ещё не все преподаватели готовы узнавать психологические особенности каждого студента, выстраивать траекторию занятия, отталкиваясь от личных характеристик отдельного студента.

Многие преподаватели делают акцент в основном на своих профессиональных знаниях и их передаче студентам, поддерживая своей позицией субъ-ектно-объектный характер образовательного процесса. Значительная часть преподавателей реагирует на поведение и отношение студентов к предмету и к самому преподавателю, опираясь на ранее ими приобретенные установки, когда трудности образовательного процесса в основном объяснялись, или нежеланием обучающихся учиться, или сложностью учебного материла для отдельных студентов. В то же время результаты, полученные при опросе студентов, и отзывы студентов подтверждают, что эффективность проводимых занятий выше, если позиция педагога меняется от воздействующей к взаимодействующей, что становится возможным, даже если преподаватель следует несложным принципам и приёмам для установления конструктивного взаимодействия.

Дальнейшие исследования в данной области следует посвятить более детальным изучениям приёмов, тактик, стратегий для преподавателей, использование которых поможет улучшить взаимодействие преподавателя и студента, а также рассмотрению того, что необходимо предпринять для того, чтобы эти тактики были положительно восприняты преподавателями, которые пока не готовы изменить свой стиль преподавания. Следовательно, дальнейшие исследования лучше провести при привлечении большего количества преподавателей и студентов, где имелась бы возможность провести сравнительный анализ эффективности образовательного процесса при смене стиля и тактики взаимодействия со студентами.

1. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. Москва: Просвещение, 1987.

3. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry. 2000; № 11: 227-268.

4. Маслоу А. Мотивация и Личность. Перевод Н. Мухиной, Т. Гутман. Санкт-Петербург: Питер, 2022.

5. Kelly-Ann A. The Psychology of Belonging. Melbourne: Routledge, 2020.

6. Goodenow C., Kathleen G.E. The Relationship of School Belonging and Friends' Values to Academic Motivation Among Urban Adolescent Students. The Journal of Experimental Education. 1993; № 62 (1): 60-71.

7. Кантышева А.А. Использование визуального канала восприятия информации для изучения иностранного языка в неязыковом вузе: инновационные подходы к традиционным средствам. Мир науки, культуры, образования. 2023; № 5 (102): 158-160.

References

1. Stolyarenko L.D. Psihologiya delovogo obscheniya i upravleniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 2005.

2. Kan-Kalik V.A. Uchitelyu o pedagogicheskom obschenii. Moskva: Prosveschenie, 1987.

3. Deci E.L., Ryan R.M. The "what" and "why" of goal pursuits: Human needs and the self-determination of behavior. Psychological Inquiry. 2000; № 11: 227-268.

4. Maslou A. Motivaciya i Lichnost'. Perevod N. Muhinoj, T. Gutman. Sankt-Peterburg: Piter, 2022.

5. Kelly-Ann A. The Psychology of Belonging. Melbourne: Routledge, 2020.

6. Goodenow C., Kathleen G.E. The Relationship of School Belonging and Friends' Values to Academic Motivation Among Urban Adolescent Students. The Journal of Experimental Education. 1993; № 62 (1): 60-71.

7. Kantysheva A.A. Ispol'zovanie vizual'nogo kanala vospriyatiya informacii dlya izucheniya inostrannogo yazyka v neyazykovom vuze: innovacionnye podhody k tradicionnym sredstvam. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2023; № 5 (102): 158-160.

Статья поступила в редакцию 20.01.24

УДК 372.881.111.1

Chetvertakova A.L., teacher, Financial University under the Government of the Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: alchetvertakova@fa.ru

DEBATES AS ENGLISH SPEAKING SKILLS DEVELOPER AMONG MULTI-LEVEL STUDENTS AT HIGH SCHOOL. The article referes to introduction of a debate method into an English lesson in order to develop English speaking skills in a multi-level group of high school students. The relevance of this research is owing to the fact that there is an increasing demand in the labor market for personnel able to communicate fluently in a foreign (English) language. The objective of the study is to prove the effectiveness in developing English speaking skills via debates. The novelty of the article lies in the strategy of developing English language skills among high school students in a multi-level group with the help of debates. Using this method, students develop critical thinking, persuasive reasoning, and the ability to express their thoughts clearly and coherently in English. Debates also develop students' ability to actively listen, respond appropriately, and engage in respectful dialogue. As a result, it was found that the created programs help to boost speaking skills as well as increases language proficiency. Additionally, students deal with public speaking fear and master skills in listening for detail. This article is dedicated to high school teachers.

Key words: debates, multi-level group, English language communication, high school

А.Л. Четвертакова, преп., Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, г. Москва, Е-mail: alchetvertakova@fa.ru

МЕТОД «ДЕБАТЫ» КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАЦИИ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ СРЕДИ УЧАЩИХСЯ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ВЛАДЕНИЯ ЯЗЫКОМ В СТАРШЕЙ ШКОЛЕ

Исследование посвящено практическому применению метода «дебаты» на уроке английского языка с целью развития навыка говорения у учеников старшей школы в условиях разноуровневой группы. Актуальность данной статьи обусловлена тем, что на рынке труда возрастает востребованность в кадрах, способных свободно общаться на иностранном (английском) языке. Цель исследования заключается в том, чтобы доказать эффективность развития навыков говорения на английском языке с помощью дебатов. Новизна статьи заключается в стратегии развития навыков английского языка у старшеклассников в многоуровневой группе с помощью дебатов. Используя этот метод, учащиеся развивают критическое мышление, способность убеждать оппонента,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.