ПСИХОЛОГИЯ УДК 37.015.3
Анализ аспектов невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в образовательном процессе
Дарья И. Попова*, Маргарита Е. Беликова
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону, Российская Федерация *E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье рассматриваются различные аспекты невербальной коммуникации между преподавателем и обучающимися в ситуации обучения. Во введении авторами раскрывается актуальность темы, которая определяется тенденциями трансформации современного образования, одной из которых является более интенсивное использование активных методов обучения. Однако, применение таких методов невозможно без повышения качества взаимодействия между участниками образовательного процесса. Новизна исследования заключается в анализе составляющих невербальной коммуникации, а также в анализе влияния невербальной коммуникации в целом на качество обучения и взаимодействие преподавателя и обучающихся. В теоретическом обосновании авторами рассматриваются работы российских и иностранных авторов по следующим направлениям: вопросы соотношения вербальных и невербальных средств общения, виды невербальных средств общения, используемых в процессе обучения, анализ влияния невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимся, мнение преподавателей о невербальной коммуникации в ситуации обучения. В обсуждении результатов авторы обобщают основные темы исследования: 1) обосновывается важность сочетания у преподавателя навыков вербальной и невербальной коммуникации для обеспечения целостного и комплексного учебного процесса; 2) необходимость владения преподавателем большим спектром невербальных средств для гибкого и эффективного взаимодействие с обучающимся; 3) вследствие того, что процесс обучения неотделим от процесса педагогического общения, повышение качества общения через усиление невербальной стороны может привести к повышению качества и самого обучения. В заключении авторами подчеркивается важность использования невербальной коммуникации для создания мотивирующей, комфортной обстановки для обучающихся.
Ключевые слова
невербальная коммуникация, невербальные средства общения, обучение, преподаватель, обучающиеся
PSYCHOLOGY
Analysis of aspects of non-verbal communication between a teacher and students in the educational process
Daria I. Popova*, Margarita E. Belikova
Southern Federal University, Rostov-on-Don, Russian Federation * Corresponding author. E-mail: darpop@sfedu. ru
Abstract
The article deals with various aspects of non-verbal communication between a teacher and students in a learning situation. In the introduction, the authors reveal the relevance of the topic, which is determined by the trends of transformation of modern education, one of which is a more intensive use of active teaching methods. However, the use of such methods is impossible without improving the quality of interaction between participants in the educational process. The novelty of the research lies in the analysis of the components of non-verbal communication, as well as in the analysis of the impact of non-verbal communication in General on the quality of teaching and interaction between teachers and students. The theoretical substantiation, the authors discuss the work of Russian and foreign authors in the following areas: the correlation of the verbal and nonverbal communication, types of nonverbal communication used in the learning process, analysis of the impact of nonverbal communication on the quality of teaching and interaction with students, the opinion of teachers about nonverbal communication in learning situations. In discussion of results, the authors summarize the main research topics: 1) substantiates the importance of combining the teacher skills verbal and non-verbal communication to ensure a holistic and integrated educational process; 2) the need to acquire tutor a wide range of nonverbal means for compliant and effective interaction with students; 3) due to the fact that the learning process is inseparable from the process of pedagogical communication, improving the quality of communication through the strengthening of the nonverbal side may lead to improving the quality of the training. In conclusion, the authors emphasize the importance of using non-verbal communication to create a motivating, comfortable environment for students
Keywords
non-verbal communication, non-verbal means of communication, training, teacher, students
Введение
Образовательный процесс в университетах сегодня претерпевает значительные изменения. Необходимость включения активных методов обучения в процесс
ПСИХОЛОГИЯ
обучения представляет собой серьезный вызов для преподавателей. Многие активные методы, такие как проблемная лекция, дискуссия, дебаты, игровые методы, разбор ситуаций и другие, требуют от преподавателя не только повышения частоты общения с обучающимися, но и повышения его качества. Одной из важнейших составляющих межличностного общения является невербальная коммуникация, которая в образовательном процессе играет значительную роль, однако, в теории и практике процесса обучения внимания этому аспекту уделяется не так много. Тем не менее, грамотное и осознанное использование преподавателями невербальных средств общения вместе с высоким качеством вербального общения может значительно повысить общий уровень коммуникации с обучающимися и уровень процесса обучения в целом.
Negi отмечает, что вербальная коммуникация имеет решающее значение не только в обычном повседневном общении, она также не менее важна и для обучения, учителя постоянно уточняют, объясняют или обсуждают идеи, понятия, определяют новые термины для своих учеников, то есть, всячески взаимодействуют с ними вербально. При этом автор замечает, что, если «вместе с вербальным поведением учителя будут осведомлены о своей невербальной коммуникации, это, безусловно, поможет им (учителям) получить больший опыт в получении сообщений студентов, а также стать опытнее в отправке более точных сообщений» (Negi, 2009, с. 104). Н. Г. Лебедева указывает на важность взаимопонимания в процессе общения, и одну из причин неудач учителей в нахождении подхода к обучающимся автор видит в том, «что в процессе общения мы часто обращаем внимание на то, что мы говорим, но не на то, как мы говорим: с какой интонацией, с каким выражением лица, какими жестами мы пользуемся при этом, даже в какой позе мы стоим и т. д.» (Лебедева, 2019, с. 104).
Л. Тер-Саргсян, подчеркивая важность невербальной коммуникации в процессе обучения, замечает, что «именно «прочтение» невербального, экспрессивного репертуара собеседника способствует достижению взаимопонимания... может вооружить человека сведениями о морально-личностном потенциале партнера, о его внутреннем мире, настроении, чувствах и переживаниях, намерениях и ожиданиях, степени решительности или отсутствии таковой» (Тер-Саргсян, 2017).
С. Zeki на основе собственного исследования утверждает, что невербальное общение может быть важным источником мотивации и концентрации для обучения студентов, а также инструментом для привлечения и поддержания внимания, они в основном воспринимают зрительный контакт как источник мотивации, концентрации, энтузиазма и инструмент для привлечения и поддержания внимания ^еИ, 2009). Проведенный автором опрос студентов показал, что «невербальное общение преподавателя создает для них комфортную и расслабляющую атмосферу, что позволяет им обрести уверенность в себе, что также ведет к увеличению участия на занятии ^еИ, 2009, с. 1443).
PSYCHOLOGY
Аспекты невербальной коммуникации в процессе обучения сегодня активно изучаются в контексте обучения языкам и обучения в условиях межкультурной коммуникации (Sutiyatno, 2018; Тимофеева, 2017). При этом мы полагаем что более активное использование преподавателями невербальных средств общения вместе с вербальными может способствовать повышению качества процесса обучения в самых разных областях профессионального образования.
Таким образом, важность невербальной коммуникации в процессе обучения оказывается довольно велика, однако, на сегодняшний день недостаточно исследований, которые бы освещали конкретные психологические аспекты использования невербальных средств общения преподавателем.
Целью статьи является анализ и обобщение существующих представлений о невербальной коммуникации в процессе обучения.
Теоретическое обоснование
Соотношение вербального и невербального в ситуации обучения
Обучение, как и любой процесс коммуникации, также состоит из вербального и невербального компонентов общения. Эти два компонента связаны неразрывно, и отделить их друг от друга можно лишь теоретически.
Несмотря на такую прочную связь, невербальный компонент коммуникации в аудитории является более важным, чем вербальный компонент. Это связано с тем, что невербальное общение нередко является более надежным, чем вербальное, непрерывным, в отличии от речевого, а иной раз даже лучше передаёт смысл лучше, чем слова, то есть, является более тонким. Например, возможно, улыбка передает наши чувства намного легче, чем слова. Безмолвная речь имеет большое значение в повседневных взаимодействиях человека и влияет на вероятность неудачи или успеха в личных и профессиональных социальных встречах.
Невербальная коммуникация выполняет ряд специальных функций в сфере обучения: функции дополнения, опровержения вербальных сообщений, замещения вербальных сообщений, регулирования разговора(Л. Тер-Саргсян, 2017).
С помощью невербального дополнения речь становится более выразительной, через функцию опровержения невербальный компонент может подсказать, где человек лукавит, а где несогласен, но не хочет конфликта.
Замещение вербальных сообщений очень распространено, оно помогает не применять речевой компонент там, где это неуместно, например, сидя в аудитории студенты могут, не прерывая лекцию, с помощью невербальной коммуникации обозначить наличие вопроса, желание выйти или дополнить материал лекции интересным примером.
Функция регулирования разговора позволяет с помощью невербальных
ПСИХОЛОГИЯ
сигналов координировать взаимодействие нескольких людей. Например, одним поворотом головы в сторону определенного студента во время озвучивания вопроса, преподаватель может обозначить, кого именно он хотел бы послушать с ответом на этот вопрос.
Исследование, проведенное F. ВатЬаеегоо и N. Shokrpour, показало, что существует связь между навыками вербального и невербального общения учителей и обучением и мотивацией студентов (ВатЬаеегоо, БЬокгроиг, 2017).
Виды невербальных средств общения, используемых в процессе обучения
Для детального анализа возможностей применения невербальных средств для взаимодействия с обучающимися необходимо выделить виды невербальных средств общения, составляющих невербальную коммуникацию.
В современных работах приводятся во многом схожие классификации, в которых, однако, присутствуют уникальные аспекты, способные обогатить привычные представления о компонентах невербальной коммуникации.
Л. Тер-Саргсян приводит следующую классификацию неречевых знаковых систем: 1) визуальные (кинетика, выражение лица, кожные реакции, выражение глаз); 2) проксемика (временные и пространственные характеристики общения); 3) средства преобразования внешности; 4) акустические (паралингвистические, экстралингвистические); 5) тактильные; 6) ольфакторные (запахи) (Тер-Саргсян, 2017).
Н. Ю. Игнатьева выделяет следующую структуру невербальных средств общения: кинетические (мимика, позы, жесты), проксемические средства (аспекты пространственных отношений между общающимися), паралингвистические средства (особенности произношения, тембр речи, громкость, темп), экстралингвистические средства (Игнатьева, 2016). Отдельно автор выделяет «артефакты - невербальные сигналы, связанные с использованием в процессе общения различных предметов (ручки, карандаши, указка, очки, сигарета)» (Игнатьева, 2016, с. 51).
Б. ВатЬаеегоо и N. БЬокгроиг приводят несколько иную классификацию составляющих невербальной коммуникации в процессе обучения, представляя их как отдельные «языки» коммуникации: 1) язык тела, 2) язык пространства, 3) язык осязания, 4) язык объектов (предметы, которые задействованы в рамках общения, в том числе одежда), 5) язык времени (временные характеристики общения), 6) язык знаков и паролей (такие знаки и символы, которые имеют смысл только для некоторой группы общающихся людей), 7) язык фонетики (ВатЬаеегоо, Shokrpour, 2017).
В более ранней работе Б. А. ВееЬе выделяет несколько следующих невербальных компонентов (ВееЬе, 1980):
1) кинесика - движения, позы, жесты преподавателя,
2) визуальный контакт,
3) параязык - паралингвистические средства общения,
PSYCHOLOGY
4) классная обстановка (цвет, использование окон, расстановка мебели),
5) проксемика (личное пространство и дистанция преподавателя).
M. Haneef с соавторами указывают, что в языке тела существует множество техник, при этом «наиболее распространенными на практике являются движения тела, жесты тела, выражение лица и зрительный контакт» (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014, с. 515).
J. Negi перечисляя известные невербальные средства общения в обучении также упоминает временные аспекты общения, например, пунктуальность, а также образ преподавателя, который включает как контролируемые переменные (одежда, прическа), так и неконтролируемые (цвет кожи, рост, форма тела) (Negi, 2009).
На основе анализа данных классификаций можно выделить как хорошо известные компоненты невербальной коммуникации, механизм использования которых может быть интуитивно понятен, так и менее очевидные компоненты, которые могут оказать влияние на образовательный процесс. К первой группе можно отнести выражение лица (мимику), жесты, визуальный контакт, расположение в пространстве и дистанцию. Ко второй группе можно отнести запахи, использование различных предметов (объектов), временные аспекты взаимодействия, язык знаков и паролей, классная обстановка, внешний образ преподавателя. Таким образом, спектр невербальных средств общения в обучении оказывается довольно широк, сюда можно отнести не только традиционно выделяемые в психологии общения элементы, но и специфические нюансы, актуальные именно в ситуации взаимодействия преподавателя и обучающихся. Обстановка аудитории, класса, которая может включать цветовую гамму и специальную расстановку мебели, может оказать существенное влияние на усвоение знаний и деятельность учения в целом (Beebe, 1980). Поэтому преподавателю, стремящемуся к высокому уровню обучения и взаимодействия с обучающимся, необходимо учитывать как можно больше элементов невербальной коммуникации.
Влияние невербальной коммуникации на качество обучения и взаимодействия с обучающимся
Рассмотрим, какое воздействия оказывают различные невербальные средства общения и невербальная коммуникация в целом на образовательный процесс и взаимодействие преподавателя с обучающимися.
S. A. Beebe приводит анализ восприятия студентами проявления преподавателем различных невербальных средств общения:
1) «Движения, позы и жесты учителя, по-видимому, соответствуют восприятию учеником учителя как теплого, дружелюбного и компетентного» (Beebe, 1980, с. 18). Студентам обычно нравятся более активные, а не менее активные преподаватели.
ПСИХОЛОГИЯ
2) Больший зрительный контакт обычно приводит к улучшению понимания и улучшению отношения к преподавателю.
3) Использование преподавателем личного пространства и дистанции может оказать существенное влияние на участие учащихся в занятиях (Beebe, 1980).
Анализируя значение зрительного контакта в ситуации обучения, C. Zeki утверждает, что такого рода контакт нужен для сигнала ученику, который высказывается в данный момент, что преподаватель замечает это, относится с вниманием, поощряет его вклад, побуждает выразить, что ему есть сказать, а также для того, чтобы показать студенту, что преподаватель хочет поговорить с ним или ждет от него некоторого действия (Zeki, 2009). С другой стороны, «зрительный контакт является важным ключом в том смысле, что, если учитель не смотрит ученикам в глаза, когда говорит с ними, это может свидетельствовать о неуверенности в себе, следовательно, учитель, скорее всего, иметь проблемы с дисциплиной» (Zeki, 2009, с. 1444). Автор описывает важность зрительного контакта для взаимопонимания: «невербальное общение также используется для проверки понимания студентами; озадаченные выражения быстро говорят преподавателю, что из сказанного следует пересмотреть или повторить» (Zeki, 2009, с. 1444).
Рассматривая влияние невербальных средств общения при обучении студентов иностранной речи Н. Ю. Игнатьева отмечает, что «способность проникновения в суть жеста, мимики, движения, позы и так далее, то есть владение различными аспектами невербальных средств общения, не только увеличивает внимание обучающихся к иноязычному коммуниканту, но и углубляет понимание студентами их собственной кинетической системы» (Игнатьева, 2016, с. 50).
E. К. Тимофеева, описывая использование невербальных средств в обучении английскому языку отмечает важность кинесических средств и мимики: «невербальные средства могут особенно повысить эффективность усвоения учебного материала, поскольку суть сводится к стимулу со стороны учителя и реакции на этот стимул учеников. Например, подав соответствующий стимул, такой как поощрение (кивок головы) или наоборот неодобрение (особое выражение лица), преподаватель получит нужную ему реакцию» (Тимофеева, 2017, с. 22).
M. Haneef с соавторами отмечают роль интонации в речи преподавателя, по их мнению, правильное использование учителей интонации в преподавании поэзии очень важно и полезно и создает интерес и любопытство среди студентов (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014).
В научной литературе существует большое число свидетельств, что более активное использование преподавателями невербальной коммуникации имеет существенное положительное влияние на качество обучения и взаимодействия.
F. Bambaeeroo и N. Shokrpour приводят данные исследований о роли невербальной коммуникации в образовательной деятельности преподавателей Университета природных ресурсов в Сари. Результаты исследований показали
PSYCHOLOGY
значительную положительную корреляцию между невербальными навыками общения преподавателей и успеваемостью студентов (F. Bambaeeroo, N. Shokrpour, 2017).
По мнению Е. К. Тимофеевой, «использование невербальных средств в педагогическом общении трудно переоценить: они не только укрепляют вербальное взаимодействие, но и способствуют достижению эмоционально-психологического единства учителя с учащимися, обогащая тем самым весь учебный процесс» (Тимофеева, 2017, с. 21).
N. A. Chaudhry и M. Arif высказывают мнение, что эффективные учителя, как и хорошие художники, используют язык тела и облегчают свое вербальное поведение, что приводит к лучшему пониманию и изучению предмета студентами. Авторы замечают, что «вербальная коммуникация сама по себе не оказывает такого воздействия на умы и сердца учащихся, как невербальная коммуникация, которая дополняет вербальное сообщение» (Chaudhry, Arif, 2012, с. 57). С другой стороны, авторами описывается и возможное негативное воздействие посредством невербальной коммуникации. Они отмечают, что учителя, имеющие позитивное отношение к миру, на самом деле используют важный набор облегчающих невербальных сигналов для поощрения участия и вовлеченности обучающихся, однако, те, у кого негативное отношение, демонстрируют невербальное поведение, направленное на то, чтобы обескуражить и подавить студентов (Chaudhry, Arif, 2012). Таким образом, одно и то же вербальное сообщение может создать противоположный смысл и интерпретацию студентами в зависимости от того, как сообщение передается посредством невербальной коммуникации.
F. Bambaeeroo и N. Shokrpour приводят следующие результаты исследования, посвященного взаимосвязям коммуникативных навыков преподавателей и успешностью обучения студентов: 1) корреляция между коммуникативными навыками преподавателей и академической успеваемостью студентов составила 0,572, что указывает на значительную и позитивную связь между упомянутыми факторами, 2) коэффициент корреляции между навыками невербального общения учителей, их речевым общением и успеваемостью учащихся составил 0,81, что свидетельствует о значительной взаимосвязи между этими факторами (Bambaeeroo, Shokrpour, 2017).
N. A. Chaudhry и M. Arif также приводят данные о сильной связь между невербальным поведением преподавателей и успеваемостью их учеников (Chaudhry, Arif, 2012).
M. Haneef с соавторами отмечают, что «невербальная коммуникация является наилучшим инструментом повышения успеваемости студентов и их вовлеченности в процесс обучения. Ученик учится легче и активно участвует в занятиях, когда учителя используют язык тела, жесты, позу и зрительный контакт» (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014, с. 515).
ПСИХОЛОГИЯ
Отдельного внимания заслуживает анализ влияния использования преподавателями невербальной коммуникации на мотивацию обучающихся. По мнению J. Negi, «если невербальное поведение учителей является позитивным, то студенты получают удовольствие от лекции и высоко мотивированы к преподавателю и предмету, с другой стороны, если невербальное поведение является негативным, то студенты чувствуют дискомфорт и могут не быть мотивированы к предмету и учителю» (Negi, 2009, с. 104). К схожему выводу пришли и F. Bambaeeroo, N. Shokrpour, говоря о том, что «используя невербальный язык, учителя привлекают внимание учеников к пониманию, мотивируют учеников и даже доставляют волнение скучающим ученикам» (Bambaeeroo, Shokrpour, 2017, с. 55).
J. Negi было проведено исследование 80 студентов (по 40 человек женского и мужского пола) с помощью анкеты, позволяющей оценить компоненты невербального общения в обучении, а также наблюдения (Negi, 2009. Полученные автором результаты демонстрируют, что невербальные средства общения, используемые преподавателем, играют очень большую роль для обучающихся. По данным J. Negi: 1) 100 % студентам нравится улыбка учителей; 2) студенты (особенно женщины) избегали зрительного контакта, когда не знали ответа на заданный вопрос, но они (91,25 %) уделяли больше внимания, когда учитель устанавливал с ними зрительный контакт; 3) Студенты (90 %) не воспринимали всерьез те занятия, учителя которых были нерегулярными и непунктуальными;
4) 100% студентов были высоко мотивированы к привлекательной личности и дружелюбному стилю работы преподавателей, они также верили, что привлекательные и откровенные учителя действительно улучшают их обучение;
5) передвижение учителей в классе поддерживало активность 90 % учащихся;
6) ученикам нравились те учителя, которые иллюстрировали предмет и подводили итог урока в конце, побуждали их смеяться в классе (Negi, 2009).
Мнение преподавателей о невербальной коммуникации в ситуации обучения
Невербальный язык важен в обучении так же, как и вербальный язык. Успешные преподаватели знают об этом, поэтому сознательно и бессознательно используют свой язык тела во время обучения (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014). Преподаватели отмечают, что невербальные средства помогают эффективнее мотивировать студентов в классе во время лекций. Доктор Ифтихар отмечал, что каждый раз, когда студенты отвлекаются от лекции, учителя могут вовлекать их в процесс с помощью невербального общения; другой преподаватель использовал свой тон голоса, для возвращения внимания студентов: «когда я чувствую, что мои студенты не слушают мои лекции, я меняю тон и громко говорю, чтобы привлечь их внимание» (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014, с. 515) Тон голоса также передает чувства учителя, а именно психологическое состояние, настроение, он также
PSYCHOLOGY
может нести социальную информацию, например, то в какой манере говорит преподаватель (саркастической, высокомерной или покорной). Преподаватели подчеркивают важность передачи их собственных чувств: «язык тела глубоко связан с чувствами учителей, без которых невозможно мотивировать студентов во время чтения лекции» (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014, с. 515)
Позы и движения тела часто являются индикаторами уверенности в себе, энергии, усталости или состояния здоровья. Отмечается, что очень высоко ценится открытый, привлекательный зрительный контакт, такой, какой обычно встречается в разговоре между друзьями. Студенты подсознательно воспринимают это как признак уверенности, авторитета и искренности.
Наблюдательные учителя также могут сказать, когда студенты понимают представленное содержание или когда у них возникают проблемы с пониманием основных понятий. Сутулый студент посылает совсем другое сообщение, чем тот, кто наклоняется вперед или сидит прямо. Движения тела и позы сами по себе не имеют точного значения, но они могут сильно поддерживать или отвергать произносимые слова. Если невербальные и вербальные послания противоречат друг другу, то результатом будет искаженный образ, и чаще всего будут доминировать невербальные (Haneef, Faisal, Alvi, Zulfiqar, 2014).
Обсуждение результатов
Проведенный анализ позволяет обозначить несколько направлений рассмотрения темы значимости невербальной коммуникации в ситуации обучения.
Первое направление связано с анализом соотношения вербальных и невербальных компонентов в педагогическом общении. Очевидно, что коммуникационное поведение человека является целостным, и на вербальные и на невербальные проявления влияют одни и те же психологические факторы. Преподаватель в целом транслирует определенный настрой и отношение к обучающимся и ситуации обучения в целом. Однако, невербальная сторона коммуникации позволяет точнее передать эмоциональные состояния, оттенки смыслов, аспекты отношения. Поэтому владения только вербальными техниками, хорошим словарным запасом, научной базой недостаточно для эффективного педагогического общения. Только гармоничное сочетание навыков вербального и невербального общения у преподавателя способно обеспечить полноценное взаимодействие с обучающимися. Если этого не происходит, то целостность образовательного процесса нарушается. По мнению F. Bambaeeroo и N. Shokrpour, «если учитель обладает научной компетентностью, но не способен эффективно общаться с учащимися, он / она не может преподавать удовлетворительно; таким образом, учебно-воспитательный процесс не будет полностью реализован» (Bambaeeroo, Shokrpour, 2017, с. 53). При этом, по мнению авторов, человек, выполняющий работу в качестве преподавателя, должен быть компетентным в различных навыках,
ПСИХОЛОГИЯ
одним из которых является язык тела или невербальное общение (ВатЬаеегоо, БЬэкгроиг, 2017). Согласно Е. Г. Коротковой, «невербальные навыки, а именно применение средств невербального сопровождения речи, в том числе кинесиче-ских, играют особую роль в обучении межкультурной коммуникации, поскольку позволяют назвать процесс обучения будущих специалистов межкультурной коммуникации комплексным» (Короткова, 2009, С. 51).
Второе направление связано с большим разнообразием конкретных средств невербальной коммуникации. У преподавателя имеется значительный арсенал способов, которыми он может выразить что-либо невербально, это, например, управление временем занятия, расстановка мебели в аудитории, использование различных предметов, внешний образ преподавателя и другие известные невербальные средства общения. Чем большим набором невербальных средств владеет преподаватель, тем гибче и эффективнее его взаимодействие с обучающимся.
Третье направление связано с влиянием невербальной коммуникации на процесс обучения. Анализ исследований показал, что свидетельств значительного влияния на процесс обучения существует достаточно. По нашему мнению это связано с тем, что процесс обучения неотделим от процесса педагогического общения. По мнению Negi, студенты имеют как положительное, так и отрицательное влияние от особенностей невербального общения своих учителей: с одной стороны, студенты очень хорошо относятся к учителям, которые улыбаются им, заставляют их смеяться в классе и иллюстрируют предмет, но чувствуют трудности в общении с учителем, который холодно смотрит на них 2009).
Заключение
Основной вывод данного исследования можно сформулировать следующим образом. Преподавателям необходимо осознавать важность невербального общения и использовать его в интересах обучающихся, чтобы создать более мотивирующую, комфортную обстановку в аудитории для лучшего управления группой и наилучшего усвоения знаний по учебному предмету.
Данная тематика требует дальнейших психологических исследований, особенно эмпирического характера.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов
Литература
Игнатьева Н. Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5, № 4 (17) С. 50-53.
Короткова Е. Г. Обучение будущих специалистов использованию кинеси-ческих средств невербального сопровождения речи в межкультурной коммуникации // Вестник ЮУрГУ. 2009. № 38. С. 48-52.
PSYCHOLOGY
Лебедева Н. Г. Невербальные средства коммуникации и их роль в процессе обучения (элективный курс) // Актуальные проблемы романо-германской филологии и методики преподавания иностранного языка: Материалы научно-практической конференции. Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2019. С. 104-105.
Тер-Саргсян Л. Использование средств невербальной коммуникации при обучении иноязычной устной речи студентов-экономистов // Вестник Российско-армянского (славянского) университета: гуманитарные и общественные науки. 2017. № 2. С. 250-257.
Тимофеева Е. К. Использование невербальных средств в обучении английскому языку // Вопросы науки и образования. 2017. № 4. С. 21-23.
Bambaeeroo F., Shokrpour N. The impact of the teachers' non-verbal communication on success in teaching // Journal of advances in medical education & professionalism. 2017. Issue 5(2), P. 51-59.
Beebe S. A. The role of nonverbal communication in education: research and theoretical perspectives // Speech Communication Association Convention New York. New York: To the educational resources Information center (ERIC), 1980. P. 1-30.
Chaudhry N. A., Arif M. Teachers' Nonverbal Behavior and Its Impact on Student Achievement // International Education Studies. 2012. Vol. 5, Issue 4. P. 56-64. doi: 10.5539/ies.v5n4p56
Haneef M., Faisal M. A., Alvi A. Kh., Zulfiqar M. The role of non-verbal communication in teaching practice // Sci. Int. (Lahore). 2014. Issue 26(1). P. 513-517.
Negi J. «The Role of Teachers» Non-Verbal Communication in ELT Classroom // Journal of NELTA. 2009. Vol.14, Issue 1, Р. 101-110. doi: 10.3126/nelta.v14i1.3096
Sutiyatno S. The effect of teacher's verbal communication and non-verbal communication on students' english achievement // Journal of Language Teaching and Research. 2018. Vol. 9, Issue 2. P. 430-437. doi: 10.17507/jltr.0902.28
Zeki C. The importance of non-verbal communication in classroom management. // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2009. Issue 1. P. 1443-1449. doi: 10.1016/j. sbspro.2009.01.254
References
Bambaeeroo, F., Shokrpour, N. (2017). The impact of the teachers' non-verbal communication on success in teaching. Journal of advances in medical education & professionalism, 5(2), 51-59.
Beebe, S. A. (1980). The role of nonverbal communication in education: research and theoretical perspectives. In Speech Communication Association Convention. New York. New York: To the educational resources Information center (ERIC).
Chaudhry, N. A., Arif, M. (2012). Teachers' Nonverbal Behavior and Its Impact on Student Achievement. International Education Studies, 5(4), 56-64. doi: 10.5539/ies.v5n4p56
ПСИХОЛОГИЯ
Haneef, M., Faisal, M. A., Alvi, A. Kh., Zulfiqar, M. (2014). The role of non-verbal communication in teaching practice. Sci. Int. (Lahore), 26(1). 513-517.
Ignatyev, N. Yu. (2016). Non-verbal means of communication in teaching students of foreign language in the modern communicative space. Baltijskij gumanitarnyj zhurnal = Baltic Humanitarian Journal, 4(17), 50-53. (in Russ.)
Korotkova, E. G. (2009). Training of future specialists in the use of kinetic means of non-verbal accompaniment of speech in intercultural communication. Vestnik JuUrGU = Bulletin of SUSU, 38, 48-52. (in Russ.)
Lebedeva, N. G. (2019). Nonverbal means of communication and their role in the learning process (elective course). In Actual problems of Romano-Germanic philology and methods of teaching a foreign language: Proceedings of the scientific and practical conference (pp. 104-105). Lipetsk: Lipetsk State Pedagogical University named after P.P. Semenova-Tyan-Shansky. (in Russ.).
Negi, J. (2009). «The Role of Teachers» Non-Verbal Communication in ELT Classroom. Journal of NELTA. 14(1), 101-110. doi: 10.3126/nelta.v14i1.3096
Sutiyatno, S. (2018). The effect of teacher's verbal communication and non-verbal communication on students' english achievement. Journal of Language Teaching and Research, 9(2). 430-437. doi: 10.17507/jltr.0902.28
Ter-Sargsyan, L. (2017). The use of non-verbal communication in teaching foreign-language spoken language by economics students. Vestnik Rossijsko-armjanskogo (slav-janskogo) universiteta: gumanitarnye i obshhestvennye nauki = Bulletin of the Russian-Armenian (Slavic) University: humanitarian and social sciences, 2, 250-257. (in Russ.)
Timofeeva, E. K. (2017). The use of non-verbal means in teaching English. Voprosy nauki i obrazovanija = Questions of science and education, 4, 21-23. (in Russ.)
Zeki, C. (2009). The importance of non-verbal communication in classroom management. Procedia - Social and Behavioral Sciences. 1, 1443-1449. doi: 10.1016/j. sbspro.2009.01.254