Научная статья на тему 'Этикет в повседневной культуре студенчества'

Этикет в повседневной культуре студенчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4061
526
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБХОЖДЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМИ / ФОРМЫ ОБРАЩЕНИЯ И ПРИВЕТСТВИЙ / ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ МЕСТАХ / МАНЕРЫ И ОДЕЖДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осипова Ольга Александровна

Этикет есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Этикет в повседневной культуре студенчества»

ЭТИКЕТ В ПОВСЕДНЕВНОЙ КУЛЬТУРЕ СТУДЕНЧЕСТВА

Осипова Ольга Александровна - ТГУ им. Г.Р. Державина

Аннотация. Этикет - есть совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения.

Ключевые слова: обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда

Регламентация поведения и общения людей пронизывает всю историю человечества. Этикет -вообще - это совокупность правил поведения, регулирующих внешнее проявление человеческих взаимоотношений (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда). Этикет - составная часть внешней культуры человека и общества. В него входят те требования, которые приобретают характер более или менее строго регламентированного церемониала и в соблюдении которых имеет особое значение определенная форма поведения. Хотя этикет, в конечном счете, выражает содержание тех или иных принципов нравственности, в действительности же имеет чисто внешнюю, оторванную от своего нравственного содержания форму. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Из этого следует, что студенческая молодёжь также имеет свою систему ценностей и критерии поведения.

Следует отменить, что требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Это особенно характерно для студенческой среды, как мобильной и динамичной социальной группы.

Научный интерес к такой общественной группе молодежи, как студенчество, содержащее в себе потенциал непосредственного влияния на будущее общества. Изучение такого социального слоя, как студенчество, характеризующегося наибольшей нацеленностью на завтрашний день, на будущее, позволяет наиболее полно выявить изменения во взаимоотношениях со всеми

элементами структуры общества. Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению взаимопонимания, создает хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет не только направляет свои усилия на интеграцию, на взаимодействие студентов, но, также подчеркивает их социально-статусные и коммуникативные различия (пол, общественное положение, степень знакомства, родства и т. д.), точно указывая каждому его место в

общественной иерархии и определяя набор «допустимых — недопустимых» («приличных — неприличных») действий в соответствии с этим статусным положением человека. [3] Это напрямую связано с многообразием специальностей существующим в современных университетах и Вузах. Очень часто студенты разных факультетов имеют сложности в общении.

Динамичность изменений культурной ситуации в студенческом социокультурном пространстве Вуза обуславливает изучение этикета в повседневной культуре студенчества, что даёт возможность осуществлять профилактику культурных различий между студентами, формированию готовности находить оптимальные пути достижения тех или иных целей в непредсказуемых и непрограммированных ситуациях столкновения культур.

Этикет, правила приличия, манеры — все это, казалось бы, хорошо знакомо нам с детства.

Нас приучают быть вежливыми и тактичными в общении, иметь аккуратный внешний вид,

эстетично вести себя за столом, уверенно пользоваться столовыми приборами и т. д. Но, как писал в свое время Г. Гегель, «знакомое еще не есть познанное», и это в полной мере может быть отнесено к этикету. [4]

Общественный интерес к этикетной культуре, желание овладеть хорошими манерами не только не угасает, но даже в последние годы увеличивается (по крайней мере, среди наших соотечественников). Свидетельством тому стали повсеместно создаваемые разнообразные «школы

этикета и хороших манер» для детей и взрослых, гувернанток и предпринимателей, популярные издания о правилах приличного поведения, расходящиеся большими тиражами.

Теоретическая мысль нечасто обращается к феномену этикета, поэтому серьезных аналитических статей и монографий, посвященных системному, целостному научному исследованию этикета, практически нет. Социологи, этики, этнографы определяют феномен этикета по-разному. Одни делают акцент на том, что это необходимый компонент общения, другие изучают этнические особенности этикетных форм поведения, нередко растворяя этикет в ритуалах и обрядах. Третьи рассматривают его в системе моральных требований как группу самых простых, элементарных норм. При этом практически каждое из обычно даваемых этикету определений («культура общения», «совокупность норм и стандартов поведения», «элементарные правила человеческого общежития», «эстетика поведения» и т. п.) раскрывает только какую-то одну из сторон этого достаточно сложного и неоднозначного явления. В итоге мы имеем весьма расплывчатые и неопределенные представления об этикете. Поэтому комплексное изучение этикета в системе социокультурных взаимодействий, воссоздание целостного образа этикета как «культурной универсалии» представляется актуальной, творческой и перспективной задачей.

Современный этикет наследует обычаи всех народов от древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются членами не только какого-то одного общества, но и представителями самых различных социальнополитических систем, существующих в современном мире. Народы каждой страны вносят в этикет свои поправки и дополнения, обусловленные общественным строем страны, спецификой ее исторического строения, национальными традициями и обычаями.

Самого высокого развития, блеска, роскоши и строгости этикет достиг при Людовике 14, поэтому с 17 века Франция стала являться законодательницей вкуса, этикета и моды. В Россию европейский этикет проникает в начале 18 века. До этого же существовал общепринятый порядок при царском дворе и вне его, сформулированный в XVI веке в кодексе правил, названном "Домострой". В основе правил "Домостроя" лежало сословное деление общества и подчинение низших высшим, младших старшим. В семье утверждалась незыблемая власть главы дома над всеми домочадцами и слугами, и в случае их неповиновения главе дома предписывалось "сокрушать рёбра" тому, кто ослушался. В обществе была создана строгая иерархия подчинённости. К концу XVII века домостроевский порядок стал мешать развитию культуры и общества, и Пётр I расширяя границы общения России с другими государствами, стал прививать европейские нормы поведения в России. [13]

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста, динамического социального поведения в ближайшем будущем займет место основной интеллектуальной и производительной силы в обществе.

Студент (от лат. studens — усердно работающий, занимающийся) — учащийся высшего, в некоторых странах и среднего учебного заведения, в России - все учащиеся учреждений профессионального образования. В Древнем Риме и в Средние века студентами назывались любые лица, занятые процессом познания. С основанием в XII веке университетов термин стал употребляться для обозначения обучающихся и преподающих в них лиц; после введения учёных званий для преподавателей (магистр, профессор и др.) — только учащихся. [38]

Студенты очного отделения обычно посещают высшие учебные заведения, где слушают лекции, участвуют в семинарах, после чего сдают зачёты и экзамены, выполняют курсовые работы и участвуют в практике по специальности, а по окончании соответствующей ступени обучения выполняют дипломную работу. Неотъемлемой составляющей студенческой жизни всех стран и времён является сопутствующее посильное самопознание и самоопределение в личной и общественной жизни, в том числе через участие в самодеятельности, подработках, общественнополитической жизни.

Существенная социальная черта студенчества - его близость по характеру деятельности, интересам, ориентации к социальной группе интеллигенции, специалистов. Этим же определяется и внутренняя неоднородность студенчества не только по социальному происхождению, национальности, демографическим признакам, но прежде всего по чертам профессионального облика, близким к чертам соответствующих отрядов специалистов. Общей мировой тенденцией в условиях научно-технической революции является быстрый количественный рост студенчества, главным образом в индустриально развитых странах. С этим связаны демократизация высшего

образования, расширение социальных источников пополнения студенчества. Быстрое увеличение доли выходцев из различных слоёв трудящихся обусловило активное участие студенчества в массовых антивоенных и других антидемократических движениях, в борьбе за решение экологических проблем. Сложились и развиваются различные формы международного сотрудничества студенчества в этих движениях, а также в спорте (универсиады) и других видах общественной деятельности. [39]

Студенчество, являясь составной частью молодежи, представляет собой специфическую социальную группу, характеризующуюся особыми условиями жизни, труда и быта, социальным поведением и психологией, системой ценностных ориентаций. Для ее представителей подготовка к будущей деятельности в избранной сфере материального или духовного производства является главным, хотя и не единственным занятием.

Как социальная группа, студенчество является объединением молодых людей с определенными социально значимыми устремлениями и задачами. Вместе с тем студенчество, представляя собой специфическую группу учащейся молодежи, обладает присущими только ей особенностями.

Студенчество - это довольно мобильная социальная группа, его состав ежегодно меняется, так как число принимаемых в Вузы превышает число выпускаемых специалистов.

К числу специфических особенностей студенчества следует отнести еще несколько типичных черт. Прежде всего такую, как социальный престиж. Как отмечалось выше, студенчество является наиболее подготовленной, образованной частью молодежи, что, несомненно, выдвигает его в число передовых групп молодежи. Это в свою очередь предопределяет формирование специфических черт психологии студенческого возраста.

Стремясь завершить обучение в Вузе и таким образом реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что Вуз является одним из средств социального продвижения молодежи, а это служит объективной предпосылкой, формирующей психологию социального продвижения.

Культура повседневности студентов - мир повседневной жизни и повседневных практик, а также знания в виде опыта жизнедеятельности, ценности, нормы, традиции, верования, образцы, умения и навыки, необходимые для жизни в социальной и культурной среде. Основными сферами (составляющими) культуры повседневности студентов выступают: труд (учеба), досуг (отдых, свободное время), агрессия (борьба), игра (игровое начало человека), любовь и сексуальность.

Культура повседневности студентов представляет собой совокупность социальных связей, отношений, а также комплекс социальных, культурных норм, правил, которые регулируют поведение студентов и позволяют им продуктивно взаимодействовать и гармонично существовать вместе с другими индивидами (группами, общностями и т.д.). Этикет в повседневной культуре студентов во многом отражает внутреннюю культуру студенческой молодёжи, её нравственные и интеллектуальные качества. Умение правильно вести себя в студенческом обществе имеет очень большое значение: оно облегчает установление контактов, способствует достижению

взаимопонимания, создаёт хорошие, устойчивые взаимоотношения.

Этикет студента как и культура общения выражается в устойчивом стремлении сохранить собственное достоинство и не унизить достоинство другого; уважать его индивидуальность, быть терпимым к непосредственным партнерам, а также не переносить деловые конфликты на эмоциональную и личностную сферу взаимоотношений; щадить самолюбие собеседника; выдержать при необходимости психологическую паузу в споре; понять логику и мотивы собеседника; снять ненужный эмоциональный накал в общении.

Существенной проблемой изучения проявления этикета в повседневной культуре студенчества в том, что человек под наблюдением ведет себя должным образом. Тогда проявление культуры студентов выбрано ими на основе избегания неприятностей, а не на основе качественных личностных характеристик. Это усвоенное поведение под контролем может измениться в нестандартной ситуации. В поведении студента проявляются особенности его характера, его темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства и прочее.

В последние годы наблюдается снижение количества абитуриентов в связи со спадом рождаемости в 1988-1997 годах. Из-за демографического спада Вузы вынуждены принимать абитуриентов с низкими баллами по ЕГЭ. Таким образом поступить в Вуз может любой желающий, не зависимо от его умственных способностей и знаний. Это приводит к понижению уровня студенческой жизни, что ведёт к ещё большему расслоению студенческого общества.

Наличие и соблюдение этикетных норм в повседневной культуре студентов - это сложная малоизученная тема. Так как повседневная культура студенчества выстраивается из пёстрой мозаики отдельных личностей студентов. В поведении которых проявляются особенности характера, темперамента, взгляды, вкусы, привычки, эмоции, чувства. Выбор поведения зависит от: типа личности, психологической зрелости индивида, уровня воспитанности, психологического состояния и психологического здоровья. Но не смотря на значительные различия между отдельными студентами, в общем студенческий коллектив придерживается определённых этикетных норм. Ключевые для всего студенчества проблемные ситуации, такие как сессия, экзамены, семинары, выполнение домашних заданий объединяют студентов. Из года в год, проходя через конкретные испытания, студенты вырабатывают целую систему взаимоподдержки и взаимопомощи. Как элементарная повседневная поддержка (передать домашнее задание, предупредить о контрольной, поделиться шпаргалкой), так и значительная помощь друг другу (совместная подготовка к экзаменам, разъяснение непонятной темы, распределение вопросов, для более быстрого поиска и т. д.) выстраиваются в своеобразный кодекс хороших манер и правил поведения студента.

Но требования этикета не являются абсолютными: соблюдение их зависит от места, времени и обстоятельств. Поведение, недопустимое в одном месте и при одних обстоятельствах, может быть уместным в другом месте и при других обстоятельствах. Студенческий этикет также различен при разных обстоятельствах. Он состоит из:

1. Общение во время сессии предполагает наиболее напряжённую проблемную обстановку, что обуславливает сплочение студентов, для более плодотворной реализации учебной деятельности. Этикет данного временного периода порождает как взаимопомощь между студентами во время экзаменов, так и радость за успехи однокурсников.

2. Общение во время занятий происходит в присутствии педагога, и поэтому оно достаточно сдержано. Но несмотря на это, коммуникации между студентами не прекращаются. Более того, в студенческой среде считается уместным вести на занятиях различные диалоги на темы как совпадающие, так и не совпадающие с темой лекции.

3. Общение на перемене даёт больше возможностей для взаимодействия. Такие промежутки между парами даны для отдыха от лекций, и студенты свободно перемещаются по аудитории и разговаривают. Во время перемены уместным считается шутить, вести разговоры на различные темы, разговаривать по телефону и т. п.

4. Общение в свободное время характеризуется как самый непринуждённый вид взаимодействия студентов. Для такого общения студент выбирает людей, с которыми ему будет наиболее приятно проводить время. В свободное время студенчеством реализуется отдых от занятий, работы, домашних забот. Соответственно данное время характеризуется минимальной регламентацией как поведения, так и межличностного общения.

Конечно, отнюдь не все студенты соблюдают базовые нормы и ценности, которые присущи всем людям. Но, на основе выше сказанного, был сформирован кодекс современного студенчества. Совокупность личностных качеств воплощает в себе этикетные нормы присущие студенческой молодёжи:

1. Стремление к получению качественного образования;

2. Честность;

3. работоспособность;

4. Уважение;

5. Умение любить и быть любимым;

6. Сохранение достоинства;

7. Умение делать правильный выбор;

8. Дружба;

9. Милосердие;

10. Оптимизм;

11. Театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора;

1) Есть только один честный и единственно верный способ обеспечить свою будущую жизнь и жизнь своих близких - учиться. Главное - поставить перед собой четкие цели, и тогда обучение будет точно приносить радость: ведь в этом случае каждый рабочий день - это еще один шаг навстречу мечте.

2) Честное имя стоит гораздо больше, чем даже очень много денег, заработанных обманным путем. Быть честным - значит, быть уверенным в себе. «Если хочешь всегда быть правым, говори правду. Этим самым ты сделаешь честь самому себе».

3) Студенческий возраст характеризуется достижением наивысших, "пиковых" результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития. Учебная нагрузка в высшем учебном заведении рассчитана на здорового студента с учетом возрастных особенностей работоспособности. Установлено, что в 18-20 лет у человека наблюдается самая высокая скорость интеллектуальных и логических процессов.

4) Уважение приходит само безо всяких требований: студента или педагога уважают не потому, что ему так захотелось; а потому, что он, действительно, этого заслужил. Поэтому глупо просто так требовать от кого-либо уважения.

5) Самая большая ценность, которая есть у каждого молодого человека, это умение любить и быть любимым. Любить, значит, уметь сдерживаться и прощать. Любить, значит, уважать чужие чувства и идти навстречу.

6) Нужно сохранять достоинство. Достоинство - это не только и не столько внешние атрибуты, сколько внутреннее ощущение и состояние души.

7) Нужно самому делать выбор. «Никогда не слушай тех, кто говорит, что от тебя ничего не зависит в этой жизни. Конечно, обстоятельства и случайности оказывают влияние на каждого студента, но всё же главное - это мы сами.»

8) Студенческая дружба - наиболее интересная часть этикета студентов. Дружба делает каждого человека богаче: эмоционально, духовно.

9) ) Нужно быть милосердным. Милосердие лежит в самой природе человека: объяснить однокурснику непонятную тему - ведь это тоже милосердие!

10) Нужно быть оптимистом. Не верь тем, кто говорит, что тебе что-то не по силам. Если тебе не повезло, ты тоже должен радоваться: теперь ты получил самое ценное - опыт, который обязательно пригодится в будущем.

11) Молодость - это смелость. Быть молодым, значит, уметь совершать смелые поступки и делать новые открытия.

Данные позиции почти не отделимы друг от друга в реальной действительности. Они всегда действуют в совокупности, просто некоторые проявляются более ярко в разных ситуациях:

1. Во время сессии общение осуществляется в проблемной ситуации. Различные личностные качества студентов также вступают в резкие противоречия между собой. Например, такие качества, как сохранение достоинства и честность отходят на второй план перед дружбой и милосердием. Так студентам во время экзамена важнее поделиться шпаргалкой или дать списать товарищу нежели быть честным по отношению к преподавателю.

2. Во время занятий студенты находятся в менее напряженной, но предполагающей значительную сосредоточенность на обучении обстановке. В данной ситуации большинство личностных качеств выражено в равной степени. Выдвижение на первый план каких либо пунктов зависит лишь от интересов и целей отдельно взятого студента. Например: стремление к получению качественного образования, дружба, уважение к себе и окружающим...

3. На перемене время выделено студенту для небольшого отдыха и совершения необходимых дел. Большинство студентов на перемене осуществляют звонки по телефону, посещают буфет или туалетную комнату. Перечень личностных качеств для данного промежутка времени практически аналогичен перечню для времени занятий, но такой пункт, как стремление к получению качественного образования уступает первые позиции.

4. В свободное время студент общается с близкими и приятными ему людьми, это могут быть друзья, члены семьи, вторая половинка. Такое межличностное общение характеризуется отсутствием конфиденциальности, малой социальной дистанцией. Студенты в такой обстановке могут позволять себе вольности (как маленькие, так и большие), так как нормы поведения существенно сглаживаются. В свободное время особенно важны такие качества, как умение любить и быть любимым, умение дружить, театрализация, эстетизация поведения, острое чувство юмора, оптимизм и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что студенчество - это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Студенческий этикет представляет собой сложную совокупность норм и принципов. В данном параграфе выделены основные ситуативные вариации

вмещающие в себя всё разнообразие этикетных норм, также здесь отобраны и рассмотрены важнейшие личностные качества присущие современным студентам.

В завершении можно сказать, что этикет - это совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям: поведение в общественных местах, формы обращения и приветствий, манеры и одежда. Этикет позволяет людям без особых усилий пользоваться уже готовыми формами вежливости, принятой в данном обществе различными группами людей и на различных уровнях. Этикет в наши дни (современный этикет) расписывает поведение людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях — приемах, церемониях, переговорах. Различают несколько видов этикета, основным из которых являются: общегражданский этикет, военный этикет, дипломатический этикет:

-общегражданский этикет - совокупность правил, традиций и условностей, соблюдаемых гражданами при общении друг с другом;

-военный этикет - свод общепринятых в армии правил, норм и манер поведения военнослужащих во всех сферах их деятельности;

-дипломатический этикет- правила поведения дипломатов и других официальных лиц при контактах с друг другом на различных дипломатических приемах ,визитах, переговорах;

Студенческий этикет произрастает из общегражданского этикета и обладает многими схожими с ним чертами. Специфика студенческого этикета в том, что он формируется в молодёжной среде. Студенческая молодёжь - это наиболее динамичная и прогрессивная часть современного общества. Поэтому изучение этикета студентов является лакмусовой бумагой этикета всего общества.

Список используемой литератувы.

1. Этикет на каждый день - http://www.publiclibrarv.ru/readers/25kadr/etiket.htm

2. Этикет как культурная универсалия, Лихачёва Л. С. - http://www.ec-dejavu.net/e-2/Etiquette.html

3. Проблемы кросскультурной коммуникации студенческой молодежи -http://www.disserr.ru/contents/365161.html

4. «Этикет как культурная универсалия» Л. С. Лихачева -http://www.ec-dej avu. net/e-2/Etiquette.html

5. История этикета - http://www.etikets.ru/historv.php

6. Советский этикет. — Л., 1974. — С. 3.

7. Н.Н. Васнева «ЭТИКЕТ КАК ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ» -http://www.sociologv.mephi.ru/docs/kulturologia/html/vasneva.html

8. Этикет современного молодого человека - http://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

9. Культурологический словарь -http://sbiblio.com/biblio/content.aspx?dictid=5&wordid=73050

10. Основы этикета и искусство общения. СПб., 1993.

11. Формановская Н.И. Культура общения и речевой этикет. М., 2002.

12. Ю.В. Виноградова, "Секреты этикета. На молодежной тусовке". 2008г., Мн: Современная школа - 176 стр.

13. Этикет сквозь века - http://etiketsabina.blogspot.com/2011/05/blog-post 5413.html

14. Этикет - http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0b65625b2ac78a4d53b88521316c27 0.html

15. Этикет общения «поколения пепси» -http://otherreferats.allbest.ru/ethics/00013617 0.html

16. «Этикет от А до Я» - http://www.etiket.ru/

17. Межличностное общение - http://www.vevivi.ru/best/Mezhlichnostnoe-obshchenie-ref62331.html

18. Педагогика и психология высшей школы - http://krotov.info/lib sec/shso/71 rost2.html

19. Этикет в общественных местах, на улице -http://www.korvazhma.ru/articles/etiket/human streets.asp

20. Студенчество, как особая субкультура - http://otherreferats.allbest.ru/sociologv/00068302 0.html

21. Студент познает этикет -

http://za-nauku.mipt.ru/hardcopies/2006/ 1756-1758/group.html

22. ЭТИКЕТ СОВРЕМЕННОГО МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА - http ://www.bestreferat.ru/referat-190677.html

23. «Золотая книга этикета», Изд. «Вече», Москва, 2004 год.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. «Мы живем среди людей: Кодекс поведения». И.В. Дубровина. - М., 1989.

25. Абдулина О. А. «Личность студента в процессе профессиональной подготовки» // «Высшее образование в России». 1993. № 3.

26. Берак О., Шибаева Л. «Установка на развитие личности студента» // «Вестник высшей школы». 1990. № 10.

27. «портрет современного студента» -

http://knowledge.allbest.ru/sociology/2c0b65625a3bc68b5d53b88521216d37_0 .html

28. Общение как межличностное взаимодействие -http://bugabooks.com/book/32-vvedenie-v-psixologivu/64-3-obshhenie-kak-mezhlichnostnoe-vzaimodeistvie.html

29. ЭТИКЕТ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТА ДОШКОЛЬНОГО ПРОФИЛЯ - http://etiquette-life.narod.ru/statya.html

30. Правила поведения студентов - http://www.college-edu.ru/stud/rules_of_behaviour_of_students/

31. Правила поведения студентов в высших учебных заведениях -http://www.referat.ru/referats/view/26863

32. УСТАВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - http://www.com-papers.info/lib30/b30443z.htm

33. Деловой этикет - http://spb-tei.ru/2008/04/25/delovojj-ietiket-kursovaia..html

34. Этикет как важнейший компонент внешней культуры личности -http://knowledge.allbest.ru/ethics/3c0a65625b2ac78a5d53a88521216d27 0.html

35. Этикет молодого человека -

http://knowledge.allbest.ru/ethics/2c0a65635a2ad78a5c53b89521306d27 0.html

36. Взаимодействие преподавателей и студентов в Вузе -http://revolution.allbest.ru/psychology/00195411 0.html

37. Деловой этикет: сущность, структура, функции - http://www.muka-shop. com/mod/ shop/productID/54715/

38. Студент - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%F2%F3%E4%E5%ED%F2

39. Студенчество как особая социальная группа -http://otherreferats.allbest.ru/sociology/00038445_0.html ^

40. Дресс-код в университетах - http://youngtv.ru/obwestvo/339-dress-kod-v-universitetah-za-i-protiv.html ^

41. Ромах О. В. Культурология. Теория культуры. - Тамбов, 2002.

42. Мареева Е.В. Культурология. Теория культуры - Москва, 2003.

43. Пигалев А.И. Культурология - Волгоград, 1999.

44. Драч Г.В. Культурология - Москва, 2003.

45. Лотман Ю.М. К проблеме типологии культуры // ТЗС. Тарту, 1967.

46. Васильева Л. - Гангус. "Азбука вежливости". - М.- 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.