УДК 174
ОБ АКТУАЛЬНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ЭТИКЕТНЫХ НОРМ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
Елена Вячеславовна Осина, преподаватель,
Саратовский государственный аграрный университет им. Н. И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова)
Аннотация
Единое информационное пространство, образовавшееся в современной России, ставит перед высшей школой задачи в подготовке специалистов, владеющих речевым этикетом иноязычного делового общения как средством международных коммуникаций. Выпускник вуза должен обладать устойчивыми компетенциями в области общения, т.к. данные навыки позволяют легко интегрироваться в динамично развивающихся условиях рыночного производства. Современное общественное развитие характеризуется возрастающей интеллектуализацией процесса образования и ускоренными темпами научно-технического прогресса. Речевой этикет иноязычного делового общения является важной составляющей современных образовательных программ нового поколения. Введение в магистерские и бакалаврские программы по иностранному языку курса делового иноязычного общения актуализирует необходимость изучения и овладения навыками речевого этикета делового иноязычного общения.
Ключевые слова: этикет, этика, речевые этикетные нормы иноязычного делового общения, профессиональная подготовка студентов, высшая школа.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.02.96.p121-125
UPON RELEVANCE OF SPEECH ETIQUETTE STANDARDS FORMATIONS IN SPHERE OF BUSINESS COMMUNICATIONS AMONG THE HIGHER SCHOOL
STUDENTS Elena Vyacheslavovna Osina, the teacher,
Saratov State Agrarian University named after N.I. Vavilov
Annotation
The common information space, formed in modern Russia, sets for the higher school the tasks in the training of specialists, mastering the speech etiquette of foreign-language business communication as means of the international communications. The graduate of higher education institution has to possess steady competences in communication area since these skills allow to be integrated easily in dynamically developing conditions of market production. Modern social development is characterized by increasing intellectualization of process of education and the accelerated rates of scientific and technical progress. Foreign business etiquette is the most important component of the modern educational programs of new generation. Introduction in the course of the foreign language of master and bachelor programs of business communication actualizes the problem of learning and mastering the skills in the sphere of the foreign language business communication etiquette.
Keywords: etiquette, ethics, foreign language business communication etiquette, forming of business communication competence, professional training of students, higher school.
ВВЕДЕНИЕ
В интересах внедрения инноваций в процесс формирования компетенций в сфере делового иноязычного общения необходимо выработать и реализовать использование речевого этикета иноязычного делового общения как средства оптимизации конкурентоспособности будущего специалиста. Основной целью выпускника вуза является умение решать сложные задачи профессионального характера, поэтому необходимо превратить« учебный процесс в сотворчество субъектов (преподавателя и студента)» [3]. Таким образом, формирование и закрепление навыков в сфере делового общения способствует не только развитию профессиональных качеств будущего специалиста, но и активизации
его творческих способностей, раскрытию его индивидуальности, формированию креативного мышления.
МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
Проблема речевого этикета и в целом взаимосвязи этикета и речи была проанализирована в труде В.Е. Гольдина «Этикет и речь». Автор считает, что устойчивые формулы вежливости, относящиеся к знаковой системе и связанные с речью, их употребление и составляет речевой этикет [2]. Важно отметить, что эти знаки формулы вежливости так же, как и знаки неречевого этикета привязаны к определенным ситуациям.
Опираясь на определение речевого этикета В. Е. Гольдиным, как правил речевого поведения в определенных этикетных ситуациях, полагаем, что соблюдение и знание речевого этикета является существенной частью этики общения, том числе делового иноязычного. В контексте проводимого исследования важно отметить, что речевой этикет более тесно, чем просто речевые сообщения соотносится с конкретной ситуацией общения и, следовательно, имеет большое, практическое значение для формирования этических норм вербального общения. Данное обстоятельство открывает перед партнером по деловому общению возможность вырабатывать стратегию, темы деловых переговоров. Большое значение при этом играют этикетные правила вежливости, которые направлены на сближение интересов партнеров, выработке совместных стратегических действий. При отсутствии навыков в сфере делового общения современному специалисту будет доступен только минимум необходимой информации их переведённых статей, докладов в интересующей его области. Соблюдение речевых этикетных норм особенно актуально в начале общения, оно помогает установить контакт между партнёрами для последующей реализации совместных проектов. Особое внимание уделяется таким качествам как честность, целеустремлённость, кредитоспособность, лояльность, выполнение обязательств, справедливость, уважение к партнёрам по бизнесу, законопослушность, хорошая репутация, лидерские качества, высокие моральные принципы, ответственность. При формировании у студентов этических норм делового иноязычного общения, выборе соответствующих средств и методов необходимо учитывать значительные различия деловых культур России и Америки по параметру «индивидуализм-коллективизм». Отношение начальника и подчиненных по деловому общению в нашей стране определяются моральными нормами, в то время как в Америке они определяются контрактом, базирующимся на взаимной выгоде. Межличностные деловые отношения между людьми важнее бизнеса у нас, и наблюдается обратная тенденция в Америке. Менеджмент деловых отношений основывается на психологии группы в нашей стране и психологии личности в Америке. Формирование этических и этикетных норм делового общения у студентов требует специального обращения к понятию «деловой этикет» как важной его составляющей.
Педагогическая практика показывает, что в процессе обучения студенты вуза демонстрируют низкий уровень владения иностранным языком. Владение речевым этикетом иноязычного делового общения становится важным показателем профессионализма будущего специалиста: возрастает значимость прикладной этики, расширяется диапазон общения, варьируется состав участников массовой коммуникации. Владение речевым этикетом иноязычного делового общения становится важным показателем профессионализма выпускника вуза. Всё это актуализирует проблемы в сфере подготовки будущего специалиста. Формирование компетенций с использованием речевых этикетных норм иноязычного делового общения предполагает развитие умения вести диалог, используя различные речевые формы. Этические проблемы зачастую носят личностноориентированный характер, предоставляя объекту общения самому определять способы реализации поставленных целей.
Введение новых рабочих программ для вузов: « Деловой иностранный язык», «Иноязычное деловое общение» предполагает разработку и внедрение в процесс обуче-
ния экспериментальных групп авторских учебных пособий «Основы иноязычного делового общения», «Речевой этикет иноязычного делового общения», направленных на формирование компетенций с использованием речевых этикетных норм иноязычного делового общения.
Зарубежные исследователи определяют речевой этикет как экономическую категорию и уделяют большое внимание положительным или негативным последствиям использования или неиспользования тех или иных форм вежливости. К.Е. Годпастер [4] описывает возникновение этической проблемы в ходе работы с акционерами крупной американской компании, рассматривая речевой этикет как мощнейшее стратегическое средство на пути достижения поставленных целей. Заключение краткосрочных и долгосрочных соглашений, выполнение обязательств, корректность в изменении условий контракта, взаимодействие с коллективом и умение заинтересовать в достижении поставленных целей - все эти направления бизнеса невозможны без правильного и точного применения этикетных норм. Этикет - это не только вежливость в форме любезностей, прежде всего, это соблюдение тех или иных норм поведения, табу, ограничений, правил приветствия, одобрения и ведения переговоров в различных зарубежных странах.
Дж. Мориарти [5] считает, что деловая этика способствует целеустремлённому движению во всех сферах бизнеса. В настоящее время деловая этика в своём реальном воплощении затрагивает различные направления в области образования. В учебные европейские образовательные программы введены специальные предметы по речевому этикету делового общения, функционируют вузы, выпускающие специалистов в данном направлении- такие как Durham University Business School, The Institute for Business and Professional Ethics at DePaul University, Newcastle University Ethic Business School , Belmont University Center for Business Ethics и многие другие. Развитие и исследование делового этикета свидетельствует о необходимости изучения и введения речевого этикета делового общения в курс учебных программ высшей школы. Директор центра этики бизнеса университета Grand Valley Майкл Дэвайлд (http://www.gvsu.edu/business/ethics/), предлагает исследовать роль и влияние бизнеса в общественной жизни, изучить практику этики деловых отношений в сфере образования, бизнеса, стать профессионалом этикетного мастерства среди деловых людей, студентов, преподавателей и администраторов, которые стремятся понять отношения между бизнесом и пользой общения с соблюдением этикетных норм.
На начальном этапе формирования навыков речевого этикета делового иноязычного общения у студентов вузов необходимо определить понятие этикета делового общения, выделить этапы расширения лексического кругозора, обозначить основные принципы проведения деловых встреч и переговоров. Процессуальный компонент в ходе обучения групп студентов может включать применение различных методов обучения: проекты-презентации «Кодекс поведения на деловых переговорах», «Taboo or not taboo?», «Речевой этикет делового общения в различных англоговорящих странах; интеллектуальные игры «Бизнес-конференции», «Деловые переговоры с зарубежными партнёрами»; использование аутентичных учебников(«Ш company» by Mark Powell, «Market leader» by John Rogers), базы данных Интернет по рассматриваемой теме. Процесс профессиональной подготовки студентов к осуществлению делового иноязычного общения строится с учетом главной цели обучения иностранному языку для неязыковых специальностей в высшей школе, который рассматривают как средство межнационального и межкультур-ного общения для реализации коммуникативных и познавательных потребностей будущих специалистов [6, 7].
Одна из тенденций в подготовке будущего специалиста- развитие и совершенствование его профессиональных качеств. Это затрагивает как отдельного индивида, так и общества в целом. Новейшие образовательные технологии, ориентированные на формирование профессиональных навыков будущего специалиста должны быть направлены на
познавательную деятельность студентов, а так же на личностное развитие выпускников вузов. К подобным технологиям относятся психологические тренинги, игровое моделирование, круглые столы, пресс-конференции. Данные технологии помогают активизировать рост и становление профессионально-ориентированной личности. Глобализация мировой экономической территории, динамизм мирового и общественного развития оказывает решающее воздействие на формирование профессиональных качеств человека. Будущий специалист должен обладать не только широкопрофильными навыками, работодатель хочет видеть многопрофильного специалиста, а именно, способного, в целом к решению разного рода задач; способного мобилизовать волевой фактор при решении поставленных задач; имеющего достаточную подготовку в сфере коммуникаций, особенно в вопросах деловой этики.
В истории педагогики есть немало примеров, когда сложнейшие вопросы закрепляют известные уже профессиональные навыки. Поисковые факторы выявляют актуальность проблем и различные пути их разрешения. Необходимо рассматривать несколько путей разрешения конфликта, т. к. каждый из вариантов - это не только предметнопоисковый фактор, но и лексически расширенный контекст. Чем больший объём информации усваивает обучаемый, тем больше расширяется его кругозор в сфере профессиональной этики делового общения. Особенность овладения языковым материалом речевого этикета иноязычного делового общения заключается в постоянном изменении и обновлении словарного запаса.
ВЫВОДЫ
Английский язык обладает сложной системой словообразования, речевой этикет иноязычного делового общения в настоящее время следует рассматривать как микшированную структуру, т.к. в ходе делового общения используется огромное количество заимствованных иноязычных терминов. В современном обществе установлены достаточно высокие критерии подбора кадров. Изучение и введение в свою будущую деятельность речевого этикета иноязычного делового общения расширяет возможности трудоустройства выпускников вузов, т. к. знание и применение подобных норм является необходимым компонентом профессиональной деятельности будущих специалистов.
ЛИТЕРАТУРА
1. Полат, Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 2. - С. 4-10.
2. Гольдин, В.Е. Этикет и речь / В.Е. Гольдин. - Саратов : Изд-во Саратовского гос. ун-та, 1996. - 112 с.
3. Тенилов, Е.А. Формирование конкурентоспособности будущего специалиста-педагога в вузе // Современные проблемы науки и образования. - 2010. - № 1 - С. 63-66.
4. Goodpaster, K.E. Business ethics and stakeholder analysis // Theory and business / T.L. Bowie, N.E. Ethical, K.E. Goodpaster. - Upper Saddle River, N.J. : Prentice-hall, 2001. -P. 66-85.
5. Moriarty, J. Business, Ethics: An Overview / Jeffrey Moriarty // Bowling Green State University, Appears in Philosophy Compass. - 2008. - No 3 (5). - P. 3-13.
6. Мизюрова, Э.Ю. Проектная методика в формировании иноязычной компетенции студентов неязыковых вузов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2010. - № 7 (65). - С. 51-56.
7. Программа курса иностранного языка для вузов неязыковых специальностей [электронный ресурс] // URL: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/sin/prog.pdf. - Дата обращения 01.03.2013.
REFERENCES
1. Polat, E.S. (2000), “Method of projects at lessons of a foreign language”, Foreign languages at school, No. 2, pp. 4-10.
2. Goldin, V.E. (199б), Etiquette and speech, publishing house SSU, Saratov, Russian Federation.
3. Tenilov, E.A. (2010), "Formation of competitiveness of future specialist teacher in higher education institution", Modern problems of science and education, No. 1, pp. б3-бб
4. Goodpaster, K.E. (2001), Business ethics and stakeholder analysis, in T.L.Bowie, N.E., Ethical Theory and business, бШ ed., Prentice-hall, Upper Saddle River, N.J. ,pp. бб-8З.
З. Jeffrey Moriarty, Business, Ethics: An Overview, Bowling Green State University, Appears in Philosophy Compass 3:5 (200S).
6. Mizyurova E.Y. (2010), “Project methodology in formation of students’ foreign language competence in non - language institutions”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. бЗ, No. 7, pp. З1-Зб.
7. The foreign languages standard program for not linguistics specialized profession (2004), available at: http://narfu.ru/pomorsu.ru/www.pomorsu.ru/_doc/sin/prog.pdf.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.02.2012.
УДК 378
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКЕ У КУРСАНТОВ ВОЕННО-ФИЗКУЛЬТУРНОГО ВУЗА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБУЧАЮЩИХ ИГР
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Александра Игоревна Колоколова, соискатель,
Военный институт физической культуры, филиал Военно-медицинской академии имени
С.М. Кирова, Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследований авторов по обоснованию педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр. Данная модель прошла экспериментальную проверку в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной педагогической модели формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военнофизкультурного вуза с использованием обучающих игр. Так в экспериментальной группе по окончанию педагогического эксперимента преобладали лица с высоким (71,4%) и средним (13,7%) уровнем профессионально-коммуникативной подготовленности и лишь 1З,4% респондентов находились на низком уровне. А в контрольной группе число респондентов с высоким уровнем компетентности составило 2З,7%, средним - 33,2% и низким - 41,1%. Результаты проведенных исследований позволяют рекомендовать разработанную педагогическую модель формирования умений профессионального общения на иностранном языке у курсантов военно-физкультурного вуза с использованием обучающих игр в практику иноязычной подготовки курсантов других военноучебных заведений.
Ключевые слова: модель, иностранный язык, курсанты военно-физкультурного вуза, обучающие игры.
12З