Научная статья на тему 'Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов-педагогов'

Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов-педагогов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
926
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ЗНАКИ КОММУНИКАЦИИ / НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СООБЩЕНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Колева Н.Л.

Хорошая коммуникация лежит в основе успешных взаимоотношений как личных, так и профессиональных. Она имеет большое значение в ораторской деятельности (в том числе и учительской), журналистике, политическом процессе и пр. Умения невербального и вербального поведения имеют особое значение при профессиональной педагогической подготовке. Следует иметь в виду, что каждый человек обладает своим индивидуальным стилем невербального поведения. Цель освоения таких знаний и умений в процессе обучения базируется на теоретических данных и саморефлексии, чтобы пройти сознательный анализ того, что мы непосредственно делаем в общении с другими людьми. Полученные результаты проведенного исследования путем тестирования показали, что студенты не обладают умениями невербальной коммуникации и понимания языка тела. Это связанно с тем, что им не хватает учебных дисциплин, которые бы их ознакомили с невербальными особенностями коммуникации. Иногда сознательно, но зачастую несознательно, люди посылают своим партнерам огромное количество сигналов, не проронив ни слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование невербальной коммуникации и поведения студентов-педагогов»

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПЕДАГОГОВ

© Колева Н.Л.*

Университет имени «Проф. д-ра Асена Златарова», Республика Болгария, г. Бургас

Хорошая коммуникация лежит в основе успешных взаимоотношений - как личных, так и профессиональных. Она имеет большое значение в ораторской деятельности (в том числе и учительской), журналистике, политическом процессе и пр.

Умения невербального и вербального поведения имеют особое значение при профессиональной педагогической подготовке. Следует иметь в виду, что каждый человек обладает своим индивидуальным стилем невербального поведения. Цель освоения таких знаний и умений в процессе обучения базируется на теоретических данных и саморефлексии, чтобы пройти сознательный анализ того, что мы непосредственно делаем в общении с другими людьми.

Полученные результаты проведенного исследования путем тестирования показали, что студенты не обладают умениями невербальной коммуникации и понимания языка тела. Это связанно с тем, что им не хватает учебных дисциплин, которые бы их ознакомили с невербальными особенностями коммуникации.

Иногда сознательно, но зачастую несознательно, люди посылают своим партнерам огромное количество сигналов, не проронив ни слова.

Ключевые слова невербальные знаки коммуникации; невербальные сообщения.

Введение

Реализация человека как в личностном, так и в профессиональном плане невозможна без общения. Мы удовлетворяем свои потребности в и через общение. Давайте не будем забывать, что прямое общение не является чем-то большим, чем простой обмен словами. Мы разговариваем словами, но общаемся с помощью всего своего тела. Неслучайно в ежедневии невербальная коммуникация известна как «язык тела» или «язык жестов». Это так, потому что движения тела заметнее всего при общении лицо в лицо. Язык тела или двигательная модальность вместе с пространственными кодами заложены в человеке природой. Это и является причиной того, что мы не можем полностью изменить свой двигательный репертуар, как, например, можем заменить предметы, которыми мы пользуемся. Приобретение

* Assoc. Prof. PhD Eng. Faculty Technical Sciences.

умений в области невербальной коммуникации необходимо нам для того, чтобы сделать каждую встречу с другим человеком захватывающе привлекательной.

Хорошая коммуникация лежит в основе успешных взаимоотношений -как личных, так и профессиональных. Она имеет большое значение в ораторской деятельности (в том числе и учительской), журналистике, политическом процессе и пр. Наиболее распространенным разделением коммуникации является вербальная и невербальная коммуникация.

Рассмотрим определения понятий: В словаре болгарского языка и в толковых словарях «вербальный, вербальная» отмечены значением «словесный» (а в языковедении - глагольный). В «Кратком философском словаре» значение определено как «словами, устно, словесно». Происходит от латинского «слово (verb)». В западноевропейских языках на сегодняшний день, однако, понятие имеет другое значение - verb (глагол; слово, выражающее действие), verbal (словесный, языковой). Логично, что невербальный, невербальная имеет обратное значение - без слов, бессловесно. Мы общаемся с помощью огромного количества слов. Большинство сообщений, которые мы отправляем другим людям, невербальные. Невербальная коммуникация включает в себя выражение лица, жесты, зрительный контакт, позу, голосовую интонацию. Способность понимания и использования невербальной коммуникации или языка тела является мощным инструментом, который может помочь связаться с другими и лучше построить взаимоотношения.

Невербальная сторона является важной частью процесса коммуникации. По мнению некоторых авторов, слова составляют только 7 % от акта коммуникации; интонация и другие звуки - 38 %, а 55 % занимает невербальный аспект в общении. По мнению других, 65 % разговора осуществляется через невербальные компоненты [12].

Что же такое невербальная коммуникация и язык тела? Невербальная коммуникация или язык тела - это форма коммуникации, которая подсознательно излучает наши истинные чувства и намерения в данный момент, а также людей, которые нас окружают. Когда мы общаемся с другими, мы непрерывно подаем и получаем безмолвные сигналы. Всеми нашими жестами, то, как мы сидим, насколько быстро и громко говорим, на каком находимся расстоянии друг от друга, какой имеется зрительный контакт, мы посылаем сильные сообщения. Эти сообщения не останавливаются и после окончания разговора. Даже когда мы молчим, невербальная коммуникация продолжается.

Невербальная коммуникация, которая реализуется посредством знаков и сигналов неречевого характера, включает в себя сообщения, которые передаются различными частями тела, голоса, пространственного поведения и внешнего вида. Невербальное поведение человека включает в себя совокупность невербальных знаков (представляющие собой целенаправленную пе-

редачу невербальной информации) и невербальных сигналов (излучающих информацию, независимо от желания человека или против его воли), в которых сочетаются сознательные и несознательные характеристики, а с другой стороны, отчасти врожденные, отчасти приобретенные в результате воспитания и обучения, особенно в раннем детстве.

Получается так, что то, что мы говорим, и то, что мы сообщаем с помощью языка тела - это две абсолютно разные вещи. Сталкиваясь с этими смешанными сигналами, слушателю необходимо выбрать, какому сообщению верить - вербальному или невербальному. Чаще всего он выбирает невербальное. Почему? Способ, которым мы слушаем, выглядим, двигаемся, реагируем, показывает другим сопричастны ли мы или нет, насколько мы честны и насколько внимательно слушаем. Когда невербальные сигналы совпадают со словами, которые произносятся, увеличивается доверие. Когда не совпадают, они вызывают напряжение, недоверие и путаницу. Важно обращать внимание на свое невербальное поведение, чтобы оно было в унисон с нашими мыслями и вызывало положительные чувства у других. Также очень важно понимать и сигналы, которые мы посылаем, чтобы быть уверенными, что отправляемые нами сообщения являются тем, что мы действительно хотим выразить.

Элементы эффективной коммуникации

Язык тела - это объект исследования со стороны таких наук и отраслей науки, как когнитивная психология, культурная антропология, пара- и психолингвистика, этнография, кинесика, социальная психология и др. Среди болгарских исследователей невербальной коммуникации следовало бы отметить имена Васила Г. Райнова, Толи Стоицевой, Васила Инджева и др. В их трудах [2] наряду с теоретическим разъяснением генезиса, этимологии, терминологического затенения безмолвного общения и популяризаторства, имеются и серьезные опыты анализа и систематизации невербальных компонентов в болгарской народной культуре, а также в нашей современной практике поведения.

Невербальные знаки коммуникации по д-ру Эдварду Вертхайму (Edward G. Wertheim) [11], могут играть пять ролей:

1. Повторение: Они могут повторять устное сообщение, сделанное человеком.

2. Противоречие: Они могут противоречить сообщению, которое пытаются передать.

3. Замещение: Они могут замещать устное сообщение. Например, глаза человека часто выражают более ярко сообщения, сказанные словами.

4. Дополнение: Они могут добавлять или дополнять устное сообщение.

5. Акцентирование: Они могут выражать акцент или подчеркивать устное сообщение.

Разновидности коммуникации

Невербальная коммуникация имеет несколько особенностей в отношении ее связи с языком. Она более прямая, более общая, более спонтанная.

- Не имеет точного языкового эквивалента.

- Имеет сильное присутствие при некоторых социально-психических механизмах, таких как внушение, заражение, подражание, убеждение.

- Иногда имеет преимущество перед речью, из-за ожидаемых негативных последствий от речевого эффекта.

- Существует двусторонняя связь с речью - она ее или отрицает, или поддерживает.

- Расшифровка и реакция на невербальные послания становится весьма автоматичной и бессознательной, чем понимание словесных реакций. Невербальная информация является весьма небольшим объектом сознательной интерпретации и наблюдения, и в результате может очень легко «выдать» настоящие чувства, отношения и интересы говорящего.

По мнению Аргайла (Michael Argyle), «невербальные сообщения гораздо эффективнее передают информацию об отношениях и чувствах, чем язык» [7], что можно объяснить или возможностью тонкого обхода норм культуры, или первичностью и адаптацией передачи информации по невербальному каналу.

- Часть знаков, вероятнее всего, наследуется, и по этой причине существуют общечеловеческие эталоны их презентации (прежде всего, в сфере выражения эмоций), а вторая часть зависит от социально-культурной среды и воспитания, и среди этой группы наиболее отличаются знаки, которые имеют языковой эквивалент.

Функции невербальной коммуникации

Основные элементы невербального поведения существенно отмечают различные каналы для получения и передачи невербальных сообщений. Они выполняют различные функции, связанные, прежде всего с речью - поддерживают ее, отрицают ее, дополняют ее, замещают ее, передают контекст. Функции невербальной коммуникации наиболее серьезно исследовал Michael Argyle, по мнению которого, они реализуются при таких аспектах как:

- управление социальной ситуацией - для синхронизации общения, для проявления интереса или скуки, для того, чтобы обмениваться ролями говорящего и слушателя, для проявления понимания и согласия;

- передача информации личности говорящего. Чаще всего это путь спонтанной невербальной коммуникации, но может и использоваться хорошо подготовленным коммуникатором для создания определенных положительных чувств и настроения;

- выражение эмоционального состояния. Связь между эмоцией и выражением лица является предметом научных исследований еще со времен Дарвина, который в своей работе «О выражении эмоций у человека и животных» [1], (оригинал от 1872) обосновал три принципа генезиса мимики:

• для целесообразности,

• для контраста и противопоставления,

• для прямого воздействия на нервную систему при возбуждении и перевозбуждении.

- передача информации о чувствах, используя возможности голоса, интонации, мимики и прочих невербальных средств;

- контроль канала связывается с ограниченностью слухового канала принимать и обрабатывать звуковые воздействия и значительных возможностей зрительного канала для получения информации;

- замещение языка - чаще всего через жесты и мимику, когда считается, что это воздействие будет более прямым и сильным или когда речевое воздействие социально неприемлемо;

- дополнение или поддержка языка, усиление речевого воздействия с включением невербальных знаков - невербальное сообщение раскрывает психическое состояние или эмоцию, которые сопутствуют речевому сообщению или подают сигналы для чего-то другого;

- передача подтекста, который может не только дополнять, усиливать, но и оттенять, изменять или полностью отвергать речевое сообщение;

- выражает межличностные взаимоотношения - расстояние между собеседниками часто показывает нам степень близости и их взаимного привлечения или неприязни.

Универсальный культурно-специфический язык тела

Издавна ученые спорят о том, всецело ли понятен язык тела и особенно мимика. В 1872 г. в своей эволюционной теории Дарвин допускает, что эмоциональное выражение лица передается по наследству [12]. С другой стороны, специалисты оспаривают то, что культуры влияют на телесное выражение эмоций. В целом, теории можно разделить на две модели:

I. Культурно-эквивалентная модель.

Культурно-эквивалентная модель прогнозирует, что «лица должны быть одинаково точными в понимании эмоций между членами, находящимися внутри одной группы и вне ее границ» [18]. Эта модель укоренилась в эволюционной теории Дарвина, где он отмечает, что люди и животные имеют похожие постуральные выражения эмоций, такие как гнев / агрессивность, счастье и страх [18]. Эти сходства поддерживают теорию эволюции в том, что социальные животные (в том числе и люди) имеют обыкновенную спо-

собность передавать эмоциональные сигналы друг другу, а понятие разделяется несколькими академиками (Chevalier-Skolnikoff, 1974; Linnankoski, Laasko, Aul-Аико, и Leinonen, 1994). И если Дарвин отмечает сходство в выражении среди животных и людей, то культурная эквивалентная модель отмечает сходство в выражении различных культур у людей, хотя они могут быть совершенно разными.

Одним из сильнейших доказательств, которые укрепляют эту модель, является одно исследование, проведенное Paul Ekman и Friesen (1971), где члены племени в Папуа Новой Гвинее в состоянии «preliterate» (или устной грамотности; или когда не развита письменная грамотность) надежно распознают мимику лиц из США. В культурной изоляции и без воздействия американских средств массовой информации члены племени не имели возможности межкультурной передачи людям племени [20].

II. Культурно-преимущественная модель.

Культурно-преимущественная модель предсказывает, что люди одной и той же расы «принимают процесс визуальных характеристик более точно и эффективно, чем люди различных рас» [16]. Другие факторы, увеличивающие точную интерпретацию, включают знакомство с невербальными акцентами [15]. Существует множество исследований, которые поддерживают две модели - Культурно-эквивалентную и Культурно-преимущественную. Обзор литературы показывает, что существует общий консенсус, что общепризнанны семь эмоций, независимо от культурной среды:

- счастье;

- неожиданность;

- страх;

- гнев;

- обида;

- отвращение;

- грусть.

Недавно ученые доказали, что проявление гордости и стыда универсальны. Tracy, Jessica и Robins, Richard пришли к выводу, что выражение гордости содержит расширенную позу тела с наклоном головы назад, низкой интенсивностью лица, не типа Дюшена - легкая улыбка (с чуть приподнятыми уголками рта). Выражение стыда содержит скрытие лица, когда голова опущена вниз или закрыта руками [20].

Исследование способностей для невербальной коммуникации

Для изучения знаний и умений людей, работающих и живущих в Болгарии, для использования языка тела и их способностей невербальной коммуникации, было проведено исследование случайной выборки с небольшим количеством населения.

В качестве инструмента был использован «тест для невербальной коммуникации» (в приложении к настоящей разработке). Исследование проводилось среди студентов, изучающих специальность «Начальная школьная педагогика» на третьем курсе бакалаврской степени обучения, которая обозначена как «Первая группа»; среди работающих учителей в начальной образовательной школе, со стажем работы по профессии до 7 лет - «Вторая группа»; среди работающих в фирме на низшем уровне управления, со стажем работы по специальности до 7 лет - «Третья группа».

Таблица 1

Результаты теста на умения невербальной коммуникации

№ на участника | Количество верных ответов | Баллы | Максимальное количество баллов

Студенты спец. «Педагогика» (третий курс обучения) ПЕРВАЯ ГРУППА

1Б 9 90 150

2Б 6 60

3Б 8 80

4Б 6 60

5Б 7 70

6Б 6 60

7Б 9 90

8Б 4 40

9Б 5 50

10Б 6 60

11Б 8 80

12Б 9 90

13Б 7 70

14Б 8 80

15Б 6 60

Сума 1040 2250

Среднеарифметическое для группы (количество баллов) 69,33

Учителя начальной школы (средний стаж - 3-7 лет) ВТОРАЯ ГРУППА

1М 9 90 150

2М 8 80

3М 7 70

4М 7 70

5М 9 90

6М 8 80

7М 10 100

8М 7 70

9М 6 60

10М 10 100

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11М 11 110

12М 9 90

Сума 1010 1800

Среднеарифметическое для группы (количество баллов) 84,17

Окончание табл. 1

№ на участника | Количество верных ответов | Баллы | Максимальное количество баллов

Работающие в фирме (средний стаж - 3-7 лет) ТРЕТЬЯ ГРУППА

1Р 12 120 150

2Р 10 100

3Р 11 110

4Р 8 80

5Р 12 120

6Р 13 130

7Р 10 100

8Р 10 100

9Р 12 120

10Р 10 100

Сума 1080

Среднеарифметическое для группы (количество баллов) 108

>0,00

\

46,67%

А

60,0

60,00%

40,00% 1

26,6

53,33%

а

60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

1Б 2Б 3Б 4Б 5Б 6Б 7Б 8Б 9Б 10Б 11Б 12Б 13Б 14Б 15Б

Рис. 1. Результаты теста на умения невербальной коммуникации первой группы

66,67%

60,00% 60,00%

53,33% 46,67% 53,33% 46,67%

46,67%

40,00%

60,00%

80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

1М 2М 3М 4М 5М 6М 7М 8М 9М 10М 11М 12М

Рис. 2. Результаты теста на умения невербальной коммуникации второй группы

90,00% 80,00% 70,00% 60,00% 50,00% 40,00% 30,00% 20,00% 10,00% 0,00%

1Р 2Р 3Р 4Р 5Р 6Р 7Р 8Р

9Р 10Р

первой, второй и третьей группы Анализ результатов исследования

Рефлексивная практика через исследование невербальных характеристик поведения, в том числе и через получение обратной информации от других участников, позволяет нам выяснить, как в процессе общения мы влияем на других, и как они влияют на нас. Здесь мы рассмотрим только некоторые элементы невербальной коммуникации, которые являются объектом дискуссии общего характера и имеют существенное значение в процессе психологической профессиональной подготовки студентов.

Умения невербального и вербального поведения имеют особое значение при профессиональной педагогической подготовке. Следует иметь в виду, что каждый человек обладает своим индивидуальным стилем невербального поведения. Цель освоения таких знаний и умений в процессе обучения базируется на теоретических данных и саморефлексии, чтобы пройти сознательный анализ того, что мы непосредственно делаем в общении с другими людьми. Как было отмечено, через невербальные формы коммуникации мы можем выразить множество важных для межличностных контактов вещей: согласие и несогласие, готовность и желание или отказ и нежелание общаться, уважение или неуважение, симпатию или антипатию, радость или

грусть, интерес или незаинтересованность, нетерпение или досаду, поддержку или безразличие и многое, многое другое.

Полученные результаты проведенного исследования путем тестирования показали, что студенты не обладают умениями невербальной коммуникации и понимания языка тела. Это связанно с тем, что им не хватает учебных дисциплин, которые бы их ознакомили с невербальными особенностями коммуникации. Эти умения приобретаются личностью в процессе профессиональной деятельности (рис. 1-3). Сравнительная графика показывает повышение умений педагогов в процессе их работы (рис. 4). Умения невербальной коммуникации очень высоки среди работающих в бизнес среде, благодаря ежедневной необходимости справляться с пониманием жестов и мимики.

К техникам психологического внимания к учащимся относится, прежде всего, поддержание зрительного контакта. Периодически поглядывая собеседнику в глаза, пока он говорит, в сопровождении с кивком головы, это, наверное, самый лучший способ того, чтобы подчеркнуть наше сосредоточение к рассказчику: «Я здесь. Слушаю тебя. Я обеспокоен». Другой существенный способ невербального выражения внимания по отношению к состоянию собеседника - это озабоченное выражение лица, или точнее -отражение его чувств.

Коммуникация через прикосновение является еще одной модальностью невербального общения, которая в известной степени занимает промежуточное положение между физическим и психологическим вниманием. Кроме рукопожатия сюда относятся любые другие прикосновения к собеседнику. В работе педагога существует ряд ситуаций, требующих осуществления физического прикосновения к ученикам вне рамок типичного общения между людьми.

Очень часто профессиональные обязанности педагога при оказании помощи в воспитании подростков связаны с необходимостью нарушения интимной зоны учащегося. В нее человек допускает только своих самых близких людей. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны приводит к ряду физиологических изменений в организме: учащается сердечный пульс, повышается адреналин, кровь приступает к голове и т.д. Если доверительные отношения не построены, учащийся (в большинстве случаев несознательно) может воспринять прикосновение учителя как нарушение его неприкосновенности, и может отреагировать агрессивно. Прикосновение, простой физический контакт, иногда может быть единственным средством сообщения углубленной и интенсивной заботы.

Не на последнем по важности месте среди невербальных компонентов в поведении учащегося находится интонация и сила голоса, так как они имеют особое значение семантически образующих элементов в контексте содержания речевого выражения. Известно, что тихий голос выражает грусть, симпатию и подчиненность, умеренный - активность и радость, а громкий -превосходство, экстравертность и настойчивость.

Позы, телодвижение зачастую выражают более обобщенные послания -общее отношение к собеседнику, отношение к его предложениям, переоценку своей позиции.

Как внимательное слушание для учителя является ключом к пониманию вербальных выражений, так и внимательное наблюдение являются жизненно важными для толкования языка тела учащегося. Таковы основные акценты в психологической подготовке педагогических кадров.

Эмоции, самочувствие и очень часто отношение к другим участникам взаимодействия люди выражают без слов - или невербальным способом. В отличии от словесного, он протекает преимущественно на неосознанном уровне и поэтому гораздо более подлинный. Невербальная коммуникация раскрывает истинное эмоциональное состояние и отношение между взаимодействующими лицами. Если словами мы передаем содержание того, что мы хотим сказать другому человеку, то через расстояние, движения, жесты и прочие невербальные компоненты поведения мы выражаем свое отношение к нему и к информации, которую передаем или получаем. Невербальный язык - это послание нашего эмоционального состояния и ценностного отношения к тому, что совершается, и к тому, о чем ведется речь. Язык нашего тела создает уникальный контекст, в котором одно и то же содержание речевого высказывания может получить различный смысловой оттенок.

Не подлежит сомнению, что при общении между людьми невербальные (неязыковые, несловесные) средства имеют огромное значение. Это наш эмоциональный язык, через который мы можем как выразить свое психическое состояние, так и установить эмоциональное состояние человека напротив нас. Иногда сознательно, но зачастую несознательно, люди посылают своим партнерам огромное количество сигналов, не проронив ни слова. Это сигналы:

- движения тела (кинетика) - выражение лица, мимика, позы, жесты;

- пространственная коммуникация (проксемика) - соблюдающаяся дистанция, контролируемая территория;

- параязык - неязыковые звуки, которые означают что-то только в данной ситуации, еще - плач, смех и пр.;

- тактильные жесты - прикосновение, объятия, поцелуй;

- средства цивилизации - одежда, украшения, все, что дополняет обычный внешний вид человека.

Очень трудно правильно распознать невербальные послания, чем вербальные, потому что одно и то же невербальное выражение (например, улыбка) может быть отметкой самых разных, иногда противоречивых эмоций [3].

Приложение

В своей основе язык тела принимается, как невольное и несознательное явление, которое добавляется к процессу коммуникации. Несмотря на то, что имеются некоторые области, в которых мы сознательно используем возможности языка тела, что полезно как для действий, так и для понимания при обще-

нии. Увеличение использования языка тела наблюдается при осуществлении торговых целей, при больших объемах объяснений и руководства. Его предназначение заключается в том, чтобы люди научились понимать язык тела, и как его использовать, чтобы воспользоваться им в определенных случаях [13].

Использование языка тела можно увидеть в широком аспекте и областях. Язык тела применен в учебном процессе преподавания, и особенно в области изучения второго языка, или улучшения преподавания математики и т.д. Поводом для использования языка тела может быть изменение вербального языка людей, которые не способны использовать вербальную коммуникацию, либо из-за глухоты, либо из-за афазии. Язык тела также применяется в процессе обнаружения мошенничества через фиктивные выражения, как органов правопорядка, так и в мире игры в покер [13].

Заключение

Прочие виды человеческой коммуникации (кроме речи) иногда называются как «язык тела» или «kinesics».

Kinesics - это «изучение и интерпретация невербальной коммуникации, связанная с движением любой части тела или тела в целом» [10], или проще говоря, это изучение языка тела. Ray Birdwhistell, который считается основателем области исследований невербальных коммуникаций, никогда не использовал термин язык тела, и не считал это подходящим. Он утверждает, что то, что можно передать с помощью своего тела, не отвечает теориям лингвистов [8].

Birdwhistell говорит, что «человеческие жесты отличаются от жестов животных, так как они имеют большое значение. Они могут интерпретироваться и иметь очень разные значения в зависимости от коммуникативного контекста, в котором они производятся» [8]. Он противится идее, что язык тела «может быть расшифрован по какой-то абсолютной модели». Также он указывает на то, что «любое движение тела должно толковаться в широком смысле и в связи с каждым последующим элементом коммуникации» [8].

Несмотря на это, язык тела гораздо шире применяется на практике, чем kinesics.

Множество возможностей преодолеть барьеры в общении учитель -ученик заключается в улучшении невербального стиля коммуникации. Основываясь на своих наблюдениях, исследователи пришли к заключению, что способность педагога расшифровывать невербально посланное чувство, а также кодировать эмоциональные послания по невербальным каналам, выглядит связанной с его способностью удовлетворять нужды учащегося в социальной и эмоциональной заботе. Результаты этих исследований также предполагают, что невербальные кодирующие и расшифровывающие умения могут в совокупности являться значимым компонентом одной общей способности человека эмпатично связывать социальные взаимоотношения. На развитие большей чувствительности в этом отношении направлено обу-

чение коммуникативным умениям, которое должно быть в основе подготовки не только педагогов, но и всех современных специалистов.

Список литературы:

1. Дарвин Чарлс. За изразяването на емоциите при човека и животните. -Изд. «ЛИК», 2003. - ISBN 9546075876.

2. Инджев В. Изкуството на пантомимата. - С., 1977.

3. Пийз А. Езикът на тялото. - София: Изд. «Сиела», 2000.

4. Райнов В.Г. Особености на невербалната комуникация. - С., 1987.

5. Райнов В.Г. Символното поведение на човека. - С., 1993.

6. Стоицева Толя. И усмивката може да бъде заповед. - С., 1992.

7. Argyle, Michael, Nonverbal communication in human social interaction, Madison: International Universities Press, 1988.

8. Barfield T. (1997). The dictionary of anthropology. Illinois: Blackwell Publishing.

9. Caro Mike (1994). The Body Language of Poker. Mike Caro's Book of Tells.

10. Danesi M. (2006). Kinesics. Encyclopedia of language & linguistics.: 207-213.

11. Edward G Wertheim, The Importance of Effective Communication, Ph.D. Northeastern University, College of Business Administration, Retrieved 10/10/08 from http://web.cba.neu.edu/~ewertheim/interper/commun.htm.

12. Ekman Paul (1971). Universal and cultural differences in facial expressions of emotion. Nebraska symposium on motivation. 19: 207-283.

13. Fast Julius (2014). Body Language. Open Road Media. ISBN 1497622689.

14. Kurien Daisy N. (March 1, 2010). Body Language: Silent Communicator at the Workplace. IUP Journal of Soft Skills 4 (1/2): 29-36.

15. Marsh A.A., Elfenbein H.A., Ambady N. (2003). Nonverbal «accents»: Cultural differences in facial expressions of emotion. Psychological Science 14 (4): 373-376

16. O'Toole Alice J., Peterson Jennifer; Deffenbacher Kenneth A. (1996). An «other-race effect» for categorizing faces by sex. Perception 25 (6): 669-676.

17. Russell James A. (1994). Is There Universal Recognition of Emotion From Facial Expression? A Review of the Cross-Cultural Studies. Psychological Bulletin 115 (1): 102-141.

18. Soto Jose Angel; Levenson Robert W. (2009). Emotion Recognition different cultures: The influence of ethnicity empathic accuracy and physiological connection. Emotion 9 (6): 874-884.

19. Tracy Jessica L., Robbins Richard W. (2008). The non-verbal expression of pride: Evidence of intercultural recognition. Personality and Social Psychology 94 (3): 516-530.

20. Tracy Jessica L., Robins Richard W. (2008). Personality and Social Psychology. 94 (3): 516-530.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.