педагогические Мальцева Светлана Михайловна, Барабашкина Евгения Владимировна, Стец Алексей Владимирович и другие
науки НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
УДК 378.1
DOI: 10.26140/anip-2020-0902-0038
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА
© 2020
AuthorlD: 736254 SPIN: 9502-6593 ResearcherlD: V-1952-2018 ORCID: 0000-0002-7273-1852
Мальцева Светлана Михайловна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и теологии Барабашкина Евгения Владимировна, студент Стец Алексей Владимирович, студент Ширшов Дмитрий Юрьевич, студент Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина (603005, Россия, Нижний Новгород, Ульянова, 1, e-mail: [email protected]) Аннотация. Исследование направлено на изучение невербальных сигналов поведения в профессиональной деятельности педагога. Педагог-профессионал должен понимать значение сигналов невербального поведения и соответствующим образом использовать их в учебно-воспитательной деятельности. Статья имеет теоретический проблемно-постановочный характер. На основе анализа источников литературы, обобщения, анализа и классификации материала в статье рассмотрено понятие и общие сведения о невербальном общении как существенном канале передачи информации, описаны его основные виды. Особое внимание уделено невербальным средствам общения в профессиональной педагогической деятельности (мимика, жесты, прикосновения, визуальный контакт), описаны функции невербального общения в учебном процессе. В качестве результата авторы определяют значимость невербальной коммуникации для участников педагогического общения: преподавателя и обучающегося. Она оказывает существенное влияние на взаимодействие субъектов, на их внутренний мир, поведение и проявление эмоций и чувств. Благодаря невербальному общению, можно достигнуть высокого уровня образовательного процесса.
Ключевые слова: невербальное общение, невербальная коммуникация, педагогическое общение, невербальный язык, профессиональная деятельность педагога, мимика, жест, прикосновение, визуальный контакт.
NONVERBAL SIGNALS OF BEHAVIOR IN THE PROFESSIONAL ACTIVITY OF THE TEACHER
© 2020
Maltœva Svetlana Mfchailovna, Candidate of Philosophy, Associate Professor of the Department of Philosophy and Theology Baraboshkina Evgeniya Vladimirovna, student Stec Alexey Vladimirovich, student Shirshov Dmitry Yuryevich, student Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (603005, Russia, Nizhny Novgorod, Ulyanov St., 1, e-mail: [email protected]) Abstract. The research is aimed at studying non-verbal signals of behavior in the professional activity of a teacher. A professional teacher should understand the meaning of nonverbal behavior signals and use them appropriately in educational activities. The article has a theoretical problem-setting character. Based on the analysis of literature sources, generalization, analysis and classification of material, the article considers the concept and General information about nonverbal communication as an essential channel for transmitting information, and describes its main types. Special attention is paid to nonverbal means of communication in professional pedagogical activity (facial expressions, gestures, touch, visual contact), and the functions of nonverbal communication in the educational process are described. As a result, the authors determine the importance of nonverbal communication for the participants of pedagogical communication: the teacher and the student. It has a significant impact on the interaction of subjects, their inner world, behavior, and expression of emotions and feelings. Thanks to non-verbal communication, you can achieve a high level of the educational process.
Keywords: nonverbal communication, nonverbal communication, pedagogical communication, nonverbal language, professional activity of the teacher, facial expressions, gesture, touch, visual contact.
ВВЕДЕНИЕ общения в том, что оно осуществляется за счёт жестов,
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важ- телесных контактов, позы, мимики, пантомимики и т.д.,
ными научными и практическими задачами. Главным то есть главным инструментом невербальной составля-
элементом педагогической деятельности является вза- ющей служит тело [2, 3, 4]. Именно оно обладает значи-
имодействие преподавателя и ученика. Оно состоит в тельным объемом возможностей передачи данных при
обмене информацией между участниками педагогиче- том, что в ежедневном общении большая часть всей ин-
ского общения, в оценке поведения и их отношений. формации транслируется именно невербальным путём
Участники этого процесса используют речь, которая [5].
является главным средством передачи информации и По невербальному каналу информация передаётся в
вербальной составляющей процесса общения. Именно самых различных формах. Именно поэтому необходимо
поэтому педагог должен обладать богатым словарным рассмотреть вопрос о классификации элементов невер-
запасом, разборчивой дикцией и выразительностью бальной коммуникации. По сенсорным каналам выделя-
речи. Но при этом более полную и всегда верную инфор- ют оптическую, акустическую, тактильно-кинестезиче-
мацию можно получить благодаря невербальным сред- скую и ольфакторную системы [6, 7].
ствам общения, которые важны не менее, чем речевой Оптическая система связана со зрительным восприя-
элемент [1]. тием. Она определяется совокупностью жестов, поз, ми-
Невербальную коммуникацию определяют как вза- мики, окулистики и физиогномических характеристик,
имодействие между людьми без использования слов, а то есть особенностей внешнего строения (тонус кожи,
также как поведение человека, показывающее эмоцио- мышечные сокращения, симметрия и асимметрия).
нальное состояние и характер взаимоотношений контак- Жесты, позы и мимика отражают внутреннее состояние
тирующих. Отличительная особенность данного вида человека. Они показывают его эмоции и впечатления от
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31) 167
Maltceva Svetlana Michailovna, Baraboshkina Evgeniya Vladimirovna, Stec Alexey Vladimirovich and others NONVERBAL SIGNALS OF BEHAVIOR IN THE PROFESSIONAL ...
pedagogical sciences
собеседника или ситуации, его переживания и эмоциональные возбуждения. Эти знаки обычно сопровождают речь человека, иллюстрируют её, а также именно по ним можно понять, что человек скрывает какую-либо информацию или обманывает собеседника. Окулистика заключается в движении и контакте глаз. Взгляд может являться выражением чувств и состояния, знаком внимания, начала или окончания разговора или реплики [8, 9, 10].
Акустическую систему составляют паралингвистика (просодика) и экстралингвистика. Просодическая структура включает в себя громкость голоса, его темп, тембр и высоту. Эти показатели могут свидетельствовать об отдельных чертах характера, например, уверенности в себе или замкнутости, также они оказывают влияние на собеседника, на его настроение и продолжение взаимодействия. Экстралингвистическими компонентами являются особенности произношения, а именно речевые паузы, вздох, смех, кашель, плач и т.д. Эти элементы показывают отношение и эмоции говорящего к той информации, которую он преподносит собеседнику.
Еще один вид элементов невербальной коммуникации - тактильно-кинестезический - связан с прикосновениями. Эту систему составляют рукопожатия, объятия, поцелуи, похлопывания по плечу, держание за руки и другие сигналы поведения, связанные с тактильным контактом собеседников. Они позволяют поздороваться или попрощаться с партнёром, оказать эмоциональную поддержку, выразить уважение и другие чувства [11, 12].
Восприятие запахов тела и парфюмерии человека дополняют информацию о нём. За это отвечает ольфак-торная система невербальных сигналов. Именно она осуществляет передачу и восприятие запахов, а затем последующий их анализ и формирование впечатления о человеке. Так, грубый и сильный запах может оттолкнуть собеседника, а приятный парфюмерный аромат формирует благоприятное впечатление и располагает к общению с человеком. Таким образом, система запахов оказывает сильное влияние на взаимодействие партнёров.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Изучить невербальные сигналы поведения в профессиональной деятельности педагога и их влияние на учебный процесс.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. Анализ источников литературы, обобщение, анализ и классификация материала.
Изложение основного материала исследования с обоснованием полученных научных РЕЗУЛЬТАТОВ. Невербальное общение присутствует во всех сферах человеческой деятельности. Особое значение уделим профессиональной деятельности педагога. В ней невербали-ка занимает важное место и значима как для педагога, так и для обучающегося. Она выполняет ряд функций, которые обеспечат эффективную учебно-воспитательную работу [13]:
-является внешним проявлением эмоций и сообщает об эмоциях убедительнее, чем речь -признает достоверность речи
-выражает межличностные отношения (экспрессивная функция)
-позволяет контролировать ситуацию при учебном процессе
-координирует интерактивную деятельность -концентрирует и удерживает внимание обучающихся
-установление взаимодействия и взаимопонимания меду участниками педагогического процесса.
Каждый преподаватель стремится стать профессионалом в своей сфере деятельности. Педагог-профессионал должен понимать значение сигналов невербального поведения и соответствующим образом использовать их в учебно-воспитательной деятельности [14, 15]._
В процессе обучения важную роль играет мимика лица преподавателя. Частями лица, несущими наибольшее количество информации о человеке, являются брови и область вокруг рта. Поэтому педагогу нужно уметь контролировать их. Например, можно слегка улыбнуться, выпрямить лоб и брови во время объяснения материала, то будет легче и спокойнее восприниматься информация. Однако чрезмерная подвижность мышц глаз или лица, или статичность мимики, создает барьеры при общении с детьми [16, 17].
Педагоги всегда используют жесты. Например, используют указывающие и подчеркивающие жесты, объясняя материал по учебному пособию, изображающие жесты, рассказывая об устройстве, или ритмические жесты при выражении крупных единиц ритма, выделяя отдельный фрагмент речи. Так Л.М. Данилова особое внимание в своей статье уделяет использованию невербальных средств в профессиональной педагогической деятельности, а именно применению жестов, которые выработал сам автор. Помимо этого, она описывает, в каком случае их можно применить, с чем можно комбинировать и чем они будут полезны [18].
Прикосновения так играют не малую роль. Так, прикосновением педагог может привлечь внимание отвлекшегося обучающегося, прервать его разговор, похвалить за хороший ответ и просто выразить своё отношение к нему. Но при этом не стоит применять жесты, которые ребенок может не понять, которые могут вызвать у ребенка беспокойство или другие негативные эмоции [19, 20].
При взаимодействии с детьми очень важен визуальный контакт. Именно поэтому во время взаимодействия с аудиторией учитель может обратиться взглядом к каждому обучающемуся. Этим он покажет важность присутствия каждого из них [21].
Также есть оптимальный ритм обмена взглядами учителя с детьми. Суть его в том, что учитель чередует зрительный контакт с одним ребенком с групповым. Это способствует лучшему усвоению и пониманию материала. [22, 23, 24, 25]
ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.
Невербальное общение оказывает сильное влияние как на преподавателя, так на ученика. Учитель, понимающий и умеющий распознавать невербальные сигналы поведения, может определить эмоциональное состояние ребенка, достоверность излагаемой им информации, впечатления от учебного процесса. Также осведомленный в этой области педагог способен сам применять невербальный компонент общения для большей эффективности обучения. Ученик, в свою очередь, будет лучше усваивать материал в условиях комфортной эмоциональной обстановки, которую обеспечит невербальное поведение педагога [26-32]. Также между преподавателем и учащимся будет налажено благоприятное взаимодействие без каких-либо эмоциональных барьеров. В этом и состоит влияние невербального аспекта общения на педагогический процесс.
Во-первых, для того, чтобы облегчить и улучшить процесс обучения, педагог должен уметь понимать и использовать невербальное общение, то есть обращать внимание не только на речь ученика, но и на мимику, жесты, взгляд.
Во-вторых, невербальные сигналы поведения свидетельствуют о внутреннем состоянии человека, о его истинных эмоциях и переживаниях, о достоверности излагаемой им информации. Такое искреннее отношения ученика для преподавателя очень значимо.
В-третьих, невербальное общение обеспечивает возможность развития личности субъектов. Учитель получает новые профессиональные навыки общения, которые помогут ему эффективно организовать свою деятельность и стать высококвалифицированным специалистом, а ученик развивает свои личностные возможности, интеллектуальные и творческие способности.
168
Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2020. Т. 9. № 2(31)
педагогические науки
Мальцева Светлана Михайловна, Барабашкина Евгения Владимировна, Стец Алексей Владимирович и другие
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ...
Всё это показывает значимость невербальной коммуникации для участников педагогического общения: преподавателя и обучающегося. Она оказывает существенное влияние на взаимодействие субъектов, на их внутренний мир, поведение и проявление эмоций и чувств. Благодаря невербальному общению, можно достигнуть высокого уровня образовательного процесса. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Салманова Д.А., Алижанова Х.А. Исследование речевого и неречевого поведения педагога //Наука вчера, сегодня, завтра: сборник статей по материалам XXXI международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, 2016. С. 101-109.
2. Мурзахмедова Н.С. Невербальное общение и его роль в коммуникации //Известия вузов Кыргызстана. 2016. №10. С. 101-104.
3. Шкляр Т.Л. Невербальное общение, как вариант деловых коммуникаций //Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сборник статей по материалам XLVIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: Сибак, 2015. С. 33-37.
4. Лабунская В.А. О смысловом пространстве невербального общения //Российский психологический журнал. 2014. №3. С. 93-109.
5. Мартынова Е.М. Невербальная коммуникация: теории и мнения //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-пе-дагогическогоуниверситета. 2014. № 8. С. 227-233.
6. Дашдиев В.А., Шахбазова М.А., Джелилова С.И. Особенности невербального общения в деятельности учителя начальных классов // Известия дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. №4. С. 32-37.
7. Габелия Л.Г., Церцвадзе М.Г. К вопросу о знаковой функции невербальных средств общения //Вестник магистратуры. 2014. №2. С. 66-69.
8. Снеговая О.Р. Роль невербальных средств в межличностном общении // Научно-методический электронный журнал концепт. 2015. №10. С. 321-325.
9. Ревикова Е.Д. Невербальные средства общения // Феномен человека: сборник трудов конференции. Москва: Московский областной государственный институт, 2015. С.263-264.
10. Тогоева О.М. Невербальная коммуникация: общение на языке тела //Вестник магистратуры. 2015. №6. С. 121-124.
11. Родионова Т.Г., Федоренко С.Е. Некоторые особенности и типология невербального общения // Языковой дискурс в социальной практике: сборник научных трудов Международной научно-практической конференции. Тверь: Тверской государственный университет, 2015. С. 241-246.
12. Попова Е.П., Бондаренко О.В. Приемы и средства связей с общественностью: соотношение вербального и невербального компонента // Гуманитарные и юридические исследования. 2015. №1. С. 116-121.
13. Чиркова Е.И. Функции невербальной коммуникации в педагогическом общении //Военный инженер. 2017. №2. С. 49-54.
14. Гужва И.В. Психологические особенности невербального общения в системе «преподаватель - студент» // Социально-психологические проблемы ментальности. 2014. №11. С. 86-91.
15. Мялкина Е.В. Диагностика качества образования в вузе // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 3 (28). С. 4.
16. Фоменко Н.В. Воздействие мимики педагога на учащихся в процессе учебно-воспитательной работы // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2015. №2. С. 203-206.
17. Крымова К.С., Коростелева Н.А. Проблема использования невербальных средств общения в профессии учителя // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. Тамбов: Консалтинговая компания Юком, 2015. С. 110-113.
18. Данилова Л.М. Особенности невербального поведения учителя // Современная педагогика. 2015. № 12. С. 46-48.
19. Шишкина К.И. Социально-психологические аспекты использования невербальной коммуникации в работе учителя // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2018. №1. С. 267-269.
20. Григорьева-Голубева В.А. Опыт изучения коммуникативного поведения педагога //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2017. № 4. С. 104-110.
21. Чернышенко О.В. Методика диагностики моделей и стилей педагогического общения в рамках работы со студентами вуза // Казанский педагогический журнал. 2017. №3. С. 1-4.
22. Исаева С.Н. Невербальные знаки в процессе коммуникации // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Языкознание: Реферативный журнал. 2018. №4. С. 149154.
23. Мальцева С.М., Воронкова А.А., Бушуева А.А. Формирование научного мировоззрения студентов в процессе преподавания социогу-манитарных дисциплин // Современные исследования социальных проблем. 2019. Т. 11. № 2-2. С. 121-125.
24. Грязнова Е.В., Гончарук А.Г. Теология как научная специальность магистратуры: проблемы и перспективы их решения //Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7, №3. С. 1. DOI: 10.26795/23071281-2019-7-3-1.
25. Грязнова Е.В., Треушников И.А., Мальцева С.М. Тревожные тенденции в системе российского образования: анализ мнений ученых и педагогов // Перспективы науки и образования. 2019. № 2 (38). С. 47-57.
26. Грязнова Е.В., Мальцева С.М., Азолова Ю.В., Ларинина Т.В.
Современные трактовки понятия «воспитание»: семья, патриотизм и социализация //Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 30-32.
27. Воронкова А.А., Мальцева С.М., Никанорова В.С. К вопросу о методах психологического воздействия рекламы на потребителя // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. № 1 (35). С. 28-33.
28. Горохова П.А. Специфика и методы контекстной рекламы в сети интернет // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 137-140.
29. Дмитриева Д.Д. Реклама как средство продвижения образовательных услуг в сфере обучения иностранным языкам // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 76-78.
30. Игнатьева Н.Ю. Невербальные средства общения при обучении студентов иноязычной речи в современном коммуникативном пространстве // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 50-53.
31. Сундеева М.О., Татаренко М.А., Гнетова Л.В. Конституция российской федерации о признании прав и свобод человека и гражданина //Новая наука: Стратегии и векторы развития. 2015. № 5-2. С. 202-204.
32. Лукьянова Н.П. Мастерство невербального педагогического общения как средство профессионального роста начинающих учителей //Проблемы и перспективы развития образования: материалы V международной научной конференции. Казань: Молодой ученый, 2014. С. 236-238.
Статья поступила в редакцию 14.01.2020 Статья принята к публикации 27.05.2020
Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 2(31)
169