ЛИТЕРАТУРА
1. Зуозене, И.Ю. Поиск показателей, определяющих эффективность преодоления стартового отрезка в плавании / И.Ю. Зуозене, В. Скирене // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта. - 2009. - № 1. - С. 64-69.
2. Любимов, В.В. Плавание как способ улучшения осанки / В.В. Любимов, Н.Е. Курочкина // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки : сборник статей по материалам ХЫХ студенческой международной научно-практической конференции. - Новосибирск : Сибирская академическая книга, 2017. - С. 103-108.
3. Скирене, В. Сравнительный анализ техники старта пловцов разной квалификации / В. Скирене, Д. Саткунскене // Наука в олимпийском спорте. - 2004. - № 1. - С. 39-45.
4. Скирене, В. Исследования кинематических параметров старта в плавании / В. Скирене, Д. Саткунскене, Д. Дали // Наука в олимпийском спорте. - 2005. - № 2. - С. 182-186.
5. Чаплинский, Н.Н. Анализ техники современных вариантов стартового прыжка в плавании и разработка путей ее совершенствования : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Чаплинский Н.Н. - Москва, 1980. - 20 с.
6. Юхно, Ю.А. Биомеханический анализ техники выполнения стартовых движений высококвалифицированными спортсменами в плавании [Электронный ресурс] / Ю.А. Юхно. - Режим доступа : http:// lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n5/p60-65.htm. - Дата обращения: 07.03.2018.
7. Analysis of 50 m, 100 m and 200 m Freestyle swimmers at the 1992 Olympics Games / R. Arellano, P. Brown, J. Cappaert, R. Nelson // Journal of Applied Biomechanics. - 1994. - No. 10. - Р. 189-199.
REFERENCES
1. Zuozene, I.Yu. and Skirene, V. (2009), "Search for indicators that determine the effectiveness of overcoming the starting segment in swimming", Pedagogy, psychology and medico-biologic problems of science and sport, No. 1, pp. 64-69.
2. Lyubimov, V.V. and Kurochkina, N.E. (2017), "Swimming as a way to improve posture", In the collection: The scientific community of students of the XXI century. Humanitarian sciences. Collection of articles on the materials of the XLLХ student international scientific and practical conference, Siberian academic book, Novosibirsk, pp. 103-108.
3. Skirene, V. and Satkunskiene, D. (2004), "Comparative analysis of the technique of starting swimmers of different qualifications", Science in the Olympic sport, No. 1, pp. 39-45.
4. Skirene, V., Satkunskiene, D. and Dali, D. (2005), "Study of kinematic parameters of start in swimming", Science in the Olympic sport, No. 2, pp. 182-186.
5. Chaplinsky, N.N. (1980), Analysis of the technique of modern variants of the starting jump in swimming and the development of ways to improve it, dissertation, Moscow.
6. Yukhno, Yu.A. (2006), Biomechanical analysis of the technique of starting movements of highly skilled athletes in swimming, available at: http: // lib.sportedu.ru/Books/XXPI/2006n5/p60-65.htm.
7. Arellano, R., Brown, P., Cappaert, J. and Nelson, R. (1994), "Analysis of 50 m, 100 m and 200 m Freestyle swimmers at the 1992 Olympics Games", Journal ofApplied Biomechanics, No. 10, pp. 189-199.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 19.03.2018
УДК 372.881.111.1
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ С УЧЁТОМ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ НОРМ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ
Любовь Михайловна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Вячеславовна Осина, старший преподаватель, Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова (СГАУим. Н.И. Вавилова), г. Саратов
Аннотация
При введении в систему образования новых стандартов возникла необходимость активизации и развития индивидуальных качеств обучающихся. Речевой этикет и нормы делового
иноязычного общения относятся к базовым дисциплинам образовательных программ нового поколения. Для адаптации в современном обществе будущим специалистам необходимо не только усвоить коммуникативные деловые навыки, но и уметь применять их на практике в сфере профессиональной действительности. Рассмотрение вопроса о технологиях формирования коммуникативной компетенции делового пространства является немаловажным, т.к. речевой этикет делового общения будущих специалистов ставит данный навык в число необходимых деловых профессиональных качеств студентов. Для успешной и качественной трудовой деятельности необходимо научить студентов осуществлять деловые контакты на элементарном уровне. В статье представлены технологии формирования данных коммуникативных компетенций с учётом речевых этикетных норм делового общения.
Ключевые слова: речевые этикетные нормы, этика, деловое общение, самореализация личности, коммуникативная компетенция, высшее образование.
COMMUNICATIVE COMPETENCE FORMATION TECHNOLOGIES ACCORDING TO SPEECH ETIQUETTE NORMS OF BUSINESS COMMUNICATION
Lyubov Mikhailovna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vyacheslavovna Osina, the senior teacher, Saratov State Agrarian named after N.I. Vavilov, Saratov
Annotation
Modem educational standards are aimed at the development and improvement of individual students' qualities. Skills of business communication are necessary in dynamically developing economic conditions of modern life. The speech etiquette and norms of business foreign-language communication belong to basic disciplines of new educational programs. Using these skills, future graduates adapt in modern society more successfully. Training business programs define that in the course of the performance at lectures, seminars and practical training, students demonstrate low level of proficiency in speech etiquette norms. Students have to realize necessity to study process of making business contacts at the elementary level. The article presents the technologies of communicative competences formation under the speech etiquette norms of business communication.
Keywords: speech etiquette norms, ethics, business communication, self-realization of the personality, communicative competence, higher education.
ВВЕДЕНИЕ
Современные образовательные стандарты направлены на развитие и улучшение индивидуальных качеств обучающихся. Навыки делового общения необходимы в динамично развивающихся экономических условиях современной жизни. Речевой этикет и нормы делового иноязычного общения относятся к базовым дисциплинам образовательных программ нового поколения. Используя данные навыки, будущие выпускники быстрее адаптируются в современном обществе. Педагогическая практика показывает, что в процессе выступления на лекциях, семинарах и практических занятиях обучающиеся демонстрируют низкий уровень владения речевыми этикетными нормами. Студентов следует научить осуществлять деловые контакты на элементарном уровне [3].
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Основным принципом на занятиях по дисциплине «Деловой иностранный язык» является принцип взаимопроникновения и сочетания учебной и профессиональной направленности. Весь лексический материал в основном направлен на дальнейшую практическую деятельность студентов и представлен в широкоформатном режиме, что значительно улучшает усвоение изучаемого материала. Актуализация и интерактивность подобных приёмов помогают освоить значительно большее количество лексических единиц и успешно применять в разговорной речи не только фразы и выражения бытовой лексики, но и ориентироваться на лексику делового общения с учётом речевого этикета делового общения. Видео сюжеты с использованием системы «Диалог Нибелунг» (http://dialog-nibelung.ru/) позволяют выполнять задания, используя распознавание языка мимики и
жестов, т.к. при «живом» общении с представителями англоговорящих стран, данный арсенал необходим для достижения двустороннего понимания.
При введении новой деловой лексики иностранного языка, важно помнить, что видеоматериал на тему бизнеса увеличивает интерактивность обучения, так как эмоциональное воздействие позволяет усилить прямую реакцию на происходящие события, что обеспечивает стимуляцию познавательной активности и формирование речевых этикетных норм делового общения.
Услышать слово, увидеть артикуляцию воспроизводимых звуков, уловить особенности различных диалектов языка и жанров речи уже невозможно без современных видео сюжетов. Данный метод мотивирует развитие не только информационного пространства обучаемого, но и является хорошим стимулом к формированию деловых речевых навыков, побуждая обучаемых высказываться, воспроизводя увиденный и услышанный материал.
Упражнения по речевому этикету делового общения должны быть построены с учётом использования аутентичного материала, создающего объективную действительность социокультуры европейского общества. На занятиях по английскому языку студенты СГАУ им. Н.И. Вавилова изучают основные этикетные нормы и формулы следующих коммуникативных деловых ситуаций: светская беседа, деловой приём, общение по телефону, прохождение паспортного контроля, деловые переговоры и т.д., рассматривают вопросы, связанные с речевой корректностью, выработкой стратегии поведения при деловом общении. Использованные методы и формы промежуточного этапа имеют творческую, лич-ностно-ориентированную направленность и способствуют эффективной самореализации личности. Следует отметить, что рассматриваемый процесс является индивидуальным для каждого студента. Немаловажную роль при этом играет то, насколько успешно созданы в образовательном пространстве необходимые условия, реализуя которые педагоги обеспечивают личностно ориентированный подход к организации обучения студентов, тем самым инициируя формирование у них готовности к эффективной самореализации, а самореализация личности невозможна без самосовершенствования в течение всей жизни. [2].
Полученные навыки способствуют развитию интеллектуальных умений студентов, что позволяет усложнить и расширить тематическое пространство делового общения. В целях повышения интенсивности использования речевых этикетных устойчивых формул и выражений обсуждаются следующие темы: «Способы тренировки памяти» (Training your memory), «Информационные источники» (News and media), «Социальные факторы» (Social matters), «Правила поведения и свобода выбора» (Rules and freedom). В процессе дискуссии студенты воспроизводят изученные образцы, но и создают свои собственные речевые формулы, основанные на их личном убеждении. Главным итогом дискуссий является оценочное мнение о влиянии речевого этикета делового общения на успешное развитие деловых отношений. Обучаемые выполняют задания, в которых действия и поступки сопровождаются говорением, причём моделируемая ситуация делового общения предполагает использование вопросов-подсказок: 1) Вспомните встречу с интересным человеком в Вашей жизни. 2) Когда Вы встретились? 3) Какое впечатление он на Вас произвёл? 4) О чём Вы разговаривали? 5) Какие высказывания Вам запомнились? 6) Что Вам не понравилось? Данное задание способствует развитию навыков использования прямой и косвенной речи, а также развитию критического мышления. Фиксируются и дифференцируются корректные устойчивые формы вопросов: Могу ли я объяснить? (Could I explain?), Вы не возражаете, если я объясню? (Do you mind if I explain?), Не могли бы Вы объяснить мне? (Would you explain me?). Именно на данном этапе большое внимание уделяется особенностям формального и неформального делового общения. Студенты знакомятся с речевыми этикетными устойчивыми формулами и выражениями, характерными для формального или неформального стилей при деловом общении. Одним из направлений знакомства с формальным стилем становится презентация, план которой выстраивается с учётом требований зарубежного делового сообщества и содержит описание проблемы, риторические вопросы,
способы их решения, ожидаемые и полученные результаты.
Программа «Диалог Нибелунг» Саратовского ГАУ на кафедре «Иностранные языки и культура речи» позволяет студентам полностью погрузиться в интерактивную мультимедиа среду. Преподаватель получает возможность предоставить обучаемым больший объём материала, как для самостоятельного, так и для контактного обучения. Данная программа придаёт импульс процессу обучения, обогащает учебные занятия мультимедийным содержанием, расширяет кругозор студентов в деловом пространстве, позволяет преподавателю использовать необходимые инструменты для эффективного интерактивного общения с учащимися (чат-сессии, аудирование, передача коротких сообщений) [1].
Используя приобретённые знания, студенты грамотно и свободно выстраивают, анализируют и моделируют ситуации делового общения с использованием речевых этикетных формул. Многие студенты систематически применяют полученные умения в процессе личного общения с зарубежными студентами, обучающимися в СГАУ им. Н.И. Вавилова. В рамках внеаудиторной работы проводятся конференции на темы, посвящённые зарубежной деловой этике. В студенческих докладах демонстрируются отношения крупных мировых компаний к этической политике. Следует отметить, что речь обучаемых с каждым новым выступлением становится более грамотной и лексически свободной.
ВЫВОДЫ
В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык в деловой коммуникации» обучающиеся, в соответствии с ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20.04.2016г. № 444, формируют следующие компетенции: «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5) (http://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=273558). Для овладения данными навыками в полном объёме необходимо в первую очередь развивать умения и навыки речевого взаимодействия в деловом пространстве. Мониторинг, проведённый по результатам речевой деловой практики выявляется тот факт, что студенты полностью осознают необходимость использования речевого этикета делового общения в дальнейшей профессиональной деятельности; у обучаемых возрастает интерес к речевой этикетной культуре делового языка; студенты проявляют готовность к общению с представителями зарубежных стран. Данные показатели свидетельствуют о формировании высокого уровня коммуникативных навыков в процессе делового общения.
В процессе изучения дисциплины «Иностранный язык в деловой коммуникации» обучающиеся, в соответствии с ФГОС ВО, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 20.04.2016г. № 444, формируют следующие компетенции: «способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия» (ОК-5) (http://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=273558). Для овладения данными навыками в полном объёме необходимо в первую очередь развивать умения и навыки речевого взаимодействия в деловом пространстве.
ЛИТЕРАТУРА
1. Информационные технологии в языковом образовании: «Диалог Нибелунг» как средство формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов / Э.Б. Калиниченко, Л.М. Иванова, М.Н. Раздобарова, А.В. Ланина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2017. - № 5 (147). - С. 62-65.
2. Завьялова, М.С. Самореализация личности в условиях организации обучения иностранному языку / М.С. Завьялова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 11 (153). - С. 76-81.
3. Осина, Е.В. Обучение речевым этикетным нормам делового общения для социальной адаптации студентов в современном обществе (на примере английского языка) / Е.В. Осина //
Актуальные проблемы воспитания в образовательном процессе вуза : сборник статей Межвузовской научно-практической конференции / под общей редакцией О.М. Поповой. - Саратов : [б.и.], 2017. -С. 39-40.
REFERENCES
1. Kalinichenko, E.B., Ivanova, L.M., Razdobarova, M.N. and Lanina, A.V. (2017), "Information technologies in language education: "Dialogue Nibelung" as means of students' foreign-language communicative competence of formation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 147, No. 5, pp. 62-65.
2. Zavyalova, M.S. (2017), "Self-realization of the personality in the conditions of the organization of training in a foreign language", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.153, No.11, pp. 76-81.
3. Osina, E.V. (2017), "Speech etiquette norms of business communication training for students' social adaptation in modern society (on the example of English language)", conference Current problems of education in the process of higher education system, Saratov, pp. 39-40.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.03.2018
УДК 796.011.3
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОТЕНЦИАЛ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В
ВУЗЕ
Наталья Геннадьевна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент,
Игорь Ярославович Уразов, преподаватель, Кубанский государственный технологический университет, Краснодар
Аннотация
Известно, что за последние годы в России наблюдается устойчивая тенденция ухудшения здоровья и физического состояния студенческой молодежи. Одной из её причин является автоматизация и урбанизация производственных процессов, сильное распространение профессий, требующих интеллектуального труда больше, чем физического, и их сильная востребованность на рынке труда, вследствие чего они имеют высокую популярность среди абитуриентов при выборе специальности.
Ключевые слова: здоровье; студенты; образ жизни; факторы; организм; условия.
HEALTH-SAVING POTENTIAL OF STUDENTS AT THE UNIVERSITY
Natalia Gennadievna Ivanova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Igor Yaroslavovich Urazov, the teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar
Annotation
It is known that in recent years in Russia there has been a steady trend of deterioration in the health and physical condition of the student youth. One of its causes is the automation and urbanization of the production processes, the strong spread of occupations requiring intellectual labor more than physical labor, and their strong demand in the labor market, as a result of which they have a high popularity among applicants in choosing a specialty.
Keywords: health, students, lifestyle, factors, body, conditions.
На здоровье студента влияют несколько факторов. Важнейшим фактором, негативно влияющим на формирование здоровья студентов вузов и рост заболеваемости, является низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание обучающихся [1]. В них входят наследственность, так как некоторые болезни передаются генетически, и качество здравоохранения. Низкая двигательная активность вызывает состояние гиподинамии, характеризующееся рядом существенных нарушений физиологических