Научная статья на тему 'УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ / ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ / КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ / ПРЕПОДАВАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / ЭТИКЕТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галынская Юлия Сергеевна, Звягинцев Виктор Владимирович, Коростелева Наталья Александровна

В работе рассмотрена проблема взаимодействия студентов и преподавателей, выраженная в нарушении норм и правил делового этикета в образовательном пространстве вуза. В качестве объекта исследования выступает деловой этикет; предмет исследования составил управленческий аспект соблюдения студентами этики поведения в системе «преподаватель - студент». Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать и определить основные подходы к разработке модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве. Гипотеза исследования: проблема соблюдения этических правил поведения студентами в процессе взаимодействия с преподавателями вызвана низким уровнем общей культуры личности и отсутствием целенаправленной систематической работы со студентами по их этикетной культуре общения. База проведения исследования: Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск. В исследовании, проведенном в 2020/2021 учебном году, приняли участие более 100 преподавателей и более 300 студентов. В результате анализа литературы, нормативно-правовой документации, наблюдения, анкетирования основных субъектов образования авторами определены направления разработки модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве, практическая реализация которой способствует повышению эффективности общения студентов и преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT ASPECT OF COMPLIANCE WITH BUSINESS ETIQUETTE IN THE EDUCATIONAL SPACE

The paper considers the problem of interaction between students and teachers, which is caused by the violation of the norms and rules of business etiquette in the educational space of the university. Business etiquette in the educational space was considered as the object of the research, and the subject of the research was the managerial aspect of students' observance of behavioral ethics in the “teacher - student” system. The purpose of the study: to theoretically and experimentally substantiate and determine the main approaches to the development of a model for managing the etiquette interaction in the educational space. Research hypothesis: the problem of compliance with ethical rules of behavior by students in the process of interaction with teachers is due to the presence of a low level of general culture of the individual and the lack of purposeful systematic work with students to improve their etiquette culture of communication. Research base: Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk. More than 100 teachers and more than 300 students of this university took part in the study, which was conducted in the 2020-2021 academic year. As a result of the analysis of the literature, regulatory documentation, observation, and survey of the main actors in education, the authors have identified the directions for developing a model for managing etiquette interaction in the educational space, the practical implementation of which contributes to improving the effectiveness of communication between students and teachers in the educational process.

Текст научной работы на тему «УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АСПЕКТ СОБЛЮДЕНИЯ ДЕЛОВОГО ЭТИКЕТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 32-40. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 32-40.

Научная статья

УДК 316.77+316.47:37

https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.4

Управленческий аспект соблюдения делового этикета в образовательном пространстве

Юлия Сергеевна Галынская1, Виктор Владимирович Звягинцев2, Наталья Александровна Коростелева3

123Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия

1barlak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1136-3945

2zvaga@bk.ru

3korostel_@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2238-0433

Аннотация. В работе рассмотрена проблема взаимодействия студентов и преподавателей, выраженная в нарушении норм и правил делового этикета в образовательном пространстве вуза. В качестве объекта исследования выступает деловой этикет; предмет исследования составил управленческий аспект соблюдения студентами этики поведения в системе «преподаватель - студент». Цель исследования: теоретически и экспериментально обосновать и определить основные подходы к разработке модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве. Гипотеза исследования: проблема соблюдения этических правил поведения студентами в процессе взаимодействия с преподавателями вызвана низким уровнем общей культуры личности и отсутствием целенаправленной систематической работы со студентами по их этикетной культуре общения. База проведения исследования: Сибирский университет потребительской кооперации, г. Новосибирск. В исследовании, проведенном в 2020/2021 учебном году, приняли участие более 100 преподавателей и более 300 студентов. В результате анализа литературы, нормативно-правовой документации, наблюдения, анкетирования основных субъектов образования авторами определены направления разработки модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве, практическая реализация которой способствует повышению эффективности общения студентов и преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

Ключевые слова: социология управления, деловой этикет, культура общения, преподаватели, студенты, этикетное взаимодействие, образовательное пространство

Для цитирования: Галынская Ю.С., Звягинцев В.В., Коростелева Н.А. Управленческий аспект соблюдения делового этикета в образовательном пространстве // Общество: социология, психология, педагогика. 2021. № 5. С. 32-40. https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.4

Original article

Management aspect of compliance with business etiquette in the educational space

Yulia S. Galynskaya1, Viktor V. Zvyagintsev2, Natalia A. Korosteleva3

123Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia 1barlak@list.ru, https://orcid.org/0000-0002-1136-3945 2zvaga@bk.ru

3korostel_@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-2238-0433

Abstract. The paper considers the problem of interaction between students and teachers, which is caused by the violation of the norms and rules of business etiquette in the educational space of the university. Business etiquette in the educational space was considered as the object of the research, and the subject of the research was the managerial aspect of students' observance of behavioral ethics in the "teacher - student" system. The purpose of the study: to theoretically and experimentally substantiate and determine the main approaches to the development of a model for managing the etiquette interaction in the educational space. Research hypothesis: the problem of compliance with ethical rules of behavior by students in the process of interaction with teachers is due to the presence of a low level of general culture of the individual and the lack of purposeful systematic work with students to improve their etiquette culture of communication. Research base: Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk. More than 100 teachers and more than 300 students of this university took part in the study, which was conducted in the 2020-2021 academic year. As a result of the analysis of the literature, regulatory documentation, observation, and survey of the main actors in education, the authors have identified the directions for developing a model for managing etiquette interaction in the educational space, the practical implementation of which contributes to improving the effectiveness of communication between students and teachers in the educational process.

Keywords: sociology of management, business etiquette, culture of communication, teachers, students, etiquette interaction, educational space

For citation: Galynskaya Yu.S., Zvyagintsev V.V., Korosteleva N.A. Management aspect of compliance with business etiquette in the educational space // Society: Sociology, Psychology, Pedagogics. 2021. No. 5. P. 32-40. (In Russ.). https://doi.org/10.24158/spp.2021.5.4

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном российском обществе, несомненно, коснулись и системы отечественного образования. Институт образования в любом обществе выступает не только как сфера обучения и воспитания подрастающего поколения, но и как один из ключевых показателей духовно-нравственного развития социума. Принятие гуманистических ценностей в системе образования выдвигает на первый план ценность личности обучающегося, богатство его духовного мира и, следовательно, общий уровень культуры поведения, в том числе уровень культуры общения [1]. В рамках настоящего исследования особый интерес для нас представляет управление взаимодействием преподавателей и обучающихся в образовательном пространстве высших учебных заведений. Актуальность изучения определяется ростом возникновения проблемных ситуаций в диадном взаимодействии «преподаватель -студент», вызванных нарушением правил делового этикета со стороны обучающихся.

Сотрудничество студентов с профессорско-преподавательским составом высшего учебного заведения - яркий пример делового общения, для успешной организации которого необходимо соблюдать основные правила и нормы деловой этики. Кроме того, в профессиональную подготовку студентов включены ориентиры, связанные с формированием и развитием их коммуникативной компетенции. Владение коммуникативными навыками предполагает знание и соблюдение культурных традиций общества, нравственных и этикетных норм общения, социально-психологических особенностей взаимодействия людей в различных деловых ситуациях [2]. Отношения «преподаватель - студент» это не только учебно-воспитательные отношения субъектов, различающихся по социально-профессиональному статусу, но и взаимодействие в процессе преподавания учебных дисциплин, в научно-исследовательской деятельности, учебной и производственной практиках, а также в интернет-пространстве [3].

В современной литературе по проблеме исследования можно встретить множество определений понятия «этикет» (А.К. Байбурин, Т.И. Холопова, Т.В. Цивьян и др.) [4]. В своем исследовании под этикетом мы понимаем установленный в обществе порядок поведения, включающий в себя совокупность норм и правил, которые регулируют внешние проявления человеческих взаимоотношений [5]. Этикет, в свою очередь, представляет собой важный компонент культуры поведения, определяемой как совокупность форм и способов поведения человека, в которой отражаются нравственные и эстетические нормы, принятые в том или ином обществе [6]. Современный российский этикет представляет собой комплексное сочетание исконных русских обычаев и традиций с правилами европейского этикета и выполняет несколько функций (табл. 1) [7].

Таблица 1 - Функции сов ременного этикета

Функция этикета Характеристика функции

Регулятивная Создание условий, благоприятных для взаимодействия людей, а также поведенческих ориентиров в той или иной социальной ситуации

Идентификационная Определение по манерам поведения человека его социального статуса и принадлежности к той или иной социальной группе

Коммуникативная Установление контакта между людьми и последующих доброжелательных взаимоотношений в общении

Этическая Формирование морально-нравственных идеалов и ценностей

Эстетическая Формирование поведения, которое является эстетически привлекательным в присутствии других людей

Воспитательная Принятие установленных правил поведения в качестве личных мировоззренческих установок

В настоящее время можно выделить достаточно большое количество видов этикета (дипломатический, военный, гостевой, общегражданский, религиозный и др.), из которых наибольший интерес для нашего исследования представляет деловой этикет, включающий совокупность норм и принципов, задающих стратегию и тактику деятельности людей в этикетных ситуациях делового общения [8].

Ошибочно полагать, что соблюдение делового этикета необходимо только для бизнесменов, предпринимателей, коммерсантов, т. е. тех людей, чья профессия связана с деятельностью в форме оказания услуг, торговли или производства. Он присутствует во всех сферах, где осуществляется социальное взаимодействие, в том числе в образовательном пространстве. И.Н. Курочкина считает, что деловой этикет - ведущий компонент морально-нравственного содержания личности, обладающий большим воспитательным потенциалом [9], в том числе в студенческой среде.

Вузовский этикет делового общения - система принципов и норм, личностных качеств, позволяющих выстраивать специфические «деловые» нравственные отношения в вузе, предназначенная для получения качественного высшего образования и достижения конечной цели - формирования личности современного специалиста, способной к профессиональному и нравственному совершенствованию. Конфликтные ситуации в общении с преподавателями во многом

определяются снижением общего уровня культуры студенческой молодежи и «размытостью» духовно-нравственных идеалов, неспособностью адекватно оценивать себя и свое поведение. На наш взгляд, одна из причин возникновения конфликтных ситуаций между студентами и преподавателями заключается в непонимании обучающимися сущности делового этикета, который создан для того, чтобы сделать общение максимально эффективным и сформировать уважительное доброжелательное отношение друг к другу.

В современном образовательном пространстве деловой вузовский этикет отличается демократичностью и гибкостью. Кроме того, новые образовательные технологии (сотовые телефоны, дистанционное обучение, электронная почта, образовательные интернет-платформы и т. д.) определяют новые правила делового этикета. Общение преподавателей и студентов по телефону и электронной почте - еще одна платформа культуры делового общения. Получение студентами высшего образования на платной основе, к сожалению, способствует развитию них мотивов потребления образовательных услуг с позиции «клиента», который «всегда прав» и снижению социального статуса преподавателей. При таком рыночном подходе к получению образования у студенческой молодежи некоторые нравственные ценности - вежливость, порядочность, деликатность - остаются в стороне. Интеллигентность, корректность, тактичность должны создавать такую атмосферу взаимодействия между преподавателями и студентами, когда последние становятся равными субъектами образовательного процесса [10].

К наиболее проблемным моментам в процессе коммуникации студентов с преподавателями можно отнести следующие: нарушение этикетных форм приветствия и прощания; неумение правильно использовать формы обращения к преподавателю; игнорирование правил соблюдения социальной дистанции в общении с преподавателями («панибратство»); неспособность сдерживать негативные эмоции и реакции в ответ на замечания или критику со стороны педагогов; низкий самоконтроль за невербальным поведением (мимика, жесты).

Мы полагаем, что соблюдение делового этикета студентами в общении с преподавателями улучшит качество взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности вуза. Для эффективного управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве необходимо использовать различные методы: лекции и их обсуждение, этические беседы, деловые игры, коммуникативные тренинги, воспитывающие ситуации и т. д. К сожалению, в вузах такие дисциплины, как «Профессиональная этика», «Деловое общение», «Деловой этикет», «Речевая коммуникация», либо вовсе исключаются из учебных планов по образовательным программам, либо наделяются статусом факультативных. При этом содержание данных дисциплин и их усвоение студентами следует направлять не только на применение полученных знаний, но и на процесс общения.

Повседневное взаимодействие преподавателей и студентов в Сибирском университете потребительской кооперации (СибУПК) реализуется через их участие в разнообразных социальных этикетных ситуациях в процессе обучения. Под этикетной понимается любая ситуация делового общения, в которой участники общения существенно различаются по полу, возрасту, социальному положению, степени родства и должны выстраивать свою модель общения с учетом таких различий. Следовательно, в образовательном пространстве вуза любое общение организуется по принципам делового этикета. Основные этикетные ситуации повседневного общения студента и преподавателя в СибУПК включают следующее: приветствие, обращение, прощание, извинение, благодарность, просьба, отказ, возражение, беседа.

В СибУПК созданы Правила внутреннего распорядка обучающихся [11], которые регламентируют поведение студентов в вузе. Эти правила размещены на сайте вуза, но найти их в поисковой строке по ключевым словам «правила этикета», «правила поведения» мы не смогли. Данные правила находятся на сайте университета в разделе «документы», а также в бумажном варианте -в структурных подразделениях. Правила поведения содержатся в Справочнике первокурсника в виде Кодекса чести студентов СибУПК и лишь в двух страницах заметки «Немного об этикете».

Нами применялся сплошной опрос: собирались мнения всех студентов, изучающих курс «Профессиональная этика и этикет». Анкета включала 3 блока вопросов: блок осведомленности о правилах поведения в вузе, блок наблюдаемых нарушений норм этикета в непосредственном взаимодействии субъектов образовательного пространства, блок наблюдаемых нарушений норм этикета в условиях дистанционного обучения. Опрос студентов показал, что 96,3 % не знают о существовании Правил внутреннего распорядка обучающихся. Среди преподавателей доля неосведомленных составила 94,8 %. Информированность о наличии Кодекса чести студентов СибУПК среди студентов выше - 83 %. Большинство преподавателей и вовсе не знают о его существовании. Очевидно, что доступность и популяризация правил поведения в вузе нуждаются в современных методах информатизации.

Мы проанализировали, какие стороны взаимодействия между студентами и преподавателями и этикетные ситуации делового общения охватывают Правила внутреннего распорядка обучающихся. Правила поведения студентов в этикетной ситуации «приветствия» отличаются неполнотой, регламентируют только невербальную форму приветствия (нужно вставать) при входе преподавателя в аудиторию. О том, как приветствовать и кто первым приветствует в других ситуациях (например, при встрече в коридоре, на улице, на территории студенческого городка), ничего не сказано.

Обращение к преподавателю регламентируется в ситуации, когда студенту нужно задать вопрос, и заключается в соблюдении правила поднятой руки (Правила внутреннего распорядка обучающихся, раздел 2 «Организация образовательного процесса», п. 2.18). Также в Кодексе чести говорится о недопустимости фамильярного обращения к сотрудникам университета. При этом опускается необходимость обращения к преподавателю по имени-отчеству. Кодекс чести студентов СибУПК содержит правило, запрещающее неуважительно вести себя по отношению к преподавателям. На наш взгляд, нужно пояснить, что считать неуважительным поведением, поскольку отсутствие обращения к преподавателю по имени-отчеству, безличность обращения также свидетельствуют о проявлении неуважения, безразличия, пренебрежения.

Проявлением неуважения, согласно Кодексу чести, считается пропуск занятий, опоздание, нетерпимость к обычаям и традициям других народов, культурным и иным особенностям «различных этнических, социальных групп и религиозных конфессий», использование на занятиях средств мобильной связи (об этом упоминается в заметке «Немного об этикете»). Правила внутреннего распорядка обучающихся затрагивают этикетные ситуации возражения и беседы через право студента «отстаивать свои взгляды и убеждения» и обязанность преподавателя не допускать дискриминации по убеждениям: «должны пресекаться преподавателем оскорбления и иное некорректное поведение в отношении людей, которые не поддерживают точку зрения обучающегося» [12]. Правила поведения студентов в этикетных ситуациях прощания, благодарности, просьбы, отказа, совета никак не прописаны. Ситуация извинения упоминается при опоздании на занятие.

Остальные правила поведения студентов касаются организации образовательного процесса: соблюдение сроков начала обучения (учебного года) и времени начала занятий (не опаздывать, входить в аудиторию со звонком, при опоздании входить с разрешения преподавателя), нормальной рабочей атмосферы в аудиториях (не шуметь, не разговаривать, не пользоваться мобильными телефонами, слушать и выполнять задания), чистоты и порядка «на началах самообслуживания». Этические нормы представлены в призыве к соблюдению чести и достоинства других участников образовательного процесса (Правила внутреннего распорядка обучающихся), требовании быть опрятными и не находиться в верхней одежде в помещениях вуза. Запрещается девиантное поведение, вандализм, порча имущества, нарушение требований охраны труда, безопасности, санитарии, гигиены.

Формулировка правил, касающихся поведения студентов, носит несистемный характер, размыта или обезличена. Непонятно, кто несет ответственность, и кто должен выполнять эти правила. Так, например, в п. 2.8 раздела «Организация образовательного процесса» прописывается необходимость создания нормальной рабочей обстановки во время учебного процесса: «С началом учебных занятий во всех учебных и прилегающих к ним помещениях Университета должны быть обеспечены тишина и порядок, необходимые для нормального хода учебных занятий (курсив наш)». Конкретизация этого правила, пояснение того, как и кто несет ответственность за тишину и порядок на занятиях, прописаны в п. 2.17 и 2.19: «Во время проведения учебных занятий обучающиеся обязаны внимательно слушать объяснения педагогического работника, ответы других обучающихся...»; «обучающимся не разрешается во время проведения любых видов занятий иметь включенные мобильные телефоны, вести беседы на отвлеченные темы, в том числе по телефону». Также находим правила, касающиеся обеспечения нормальной рабочей обстановки в вузе, в разделе 4 «Требования к поведению обучающихся на территории. университета», где в п. 4.1.8 студентам запрещается «громко разговаривать, шуметь ... бегать по коридорам во время учебных занятий (курсив наш)», что наталкивает на мысль, что после занятий бегать по коридорам можно.

Эти правила составлены на таком низком литературном и профессиональном уровне, что вряд ли будут способствовать воспитанию этики. В одном пункте объединены сразу четыре правила - запрет на разговоры и шум, нецензурную лексику, язык деструктивных и запрещенных неформальных групп (неприемлемость агрессии, защита от тоталитарных деструктивных сект) и «бегать по коридорам во время учебных занятий».

Право на отстаивание своей точки зрения содержится в разделе 2 «Организация образовательного процесса», а не в разделе 3 «Права и обязанности обучающихся». В этом же пункте запрещаются оскорбления человека, имеющего другую точку зрения, а также регламентируется

процедура задавания вопроса преподавателю, что относится к разным темам делового общения (спор и обращение к преподавателю с вопросом).

Примеры размытых формулировок правил находим в Кодексе чести: «соблюдать нормы студенческой этики и правила делового поведения в общении с другими студентами» (п. 3), «студент университета заботится о поддержании высокой академической культуры, атмосферы доверия и взаимного уважения» (п. 7).

Интересно отметить, что в разделе «Права и обязанности обучающихся» количество прав студентов составляет 30, а обязанностей - 17, что почти в 2 раза меньше. Причем эти обязанности не всегда четко определены, имеют неопределенные формулировки, например, «добросовестно осваивать образовательную программу», «стремиться к нравственному, духовному и физическому развитию и самосовершенствованию», «уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Университета, не создавать препятствий для получения образования другими обучающимися». Единственным конкретным правилом делового этикета в разделе обязанностей обучающихся является правило приветствия преподавателя - «вставать при входе преподавателя в аудиторию».

Этикет деловой одежды представлен в Правилах внутреннего распорядка обучающихся очень слабо - дресс-код сводится к необходимости сдавать верхнюю одежду в гардероб (п. 4.1.9) и выглядеть опрятными в университете, на улице и в общественных местах (п. 3.2.15). Причем в этом же правиле речь идет о совершенно другой, не этикетной, а этической категории - репутации вуза, причинение вреда которой тоже никак конкретно не прописано: не совершать поступков, наносящих ущерб репутации университета. Отдельные правила посвящены вопросам безопасности (запрет на оружие, режущие и колющие предметы, взрывчатые вещества), неприемлемость агрессии («запрещается... применять физическую силу... для выяснения отношений, запугивания и вымогательства, унижать и оскорблять людей»), вредных привычек (употребление наркотических веществ, курение, азартные игры).

Таким образом, можно сделать промежуточный вывод о том, что в вузе нет систематизации этикетных правил, они фрагментарны, разбросаны по разным разделам Правил внутреннего распорядка обучающихся и Кодекса чести. Однако второй документ содержит более конкретные формулировки. А самым доступным и понятным языком о правилах делового этикета в вузе сказано в заметке «Об этикете», содержащейся в Справочнике первокурсника. При этом правила этикета должны представлять собой отдельный логичный последовательный свод, кодекс, который затрагивает основные этикетные ситуации в образовательном пространстве.

Опрос преподавателей о наблюдаемых ими нарушениях этикета со стороны студентов показал следующее: 87,4 % респондентов отмечают, что при обращении к преподавателю студенты редко называют его по имени-отчеству, ограничиваясь лишь разрешительными безличными этикетными формулами: «Извините.», «Скажите, пожалуйста.», или просто используют Вы-форму: «А Вы отмечали ...», «А можно спросить.». Из числа опрошенных 23 % преподавателей отметили встречающиеся проявления грубости и хамства со стороны студентов; 24,7 % указали на используемую студентами нецензурную речь; 16,9 % сталкивались с проявлениями необоснованной агрессии. Большинство преподавателей (93,9 %) отмечают как минимум у трети студентов отсутствие внимания, отстраненную позицию, что выражается в разговорах друг с другом на занятии, прослушивании музыки в наушниках на лекции, использовании мобильных телефонов, нежелании вступать в диалог на занятии (рис. 1).

агрессия 16,9

нецензурная речь ( 24, 7

грубость, хамство (23,2

безличное обращение 87,4

невключенность, отвлечение внимания 93,9

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100

Рисунок 1 - Нарушения студентами правил поведения в образовательном пространстве

Дистанционный формат взаимодействия участников образовательного пространства показал: в электронной переписке с преподавателем по почте, в мессенджерах, чате Teams студенты не придают значения соблюдению правил этикета. В 95,8 % писем отсутствует обращение к преподавателю по имени-отчеству; в 72,4 % сообщений не упоминается тема; в 9,6 % писем есть только содержательная часть (вопрос, просьба); в 3 % обращений используется повелительный тон («Необходимо выслать ведомость на почту деканата»). В 17,6 % писем отсутствует приветствие; 14,1 % студентов берут на себя инициативу отправки голосовых сообщений преподавателю (рис. 2). При этом интервью с магистрами, обучающимися по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», показало, что одна пятая будущих педагогов придерживается либеральных взглядов на соблюдение норм этикета во взаимоотношениях студента и преподавателя. Магистры-педагоги не видят необходимости придерживаться жесткой этикетной позиции, считая, что она усложняет и замедляет общение.

присутствует только вопрос, просьба отправка голосового сообщения преподавателю отсутствие приветствия отсутствие темы отсутствие обращения

20

40

60

80

100

0

Рисунок 2 - Нарушения студентами правил поведения в виртуальном образовательном пространстве

На наш взгляд, полученные результаты объективно обусловлены самим форматом современного платного массового образования, в котором студент выступает клиентом, а преподаватель - оператором сервисной компании. Если рассматривать взаимодействие студентов и преподавателей в терминах рынка, тогда нужно учитывать свой сегмент - элитное (эксклюзивное) образование и массовое обслуживание.

Согласно теории маркетинга, в сервисных организациях существует правило: «Мы можем обслужить вас качественно, быстро и дешево. Вы можете выбрать две из этих трех характеристик». При этом качественно и быстро, но дорого будут обслуживать только в элитных учебных заведениях. Остальной массовый потребитель вынужден соглашаться или на быстрое и дешевое, но некачественное обслуживание, или на ожидание в очередях дешевых и качественных, а значит, массовых и неизбежно дефицитных услуг. Если проанализировать эти три комбинации, образовательная организация, которая предлагает платные образовательные услуги по высокой цене, должна заботиться о высоком качестве и скорости обслуживания. Но при этом массовый потребитель не ее целевая аудитория. Массовый клиент в любом случае сталкивается либо с ухудшением качества, либо со снижением скорости обслуживания.

В условиях массового обучения, в образовательных организациях, придерживающихся количественного подхода (набрать побольше «клиентов»), неизбежно будет страдать качество. Это выражается среди прочего в угнетении личностного начала как студентов, так и преподавателей. По данным нашего исследования, 76 % опрошенных преподавателей не запоминают имена студентов и не обращаются к ним по имени. Со стороны студентов эта цифра еще больше. При этом каждый человек ценит и всегда предпочитает сервис домашнего качества, индивидуальный подход, предполагающий личностную окраску отношений, учет характерологических и других психологических особенностей (аудиал, визуал, левополушарный, правополушарный и пр.).

На наш взгляд, управление взаимоотношениями студентов и преподавателей в условиях уклада рыночного типа должно основываться на усилении личностного начала, взаимного уважения и взаимной толерантности. Усиление личностного компонента взаимодействия предполагает формирование навыка обращения по имени (имени-отчеству) и обмен знаками уважения в разных этикетных ситуациях и разных форматах общения (живой диалог, общение по почте, в мессенджерах).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» [12] провозглашает формирование обучающегося как человека и гражданина, способного к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми. А это предполагает обретение студентом навыков делового общения, усвоение хороших манер, вежливости. Укрепление воспитательной функции образования высшей школы в России означает, что в образовательном пространстве вуза должно усилиться внимание и к внешней стороне взаимодействия - обмену знаками уважения.

Мы считаем, что эффективное диадное поведение участников образовательного процесса должно строиться на принципах уважения, человечности (гуманистической направленности), терпимости, требовательности и сознательности, целостности учебного и воспитательного процессов, ориентации на личностный и профессиональный рост, социальную активность студентов. Принцип уважения по отношению друг к другу в вузе включает проявление в деловом взаимодействии таких качеств, как скромность, деликатность, чуткость, тактичность, вежливость. Это предполагает главным образом построение отношений с учетом статусных, возрастных и половых различий субъектов коммуникации. Принцип гуманизма, на наш взгляд, выражается, в первую очередь, в освобождении студентов от пороков (дурных манер) и невежества, препятствующих личностному и профессиональному росту. Принцип развития социальной активности студента предполагает включение его в деятельность по улучшению образовательной среды, активное освоение им этикетных компетенций. Принцип требовательности заключается в принимаемых администрацией, преподавателями и студентами мерах по усилению личностного начала в образовательном процессе, установлении справедливых наказаний за нарушение правил поведения. Принцип ориентации на личностный и профессиональный рост означает формирование у студентов конструктивных жизненных установок, включая правильное представление об эффективном деловом взаимодействии. Принцип терпимости включает проявление эмпатии и выражается в стремлении участников образовательных отношений достичь взаимопонимания и согласования своих интересов без применения методов давления, опираясь на убеждение, разъяснение, просвещение, распространение научных знаний о профессиональной этике и этикете. Принцип сознательности предполагает наличие у участников коммуникации убежденности, понимания и добровольного принятия смысла этикетных норм взаимодействия.

Управление этикетными взаимодействиями студентов и преподавателей, по нашему мнению, должно начинаться с просвещения. Так, следует сделать доступным Кодекс этических правил в вузе (разместить его на сайте и в помещениях вуза так, чтобы все могли прочитать), стимулировать интерес к этикетным нормам с помощью организации конкурсов (например, конкурс плакатов, стендовых докладов по знанию правил этикета), организовать для студентов и преподавателей открытые занятия тренингового типа по формированию навыков вежливости.

В условиях конкурентной борьбы за качество образования нужно разработать для образовательной организации модель управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве, обеспечивающую консолидацию интересов субъектов его формирования на основе ориентации обучающихся на освоение новых этикетных компетенций.

Нами предложены две возможных позиции вуза к разработке модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве и два типа Кодекса делового общения.

Рыночная (современная) позиция в формировании Кодекса делового общения отличается асимметрией в определении прав и обязанностей студентов (преобладание прав); неформальной позицией «клиент всегда прав»; размытием и неполнотой формулировки правил поведения, меры ответственности, санкций за нарушение студентами правил поведения; угнетением личностного начала обучающихся и преподавателей в условиях массового образования. Партнерская позиция выделяется такими чертами, как участие администрации, преподавателя и студента в формировании Кодекса делового общения; взаимоуважение участников образовательных отношений; саморазвитие и освоение новых компетенций; усиление личностного начала во взаимодействии между студентами и преподавателями.

Традиционный тип Кодекса делового общения предполагает ответственное поведение обучающихся и освоение ими базовых правил этикета. Стимулирующий тип Кодекса делового общения ориентирован на саморазвитие и расширение этикетных компетенций.

Администрация вуза заинтересована в обеспечении социального порядка, получении прибыли, росте спроса на услуги образовательной организации и повышении конкурентоспособности. Социальная роль администрации в этой модели включает создание условий для соблюдения правил поведения в образовательном пространстве. Это предполагает внедрение современного подхода к формированию Кодекса поведения, основанного на сочетании взаимоуважения участников образовательного пространства и распространении научных знаний о профессиональной этике. Это обеспечивается через повышение статуса преподавателя в системе образовательных отношений; систематизацию правил поведения; контроль над соблюдением правил

поведения; информирование обучающихся о правилах поведения; стимулирование самоуправленческой активности студентов в распространении знаний об этикетных компетенциях.

Преподаватель нацелен на получение достойной заработной платы, общественное признание его труда и удовлетворенность от своей работы. Преподаватели нуждаются в воспроизводстве трудоспособности. Профессия типа «человек - человек» высококонтактная, требует развития организаторских и командных компетенций, чтобы управлять образовательным процессом, больших эмоциональных затрат, концентрации внимания, памяти, имеет высокие трансак-ционные издержки (профессиональное выгорание).

Преподаватели в модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве формируют содержание Кодекса поведения; осваивают новые этикетные компетенции; формируют у студентов этикетные компетенции; стимулируют интерес обучающихся к освоению новых правил взаимодействия в образовательном пространстве (взаимодействие в дистанционном формате); распространяют научные знания об этикете и профессиональной этике.

Социальная роль студента в такой модели включает участие в формировании Кодекса делового общения через механизмы студенческого самоуправления; соблюдение правил поведения; освоение новых этикетных компетенций; распространение научных знаний об этикете и профессиональной этике в студенческом сообществе (конкурсы знаний правил этикета, стендовых докладов, флешмобы, тренинги).

Мы предлагаем следующие механизмы реализации управления процедурами делового этикета в вузе:

1) информационно-образовательные механизмы необходимы для повышения осведомленности участников образовательных отношений о канонах вежливости и включают разработку норм поведения, плакатов, буклетов, наглядных форм представления этикетных норм взаимодействия;

2) стимулирующие механизмы направлены на повышение познавательной активности студентов в освоении правил делового общения и включают работу с лидерами мнений (активисты, члены студенческого совета, совета факультета и т. п.), проведение среди студентов конкурсов знаний норм взаимодействия, стендовых докладов, флешмобов и других популярных среди молодежи форм самоуправленческой активности;

3) отработка поведенческих навыков делового взаимодействия в учебном процессе осуществляется в форме деловых игр, тренингов, квестов. Она нацелена на экстраполяцию освоенных студентами этикетных компетенций в повседневное общение, практическую реализацию их в будущей профессиональной деятельности;

4) контрольно-рефлексивный механизм направлен на оценку участниками деловых отношений в вузе эффективности управления этикетным взаимодействием и состоит в диагностике качества образовательных отношений с помощью анкетирования, интервью, наблюдения, самоанализа.

В заключение отметим, что построение и практическая реализация разработанной на основе теоретического и эмпирического исследования модели управления этикетным взаимодействием в образовательном пространстве будет способствовать повышению эффективности общения студентов и преподавателей в учебно-воспитательном процессе.

Список источников:

1. Смирнова Н. М. Повышение уровня культуры общения в студенческой среде // Вестник Университета Российской академии образования. 2007. № 1. С. 39-42.

2. Лебедева А.Э. Сервисная деятельность. Томск, 2012. 294 с.

3. Формирование личности конкурентноспособного специалиста современной медицины на кафедре медицинской и биоорганической химии ХНМУ / А.О. Сыровая [и др.] // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2017. № 32. С. 35-39.

4. Жукова Т.А. Этика и культура менеджмента. Краснодар, 2019. 51 с.

5. Попова Л.О. Формирование у младших школьников эстетичности поведения на основе обучения правилам этикета // Инновационная наука. 2016. № 10 (2). С. 176-179.

6. Курочкина И.Н. Этикет в профессиональной подготовке педагога // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 3. С. 26-35.

7. Курочкина И.Н. Этикет в профессиональном образовании бакалавра и магистра педагогики // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. 2018. № 1. С. 28-35; Aleksandrova N., Dorofeev A. Everyday Culture of the Students: Peculiarities of Motivation // Education Sciences and Psychology. 2017. № 1 (43). P. 127-130.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Капкан М. В. Деловой этикет. Екатеринбург, 2017. 168 с.

9. Курочкина И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. М., 2012. 147 с.

10. Архипова Н.В. Перспективы применения тренинга педагогической коммуникации в системе повышения квалификации преподавателей вузов // Новые педагогические технологии. 2014. № XVII. С. 126-135.

11. Правила внутреннего распорядка обучающихся // Сибирский университет потребительской кооперации. URL: http://sibupk.su/students/docs (дата обращения: 23.05.2021).

12. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24 марта 2021 г.) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 23.05.2021).

Информация об авторах Ю.С. Галынская - кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия.

В.В. Звягинцев - кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия.

Н.А. Коростелева - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики, психологии и социологии Сибирского университета потребительской кооперации, Новосибирск, Россия.

Information about the authors V.V. Zvyagintsev - PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia.

Yu.S. Galynskaya - PhD in Social Science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia.

N.A. Korosteleva - PhD in Education Science, Associate Professor, Department of Pedagogy, Psychology and Sociology, Siberian University of Consumer Cooperatives, Novosibirsk, Russia.

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 19.04.2021 ; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 05.05.2021 ; Принята к публикации / Accepted for publication 27.05.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.